Научная статья на тему 'Речевая стратегия дискредитации в дискурсивной практике комментария сетевого медиаконтента'

Речевая стратегия дискредитации в дискурсивной практике комментария сетевого медиаконтента Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
681
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРСИВНАЯ ПРАКТИКА / ОНЛАЙН-КОММЕНТАРИИ / СЕТЕВОЙ МЕДИАКОНТЕНТ / РЕЧЕВАЯ СТРАТЕГИЯ ДИСКРЕДИТАЦИИ / МЕДИАЛИНГВИСТИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лабутина Вера Викторовна

Статья посвящена анализу способов реализации речевой стратегии дискредитации и обесценивания в жанре комментария контента интернет-СМИ. Свобода слова в названной дискурсивной практике нередко принимает форму социально провоцируемой речевой агрессии. Реализация стратегии дискредитации сопровождается использованием социальных и политических мифов, идеологических фантомов, словесных ярлыков, тактик сведения к абсурду, использованием паралогических приемов, в частности, подмены темы, использования языковой игры, «лексики вражды», генерализации точки зрения говорящего, снижения образа путем создания иронического или саркастического контекста, оперирования словами с размытым значением, использованием штампов и стереотипов, категоричных утверждений с негативной оценкой и других средств речевой манипуляции. Эмпирическую базу исследования составили тексты комментариев сообщества подписчиков «Meduza Новости и СМИ» и «Новая газета» в социальной сети Facebook.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Лабутина Вера Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Речевая стратегия дискредитации в дискурсивной практике комментария сетевого медиаконтента»

УДК 070 Б01: 10.24411/2070-0695-2019-10416

В. В. Лабутина

Самарский национальный исследоеателъскийуниеерситет им. акад. С. П. Королева, Самара

РЕЧЕВАЯ СТРАТЕГИЯДИСКРЕДИТАЦИИ

ВДИСКУРСИВНОЙ ПРАКТИКЕ КОММЕНТАРИЯ СЕТЕВОГО МЕДИАКОНТЕНТА

Статья посвящена анализу способов реализации речевой стратегии дискредитации и обесценивания в жанре комментария контента интернет-СМИ. Свобода слова в названной дискурсивной практике нередко принимает форму социально провоцируемой речевой агрессии. Реализация стратегии дискредитации сопровождается использованием социальных и политических мифов, идеологических фантомов, словесных ярлыков, тактик сведения к абсурду, использованием паралогических приемов, в частности, подмены темы, использования языковой игры, «лексики вражды», генерализации точки зрения говорящего, снижения образа путем создания иронического или саркастического контекста, оперирования словами с размытым значением, использованием штампов и стереотипов, категоричных утверждений с негативной оценкой и других средств речевой манипуляции. Эмпирическую базу исследования составили тексты комментариев сообщества подписчиков «Меёига Новости и СМИ» и «Новая газета» в социальной сети Е'асеЬоок.

Ключевые слова: дискурсивная практика, онлайн-комментарии, сетевой медиаконтент, речевая стратегия дискредитации, медиалингвистика.

Анализ способов реализации речевой стратегии дискредитации, предпринятый в рамках данной статьи, осуществляется в русле актуальных в настоящее время исследований коммуникативных стратегий и тактик. Приходится отметить, что значимой теоретической и терминологической проблемой остается как вычленение коммуникативных стратегий, так и разграничение стратегий и тактик при анализе реальных дискурсивных практик. Мы придерживаемся позиции некоторых исследователей, которая заключается в признании невозможности четкого и однозначного разделения коммуникативных стратегий и тактик, так как оно представляется «несколько искусственным и громоздким» [13].

А. Р. Габидуллина отмечает, что «универсальная типология коммуникативных стратегий, применимая ко всем сферам речепроизводства, вряд ли возможна (или возможна как предельно обобщенная). <...> наиболее удачными <...> попытками создания коммуникативных стратегий являются те, которые "привязаны" к определенному типу дискурсивного взаимодействия или сфере коммуникации» [3]. Важным нам кажется и констатация необходимости непосредственного наблюдения над возникающими и постоянно изменяющимися дискурсивными практиками: их исследования «обычно представляют собой определенные техники "поверхностного" анализа, сводящие априорные конструкции к минимуму» [6. С. 231].

