Научная статья на тему 'ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА'

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детское литературное творчество / словесное творчество / творческое воображение / развитие речи / приемы сочинения сказок / literary creativity in children / verbal creativity / creative imagination / speech development / techniques for composing fairy tales

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С С. Яковлева

Исследование по развитию детского литературного творчества является очень ценным и актуальным в современном образовании. Умение развивать творческое мышление у детей сегодня является одним из важных аспектов их образования, поскольку оно способствует разностороннему совершенствованию воспитанников. Автор посвятил статью изучению особенностей детского литературного творчества, обобщил некоторые эффективные приемы его развития: методы сочинения сказок, стихотворений. В статье приводятся результаты исследования читательского интереса и использования приемов развития детского литературного творчества в обычной жизни у младших школьников и их родителей в 2022 и 2023 годах. Особое внимание в статье уделяется приемам работы по сочинению сказок. Подчеркивается эффективность их применения при работе с детьми младшего дошкольного возраста для повышения уровня творческого воображения, логического мышления, памяти и других познавательных функций. Статья может вдохновить педагогов на творческое созидание как в теории, так и в практике развития детского литературного творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUES FOR THE DEVELOPMENT OF CHILDREN’S LITERARY CREATIVITY

Research on the development of children’s literary creativity is very valuable and relevant in modern education. The ability to develop creative thinking in children today is one of the important aspects of their education, as it contributes to the development of personality, the formation of artistic perception of the world and the development of communication skills. The study of the specifics of literary creativity in children and the pedagogical conditions of its development allows to identify key aspects that contribute to the formation of children’s interest in reading, the development of their imagination and creative abilities. Taking into account the interests of children, integrating various types of activities, a variety of techniques and methods – all this helps to organize effective pedagogical work on the development of children’s literary creativity. Highlighting the role of fairy tale creation by younger schoolchildren in the development of their logical thinking, attention, memory, creative imagination and broadening their horizons is an important conclusion of this study. The technologies proposed by the author for the development of children’s literary creativity can be very useful both for parents and teachers, as they contribute to forming of a complex of skills and qualities necessary for successful development in modern society. The study can be a valuable source of inspiration and practical recommendations for anyone who cares about the development of literary creativity in children.

Текст научной работы на тему «ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА»

Таблица 2

Примерное расписание занятий в мактабах

№ Дни недели

п/п Понедельник Вторник Среда Четверг

1 Основы шариата (блок 1) История ислама (блок 1) Основы теологии (блок 1) Арабский язык (блок 1)

2 Решение задач (кейсов) (блок 2) Решение задач (кейсов) (блок 2) Решение задач (кейсов) (блок 2) Решение задач (кейсов) (блок 2)

3 Умение, навыки (блок 3) Умение, навыки (блок 3) Умение, навыки (блок 3) Умение, навыки (блок 3)

4 Этикет (блок 4) Этикет (блок 4) Этикет (блок 4) Этикет (блок 4)

(1 лекция) по каждому из четырех блоков; если учебная нагрузка включает в себя 8 предметов ежедневно, то они должны распределяться по схеме 2-2-2-2 (то есть по два предмета по каждому блоку).

Для образца составим примерный план (схему) занятий для учащихся мак-табов (это первая ступень образования).

Как уже было отмечено выше, в мактабах (начальное религиозное образование) ученики получают самые общие представления об исламе.

В табл. 1 представлена примерная схема занятий для мактабов, которая составлена с соблюдением принципа гармонии.

Как мы уже подчеркнули выше, расписание занятий должно выстраиваться из расчета не более 4 предметов в день, и каждый предмет должен иметь связь с одним из четырех блоков. То есть каждый день обучения должен быть насыщен четырьмя блоками: ученики получают знания (блок 1), развивают когнитивные функции (блок 2), осваивают навыки и умения (блок 3) и формируют чувство ответственности (блок 4).

