Педагогика
УДК 372.4
старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна
Елабужский институт Федерального государственного автономного образовательного
учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга);
кандидат психологических наук Галич Татьяна Николавевна
Елабужский институт) Федерального государственного автономного образовательного
учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга);
кандидат педагогических наук Миннуллина Розалия Фаизовна
Елабужский институт (Федерального государственного автономного образовательного
учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)
РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития детского литературного творчества в начальной школе средствами народных сказок, книг. Авторами анализированы взгляды ученых к проблеме. Особое внимание уделяется на развитие детского литературного творчества и на его базе активизации таких познавательных процессов, как фантазия, восприятие. В исследовательской работе пользовались тестами креативности Торренса. Разработаны творческие задания для детей начальных классов современной школы. Собраны исследовательские материалы, посвященные изучению творческих способностей учащихся начальных классов.
Ключевые слова: литературное творчество, воспитания личности, гуманизация, креативность, способности, формирование, навыки, умения, развитая личность.
Annotation. The article deals with the problem of the development of children's literary creativity in elementary school by means of folk tales and books. The authors analyzed the views of scientists to the problem. Special attention is paid to the development of children's literary creativity and on its basis the activation of such cognitive processes as fantasy, perception. The research paper used Torrens creativity tests. Developed creative tasks for children in primary school of modern school. Collected research materials on the study of the creative abilities of primary school students.
Keywords: literary creativity, personality upbringing, humanization, creativity, abilities, formation, skills, abilities, developed personality.
Введение. Стремление к творчеству свойственно для современных школ, но оно, без сомнения, не содержит узкого характера, и в той или же другой мере свойственно всем людям. Но среднее учебное заведение - это все же вселенная надежд и веселья, где есть основа для становления литературного творчества и творческой работы младших школьников.
Задача средних учебных заведений - составление многоплановой развитой личности, становление индивидуальных возможностей ребенка. Без приоритета школьного развития невыполним процесс в сфере образования, воспитания личности, ее гуманизации, индивидуализации.
Одним из средств развития, как личности, так и литературного творчества считается литература для детей (стихи, проза, рассказ, загадки, басни, сказки). Характер и сила воздействия произведений на людей зависит не только от идеологических художественных свойств самого произведения, но и от индивидуальностей читателя.
Развитие литературных креативных возможностей считается одной из весомых задач образования в целом и начального в частности. Так как процесс фантазии пронизывает все рубежи развития личности ребенка, пробуждает предприимчивость и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению.
Большое значение в решение трудности внесли и вносят такие научные работники, как М.О. Львов, Л.Ф. Климанова, Т.А. Ладыженская, В.А. Левин, Г.Н. Кудин, В.Г. Горецкий. Эти методисты большое внимание уделяю на развитие детского литературного творчества и на его базе активизации таких познавательных процессов, как фантазия, восприятие и другие[20, с. 157].
Мы считаем, что внедрение русских народных сказок будет содействовать развитию литературного творчества младших школьников, в случае если: органически соединять в работе над сказками классические методы (чтение и пересказ, чтение по ролям, олицетворение, моделирование завершение сказки); давать детям креативные задания на сочинение личных сказок и их художественное оформление; учить детей подробному сочинению сказок по сериям картинок.
Изложение основного материала статьи. Современный учитель, решая проблемы развития литературного творчества школьников, в своей педагогической деятельности учитывает следующие методические пути, приемы и условия:
- в классе должна создаваться литературно-творческая атмосфера с помощью регулярной презентации произведений учащихся (на литературных вечерах, конкурсах, конференциях), встреч с писателями, поэтами;
- систематическая работа литературно-творческого кружка, проведение конкурсов и т.д.;
- внеклассная работа по литературе и внеклассной воспитательной работы для обогащения жизненных и литературных впечатлений учащихся;
- ознакомление учащихся с произведениями сверстников, с последующим обсуждением и рецензированием;
- изучение близких по теме произведений известных авторов;
- ознакомление учащихся творческой лабораторией классиков;
- занятия по развитию литературно слуха, наблюдательности, литературно-творческого воображения;
- работа над своими сочинениями и сочинениями сверстников.
Для развития литературного творчества учащихся учителю необязательно быть писателем. Но, он должен знать, как можно развивать дар слова у учащихся, понимать сущность литературного творчества, учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьников.
Творческая работа над произведениями будет воспринята, когда будет задействована фантазия. Младший школьный возраст - это исключительно великая основа для развития. Чем раньше мы обучим
молодого читателя углубленно чувствовать, образно мыслить, быстро отзываться на все, что происходит вокруг, тем богаче, увлекательнее будут в последующем его произведения[21, 28].
