Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / РЕЧЬ / РЕЧЕТВОРЧЕСТВО / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / УЧИТЕЛЬ / СКАЗКА / ТЕКСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шейнова Татьяна Геннадьевна

В представленном теоретическом и прикладном исследовании выявлены основы и некоторые наработки по развитию речевого творчества в условиях начальных классов общеобразовательной школы. Своевременное развитие речетворчества младшего школьника существенно влияет на становление и развитие личности, социализацию и самореализацию в микросоциуме класса, развивает общую культуру и качество речевого общения. Анализ исследований речевого творчества детей в историко-педагогической и филологической ретроспективе показал активный интерес к данной теме педагогов, психологов, философов, филологов. Наряду с учеными, речетворчество детей изучали такие писатели, как Д. Родари, К. Чуковский и др. В прикладном аспекте в исследовании выявлены наиболее эффективные формы деятельности с младшими школьниками по развитию речи с использованием русских народных сказок. Это художественное чтение, рассказывание учителя, пересказывание детьми сказки, инсценирование, рисование иллюстраций, изготовление кукол для драматизации, развивающие игры с использованием сказочных сюжетов и пр. Охарактеризованы особенности содержания русской народной сказки, способствующие непосредственному развитию речевого творчества младшего школьника. Это развитие фантазийности мышления, формирование поведенческих и коммуникативных навыков, наличие положительного финала, возможность наблюдать и прогнозировать в идеальном игровом мире поведение персонажей с различным характером, содержание нравственного смысла, особый язык и стиль изложения сказки. Представлены особенности развития речевого творчества детей младшего школьного возраста в зависимости от жанра сказки. В данной связи рассмотрены жанры волшебной сказки, сказки с бытовым сюжетом, сказки о животных. Сделан вывод о необходимости развития речевого творчества детей в младшем школьном возрасте. Представлены основные направления дальнейшей разработки, поиска и развития темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шейнова Татьяна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SPEECH CREATIVITY OF CHILDREN OF JUNIOR SCHOOL AGE

In the presented theoretical and applied research, the basics and some developments in the development of speech creativity in the conditions of primary classes of a general education school are revealed. The timely development of speech creativity of a younger student significantly affects the formation and development of personality, socialization and self-realization in the microsociety of the class, develops a general culture and quality of speech communication. An analysis of the studies of children's speech creativity in the historical, pedagogical and philological retrospective showed an active interest in this topic of teachers, psychologists, philosophers, and philologists. Along with scientists, such writers as D. Rodari, K. Chukovsky and others studied the speech creation of children. In the applied aspect, the study revealed the most effective forms of activity with younger schoolchildren for the development of speech using Russian folk tales. These are artistic reading, teacher's storytelling, retelling of fairy tales by children, staging, drawing illustrations, making dolls for dramatization, developing games using fairy tales, etc. The features of the content of the Russian folk tale, which contribute to the direct development of the speech creativity of the younger schoolchild, are characterized. This is the development of fantasy thinking, the formation of behavioral and communication skills, the presence of a positive ending, the ability to observe and predict the behavior of characters with different characters in an ideal game world, the content of moral meaning, a special language and style of telling a fairy tale. The features of the development of speech creativity of children of primary school age, depending on the genre of the fairy tale, are presented. In this regard, the genres of fairy tales, fairy tales with everyday plot, fairy tales about animals are considered. It is concluded that it is necessary to develop the speech creativity of children at primary school age. The main directions for further development, search and development of the topic are presented.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

2. Руссова, Н.Ю. Дидактический материал: теория и практика моделирования: монография / Н.Ю. Русова. - Нижний Новгород: Издательство НГПУ, 2002. - 219 с.

3. Швецова, Р.Ф. Развитие самостоятельности младших школьников в учебной деятельности средствами свободной работы: монография / Р.Ф. Швецова. - Оренбург: ГУ «РЦРО», 2010. - 118 с.

4. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учебное пособие для студентов / Е.И. Щербакова. -М.: Издательский Центр «Академия», 1998. - 272 с.

5. Кулагина, О.Е. Организация образовательной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими склонность к математике / О.Е. Кулагина, О.И. Аксёнова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - №5. - С. 698-700.

