Научная статья на тему 'ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ УЧИТЫВАТЬ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПОКОЛЕНИЯ Z ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ'

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ УЧИТЫВАТЬ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПОКОЛЕНИЯ Z ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поколение Z / особенности современного поколения / технологии / актуальный контент / новые подходы к обучению / generation Z / features of modern generation / technologies / relevant content / new approaches to learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.Н. Нечина

В данной статье рассматривается проблемы, связанные с обучением студентов поколения Z. Данные проблемы малоизучены и требуют дальнейших исследований для того, чтобы адаптировать процесс обучения, учитывая потребности, ценности и особенности поведения нового поколения. В статье анализируются и описываются основные характеристики представителей этого поколения, кардинально отличающие их от поколений Y и X, которые требуют переосмысления и изменения традиционных подходов к организации занятий иностранным языком и образованию в целом. Автором предложены методы, подходы и задания для работы на занятиях иностранным языком, учитывающие особенности данного поколения и позволяющие нейтрализовать негативные характеристики и развить необходимые навыки и умения, делая процесс обучения интересным и актуальным для современного поколения студентов. Данная статья предназначена для преподавателей иностранного языка в вузе, которые заинтересованы в повышении эффективности своих занятий, а также для разработчиков учебных пособий и материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES AND METHODS WHICH ALLOW TO CONSIDER FEATURES OF GENERATION Z STUDENTS WHEN TEACHING THEM FOREIGN LANGUAGES

The article considers issues which are currently associated with teaching new generation Z students. These problems are not well-researched and require further study in order to be able to take into account the needs, values and behavioral characteristics of contemporary students and to tailor the teaching process accordingly. The study analyses and describes the major characteristics of the representatives of this generation, which distinguish them from previous generations X and Y and require to reconsider and to alter traditional approaches to conducting foreign language classes and education overall. The author of this article suggests methods, approaches, and tasks which can be used in class to eliminate negative features of generation Z and to develop necessary skills and abilities making the process of studying engaging and relevant to contemporary students. The article is meant for teachers of foreign language in universities, who are interested in making their lessons more effective and efficient as well as for developers of textbooks and materials.

Текст научной работы на тему «ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ УЧИТЫВАТЬ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПОКОЛЕНИЯ Z ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ»

1. Вы делаете комплимент обучающемуся, отметив все положительные моменты выступления, например, критическое переосмысление пройденного материала, привлечение дополнительного материала по теме, неординарный подход к роли, присутствие в речи активной лексики и пройденных речевых образцов, умение поддерживать интерес других участников ролевой игры и т. д.

2. Затем вы отмечаете то, что вам не совсем нравится или то, что следует изменить, например, недостаточную заинтересованность предметом обсуждения или категоричность некоторых суждений. Выражать замечания опять лучше через Я-послания, например: «Я считаю, что тебе не следует быть столь категоричным в этом вопросе», «У меня создалось такое впечатление, что эта тема для тебя не так интересна» и т. д.

При обсуждении общей темы роль обратной связи невероятно велика. Например, при обсуждении темы «Плюсы и минусы экономического роста» каждый студент по очереди становится говорящим и слушающим. В этом случае следующий выступающий может создать обратную связь, повторив основные тезисы выступавшего и дав оценку услышанному. Здесь опять уместно применение вышеуказанных моделей и правил, согласно которым начинать обратную связь следует с упоминания положительных моментов выступления. Затем делаются критические замечания, в основном связанные с содержанием выступления, например: «Я совершенно согласен с твоими мыслями о том, что плюсов экономического роста больше. Однако, наряду с перечисленными тобой плюсами, а именно: ростом благосостояния людей, увеличением производства, следует также отметить такие моменты, как сохранение занятости, увеличение доходов населения и т. д.». Замечания могут касаться и отношения выступавшего к теме обсуждения, например: «Мне не совсем понятна твоя позиция по вопросу защиты окружающей среды», «Я полагаю, что ты неправ, недооценивая роль экономического роста» и т. д.