В исследовательской работе мы пользовались методами как: тест креативности Торренса, систематическое наблюдение, теоретический анализ, проведение экспериментальных уроков, использование наглядных средств. На первом этапе исследования поставленные задачи решались при помощи теста креативности Торренса.
Тест Торренса включает в себя проверку 4-х качеств развития креативности, творчества и индивидуальности личности. Младшим школьникам этот тест может изначально показаться сложным из-за своего необычного содержания. Поэтому учитель должен подготовить детей к прохождению этого теста.
В процессе теста креативности Торренса, результаты заносили в специальный лист учета с отметкой в соответствующих графах. Результаты анализа выполнения заданий детей позволили определить исходный уровень сформированности творческого воображения у детей.
Работа по программе литературного воспитания младших школьников очень интересна. Сегодня созданы все условия для его массового внедрения. Учителя школ успешно используют в качестве дополнения сборник с заданиями и упражнениями для развития литературного творчества «Путешествие в мир сказок» Е.Л. Сергеевой.
Работы, помещенные в сборник, методический аппарат, сопроводительные тексты, соответствуют задачам уроков литературы и представляют богатый материал для реализации взаимосвязи литературного и речевого развития. Предлагаются творческие задания: «Письмо всем детям». Ребенку предоставляется возможность почувствовать себя писателем, создателем.
Мы выбирали многоуровневые творческие задания таким образом, чтобы с одной познавательной целью и общим программным материалом они различались по степени сложности. Чтобы достичь единой цели, школьники идут разными путями.
Таким образом, дети отбираются для выбора задач инициативно-творческого уровня. В то же время выявлены склонности к интеллектуально-творческому труду, способность детей к стихийным бедствиям.
Для развития творческих способностей используются разнообразные игры, загадки, головоломки, развлекательные и нестандартные виды работ на родном языке. У детей есть творческие тетради. В них они учатся писать стихи, песни, загадки. Именно в этой работе дети шаг за шагом открывают себя, развивают свои творческие способности. Некоторые учителя проводят специальные занятия для развития творческих способностей учащихся.
Значение литературного творчества младших школьников велико: оно заключается, во-первых, в развитии воображения детей; во-вторых, в формировании активного отношения к происходящему у детей; в-третьих, можно достичь очень важной цели: воспитать у детей любовь к книге, потребность в чтении, что, в свою очередь, будет способствовать улучшению навыков чтения.
В исследовании мы наблюдали, насколько творческие задания увеличивают любовь к чтению и книгам у детей. Многие дети проявляют неподдельный интерес к литературным произведениям. Некоторые школьники даже пытались писать небольшие стихи. Творческие задания помогли детям раскрыться, открыть в себе неизвестные возможности. Речь школьников стала более образной, интересной. Дети стали глубже воспринимать художественный образ. Ребята увлеклись книгами.
Мы постарались вложить способы в приверженность к искусству и творчеству в целом. Было проведено некоторое количество дифференцированных уроков (музыка, чтение изобразительного искусства), и было отмечено, как верно подобрана музыка, живопись увеличивает восприятие художественного вида. Например, на темы: Е. Баратынский "Осень", И. Бунин "Падающие листья", И. Тургенев "Осенний день в березовой роще".
К концу экспериментальной работы мы провели повторную диагностику. Было очень интересно узнать, как задания способствовали развитию литературного творчества. Чтобы разработать экспериментальную методологию, мы исследовали, насколько развито литературное творчество у школьников в целом. Исходя из темы нашего исследования, мы подобрали несколько заданий, чтобы проверить, насколько развито у учащихся литературное творчество в целом.
Исследование проводилось среди учеников 3 класса средней школы. В 3 классе двадцать четыре человека. Класс занимается по традиционной системе.
В ходе эксперимента проводился урока по литературному чтению по рассказу Евгения Чарушина «Кабан». Экспериментальный урок был посвящен теме «Рассказ Е.И. Чарушина «Кабан»». Целью урока являлось: продолжить знакомство с творчеством Е.И. Чарушина.
Также мы преследовали достижения таких результатов, как обучение анализу художественного произведения через характеристику персонажа и его поступка; развитие навыков беглого, сознательного и выразительного чтения; развитие творческого воображения, умения запоминать, анализировать и сопоставлять новую информацию; воспитания любви к животным, наблюдательности, бережного отношения к «братьям нашим меньшим».
