Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творчество / литературное творчество / словесное творчество / воображение / развитие речи / creativity / literary creativity / verbal creativity / imagination / speech development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С С. Яковлева

Настоящее исследование посвящено проблеме развития детского литературного творчества. Актуальность темы связана с необходимостью воспитания творческой, гибко мыслящей личности в современном мире. В статье выяснены особенности детского литературного творчества. Литературное творчество позволяет развивать воображение и творческие способности детей, а также влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, развитие речи. На основе изучения детского литературного творчества установлено, что основными педагогическими условиями его развития являются следующие: осознанный подход к развитию детского литературного творчества; увлечение детей чтением; опора на интересы детей; интеграция разных видов детской деятельности (изобразительная, музыкальная деятельность, театрализованная деятельность, игровая деятельность и др.); разнообразие содержания, форм, приёмов, методов развития детского литературного творчества; обсуждение прочитанного и продуктов творческой деятельности. Автор делает вывод о том, что работа по сочинению сказок младших школьников способствует развитию у них логического мышления, внимания, памяти, творческого воображения, расширению кругозора. Предложенные технологии развития детского литературного творчества могут быть использованы родителями, педагогами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF CHILDREN’S LITERARY CREATIVITY

The study concerns a problem of development of children’s literary creativity. There is a need to educate a creative, flexible-minded person in the modern world. Therefore, this topic is relevant now. The article clarifies the features of children’s literary creativity. Literary creativity helps to develop the imagination and creative abilities of children, and influences the formation of moral feelings and assessments, norms of behavior, the education of aesthetic perception and aesthetic feelings, the development of speech. The main pedagogical conditions for the development of children’s literary creativity are children’s passion for reading; a conscious approach to the development of children’s verbal creativity. In addition, the development of children’s literary creativity is influenced by; reliance on the interests of children; the use of play activities; integration of different types of creative activities (visual activities, musical activities, theatrical activities, etc.). A variety of content, forms, techniques, methods help to develop literary skills. Discussion of products of creative activity is a mandatory part of the development process. The author concludes that the work on composing fairy tales of younger schoolchildren contributes to the development of logical thinking, attention, memory, as well as creative imagination, and the expansion of horizons. The proposed technologies for the development of children’s literary creativity can be used by parents, teachers.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА»

1. Самоотношение и самооценка подростков из числа коренных народов выше в том случае, если они проживают преимущественно среди соплеменников.

2. Русские подростки в большей степени, чем казахские и алтайские подростки, считают всех людей равными, одинаково мыслящими и имеющими одинаковые проблемы.

3. Большинство подростков, проживающих в сельской местности Горного Алтая, собираются получать специальность, не востребованную в родном поселке, и переехать жить в город.

Библиографический список

4. Среди представителей коренного народа, проживающих в Горном Алтае, наблюдается недостаточное знание этнической культуры, этноэтикета, родного языка.

5. Русские подростки, проживающие в Горном Алтае, в большей степени осведомлены о местных традициях, нежели о русских национальных традициях.

6. Конфликтов на этнической почве в обследованных школах не было выявлено.

1. Никонов РВ. Теоретико-методологическое осмысление феномена социализации личности в современном межкультурном образовательном пространстве. Мир науки, культуры, образования. 2017; Выпуск 6 (67): 63-68.

2. Дмитриева Е.В. Воспитание доброжелательности в системе духовно-нравственного развития личности. Мир науки, культуры, образования. 2017; Выпуск 6 (67): 100-103.

3. Сикевич З.В. Метод семантического дифференциала в социологическом исследовании (опыт применения). Вестник Санкт-Петербургского университета. 2016; Выпуск 3, Серия 12: 118-128.

4. Гаврилова Ю.В. Социальные изменения как фактор синкретизма религий. Available at: https://doi.Org/10.24158/fik.2017.11.6

5. Арестова В.Ю., Кузнецова Л.В. Основные тенденции этнокультурного воспитания на современном этапе: региональный аспект. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2015; № 3 (87): 72-79.

6. Абдина РП., Толмашов А.Г Педагогические технологии подготовки педагогов к организации этнокультурной деятельности детей (на примере Республики Хакасия). Мир науки, культуры, образования. 2017; Выпуск 6 (67): 86-89.

