Научная статья на тему 'Pin как жанр текста в социальных медиа и его дискурсивные характеристики'

Pin как жанр текста в социальных медиа и его дискурсивные характеристики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
886
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАТЕКСТ / ИНТЕРНЕТ-ТЕКСТ / ЖАНР / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / ГИПЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ / ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ / КРЕОЛИЗОВАННОСТЬ / MEDIA TEXTS / ONLINE TEXT / GENRE / SOCIAL MEDIA / HYPERTEXTUALITY / INTERTEXTUALITY / CREOLIZATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Киуру Константин Валерьевич

В статье представлен анализ нового жанра медиатекста, функционирующего в социальной сети Pinterest. Определяются его жанрообразующие признаки: предмет, метод, функция. Pin рассматривается в группе информационных жанров, жанров рациональной и эмоциональной публицистики. Выявляются дискурсивные характеристики жанра: гипертекстуальность, интертекстуальность и креолизованность, как соединение вербальной и невербальной частей текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PIN AS A GENRE OF SOCIAL MEDIA TEXTAND ITS DISCURSIVE CHARACTERISTICS

The paper presents an analysis of the new genre of media texts, functioning in a social network Pinterest. Determined by its genre characteristics: object, method, function. Pin considered carefully in the group information genres, genres rational and emotional journalism. The main discursive characteristics of the Pin hypertextuality is associated with the presence of hyperlinks in the text, intertextuality, suggests the possibility of crossposting and creolization as compound verbal and nonverbal parts of the text.

Текст научной работы на тему «Pin как жанр текста в социальных медиа и его дискурсивные характеристики»

quickly to changes. Looks closely at the life-to-tape in the reports highlighted the effects it brings in stories of this genre.

Keywords: life-to-tape; the method of participant observation; television; report; genre.

References

1. Agamjan, E. Ju. (2014) "L2T kak zhanr sovremennoj mediasfery" [=L2T as a genre of contemporary media], in: VestnikNGU, Volume 13, Issue 6, Novosibirsk, pp. 42-50 (in Russ.).

2. Kim, M. N. (2011) Osnovy tvorcheskoj dejatel'nosti zhurnalista [=The basement of journalist creative activity], Sanct-Peterburg, 400 p. (in Russ.).

3. Knjazev, A. A. (2001) Osnovy telezhurnalistiki i telereportazha [=The basement of television journalism and reports], Bishkek, 160 p. (in Russ.).

4. "Lajf tu tejp", in: Zhurdom. Slovar' terminov zhurnalistov [=Journalist House. The Dictionary of journalism], available at http://jourdom.ru/neshhs/8934., accessed 25.01.2015 (in Russ.).

5. Mitta, A. (1999) Kino mezhdu adom i raem [= The film between hell and paradise], Moscow, 675 p. (in Russ.).

6. Ovsepjan, R. P. (1999) Istorija novejshej otechestvennoj zhurnalistiki [=The history of modern national journalism]. Pod redakciej Ja. N. Zasoursky, Moscow, 304 p. (in Russ.).

7. Prohorov, E. P. (2009) Vvedenie v teoriju zhurnalistiki [=The introduction to the theory of journalism], Moscow, 368 p. (in Russ.).

8. Sappak, V. (1988) Televidenie i my [=TV and we], Moscow, 168 p. (in Russ.).

9. Sokov, A. I. (2005) Ot zametki do fel'etona [=From the notes to the feuilleton], Novosibirsk, 237 p. (in Russ.).

10.Televizionnajazhurnalistika (2002) [=The television journalism]. Redakcionnaja kollegija: G. V. Kuznecov, V. L. Cvik. A. Ja. Jurovskij, Moscow, 304 p. (in Russ.).

11.Helemendik, V. S. (2006) "Nekotorye problemy vzaimodejstvija SMI. Retrospektivnyj vzgljad" [=Some problems of interaction media. Retrospective] in: National TV: tradition and innovation. Part 3, Moscow, 173 p. (in Russ.).

12.Shesterkina, L. P., Nikolaeva, T. D. (2012)Metodika televizionnojzhurnalistiki [=The Technique of television journalism], Moscow, 224 p. (in Russ.).

