ПРИЕМЫ МУЛЬТИСЕНСОРНОГО ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ
СТОРОНЕ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Нельзина Елена Николаевна
канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
Волошина Анна Игоревна
студентка 732 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
TECHNIQUES FOR MULTITOUCH-TEACHING OF THE LEXICAL SIDE OF ENGLISH-LANGUAGE SPEECH IN PRINARY SCHOOL
Elena Nelzina, Ph.D.
Associate Professor, Teaching Methodology of Foreign Languages Department,
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: [email protected]
Anna Voloshina
Student of the Faculty of Foreign Languages, group 732, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm E-mail: [email protected]
Аннотация: статья посвящена формированию лексических навыков у учащихся начальных классов при помощи мультисенсорного обучения. В статье анализируются цели и содержание лексической стороне речи, особенности младших школьников, характеристика мультисенсорного обучения и формирование лексического навыка с использованием мультисенсорного обучения. Использование мультисенсорных приемов в обучении стимулирует школьников к проявлению речевой активности, способствует повышению качества обучения и мотивации к изучению иностранного языка.
Ключевые слова: лексический навык, мультисенсорное обучение, младший школьник, начальная школа.
Abstract: the article is devoted to the formation of lexical skills of primary school pupilds with the help of multisensory education. The article analyzes the goals and content of the lexical side of speech, the characteristics of primary school pupils, the characteristics of multisensory education and the formation of lexical skills using multisensory education. The use of multisensory techniques in teaching stimulates pupils to manifest speech activity, allows each student to realize their strengths according to the leading type of perception. The multisensory approach helps to improve the quality of learning and motivation for learning a foreign language.
© Нельзина Е.Н., Волошина А.И., 2020
Key words: lexical skills, multisensory education, primary school pupils, primary school.
Актуальность темы мультисенсорного обучения лексической стороне англоязычной речи в начальной школе объясняется следующими факторами:
- необходимостью овладения лексической стороной речи, так как без овладения лексическими навыками невозможно овладеть речевой компетенцией. Обучение детей в начальной школе иностранному языку должно стать для них шагом к межкультурной коммуникации. В процессе его усвоения школьнику в начальной школе предстоит проникнуть в систему ценностей данного языка и интегрировать ее в собственную картину мира.
- поиском новых технологий, методов и приемов обучения лексической стороне речи, исходя из особенностей детского возраста. В начальной школе, основываясь на особенностях детей данного возраста, необходимо сделать этот процесс, с одной стороны, увлекательным, а с другой стороны, более эффективным.
Мультисенсорный подход к обучению может стать средством повышения мотивации и эффективности формирования лексического навыка. Исходя из вышесказанного учебный процесс должен основываться на особенностях младших школьников и, следовательно, включать разнообразные приемы обучения, чтобы повысить интерес и мотивацию учащихся к изучению иностранного языка [1, 7, 8, 9, 11, 12].
Поскольку обучение представляет собой процесс передачи знаний, навыков, умений от обучающего к обучаемому, то эффективность этого процесса во многом определяется способностью учителя передавать информацию в доступной форме и способностью ученика воспринимать и перерабатывать предоставляемую информацию, а также способностью организовать тренировку учащихся в употреблении материала. Новая информация воспринимается и запоминается учениками по-разному, так же, как и по-разному формируются навыки. Одной из причин, по которой дети оказываются в неравных условиях обучения, является разный путь учения, поэтому для успешного восприятия, отработки и запоминания материала необходимо использовать задания и упражнения, позволяющие активизировать все каналы восприятия. В данном случае подходит мультисенсорный подход, о котором впервые начал писать американский психолог Хорвард Гарднер в 1985 г. Разработанная им теория имеет огромное значение для педагогической науки в целом и для преподавания иностранных языков в частности. Она повернула педагогику лицом к конкретному учащемуся и призвала все профессиональное сообщество воспринимать детей не как умных или глупых, способных или неспособных, а как умных и способных по-разному [2].
Понятие «мультисенсорный» состоит из двух слов: «мульти» от лат. multum - много, и «сенсорный» от лат. sensus - восприятие, чувство, ощущение.
В процессе мультисенсорного обучения обучающиеся усваивают информацию, включая все чувствительные каналы восприятия: слух, зрение, осязание, обоняние и вкус. Мультисенсорный метод обучения стимулирует обучение вовлечением учеников на нескольких уровнях одновременно. Этот метод позволяет задействовать все или почти все возможности для обучения [2, 3, 4, 5, 6, 10].