Комментарии цифрового медиа-контента призваны удовлетворить потребность человека в объяснении происходящих вокруг него событий, а риторические тактики, в частности, реализующие стратегию дискредитации, находятся в одном ряду с другими риторическими средствами познания и толкования сложных явлений, которые изучает риторика как наука. В интерпретационном потоке конструируется социально значимое знание: факты могут наполняться разным смыслом в зависимости от картины мира их интерпретаторов, могут иметь альтернативные интерпретации и даже иллюстрировать разные точки зрения.

Анализ современных дискурсивных практик, проектирующих и моделирующих социальный мир в формате компьютерно опосредованной коммуникации, актуален в рамках дискурс-анализа, исследовательское внимание привлекают и функции комментария на различных коммуникативных платформах социальных сетей [2, 8].

Отметим, что в ситуации массового текстотворчества в цифровой среде изменяется и статус комментария, который в сети уже не является традиционными разъяснительными примечаниями или пояснительными и критическими рассуждениями.

Мы определяем комментарий как жанр публичной дискуссии, социокультурный механизм формирования общественного мнения, а также средство языкового конструирования социальной реальности и воспроизводства социального порядка, инструмент социальных практик, мультимедийный цифровой феномен. Участие в дискурсивной практике комментария - это, прежде всего, самая доступная форма участия в социальной жизни, при этом контроль над дискурсом, возможный для любого комментатора в сетевую эпоху, заключается в свободном доступе к производству дискурса и, следовательно, к его содержанию, стилю и в конечном итоге к общественному сознанию [1].

Исследование текстов комментариев к медиаконтенту сообщества подписчиков Meduza (https://www.facebook.com/pg/themeduza/posts/?ref=page_internal) и Новая газета (https://www. facebook.com/novgaz/) в социальной сети Facebook позволяет объективировать реализованные в них коммуникативные стратегии и тактики как способы реализации этих стратегий. Анализ дискурсивной практики комментария цифрового медиаконтента в аспекте выявления особенностей реализации в ней речевой стратегии дискредитации является целью настоящей статьи.

Речевая стратегия дискредитации, рассматриваемая нами применительно к дискурсивной практике комментария сетевого медиаконтента, не раз была объектом анализа применительно к другим типам дискурса, например, к дискурсу политическому, в котором также практикуются такие коммуникативные ходы, как прямое оскорбление, косвенное оскорбление, развенчание притязаний, навешивание ярлыков, непосредственная негативная характеристика, установление желательных причинно-следственных связей, навязывание скрытого дедуктивного вывода, создание желательных для говорящего ассоциативного ряда, переход на личности и т. д. [5, 6. С. 160-175, 11]. В более широком контексте речевая стратегия дискредитации изучается в рамках анализа речевого воздействия и речевого манипулирования в целом [7, 10, 12].

Как показывает наше исследование, основными способами реализации стратегии дискредитации в дискурсивной практике комментария являются суггестивные тактики эмоционального воздействия и речевой агрессии в целях склонения к своей точке зрения, подчинения своей позиции; рациональные тактики ментального воздействия с использованием методов научного познания и апелляции к здравому смыслу и логике и тактики манипулятивного и риторического воздействия с применением паралогических приемов, демагогии и разного рода «словесной эквилибристики» и языковых игр.

Выражение негатива - осуждения, неприятия, возмущения, отторжения, разного рода отрицательной оценки - в рассматриваемой дискурсивной практике превалирует над выражением других эмоций и интерпретаций, что естественно, так как продиктовано основной интенцией комментаторов - восстановить пошатнувшийся миропорядок, нарушенный неприемлемым для комментатора способом, противоречащим его интересам, целям, представлениям и убеждениям.

К эмоционально воздействующим приемам выражения негативной оценки и дискредитации относятся призыв, речевая агрессия: обесценивание, насмешка, ирония, переход на личности, негативная оценка без аргументов, оскорбление, унижение, осмеяние через речевые ходы издевки, сарказма; угроза; суггестивные приемы (повтор, забалтывание, разрыв шаблонов восприятия), доведение до абсурда (утрирование), провокация, апелляция к авторитету, намек, игра слов, дидактичность, категоричность, навешивание ярлыков и под. Конечной целью применения названных приемов является вызывание чувств и эмоций (как правило, негативных) - возмущения, негодования, презрения, неприятия, злости, агрессии, или, например, удовольствия от понимания намека и т. д. Проиллюстрируем применение стратегии символического уничтожения неприемлемого, «плохого», его отрицания, дискредитации через осмеяние, обесценивание, унижение, оскорбление и т. д.

