УДК 070
Е. А. Третьякова, В. В. Антропова
Челябинский государственный университет, Челябинск
К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ЖАНРОВ ОПЕРАТИВНО-НОВОСТНЫХ
ТЕКСТОВ В ИНТЕРНЕТ-СМИ
Поток информации в XXI веке заставляет поднять вопрос об усовершенствовании классификации традиционных жанров информационных текстов. Это связано с появлением сетевых изданий как самостоятельного вида СМИ. Интернет-СМИ борются за внимание аудитории с помощью новых форм текста и способов его подачи, что влечет за собой существенные изменения в структуре новостных жанров. В статье описываются основные причины новых путей развития и представляется авторская классификация информационных поджанров на базе общепринятой.
Ключевые слова: интернет-СМИ, новостной текст, оперативно-новостные тексты, сетевые издания, классификация информационных жанров, заметка, анонс, онлайн-репортаж, фоторепортаж.
Вопрос о смене ориентиров профессионального медиаобразования в последние годы стоит довольно остро. С появлением мобильного интернета и возможности постоянного доступа к сети возник ряд причин для пересмотра и переосмысления базовых знаний о традиционной журналистике и методов преподавания ее на факультетах журналистики. Современные технологии дали шанс СМИ в XXI веке не только создавать новые площадки для развития и улучшать уже функционирующие, но и менять иерархию внутри видов. Возникают сетевые «дублеры» известных бумажных изданий, ТВ- и РВ-СМИ, а также происходит рождение интернет-изданий, не обладающих офлайн-версией как четвертого и независимого вида СМИ.
Не могло остаться без внимания то, что с появлением сети увеличилась интенсивность потоков информации, которые человек ежедневно пропускает через себя. Чтобы сохранить конкурентоспособность, изданиям пришлось прибегнуть к конвергентности и изменить подход к созданию материалов на основе традиционной жанровой классификации. На этой базе возникли оперативно-новостные жанры текста, которые в настоящее время формируют «костяк» многих информационных интернет-СМИ.
Благодаря сбору и анализу данных сетевым СМИ удается понять особенности чтения материала в сети, а на основе полученных результатов - определить новые способы подачи информации. Главным образом на это влияют такие факторы, как отсутствие концентрированного внимания к тексту из-за отвлекающих элементов, менее эффективное усвоение информации с монитора по сравнению с бумажным изданием, а также попытка читателя быстро понять суть текущей в ленте информации и осознать, нужно ли тратить свое время для дальнейшего ознакомления с материалом. Следовательно, главными чертами новостного текста в сетевых изданиях становятся:
1) явное преобладание разговорного стиля, так как читатель не стремится добыть новость всеми силами. Ему легче воспринимать уже адаптированный материал, поэтому на плечи журналиста ложится задача передать максимально полно информацию менее официальным языком. Следовательно, чем проще язык, тем доступнее новость и больше шансов на то, что аудитория ее заметит и прочтет;
2) краткость предоставляемой информации. Конечно, информационная заметка - жанр малого объема, однако в материале требуется не только факт случившейся новости, но и подробное описание происходящего и даже авторская оценка. Для таких случаев в сетевых СМИ существуют анонсы с кратким введением в суть и указанием ссылки на страницу, где новость можно найти в полном объеме. Таким образом, пользователь потратит минимум времени для ознакомления с общим содержанием материала;
3) отсутствие усложненных лексических и грамматических форм. Текст выполняет функции информирования аудитории и воздействия на нее с помощью экспрессивных средств. Однако
интернет-издания добиваются их взаимодействия с помощью вышеупомянутых характеристик, а также благодаря простым предложениям, которые не заставляют читателя долго вникать в суть написанного и облегчают восприятие.
Становится ясно, что традиционные классификации информационных жанров, представленные А. А. Тертычным [11] и Г. В. Лазутиной [9], хоть и остаются базовыми для понимания функционирования новостных текстов, однако уже не до конца отвечают современным реалиям. Это отмечается, в частности, и развитием ИКТ.