Во время обсуждения общей темы можно использовать перефразирование для того, чтобы продемонстрировать свою внимательность и заинтересованность предметом обсуждения, например, при обсуждении темы «Мои покупательские привычки». Пока один студент выступает, слушатель поддерживает его позитивным языком тела, например, кивает. По окончании выступления слушавший перефразирует то, что говорил выступавший. Например: «Я слышал, ты сказал, что предпочитаешь ходить в супермаркет за продуктами по следующим причинам.... Я с тобой полностью согласен». Или: «Ты совершенно прав, что на поведение и привычки покупателя влияют не только место жительства и предпочтения покупателя», «Хорошо известно, что покупки делятся на 4 категории, а именно: привычные покупки, частично запланированные, запланированные и импульсивные покупки», «Мне известно, что маркетологи пытаются

Библиографический список

раскрыть и понять эти привычки, большая часть которых описывает типичный путь покупателя, а именно: открытие, рассмотрение и принятие решения». Далее в ходе обратной связи следует перейти к тем моментам, с которыми слушавший не согласен и которые он хотел бы уточнить или исправить. Например: «Ты прав, что на частично запланированные покупки подталкивают рекомендации друга или члена семьи, человек считает такой совет достаточным и не углубляется в размышления, он легко соглашается на приобретение товара или услуги. Однако нельзя не учитывать тот факт, что покупки такого типа часто сопровождаются внезапными побуждениями купить и эмоциями, такими как любопытство и интерес, и могут приводить к неожиданным последствиям». Или: «Я согласен с тобой, что у импульсивных покупок есть конкретная причина, а именно - удобство. Потребители часто совершают импульсивные покупки, когда им нужен товар здесь и сейчас или они замечают что-то, что им необходимо. Хотелось бы уточнить, как, по твоему мнению, фактор удобства импульсивных покупок позволяет проследить покупательские привычки по расположению и доступности товара».

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что обратная связь в процессе обучения имеет огромное значение, поскольку от нее зависит эффективность коммуникации. Следует учесть, что знание правил и моделей предоставления и получения обратной связи в ходе обучения, в том числе иностранным языкам, способствует развитию коммуникативно-речевой компетенции обучающихся, что в конечном счете способствует достижению успеха в их будущей профессиональной деятельности. Практика показывает, что успешное установление обратной связи дает преподавателю возможность осуществлять более эффективную организацию учебных занятий с учетом лингвистических особенностей и потребностей [4]. Исследование показало, что применение правил и моделей получения и предоставления обратной связи способствует устранению барьеров на пути конструктивного общения. Представленные в статье модели и правила обратной связи оказались эффективными и полезными в отношении студентов неязыковых вузов. Представленные выше модели и правила необходимо широко применять в процессе обучения, так как это способствует активизации познавательной деятельности и формированию мотивации у обучающихся и, соответственно, лучшему усвоению знаний, развитию умений и навыков. Также использование представленных моделей и правил предоставления и получения обратной связи помогает учиться корректировать содержание обучения, способы подачи информации, деятельность обучающихся и эмоциональный фон занятий. Благодаря использованию данных моделей и правил развитие коммуникативно-речевой компетенции студентов вуза возможно не только на занятиях иностранного языка, но и на занятиях по другим дисциплинам.

1. Кулюпина ГА. Слушание как выражение обратной связи в процессе коммуникации. Вестник Белгородского государственного технологического университета им. ВГ Шухова. 2013; № 3: 204-206.

2. Долматова Н.С. Обратная связь в учебной коммуникации: функциональные аспекты. Стратегии и тактики эффективной коммуникации в вузе: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Пермь: Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, 2023: 39-41.

3. Озерова Д.Е., Ушакова О.Н. Ролевые игры в обучении иностранному языку. Воспитание и обучение: теория, методика и практика: сборник материалов XII Международной научно-практической конференции. 2018: 340-342.

4. Лебедева О.Г Особенности использования обратной связи при обучении иностранному языку. Коррекционно-педагогическое образование: электронный журнал. 2022; № 1 (31): 8-13.

