Научная статья на тему 'ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ КОМАНДИРА-ЛИДЕРА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАБОТЕ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ'

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ КОМАНДИРА-ЛИДЕРА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАБОТЕ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
командир-лидер / педагогические пути / профессионализация / управленческая деятельность / деятельность офицера / commander-leader / pedagogical ways / professionalization / managerial activity / officer’s activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М А. Яшин, Д С. Разуваев

В статье с точки зрения педагогики рассматривается проблема современных взглядов на деятельность командира-лидера в структуре Вооруженных сил РФ. Уделяется внимание процессу развития управленческих и лидерских качеств, выделяются и описываются характерные особенности профессионализации командира-лидера, влияющие на качество работы командира, его типология. В статье затрагивается тема управления подразделениями. Целью исследования является создание алгоритма работы командира взвода, благодаря которому повысится эффективность работы командира-лидера. В ходе исследования проводится анализ управленческой деятельности офицера и сравнение полученного материала. На основе изучения педагогической деятельности офицера предложен алгоритм действий командиру взвода, который имеет практическую значимость для повышения эффективности и качества организованной им деятельности. Представленный материал позволяет сделать вывод о том, что эффективность управленческой деятельности командира-лидера повышается при соблюдении предложенного алгоритма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO IMPROVE THE EFFECTIVENESS OF THE COMMANDER-LEADER IN PEDAGOGICAL WORK WITH PERSONNEL

The article deals with the pedagogical problem of modern views on the activity of commander-leader in the structure of the Armed Forces. Attention is paid to the process of development of managerial and leadership qualities, the characteristic features of commander-leader professionalization, his typology influencing the quality of the commander’s work are highlighted and described. The article touches on the topic of unit management. The aim of the study is to create an algorithm for the work of the platoon commander, through which to increase the effectiveness of the work of a commander-leader. The research uses the analysis of the managerial activity of the officer and the comparison of the material obtained. Based on the study of the pedagogical activity of the officer was proposed algorithm of action for the platoon commander, which has practical relevance for increasing the effectiveness and quality of the organized by him activity. The presented material allows to conclude that the effectiveness of the managerial activity of the commander-leader increases when the proposed algorithm is observed.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ КОМАНДИРА-ЛИДЕРА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАБОТЕ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ»

4. Привалова С.Е. Обучению творческому рассказыванию детей дошкольного возраста в ДОУ. Филологическое образование в период детства. 2019; № 21: 88-94.

5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста. Харьков: Фолио, 2018.

6. Автушко Л.И., Веккессер М.В., Фалилеева А.А. Приёмы работы над сочинением сказок в начальной школе. Человек и язык в коммуникативном пространстве. 2019; Т. 7, № 7: 152-159.

7. Аркойа Э. Как написать стихотворение? Настоящее время: Литература. Available at: https://www.actualidadliteratura.com/ru/como-escribir-un-poema References

1. Milyugina E.G. Detskoe literaturnoe tvorchestvo: principy i priemy razvitiya. Rodnaya slovesnost' v sovremennom kul'turnom i obrazovatel'nom prostranstve: sbornik nauchnyh trudov. Tver': Tverskoj gosudarstvennyj universitet, 2013: 182-187.

2. Kirshin I.A. Pedagogicheskie usloviya razvitiya detskogo slovesnogo tvorchestva (v sfere dopolnitel'nogo obrazovaniya). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kaliningrad, 1999.

3. Gajduk O.S. Formirovanie tvorcheskogo rasskazyvaniya u detej. Problemy iperspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii. 2018; № 14. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ formirovanie-tvorcheskogo-rasskazyvaniya-u-detey

4. Privalova S.E. Obucheniyu tvorcheskomu rasskazyvaniyu detej doshkol'nogo vozrasta v DOU. Filologicheskoe obrazovanie v period detstva. 2019; № 21: 88-94.

5. Fesyukova L.B. Vospitanie skazkoj: dlya raboty s det'mi doshkol'nogo vozrasta. Hap'kov: Folio, 2018.

6. Avtushko L.I., Vekkesser M.V., Falileeva A.A. Priemy paboty nad sochineniem skazok v nachal'noj shkole. Chelovek iyazyk v kommunikativnom prostranstve. 2019; T. 7, № 7: 152-159.

