Научная статья на тему 'Сторителлинг и иммерсия: современные тенденции журналистики'

Сторителлинг и иммерсия: современные тенденции журналистики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1968
400
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОРИТЕЛЛИНГ / ИММЕРСИЯ / ЖУРНАЛИСТИКА / НАРРАТИВ / VR

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Красавина Анна Викторовна, Артемов Иван Александрович

Профессиональное построение нарративов становится важнейшей функцией современной журналистики. Освоение законов сторителлинга, находящегося в основе конструирования медиатекстов и призванного захватить воображение, высвободить эмоции, является актуальной тенденцией современной журналистики. Воображение, поддержанное зрительным каналом восприятия информации, также является ключевым компонентом другого актуального направления развития журналистики. Иммерсивная журналистика, использующая технологии виртуальной реальности, расширяет именно визуальный нарратив. Таким образом, журналистика становится передовой сферой поиска новых форм креативности, лежащих в области сторителлинга и VR. Кроме того, проблема взаимодействия с аудиторией как никогда актуальна для журналистики. Интерактивность предполагает коммуникацию как форму существования современной журналистики: ведется поиск и внедрение наиболее успешных её форм, одной из которых и является storifeied communication, ее разновидностью, на наш взгляд, является сторителлинг. Сторителлинг, усиленный VR-технологией, стремится к максимальному воздействию на каждую отдельную личность. В целом, виртуальная реальность как технологическая платформа и экспериментальная лаборатория для опытов с нарративом способна изменить существующую культурную парадигму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Красавина Анна Викторовна, Артемов Иван Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сторителлинг и иммерсия: современные тенденции журналистики»

УДК 070

А. В. Красавина

Южно-Уральский государственный университет, Челябинск

И. А. Артемов

Челябинский государственный институт культуры, Челябинск СТОРИТЕЛЛИНГ И ИММЕРСИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

Профессиональное построение нарративов становится важнейшей функцией современной журналистики. Освоение законов сторителлинга, находящегося в основе конструирования медиатекстов и призванного захватить воображение, высвободить эмоции, является актуальной тенденцией современной журналистики. Воображение, поддержанное зрительным каналом восприятия информации, также является ключевым компонентом другого актуального направления развития журналистики. Иммерсивная журналистика, использующая технологии виртуальной реальности, расширяет именно визуальный нарратив. Таким образом, журналистика становится передовой сферой поиска новых форм креативности, лежащих в области сторителлинга и VR. Кроме того, проблема взаимодействия с аудиторией как никогда актуальна для журналистики. Интерактивность предполагает коммуникацию как форму существования современной журналистики: ведется поиск и внедрение наиболее успешных её форм, одной из которых и является storifeied communication, ее разновидностью, на наш взгляд, является сторителлинг. Сторителлинг, усиленный VR-технологией, стремится к максимальному воздействию на каждую отдельную личность. В целом, виртуальная реальность как технологическая платформа и экспериментальная лаборатория для опытов с нарративом способна изменить существующую культурную парадигму.

Ключевые слова: сторителлинг, иммерсия, журналистика, нарратив, VR.