Для выполнения творческой работы было необходимо провести анализ рассказа. Ученикам задавались вопросы, и они сами путем частичного анализа сделали верные выводы, которые лишь немного были дополнены и скорректированы учителем.
Среди выполненных работ в основном были допущены ошибки, связанные с логическим построением предложений, также была нарушена связь слов в словосочетаниях и предложениях, часто встречались повторы и перечисление действий.
Для того чтобы выявить уровень развития письменной речи учащихся, мы для проверки сочинений воспользовались критериями, предложенными М.Р. Львовым.
Исследовательские материалы, посвященные изучению творческих способностей, показывают, что потребность ребенка делиться своими мыслями возникает в двух обстоятельствах: во-первых, у ученика есть определенное содержание, во-вторых, у ребенка (положительное или отрицательное) отношение к этому содержанию, тратит свою эмоциональную сферу соответственно. Типы текстовых пересказов по задачам, которые должны решать студенты, включают в себя известные элементы творчества. Чтобы выполнить эти пересказы, школьники должны определенным образом изменить состав прочитанного текста под определенным углом зрения, обработать его содержание. Однако уроки чтения должны иметь место и в таких задачах, в которых творческое задание ставится перед детьми как непосредственное.
При проведении эксперимента, целью которого было выявление развития творческих способностей младших школьников, перед школьниками была поставлена следующая задача - объединить схожий смысл, обнаруженный в нескольких текстах. Чтобы выполнить такой пересказ, ребята должны выполнить сложную творческую умственную операцию - синтезирование.
Под синтезом обучения понимается объединение, связывание, установление связей между приобретенными знаниями. Обратимся к характеристике выполнения упражнений этого типа пересказа.
Школьникам предлагается сделать одну из двух или трех прочитанных историй. Эта работа проводится после соответствующей подготовительной беседы, в которой учитель ставит детей перед необходимостью соотнесения частей текстов, схожих по содержанию с планом. Например,
1. Прочитайте три рассказа: рассказ Скребицкого и Чаплина «Выгляните в окно», «Что дятел съел зимой», «Воробей».
2. Разговор по тексту для выявления фактической и контекстной информации. Выявление авторских позиций в текстах.
3. Выявление общего содержания прочитанных рассказов.
4. Ответы на вопросы для языковой подготовки.
5. Формулировка задания: составить рассказ «Как зимующие птицы получают пищу».
6. Структурно-композиционная работа (сюжетный план):
Птицы зимуют.
Кормить птиц зимой.
Получение еды.
7. Ролевая игра. Образ птицы.
Работа по пересказу сложная. Рассказ осуществляется не только на основе прочитанной прозы, но и поэтических текстов.
В связи с этим перед учениками ставится задача не только объединить прочитанное из разных текстов, но и составить рассказ по определенной теме на основе прочитанного в разных работах. Эта задача, несомненно, более творческая и, следовательно, делает ее более требовательной к мыслительной деятельности школьников. Как и в случае любой задачи синтеза, школьник должен, для того чтобы составить эту историю, осознать и запомнить общую тему, вокруг которой он должен сгруппировать материал из текстов. Например,
1. Прочитайте стихотворение Ф. Тютчева «Весенняя гроза», «Весенний шум», стихотворение М. Исаковского «Весна».
2. На основе этих стихов сочинить рассказ на тему «Весна».
3. Составление плана будущей истории:
A) первый весенний гром,
Б) природа пробуждается,
B) люди счастливы весной.
Эта задача предназначена не для воспроизведения текста, а для разработки его содержания.
Конечно, эта импровизация была плодом творческого воображения детей и должна иметь реальную основу. В связи с этим в разговоре необходимо задействовать эмоциональную жизнь и опыт чтения. Чем шире опыт, тем шире возможности творческого воображения.
Мы вновь предложили детям поручения, которые применялись в начале экспериментальной работы. В случае, если до начала опыта лишь только 55% школьников сумели ответить на предложенные им вопросы и более или же менее хорошо продолжить рассказ, то к концу опыта 65-70% школьников сумели прийти с достаточно неординарной и увлекательной методикой продолжить ситуацию.
Подводя результат всем экспериментальным работам, хотелось бы обозначить, что дети начали просто и чувственно говорить о собственном возлюбленном эпизоде, формулировать собственные ощущения во время чтения и научились творчески пересказывать литературные произведения.
Данные констатирующего эксперимента показывают, что необходимо совершенствовать и чаще задействовать в классе методы и приемы, направленные на развитие литературного творчества, воображения, стимулирование и развитие любви к книге и чтению.
