Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ЛИЧНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ФАНТАЗИЯ / САМОВЫРАЖЕНИЕ / CREATIVITY / LITERARY CREATIVITY / PERSONALITY / DEVELOPMENT / COGNITIVE PROCESSES / FANTASY / SELF-EXPRESSION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Исмагилова Л.В.

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты развития детского литературного творчества в начальной школе. автором изучены возможности применения русских народных сказок для развития детского литературного творчества в начальной школе. Считается, что внедрение русских народных сказок будет содействовать развитию литературного творчества младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF CHILDREN'S LITERARY CREATIVITY IN ELEMENTARY SCHOOL

The article discusses the theoretical and practical aspects of the development of children's literary creativity in elementary school. The author has studied the possibilities of using Russian folk tales for the development of children's literary creativity in elementary school. It is believed that the introduction of Russian folk tales will contribute to the development of literary creativity of younger students.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

УДК 373

Исмагилова Л.В. студент 4 курса факультет психологии и педагогики Елабужский институт КФУ научный руководитель: Галич Т.Н.

Россия, г. Елабуга, Татарстан

К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты развития детского литературного творчества в начальной школе. автором изучены возможности применения русских народных сказок для развития детского литературного творчества в начальной школе. Считается, что внедрение русских народных сказок будет содействовать развитию литературного творчества младших школьников.

Ключевые слова: креативность, литературное творчество, личность, развитие, познавательные процессы, фантазия, самовыражение.

Ismailova L. V., 4th year student Faculty of Psychology and Pedagogy Elabuga Institute of Kazan Federal University, Yelabuga

Scientific adviser: Galich T.N.

Russia, G. Yelabuga, Tatarstan TO THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF CHILDREN'S LITERARY CREATIVITY IN ELEMENTARY SCHOOL

Abstract: The article discusses the theoretical and practical aspects of the development of children's literary creativity in elementary school. The author has studied the possibilities of using Russian folk tales for the development of children's literary creativity in elementary school. It is believed that the introduction of Russian folk tales will contribute to the development of literary creativity of younger students.

Keywords: creativity, literary creativity, personality, development, cognitive processes, fantasy, self-expression.

Развитие литературных творческих возможностей считается одной из важнейших задач образования. Так как процесс фантазии пронизывает все рубежи развития личности ребенка, пробуждает предприимчивость и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению.

Данная проблема разрабатывается, анализируется учеными, как М.О. Львов, Л.Ф. Климанова, Т.А. Ладыженская, В.А. Левин, Г.Н. Кудин, В.Г. Горецкий. Они большое внимание уделяют развитию детского литературного творчества и на его базе активизации таких познавательных процессов, как

фантазия, восприятие и другие[1,с. 157].

В наше время творчеством, как правило, называют работу в области искусства, конструирование, формирование и реализацию новых планов, научное знание, созидание интеллекта. Творчество может существовать в самых всевозможных видах работы человека: в воспитании детей, в чтении книжки (сопереживание героям), фантазия - первая ступень к творчеству. Составляющие творчества могут быть сведены, в конечном счете, к искусству, изобретению, науке.

Учителя начальных классов уверены, что творческая работа над произведениями будет воспринята, когда будет задействована фантазия. Младший школьный возраст - это исключительно великая основа для развития. Чем раньше мы обучим молодого читателя углубленно чувствовать, образно мыслить, быстро отзываться на все, что происходит вокруг, тем богаче, увлекательнее будут в последующем его произведения[3,с.28].

Ребенок, раскрывающий для себя тайны мира, находящегося вокруг него, владеет невообразимым креативным потенциалом: у него свободная фантазия, не скованная правилами и запретами. Его творческое развитие балансируется между истинными ценностями и надуманными, между великолепным и уродливым[4,с. 14].