На V Всероссийском форуме региональных СМИ, прошедшем в Челябинске c 11 по 14 сентября 2018 г., неоднократно постулировалось, что зритель, слушатель, пользователь не воспринимает статьи, интервью, заявления - ему нравятся истории [9]. Таким образом, профессиональное построение нарративов становится важнейшей функцией современной журналистики и порождает спрос на «хороших» рассказчиков. Это подтверждают слова Р. Макки - голливудского гуру сценарного мастерства: «<...> донести до других людей свои идеи, чувства, устремления гораздо легче, если облечь их в форму истории. История подходит для этого гораздо лучше, чем логическая аргументация, цифры и статистика. Она по-настоящему цепляет, а значит, оказывается куда эффективнее» [4]. Причина эффективности историй коренится в глубоком прошлом человечества: «мы построили свой мир через описания - нарративы, поэтому самый удобный для нас способ воспринимать новую информацию - с их помощью» [12]. Журналистский нарратив транслирует правильные с точки зрения социума жизненные установки, ведь «каждый народ существует в рамках своей системы нарративов, которая формирует стереотипы и ощущение своего места» [12]. Таким образом, освоение законов сторителлинга, работающего с нарративами и находящегося в основе конструирования медиатекстов, призванного захватить воображение аудитории, высвободить эмоции, является актуальной тенденцией современной журналистики наряду с доминированием визуального канала восприятия. Потребность аудитории в усилении эстетического и эмоционального опыта также становится трендом в журналистике, работающим на первостепенную миссию всех медиа - социальное воздействие (возврат «к прямому социальному эффекту» [11]), делая иммерсивную журналистику, использующую технологии виртуальной реальности, передовой сферой поиска новых форм креативности, лежащих в области сторителлинга и VR. Журналистика выстраивает картину мира для человека и общества в целом, ведь «опыт - закрепленный в описании - своеобразная формула развития человечества» [12]. По-новому оцененный с помощью VR человеческий опыт, транслируемый журналистами, может внести коррективы или даже поменять формулу развития всего человечества, и именно журналистика оказывается на передовой трансформационных процессов. «VR вполне может позволить более полно выразить и начать исследовать всю сложность человеческого опыта.

Перенести нас из информационного века в экспериментальный, катализируя новый Ренессанс, который отпирает скрытые потенциалы нашего творческого начала и фантазии», - говорит Кент Бай, владелец Voices of VR [15]. Но «машина эмпатии» (в 2015 г. на конференции TED Крис Милк, пионер виртуальной реальности, назвал VR «мощнейшей машиной эмпатии» [6]), как называют VR-журналистику, при неумелом использовании может оказаться отнюдь не безобидным инструментом, ведь нарратив, усиленный VR, «может превратить правду в ложь, а ложь в правду. Если изменить ключевой нарратив или ряд нарративов в рамках системы - группа людей изменит взгляды на события и свое место в истории. Так происходит, когда переписываются учебники истории или снимаются фильмы с альтернативным взглядом на события прошлого» [12]. Поэтому не стоит забывать о рисках, неизменно присутствующих при внедрении и освоении любых технологических и технических новинок. Удобство восприятия историй основано на том, что «человек воспринимает свою жизнь как сюжет, а память человека может скорректировать этот сюжет» [12], но любые нарративные связи можно подвергнуть сомнению и создать новые. Так, Р. Макки говорит о том, что сегодня «взаимодействовать с аудиторией и как-то влиять на ее поведение можно только через коммуникацию, опирающуюся на истории (storified communication)» [4]. Важно учитывать то, что новые поколения - миллениалы и поколение Z - глубоко вовлечены в цифровые технологии и смутно представляют или не представляют вовсе жизни без гаджетов, которые становятся для них привычными и незаменимыми. Для этих поколений приоритет визуального канала восприятия над всеми остальными давно зафиксирован, и «переход коммуникативных процессов в виртуальную среду, где симуляция является неотъемлемой чертой мироощущения» [8], VR- технологии являются чем-то естественным. Но, тем не менее, никто не имеет «иммунитета» против нарратива, против истории (в отличие от политической пропаганды или рекламы), поэтому история - это пока что единственный инструмент, с помощью которого можно «взаимодействовать с любой аудиторией и влиять на ее поведение» [4]. Противоядием против истории может стать лишь другая история. Опасения понятны. Так, в одном из комментариев к материалу о VR выражается крайняя озабоченность в связи с теми возможностями, которые получит журналистика с помощью VR: «еще один способ запугать людей, чтобы они думали, что им угрожает каждая катастрофа, происходящая в каждом уголке Земли, поэтому они будут более сговорчивы, чтобы отказаться от своих свобод для безопасности людей, которые являются самой большой реальной угрозой для их свободы и безопасности» [18]. Но с другой стороны, существует RYOT - новостная организация, использующая позитивный ресурс VR. В основе работы этой организации - идея о том, что каждая история, которую они запускают, должна вдохновлять на какие-то действия, будь то пожертвование денег или подписание петиции [17].