7. Arkoja 'E. Kak napisat' stihotvorenie? Nastoyaschee vremya: Literatura. Available at: https://www.actualidadliteratura.com/ru/como-escribir-un-poema

Статья поступила в редакцию 27.02.23

УДК 378

Yashin M.A., student, Novosibirsk Higher Military Command School of the Order of Zhukov Ministry of Defense of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia),

E-mail: mlhailyashin2021@gmail.com

Razuvaev D.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Peacetime Management, Lieutenant Colonel, Novosibirsk Higher Military

Command School of the Order of Zhukov, Ministry of Defense of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: razyvai25101986@gmail.com

WAYS TO IMPROVE THE EFFECTIVENESS OF THE COMMANDER-LEADER IN PEDAGOGICAL WORK WITH PERSONNEL. The article deals with the pedagogical problem of modern views on the activity of commander-leader in the structure of the Armed Forces. Attention is paid to the process of development of managerial and leadership qualities, the characteristic features of commander-leader professionalization, his typology influencing the quality of the commander's work are highlighted and described. The article touches on the topic of unit management. The aim of the study is to create an algorithm for the work of the platoon commander, through which to increase the effectiveness of the work of a commander-leader. The research uses the analysis of the managerial activity of the officer and the comparison of the material obtained. Based on the study of the pedagogical activity of the officer was proposed algorithm of action for the platoon commander, which has practical relevance for increasing the effectiveness and quality of the organized by him activity. The presented material allows to conclude that the effectiveness of the managerial activity of the commander-leader increases when the proposed algorithm is observed.

Key words: commander-leader, pedagogical ways, professionalization, managerial activity, officer's activity

М.А. Яшин, курсант, Новосибирское высшее военное командное ордена Жукова училище Министерства обороны Российской Федерации,

г. Новосибирск, E-mail: mihailyashin2021@gmail.com

Д.С. Разуваев, канд. пед. наук, ст. преп., Новосибирское высшее военное командное ордена Жукова училище Министерства обороны

Российской Федерации, г. Новосибирск, E-mail: razyvai25101986@gmail.com

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ КОМАНДИРА-ЛИДЕРА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАБОТЕ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ

В статье с точки зрения педагогики рассматривается проблема современных взглядов на деятельность командира-лидера в структуре Вооруженных сил РФ. Уделяется внимание процессу развития управленческих и лидерских качеств, выделяются и описываются характерные особенности профессионализации командира-лидера, влияющие на качество работы командира, его типология. В статье затрагивается тема управления подразделениями. Целью исследования является создание алгоритма работы командира взвода, благодаря которому повысится эффективность работы командира-лидера. В ходе исследования проводится анализ управленческой деятельности офицера и сравнение полученного материала. На основе изучения педагогической деятельности офицера предложен алгоритм действий командиру взвода, который имеет практическую значимость для повышения эффективности и качества организованной им деятельности. Представленный материал позволяет сделать вывод о том, что эффективность управленческой деятельности командира-лидера повышается при соблюдении предложенного алгоритма.

Ключевые слова: командир-лидер, педагогические пути, профессионализация, управленческая деятельность, деятельность офицера

На протяжении многих веков армия и военное дело совершенствуются. Развивается вооружение, повышается уровень Вооруженных сил РФ. Профессиональная подготовленность воина качественно растет Однако в армии имеется одно направление, которое на протяжении многих веков так и осталось неизмененным на сегодняшний день, - это командирское качество, именуемое лидерством. Уровень решения проблемы лидерства среди командиров на сегодняшний день остается на уровне необходимого теоретического поиска. Актуальность исследования заключается в поиске способов повышения эффективности работы командира-лидера в повседневной деятельности. Поэтому теоретическая и практическая значимость выражается в поиске результата по качественному повышению эффективности управленческой деятельности.

Многие великие полководцы, маршалы, известные военачальники часто подчеркивали определенные требования к командирам. А.В. Суворов, М.И. Кутузов, ПК. Жуков уже тогда говорили о важности лидерства офицера в кругу солдат.