13.Shipova, E. V. (2006) Personifikacija informacii na rossijskom televidenii: professional'no-jeticheskij aspekt [=Personification information on Russian TV: professional and ethical aspect] : the dissertation ... of candidate of philological Sciences: 10.01.10, Sanct-Peterburg, 246 p. (in Russ.).

14.Shostak, M. I. (2003) Reportjor: professionalizm i jetika [=The reporter: the professionalism and the ethics], Moscow, 164 p. (in Russ.).

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 224-228.

УДК 070, ББК 76.005.3

К. В. Киуру

pin как жанр текста в социальных медиа и его дискурсивные характеристики

В статье представлен анализ нового жанра медиатекста, функционирующего в социальной сети Pinterest Определяются его жанрообразующие признаки: предмет, метод, функция. Pin рассматривается в группе информационных жанров, жанров рациональной и эмоциональной публицистики. Выявляются дискурсивные характеристики жанра: гипертекстуальность, интертекстуальность и креолизованность, как соединение вербальной и невербальной частей текста.

Ключевые слова: медиатекст; интернет-текст; жанр; социальные медиа; гипертекстуальность; интертекстуальность; креолизованность.

Введение. Появление технологий Web 2.0 стало отправной точкой для возникновения новой социальной среды общения, получившей название социальных медиа. Web 2.0 - термин, обозначающий второе поколение сетевых сервисов, которые позволяют пользователям не только путешествовать по сети, но и совместно работать и размещать в ней текстовую и меди-аинформацию.

Социальные медиа - это сервисы, в основе которых лежит концепция Web 2.0, позволяющая пользователям создавать контент и обмениваться им с учетом их социальных связей.

Активное использование интернета в повседневной жизни человека определяет создание все новых возможностей для общения. Можно проследить определенную эволюцию в развитии форм интернет-общения - от простых инструментов сбора отзывов до организации интерактивного общения большого количества собеседников.

Новые возможности взаимодействия в Интернете задают новые стандарты сетевого общения. Распространенной стала модель коммуникации «все для всех», которая позволяет любому пользователю сети начать коммуникацию или стать участником уже сложившихся контактов. Потребность в мгновенном обмене информацией оказывает влияние на жанровую систему медиатекстов, размещаемых в Интернете, создает новые жанры интернет-текстов. М. Г. Шилина отмечает, что дигитализация и развитие интернет-коммуникации обуславливают все большую долю виртуальных электронных форматов коммуникации в медиамик-се общественных связей [10].

Обзор работ по теме. Появление новых жанров интернет-текста вызывает оформление как научного направления новой исследовательской области - интернет-жанрологии [4]. Попытка типологизировать электронные PR-тексты принадлежит Л. В. Балахонской и И. А. Быкову. Среди новых жанров электронного PR-текста авторы предлагают выделять интернет-релиз, релиз в социальных медиа, видеоисторию компании, видеролик с вопросами и ответами, профиль пользователя в социальных сетях или блогах, видео- и аудиозаявление для СМИ, видео- и аудиообращение к сотрудникам, партнерам и клиентам, электронное письмо, поздравление электронной открыт-

кой [2. С. 23]. Анализ микроблога Twitter как новой дискурсивной практики осуществлен в диссертации А. П. Атягиной [1]. Функционирование поста в сети Facebook рассматривается в работе В. Н. Степанова [8].

Целью нашего исследования является выделение Pin как жанра медиатекста в интернет-коммуникации и описание его дискурсивных характеристик.

Материалом исследования послужила социальная сеть Pinterest. Pinterest - социальный интернет-сервис, позволяющий пользователям добавлять в режиме онлайн изображения и помещать их в тематические коллекции и делиться ими с другими пользователями. Загруженные на сервис изображения называются «кнопками» (англ. pin), а коллекции, к которым они принадлежат - «досками» (англ. boards).

Работа над сервисом началась в декабре 2009 года, сайт был запущен в бета-версии в марте 2010 года, сначала с закрытой регистрацией, а позже - с регистрацией только по приглашениям. Свободная регистрация была открыта в августе 2012 года.

В начале апреля 2012 года сервис обогнал по посещаемости LinkedIn и стал третьей социальной сетью в США, уступая лишь Facebook и Twitter. В мае 2012 года компания на очередном инвестиционном раунде привлекла $100 млн от японской интернет-компании Rakuten и трёх венчурных фондов, при этом вся Pinterest была оценена в $1,5 млрд.