Сегодня проблема взаимодействия с аудиторией как никогда актуальна для журналистики. Интерактивность предполагает коммуникацию как форму существования современной журналистики, ведется поиск и внедрение наиболее успешных её форм, одной из которых и является storifeied communication (согласно Р. Макки); ее разновидностью, на наш взгляд, является сторителлинг («сторителлинг - особый генеральный жанр или стиль «письма», <...> необходим для раскрытия драматических событий общественной жизни, оформленных в качестве историй» [10. С. 290-293]), в основе которого лежит нарратив («нарратив - исторически и культурно обоснованная интерпретация некоторого аспекта мира с определенной позиции. В качестве основополагающей идеи нарративизма берётся идея субъективной привнесённости смысла через задание финала» [13]). Нарративная компонента в той или иной степени присутствует в любых текстах - от традиционных до визуальных. Однако иммерсивная технология не просто служит «очередной платформой для визуализации журналистских историй — она стимулирует производство нелинейных 3D-моделей виртуального нарратива, который не имеет близких классических аналогов» [3]. Исследователи повторяют друг за другом тезисы о новой креативной среде, возникающей благодаря виртуальной реальности, тем не менее, VR до сих пор не адаптирована для нужд журналистики в полной мере. «VR - это новая среда, которая способна предоставить захватывающий пользовательский опыт, но мы до сих пор не имеем в своем распоряжении эквивалента Библии Гутенберга, которая стала точкой отсчета истории книгопечатания в Европе. Мы все еще ждем приложение, которое станет точкой перегиба для VR» [5]. Сегодня журналисты лишь «экспериментируют с системами VR, чтобы понять

предъявляемые ею требования к нарративу, а также оценить технологические возможности и ограничения виртуального общения» [2].

Проблема, касающаяся адаптации VR-технологий, по мнению Р. Макки, коренится в ее природе: «виртуальная реальность устроена по принципу игры. Когда аудитория получает возможность активного воздействия на историю, история перестает быть искусством, она становится игрой» [7]. VR-журналистика не искусство, но с другой стороны, она стремится сломать барьеры на пути нашего восприятия. Она хочет влиять на аудиторию не меньше, чем искусство. Журналистика адаптирует приемы и методы, которые принадлежат искусству (в частности, драматургию), что поднимает этические вопросы с еще большей остротой. Нонни де ла Пенья - журналист и первопроходец в области VR говорит о том, что «благодаря очкам зрители могут свободно перемещаться по плану, выбирать точку обзора и место, в котором они хотят находиться, но не могут повлиять на последовательность сцен» [14], а это значит, что зритель все-таки остается ограниченным, и мы можем сказать, что требование пассивности, необходимое для восприятия искусства, выполняется. Однако ощутимое игровое начало, присущее VR- журналистике, выводящее ее за рамки и искусства, и журналистики, некий баланс на грани трех этих явлений делает ее новым креативным пространством.

«Мы все привыкли делать по десять дел одновременно, открывать по 20 вкладок в браузере, смотреть то в компьютер, то в телефон. С VR же такое невозможно. Ты должен надеть условный Google Cardboard и не отвлекаться ни на что, пока фильм не закончится» [1]. По сути, с очками виртуальной реальности происходит то же, что предлагал в своё время кинетоскоп Эдисона: «смотреть фильм мог один человек через специальный окуляр - это был персональный кинотеатр» [16]. То, что исторически «победа» осталась за Люмьерами, а не за Эдисоном, повлияло на развитие общества. Возвращение на новом эволюционном витке к принципу изобретения вековой давности говорит не только о цикличности развития технологий, но также о внимании к личности как к таковой. VR-технологии возвращают нас к кинетоскопу, основной принцип которого - диалог с помощью аудиовизуальных средств с конкретным человеком. Сторителлинг в журналистике также направлен на конкретную личность, в его основе - диалогическая форма коммуникации (одна из самых продуктивных и творческих ее форм). Это происходит в связи со сменой парадигмы с вещательной на вовлекающую и необходимо для того, чтобы привлечь внимание как можно большей аудитории и сделать её активным участником коммуникации. Сторителлинг, усиленный VR-технологией, стремится к максимальному воздействию на каждую отдельную личность. Но для виртуальной реальности важно не только воздействовать на аудиторию, но и взаимодействовать с ней: получать обратную реакцию, вести диалог с аудиторией, эффект от которого может быть выражен в конкретной социальной реакции. Таким образом, с помощью журналистики происходит апробация и оттачивание новых суггестивных практик.