Тактика «доведение до абсурда», известная с древнейших времен и популярная как в бытовом, так и в судебном красноречии [4], широко распространена и в дискурсивной практике комментария. Например:

Московский метрополитен подал иск к Юлии Галяминой, Ивану Жданову, Владимиру Милову, Алексею Навальному, Александру Соловьеву, Олегу Степанову и Илье Яшину (https://meduza. io/news/2019/08/22/moskovskoe-metro-podalo-isk-k-oppozitsioneram?utm_source=facebook&utm_ medium).

Комментарии: Кульминацией будет иск от Спортлото; Тогда подаем иски за все крестные ходы, перекрытия дорог по поводу проезда величества, перекрытия по поводу парадов, полков, фестивалей и прочих мероприятий, мешающих нашему проходу и проезду; Странно, что никто из горожан не предъявляет иски к патриарху - ежегодно на полдня в СПб перекрывают главную городскую транспортную артерию, Невский проспект. 5 ООО ООО человек испытывают неудобства, но никто не жужжит (дата обращения: 22.08.2019).

Тактика отвлечения от темы и намека, призванного вызвать подозрения по поводу заинтересованности (например, финансовой) дискредитируемого лица или организации, также используется как способ дискредитации точки зрения или действий оппонентов, например:

А когда по Белому Дому в 90-е из танков стреляли, были иски?; Да? А ФБК не хочет поинтересоваться закупочными схемами метрополитена, а заодно и активами метрошного начальства? Вероятно, там найдётся много чего интересного...

Издевка, сарказм как тактики дискредитации, осмеяния также частотны в дискурсивной практике комментария, например:

Власти объявили, что цезий-137 попал в организм архангельского врача с пищей, а не из-за взрыва ракеты (https://meduza.io/news/2019/08/23/vlasti-ob-yavili-chto-tseziy-137-popal-v-organizm-arhangelskogo-vracha-s-pischey-a-ne-iz-za-vzryva-rakety?utm_source=facebook&utm_ medium).

Комментарии: Он съел пострадавшего??; Надо было написать, что врач отравился запрещенными сырами из Франции. Ну, чтоб уж совсем достоверно звучало; Прямо так и стояло на столе - солонка, перечница, соевый соус, оливковое масло, блюдечко с цезием... (дата обращения: 23.08.2019).

Дискредитация возможна и через снижение образа при помощи создания иронического контекста, в который погружается объект дискредитации, например:

«Почта России» собралась преобразовать отделения в «центры притяжения» с продажей алкоголя. И просит на это 85 миллиардов рублей из бюджета» (https://meduza.io/news/2019/08/26/ pochta-rossii-sobralas-preobrazovat-otdeleniya-v-tsentry-prityazheniya-s-prodazhey-alkogolya-i-prosit-na-eto-85-milliardov-rubley-iz-byudzheta?utm_source=facebook&utm_medium).

Комментарий: Не, ну а на что еще бюджетные деньги-то тратить? во всей стране одна проблема и осталась - на почте водки нет (дата обращения: 26.08.2019).

«Корабль с роботом Федором не смог пристыковаться к МКС. Если снова не получится, его могут затопить» (https://meduza.io/feature/2019/08/24/korabl-s-robotom-fedorom-ne-smog-pristykovatsya-k-mks-esli-snova-ne-poluchitsya-ego-mogut-zatopit?utm_source=facebook&utm_medium).

Комментарии: - А мы зато сделали ракету и полетим в космос! - закричал Незнайка. -Полетите вы... с крыши на чердак, - ответил емуГунька (с) (дата обращения: 24.08.2019).

В последнем примере средством снижения образа является обращение к прецедентному тексту, повести «Незнайка на Луне» Н. Носова, для ассоциативной связи двух ситуаций, при которой ироническая оценка вымышленной ситуации из сказочной повести переносится на реальную ситуацию неудачной стыковки робота Федора и МТС в августе 2019 года.