Примерное расписание занятий в мактабах может иметь следующий вид (табл. 2):

Пятница:

День закрепления знаний

Как видно из этого списка, уроки распределены так, чтобы соблюдалась гармония. Например, в понедельник учащиеся получают знания по основам шариата, затем решают задачи (кейсы), связанные с пройденной темой (задачи на знание шариата), затем их учат конкретным навыкам (например, делать омовение или зикр) и этикету (адабу), когда на конкретных примерах из реальной жизни показывают, как мусульманин должен вести себя в обществе и в семье. То есть знаниевый блок не доминирует в системе обучения. Он равнозначен с остальными блоками. Учащиеся получают знания, затем тренируют мышление, решая простые и сложные задачи, а далее получают конкретные навыки и умения, затем изучают этикет (адаб). В пятницу (день Джума в исламе) учащиеся могут просто повторять пройденное.

С каждой новой ступенью религиозного образования количество предметов постепенно увеличивается. С одной стороны, имеет место вектор расширения

Библиографический список

(новые знания, умения, навыки и др.), а с другой - вектор углубления (предметы изучаются более детально).

Кроме того, с переходом на уровень среднего религиозного образования и высшего религиозного образования помимо собственно религиозных предметов можно давать и светские предметы.

Для полноты картины наша концепция должна быть привязана к феномену педагогической культуры родителей.

Педагогическая культура родителей отражает уровень их подготовленности к воспитанию детей, который зависит от образованности, жизненного опыта и психологических особенностей родителей [5; 6; 7].

Родители-мусульмане должны осознавать, что воспитывать детей они обязаны в соответствии с шариатом (Кораном и Сунной).

Родители обязаны понимать, что их дети должны не только получать знания, но и навыки и умения, развивать свои интеллектуальные способности и знать этикет (адаб).

Родителям необходимо принять тот факт, что только образование, основанное на принципах гармонии, способно принести пользу их потомству.

Таким образом, в настоящем исследовании мы констатировали, что религиозное исламское образование действительно развивается бурными темпами в нашей многонациональной стране. Основными центрами исламского образования в России является столица - Москва, а также Казань и Махачкала.

Рост количества исламских образовательных учреждений актуализировал ряд проблем, одной из важнейших среди которых является вопрос об организации продуктивной системы обучения в этих учреждениях.

В статье была предложена новая система обучения в религиозных исламских образовательных организациях на базе комплексной концепции обучения (К-модели) с учетом формирования и развития педагогической культуры родителей.

Прикладная значимость результатов настоящего исследования будет состоять в том, что они могут быть использованы в Концепции развития исламского образования, разработанной Советом по исламскому образованию при Совете муфтиев России.

1. Концепция развития исламского образования в России. Available at: https://muslim.ru/articles/281/8580/

2. Махаев М.Р, Матыева А.Р Абрис комплексной концепции обучения. Вестник КНИИ РАН. Серия: Социальные и гуманитарные науки. 2022; № 2: 124-131.

3. Mamalova Kh., Makhaev M.R., Akhmadova Z. Foundations of the comprehensive concept of learning. SHS Web of Conferences. 2023; № 164: 400105.

4. Makhaev M.R., Mamalova Kh., Alipkhanova F. Implementation of a comprehensive concept of education in the system of environmental education. SHS Web of Conferences. 2023; № 172: 01033.

5. Грицай Л.А. Феномен родительской культуры в структуре педагогического знания. Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2014; № 4: 44-51.

6. Жуковская Т.В. Педагогическая культура родителей как часть общей культуры человека. Труды БГТУ. Серия 6: История, философия. 2011; № 5: 139-141.

7. Мадаминов ГМ. Педагогическая культура родителей: содержание, компоненты и критерии. Современная высшая школа: инновационный аспект. 2018; № 2: 50-55.

References

1. Koncepciya razvitiya islamskogo obrazovaniya v Rossii. Available at: https://muslim.ru/articles/281/8580/

2. Mahaev M.R., Matyeva A.R. Abris kompleksnoj koncepcii obucheniya. Vestnik KNII RAN. Seriya: Social'nye i gumanitarnye nauki. 2022; № 2: 124-131.

3. Mamalova Kh., Makhaev M.R., Akhmadova Z. Foundations of the comprehensive concept of learning. SHS Web of Conferences. 2023; № 164: 400105.

4. Makhaev M.R., Mamalova Kh., Alipkhanova F. Implementation of a comprehensive concept of education in the system of environmental education. SHS Web of Conferences. 2023; № 172: 01033.

