quickly to changes. Looks closely at the life-to-tape in the reports highlighted the effects it brings in stories of this genre.
Keywords: life-to-tape; the method of participant observation; television; report; genre.
References
1. Agamjan, E. Ju. (2014) "L2T kak zhanr sovremennoj mediasfery" [=L2T as a genre of contemporary media], in: VestnikNGU, Volume 13, Issue 6, Novosibirsk, pp. 42-50 (in Russ.).
2. Kim, M. N. (2011) Osnovy tvorcheskoj dejatel'nosti zhurnalista [=The basement of journalist creative activity], Sanct-Peterburg, 400 p. (in Russ.).
3. Knjazev, A. A. (2001) Osnovy telezhurnalistiki i telereportazha [=The basement of television journalism and reports], Bishkek, 160 p. (in Russ.).
4. "Lajf tu tejp", in: Zhurdom. Slovar' terminov zhurnalistov [=Journalist House. The Dictionary of journalism], available at http://jourdom.ru/neshhs/8934., accessed 25.01.2015 (in Russ.).
5. Mitta, A. (1999) Kino mezhdu adom i raem [= The film between hell and paradise], Moscow, 675 p. (in Russ.).
6. Ovsepjan, R. P. (1999) Istorija novejshej otechestvennoj zhurnalistiki [=The history of modern national journalism]. Pod redakciej Ja. N. Zasoursky, Moscow, 304 p. (in Russ.).
7. Prohorov, E. P. (2009) Vvedenie v teoriju zhurnalistiki [=The introduction to the theory of journalism], Moscow, 368 p. (in Russ.).
8. Sappak, V. (1988) Televidenie i my [=TV and we], Moscow, 168 p. (in Russ.).
9. Sokov, A. I. (2005) Ot zametki do fel'etona [=From the notes to the feuilleton], Novosibirsk, 237 p. (in Russ.).
10.Televizionnajazhurnalistika (2002) [=The television journalism]. Redakcionnaja kollegija: G. V. Kuznecov, V. L. Cvik. A. Ja. Jurovskij, Moscow, 304 p. (in Russ.).
11.Helemendik, V. S. (2006) "Nekotorye problemy vzaimodejstvija SMI. Retrospektivnyj vzgljad" [=Some problems of interaction media. Retrospective] in: National TV: tradition and innovation. Part 3, Moscow, 173 p. (in Russ.).
12.Shesterkina, L. P., Nikolaeva, T. D. (2012)Metodika televizionnojzhurnalistiki [=The Technique of television journalism], Moscow, 224 p. (in Russ.).
13.Shipova, E. V. (2006) Personifikacija informacii na rossijskom televidenii: professional'no-jeticheskij aspekt [=Personification information on Russian TV: professional and ethical aspect] : the dissertation ... of candidate of philological Sciences: 10.01.10, Sanct-Peterburg, 246 p. (in Russ.).
14.Shostak, M. I. (2003) Reportjor: professionalizm i jetika [=The reporter: the professionalism and the ethics], Moscow, 164 p. (in Russ.).
Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 224-228.
УДК 070, ББК 76.005.3
К. В. Киуру
pin как жанр текста в социальных медиа и его дискурсивные характеристики
В статье представлен анализ нового жанра медиатекста, функционирующего в социальной сети Pinterest Определяются его жанрообразующие признаки: предмет, метод, функция. Pin рассматривается в группе информационных жанров, жанров рациональной и эмоциональной публицистики. Выявляются дискурсивные характеристики жанра: гипертекстуальность, интертекстуальность и креолизованность, как соединение вербальной и невербальной частей текста.
Ключевые слова: медиатекст; интернет-текст; жанр; социальные медиа; гипертекстуальность; интертекстуальность; креолизованность.
Введение. Появление технологий Web 2.0 стало отправной точкой для возникновения новой социальной среды общения, получившей название социальных медиа. Web 2.0 - термин, обозначающий второе поколение сетевых сервисов, которые позволяют пользователям не только путешествовать по сети, но и совместно работать и размещать в ней текстовую и меди-аинформацию.