7. Николаева Т.Н. Этнокультурный компонент содержания образования в межкультурном контексте. Этническая культура. 2021; Т. 3, № 3: 37-39.

References

1. Nikonov R.V. Teoretiko-metodologicheskoe osmyslenie fenomena socializacii lichnosti v sovremennom mezhkul'turnom obrazovatel'nom prostranstve. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; Vypusk 6 (67): 63-68.

2. Dmitrieva E.V. Vospitanie dobrozhelatel'nosti v sisteme duhovno-nravstvennogo razvitiya lichnosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; Vypusk 6 (67): 100-103.

3. Sikevich Z.V. Metod semanticheskogo differencial v sociologicheskom issledovanii (opyt primeneniya). Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. 2016; Vypusk 3, Seriya 12: 118-128.

4. Gavrilova Yu.V. Social'nye izmeneniya kak faktor sinkretizma religij. Available at: https://doi.org/10.24158/fik.2017.116

5. Arestova V.Yu., Kuznecova L.V. Osnovnye tendencii 'etnokul'turnogo vospitaniya na sovremennom 'etape: regional'nyj aspekt. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ya. Yakovleva. 2015; № 3 (87): 72-79.

6. Abdina R.P., Tolmashov A.G. Pedagogicheskie tehnologii podgotovki pedagogov k organizacii 'etnokul'turnoj deyatel'nosti detej (na primere Respubliki Hakasiya). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; Vypusk 6 (67): 86-89.

7. Nikolaeva T.N. 'Etnokul'turnyj komponent soderzhaniya obrazovaniya v mezhkul'turnom kontekste. 'Etnicheskaya kultura. 2021; T. 3, № 3: 37-39.

Статья поступила в редакцию 25.02.23

УДК 373.31

Yakovleva S.S., senior teacher, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: sargy.yakovleva@mall.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF CHILDREN'S LITERARY CREATIVITY. The study concerns a problem of development of children's literary creativity. There is a need to educate a creative, flexible-minded person in the modern world. Therefore, this topic is relevant now. The article clarifies the features of children's literary creativity. Literary creativity helps to develop the imagination and creative abilities of children, and influences the formation of moral feelings and assessments, norms of behavior, the education of aesthetic perception and aesthetic feelings, the development of speech. The main pedagogical conditions for the development of children's literary creativity are children's passion for reading; a conscious approach to the development of children's verbal creativity. In addition, the development of children's literary creativity is influenced by; reliance on the interests of children; the use of play activities; integration of different types of creative activities (visual activities, musical activities, theatrical activities, etc.). A variety of content, forms, techniques, methods help to develop literary skills. Discussion of products of creative activity is a mandatory part of the development process. The author concludes that the work on composing fairy tales of younger schoolchildren contributes to the development of logical thinking, attention, memory, as well as creative imagination, and the expansion of horizons. The proposed technologies for the development of children's literary creativity can be used by parents, teachers.

Key words: creativity, literary creativity, verbal creativity, imagination, speech development

С.С. Яковлева, ст. преп., ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К Аммосова», г. Якутск,

E-mail: sargy.yakovleva@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА

Настоящее исследование посвящено проблеме развития детского литературного творчества. Актуальность темы связана с необходимостью воспитания творческой, гибко мыслящей личности в современном мире. В статье выяснены особенности детского литературного творчества. Литературное творчество позволяет развивать воображение и творческие способности детей, а также влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, развитие речи. На основе изучения детского литературного творчества установлено, что основными педагогическими условиями его развития являются следующие: осознанный подход к развитию детского литературного творчества; увлечение детей чтением; опора на интересы детей; интеграция разных видов детской деятельности (изобразительная, музыкальная деятельность, театрализованная деятельность, игровая деятельность и др.); разнообразие содержания, форм, приёмов, методов развития детского литературного творчества; обсуждение прочитанного и продуктов творческой деятельности. Автор делает вывод о том, что работа по сочинению сказок младших школьников способствует развитию у них логического мышления, внимания, памяти, творческого воображения, расширению кругозора. Предложенные технологии развития детского литературного творчества могут быть использованы родителями, педагогами.