Следует отметить, что дискурсивной практике комментария рассматриваемых либерально-оппозиционных изданий свойственны яркая риторичность, демонстрируемая откровенная предвзятость, идеологичность, они возможны в ней как нечто принятое, жанроформирующее. Трудно представить применение некоторых тактик дискредитации, возможных в рассматриваемой дискурсивной практике, в жанре, скажем, судебного красноречия или в дипломатической риторике. Прямая негативная характеристика оппонента, речевая агрессия, конфронтационные основания дискурса, «лексика вражды» [9] - все это может служить способами крайне негативной репрезентации того, что неприемлемо для комментатора, определяется им как ненормальное, подлежащее осуждению. Например:

«Из нас делают вторую Украину». Пермские хасиды хотят построить культурный центр. Православные активисты уверены: это часть плана по захвату России Америкой. - Все мы знаем на примере Европы, что такое толерантность. Это однополые браки. Это иноплеменные толпы, насилующие белых женщин. Мы не хотим никакой музей толерантности на нашей территории! Что говорили на слушаниях по вопросу строительства еврейского благотворительного центра в Перми» (https://www.novayagazeta.ru/articles/2019/08/22/81687-iz-nas-delayut-vtoruyu-

ukrainu?utm_source=fb&utm_medium=novaya&utm_campaign=-vse-my-znaem-na-primere-evropy~ chto-ta).

Комментарии к публикации содержат пейоративы, прямые оскорбления «православных активистов» (чья позиция практически единодушно осуждается комментаторами), грубое просторечие, например:

Глубинный народ или немного из зоологии; Как начальство науськало, так и говорили. А велели бы - одобрямс, так орали бы Ура!! Сирость и убогость. Лицо страны; Какая безграмотность, там что, нет людей хотя бы со средним образованием или по чьей-то указке специально неучей подобрали, чтобы такую чушь несли; Не угадала. Толерантность это то, что мы эту дуру слушаем; Пермь расположена в каком-то далеком глухом таежном лесу, там только две центральные телепрограммы, дорог нет, радио нет. Какие могут быть претензии к мировосприятию пермяков!; Пермяки достойны своей жизни, пенсий и зарплат; Немного сюжета из зоопарка., на рожи эти посмотрите ... макаки посимпатичнее и разумнее будут ... а это, видимо, новый видживотных (датаобращения: 22.08.2019).

Более «цивилизованным» риторическим приемом выражения негативной оценки с целью дискредитации может служить языковая игра, например:

«Чтобы отменить выборы, не нужно вводить военное положение. Элла Памфилова может и должна защитить избирательные права москвичей» (https://www.novayagazeta.ru/ articles/2019/08/23/81713-chtoby-otmenit-vybory-ne-nuzhno-vvodit-voennoe-polozhenie?utm_ source=fb&utm_medium=novaya&utm). В комментарии игра слов основана на омонимия. Москва в праздничномубранстве. Убрали всех (дата обращения: 23.08.2019).

Рассмотренные и многие другие тактики дискредитации множатся и «шлифуются» в дискурсивной практике комментария сетевого медиаконтента, причем формирование самой этой практики является ответом на вызовы цифровой эпохи со всеми ее стремительно развивающимися новыми техническими возможностями и новыми форматами коммуникации.

К особенностям способов дискредитации в рассматриваемой дискурсивной практике можно отнести следующие:

1. Дискредитация служит способом конструирования социально желаемого через отрицание и осуждение нежелательного для комментатора.

2. Дискурсивной практике комментария сетевого медиаконтента свойственны аксиологичность, тенденциозность, предвзятость, отсутствие следования нормам политкорректности и толерантности. Дискурсивную практику комментария с использованием стратегии дискредитации можно признать примером дискурса, построенного по конфронтационному принципу, поляризующему комментаторов, а свобода слова превращается в этом случае в социально провоцируемую речевую агрессию.

3. Дозволенность некооперативного речевого поведения сочетается в дискурсивной практике комментария сетевого медиаконтента с потребностью нахождения единомышленников и виртуального объединения с ними, в частности, посредством использования тактик дискредитации всего неприемлемого для аудитории либерально-оппозиционных изданий. Именно так комментаторами осуществляется поиск и нахождение своей социальной ниши и борьба за свои интересы путем конструирования желаемой и приемлемой социальной реальности.

Список литературы

1. Ван Дейк Т. Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке и коммуникации. Пер. с англ. Изд. 2. URSS. 2015. 352 с. URL: http://urss.ru/cgi-bin/ db.pl?page=Book&lang=Ru&blang=ru&id=198135 (дата обращения: 23.08.2019).