Социальные медиа - это сервисы, в основе которых лежит концепция Web 2.0, позволяющая пользователям создавать контент и обмениваться им с учетом их социальных связей.
Активное использование интернета в повседневной жизни человека определяет создание все новых возможностей для общения. Можно проследить определенную эволюцию в развитии форм интернет-общения - от простых инструментов сбора отзывов до организации интерактивного общения большого количества собеседников.
Новые возможности взаимодействия в Интернете задают новые стандарты сетевого общения. Распространенной стала модель коммуникации «все для всех», которая позволяет любому пользователю сети начать коммуникацию или стать участником уже сложившихся контактов. Потребность в мгновенном обмене информацией оказывает влияние на жанровую систему медиатекстов, размещаемых в Интернете, создает новые жанры интернет-текстов. М. Г. Шилина отмечает, что дигитализация и развитие интернет-коммуникации обуславливают все большую долю виртуальных электронных форматов коммуникации в медиамик-се общественных связей [10].
Обзор работ по теме. Появление новых жанров интернет-текста вызывает оформление как научного направления новой исследовательской области - интернет-жанрологии [4]. Попытка типологизировать электронные PR-тексты принадлежит Л. В. Балахонской и И. А. Быкову. Среди новых жанров электронного PR-текста авторы предлагают выделять интернет-релиз, релиз в социальных медиа, видеоисторию компании, видеролик с вопросами и ответами, профиль пользователя в социальных сетях или блогах, видео- и аудиозаявление для СМИ, видео- и аудиообращение к сотрудникам, партнерам и клиентам, электронное письмо, поздравление электронной открыт-
кой [2. С. 23]. Анализ микроблога Twitter как новой дискурсивной практики осуществлен в диссертации А. П. Атягиной [1]. Функционирование поста в сети Facebook рассматривается в работе В. Н. Степанова [8].
Целью нашего исследования является выделение Pin как жанра медиатекста в интернет-коммуникации и описание его дискурсивных характеристик.
Материалом исследования послужила социальная сеть Pinterest. Pinterest - социальный интернет-сервис, позволяющий пользователям добавлять в режиме онлайн изображения и помещать их в тематические коллекции и делиться ими с другими пользователями. Загруженные на сервис изображения называются «кнопками» (англ. pin), а коллекции, к которым они принадлежат - «досками» (англ. boards).
Работа над сервисом началась в декабре 2009 года, сайт был запущен в бета-версии в марте 2010 года, сначала с закрытой регистрацией, а позже - с регистрацией только по приглашениям. Свободная регистрация была открыта в августе 2012 года.
В начале апреля 2012 года сервис обогнал по посещаемости LinkedIn и стал третьей социальной сетью в США, уступая лишь Facebook и Twitter. В мае 2012 года компания на очередном инвестиционном раунде привлекла $100 млн от японской интернет-компании Rakuten и трёх венчурных фондов, при этом вся Pinterest была оценена в $1,5 млрд.
Интерфейс этой социальной сети позволяет загружать изображения, сохранять их, производить сортировку, управлять другими видеофайлами. Основной инструмент - остроконечные электронные «кнопки» (булавки), при помощи которых фото и картинки можно на канцелярский манер прикреплять к виртуальной «доске». Последние делятся по различной тематике, а медиа-контент организуется по нескольким категориям. Другие пользователи могут, таким образом, найти фото, отражающие их интересы и увлечения. Pinterest - простая платформа для создания собственных тематических альбомов, которая позволяет публиковать фотографии и изображения и делиться ими с другими. Пользователи также могут публиковать изображений в альбомах других людей, следовать за другими людьми на основании общих интересов, оставлять ком-
ментарии и отмечать людей. То есть существует возможность создания интерактивного альбома с общим доступом. По аналогии с лентой новостей в Twitter можно получать регулярные обновления публикаций людей. Также существует возможность поделиться публикациями в Facebook и Twitter. Среди основных особенностей интерфейса этой социальной сети можно выделить:
- Pin - любое изображение, опубликованное пользователем на Pinterest. Пользователь может сослаться на изображение в сети или загрузить изображение с локального компьютера. Pin может содержать короткое описание;
- Repin - это аналогия ретвиту в Twitter. После того как пользователь публикует изображение, кто либо из друзей может перепостить его, контент будет распространяться как вирус;
- Board - это то место на Pinterest, где хранятся Pin пользователей. У пользователя может быть множество альбомов разной тематики.