Ключевые слова: творчество, литературное творчество, словесное творчество, воображение, развитие речи

Настоящее исследование посвящено проблеме развития детского литературного творчества. Актуальность темы связана с необходимостью воспитания творческой, гибко мыслящей личности в современном мире. Литературное творчество решает вопросы развития воображения, которое лежит в основе творческих способностей. Кроме того, влияет на нравственное воспитание и формирование норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, развитие речи.

Цель исследования - выявить условия развития детского литературного творчества.

Задачи: изучить понятие «детское литературное творчество»; раскрыть педагогические условия развития детского литературного творчества; разработать план работы по развитию детского литературного творчества.

Методы исследования: анализ теоретических источников и практик по развитию детского литературного творчества, обобщение; беседа, анкетирование.

Практическая значимость состоит в том, что обоснованы методы, технологии развития детского литературного творчества. Предложенные технологии развития детского литературного творчества могут быть использованы родителями, педагогами.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что расширена источниковедческая база, отражающая детское литературное творчество; дополнены имеющиеся в науке представления о педагогических условиях развития детского литературного творчества.

Проблема развития детской креативности, творческого мышления стоит в центре современных психолого-педагогических исследований (П.П. По-дьякова Н.Е. Хазратовой Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко. Е.Е. Сапоговой и др.). Учитывая возрастные особенности формирования детской креативности, современные педагоги, психологи и методисты (Э.И. Иванова, Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская, М.Р Львов, А.И. Симановский, Л.Б. Фесюкова, М.Н. и З.Г. Шус-терман и др.) разрабатывают разнообразные программы, направленные на раннее развитие литературного творчества детей. Исследователи убеждены, что творческие способности у каждого различны, но их можно и нужно развивать.

Литературное творчество справедливо определяют как наиболее сложный вид творческой деятельности детей, связанный с созданием новых текстов (сказок, рассказов, стихов, загадок и т. д.) [1].

Обобщая исследования ученых, мы выделяем следующие преимущества и основные характеристики детского литературного творчества:

- ребенок воссоздает воспринятые ранее образы. Чем богаче накопленный опыт восприятия, тем сложнее, интереснее создаваемый сюжет нового произведения. Развивается творческое воображение, активизируются процессы мышления, памяти;

- созданные образы гармонично выстраиваются в речи ребенка, образуя логическое повествование. Маленьким автором эмоционально подаются наиболее успешные сочетания словесных выражений и придуманного содержания. Происходит невероятный скачок в речевом развитии;

- восхищение созданным продуктом творчества, признание собеседника ведут к формированию устойчивого стремления к творческому созиданию. Чувство самокритики, эстетические переживания формируют основу для нравственного становления и эмоционального развития личности, определяя ее поведенческие реакции [2].

Из анализа научной литературы очевидно, что развитию детского литературного творчества предшествует организация педагогических условий.

Осознанный подход к развитию детского литературного творчества подразумевает соблюдение принципа развивающего обучения и заинтересованность самого педагога. Взрослый может создавать социальную ситуацию, организовать и контролировать процесс творчества (Л.С. Выготский, Н.А. Ветлугина, Б.М. Те-плов, Е.А. Флерина и др.). От этого зависит эффективность освоения ребенком любого вида деятельности [4].

Увлечение детей чтением возникает тогда, когда педагог опирается на интересы детей и сам демонстрирует эмоциональное стремление к процессу создания литературных произведений.

В группе детского сада или школьном классе, где взрослым создается доброжелательная атмосфера, педагог и воспитанники проявляют другу к другу доверие, внимание, формируется дополнительная мотивация к творческой деятельности [5].

Интеграция разных видов детской деятельности (изобразительная, музыкальная деятельность, театрализованная деятельность, игровая деятельность и др.) помогает представить предметы и явления окружающего мира с разных сторон, понять выразительность речи и ее возможности.

Разнообразие содержания, форм, приёмов, методов развития детского словесного творчества оказывает большое влияние на качество развития ребенка в любой сфере (снижает утомляемость, позволяет удерживать внимание на процессе, обогащает опыт восприятия).