6. Лукьянова, О.Л. Формирование у дошкольника пространственно-временных представлений с помощью дидактических игр / О.Л. Лукьянова, А.С. Рехтина // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2020. - №6. - С. 22-26.

7. Шинкарёва, Н.А. К вопросу развития самостоятельности у мальчиков и девочек седьмого года жизни / Н.А. Шинкарёва, В.Э. Иванова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - №2. - С. 104-107.

Педагогика

УДК 373.3

кандидат филологических наук, доцент Шейнова Татьяна Геннадьевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В представленном теоретическом и прикладном исследовании выявлены основы и некоторые наработки по развитию речевого творчества в условиях начальных классов общеобразовательной школы. Своевременное развитие речетворчества младшего школьника существенно влияет на становление и развитие личности, социализацию и самореализацию в микросоциуме класса, развивает общую культуру и качество речевого общения. Анализ исследований речевого творчества детей в историко-педагогической и филологической ретроспективе показал активный интерес к данной теме педагогов, психологов, философов, филологов. Наряду с учеными, речетворчество детей изучали такие писатели, как Д. Родари, К. Чуковский и др. В прикладном аспекте в исследовании выявлены наиболее эффективные формы деятельности с младшими школьниками по развитию речи с использованием русских народных сказок. Это художественное чтение, рассказывание учителя, пересказывание детьми сказки, инсценирование, рисование иллюстраций, изготовление кукол для драматизации, развивающие игры с использованием сказочных сюжетов и пр. Охарактеризованы особенности содержания русской народной сказки, способствующие непосредственному развитию речевого творчества младшего школьника. Это развитие фантазийности мышления, формирование поведенческих и коммуникативных навыков, наличие положительного финала, возможность наблюдать и прогнозировать в идеальном игровом мире поведение персонажей с различным характером, содержание нравственного смысла, особый язык и стиль изложения сказки. Представлены особенности развития речевого творчества детей младшего школьного возраста в зависимости от жанра сказки. В данной связи рассмотрены жанры волшебной сказки, сказки с бытовым сюжетом, сказки о животных. Сделан вывод о необходимости развития речевого творчества детей в младшем школьном возрасте. Представлены основные направления дальнейшей разработки, поиска и развития темы.

Ключевые слова: творчество, речь, речетворчество, младший школьник, учитель, сказка, текст.

Annоtation. In the presented theoretical and applied research, the basics and some developments in the development of speech creativity in the conditions of primary classes of a general education school are revealed. The timely development of speech creativity of a younger student significantly affects the formation and development of personality, socialization and self-realization in the microsociety of the class, develops a general culture and quality of speech communication. An analysis of the studies of children's speech creativity in the historical, pedagogical and philological retrospective showed an active interest in this topic of teachers, psychologists, philosophers, and philologists. Along with scientists, such writers as D. Rodari, K. Chukovsky and others studied the speech creation of children. In the applied aspect, the study revealed the most effective forms of activity with younger schoolchildren for the development of speech using Russian folk tales. These are artistic reading, teacher's storytelling, retelling of fairy tales by children, staging, drawing illustrations, making dolls for dramatization, developing games using fairy tales, etc. The features of the content of the Russian folk tale, which contribute to the direct development of the speech creativity of the younger schoolchild, are characterized. This is the development of fantasy thinking, the formation of behavioral and communication skills, the presence of a positive ending, the ability to observe and predict the behavior of characters with different characters in an ideal game world, the content of moral meaning, a special language and style of telling a fairy tale. The features of the development of speech creativity of children of primary school age, depending on the genre of the fairy tale, are presented. In this regard, the genres of fairy tales, fairy tales with everyday plot, fairy tales about animals are considered. It is concluded that it is necessary to develop the speech creativity of children at primary school age. The main directions for further development, search and development of the topic are presented.

Key words: creativity, speech, speech creation, junior schoolchild, teacher, fairy tale, text.

Введение. Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что сформированное и активно используемое речевое творчество ребенка в младшем школьном возрасте является показателем умения эффективно общаться, выражать свои мысли с учетом содержания и целей повествования. Речетворчество существенно влияет на становление и развитие личности, социализацию и самореализацию младшего школьника в микросоциуме класса, развивает общую культуру и качество речевого общения.