References

1. Kulyupina G.A. Slushanie kak vyrazhenie obratnoj svyazi v processe kommunikacii. VestnikBelgorodskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta im. V.G. Shuhova. 2013; № 3: 204-206.

2. Dolmatova N.S. Obratnaya svyaz' v uchebnoj kommunikacii: funkcional'nye aspekty. Strategii i taktiki 'effektivnoj kommunikacii v vuze: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Perm': Permskij gosudarstvennyj agrarno-tehnologicheskij universitet imeni akademika D.N. Pryanishnikova, 2023: 39-41.

3. Ozerova D.E., Ushakova O.N. Rolevye igry v obuchenii inostrannomu yazyku. Vospitanie i obuchenie: teoriya, metodika i praktika: sbornik materialov XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018: 340-342.

4. Lebedeva O.G. Osobennosti ispol'zovaniya obratnoj svyazi pri obuchenii inostrannomu yazyku. Korrekcionno-pedagogicheskoe obrazovanie: 'elektronnyj zhurnal. 2022; № 1 (31): 8-13.

Статья поступила в редакцию 15.01.24

УДК 378

Nechina E.N., senior teacher, Department of English Language and Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian

Federation (Moscow, Russia), E-mail: ennechina@fa.ru

APPROACHES AND METHODS WHICH ALLOW TO CONSIDER FEATURES OF GENERATION Z STUDENTS WHEN TEACHING THEM FOREIGN LANGUAGES. The article considers issues which are currently associated with teaching new generation Z students. These problems are not well-researched and require further study in order to be able to take into account the needs, values and behavioral characteristics of contemporary students and to tailor the teaching process accordingly. The study analyses and describes the major characteristics of the representatives of this generation, which distinguish them from previous generations X and Y and require to reconsider and to alter traditional approaches to conducting foreign language classes and education overall. The author of this article suggests methods, approaches, and tasks which can be used in class to eliminate negative features of generation Z and to develop necessary skills and abilities making the process of studying engaging and relevant to contemporary students. The article is meant for teachers of foreign language in universities, who are interested in making their lessons more effective and efficient as well as for developers of textbooks and materials.

Key words: generation Z, features of modern generation, technologies, relevant content, new approaches to learning

Е.Н. Нечина, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ,

г. Москва, Е-mail: ennechina@fa.ru

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ УЧИТЫВАТЬ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПОКОЛЕНИЯ Z ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

В данной статье рассматривается проблемы, связанные с обучением студентов поколения Z. Данные проблемы малоизучены и требуют дальнейших исследований для того, чтобы адаптировать процесс обучения, учитывая потребности, ценности и особенности поведения нового поколения. В статье анализируются и описываются основные характеристики представителей этого поколения, кардинально отличающие их от поколений Y и X, которые требуют переосмысления и изменения традиционных подходов к организации занятий иностранным языком и образованию в целом. Автором предложены методы, подходы и задания для работы на занятиях иностранным языком, учитывающие особенности данного поколения и позволяющие нейтрализовать негативные характеристики и развить необходимые навыки и умения, делая процесс обучения интересным и актуальным для современного поколения студентов. Данная статья предназначена для преподавателей иностранного языка в вузе, которые заинтересованы в повышении эффективности своих занятий, а также для разработчиков учебных пособий и материалов.

Ключевые слова: поколение Z, особенности современного поколения, технологии, актуальный контент, новые подходы к обучению

Актуальность данной статьи заключается в необходимости исследовать и проанализировать особенности нового поколения студентов, которые выявляются психологами, социологами и специалистами из других областей, а также определить возможности использования этих знаний на практике для изменения методики преподавания иностранного языка в вузе. В настоящее время в России проходит перезагрузка национальной системы образования. Эта трансформация, которая, прежде всего, коснулась высших учебных заведений, требует новых решений, стратегий, подходов и методов. Одним из векторов данного развития является учет характеристик современных студентов, позволяющий сделать образование личностно ориентированным, желанным, интересным и значимым. Понимание данных особенностей поможет педагогам высшей школы выбрать более действенные методы работы со студентами.