Интерфейс этой социальной сети позволяет загружать изображения, сохранять их, производить сортировку, управлять другими видеофайлами. Основной инструмент - остроконечные электронные «кнопки» (булавки), при помощи которых фото и картинки можно на канцелярский манер прикреплять к виртуальной «доске». Последние делятся по различной тематике, а медиа-контент организуется по нескольким категориям. Другие пользователи могут, таким образом, найти фото, отражающие их интересы и увлечения. Pinterest - простая платформа для создания собственных тематических альбомов, которая позволяет публиковать фотографии и изображения и делиться ими с другими. Пользователи также могут публиковать изображений в альбомах других людей, следовать за другими людьми на основании общих интересов, оставлять ком-

ментарии и отмечать людей. То есть существует возможность создания интерактивного альбома с общим доступом. По аналогии с лентой новостей в Twitter можно получать регулярные обновления публикаций людей. Также существует возможность поделиться публикациями в Facebook и Twitter. Среди основных особенностей интерфейса этой социальной сети можно выделить:

- Pin - любое изображение, опубликованное пользователем на Pinterest. Пользователь может сослаться на изображение в сети или загрузить изображение с локального компьютера. Pin может содержать короткое описание;

- Repin - это аналогия ретвиту в Twitter. После того как пользователь публикует изображение, кто либо из друзей может перепостить его, контент будет распространяться как вирус;

- Board - это то место на Pinterest, где хранятся Pin пользователей. У пользователя может быть множество альбомов разной тематики.

Среди основных типов пользователей Pinterest выделяются такие, как государственные, коммерческие и некоммерческие организации, публичные персоны, массмедиа, специалисты по продвижению в социальных сетях, частные лица.

Полученные результаты и их интерпретация. Обратимся к рассмотрению Pin как жанра медиатекста. Мы будем опираться на систему жанрообразующих признаков, характеризующих журналистские жанры. Жанрообразую-щими признаками являются: предмет, метод и функция. Группы жанров, вслед за Т. Репко-вой [7], мы будем делить на следующие: новостные; рациональная публицистика; эмоциональная публицистика.

У новостных жанров предметом является событие, методом - поиск ответов на шесть вопросов (Кто? Что? Где? Когда? Почему? Каким образом?), функцией - объективный рассказ о событии с большим или меньшим количеством подробностей. У жанров рациональной публицистики предметом является связь события с другими событиями, его причины и возможные последствия, методом - логический анализ, функцией - вписывание уже известного события в контекст. У жанров эмоциональной публицистики в роли предмета выступает человек, который выходит на первый план, тогда как событие отходит на второй, методом является описание людей в драматических ситуациях, а функция эмоциональной публицистики - вызвать эмоциональную реакцию читателей,

дать им возможность пережить то, что пережили герои материала.

Если мы перенесем систему жанрообразующих признаков на контент Pinterest, то можем рассматривать Pin как жанр медиатекста в группе новостных жанров, жанров рациональной публицистики и жанров эмоциональной публицистики. Новостным жанром Pin является, поскольку он фиксирует событие (предмет), в изображении и в текстовом описании отвечает на вопросы, объективизирующие событие (метод), рассказывает о событии, представляя его подробности (функция). Жанром рациональной публицистики Pin будет являться в том случае, если он содержит в себе инфографику. Тем самым он указывает на связь события с другими событиями, на его причины и возможные последствия (предмет), осуществляет анализ события или явления (метод), вписывает известное событие в контекст (функция). В качестве жанра эмоциональной публицистики Pin выступает в связи с тем, что он может содержать изображение человека (предмет), это изображение может фиксировать какой-либо эмоционально окрашенный момент жизни человека (метод), вызывать эмоциональную реакцию пользователя социальной сети (функция).

Таким образом, можно утверждать, что Pin является новым жанром медиатекста в интернет-коммуникации.

Обратимся к рассмотрению дискурсивных характеристик данного жанра.