5. Gricaj L.A. Fenomen roditel'skoj kul'tury v strukture pedagogicheskogo znaniya. Kul'tura iobrazovanie: nauchno-informacionnyj zhurnal vuzov kul'tury i iskusstv. 2014; № 4: 44-51.

6. Zhukovskaya T.V. Pedagogicheskaya kul'tura roditelej kak chast' obschej kul'tury cheloveka. Trudy BGTU. Seriya 6: Istoriya, filosofiya. 2011; № 5: 139-141.

7. Madaminov G.M. Pedagogicheskaya kul'tura roditelej: soderzhanie, komponenty i kriterii. Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyj aspekt. 2018; № 2: 50-55.

Статья поступила в редакцию 27.05.24

УДК 373.31

Yakovleva S.S., senior teacher, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: sargy.yakovleva@mail.ru

TECHNIQUES FOR THE DEVELOPMENT OF CHILDREN'S LITERARY CREATIVITY. Research on the development of children's literary creativity is very valuable and relevant in modern education. The ability to develop creative thinking in children today is one of the important aspects of their education, as it contributes to the development of personality, the formation of artistic perception of the world and the development of communication skills. The study of the specifics of literary creativity in children and the pedagogical conditions of its development allows to identify key aspects that contribute to the formation of children's interest in reading, the development of their imagination and creative abilities. Taking into account the interests of children, integrating various types of activities, a variety of techniques and methods - all this helps to organize effective pedagogical work on the development of children's literary creativity. Highlighting the role of fairy tale creation by

younger schoolchildren in the development of their logical thinking, attention, memory, creative imagination and broadening their horizons is an important conclusion of this study. The technologies proposed by the author for the development of children's literary creativity can be very useful both for parents and teachers, as they contribute to forming of a complex of skills and qualities necessary for successful development in modern society. The study can be a valuable source of inspiration and practical recommendations for anyone who cares about the development of literary creativity in children.

Key words: literary creativity in children, verbal creativity, creative imagination, speech development, techniques for composing fairy tales

С.С. Яковлева, ст. преп., ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск, E-mail: sargy.yakovleva@mail.ru

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА

Исследование по развитию детского литературного творчества является очень ценным и актуальным в современном образовании. Умение развивать творческое мышление у детей сегодня является одним из важных аспектов их образования, поскольку оно способствует разностороннему совершенствованию воспитанников. Автор посвятил статью изучению особенностей детского литературного творчества, обобщил некоторые эффективные приемы его развития: методы сочинения сказок, стихотворений. В статье приводятся результаты исследования читательского интереса и использования приемов развития детского литературного творчества в обычной жизни у младших школьников и их родителей в 2022 и 2023 годах. Особое внимание в статье уделяется приемам работы по сочинению сказок. Подчеркивается эффективность их применения при работе с детьми младшего дошкольного возраста для повышения уровня творческого воображения, логического мышления, памяти и других познавательных функций. Статья может вдохновить педагогов на творческое созидание как в теории, так и в практике развития детского литературного творчества.

Ключевые слова: детское литературное творчество, словесное творчество, творческое воображение, развитие речи, приемы сочинения сказок

Обеспечение условий развития творческих способностей детей является одной из главных задач федеральных программ образования. Статья посвящена актуальной теме в педагогике - изучению развития детского литературного творчества. Данная тема связана с раскрытием максимального потенциала детей и заинтересует не только педагогов, но и родителей.

Актуальность исследования определяется и тем, что литературное творчество - величайшее достояние национальной культуры каждого народа. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возраста сделали литературное творчество важным средством воспитания и обучения. В дошкольном возрасте следует научить детей слушать и оценивать литературное произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимая литературные образы, дети получают эстетическое удовольствие.

Литературные произведения привлекают детей сюжетом, атмосферой, ритмом, рифмой, особой мелодикой, своеобразным звучанием. В педагогике сложился репертуар произведений, рекомендуемых для изучения в разных возрастных группах. Разработаны также и методики литературного творчества с детьми, обучения сочинительству. Однако возможности приемов развития детского литературного творчества в интеллектуальном и творческом развитии используются не в полной мере.