Цель исследования - описать и проанализировать основные качества и свойства представителей поколения Z. Кроме того, автор предлагает различные методы, методики обучения и виды заданий, которые соответствуют ожиданиям студентов, принимают во внимание их особенности и, соответственно, являются более предпочтительными и эффективными на занятии иностранным языком.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть характерные черты студентов-миллениалов,

- предложить более эффективные методы преподавания и виды заданий, использование которых повысит эффективность усвоения материала и увеличит мотивацию к изучению иностранного языка.

Научная новизна данной статьи заключается в том, что автор предлагает методы и приемы, которые учитывают разницу между поколениями и принимают во внимание те черты, которые свойственны современным студентам.

Теоретическая значимость данной статьи состоит в обобщении и уточнении того, какие приемы и задания являются наиболее привлекательными для студентов поколения Z, а значит, будут более эффективны на занятиях иностранным языком.

Практическая значимость заключается в том, что результаты данного исследования могут помочь преподавателям иностранного языка найти правильный подход к современным студентам, выбирая те виды деятельности и тип взаимодействия и коммуникации с ними, которые будут им интересны, актуальны и способны мотивировать их на изучение языка.

Теория поколений является относительно новым явлением и была разработана в конце XX века американскими учёными Нейлом Хоув и Вильямом Штраусом [1]. Эта теория заключается в том, что люди, родившиеся в одинаковый промежуток времени, на протяжении жизни переживают одни и те же исторические события и подвергаются воздействию принятых в данное время методов воспитания. Это приводит к формированию у них схожих ценностей. Известно, что наши ценности определяют наше поведение, в том числе влияют на наше отношение к образованию. Несмотря на то, что теория поколений критикуется некоторыми учеными, невозможно отрицать тот факт, что бытие определяет сознание, и тот мир, в котором мы живем, влияет на наше мировоззрение.

В России теорией поколений занимаются такие ученые, как Шамис Е., Никонов Е., Сандомирский М., которые различают следующие поколения применительно к России: величайшее поколение (1900-1923), молчаливое поколение (1923-1943), поколение беби-бумеров (1943-1963), поколение Х (1963-1983), поколение Y (1983-2000) и поколение Z (2000+) [2]. Автора данной работы интересует поколение Z, потому что именно это поколение представляют современные студенты.

Поколение Z родилось в мире Интернета и цифровых технологий. Это первое поколение, которое не знает мир без Интернета и социальных сетей. Они технически подкованы и прекрасно могут пользоваться новыми технологиями в отличие от представителей предыдущих поколений. Это диктует определённые условия их обучения. Традиционный подход с чтением лекций, где преподаватель является единственным источником знаний, им не подходит, потому что он не является больше актуальным. На занятии иностранного языка необходимо использовать больше современных технологий, чтобы заинтересовать и мотивировать студентов. Существует множество различных способов внедрения технологий в учебный процесс, включая WebQuests, использование видеоигр, мгновенных сообщений и блогов, PowerPoint и Padlet, Google и других ресурсов.

Более того, технологии позволяют экономить время занятия на проверке домашнего задания. Например, использование видеосообщений в Telegram для пересказа текстов позволяет избежать траты времени на это на занятии. Такие ресурсы, как engVid.com, на котором представлены короткие видео с объяснением носителями языка грамматики, лексики, и мини-уроки по академическому письму, чтению, аудированию, позволяют внедрить методику Flipped Classroom (перевернутый класс), когда студенты изучают теорию дома, а на занятии задают вопросы учителю и отрабатывают новый материал. Такой подход более эффективен, так как студенты имеют возможность посмотреть урок столько раз, сколько им необходимо для понимания. Это делает процесс обучения менее напряженным и более персонифицированным. Использование видео, созданных студентами на основе изученного материала, видеоинтервью студентов на пройденную тему, блог группы на иностранном языке позволят заинтересовать новое поколение студентов в процессе обучения.