Первой характеристикой является гипертекстуальность. По словам Теда Нельсона, изобретателя термина 'гипертекст', главной особенностью гипертекста является то, что он создает систему связи между отдельными документами с помощью встроенных в текст гиперссылок [6]. Но данное понятие не ограничивается только интернетом, гипертекст как связь текстовых элементов в единое целое существовал и до его возникновения. Многие лингвисты считают гипертекстуальность неотъемлемым признаком любого текста, так как имплицитно или явно внутри текста существуют ссылки, смысловые корреляции и внутритекстовые, а зачастую и межтекстовые связи. Несмотря на такую широкую трактовку гипертекстуальности, данное понятие все же более характерно для интернета, так как гипертекст представляет собой связь между отдельными текстами, которая осуществляется в единой среде, что позволяет читать текст не только на одном уровне, но благодаря внутренним и

внешним ссылкам просматривать его вглубь. Это расширяет информационные возможности не только производителей медиапродукта, но и его потребителей. Ссылки на разнообразные источники, выполненные в гипертекстовом режиме, предоставляют первым уникальную возможность повысить качество информации, а именно ее полноту и достоверность, вторым - воспользоваться альтернативными источниками и самостоятельно участвовать в интерпретации фактов, приходить к собственным выводам. Действительно, гипертекст - это возможность расширения контекста каждого конкретного содержательного элемента, это то, что позволяет читателю лучше понять смысл происходящего, помогает ориентироваться в потоке информации [3]. При этом гипертекст может неограниченно расширить тематическое поле с помощью ссылок на публикации по предлагаемой или смежной с ней тематике.

Второй дискурсивной характеристикой Pin является интертекстуальность. Понятие интертекстуальности означает общее свойство текстов, выражающееся в наличии между ними связей, благодаря которым тексты (или их части) могут разными способами явно или неявно ссылаться друг на друга. В Pinterest это проявляется через наличие ссылок на любые ресурсы и страницы интернета, а также связано с возможностью кросспостинга сообщений из других социальных сетей. Среди распространенных в Pinterest функций работы с информацией - Pin и Repin, цитирование Pin с добавлением собственного комментария в рамках того же сообщения.

Третья дискурсивная характеристика Pin -его креолизованность. Сама природа контента в Pinterest заключается в соединении двух негомогенных частей: вербальной и невербальной.

Креолизация становится важным инструментом коммуникации - привлечения и удержания внимания адресата, способов выражения смысловой организации текста, что вызвало большой интерес исследователей к этому феномену [см., например: 5; 9].

В соответствии с жанровыми признаками Pin можно выделить иллюстративно-информативную и экспрессивную (аттрактивную и эмоционально-оценочную) функции его невербальных компонентов. Можно утверждать, что информативно-иллюстративная функция помогает обеспечить достоверность сообщения и/или уточнить его тематику. В то время как экспрессивные функции обеспечивают при-

влечение внимания аудитории и передачу эмоциональной оценки содержания.

Выводы. Проанализировав жанрообразу-ющие признаки Pin, мы можем утверждать, что он является жанром медиатекста, функционирующего в социальной сети Pinterest. Он может быть представлен в группе информационных жанров, жанров рациональной и эмоциональной публицистики. Основными дискурсивными характеристиками Pin являются гипертекстуальность, связанная с наличием в тексте гиперссылок, интертекстуальность, предполагающая возможность кросспостинга, и креолизованность, заключенная в самой природе Pin, как соединение вербальной и невербальной частей текста.

Список литературы

1. Атягина, А. П. Твиттер как новая дискурсивная практика: автореф. дис. ... канд. филол. наук / А. П. Атягина. Омск, 2014. 22 с.

2. Балахонская, Л. В. Особенности создания и распространения электронных PR-текстов / Л. В. Балахонская, И. А. Быков // Российская пиарология: тренды и драйверы: сб. науч. тр. в честь проф. А. Д. Кривоносова / отв. ред. К. В. Киуру. Челябинск, 2011.

3. Калмыков, А. А. Интернет-журналистика: учеб. пособие для студентов вузов / А. А. Калмыков, Л. А. Коханова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 383 с.

4. Киуру, К. В. Интернет-жанрология как направление изучения журналистского текста / К. В. Киуру // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2014. Филология. Искусствоведение. Вып. 93, № 26 (355). С. 51-55.

5. Корда, О. А. Креолизованный текст в современных печатных СМИ: структурно-функциональные характеристики: автореф. дис. ... канд. филол. наук / О. А. Корда. Екатеринбург, 2013. 20 с.