Обсуждение прочитанного и продуктов творческой деятельности. Беседа по итогам прочитанного произведения или самостоятельно созданных сочинений позволяет осознавать полученный полезный опыт, ощутить чувства, эмоции успеха, овладеть навыком самоанализа.

В исследовании Л.Б. Фесюковой говорится о высоком потенциале сочинений сказок для всестороннего развития ребенка [6]. Ею представлены различные методы сочинения детской сказки.

Изменение сюжета знакомой сказки. К примеру, Золушка, убегая с бала, оставляет не туфельку, а бант. Дети рассуждают, пробуют придумать иную сюжетную ситуацию для известной сказки. Со временем они учатся самостоятельно и легко менять сказки.

Библиографический список

Одно слово. Детям задается одно любое слово, а они должны придумать сюжет Сначала сочиняют совместно с педагогом, постепенно наращивают навык самостоятельного логичного творческого изложения.

В методических разработках можно выделить общую последовательность сочинения сказок:

- выбор темы;

- определение главных героев;

- выбор второстепенных героев и их характера (добрый помогает, злой мешает);

- анализ проблемной ситуации, которая возникает у главных героев;

- создание путей решения возникших затруднений.

Нами были изучены упражнения для развития умения писать стихи. Детям ставится задача подобрать максимальное количество рифм к слову «яблоко» или любому другому. Подбор рифмы к словам - это наиболее простой и доступный способ развития детей, способствующий максимальному увеличению их словарного запаса [7].

Начать писать стихотворение с первой бессмысленной строчки и дополнить ее тремя другими так, чтобы получилась маленькая история.

Изменить стихотворение известного поэта, убрав в нем четные строки и заменить их своими [8].

Базой исследования является МДОУ детский сад № 43 «Улыбка» и МОБУ «Городская классическая гимназия» г Якутска Республики Саха (Якутия). В исследовании приняли участие 2 воспитанника подготовительной группы, 19 учеников 3 класса.

Работа по развитию детского литературного творчества велась по плану:

1. Консультации, беседы, мастер-классы для родителей и педагогов;

Темы: «О пользе чтения», «Любимые книги», «Читаем вместе», «Как полюбить читать», «Арт-терапия».

2. Работа с детьми;

Темы заданий: «Придумай загадку», «Короткая сказка», «Сказка на заданную тему».

Каждое занятие проводилось с учетом интеграции разных видов детской деятельности (изобразительная, музыкальная деятельность, театрализованная деятельность, игровая деятельность и др.).

Рисование («Мой любимый сказочный герой», «Самый лучший мультфильм», «Любимая игра»).

Обязательным этапом занятия являлась рефлексия.

3. Итоговая конференция.

В качестве примера представим историю сочинения сказки «Волшебная сила дружбы» ученицей 3 класса. Главными героями сказки были канцелярские принадлежности, которые она видела каждый день. История сочинялась буквально на ходу. Девочка с мамой рисовали героев и обсуждали сюжет. Так были придуманы разноцветные домики-портфели, бургеры из жвачки и крошек печенья, компас из салфеток. Злодеем сказки выступил шоколадный монстр Киндер «с торчащей во все стороны шевелюрой из фольги и безумными глазам». Из портфеля в портфель друзья встречали и преодолевали трудности с помощью волшебства и взаимовыручки. В завершении сказки все герои подружились, а злой Киндер полностью преобразился: стал добрым внутри и красивым снаружи. Текст и рисунки оформили в виде книги. Она хранится в семейной библиотеке ученицы.

Развивая детское литературное творчество, мы формируем в детях познавательные психические процессы - мышление, речь, воображение, память. У детей расширяется познавательный опыт, обогащается эмоциональная сфера. У педагогов есть возможность вести плодотворную работу в этом направлении, внедряя педагогические условия развития детского литературного творчества.

Основными педагогическими условиями развития детского литературного творчества являются:

- увлечение чтением - чем больше читаешь, тем больше знаешь сюжетов, героев для составления собственного произведения;

- осознание пользы развития детского словесного творчества - развивается речь, логическое мышление (придумать логически правильный сюжет, варианты развития событий), воображение (образы произведения) и т. д.;

- опора на интересы детей (чтобы хорошо получалось любое дело, обязательно должно быть интересно. Детей могут заинтересовать темы про школу, любимые книги, мультфильмы, хобби, игры и игрушки и т. д.);

- применение игровой деятельности; интеграция разных видов творческой деятельности (изобразительная деятельность, музыкальная деятельность, театрализованная деятельность и др.);

- разнообразие содержания, форм, приёмов, методов развития детского словесного творчества;

- обсуждение продуктов творческой деятельности.