Безусловно, понимать, а тем более сочинять сказки, стихи другие литературные произведения может только тот, кто хорошо знает литературное творчество, поэтому на начальных этанах необходимо вызвать у детей интерес к произведениям, познакомить с приемами развития детского литературного творчества.

Цель исследования: изучение возможностей приемов развития детского литературного творчества.

Задачи исследования: рассмотрение теоретических основ и практики развития детского литературного творчества, проведение анкетирования младших школьников и их родителей, обоснование возможностей приемов развития детского литературного творчества, обобщение результатов исследования.

Научная новизна исследования представлена на уровне конкретизации -полученные результаты конкретизируют существующие положения о возможностях приемов развития детского литературного творчества.

Теоретическая значимость результатов определяется тем, что в исследовании уточняются имеющиеся в науке факторы и приемы развития детского литературного творчества.

Практическая значимость состоит в том, что на основе полученных данных педагоги и специалисты смогут разработать эффективные методики и программы развития детского литературного творчества, учитывая влияние различных факторов. Это позволит создавать более благоприятные условия для развития творческих способностей детей.

Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте, и развитие их происходит при овладении ребенком общественно выработанными средствами деятельности в специально организованном обучении.

Детское литературное творчество - вид творческой деятельности ребёнка, который включает в себя сочинение разных литературных произведений (сказок, рассказов, стихов, загадок и др.) [1].

Методологические основы исследования в области детского литературного творчества указывают на необходимость участия взрослого в процессе творчества ребенка, который может помогать и направлять маленького автора, а также играть роль критика и созидателя. Правильное педагогическое руководство и обучение выполняют важную функцию в развитии творческой активности детей [2].

Стимулирование и направление детского литературного творчества со стороны педагогов и родителей способствуют развитию креативности и самовыражения у детей. Создание благоприятной атмосферы в школе и классе, уважение

к индивидуальным особенностям каждого ученика, а также поддержка и поощрение его усилий в творчестве содействуют развитию детского литературного творчества [3].

Анализ результатов опроса родителей (29 человек) по детскому литературному творчеству в 2022 году позволяет сделать ряд выводов о текущей ситуации:

1. Чтение с ребенком и обсуждение прочитанного активно практикуется только у части опрошенных родителей. Большинство из них (52%) читают с детьми или обсуждают прочитанное иногда, что свидетельствует о необходимости стимулирования родительской активности в этом направлении.

2. Дети редко занимаются сочинением, рисованием или игрой на тему прочитанного произведения. По-видимому, этот вид творческой активности не получает должного внимания как со стороны родителей, так и самого ребенка. Важно создать условия для развития этого аспекта детского творчества.

3. Большинство родителей незнакомы с приемами развития детского литературного творчества. Это свидетельствует о необходимости образовательной работы с родителями, чтобы они могли поддерживать развитие творческих способностей своих детей.

4. Не все дети увлечены чтением. Только 2 ребенка, по мнению их родителей, увлечены чтением, в то время как часть детей показывают либо равнодушие к чтению, либо склонность к нерегулярному чтению.

Исходя из результатов опроса, можно отметить, что существует потребность в более широком информировании и вовлечении родителей в поддержку детского литературного творчества, а также в создании условий для активизации творческого процесса у детей.

В октябре 2023 года мы провели аналогичный опрос среди 18 учащихся 5 класса (11-12 лет) и 23 родителей. На вопрос «Как часто вы читаете книги?» большинство опрошенных (12 человек - 68%) ответили, что читают книги не часто, а иногда. Каждый день читают книги только 3 человека. Интересный результат мы получили в части ответов на вопрос «Знаете ли вы, как развивать детское литературное творчество?» Оказалось, что большинство детей (12 человек -67%) знают, как развивать детское литературное творчество. Треть участников исследования (6 человек - 33%) ответили, что не знают, как развивать детское литературное творчество. Как оказалось, только большая половина учеников 5 класса читают (5%) или, скорее, увлекаются чтением (56%). Иной результат мы получили в виде ответов на вопрос «Как часто вы сочиняете или рисуете на тему прочитанного?». Большинство учеников 5 класса заявили о том, что никогда (11%) или редко занимаются творчеством на тему прочитанного (67%).