Речевое творчество детей исторически исследовали Д. Родари [51, К.И. Чуковский [91, Е.И. Тихеева [61 и целая плеяда ученых, философов, педагогов, филологов. Данная тема широко разрабатывается и в последние годы. Развитию речевого творчества младших школьников посредством малых фольклорных форм, устного народного творчества посвящены работы Т.Г. Зинченко (2017) [11, Е.Н. Насоновой (2021) [41, Р.М. Хасановой (2021) [71, Д.О. Чукариной (2021) [81 и др. В предыдущих работах было исследовано развитие речевого творчества в рамках коллективных видов деятельности (2020) [21, при развитии монологической речи (2021) [31, связной речи (2022) [101. Данная работа посвящена продолжению исследовательской деятельности по речевому развитию детей младшего школьного возраста, в частности, развития у них речевого творчества.

Изложение основного материала статьи. Рассматривая исторические аспекты изучения речевого творчества детей, следует отметить особый интерес к данному процессу педагогов, психологов, филологов. Так, для подготовки ребенка к

речевому творчеству еще в дошкольном возрасте, Е.И. Тихеева [61 рекомендовала использовать разговор с детьми, чтение литературы, составление письма, беседы. Автор в своем исследовании и методических рекомендациях дает приемы руководства беседой. Для развития речевого творчества детей в беседе с ними автор советует «не отходить от темы, не перебивать детей, не просить полных ответов, не злоупотреблять вопросами, побуждать детей к вопросам и оценке высказываний» [6, С. 151 и др.

В данной исторической тематике известна величайшая работа русского и советского поэта К.И. Чуковского «От двух до пяти» [91 - значительный вклад автора, где собрано огромное количество детских словообразований. К.И. Чуковский отмечал «творческую силу ребенка, его удивительную чуткость к языку, которые проявляются особенно ярко именно в процессе словотворчества» [9, С. 271.

Огромное количество занятий, методов по развитию детского словотворчества путем сочинения упоминается в книге итальянского писателя Джанни Родарри «Грамматика фантазии» [51, где говорится о всестороннем воспитании ребёнка. Автор выдвинул проблему детского творчества и развития фантазии. Главы вышеупомянутого сочинения посвящены анализу структуры сказки и различным увлекательным для детей способам ее создания. Автор приводит различные приемы, с помощью которых происходит стимулирование детей к проявлению словесных творческих способностей. «Дети знакомятся с окружающим, не только непосредственно что-то воспринимая, но и опосредованно, с помощью прочитанных книг, рассказанных сказок» [5, С. 321.

Как было упомянуто выше, самым доступным и эффективным средством формирования у дошкольников творческих речевых умений является фольклор, народная сказка, взятая нами как средство формирования словесного творчества детей.

Проанализировав формы деятельности с младшими школьниками по развитию речи с использованием русских народных сказок, их можно разделить их следующим образом:

• художественное чтение;

• рассказывание учителя;

• пересказывание детьми сказки (самостоятельное, с опорой на картинку или серию картин);

• инсценирование;

• рисование иллюстраций к известным или новым сказкам;

• изготовление кукол для драматизации;

• развивающие игры с использованием сказочных сюжетов и пр.

Традиционно структура обычного урока состоит из трёх частей. В первой части происходит ознакомление с произведением; во второй - оно разбирается более подробно, выполняются задания в соответствии с целью и задачами урока; в третьей части закрепляются и автоматизируются формируемые компетенции, повторно проговаривается главная задача, особенности её решения и полученные результаты.

В ходе многолетней практической деятельности было выявлено наиболее эффективное направление развития речевого творчества детей младшего школьного возраста. Им стало систематическое, последовательное и планомерное изучение устного народного творчества, русской народной сказки. Посредством работы со сказочными текстами дети становились более целеустремленными, проявляли инициативу к различным видам творческой деятельности, развивали образное мышление, логику и пр.

Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование позволило выделить особенности содержания русской народной сказки, способствующие непосредственному развитию речевого творчества младшего школьника.

1. Развитие фантазийности мышления. Ребенок учится мыслить и отображать вербально сюжет, линию поведения основных героев. Сказка предлагает младшему школьнику переместиться в иной, вымышленный мир, где возможно всё то, что невозможно в реальной жизни.

