ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА
УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Коваленко Е.Г.,
кандидат филологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
Цатковская Ю. С.
магистрант кафедры педагогики и методики начального образования ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
LEXICAL SKILLS FORMATION PRINCIPLES OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS AT ENGLISH
LESSONS
Kovalenko E.,
Сandidate of Philology science, assistant professor of Kuban State University
Tsatkovskaia Iu.
Master student of the Department ofpedagogy and methods ofprimary educationof Kuban State University Аннотация
В статье раскрывается сущность понятия «лексический навык», определяются основные виды лексических навыков, формируемых на уроках английского языка в начальной школе, описываются ведущие принципы формирования лексических навыков младших школьников. Abstract
The article reveals the concept of "lexical skill", defines the main types of lexical skills formed in English lessons in primary school, describes the leading principles of lexical skills formation of primary school students.
Ключевые слова: лексический навык, английский язык, принципы формирования лексических навыков, младшие школьники.
Keywords: lexical skill, English, principles of the formation of lexical skills, primary school students.
Как известно, при изучении иностранных языков особое внимание уделяется лексике, поскольку именно она, будучи ведущим компонентом речевого общения, выступает в речи во взаимодействии с грамматикой и фонетикой изучаемого языка. С помощью лексики можно передать все богатство мыслей и чувств человека [5].
Одной из основных практических целей обучения английскому языку в начальной школе является формирование у младших школьников лексического навыка, который представляет собой автоматизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и ее правильному сочетанию с другими единицами в продуктивной речи и автоматизированное восприятие и ассоциирование со значением в рецептивной речи [4].
Понятие «лексический навык» неоднократно становилось объектом рассмотрения в трудах отечественных психологов, психолингвистов (И. А. Зимняя, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев и др.) и педагогов (Е.И. Пассов, С.Ф. Шатилов и др.). Под лексическим навыком Е.Н. Соловова понимает «способность мгновенно вызывать из долговременной памяти эталон слова в зависимости от конкретной речевой задачи, а также включать его в речевую цепь»[1]. По мнению Е.И. Пассова, в основе лексического навыка лежит определение соответствия выбора и сочетания единиц ситуации, а сам навык связан с двумя операциями: операцией вызова и операцией сочетания слов. При этом продуктивные лексические навыки отвечают за правильный подбор и преобразование слов в устной и письменной речи в соответствии с ситуациями и целями коммуникации, а рецептивные лексические навыки - за
распознание и понимание слов при прослушивании иностранной речи либо чтении текстов [3].
В процессе изучения английского языка все навыки, включая лексические, формируются при выполнении речевого действия. Структура лексического навыка неотделима от структуры речевого действия, а потому включает в себя звуковую форму лексических единиц, операции по их выбору и сочетанию, речевую задачу. Все компоненты лексического навыка тесно связаны между собой, и вычленение какого-либо из них приводит к разрушению всей структуры навыка [2].
Обучение иностранному языку в начальной школе представляет собой целостный процесс, компоненты которого едины и взаимообусловлены. К основным компонентам (аспектам) изучения английского языка учёные относят: 1) лингвистический: строго отобранный и организованный лексический материал, 2) психологический: навыки и умения, формируемые в конкретных условиях на конкретном этапе обучения; 3) методический: приемы изучения предмета, развитие самостоятельного труда, активная познавательная деятельность и т.п. Развитие лексических навыков на уроках английского языка происходит постепенно, параллельно развитию навыков грамматики, фонетики и общеучебных навыков, необходимых для освоения предмета.
Набор лексических единиц английского языка, с которыми знакомятся младшие школьники, может быть разным, в зависимости от реализуемого в учебном процессе УМК («Школа России», «Перспектива», «Начальная школа XXI», «Планета зна-
ний»), однако федеральный государственный образовательный стандарт, по которому необходимо выстраивать систему развития навыков учащихся, един. ФГОС начального общего образования устанавливает результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по английскому языку, на которые необходимо ориентироваться учителю при формировании лексических навыков младших школьников:
- узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы, в том числе словосочетания, в пределах тематики на уровне начального образования;
- оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей;
- восстанавливать текст в соответствии с решаемой учебной задачей.
В зону ближайшего развития учащихся включены следующие лексические навыки:
- узнавать простые словообразовательные элементы;
- опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования (интернациональные и сложные слова).
Сформированные в начальной школе лексические навыки учащихся становятся показателями их дальнейшего успешного обучения английскому языку в средней школе. В ФГОС НОО заявлен общий минимум лексических единиц, обслуживающий различные ситуации общения, в пределах тематики начальной школы. 500 лексических единиц включают в себя простейшие устойчивые словосочетания, оценочную лексику и речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру англоговорящих стран. Лексика, освоенная в начальной школе, является базой для формирования лексического навыка в средней школе. Это говорит о том, что результаты освоения общего курса английского языка в начальной школе крайне важны.
Лексический навык тесно связан со свойствами памяти и мыслительной деятельностью ребенка, поэтому принципы и приемы организации обучения должны способствовать развитию этих способностей.
Анализ лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования позволил выявить основные принципы, направленные на формирование лексических навыков. Среди них:
1) построение грамотного произношения;
2) изучение лексических единиц в контексте;
3) зрительное сопровождение и аудиосопро-вождение;
4) доступность информации и адекватный объем;
5) группировка материала;
6) системность.
Первые три принципа обеспечивают прочное закрепление лексических единиц в памяти ребенка.