Виртуальная реальность как технологическая платформа и экспериментальная лаборатория для опытов с нарративом способна изменить культурную парадигму, в основе которой лежит аристотелевская теория искусства. Р. Макки утверждает, что «Аристотель, расставляя шесть компонентов драмы в порядке убывания значимости, поместил зрелищность на последнее место» [7]. История у Аристотеля на первом месте. Но сегодняшняя журналистика имеет дело с поколениями, выросшими на видеоиграх. Зрелищность, которую VR выводит на первое место, тем не менее, не отрицает историю, нарратив. Коренное изменение, на наш взгляд, будет лежать в другой области - в переформатировании теоретико-философского подхода, который выведет на первый план платоновскую теорию идей. VR станет тем самым пространством, в котором смогут жить идеи, отделенные от предметов.

Таким образом, мы можем выделить ключевые аспекты современных медиа. К ним относятся: визуальность, нарративизм, реактивная коммуникация (расчет на выраженную реакцию аудитории), игровое начало, технологичность.

Проанализировав тематику VR-материалов таких передовых изданий, как Guardian, NY Times и RT 360, мы делаем вывод о том, какой контент выбирают журналисты для представления его с помощью VR.

Журналисты Guardian, прежде всего, предлагают уникальный опыт (побыть полицейским-новичком, которому предстоит расследовать убийство, побыть в роли заключенного и испытать ощущения человека, запертого в четырех стенах), привлекают внимание к уникальным явлениям

(поведение лягушек в брачный сезон, движение небесных тел, северное сияние в Арктике), предлагают увидеть мир глазами другого (ребенка, беженца, заключенного) и побывать в экстремальных ситуациях (лондонская подземка), опираясь на любопытство (позитивный интерес) аудитории к окружающему миру (космос, природа), апеллируя к чувству страха -физическому (расследование преступления) и социальному (проблема беженцев). Интересно отметить, что Guardian называет свои материалы daydream («сон наяву», «греза») и снабжает VR-истории дополнительными материалами (подкасты, статьи, фотогалереи) на схожую тематику.

Что касается NYT, то в основном в качестве VR-материалов предлагаются материалы, снятые на 360-градусную камеру - их можно смотреть как на YouTube, так и с помощью приложения NYT VR. Тематика журналистских материалов NYT шире предложенных Guardian, но менее обоснованна в плане выбора формата. Так, многие материалы о моде, культуре и социальных явлениях могут вполне существовать вне формата VR, для их освоения не требуется дополнительного воздействия на аудиторию. Так же, как и журналисты Guardian, журналисты NYT обращаются к визуально зрелищным природным явлениям и предлагают испытать уникальный опыт (оказаться в подводном мире, во льдах Арктики, исследовать затмение, увидеть устрашающие последствия природных бедствий, насладиться уникальными пейзажами, побывать на Плутоне), предлагают увидеть мир глазами другого (паломника, беженца) или ощутить мир так, как его ощущает слепой. В NYT создают реконструкции исторических событий (день из жизни Линкольна, бомбежка Хиросимы), предлагают виртуальные путешествия сквозь историю.

Мы можем сделать вывод о том, что журналистские материалы Guardian больше выдержаны именно в духе социальной журналистики, «разбавленной» познавательными материалами, нежели материалы NYT. В NYT большее внимание уделяется развлекательному контенту: создаются материалы с участием голливудских звезд, материалы о путешествиях, пусть и экзотических, а также материалы, в которых рассказывается о явлениях культуры и искусства. Политические темы практически отсутствуют: такой теме, как президентская гонка в США, посвящен всего один материал. Таким образом, мы можем сделать вывод о сознательном уходе NYT именно в материалах VR от сугубо политических тем. Мы предполагаем, что это связано с эффектом иммерсии VR и этическим компонентом, то есть нежеланием влиять с помощью VR на электоральные настроения.