6. Лукина, М. М. СМИ в пространстве Интернета / М. М. Лукина, И. Д. Фомичева. М.: Изд. фак. журналистики Моск. гос. ун-та, 2005. 89 с.

7. Репкова, Т. Новое время: как издавать профессиональную газету в демократическом обществе / Т. Репкова. М.: ГИПП, 2001. С. 133.

8. Степанов, В. Н. Пост как инструмент формирования социального капитала в социальной сети (на примере социальной сети Фейсбук) / В. Н. Степанов // Вестн. Твер. гос. ун-та. Сер. «Филология». 2014. № 1. С. 183-191.

9. Чигаев, Д. П. Способы креолизации современного рекламного текста: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Д. П. Чигаев. М., 2010. 25 с.

10. Шилина, М. Г. Интернет-гипертекст общественных связей: характеристики, особен-

ности, тенденции развития [Электронный ресурс] / М. Г. Шилина // Медиаскоп. URL: http:// www.mediascope.ru/node/567.

Киуру Константин Валерьевич - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной коммуникации и организации работы с молодежью Уральского государственного университета физической культуры.

[email protected]

Kiuru K. V. Ural State University of Physical Culture.

pin as a genre of social media text and its discursive characteristics

The paper presents an analysis ofthe new genre ofmedia texts, functioning in a social network Pinterest. Determined by its genre characteristics: object, method, function. Pin considered carefully in the group information genres, genres rational and emotional journalism. The main discursive characteristics of the Pin - hypertextuality is associated with the presence of hyperlinks in the text, intertextuality, suggests the possibility of crossposting and creolization as compound verbal and nonverbal parts of the text.

Keywords: media texts; online text; genre; social media; hypertextuality; intertextuality; creolization.

References

1. Atyagina, A.P. (2014) Twitter kak novaya diskursivnaya praktika [=Twitter as a new discursive practice]: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Omsk, 22 p. (in Russ.).

2. Balachonskaya, L.V., Bykov I.A. (2011) Osobennosti sozdaniya I rasprostraneniya elektronnych PR-tekstov [=Features building and distributing digital PR-texts], in: Rossiyskaya piarologiya: trendy i drayvery [=Russian piarology: trends and drivers], Chelyabinsk (in Russ.).

3. Kalmykov, A.A., Kochanova L.A. (2005) Internet-zhurnalistika [=Internet journalism], Moscow (in Russ.).

4. Kiuru, K.V. (2014) Internet-zhanrologiya kak napravleniye izucheniya zhurnalistskogo teksta [=Study of Internet's genres as the direction of the study of journalistic text], in: Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [=Bulletin of the Chelyabinsk State University], 26, pp. 51-55. (in Russ.).

5. Korda, O.A. (2013) Kreolizovanniy tekst v sovremennych pechatnych SMI: strukturno-funktsional'nyje charakteristiki [=Creolized text in modern print media: structural and functional characteristics]: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Ekaterinburg, 20 p. (in Russ.).

6. Lukina, M.M., Fomicheva, I.D. (2005) SMI v prostranstve Interneta [=Media in the Internet space], Moscow (in Russ.).

7. Repkova, T. (2001) Novoye vremya: kak izdavat' professional'nuju gazetu v demokraticheskom obschestve [=New time: how to publish a professional newspaper in a democratic society], Moscow (in Russ).

8. Stepanov, V.N. (2014) Post kak instrument formirovaniya sotsial'nogo kapitala v sotsial'noj seti (na primere sotsial'noj seti Facebook) [Post as a tool of social capital formation in the social network (for example, the social network Facebook)], in: Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta [=Bulletin of the Tver State University], 1, pp. 183-191 (in Russ.).

9. Chigayev, D.P. (2010) Sposoby kreolizatsiyi sovremennogo reklamnogo teksta [=Methods creolization modern advertising text]: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Moscow, 25 p. (in Russ.).

10. Shilina, M.G. Internet-gipertekst obschestvennych svyazej: charakteristiki, osobennosti, tendentsiji razvitiya [=Internet hypertext 0f Public Relations: characteristics, features and trends], in: Mediaskop [=Mediascop], available at: http://www.mediascope.ru/node/567, accessed 25.01.2015 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.