2. Вежновец Е. Комментариии в социальных сетях: производство и воспроизводство интернет-дискурса II СОВРЕМЕННЫЙ ДИСКУРС-АНАЛИЗ. Электронный журнал. 2016. Вып. 15. Социальные контексты дискурса. С. 35-58. Retrieved from URL: http://discourseanalysis. org/adal5/stl01.shtml# (датаобращения: 15.08.2019).

3. ГабидуллинаА. Р. Учебно-педагогический дискурс: категориальная структура и жанровое своеобразие: Дисс. ... докт. филол. н. Донецк, 2009. URL: http://scicenter.online/russkiy-yazyik-scicenter/231-ponyatiya-kommunikativnaya-strategiya-90429.html (дата обращения 16.08.2019).

4. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация / Под ред. проф. О. Я. Гойхмана. М.: ИНФРА-М, 2003. 272 с. URL: http://evolkov.net/learn/learning.basics/read.hear.write.speak.basics. МшЦдатаобращения: 1.08.2019).

5. Егорова Э. Н. Речевая агрессия и стратегия дискредитации (на примере анализа газетных публикаций) II Язык и текст langpsy.ru. 2015. Том 2. № 3. URL: http://psyjournals.ru/langpsy/2015/ пЗ/Egorova.shtml (датаобращения: 1.08.2019)

6. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Изд. 8, испр. и доп. М.: URSS.2017.308c.

7. Иссерс О. С. Речевое воздействие. М.: Флинта: Наука, 2011. 224 с.

8. Карпоян С. М. Функции комментария на различных коммуникативных платформах социальных сетей II Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 11-2. С. 242-245.

9. Карпухина Т. П. «Лексика вражды» как манипулятивный ресурс создания образа России в современной англоязычной прессе (в аспекте преподавания английского языка российским студентам) II Вестник КемГУ. 2019. № 1 (77). С. 212-222.

10. Копнина Г. А. Речевое манипулирование. М.: Флинта: Наука, 2007. 176 с.

11. Руженцева Н. Б. Дискредитирующие тактики и приемы в российском политическом дискурсе: Монография / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. 294 с.

12. Сковородников А. П., Копнина Г. А. Способы манипулятивного речевого воздействия в российской прессе //Политическая лингвистика. 2012. № 3 (41). С. 36-42.

13. Цурикова Л. В. Дискурсивные стратегии как объект когнитивно-прагматического анализа коммуникативной деятельности II Вопросы когнитивной лингвистики. 2007. № 4. С. 98-108.

SPEECH DISCREDITATION STRATEGY IN DISCOURSE PRACTICE COMMENT ON NETWORK MEDIA CONTENT

Labutina V. V, Samaranationalresearch University, Samara, [email protected]

The article is devoted to the analysis of ways to implement the speech strategy of discrediting and devaluation ofInternet media content in the genre of commentary. Freedom of speech in this discursive practice often takes theform of socially provoked speech aggression against people who Express the opposite commentator's point of view. Discursive actions commentators are implemented in the communicative tactics. The article objectified and explores the communicative tactics used in this genre public debate, highlights the linguistic means of discrediting addresses both the emotional and rational sphere. Online comments are studied from the standpoint of media linguistics, as well as in the aspect of the theory of speech influence and manipulation. Implementation of the strategy ofdiscrediting accompanied by the use of social and political myths, ideological phantoms, 'verbal shortcuts, tactics information to absurdity, using paralogistic techniques, in particular, the substitution ofthemes, use of language play, "language of enmity", the generalization point of view of the speaker, reduce the image by creating an ironic or sarcastic context, handling words with blurred 'value, using cliches and stereotypes, an absolute statement with a negative assessment and other means of verbal manipulation. The empirical base ofthe studywas the texts of comments of the community of subscribers "Meduza news and media" and "Novaya Gazeta" in the social network Facebook.

Keywords: discursive practice, the genre of review, online reviews, discursive operation, network media, Internet media, verbal aggression, speech strategy of discrediting, communication tactics, speech influence, speech manipulation, metalinguistic.