Изместьев П.И., военный писатель, участник русско-японской войны писал: «Армия должна быть проникнута жизненной энергией и дееспособностью, что составляет воинский дух» [1, с. 39]. Жизненная энергия воинского духа исходит из командира, из его офицерской души к душе солдата. Также Изместьев П.И. писал: «Все великие полководцы были великими знатоками души человека»

[1, с. 84]. Лидерство в командире всегда было востребованным качеством. Об этом пишут многие авторы, об этом говорят в научных изданиях, и сегодня в курсантах воспитывают лидерство. Афонин Ю.А. в своем издании [2] описывает качества современного лидера. Е.С. Сенявская [1], поднимает проблему авторитета командиров подразделений во время военных действий. Шарухин А.П. [3], Бермус А.П. [4] обращают внимание на педагогические стороны командиров и управленцев. Лепешинский И.Ю. [5] рассказывает нам в учебном издании о лидерстве и управлении подразделениями.

Лидерство - это способность в минимальные сроки находить наиболее верное решение проблемы и реализовывать данное решение путем организации людей на необходимую деятельность. Организация личного состава на определенную деятельность является повседневной деятельностью командира.

Командир является не только организатором повседневной деятельности подразделения. Он занимается обучением и воспитанием военнослужащих. Лидерство в командире дает возможность быть для солдат надежным товарищем и наставником.

Цель работы - выявить алгоритм работы командира-лидера, с помощью которого повышается эффективность работы офицера. Задачи для достижения этой цели следующие:

- проанализировать педагогическую деятельность командира-лидера и его профессионализацию;

- выявить способы развития навыков управления путем развития лидерских качеств командира;

- выработать алгоритм работы и проверить его результаты в ходе практического эксперимента.

Развитие в командире качеств лидера-управленца осуществляется путем совершенствования педагогических знаний, умений и навыков. Это позволяет командиру-лидеру самореализоваться как профессионально подготовленному офицеру. Практика в управлении солдатами является постоянным процессом самореализации офицера. Важно понимать, что любой процесс развития офицера будет связан с его профессиональным ростом. Под профессиональным ростом в военной среде следует понимать совокупность всех изменений, которые происходят в командире в процессе служебной деятельности. Научная новизна исследования заключается в поиске нового подхода к работе командира взвода в управленческой деятельности путем создания ранее не принятых алгоритмов. Создание новой основы для педагогического изучения работы офицера является приоритетным направлением исследования. В ходе исследования используется анализ управленческой деятельности командира и сравнение полученного материала.

Ведущей характеристикой педагогического развития офицера как командира можно считать профессиональную подготовленность управленца, которая включает в себя уровень профессиональной результативности, профессиональной идентичности и профессиональной готовности.

Профессиональное и личностное развитие командира подразделения специфично, так как оно напрямую зависит от характера служебных задач, характеристики служебно-боевой деятельности, а также социальных и психологических особенностей воинской среды и воинского коллектива [2, с. 61].

В управленческой деятельности командира-лидера следует выделить главные характерные особенности процесса профессионализации:

- нацеливание на развитие и приобретение новых профессионально ориентированных знаний, умений и навыков, развитие способности творчески реа-лизовывать их на практике;

- развитие личностных качеств для уверенного и надежного управления подразделением и ответственного отношения к службе;

- принятие обоснованных решений в разных по сложности ситуациях, обеспечение профессиональной безопасности и надежности [3, с. 164-166].

Навыки управления напрямую связаны с педагогической профессионализацией офицера. Следует отметить важные особенности проявления лидерства в командирах, так как именно от них зависит развитие в них своих ЗУНов.

Во-первых, лидер - значит всегда первый. В любой ситуации он стремится осуществлять управленческую деятельности, не погружаясь в процесс, а сохраняя способность анализировать его со стороны. Во-вторых, развитие лидерства базируется на развитии способности к творчеству и созиданию. Командир-лидер - это творческая личность, обладающая не шаблонным мышлением, а способная находить новые способы решения профессиональных задач. И, в-третьих, командир никогда не работает только на себя, ведь подчиненный состав - это первостепенная зона ответственности.

Одним из самых важных качеств офицера является способность повести за собой. Поставить и указать своему подразделению цель и определить пути ее достижения. В таком случае офицер легче справится с управленческой деятельностью, поскольку лидерские качества дают командиру определенные преимущества в управлении.