RT в качестве VR-материалов предлагает материалы, снятые 360-градусной камерой, их можно смотреть, как на YouTube, так и на сайте канала, с помощью приложения RT360 для платформ Android и IOS. Журналистские материалы позиционируются именно как снятые панорамной камерой, понятие «виртуальная реальность» не фигурирует - таким образом демонстрируется доступность материалов, ведь для их просмотра не требуется дополнительного оборудования. Только небольшой значок очков виртуальной реальности в углу экрана телефона напоминает, что материал может быть просмотрен с их помощью. Само приложение сделано в виде круга (повтор принципа панорамы), который можно «прокручивать» и искать интересующий контент. Все материалы структурированы тремя темами: Discover («открывай»), Engage («приобщайся, включайся»), Feel («чувствуй»). Структура подчеркивает то, каким образом материалы должны воздействовать на аудиторию и какого эффекта хотят достичь. Тематику журналистских материалов, тем не менее, нельзя назвать разнообразной. В основном, она посвящена очень зрелищным мероприятиям: освоению космоса, всевозможным спортивным мероприятиям (гонки, соревнования, экстрим), демонстрации, пусть мирной, но силы (военные учения, военные парады, церковные службы), при этом не обходят стороной политические события (материалы о руинах Алеппо, Пальмиры, ситуация в Донбассе, строительство Крымского моста), в то время как науке (материал - трибьют Стивену Хокингу) и культуре (материал о Большом театре) уделено минимум внимания. Материалов, затрагивающих социальные темы, также немного (к этой категории мы с некоторой натяжкой относим материал, посвященный памяти жертв теракта в Санкт-Петербурге).

Мы можем сделать вывод о том, что каждое издание идет своим путем в освоении VR, но созданные материалы отражают состояние и приоритеты своего издания, а также журналистики страны в целом (Великобритании, США, России). Тем не менее, все материалы Guardian, NYT и RT, созданные для просмотра с помощью VR-технологии, созданы в духе современных трендов мировой журналистики: они максимально визуализированы, используют нарратив, выстраивают

коммуникацию с пользователем (через формирование уникального опыта или впечатления стремятся вызвать реакцию пользователя), сама технология (VR) вносит игровой элемент.

Список литературы

1. Есть куча совершенно отвратительных роликов. Сотрудники The New York Times - о том, как снимать фильмы в жанре виртуальной реальности [Электронный ресурс]. - URL: https://meduza.io/feature/2017/04/19/est-kucha-sovershenno-otvratitelnyh-rolikov(дата обращения: 26.09.2018).

2. Замков, А. В. Иммерсивная журналистика: подходы к теории и проблемы образования [Текст] / А. В. Замков, М. А. Крашенинникова, М. Н. Лукина, Н. А. Цынарева // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2017. - Т. 13. №1. - С. 166-172.

3. Замков, А. В. О виртуальном расширении медиареальности [Электронный ресурс] / А. В. Замков // Медиаскоп. - 2017. Вып. 3. - URL: http://www.mediascope.ru/2351 (дата обращения: 26.09.2018).

4. Ломыкина, Н. Сценарист Роберт Макки рассказал, как зарабатывать на хороших историях [Электронный ресурс] / Н. Ломыкина // Сайт журнала Forbes. - URL: http://www. forbes.ru/forbeslife/361471-scenarist-robert-makki-rasskazal-kak-zarabatyvat-na-horoshih-istoriy ah#0_5_4698_8752_1240_186761018 (дата обращения: 26.09.2018).

5. Мирошниченко, Н. 3 перспективы развития VR-отрасли в 2017 году [Электронный ресурс] / Н. Мирошниченко. - URL: http://vrgeek.ru/3-perspektivy-razvitiya-vr-otrasli-v-2017-godu/ (дата обращения: 26.09.2018).

6. О будущем: воспитание ИскИна, виртуальная реальность и эмпатия, как поисковики влияют на выборы, кроссовки Марти МакФлая [Электронный ресурс] // Сайт Cossa.ru. - URL: https://www.cossa.ru/152/143154/ (дата обращения: 26.09.2018).

7. Орлов, П. Интервью с Р. Макки: «У меня захватывает дух, когда я думаю, насколько сложной будет драматургия через несколько десятилетий» [Электронный ресурс] / Сайт tvkinoradio. - URL: https://tvkinoradio.ru/article/article13680-u-menya-zahvativaet-duh-kogda-ya-dumayu-naskolko-slozhnoj -budet-dramaturgiya-cherez-neskolko-desyatiletij (дата обращения: 26.09.2018).