В ходе процесса восприятия речи на слух происходит осмысленное преобразование звуковых образов в артикуляционные с помощью речедвига-тельного анализатора. Это дает возможность расшифровывать звуки речи, выделять из них отдельные части, воссоздавать по фонемам слова в их семантическом значении. Между слуховым и ре-чедвигательным анализаторами устанавливается прочная функциональная связь. Именно поэтому для успешного восприятия речи на слух важна правильная постановка произношения, поскольку иноязычные звуки речи только тогда будут адекватно и в полной мере восприняты, когда в арсенале ребенка появится полный набор артикуляционных навыков, свойственных фонетике изучаемого языка.
Важным условием успешного освоения материала является его опосредованное запоминание. Это означает, что предназначенные для запоминания языковые средства в ходе тренировочной работы включаются в соответствующий контекст с надлежащим набором смысловых связей. В нашем случае это могут быть единицы речи, т.е. предложения, повествовательные или вопросительные, в которых языковые единицы - лексемы - могут бесконечно варьироваться, наполняясь новыми смыслами.
Умение правильно произносить иностранное слово и умение правильно употреблять его в речевых ситуациях приводят к закреплению слова в долговременной памяти школьника и применению его на практике.
Следует отметить, что при изучении иностранного языка и зрительное, и слуховое восприятие никогда не сводится к простой сумме ощущений. Это всегда целенаправленная деятельность, нацеленная на получение информации. При этом восприятие визуальной информации дает на порядок более высокие результаты, чем восприятие информации на слух. Это связано с тем, что оптические сигналы в получении информации превосходят все остальные. Кроме того, способность зрительной системы к хранению предъявляемой информации связана с явлением зрительного последействия. Данную психологическую закономерность также нельзя игнорировать при овладении иностранным языком: фиксирование грамматических или лексических единиц на письме и зрительное их восприятие оказывают неоценимую помощь в их осмыслении и запоминании. Таким образом, зрительное сопровождение и аудиосопровождение позволяют облегчить обучение, так как информация, подкрепляемая одними и теми же изображениями, помогает вызвать в памяти школьника нужное слово. Аудиофраг-менты, озвучиваемые носителями с разным тембром и интонацией, действуют по тому же принципу.
Доступность информации, адекватный объём и грамотная группировка материала являются организационными принципами, без которых процесс обучения становится стихийным и не может гарантировать результат.
Доступная и логически связанная с ранее воспринятым и осмысленным материалом информация вызывает положительные эмоции, активизирует когнитивные процессы, позволяет с легкостью выделять единичное и общее, анализировать и синтезировать составляющие ее части. В этом случае процесс познания доставляет удовольствие. Напротив, при непонимании возникают отрицательные эмоции: неуверенность и тревожность. В кратковременной памяти может храниться только ограниченный объем информации (7 ± 2 единицы), тогда как в долговременной памяти информация может храниться всю жизнь. Иными словами, одновременная презентация более чем девяти лексических единиц не ведет к их успешному усвоению, поэтому каждая новая порция лексического материала должна быть не только строго дозирована, но и подкреплена достаточным количеством упражнений, обеспечивающих ее переход в долговременную память.
Более того, информация должна быть насыщена по содержанию и правильно сгруппирована, что способствует, в том числе, преодолению информационной нагрузки. Подобранный материал должен соответствовать изучаемой теме, сопутствующей ей грамматике и уровню сложности, в противном случае такой материал не усваивается, отсюда возникает необходимость в системном обучении, которое подразумевает взаимосвязь компонентов. При системном подходе лексические навыки с самого начала обучения формируются сознательно. Это касается как постановки произношения, так и овладения структурными элементами языка.
Врожденная способность к языку является общей для всех людей, и каждый носит в себе ключ к пониманию всех языков, главное - не завязнуть в хаотичной стихии бессистемного овладения ими.
Если овладение языком будет соединять в себе системность и речевую практику, результат может быть достигнут в течение очень короткого времени, а качество сформированных навыков будет соизмеримо с врожденными навыками носителей языка.
Таким образом, успех освоения иностранного языка зависит от многих факторов. Для достижения целей обучения учитель должен ответственно подходить к отбору и подаче лексического материала, ориентируясь на требования ФГОС начального общего образования, концептуальные положения реализуемого в учебном процессе УМК и ведущие принципы формирования лексических навыков в рамках освоения учебного предмета «Английский язык».
Список литературы
1. Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 27-28 ноября 2014 г. / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск: 81МШТ, 2014. -507с.
2. Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учебных заведений / Н.Д. Гальскова - М.: Академия, 2004.
3. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. - М., 2007. - 254 с.
4. Успешный английский. Системный подход к изучению английского языка / Татьяна Камянова. - Москва: Эксмо, 2017. - 480 с.
5. Щукин А.Н. Теория обучения иностранным языкам (лингводидактические основы) / А.Н. Щукин. - М.: ВК, 2012. - 335 с
РАЗВИТИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Бурдова Е.В.,
к.т.н., доцент кафедры физики Казанского национального исследовательского технологического университета Кузина Н.А. к.п.н., доцент кафедры физики Казанского национального исследовательского технологического университета
DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL AND COGNITIVE COMPETENCIES OF STUDENTS OF CORRESPONDENCE EDUCATION BASED ON INFORMATION TECHNOLOGIES
Burdova E.,
Ph. D., associate Professor of the Department ofphysics Kazan national research technological University
Kuzina N.
Ph. D., associate Professor of the Department ofphysics Kazan national research technological University