В ходе исследования проблемы было определено, что популярные сетевые издания стали придерживаться обновленных требований к объему, структуре, стилю и композиции новостных материалов [12]. Базируясь на традиционной классификации информационных жанров, они вывели свою негласную систематизацию. К сожалению, теоретических работ по ее изучению мало, так как самые современные учебники и научные статьи по данной теме датируются 2014 годом. Поэтому на базе анализа контента интернет-газеты Lenta.ru и независимого информационного портала Meduza нами предлагается собственная классификация оперативно-новостных жанров сетевых изданий, действующая в настоящее время и входящая в традиционную информационную систему журналистских материалов.
1. Заметка была и остается одним из основополагающих жанров в этой классификации. Форма и стиль заметки мало чем изменились за несколько десятков лет. Жанр продолжает строиться по принципу перевернутой пирамиды, и вопросы «что?», «где?», «когда?» остаются главными. Тем не менее, сейчас в сетевых СМИ легко прослеживается связь полученной из заметки информации с более старыми сообщениями по этой теме благодаря активному использованию гипертекста (то есть текста, состоящего из потенциального множества других текстов, объединенных системой встроенных гиперссылок, позволяющих представить информацию в полном объеме). Помимо этого в конце новости интернет-издания может быть сформирован «бэкграунд» - дополнительная информация, содержащая в себе примеры аналогичных случаев, статистику или информацию о персоне новости [7. С. 17], или так называемая «предыстория» - элемент хроники. Она представляет собой тезисы под чертой основного текста, содержащие в себе события, непосредственно предшествовавшие данной новости.
2. Онлайн-репортаж (текстовая онлайн-трансляция, хроника) стал самым оперативным и удобным способом освещения длительного события в режиме реального времени, состоящим из коротких новостных текстов и аудиовизуальной составляющей. Структура трансляции имеет устоявшуюся форму: заголовок, лидер-абзац, который называет причины ведения трансляции, и сама новостная лента, обновляемая по мере поступления свежих сообщений. Ярким примером хроники служат трансляции теракта в питерском метро 3 апреля 2017 года на новостном портале Meduza [3] и в интернет-газете Lenta.ru [2]. В течение нескольких часов издания отслеживали информацию о самом событии, а также о его последствиях, отразившихся в тот день на жизни города. В новостной ленте хроники мониторились социальные сети, публиковались фото и видео с места событий, официальные сообщения, рассказы очевидцев и пострадавших, последние сведения о произошедшем.
Сочетание в хронике вербальных и невербальных средств передачи информации образуют текст смешанного типа - креолизованный. При взаимодействии друг с другом эти средства обеспечивают тексту целостность и связанность, чем повышают его коммуникативный эффект, превращают в объект вербальной и визуальной коммуникации, поэтому из-за специфики подачи информации хроника является хорошим вариантом для конвергентной работы редакции. Конечно, стоит уточнить, что к креолизованным текстам относятся новости всех указанных в данной классификации жанров, но за счет всеохватности и вынужденной скорости освещение в онлайн-ре-портаже более полно раскрывает картину происходящего. Всерьез тема креолизации медиатекста была поднята Н. С. Валгиной [1]. В последующие годы ее развивали и исследовали Д. А. Чигаев [13], О. А. Корда [8] и Л. В. Дубровицкая [4].
Одной из разновидностей новостной хроники является твиттер-репортаж [10. С. 228]. За счет знакового ограничения при написании сообщения Twitter позволяет сделать новость не только лаконичной по объему, но и емкой по содержанию. Хроника отличается от классического репортажа скоростью мониторинга и подачи информации, возможностью находиться как на месте событий, так и в редакции для освещения экстренных ситуаций.
3. Под новостным анонсом понимается короткое сообщение, содержащее главную мысль основного материала. Однако в связи с повышенным объемом информации, получаемой пользователем в течение дня, анонс довольно быстро становится самостоятельным новостным жанром за счет автономности, оперативности и сконцентрированности, достигаемой за счет быстрого доступа к освещению различными изданиями информации, которую пользователь может отследить с помощью поисковых систем [6. С. 55].
Стоит учитывать, что гиперссылки повлияли на структуру новостного текста, что позволило анонсу стать независимым жанром. Главным образом это отразилось на новом виде заголовка - хэдлайне. В отличие от традиционного заголовка он несет в себе самую острую часть новости и «перетягивает» вопросы, на которые обычно отвечает лидер-абзац. Затем в лиде журналист раскрывает оставшиеся лакуны, излагает главную информацию [5]. Становится понятно, что в композиции новости произошли взаимозамещения, позволившие отказаться от ее корпуса и максимально уменьшить текст. Анонс можно встретить на главной странице новостного сайта, в тематических разделах портала или в местах размещения сетевых СМИ в социальных сетях (аккаунты или паблики).