Командиры-лидеры выполняют различные роли, иногда сочетая в себе сразу несколько. Командир-организатор - активный офицер, прежде всего решающий вопросы организации и нужд воинского коллектива. Командир-утешитель поддерживает военнослужащих в любом деле, с уважением относится к их правам и потребностям. Командир-борец - уверенный в своих силах лидер, который не струсит в ответственный момент. Идет на обдуманный риск в период неопределенности. Командир-творец способен нешаблонно мыслить, он берется за неразрешимые и сложные дела и находит новые подходы к их решению. Командир-дипломат думает, прежде чем сделать шаг рационально использует свои знания и знания ситуации.

Каждый командир способен вести свою управленческую политику в подразделении. Результаты управления будут зависеть от уровня лидерства командира внутри своего подразделения. Если качество управления низкое, а офицер не справляется со своим личным составом, может появиться и еще один тип -управленец-антилидер. Антилидер не способен управлять и организовывать людей на достижение поставленных целей и задач. Командир - название не только должностное. Командир - это управляющий лидер, преданный друг, надежный товарищ и верный наставник. Именно к таким качествам должен стремиться каждый офицер, стараться быть для своего подразделения не просто «вождем», а настоящим командиром-лидером. Поэтому офицер - это командир с преобладающим качеством лидерства в области управления.

Любому командиру-лидеру необходимо всегда стремиться к развитию по следующим педагогическим путям:

- самопознание. Командир стремится к пониманию себя, своих сильных и слабых сторон. Он знает, какая будет у него реакция в определенных ситуа-

циях, благодаря чему способен контролировать собственное поведение и свои эмоции;

- целеполагание. Необходимо не просто понимать, но и четко формулировать цели. Уметь организовывать людей на достижение этих целей;

- управление изменениями. Анализируя обстановку, взять ситуацию под свой контроль. Добиться стабилизации в делах;

- межличностные отношения. Чтобы командиру легко вести других за собой, нужно заработать авторитет;

- бытие. Важно учитывать идейные и религиозные мнения военнослужащих, не допускать сталкивание интересов;

- нахождение равновесия. Не допускать спорных конфликтов в воинском коллективе;

- умение действовать. Реализация намеченного плана за счет организации солдат на определенную деятельность [4, с. 45].

Стремление командира учитывать перечисленные педагогические направления будет развивать в нем лидерские и, как следствие, управленческие качества. Высокий навык управления является приоритетным качеством офицера.

Почему важно стремиться быть командиром-лидером? Лидер с высоким навыком педагогического управления обладает следующими преимуществами:

- эмоциональный интеллект. Развитый эмоциональный интеллект помогает управлять как своими, так и чужими эмоциями;

- высокий уровень мотивации. Командир инициативен, делает свое дело лучше остальных. Энергии командира хватает на мотивирование других военнослужащих;

- уверенность в своих силах и оптимизм. Командир не выставляет напоказ свои слабости. Объективно и грамотно оценивает реальность и уверен в себе;

- профессионализм и ответственность. Командир берет на себя ответственность за свой результат, не перекладывает ее на плечи подчиненных. Офицер вовлечен в процесс и приходит товарищам на помощь;

- рабочий авторитет. Командир обладает высоким рабочим авторитетом. В основе авторитета - моральные и профессиональные качества;

- личная эффективность. Личная эффективность офицера складывается из результатов реализации функций управления;

- навык ведения переговоров. Командир умеет договариваться. Для каждого нужна разная стратегия ведения переговоров - у всех разные мотивы;

- харизматичность и умение выстраивать коммуникацию. Харизматичные командиры знают, как наладить общение с товарищами, и добиваются результата быстрее остальных и с меньшими трудозатратами [5, с. 114-118].

Стоит отметить рамки своих полномочий для командира подразделения в виде двух принципов:

- не путать господство с руководством. Быть самым громким, умным, статусным в подразделении не означает быть лидером. Личный состав чаще идет за тихим, уверенным командиром. Именно такой офицер способен дать грамотный совет, вести людей за собой и управлять ими;

- сосредотачиваться не только на результате, но и на людях. Многие командиры во многом нацелены на результат любой ценой. Когда выполнение поставленных задач становится важнее состояния людей, производительность подразделения, в конечном счете, страдает. Результаты зависят от военнослужащих.