Из сравнения результатов опроса родителей за два года видно, что некоторые аспекты чтения и литературного творчества у детей и их родителей остаются на том же уровне, некоторые улучшаются, а некоторые ухудшаются. Например, количество детей, которые читают с удовольствием, увеличилось с 4% до 9%. Однако количество детей, которые никогда не сочиняют или не рисуют на тему прочитанного, уменьшилось с 52% до 26%. Также улучшился процент родителей, знающих приемы развития детского литературного творчества, - до 22%. Вместе с тем процент детей, не увлекающихся чтением, увеличился с 30% до 39%.

Эти данные показывают, что, несмотря на некоторые улучшения, есть необходимость в дальнейших мероприятиях по популяризации чтения, развитию детского творчества и вовлечению родителей в этот процесс.

Анализ показателей по первому вопросу четко дает нам информацию о том, что родители перестали читать со своими детьми каждый день (-13%). Мы это связываем с возрастными изменениями, возросшей самостоятельностью детей.

Увеличилось количество родителей, которые читают с детьми «иногда» (+13%). Детей, которые не сочиняют, рисуют или играют на тему прочитанного литературного произведения (ответ «никогда»), стало намного меньше (-26%). Ребят, которые редко, но занимаются творчеством, стало заметно больше (+21%). Количество абсолютно отрицательных ответов на вопрос «Увлекается ли ваш ребенок чтением?» снизилось в 2023 году на 30%.

Выяснилось, что доля детей, однозначно увлекающихся чтением, увеличилась на 4%. Значительная положительная динамика (17%) наблюдается среди детей, которые, по мнению родителей, «скорее увлекаются чтением», одновременно увеличилась на 9% доля детей, которые «скорее не увлекаются чтением». В целом по разделу можно сделать вывод о том, что, по мнению родителей, дети больше увлекаются чтением в 5 классе (2023), чем это было в прошлом году, в 4 классе.

Нулевая динамика в части осведомленности родителей о приемах развития детского литературного творчества. Большая доля родителей (78%) не знают приемов развития детского литературного творчества. Предполагаем, что родители знают, даже используют приемы в повседневной жизни, но не систематически, импульсивно. А большой объем отрицательных ответов связан с формулировкой самого вопроса. Тем не менее доля тех, кто знает эти приемы, составляет 22%. Это говорит, о том, что научная область, касающаяся развития детского литературного творчества, требует внимания исследователей.

В нашем исследовании мы выделяем основные приемы развития детского литературного творчества: изменение ситуации в знакомых сказках, сказки от одного слова, краткие сказки, сказки по заданной теме, «Приврать сказку», сказки наоборот.

В педагогике существуют приемы развития детского литературного творчества. Рассмотрим некоторые из них более подробно:

1. Изменение ситуации в знакомых сказках: этот прием позволяет детям переосмыслить знакомые им сказки, меняя ход событий или исход истории. Это способствует развитию творческого мышления и фантазии у детей.

2. Сказки от одного слова: в этом приеме дети создают сказку, начиная лишь с одного слова или предложения. Это поможет детям развить навыки ассоциативного мышления и более глубоко погрузиться в процесс творчества [3].

3. Краткие сказки: создание кратких сказок требует от детей умения выражать свои мысли и идеи лаконично. Этот прием помогает развить навыки сжатого изложения и формулирования.

4. Создание сказок по заданной теме: ограничение на тему помогает детям сосредоточиться на конкретной идее и развить креативные способности в пределах заданного контекста.

5. «Приврать сказку»: метод изменения знакомых сказок, чтобы сделать их более интересными и увлекательными [4].

6. Сказка наоборот: перевернутый сюжет сказки, что позволяет детям видеть ситуации с другой стороны и мыслить нестандартно.

Использование всех этих приемов в рамках исследования позволило получить максимальный эффект в развитии детского литературного творчества.

Отличный пример метода «Изменение ситуации в знакомых сказках», где дети и учитель вместе переосмысливают знакомые сказки, помогая развивать креативное мышление, фантазию и способность видеть ситуации с разных сторон.

Подобные упражнения стимулируют детей предлагать собственные варианты изменений, что, в свою очередь, развивает у них логику, способность к анализу и критическому мышлению. Также это момент сотрудничества с учителем в поиске идеального или самого интересного развития истории.