Среди основных типов пользователей Pinterest выделяются такие, как государственные, коммерческие и некоммерческие организации, публичные персоны, массмедиа, специалисты по продвижению в социальных сетях, частные лица.
Полученные результаты и их интерпретация. Обратимся к рассмотрению Pin как жанра медиатекста. Мы будем опираться на систему жанрообразующих признаков, характеризующих журналистские жанры. Жанрообразую-щими признаками являются: предмет, метод и функция. Группы жанров, вслед за Т. Репко-вой [7], мы будем делить на следующие: новостные; рациональная публицистика; эмоциональная публицистика.
У новостных жанров предметом является событие, методом - поиск ответов на шесть вопросов (Кто? Что? Где? Когда? Почему? Каким образом?), функцией - объективный рассказ о событии с большим или меньшим количеством подробностей. У жанров рациональной публицистики предметом является связь события с другими событиями, его причины и возможные последствия, методом - логический анализ, функцией - вписывание уже известного события в контекст. У жанров эмоциональной публицистики в роли предмета выступает человек, который выходит на первый план, тогда как событие отходит на второй, методом является описание людей в драматических ситуациях, а функция эмоциональной публицистики - вызвать эмоциональную реакцию читателей,
дать им возможность пережить то, что пережили герои материала.
Если мы перенесем систему жанрообразующих признаков на контент Pinterest, то можем рассматривать Pin как жанр медиатекста в группе новостных жанров, жанров рациональной публицистики и жанров эмоциональной публицистики. Новостным жанром Pin является, поскольку он фиксирует событие (предмет), в изображении и в текстовом описании отвечает на вопросы, объективизирующие событие (метод), рассказывает о событии, представляя его подробности (функция). Жанром рациональной публицистики Pin будет являться в том случае, если он содержит в себе инфографику. Тем самым он указывает на связь события с другими событиями, на его причины и возможные последствия (предмет), осуществляет анализ события или явления (метод), вписывает известное событие в контекст (функция). В качестве жанра эмоциональной публицистики Pin выступает в связи с тем, что он может содержать изображение человека (предмет), это изображение может фиксировать какой-либо эмоционально окрашенный момент жизни человека (метод), вызывать эмоциональную реакцию пользователя социальной сети (функция).
Таким образом, можно утверждать, что Pin является новым жанром медиатекста в интернет-коммуникации.
Обратимся к рассмотрению дискурсивных характеристик данного жанра.
Первой характеристикой является гипертекстуальность. По словам Теда Нельсона, изобретателя термина 'гипертекст', главной особенностью гипертекста является то, что он создает систему связи между отдельными документами с помощью встроенных в текст гиперссылок [6]. Но данное понятие не ограничивается только интернетом, гипертекст как связь текстовых элементов в единое целое существовал и до его возникновения. Многие лингвисты считают гипертекстуальность неотъемлемым признаком любого текста, так как имплицитно или явно внутри текста существуют ссылки, смысловые корреляции и внутритекстовые, а зачастую и межтекстовые связи. Несмотря на такую широкую трактовку гипертекстуальности, данное понятие все же более характерно для интернета, так как гипертекст представляет собой связь между отдельными текстами, которая осуществляется в единой среде, что позволяет читать текст не только на одном уровне, но благодаря внутренним и
внешним ссылкам просматривать его вглубь. Это расширяет информационные возможности не только производителей медиапродукта, но и его потребителей. Ссылки на разнообразные источники, выполненные в гипертекстовом режиме, предоставляют первым уникальную возможность повысить качество информации, а именно ее полноту и достоверность, вторым - воспользоваться альтернативными источниками и самостоятельно участвовать в интерпретации фактов, приходить к собственным выводам. Действительно, гипертекст - это возможность расширения контекста каждого конкретного содержательного элемента, это то, что позволяет читателю лучше понять смысл происходящего, помогает ориентироваться в потоке информации [3]. При этом гипертекст может неограниченно расширить тематическое поле с помощью ссылок на публикации по предлагаемой или смежной с ней тематике.