8. Осиповская, Е. А., Игровое медиапространство мультимедийных англоязычных СМИ: новые тенденции в жанрообразовании [Электронный ресурс] / Е. А. Осиповская. - URL: http:// dissovet.rudn.ru/web-local/prep/rj/index.php?id=22&mod=dis&dis_id=1017 (дата обращения: 26.09.2018).

9. Сайт Союза журналистов Челябинской области [Электронный ресурс] URL: http:// pressunion.ru/novosti/2018/ijul/programma-v-vserossijskogo-foruma-regionalnykh-smi_1043/ (дата обращения: 26.09.2018).

10. Самарцев, О. Р. Творческая деятельность журналиста: очерки теории и практики [Текст] / О. Р. Самарцев. - М.: Академический проект, 2009.

11. Семь трендов новых медиа, которые влияют на нас сейчас. Интервью с Всеволодом Пулей [Электронный ресурс] // Сайт Internews in Kyrgystan. - URL:http://internews.kg/glavnye-novosti/7-trendov-novyh-media-kotorye-vliyayut-na-nas-sejchas/ (дата обращения: 26.09.2018).

12. Скрупник, Р. Приемы сторителлинга: нарратив и сюжет, без которых не бывает историй / Р. Скрупник [Электронный ресурс] // Сайт Madcats. - URL: http://madcats.ru/content-marketing/ storytelling/ (дата обращения: 26.09.2018).

13. Словарь на ресурсе «Академик» [Электронный ресурс]. - URL: https://dic.academic.ru (дата обращения: 26.09.2018).

14. Сухачева, А. «Иммерсивная» журналистика — журналистика с эффектом присутствия [Электронный ресурс] / А. Сухачева // Новые медиа. - URL: http://newreporter.org/2015/04/21/ immersivnaya-zhurnalistika-zhurnalistika-s-effektom-prisutstviya/ (дата обращения: 26.09.2018).

15. Хазина, А. Выйти из себя. 11 проектов виртуальной реальности, которые помогут познать мир и понять других [Электронный ресурс] / А. Хазина // сайт T&P. - URL: https://special. theoryandpractice.ru/vr-projects (дата обращения: 26.09.2018).

16. Эдисон, Т. А. [Электронный ресурс] / сайт Wikipedia.org. - URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Эдисон,_Томас_Алва (дата обращения: 26.09.2018).

17. RYOT [Электронный ресурс]. - URL: https://www.ryot.org/ (дата обращения: 26.09.2018).

18. Immersive journalism: What virtual reality means for the future of storytelling and empathy-casting [Электронным" ресурс] // Сайт Tech Republic. - URL: https://www.techrepublic.com/article/ immersive-journalism-what-virtual-reality-means-for-the-future-of-storytelling-and-empathy-casting/ (дата обращения: 26.09.2018).

19. Andreyev, V. M. (2014), "Arkheologicheskij pamyatnik kak osnovanije generatsii kul'turno-istoricheskoj sredy sovremennogo kul'turnogo prostranstva" [=Archaelogical site as the foundation of generation of cultural and historical environment of modern cultural field], in: Cul'tura - iskusstvo -obrazovanije: nauchnye poiski i practicheskije reshenija [=Culture - art - education: researching and practice], Chelyabinsk, pp. 10-13 (in Russ.).

20. Dolgopolov, A. Y. (2005) Formirovaniye literaturnogo protsessa v rossiyskom Internete : Struktura, osobennosti organizatsii i funktsionirovaniya [=Formation of the literary process in the Russian Internet: the structure, organization and operation features]: dis. ... kand. filol. nauk, Tol'yatti, 168 p. (in Russ.).

21. Shmidt, E. "Literaturnyj russkoyazychnyj Internet: mezhdu grafomaniyey i professionalizmom" [=Literary Russian-language Internet: between graphomania and professionalism], in: Setevaya slovesnost' [=Network literature], available at: http://www.netslova.ru/schmidt/liternet.html, accessed 25.02.2014 (in Russ.).