Такой подход поможет детям научиться хорошо анализировать и понимать тексты, а также будет стимулировать их для творческих подходов к решению проблем и созданию собственных историй. Они научатся воспринимать литературу и фольклор с разных точек зрения и видеть, что существует множество путей для интерпретации их содержания.

Такая работа с детьми позволяет им не просто учиться, но и быть активными участниками в образовательном процессе. Она развивает комплекс навыков, в том числе креативное мышление, способность к самостоятельной работе и сотрудничеству в группе.

Пример темы для сказки: «Как смелая карамелька победила злющую ведьму». В этой сказке простая карамелька может быть главным героем, который совершает удивительные подвиги, чтобы спасти своих друзей и победить злую ведьму. Здесь важно уделить внимание эмоциональным моментам и уникальным способностям кровати, например, ее магическим возможностям или смелым поступкам.

В трудах отечественных исследователей встречаются методы построения моделей сказок: «Приврать сказку», когда родитель рассказывает сказку, умышленно допуская ошибки; сказка наоборот (положительные герои поступают весьма неожиданно); салат из сказок (в новой сказке встречаются сюжеты и герои нескольких произведений) и др.

Педагоги-практики предлагают детям поиграть в сказочные игры: «Художественный свист» (слова героев необходимо «просвистеть»); доиграть картину (изобразить живую интерпретацию картины, представив дальнейшее развитие событий); «Угадай сказку» (команды по очереди, в виде короткой сценки изображают сказку, игроки другой команды должны угадать, какую сказку показывают) и др.

Развитие умения писать стихи у детей может быть интересным и познавательным процессом [5]. Вот несколько примеров упражнений, которые помогут детям развивать свои навыки письма стихов:

1. Поиск рифм:

- начните с простого упражнения, где дети подбирают максимальное количество рифм к слову «яблоко» или другому слову, которое вы выберете. Это упражнение помогает расширить словарный запас учащихся и улучшить их владение рифмовкой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Например, для слова «яблоко» можно найти такие рифмы, как окно, брокколи, молоко и т. д.

2. Создание цепочек рифм:

- попросите детей создать цепочку рифм, начиная с выбранного слова. Каждый ученик должен придумать рифму на предыдущее слово, чтобы построить цепочку. Это упражнение развивает креативное и ассоциативное мышление у детей.

3. Импровизация:

- предложите детям импровизировать стихотворение на определенную тему, используя найденные рифмы. Это упражнение поможет развить у детей навыки спонтанного творчества и экспрессии.

4. Сочинение стихотворения самим ребенком.

Когда у детей появился опыт по подбору рифм или они запомнили достаточное их количество, можно попросить его сочинить свое небольшое стихотворение. Тематику сюжетов, образов выбирают сами дети или создают сочинение по заданному образу.

Эти и другие упражнения по сочинению сказок, стихотворений помогают детям тренировать познавательные и лингвистические способности, дети учатся выражать свои мысли, развивают творческое воображение.

Изучение теоретических основ и практики применения приемов развития детского литературного творчества подтвердило, что, поддерживая и направляя детей в их литературном творчестве, педагоги и родители могут помочь им раскрыть свой потенциал, развить воображение и умение выражать свои мысли и чувства. Такой подход способствует не только развитию креативности у детей, но и помогает им лучше понимать самих себя, свое окружение и мир в целом.

Результаты опроса показывают, что родители нуждаются в более детальной информации о том, как поддерживать и стимулировать литературное творчество у своих детей. Они также хотели бы быть более активно вовлечены в этот процесс и иметь возможность создавать условия для развития творческих способностей у своих детей.

Возможности приемов развития детского литературного творчества заключаются в следующих положениях:

- в области развития детского литературного творчества необходимо уделить внимание условиям увлечения детей чтением, в целом - вопросам взаимодействия педагогов, учеников и родителей;

- создание условий для активизации творческого процесса у детей является универсальной задачей для педагогов. Чтобы этот процесс происходил эффективнее, нужно использовать разнообразные приемы, методы, технологии творческого развития, получать обратную связь, оказывать поддержку;

- развитие детского литературного творчества позволяет создавать для каждого ученика «ситуацию успеха», выявлять одаренных детей.