2. Формирование поведенческих и коммуникативных навыков. С использованием различных линий поведения героев сказки ребенок может выбрать для себя более приемлемую в данной ситуации, проследить положительные и отрицательные моменты коммуникативного общения. С использованием сказочного сюжета ребенок может формировать собственный поведенческий и речевой стиль общения.

3. Наличие в сказке положительного финала. Присутствие в сказочном произведении торжества справедливости и добра, возможность моделирования младшим школьником идеального мира стимулирует развитие творческих способностей. Ребёнок намерен видеть реальность в светлых тонах, именно поэтому сказочный взгляд на мир ему необычайно близок.

4. Возможность наблюдать и прогнозировать в идеальном игровом мире поведение персонажей с различным характером, которые отождествляются с миром обычных людей. Творчески перерабатывая свой личный опыт, ребенок учится понимать поведение персонажей с возможностью трансформации их в реальность.

5. Содержание в сказке нравственного смысла. В большинстве изучаемых младшими школьниками сказок гармонично сочетаются умственное и нравственно-эстетическое развитие. Русская народная сказка является мощным источником информации для ребёнка о традициях, быте, мудрости предыдущих поколений. Народная сказка проводит понятную ребёнку грань между добром и злом.

6. Особый язык и стиль изложения сказки. Русскую сказку отличают напевность, ритм, неторопливое повествование. В самой народной сказке скрывается глубочайший смысл, она богата эпитетами, образными выражениями, повторами, яркими характеристиками, что обогащает словарный запас ребёнка.

Среди главных, исторически сформированных особенностей строения сказки выделяют зачин, присказку и концовку. В сказочных жанрах выделяются сказки о животных, бытовые, волшебные. Рассмотрим особенности развития речевого творчества детей младшего школьного возраста в зависимости от жанра сказки.

Основная мысль жанровых сказок о животных заключается в том, чтобы показать ребёнку различные обряды, традиции. В поведении животных часто раскрывается обман, коварство, повадки. К примеру, если главным героем является Лиса, то дети сразу понимают, что она коварная, хитрая. Ситуации, в которых оказываются животные, очень схожи с жизненными, в которых уже принимают участие люди. Основное значение данного жанра в развитии творчества - показать в интересной для детей форме характер животных; развивать наблюдательность и смекалку, умение творчески прогнозировать развитие ситуации, исходя из характерных особенностей; пробудить любовь к слабому, беспомощному.

В бытовой сказке повествуется о бытовой жизни русского человека, обычно действие происходит в деревне, где главными героями выступает бедный крестьянин, барин, барыня. Данный жанр развивает творчество ребенка в области высмеивания человеческих пороков, таких как: лень, упрямство, глупость, жадность. Дети учатся видеть и прогнозировать поведение людей, высмеивать пороки и творчески, с различных позиций решать возникающие в социуме проблемы. В бытовых сказках часто фигурирует диалогическая речь, разговорная лексика, красочные эпитеты.

Наиболее интересным жанром сказки для развития речевого творчества младших школьников является волшебная. В данном жанре дети встречаются с неизвестными, чудесными существами, они кажутся им яркими, необычными. В сюжете

волшебной сказки всегда присутствует борьба зла с добром, в конечном итоге добро побеждает. У младшего школьника развито стремление ко всему фантастическому, творчество развивается в работе над конкретными сказочными фантазийными образами, звуками, необычными сочетаниями слов в повествовании. Так, работая с младшими школьниками в данном жанре, мы давали задание по сочинению слов колдовства. Дети придумывали их, сочетая сложные звуки, пытаясь подражать явлениям природы, звукам животных, создавая свое творческое «колдовское заклинание».

Чтобы развить у детей интерес к русской народной сказке и желание развивать собственные речевые творческие способности, мы фрагментарно включили элементы творческого рассказывания сказок в различные виды работ, также использовали такой приём активизации детей на уроках, как сюрпризный момент («сегодня к нам в гости пришёл ... сказочный герой»). Одним из фрагментов работы над развитием речевого творчества младших школьников являлась работа над сказкой, когда она читалась медленно, и когда делалась пауза и дети ребята должны были поднять смайлик (веселый, грустный), что показывало их отношение к развитию ситуации.