STORYTELLING AND IMMERSION: CURRENT TRENDS IN JOURNALISM

Krasavina A.V., South Ural State University, Chelyabinsk, krasavina1@mail.ru Artemov I. A., Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, newart-e@mail.ru

Professional construction of narratives becomes the most important function of modern journalism. Mastering the laws ofstorytelling, which is the basis ofthe construction ofmedia texts and designed to capture the imagination, to release emotions, is an actual trend of modern journalism. Imagination, supported by the visual channel of information perception, is also a key component of another current direction ofjournalism development. Immersive journalism, using virtual reality technologies, expands the visual narrative. Thus, journalism becomes an advanced sphere of search for new forms of creativity that lie in the field of storytelling and «VR». In addition, the problem of interaction with the audience is more relevant than everforjournalism. Interactivity assumes communication as a form of existence of modern journalism: search and introduction of its most successful forms is conducted and one of them is "storifeied communication", one type of it, in our opinion, is storytelling. Storytelling, enhanced by VR-technology, seeks to maximize the impact on each individual. In general, virtual reality, as a technological platform and experimental laboratory for experiments with the narrative, is able to change the existing cultural paradigm.

Key words: storytelling, immersion, journalism, narrative, VR.

References

1. Krasil'shchik, I. (2017), "Yest' kucha sovershenno otvratitel'nykh rolikov. Sotrudniki The New York Times — o tom, kak snimat' fil'my v zhanre virtual'noy real'nosti" [=There's a bunch of totally disgusting videos. Employees of the New York Times - how to shoot movies in the genre of virtual reality]: saytMeduza.io [=website Meduza.io], available at: https://meduza.io/feature/2017/04/19/est-kucha-sovershenno-otvratitelnyh-rolikov, accessed: 26.09.2018 (in Russ).

2. Zamkov, A., Krasheninnikova, M., Lukina, M. and Tsynareva, N. (2017), "Immersivnaya zhurnalistika: podkhody k teorii i problemy obrazovaniya" [=Immersive journalism: approaches to the theory and problems of education], in: Sovremennyye informatsionnyye tekhnologii i IT-obrazovaniye [= Modern informational technologies and IT-education], №1, T. 13, 2017g., pp.166-172 (in Russ.)

3. Zamkov, A. (2017), "O virtual'nom rasshirenii mediareal'nosti" [= Virtual extension of mediareality ], in: Mediaskop [= Mediaskop journal], Vyp. 3. - available at: http://www.mediascope. ru/2351, accessed: 26.09.2018 (in Russ).

4. Lomykina, N. (2018), "Stsenarist Robert Makki rasskazal, kak zarabatyvat' na khoroshikh istoriyakh" [=Screenwriter Robert McKee told how to make good stories], in: sayt zhurnala Forbes [= Forbes Magazine website], available at: http://www.forbes.ru/forbeslife/361471-scenarist-robert-makki-rasskazal-kak-zarabatyvat-na-horoshih-istoriyah#0_5_4698_8752_1240_186761018, accessed: 26.09.2018 (in Russ).

5. Miroshnichenko, N. (2017), "3 perspektivy razvitiya VR-otrasli v 2017 godu" [=3 prospects for the development of VR industry in 2017]: sayt VRGeek [= website VRGeek.ru], available at: http:// vrgeek.ru/3-perspektivy-razvitiya-vr-otrasli-v-2017-godu/, accessed 26.09.2018 (in Russ).

6. Razdobud'ko, M. (2016), "O budushchem: vospitaniye Isklna, virtual'naya real'nost' i empatiya, kak poiskoviki vliyayut na vybory, krossovki Marti MakFlaya" [=About the future: ISkin's education, virtual reality and empathy, how search engines influence elections, Marty McFly's sneakers], in: Sayt Cossa.ru [= website Cossa.ru], available at: https://www.cossa.ru/152/143154/, accessed 26.09.2018 (in Russ).

7. Orlov, P. (2018), "Interv'yu s R. Makki: «U menya zakhvatyvayet dukh, kogda ya dumayu, naskol'ko slozhnoy budet dramaturgiya cherez neskol'ko desyatiletiy»" [= «It takes my breath away when I think how difficult the drama will be in a few decades»], in: Sayt tvkinoradio [= tvkinoradio website], available at: https://tvkinoradio.ru/article/article13680-u-menya-zahvativaet-duh-kogda-ya-dumayu-naskolko-slozhnoj-budet-dramaturgiya-cherez-neskolko-desyatiletij,accessed: 26.09.2018 (in Russ).