1. Милюгина Е.Г Детское литературное творчество: принципы и приемы развития. Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве: сборник научных трудов. Тверь: Тверской государственный университет, 2013: 182-187.

2. Киршин И.А. Педагогические условия развития детского словесного творчества (в сфере дополнительного образования). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Калининград, 1999.

3. Гайдук О.С. Формирование творческого рассказывания у детей. Проблемы и перспективы развития образования в России. 2018; № 14. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/formirovanie-tvorcheskogo-rasskazyvaniya-u-detey

4. Привалова С.Е. Обучению творческому рассказыванию детей дошкольного возраста в ДОУ. Филологическое образование в период детства. 2019; № 21: 88-94.

5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста. Харьков: Фолио, 2018.

6. Автушко Л.И., Веккессер М.В., Фалилеева А.А. Приёмы работы над сочинением сказок в начальной школе. Человек и язык в коммуникативном пространстве. 2019; Т. 7, № 7: 152-159.

7. Аркойа Э. Как написать стихотворение? Настоящее время: Литература. Available at: https://www.actualidadliteratura.com/ru/como-escribir-un-poema References

1. Milyugina E.G. Detskoe literaturnoe tvorchestvo: principy i priemy razvitiya. Rodnaya slovesnost' v sovremennom kul'turnom i obrazovatel'nom prostranstve: sbornik nauchnyh trudov. Tver': Tverskoj gosudarstvennyj universitet, 2013: 182-187.

2. Kirshin I.A. Pedagogicheskie usloviya razvitiya detskogo slovesnogo tvorchestva (v sfere dopolnitel'nogo obrazovaniya). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kaliningrad, 1999.

3. Gajduk O.S. Formirovanie tvorcheskogo rasskazyvaniya u detej. Problemy iperspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii. 2018; № 14. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ formirovanie-tvorcheskogo-rasskazyvaniya-u-detey

4. Privalova S.E. Obucheniyu tvorcheskomu rasskazyvaniyu detej doshkol'nogo vozrasta v DOU. Filologicheskoe obrazovanie v period detstva. 2019; № 21: 88-94.

5. Fesyukova L.B. Vospitanie skazkoj: dlya raboty s det'mi doshkol'nogo vozrasta. Hap'kov: Folio, 2018.

6. Avtushko L.I., Vekkesser M.V., Falileeva A.A. Priemy paboty nad sochineniem skazok v nachal'noj shkole. Chelovek iyazyk v kommunikativnom prostranstve. 2019; T. 7, № 7: 152-159.

7. Arkoja 'E. Kak napisat' stihotvorenie? Nastoyaschee vremya: Literatura. Available at: https://www.actualidadliteratura.com/ru/como-escribir-un-poema

Статья поступила в редакцию 27.02.23

УДК 378

Yashin M.A., student, Novosibirsk Higher Military Command School of the Order of Zhukov Ministry of Defense of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia),

E-mail: mlhailyashin2021@gmail.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Razuvaev D.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Peacetime Management, Lieutenant Colonel, Novosibirsk Higher Military

Command School of the Order of Zhukov, Ministry of Defense of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: razyvai25101986@gmail.com

WAYS TO IMPROVE THE EFFECTIVENESS OF THE COMMANDER-LEADER IN PEDAGOGICAL WORK WITH PERSONNEL. The article deals with the pedagogical problem of modern views on the activity of commander-leader in the structure of the Armed Forces. Attention is paid to the process of development of managerial and leadership qualities, the characteristic features of commander-leader professionalization, his typology influencing the quality of the commander's work are highlighted and described. The article touches on the topic of unit management. The aim of the study is to create an algorithm for the work of the platoon commander, through which to increase the effectiveness of the work of a commander-leader. The research uses the analysis of the managerial activity of the officer and the comparison of the material obtained. Based on the study of the pedagogical activity of the officer was proposed algorithm of action for the platoon commander, which has practical relevance for increasing the effectiveness and quality of the organized by him activity. The presented material allows to conclude that the effectiveness of the managerial activity of the commander-leader increases when the proposed algorithm is observed.