Второй дискурсивной характеристикой Pin является интертекстуальность. Понятие интертекстуальности означает общее свойство текстов, выражающееся в наличии между ними связей, благодаря которым тексты (или их части) могут разными способами явно или неявно ссылаться друг на друга. В Pinterest это проявляется через наличие ссылок на любые ресурсы и страницы интернета, а также связано с возможностью кросспостинга сообщений из других социальных сетей. Среди распространенных в Pinterest функций работы с информацией - Pin и Repin, цитирование Pin с добавлением собственного комментария в рамках того же сообщения.
Третья дискурсивная характеристика Pin -его креолизованность. Сама природа контента в Pinterest заключается в соединении двух негомогенных частей: вербальной и невербальной.
Креолизация становится важным инструментом коммуникации - привлечения и удержания внимания адресата, способов выражения смысловой организации текста, что вызвало большой интерес исследователей к этому феномену [см., например: 5; 9].
В соответствии с жанровыми признаками Pin можно выделить иллюстративно-информативную и экспрессивную (аттрактивную и эмоционально-оценочную) функции его невербальных компонентов. Можно утверждать, что информативно-иллюстративная функция помогает обеспечить достоверность сообщения и/или уточнить его тематику. В то время как экспрессивные функции обеспечивают при-
влечение внимания аудитории и передачу эмоциональной оценки содержания.
Выводы. Проанализировав жанрообразу-ющие признаки Pin, мы можем утверждать, что он является жанром медиатекста, функционирующего в социальной сети Pinterest. Он может быть представлен в группе информационных жанров, жанров рациональной и эмоциональной публицистики. Основными дискурсивными характеристиками Pin являются гипертекстуальность, связанная с наличием в тексте гиперссылок, интертекстуальность, предполагающая возможность кросспостинга, и креолизованность, заключенная в самой природе Pin, как соединение вербальной и невербальной частей текста.
Список литературы
1. Атягина, А. П. Твиттер как новая дискурсивная практика: автореф. дис. ... канд. филол. наук / А. П. Атягина. Омск, 2014. 22 с.
2. Балахонская, Л. В. Особенности создания и распространения электронных PR-текстов / Л. В. Балахонская, И. А. Быков // Российская пиарология: тренды и драйверы: сб. науч. тр. в честь проф. А. Д. Кривоносова / отв. ред. К. В. Киуру. Челябинск, 2011.
3. Калмыков, А. А. Интернет-журналистика: учеб. пособие для студентов вузов / А. А. Калмыков, Л. А. Коханова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 383 с.
4. Киуру, К. В. Интернет-жанрология как направление изучения журналистского текста / К. В. Киуру // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2014. Филология. Искусствоведение. Вып. 93, № 26 (355). С. 51-55.
5. Корда, О. А. Креолизованный текст в современных печатных СМИ: структурно-функциональные характеристики: автореф. дис. ... канд. филол. наук / О. А. Корда. Екатеринбург, 2013. 20 с.
6. Лукина, М. М. СМИ в пространстве Интернета / М. М. Лукина, И. Д. Фомичева. М.: Изд. фак. журналистики Моск. гос. ун-та, 2005. 89 с.