4. Фоторепортаж можно рассматривать как поджанр современных оперативно-новостных текстов в том случае, если каждая фотография сопровождаются последующей «информашкой», и выделение из двух компонентов главного вызывает затруднение. Фоторепортаж помогает читателю не только прочесть о происходящем, но и «побывать» на месте действия и увидеть все своими глазами. Его главная особенность в данном случае - донесение до аудитории проходящего события визуальным способом, то есть благодаря серии связанных между собой по смыслу фотографий с минимальной сопровождающей тезисной информацией.
Несмотря на четкое жанровое определение новостных текстов, они имеют подвижные границы в сетевых СМИ, в частности благодаря влиянию социальных сетей. Это значит, что их дальнейшее развитие возможно не только теоретически, но и практически как в интернете, так и в печатных изданиях благодаря тенденции постоянных формальных, структурных и стилистических изменений новостного текста в интернет-среде.
Попытка сетевых изданий развиваться в соответствии с потребностью аудитории получать информацию простыми способами до 2010 года не позволяла выявить серьезные изменения в текстах журналистов. В последующие годы предпринимались попытки определить новую типологию информационных жанров СМИ, в том числе и новостных. Однако работ, систематизировавших данную типологию, найдено не было. Именно поэтому данная классификация действующих оперативно-новостных жанров журналистских материалов в сетевых изданиях должна обратить на себя особое внимание в сфере медиаобразования. Она закладывает базу для глубокого изучения подачи информации в самостоятельных интернет-СМИ в соответствии с запросами читателей, постоянно находящихся в информационном потоке. Это поможет преподавателям и студентам факультетов журналистики, а также практикующим журналистам-печатникам в рамках повышения квалификации изучить современные тенденции развития журналистских текстов интернет-изданий, а также задаст ориентир для написания собственных материалов.
Список литературы
1. Валгина, Н. С. Теория текста [Текст] / Н. С. Валгина. - М., Логос, 2003. - 173 с.
2. Взрыв в петербургском метро [Электронный ресурс] // Lenta.ru. 03.04.2017. - URL: https:// lenta.ru/chronicles/piter/page1// (дата обращения: 23.04.2016).
3. Взрыв в петербургском метро. Хроника [Электронный ресурс] // Meduza.io. 03.04.2017. - URL: https://meduza.io/live/2017/04/03/vzryv-v-peter burgskom-metro-hronika (дата обращения: 23.04.2016).
4. Дубовицкая, Л. В. Феномен креолизованного текста: на материале креолизованных текстов письменной коммуникации: автореф. дисс. ... канд. филол. наук [Текст] / Л. В. Дубовицкая. -М., 2013. - 21 с.
5. Жуков, А. С. О соотношении понятий «лид» и «хэдлайн» в новостных материалах традиционных и интернет-СМИ [Текст] / А. С. Жуков // Молодой учёный. - 2013. - № 4.- С. 27-29.
6. Ковальчукова, М. А. Анонс как речевой жанр: на материале интернет-дискурса [Текст] / М. С. Ковальчукова // Вестник Челябинского университета. - 2008. - № 30. - С. 54-57.
7. Колесниченко, А. В. Практическая журналистика [Текст] / А. В. Колесниченко. - М., Изд-во Моск. ун-та, 2008. - 179 с.
8. Корда, О. А. Креолизованный текст в современных печатных СМИ: структурно-функциональные характеристики : автореф. дисс. ... канд. филол. наук [Текст] / О. А. Корда. - Екатеринбург, 2013. - 24 с.
9. Лазутина, Г. В. Жанры журналистского творчества [Текст] / Г. В. Лазутина, С. С. Распопова.
- М., Аспект Пресс, 2011. - 320 с.
10. Сафина, А. Р. Особенности жанров интернет-СМИ [Текст] / А. Р. Сафина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2013. - № 2-1. - С. 226-229.
11. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати [Текст] / А. А. Тертычный. - М., Аспект Пресс, 2014. - 312 с.
12. Уланова, М. А. Интернет-журналистика [Текст] / М. А. Уланова. - М., Аспект Пресс, 2014.