Key words: commander-leader, pedagogical ways, professionalization, managerial activity, officer's activity

М.А. Яшин, курсант, Новосибирское высшее военное командное ордена Жукова училище Министерства обороны Российской Федерации,

г. Новосибирск, E-mail: mihailyashin2021@gmail.com

Д.С. Разуваев, канд. пед. наук, ст. преп., Новосибирское высшее военное командное ордена Жукова училище Министерства обороны

Российской Федерации, г. Новосибирск, E-mail: razyvai25101986@gmail.com

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ КОМАНДИРА-ЛИДЕРА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАБОТЕ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ

В статье с точки зрения педагогики рассматривается проблема современных взглядов на деятельность командира-лидера в структуре Вооруженных сил РФ. Уделяется внимание процессу развития управленческих и лидерских качеств, выделяются и описываются характерные особенности профессионализации командира-лидера, влияющие на качество работы командира, его типология. В статье затрагивается тема управления подразделениями. Целью исследования является создание алгоритма работы командира взвода, благодаря которому повысится эффективность работы командира-лидера. В ходе исследования проводится анализ управленческой деятельности офицера и сравнение полученного материала. На основе изучения педагогической деятельности офицера предложен алгоритм действий командиру взвода, который имеет практическую значимость для повышения эффективности и качества организованной им деятельности. Представленный материал позволяет сделать вывод о том, что эффективность управленческой деятельности командира-лидера повышается при соблюдении предложенного алгоритма.

Ключевые слова: командир-лидер, педагогические пути, профессионализация, управленческая деятельность, деятельность офицера

На протяжении многих веков армия и военное дело совершенствуются. Развивается вооружение, повышается уровень Вооруженных сил РФ. Профессиональная подготовленность воина качественно растет. Однако в армии имеется одно направление, которое на протяжении многих веков так и осталось неизмененным на сегодняшний день, - это командирское качество, именуемое лидерством. Уровень решения проблемы лидерства среди командиров на сегодняшний день остается на уровне необходимого теоретического поиска. Актуальность исследования заключается в поиске способов повышения эффективности работы командира-лидера в повседневной деятельности. Поэтому теоретическая и практическая значимость выражается в поиске результата по качественному повышению эффективности управленческой деятельности.

Многие великие полководцы, маршалы, известные военачальники часто подчеркивали определенные требования к командирам. А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Г К. Жуков уже тогда говорили о важности лидерства офицера в кругу солдат.

Изместьев П.И., военный писатель, участник русско-японской войны писал: «Армия должна быть проникнута жизненной энергией и дееспособностью, что составляет воинский дух» [1, с. 39]. Жизненная энергия воинского духа исходит из командира, из его офицерской души к душе солдата. Также Изместьев П.И. писал: «Все великие полководцы были великими знатоками души человека»

[1, с. 84]. Лидерство в командире всегда было востребованным качеством. Об этом пишут многие авторы, об этом говорят в научных изданиях, и сегодня в курсантах воспитывают лидерство. Афонин Ю.А. в своем издании [2] описывает качества современного лидера. Е.С. Сенявская [1], поднимает проблему авторитета командиров подразделений во время военных действий. Шарухин А.П. [3], Бермус А.Г. [4] обращают внимание на педагогические стороны командиров и управленцев. Лепешинский И.Ю. [5] рассказывает нам в учебном издании о лидерстве и управлении подразделениями.

Лидерство - это способность в минимальные сроки находить наиболее верное решение проблемы и реализовывать данное решение путем организации людей на необходимую деятельность. Организация личного состава на определенную деятельность является повседневной деятельностью командира.

Командир является не только организатором повседневной деятельности подразделения. Он занимается обучением и воспитанием военнослужащих. Лидерство в командире дает возможность быть для солдат надежным товарищем и наставником.

Цель работы - выявить алгоритм работы командира-лидера, с помощью которого повышается эффективность работы офицера. Задачи для достижения этой цели следующие:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.