Таким образом, теоретическая значимость в ходе анализа педагогической деятельности офицера заключается в прямой зависимости степени лидерства командира от качества его работы. Чем выше лидерский авторитет командира подразделения, тем легче ему дается процесс управления. Для того чтобы обобщить накопленные знания, предложен алгоритм работы командира взвода.

Командиру взвода для повышения эффективности работы в ходе выполнения должностных обязанностей стоит придерживаться следующего алгоритма:

1. Получив задачу от старшего начальника, командир взвода уясняет задачу, производит расчет времени, отдает указания на подготовку, принимает решение на выполнение задачи;

2. Выполняет все шесть основных функций управления: планирование, организация, мотивация, контроль, а также координация и коммуникация;

3. В ходе планирования командир взвода учитывает следующие правила:

- творчески подходить к делу, а также находить способы выхода из сложных ситуаций;

- думать, как за себя, так и за подчиненных военнослужащих;

- смело идти навстречу рискам и неизвестности;

- думать над каждым шагом;

- контролировать собственное поведение и свои эмоции;

- добиваться стабилизации в делах;

- учитывать идейные и религиозные мнения военнослужащих;

- не допускать спорных конфликтов в воинском коллективе;

- быть инициативным и делать свое дело лучше остальных;

- не бояться брать на себя ответственность за личным составом;

- делать работу с личным составом закатив рукава;

- сосредотачиваться не только на результате, но и на людях.

4. При реализации принятого решения в жизнь учитывает следующие правила:

- практиковаться в принятии разного рода решений и не бояться брать на себя ответственность;

- наблюдать за действиями своих подчиненных с разных точек зрения, анализируя их деятельность;

- вникать в нужды и проблемы организации подчиненного подразделения;

- уважать и поддерживать военнослужащих в любом деле;

- уметь организовывать людей на достижение поставленных целей;

- реализовывать намеченный план за счет организации личного состава на определенную деятельность.

5. В случае необходимости координации решения стремиться быть хариз-матичным и уметь налаживать коммуникацию, а также повышать навыки ведения переговоров.

6. Выполнив задачу, следует сделать выводы из полученного опыта. Стремиться самостоятельно повышать уровень педагогических знаний.

7. Доложить старшему начальнику о выполнении задачи.

Командир взвода в своей служебной деятельности руководствуется статьями 152-153 устава внутренней службы Вооруженных сил РФ. Однако данные статьи устава не указывают на частную сторону педагогической и управленческой деятельности командира. Значение вышеуказанных правил не нарушает законы и статьи руководящих документов. Стремление соблюдать данный алгоритм поможет не только поднять личный авторитет, но и повысить эффективность работы командира путем укрепления воинской дисциплины и повышения исполнительности подразделения.

Для доказательства того, что данный алгоритм несет в себе практическую значимость, проведен эксперимент. Исследование было проведено в ходе курсантской стажировки протяженностью в 26 суток с 04.09.2022 г. по 30.09.2022 г. в 74-й отдельной мотострелковой бригаде в г Юрга. Для проведения эксперимента были взяты два равных взвода у командира 1-й сводной роты гвардии капитана Рогова Е.И. Целью эксперимента было выявить и сравнить показатели управленческой деятельности командиров взводов под конец стажировки - на 24-26 сутки. Условия были таковыми, что командир 2-го взвода будет соблюдать предложенный алгоритм действий в процессе своей управленческой деятельности.

В ходе практического эксперимента два взвода между собой, как правило, не взаимодействовали. Командирами взводов были назначены курсанты 4-го курса, примерно с равной профессиональной подготовленностью. Анализ состояния дел в двух экспериментальных взводах производился путем тестирования личного состава, а также сравнения итоговых показателей взводов (табл. 1).