В ходе работы над развитием речевого творчества младших школьников использовалась технология синквейна. Темы были различные: «Любимая сказка», «Любимый сказочный герой», «Отношения героев» и пр. Младшим школьникам предлагалось придумать рассказы о героях сказочной страны. Для подсказок внутри демонстрировались слайды с изображениями различных героев. Синквейн начинается с заданной автором темы, существительное, либо местоимение. Вторым пунктом являются два имени прилагательных, которые описывают имя существительное. Далее, в следующей строке три глагола, описывающих действие. В четвёртом предложении, выражалось субъективное отношение автора к теме. В пятой строке мы делали вывод.

В результате у нас получился меленький рассказ, который мы записали и отправили в волшебную страну. Такое же задание мы провели еще раз, но темой нашего синквейна был Колобок:

«Колобок.

Жёлтый, круглый.

Убегает, катится, радуется.

Колобок от дедушки ушёл и от бабушки ушёл.

Сказочный герой».

Работа над развитием речевого творчества младших школьников в данное время продолжается. Изучаются возможности применения различных технологий, привлечения к данной работе родителей, использование различных вариативных и дистанционных форм.

Выводы. Таким образом, в данном исследовании выявлены теоретические основы и представлены некоторые прикладные наработки по развитию речевого творчества в условиях начальных классов общеобразовательной школы. Выявлено, что своевременное развитие речетворчества младшего школьника существенно влияет на становление и развитие личности, социализацию и самореализацию в микросоциуме класса, развивает общую культуру и качество речевого общения.

Произведен краткий анализ исследований речевого творчества детей в историко-педагогической и филологической ретроспективе.

В прикладном аспекте выявлены наиболее эффективные формы деятельности с младшими школьниками по развитию речи с использованием русских народных сказок. Охарактеризованы особенности содержания русской народной сказки, способствующие непосредственному развитию речевого творчества младшего школьника. Представлены особенности развития речевого творчества детей младшего школьного возраста в зависимости от жанра сказки: волшебной, бытовой, сказки о животных.

Работа по развитию речевого творчества младших школьников в настоящее время продолжается в направлениях поиска и развития наиболее эффективных методов и форм взаимодействия с детьми и их семьями.

Литература:

1. Зинченко, Т.Г. Развитие речевого творчества младших школьников / Т.Г. Зинченко // Вестник научных конференций. - 2017. - № 6-2 (22). - С. 49-52.

2. Измайлова, Р.Г. Использование коллективных видов деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Р.Г. Измайлова, Т.Г. Шейнова, Т.В. Тимохина // Перспективы науки и образования. - 2020. - № 5 (47). - С. 199-211.

3. Измайлова, Р.Г. Развитие монологической речи детей при подготовке к школьному обучению / Р.Г. Измайлова, Т.Г. Шейнова, Т.В. Тимохина // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-1. - С. 150-153.

4. Насонова, Е.Н. Развитие речевой культуры и литературного творчества младших школьников посредством малых форм фольклора / Е.Н. Насонова, С.Н. Ерышова // Вестник научных конференций. - 2021. - № 11-2 (75). - С. 89-91.

5. Родари, Д. Грамматика фантазии / Джанни Родари. - М.: Самокат, 2022. - 240 с.

6. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение. - 144 с.

7. Хасанова, Р.М. Развитие речи младших школьников при работе над сказками / Р.М. Хасанова // Интеллектуальный потенциал общества как драйвер инновационного развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2021. - С. 154-158.

8. Чукарина, Д.О. Развитие речи младших школьников посредством изучения устного народного творчества / Д.О. Чукарина, Н.В. Арзамасцева // Вопросы педагогики. - 2021. - № 11-1. - С. 440-442.

9. Чуковский, К.И. От двух до пяти / К.И. Чуковский. - М.: Детская литература, 1968. - 814 с.

10. Шейнова, Т.Г. Повышение эффективности развития связной речи дошкольников посредством мнемических таблиц / Т.Г. Шейнова, Т.В. Тимохина // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-1. - С. 307-310.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.