Мультисенсорный подход на уроках иностранного языка позволяет каждому ребенку реализовать свои сильные стороны согласно ведущему типу восприятия, а также развить второстепенные сенсорные каналы. В рамках мультисенсорного подхода используется большое количество заданий, включающих различные звуки, музыку, песни, изображения, реальные объекты (например, игрушки или поделки, выполненные на занятиях самими детьми, фигуры предметов и др.). Так, при введении серии новых слов ребенок видит значение на картинке, слышит данное слово и включает ассоциативную память, изображая значение слова действием, жестом. Слова повторяются многократно учителем или в аудиоматериалах, а ребенок демонстрирует понимание и узнавание каждого слова, реагируя жестами или действиями. Таким образом, идет закрепление нового материала в рецептивной памяти ребенка до того момента, когда информация перейдет в продуктивную память, и ребенок будет готов использовать новые слова в речи. Регулярная смена заданий, ориентированных на различные каналы восприятия, помогает зафиксировать внимание каждого ребенка во время урока на обучаемом материале. Активизируя сенсорику ребенка, мультисенсорное обучение развивает у детей способность концентрировать и удерживать внимание, сохранять языковой материал в долговременной памяти [2].
Различают четыре направления в рамках мультисенсорного подхода. Первое направление: мультисенсорный подход с использованием собственного тела. Этот подход включает все основные движения тела: встать, сесть, повернуться вокруг себя, повернуться направо, повернуться налево, поднять руку, дотронуться до носа и т.д. Учащиеся младших классов используют свое тело, показывая глаголы, обозначающие действия, например, бегать, прыгать, плавать, плакать. Мимика и жесты помогают показать чувства: грустно, весело, больно. Используя тело, объединяясь в пары, учащиеся показывают некоторые буквы алфавита. В процессе обучения английскому языку младших школьников широко используется прием «пантомима». Эту игру можно провести, например, чтобы закрепить в речи лексику по теме «Утро школьника». Учащиеся получают карточки с картинками или написанными предложениями. Они должны будут изобразить эти действия пантомимой. Один ученик исполняет роль ведущего, он должен будет назвать действия, которые показывают учащиеся [5]. Иногда происходит интеграция различных видов деятельности, подключаются такие виды деятельности, как танцевальные движения, музыкальное и двигательное сопровождение рифмовок.
Второе направление: мультисенсорный подход с использованием предметов. Невозможно представить себе обучение иностранному языку в начальной школе без использования предметов. Предметы используются с разной целью. Например, крышки от бутылок, камушки, веревочки различной длины могут быть использованы как основа для создания букв алфавита, числительных, человечков.
Различные игрушки используются в играх, в том числе в игре «Угадай, кто (что) в коробке». Учащиеся наощупь должны определить и назвать предмет. Интересным и увлекательным вариантом такой игры является «Волшебная коробочка» с объемными буквами или цифрами. Учащиеся подходят к коробке, определяют, не глядя, попавшую в руки букву. Затем вспоминают слова, в которых есть эта буква. Игрушки и предметы можно использовать как опору для простого высказывания, например, на столе лежат несколько предметов. Учащиеся по очереди берут игрушку (или другой предмет) и называют его: «Это яблоко», «Это книга» и т.д. Во втором круге они называют предмет и его качество. В третьем круге - предмет, качество и что можно делать с этим предметом. Таким образом, учащиеся могут сказать три предложения [5].
Третье направление: мультисенсорный подход с использованием картинок, лепки, ручного труда. Младшие школьники с удовольствием занимаются этими видами деятельности. Рассмотрим некоторые мультисенсорные задания на примерах формирования лексического навыка у школьников в обучении ИЯ.
У учащихся начальной школы появится больший интерес к изучению лексики, если предложить им сделать наручные куклы из бумаги, нарисовать человечков, которых они будут ассоциировать с собой, сделать оригами животных.
В ходе выполнения задания учащимся даются инструкции на английском языке. Учащиеся запоминают их и необходимую лексику по теме. Во многих случаях не просто запоминаются отдельные лексические единицы, но и создается небольшой текст, так как после изготовления поделки обучающиеся могут показать ее другим и рассказать о ней на английском языке [6].
Тема «Комната моей мечты» позволяет проявить свое творчество каждому ребенку. Обучающимся необходимо нарисовать комнату своей мечты, подписать вещи на английском языке и рассказать о своей комнате друг другу. В этом задании не только развиваются предметно-ассоциативный словарь и разговорная речь, но обучающиеся учатся работать в парах и понимать разговорную речь собеседника.