Чтение книг имеет множество пользы для детей, включая развитие воображения, расширение словарного запаса, развитие логического мышления и улучшение письменной речи. Поэтому важно поощрять детей читать книги и предоставлять им доступ к качественной литературе.

Развитие детского творчества также играет значительную роль в стимулировании развития мозга, духовных и интеллектуальных способностей ребенка. Поддержка и поощрение родителей в этом процессе помогает детям раскрывать свой потенциал и находить радость в творчестве.

Участие родителей в жизни и образовании детей является ключевым в формировании их ценностей, интересов и навыков. Поэтому важно, чтобы родители активно участвовали в чтении книг, развитии творческих навыков и поощряли детей к саморазвитию.

Таким образом, продвижение чтения, развитие творчества и активное участие родителей в этих процессах способствуют всестороннему развитию детей и формированию у них ключевых навыков и ценностей.

Результаты исследовательской работы помогут уточнить понимание существующих методик и приемов развития детского литературного творчества, предоставляя конкретные примеры и рекомендации по их применению. Это позволит лучше понять, каким образом можно эффективнее улучшить практики и подходы к развитию детского творчества в области литературы.

Такой подход к научной работе может быть весьма ценен для специалистов, работающих в области психологии, педагогики или литературной деятельности, помогая им лучше понять и использовать методики, способствующие развитию литературного творчества у детей. Таким образом, исследование может иметь практическое значение и внести вклад в улучшение образовательных практик и подходов к развитию детского творчества в области литературы.

Современная наука пытается найти объяснение объективной природы детского творчества. Важно не только охарактеризовать детское литературное творчество, но и создать оптимальные условия, которые обеспечивают его дальнейшее формирование, в чем и видится перспектива дальнейших исследований.

Библиографический список

1. Киршин И.А. Педагогические условия развития детского словесного творчества (в сфере дополнительного образования). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Калининград, 1999.

2. Гайдук О.С. Формирование творческого рассказывания у детей. Проблемы и перспективы развития образования в России. 2018; № 14.

3. Автушко Л.И., Веккессер М.В., Фалилеева А.А. Приёмы работы над сочинением сказок в начальной школе. Человек и язык в коммуникативном пространстве. 2019; Т. 7, № 7: 152-159.

4. Асонова Е.А. Сочиняем сказку. Уроки творчества. Мама и малыш. 2005; № 11. Available at: http://ust-omchug.caduk.ru/vis_p104aa1.html

5. Аркойа Э. Как написать стихотворение? Настоящее время: Литература. Available at: https://www.actualidadliteratura.com/ru/como-escribir-un-poema

References

1. Kirshin I.A. Pedagogicheskie usloviya razvitiya detskogo slovesnogo tvorchestva (v sfere dopolnitel'nogo obrazovaniya). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kaliningrad, 1999.

2. Gajduk O.S. Formirovanie tvorcheskogo rasskazyvaniya u detej. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii. 2018; № 14.

3. Avtushko L.I., Vekkesser M.V., Falileeva A.A. Priemy paboty nad sochineniem skazok v nachal'noj shkole. Chelovek i yazyk v kommunikativnom prostranstve. 2019; T. 7, № 7: 152-159.

4. Asonova E.A. Sochinyaem skazku. Uroki tvorchestva. Mama i malysh. 2005; № 11. Available at: http://ust-omchug.caduk.ru/vis_p104aa1.html

5. Arkoja 'E. Kaknapisat'stihotvorenie? Nastoyaschee vremya: Literatura. Available at: https://www.actualidadliteratura.com/ru/como-escribir-un-poema

Статья поступила в редакцию 24.05.24

УДК 377.12

Yalov S.V., postgraduate, Private Professional Educational Institution "Gazprom Vocational School Novy Urengoi" (Novy Urengoi, Russia), E-mail: ylovsv@mail.ru

THE QUALITY OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION: FROM THE ORIGINS TO THE PRESENT. The article observes the quality of secondary vocational education. A historical overview of the appearance of the term "quality" as a concept and its comprehensive assessment by philosophers and scientists from ancient times to modern authors is carried out. It is noted that quality is a multidimensional concept, has many criteria that are subjective to various interested parties. The parties interested in the issues of the process and the results of the quality of secondary vocational education (interested parties) have been identified. For each of the interested parties the researcher forms a list of criteria that determine the quality of secondary vocational education. For each of the quality criteria, particular features are defined. The quality criteria, interested parties and criteria features are summarized in a single table - the matrix of the quality of secondary vocational education. The interested parties, quality criteria and their signs are considered from the position and in the interests of the secondary vocational educational organization. In conclusion, the definition of the concept of quality of secondary vocational education is formulated.