8. Osipovskaya, Ye. (2016), "Igrovoye mediaprostranstvo mul'timediynykh angloyazychnykh SMI: novyye tendentsii v zhanroobrazovanii" [=Gaming media space of multimedia English-language media:

new trends in genre education]: avtoref. diss.....kand. filol. nauk., available at: http://dissovet.rudn.ru/

web-local/prep/rj/index.php?id=22&mod=dis&dis_id=1017, accessed 26.09.2018 (in Russ).

9. Sayt Soyuza zhurnalistov Chelyabinskoy oblasti [=Journalist's Press Union of Chelyabinsk region], available at: http://pressunion.ru/novosti/2018/ijul/programma-v-vserossijskogo-foruma-regionalnykh-smi_1043/, accessed: 26.09.2018 (in Russ).

10. Samartsev, O. (2009), "Tvorcheskaya deyatel'nost' zhurnalista: ocherki teorii i praktiki" [=Creative activity of the journalist: essays on theory and practice]: Ucheb. posobiye. M.: Akademicheskiy proyekt, 2009. pp. 290- 293(in Russ).

11. Novyy reporter, (2017), "Sem' trendov novykh media, kotoryye vliyayut na nas seychas. Interv'yu s Vsevolodom Puley" [=Seven new media trends that are affecting us now. Interview with Vsevolod Pulya]: sayt Internews in Kyrgystan [=Internews in Kyrgystan website], available at:http://internews. kg/glavnye-novosti/7-trendov-novyh-media-kotorye-vliyayut-na-nas-sejchas/, accessed: 26.09.2018 (in Russ).

12. Skrupnik, R. (2017), "Priyemy storitellinga: narrativ i syuzhet, bez kotorykh ne byvayet istoriy" [=Storytelling techniques: narrative and plot, without which there are no stories]: sayt Madcats [= Madcats.ru website], available at: http://madcats.ru/content-marketing/storytelling/, accessed: 26.09.2018 (in Russ).

13. Slovar' na resurse «Akademik» [=Dictionary on the resource «Academician»], available at: https://dic.academic.ru (accessed: 26.09.2018 (in Russ).

14. Sukhacheva, A. (2015), "Immersivnaya» zhurnalistika — zhurnalistika s effektom prisutstviya" [=Immersive journalism — journalism with the effect of presence], in: Novyye media [=New Media], available at: http://newreporter.org/2015/04/21/immersivnaya-zhurnalistika-zhurnalistika-s-effektom-prisutstviya/, accessed: 26.09.2018 (in Russ).

15. Khazina, A. (2018), "Vyyti iz sebya. 11 proyektov virtual'noy real'nosti, kotoryye pomogut poznat' mir i ponyat' drugikh" [= Lose temper. 11 virtual reality projects that will help you to know the world and understand others ]: sayt T&P [=T&P website], available at: https://special.theoryandpractice. ru/vr-projects, accessed: 26.09.2018 (in Russ).

16. Edison, Tomas Alva [=Edison, Tomas Alva], sayt Wikipedia.org [=Wikipedia.org website], available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Edison,_Tomas_Alva, accessed: 26.09.2018 (in Russ).

17. RYOT [=RYOT website], available at: https://www.ryot.org/, accessed: 26.09.2018 (in Russ).

18. Carson, E. (2015), "Immersive journalism: What virtual reality means for the future of storytelling and empathy-casting" [=What virtual reality means for the future of storytelling and empathy-casting], sayt Tech Republic [Tech Republic website], available at: https://www.techrepublic.com/article/

immersive-journalism-what-virtual-reality-means-for-the-future-of-storytelling-and-empathy-casting/, accessed: 26.09.2018 (in Russ).

Красавина Анна Викторовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций, Южно-Уральский государственный университет. krasavina1@mail.ru

Артёмов Иван Александрович - доцент кафедры режиссуры кино и телевидения, Челябинский государственный институт культуры. newart-e@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.