Творчеству противоборствует работа по готовым методам, подражание - имитация, но на исходных ступенях новой для учащегося работы нужно и то, и другое. Так, писатель использует нормальные слова, усвоенные в детстве и употребленными различными людьми миллион раз; его языковое творчество может быть в лучшем выборе слов, новых оттенков его смысла в необыкновенных сочетаниях, в разработке образов, «переносных» значений. Но усвоение слов в детстве еще могло иметь креативный нюанс: так как почти все слова для ребенка были новые и необыкновенны, у него могли быть собственные слова и значения, которые были приведены в согласование с языковой нормой[5,с.107].

Курс «Литературное чтение» 1-4 классов по программе УМК «Школа России» занимает особое место среди программ начальных классов, поскольку знание детьми литературного чтения не ограничивается объемом урока[6,с.94].

Рабочая программа реализует следующие цели обучения: развитие художественных, творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении произведений искусства, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умение вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать; овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование у читателя мировоззрения и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; воспитание эстетического отношения к искусству

слова, интереса к чтению и книге, необходимости общения с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости; развитию нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Творческая работа создала вещественные и духовные значения. Творчество - моральная категория, оно требует от человека высокого ощущения ответственности и максимального значения компетентности в выбранной области. Творчество считается не всплеском эмоций, оно неотделимо от знаний, умений; впечатления сопутствуют творчеству, увеличивают его тонус, увлекают человека-творца, предают ему силы. Но пробуждают креативный акт, ведут его по правильному пути, обеспечивают результат, истинное созидание - только жесткие, испытанные познания и умения. Известно много случаев, когда творчество понималось как отрицание прошлого, его разрушение, и вводились непроверенные способы, технологии, ценности, структуры. Ключевое в педагогике творчества - не угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести «таинственному цветку поэзии» (Л.Н. Толстой) в душе ребенка, подростка, молодого мастера. Способность и готовность к творчеству делаются чертой личности человека, креативностью (от латинского creatio - творчество, сотворение)[8,с.7]. Вследствие этого в деле воспитания, образования понятия «творчество» как правило, связывается с понятием «способности».

К творчеству более подготовлены те дети, которые отвечают аспектам даровитости: ускоренное интеллектуальное развитие: познавательные интересы, наблюдательность, речь, смекалка, уникальные решения задач; ранняя специализация интересов, разума, впечатлений: интерес к музыке, языкам, изобразительной работе и пр.; активность, предприимчивость, влечение к лидерству, напористость и желание достигать поставленной цели; хорошая память, развитые познавательные умения; готовность и способность к исполнительским видам деятельности; условием творчества работает нетворческая работа, ибо истинный творец-труженик, он не брезгует тщательным трудом и основательными знаниями[9,с.372].

Учителя считают, что творчество следует развивать на всевозможных упражнениях: на уроках музыки, труда, изобразительной работы, но родной язык всегда был и остается ключевым предметом в начальной школе, ему принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Чтобы продвигать ребят в развитии, надо отречься от известных стереотипов работы на уроках чтения и составить ее так, чтобы ученики воспринимали и ценили художественное слово.

Использованные источники:

1. Ефросинина Л. А. Литературное чтение. 1-4 классы. Программа (+ CD-ROM) - М.: Вентана-Граф, 2013. - 224 с.

2. Мишакина Т. Л. Итоговые тесты по литературному чтению для 4 класса. -

М.: Ювента, 2015. - 401 а

3. Зайцева О. Б. Литературное чтение. 1-2 классы. - М.: Учитель, 2014. - 978 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010.

5. Карабанова А.О. Восприятие сказки // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь. / ред.-сост. Л.А. Карпенко.под общ. ред. А.В. Петровского. Т. 3. - М.: ПЕРСЭ, 2005.

6. Шубина Г. В. Домашняя работа по литературному чтению. 1-2 классы. -М.: Экзамен, 2013. - 143 с.

7. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. - М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995. -144 с.

8. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. - М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995. -144 с.

9. Лазарева В.А. Уроки литературного чтения в современной начальной школе // Начальная школа. - 2005. - № 2. - С. 2-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.