References

1. Van Deyk, T. (2015). Diskurs i vlast': Reprezentatsiya dominirovaniya vyazyke i kommunikatsii [Discourse and Power: Representation of Dominance in Language and Communication], Available at: http://urss.ru/cgi-bin/db.pl?page=Book&lang=Ru&blang=ru&id=198135 (accessed: 23.08.2019).

2. Vezhnovets, Ye. (2016). Kommentariii v sotsial'nykh setyakh: proizvodstvo i vosproizvodstvo internet-diskursa [Comments on social networks: production and reproduction of Internet discourse]. Sovremennyy diskurs-analiz. Elektronnyy zhurnal [Modern discourse analysis. Electronicjournal], (15). pp. 35-58. Available at: http://discourseanalysis.Org/adal5/stl01.shtml# (accessed: 15.08.2019).

3. Gabidullina, A. R. (2009). Uchebno-pedagogicheskiy diskurs: kategorial'naya struktura i zhanrovoye svoyeobraziye [Educational and pedagogical discourse: categorical structure and genre identity]. Diss. ... dokt. filol. n. Donetsk, Available at: http://scicenter.online/russkiy-yazyik-scicenter/231-ponyatiya-kommunikativnaya-strategiya-90429.html (accessed: 16.08.2019).

4. Goykhman, O. YA. &NadeinaТ. M. (2003). Rechevayakommunikatsiya [Speechcommunication], M., INFRA-M. Available at :http://evolkov.net/learn/learning.basic s/read.hear.write.speak.basics.html (accessed: 01.08.2019).

5. Yegorova, E.N. (2015). Rechevaya agressiya i strategiya diskreditatsii (na primere analiza gazetnykh publikatsiy) [Speech aggression and the strategy of discrediting (on the example of analysis of newspaper publications). YAzyk i tekst langpsy.ru [Language and text langpsy.ru.], 2 (3), Available at: http://psyjournals.ru/langpsy/2015/n3/Egorova.shtml (accessed: 1.08.2019).

6. Issers, O. S. (2017). Kommunikativnyye strategii i taktiki russkoy rechi [Communicative strategies andtactics ofRussian speech], Izd.8, ispr. i dop. M., URSS. 308 p.

7. Issers, O. S. (2011). Rechevoye vozdeystviye [Speech exposure]. M., Flinta: Nauka. 224 p.

8. Karpoyan, S. M. (2015). Funktsii kommentariya na razlichnykh kommunikativnykh platformakh sotsial'nykh setey [Comment functions on various communicative platforms of social networks]. Gumanitarnyye, sotsial'no-ekonomicheskiye i obshchestvennyye nauki [Humanitarian, socio-economic and social sciences], 11 (2), pp. 242-245.

9. Karpukhina, T. P. (2019). «Leksika vrazhdy» как manipulyativnyy resurs sozdaniya obraza rossii v sovremennoy angloyazychnoy presse (v aspekte prepodavaniya angliyskogo yazyka rossiyskim studentam) ["Vocabulary of hostility" as a manipulative resource for creating the image of Russia in the modern English-language press (in the aspect of teaching English to Russian students)]. Vestnik KemGU [Bulletin ofKemSU], 1 (77), pp. 212-222.

10. Kopnina, G. A. (2007). Rechevoye manipulirovaniye [Speech manipulation] M., Flinta: Nauka. 176 p.

11. Ruzhentseva, N. B. (2004). Diskreditiruyushchiye taktiki i priyemy v rossiyskom politicheskom diskurse: monogr [Defamatory Tactics and Techniques in Russian Political Discourse: the team. Monograph], Yekaterinburg, Ural State Pedagogical University. 294 p.

12. Skovorodnikov, A. P. & Kopnina, G. A. (2012). Sposoby manipulyativnogo rechevogo vozdeystviya v rossiyskoy presse [Methods of manipulative speech exposure in the Russian press]. Politicheskaya lingvistika [Political Linguistics], 3 (41),pp. 36-42.

13. Tsurikova, L. V. (2007). Diskursivnyye strategii как ob'yekt kognitivno-pragmaticheskogo analiza kommunikativnoy deyatel'nosti [Discursive strategies as an object of cognitive-pragmatic analysis of communicative activity]. Voprosy kognitivnoy lingvistiki [Questions of cognitive linguistics], 4, pp. 98-108.

Лабутина Вера Викторовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории журналистики Самарского национального исследовательского университета.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.