Констатирующий эксперимент показал, что уровень развития творческих способностей младших школьников в классе, является средним. Низкий уровень развития творческих способностей был выявлен от 15 до 20% по различным критериям.
Данные контрольного эксперимента показывают, что уровень развития творческих способностей учащихся в классе претерпел значительные изменения благодаря формирующему эксперименту, проведенному в классе.
В ходе исследования были определены наиболее эффективные условия развития творческих способностей младших школьников на уроках чтения.
Выводы. На основании проделанной работы мы пришли к такому заключению:
1. В нашем формирующем эксперименте мы использовали такие средства для развития творческих способностей, как творческие задания на уроках чтения, творческие пересказы, упражнения, направленные на развитие литературного творчества школьников (создание газет, журналов, написание стихов, ведение личных дневников).
2. Одним из важных способов развития творческих способностей в начальной школе является вовлечение младших школьников в совместную творческую деятельность вне школьных занятий. Участие школьников в творческой деятельности на внеклассных мероприятиях наиболее ярко демонстрирует уровень заинтересованности в реализации творческих задач. В нашем эксперименте мы реализовали этот метод с помощью детской письменной деятельности (написание загадок, стихов, сочинений).
3. Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что уровень развития творческих способностей младших школьников стал значительно выше. У учащихся в целом уровень развития творческих способностей намного выше, чем у учащихся контрольного класса.
Данные контрольного эксперимента показывают, что уровень развития творческих способностей учащихся претерпел значительные изменения благодаря формирующему эксперименту, проведенному в классе.
Литература:
1. Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах Пособие по воспитанию детей в семье и в школе. - М.: Современное слово, 2003. - 280 с.
2. Беседы с учителем: Третий класс четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.Е. Журовой. - М.: Вентана-Граф, 2000. - 384 с.
3. Биржевая Т.А. Творческая деятельность на уроках литературного чтения во 2 классе // Начальная школа. - 2011. - №7. - С. 35-36.
4. Виноградова, Н.Ф. Литературное чтение. 1-4 классы. Программа (+ CD). - Москва: СПб.: Питер, 2013. - 112 с.
5. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 1-4 классы. Программа (+ CD-ROM). - М.: Вентана-Граф, 2013. - 224 с.
6. Зайцева О.Б. Литературное чтение. 1-2 классы. Промежуточный и итоговый контроль. - М.: Учитель, 2014. - 978 с.
7. Константинова Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников. // Начальная школа, 2000. - №7. - С. 36-45.
8. Лазарева В.А. Уроки литературного чтения в современной начальной школе // Начальная школа. -2005. - № 2. - С. 2-10.
Педагогика
УДК 371.13
старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга);
кандидат психологических наук Галич Татьяна Николаевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга);
магистр 2 курса Кипрова Валентина Павловна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)
УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГОВ СРЕДСТВАМИ КОНКУРСОВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
Аннотация. Статья посвящена одной из актуальных проблем - профессиональному развитию педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений. Автором статьи проведено исследование, направленное на выявление возможности эффективного управления профессиональным развитием педагогов в детском саду. В результате исследования предложена и описана модель управления профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений.
Ключевые слова: управление, конкурс, профессиональные достижения, педагоги, дошкольное образование, эффективная модель управления.
Annotation. The article is devoted to one of the urgent problems - the professional development of teachers by means of competitions of professional achievements. The author of the article conducted a study aimed at identifying the possibility of effective management of the professional development of teachers in kindergarten. As a result of the research, a model for managing professional development of teachers by means of professional achievement competitions was proposed and described.
Keywords: management, competition, professional achievements, teachers, pre-school education, effective management model.
Введение. Профессиональное развитие педагогов происходит в результате овладения педагогами профессиональных компетенциями. По мнению доктора педагогических наук, профессора В.А. Адольфа "Профессиональная педагогическая компетентность - сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса" [1, с. 45].
Именно конкурсы профессиональных достижений позволяю педагогу повысить свою компетентность в области дошкольного образовании. Практиковались конкурсы профессиональных достижений в общеобразовательных школах, и вот наконец, для педагогов дошкольных образовательных учреждений стали появляться конкурсы, позволяющие педагогам детских садов обобщать и распространять свой опыт. В соответствии со Статьей 64 ФЗ Об образовании в РФ ФЗ 273 от 29.12.2012 года «... Дошкольное образование - первая ступень (необязательная) общего образования в РФ. » [8].
Все это явилось предпосылками для того, чтобы выявить возможности управления профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений. Нами было проведено исследование по проблеме выявления возможности управления профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений.
Для реализации исследования, нами была разработана анкета.