Работа детей с пластилином доставляет детям удовольствие. Отрабатывая слова по теме «Зоопарк», класс делится на учебные пары, затем каждой паре дается задание слепить животное. Создавая шаг за шагом отдельные части тела животного и проговаривая одновременно новые слова, учащиеся запоминают введенный лексический материал по данной теме. При этом учитель преследует решение нескольких задач: развития мелкой моторики рук, креативного мышления, памяти, иноязычной речи. Не менее любимым приемом для учащихся начальной школы является прием «Point to». Применение картинок и фотографий чрезвычайно эффективно в изучении иностранного языка. При работе с картинками и фото физическое реагирование заключается в простом указывании на что-то, но возможность расширения словарного запаса так же велика, как и разнообразие самих картинок, которые могут быть использованы.
Движение пальцем по соответствующим картинкам является дополнительным каналом восприятия и говорит об осознанном восприятии услышанного.
Четвертое: мультисенсорный подход с использованием историй. В рамках этого подхода учитель (и иногда ученики) разыгрывает простые истории, что помогает детям понять сюжет и усвоить новые слова [4].
К основным особенностям мультисенсорного обучения относится широкое использование как вербальных, так и невербальных форм общения (т.е. музыки, поделок, фото, картинок, предметов, движений). Постоянно декодируя невербальную информацию в вербальную и наоборот, школьник быстрее запоминает и с интересом занимается изучением иностранного языка. При мультисенсорном подходе для школьника всегда стоит надпредметная задача. Для него предлагается задание творческого характера, например, рассказать о поделке, показать движения, поиграть в игру с использованием кубика. Предметная задача обучающегося не ставится учителем в эксплицитной форме, она уходит на второй план. В процессе мультисенсорного обучения у младших школьников более успешно формируются навыки, в частности лексические, и повышается мотивация к изучению иностранного языка вследствие включения в учебный процесс всех каналов восприятия и разнообразия видов деятельности.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. - 2011. - № 2. - С. 36-38.
2. Использование мультисенсорного подхода в обучении иностранным языкам в начальной школе [Электронный ресурс]. - URL: https://multiurok.ru/files/ispolzovanie-multisensornogo-podkhoda-pri-obucheni.html (дата обращения: 20.04.20).
3. Использование мультисенсорного подхода в обучении учащихся младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. - URL: https://engime.org/referat-ispolezovanie-muletisensornogo-podhoda-v-obuchenii-uch.html (дата обращения: 20.04.20).
4. Использование мультисенсорного подхода при обучении английскому языку в начальной школе [Электронный ресурс]. - URL: https://xn--j1ahfl.xn--
p1 ai/library/ispolzovanie_multisensornogo_podhoda_pri_obucheni_131008.ht ml (дата обращения: 23.04.20).
5. Использование мультисенсорного подхода при обучении английскому языку в начальной школе [Электронный ресурс]. - URL: https://xn--j1ahfl.xn--
p1 ai/library/ispolzovanie_multisensornogo_podhoda_pri_obucheni_131008.ht mll (дата обращения: 20.04.20).
6. Использование мультисенсорных технологий в обучении английскому языку [Электронный ресурс]. - URL: https://odincova-hopefulness.educrimea.ru/articles/post/1241249 (дата обращения: 23.04.20). 3
7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): учеб. пособие. - М.: УРАО, 2008. - 175 с.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 2007. - 304 с.
9. Методика формирования языковой компетенции на иностранном языке [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Дальневост. федерал. ун-т, Школа педагогики; [авт.-сост. Т.И. Скрипникова]. - Владивосток, 2017. - С. 30. -URL: https://www.dvfu.ru/schools/school_of_education/e-publications/2017/skripnikova-
ti_metodika_formir_yazykovoi_kompet_2017.pdf (дата обращения: 10.04.20).
10. Мультисенсорные технологии в преподавании иностранного языка [Электронный ресурс]. - URL: https://infourok.ru/multisensornie-tehnologii-v-prepodavanii-inostrannogo-yazika-3836967.html (дата обращения: 20.04.20).
11. Общение и формирование личности школьника / под ред. А.А. Бодалева и Р.Л. Кричевского. - М.: Знание, 2010. - 152 c.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.). - М.: Просвещение, 2010. - C. 45.