Key words: quality, quality of education, secondary vocational education, quality assessment, quality criteria, systematization of quality indicators, interested parties in quality of education

С.В. Ялов, соискатель, директор Частного профессионального образовательного учреждения «Газпром техникум Новый Уренгой», г. Новый Уренгой,

E-mail: ylovsv@mail.ru

КАЧЕСТВО СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ

Статья посвящена изучению вопроса качества среднего профессионального образования. Проведён исторический экскурс появления термина «качество» как понятия, и осуществлена его всесторонняя оценка философами и учёными от античных времён до современных авторов. Отмечено, что качество является многоаспектным понятием и имеет множество критериев, которые носят субъективный характер различных заинтересованных сторон. Определены стороны, заинтересованные в вопросах процесса и результата качества среднего профессионально образования (интересанты). Для каждой из них сформирован перечень критериев, определяющих качество среднего профессионального образования. Для каждого из критериев качества определены признаки, характеризующие его. Критерии качества, заинтересованные стороны и признаки критериев сведены в единую таблицу - матрицу качества среднего профессионального образования. Интересанты, критерии качества и их признаки рассматриваются с позиции и в интересах образовательной организации СПО. В заключение сформулировано определение понятия качества среднего профессионального образования.

Ключевые слова: качество, качество образования, среднее профессиональное образование, оценка качества, критерии качества, систематизация показателей качества, интересанты качества образования

В Указе президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» одна из целей сформулирована следующим образом: «вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования» [1]. Среднее профессиональное образование является составным элементом структуры системы образования России и также находится в фокусе внимания президента. Об этом можно судить из материалов совещания по развитию системы среднего специального образования в Екатеринбурге [2]. В ходе совещания президент заострил внимание на том, что «важно использовать накопленный опыт и методики, необходимо сделать так, чтобы вся наша система подготовки кадров не только соответствовала, но и сама была на шаг впереди, задавала высокие мировые стандарты, учитывала те глобальные технологические перемены, которые происходят в мире» ... «обучение должно вестись на самой передовой учебной и производственной базе» ... «важна объективная, независимая, прозрачная оценка компетенций» ... «колледжи и техникумы должны давать разностороннее образование, формировать гибкие навыки и стимулировать постоянное совершенствование, постоянную учёбу, движение вперёд в профессиональном смысле этого слова» [2]. Таким образом, вопросы качества образования вообще и среднего профессионального образования в частности являются актуальными и стоят в повестке дня на самом высоком уровне.

Целью работы является определение перечня показателей качества и представителей всех заинтересованных сторон в вопросе качества среднего профессионального образования, а также формулировка понятия качества среднего профессионального образования.

В качестве объекта в статье рассматривается совокупность критериев, определяющих показатели качества среднего профессионального образования.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть развитие понятия качество в трудах философов и учёных от античных времён до современных авторов.

2. Выявить стороны, заинтересованные в вопросах качества среднего профессионального образования.

3. Определить критерии, характеризующие качество среднего профессионального образования с точки зрения различных интересантов.

4. Сформировать систему контроля показателей качества среднего профессионального образования, включающую в себя требования и ожидания всех интересантов.

5. Сформулировать понятие качества среднего профессионального образования, обобщив накопленный опыт предшественников.

Научная новизна заключается в сведении в единую систему формализованных и неформализованных критериев оценки качества среднего профессионального образования, составлении матрицы показателей качества с точки зрения различных интересантов, критериев, характеризующих каждый из показателей, а также формулировки понятия качества среднего профессионального образования.

Теоретическая значимость статьи заключается в комплексно-критериальном подходе к изучению качества среднего профессионального образования с точки зрения полного спектра интересантов данного вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.