- 238 с.
13. Чигаев, Д. П. Способы креолизации современного рекламного текста : автореф. дисс. ... канд. филол. наук [Текст] / Д. П. Чигаев. - М., 2010. - 24 с.
ON THE CLASSIFICATION OF THE GENRES OF OPERATIONAL-NEWS TEXTS
IN THE INTERNET MEDIA
Tretyakova, E. A., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, tretyakova-zheny@mail.ru Antropova, V. V., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, ava45@yandex.ru
The flow of information in the 21st century forces us to raise the issue of improving the classification of traditional information text genres. This is due to the emergence of online publications as an independent type of media. Internet media are fighting for the attention of the audience with the help of new forms of text and ways ofsubmitting it, which entails significant changes in the structure ofnews genres. The article describes the main causes of new ways of development and it seems the author's classification of information sub-genres on the basis of the generally accepted.
Keywords: internet media, news text, online news texts, network publication, classification of information genres, note, announcement, online reportage, photo report.
References
1. Valgina, N. S. (2003) Teorija texta [=Text theory], Moscow, 173 p. (In Russ.).
2. "Vzryiv v peterburgskom metro" [=Explosion in the Petersburg metro], in: Lenta.ru, 03.04.2017, available at: https://lenta.ru/chronicles/piter/page1/, accessed 23.04.2016. (In Russ.).
3. "Vzryiv v peterburgskom metro. Xronika" [=Explosion in the Petersburg metro. Chronicle], in: Meduza.io, 03.04.2017, available at: https://meduza.io/live/2017/04/03/vzryv-v-peterburgskom-metro-hronika, accessed 23.04.2016. (In Russ.).
4. Dubovitskaya, L. V. (2013), Fenomen kreolizovannogo teksta: na materiale kreolizovannyih tekstov pismennoy kommunikatsii [=The phenomenon of the creolized text: on the basis of creolized texts of written communication], Moscow, 21 p. (In Russ).
5. Zhukov, A. S. (2013), "O sootnoshenii ponyatiy «lid» i «hedlayn» v novostnyih materialah traditsionnyih i internet-SMI" [=On the relationship between the concepts of «lead» and «headline» in the news materials of traditional and online media],in: molodoy uchonyy [=young scientist] Chita, pp. 27-29. (In Russ.).
6. Kovalchukova, M. A. (2008), "Anons kak rechevoy zhanr (na materiale internet-diskursa)" [=Announcement as a speech genre (on the material of Internet discourse)], in: Vestnik Chelyabinskogo universiteta [= Bulletin of Chelyabinsk University], no. 30, pp. 54-57. (In Russ.).
7. Kolesnichenko, A. V. (2008) Prakticheskaya zhurnalistika [=Practical journalism], Moscow, 179 p. (In Russ.).
8. Korda, O. A. (2013), Kreolizovannyiy tekst v sovremennyih pechatnyih SMI: strukturno-funktsionalnyie harakteristiki [=Creolized text in modern print media: structural and functional characteristics], Ekaterinburg, 24 p. (In Russ.).
9. Lazutina, G. V. and Raspopova, S. S. (2011), Zhanryi zhurnalistskogo tvorchestva [=Genres of journalistic creativity], Moscow, 320 p. (In Russ.).
10. Safina, A. R. (2013), "Osobennosti zhanrov internet-SMI" [=Features of genres oflnternet media], in: Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii [=Izvestiya of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences] Samara, no. 2-1, pp. 226-229. (In Russ.).
11. Tertyichnyiy, A. A. (2014), Zhanryi periodicheskoy pechati [=Genres of periodicals], Moscow, 312 p. (In Russ.).
12. Ulanova, M. A. (2014), Internet-zhurnalistika [=Internet journalism], Moscow, 238 p. (In Russ.).
13. Chigaev, D. P. (2010), Sposobyi kreolizatsii sovremennogo reklamnogoteksta [=Methods of creolizing vodern advertising text], Moscow, 24 p. (In Russ.).
Третьякова Евгения Алексеевна - студент четвертого курса факультета журналистики, Челябинский государственный университет, Челябинск.
tretyakova-zheny@mail.ru
Антропова Вера Владимировна - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций, Челябинский государственный университет, Челябинск.
ava45@yandex.ru