Практический эксперимент показал следующие результаты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализируя итоги данных показателей, видим, что командир 2-го взвода, следуя в своей работе предложенному алгоритму, смог добиться наилучших показателей в управленческой деятельности, нежели командир 1-го взвода. Командир 2-го взвода не только добился высокой исполнительности и управляемости личного состава, но и повысил свой авторитет, улучшил отношения в воинском коллективе намного эффективнее, чем в 1-м взводе. Предложенный алгоритм действий показывает приоритетные направления развития в педагогической деятельности офицера, повышающие эффективность его управленческой деятельности.

Таким образом, проанализировав педагогическую деятельность командира-лидера в управленческой деятельности и его профессионализацию,

Таблица 1

Сравнение результатов исследования

Отношение подчиненных с командиром взвода на протяжении 4 недель исследования

Уровень исполнительности личного состава на протяжении 4 недель исследования

Легкость управления личным составом на протяжении 4 недель исследования

выявлена теоретическая значимость исследования в работе командира. Проделанные исследования позволили расширить знания о понятии командир-лидер в управлении подразделениями. Это дало возможность не только создать новый алгоритм для работы командира в рамках научного знания, но и дать основу для будущего изучения и совершенствования педагогических знаний в природе управления офицера. Предложив алгоритм действий, мы достигли цели исследования в полном объеме. Практическая значимость доказана проведенным экспериментом, где наглядно прослеживаются высокие показатели эффективности работы командира-лидера. Задачи данной работы были выполнены полностью, однако проведенные исследования составляют основу для продолжения изучения накопленного материала и доработки предложенного алгоритма. Полученные результаты могут быть применены в образовательной сфере, как в процессе индивидуальной подготовки офицера, так и служить дополнением к дисциплинам по военной педагогике и управлению военным персоналом.

Стоит отметить, что эффективность управленческой деятельности командира-лидера действительно увеличивается при соблюдении правил данного алгоритма. На сегодняшний день пути повышения эффективности управления остаются вопросом времени. Предложенный алгоритм показал необходимый результат. Была выявлена научная новизна и практическая значимость, что позволит в дальнейшем сделать уверенный шаг в повышении эффективности работы командира-лидера.

Библиографический список

1. Сенявская Е.С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России. Москва: РОССПЭН, 1999.

2. Афонин Ю.А. Профессиональные качества современного лидера-управленца: социологический анализ. Азимут научных исследований: педагогика и психология. Самара: Самарский муниципальный институт управления, 2015; № 3 (12): 59-62.

3. Шарухин А.П. Военная педагогика: учебник. Санкт-Петербург: Питер, 2017.

4. Бермус А.Г. Практическая педагогика: учебное пособие. Москва: Юрайт, 2020.

5. Лепешинский И.Ю., Глебов В.В., Листков В.Б. Управление подразделениями в мирное время: учебное пособие. Москва: Инфра-М, 2019.

References

1. Senyavskaya E.S. Psihologiya vojny v XX veke: istoricheskij opyt Rossii. Moskva: ROSSP'EN, 1999.

2. Afonin Yu.A. Professional'nye kachestva sovremennogo lidera-upravlenca: sociologicheskij analiz. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. Samara: Samarskij municipal'nyj institut upravleniya, 2015; № 3 (12): 59-62.

3. Sharuhin A.P. Voennaya pedagogika: uchebnik. Sankt-Peterburg: Piter, 2017.

4. Bermus A.G. Prakticheskaya pedagogika: uchebnoe posobie. Moskva: Yurajt, 2020.

5. Lepeshinskij I.Yu., Glebov V.V., Listkov V.B. Upravlenie podrazdeleniyami v mirnoe vremya: uchebnoe posobie. Moskva: Infra-M, 2019.

Статья поступила в редакцию 12.02.23

УДК 372

Agaltsova D.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: darya_agaltsova@mail.ru

Korotkova AZ., teaching assistant, Department of Foreign Languages and Culture, Russian State Social University (Moscow, Russia), E-mail: salimzyanova.alsu@yandex.ru

METHODOLOGICAL ASPECTS OF TEACHING ENGLISH IN A DISTANCE FORMAT. The article reflects the essence of distance learning and its key aspects. It is determined that distance learning using electronic technologies is widely used in the field of teaching foreign languages at a university. Potential of distance learning in language education, the roles of teachers and students in distance learning are shown. Factors influencing the organization of the remote process of teaching

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.