7. Репкова, Т. Новое время: как издавать профессиональную газету в демократическом обществе / Т. Репкова. М.: ГИПП, 2001. С. 133.
8. Степанов, В. Н. Пост как инструмент формирования социального капитала в социальной сети (на примере социальной сети Фейсбук) / В. Н. Степанов // Вестн. Твер. гос. ун-та. Сер. «Филология». 2014. № 1. С. 183-191.
9. Чигаев, Д. П. Способы креолизации современного рекламного текста: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Д. П. Чигаев. М., 2010. 25 с.
10. Шилина, М. Г. Интернет-гипертекст общественных связей: характеристики, особен-
ности, тенденции развития [Электронный ресурс] / М. Г. Шилина // Медиаскоп. URL: http:// www.mediascope.ru/node/567.
Киуру Константин Валерьевич - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной коммуникации и организации работы с молодежью Уральского государственного университета физической культуры.
Kiuru K. V. Ural State University of Physical Culture.
pin as a genre of social media text and its discursive characteristics
The paper presents an analysis ofthe new genre ofmedia texts, functioning in a social network Pinterest. Determined by its genre characteristics: object, method, function. Pin considered carefully in the group information genres, genres rational and emotional journalism. The main discursive characteristics of the Pin - hypertextuality is associated with the presence of hyperlinks in the text, intertextuality, suggests the possibility of crossposting and creolization as compound verbal and nonverbal parts of the text.
Keywords: media texts; online text; genre; social media; hypertextuality; intertextuality; creolization.
References
1. Atyagina, A.P. (2014) Twitter kak novaya diskursivnaya praktika [=Twitter as a new discursive practice]: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Omsk, 22 p. (in Russ.).
2. Balachonskaya, L.V., Bykov I.A. (2011) Osobennosti sozdaniya I rasprostraneniya elektronnych PR-tekstov [=Features building and distributing digital PR-texts], in: Rossiyskaya piarologiya: trendy i drayvery [=Russian piarology: trends and drivers], Chelyabinsk (in Russ.).
3. Kalmykov, A.A., Kochanova L.A. (2005) Internet-zhurnalistika [=Internet journalism], Moscow (in Russ.).
4. Kiuru, K.V. (2014) Internet-zhanrologiya kak napravleniye izucheniya zhurnalistskogo teksta [=Study of Internet's genres as the direction of the study of journalistic text], in: Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [=Bulletin of the Chelyabinsk State University], 26, pp. 51-55. (in Russ.).
5. Korda, O.A. (2013) Kreolizovanniy tekst v sovremennych pechatnych SMI: strukturno-funktsional'nyje charakteristiki [=Creolized text in modern print media: structural and functional characteristics]: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Ekaterinburg, 20 p. (in Russ.).
6. Lukina, M.M., Fomicheva, I.D. (2005) SMI v prostranstve Interneta [=Media in the Internet space], Moscow (in Russ.).
7. Repkova, T. (2001) Novoye vremya: kak izdavat' professional'nuju gazetu v demokraticheskom obschestve [=New time: how to publish a professional newspaper in a democratic society], Moscow (in Russ).
8. Stepanov, V.N. (2014) Post kak instrument formirovaniya sotsial'nogo kapitala v sotsial'noj seti (na primere sotsial'noj seti Facebook) [Post as a tool of social capital formation in the social network (for example, the social network Facebook)], in: Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta [=Bulletin of the Tver State University], 1, pp. 183-191 (in Russ.).
9. Chigayev, D.P. (2010) Sposoby kreolizatsiyi sovremennogo reklamnogo teksta [=Methods creolization modern advertising text]: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Moscow, 25 p. (in Russ.).
10. Shilina, M.G. Internet-gipertekst obschestvennych svyazej: charakteristiki, osobennosti, tendentsiji razvitiya [=Internet hypertext 0f Public Relations: characteristics, features and trends], in: Mediaskop [=Mediascop], available at: http://www.mediascope.ru/node/567, accessed 25.01.2015 (in Russ.).