Одной из важнейших особенностей поколения Z является короткая продолжительность концентрации внимания, неспособность долго задерживать внимание на одном предмете. Согласно результатам исследования, средний период концентрации внимания у представителей этого поколения составляет восемь секунд [3]. Это обусловлено необходимостью обрабатывать огромные объемы информации, будучи ограниченными во времени. Кроме того, современные подростки предпочитают визуальные образы тексту, что связано с особенностями их общения в социальных сетях и мессенджерах, где часто используются графические изображения для передачи эмоций и мыслей вместо слов и предложений. В связи с этим требуется изменить подход к подаче учебного материала, дробя его на блоки, что упростит его усвоение. Например, учебные тексты должны быть короткими и содержательными. Более длинные тексты рекомендуется делить на смысловые части с уточняющими вопросами после каждой. Кроме того, для того чтобы обеспечить лучшее понимание текста, необходимо дополнить его таблицами, графиками, изображениями. Это даст возможность задействовать зрительное восприятие, которое лучше развито у современного поколения. Создание чек-листов, лайфхаков, дневников, комиксов на основе пройденного материала также пользуется успехом у студентов, так как является более кратким изложением основных мыслей и идей прочитанного или изученного. Что касается отработки лексического и грамматического материала, упражнения должны быть короткими и разнообразными, задействующими все виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Для достижения этой задачи можно использовать различные приложения типа Quizlet, Bamboozle, FluentU, Voxy, Memrise, VocApp English Flashcards, а также различные сайты с грамматическими упражнениями, такие как Wordwall, English Grammar in Use, Speedy English Grammar -Basic ESL Course & Lessons, 5555 English Grammar Tests и другие. Более того, задача преподавателя состоит в том, чтобы обеспечить многократное повторение изученного материала. Целесообразно воспользоваться техникой интервального повторения (spaced repetition), разработанной американским лингвистом Полом Пимслером (Paul Pimsleur) еще в 1967 году, которая заключается в многократном повторении слов через увеличивающиеся интервалы времени. Эта техника позволяет прочно усвоить лексику, возвращаясь к словам снова и снова.

Следующая особенность студентов поколения Z заключается в их неспособности критически мыслить. Это связано с быстротой получения информации и необходимостью обрабатывать большие объемы информации ежедневно. Эта черта современной жизни привела к тому, что полученная информация воспринимается поверхностно и фрагментарно, не анализируется глубоко, отсутствует учет связей между явлениями, знания являются мозаичными, что приводит к неспособности воспринимать более сложную информацию [4]. Одним из приемов преодоления подобных трудностей является более детальная работа с текстами. Задача педагога в данном случае заключается в формировании у студентов навыков работы с текстом, способности применять приемы анализа и синтеза информации, развить умение вычленять главную информацию и отделять ее от второстепенной и систематизировать полученные знания. Для достижения этих задач необходимо построить работу с текстом на уровне абзаца. В контексте урока английского языка студентам можно предложить одно из знакомых и часто используемых заданий подбора заголовков к каждому абзацу или более творческое задание придумать заголовки самостоятельно. Учитывая такую черту

современного поколения, как индивидуализм и желание получить персонализированный подход, можно предложить им одно из описанных заданий на выбор, что повысит мотивацию к выполнению задания. Следующее задание, позволяющее оценить понимание текста, состоит в изложении основной мысли абзаца в одном предложении. Данное задание возможно видоизменять в соответствии с уровнем студентов, сделать его сложнее или проще, дать разные вариации данного задания каждому студенту Например, один студент должен выразить главную мысль абзаца в простом предложении с подлежащим и сказуемым, другой должен обязательно использовать прилагательные, третий - наречия, и т. д. Кроме того, данное задание можно использовать для отработки грамматики, например, сделав эти предложения условными, или попросить студентов использовать причастный оборот в каждом из них. После выполнения этих заданий можно обсудить цель каждого абзаца, попросить студентов сделать flow-chart на основании текста, график или таблицу в зависимости от содержания текста. В конце работы с текстом студенты могут обсудить, что из прочитанного им было известно и что было новым, с чем они согласны, а с чем нет Домашнее задание может заключаться в пересказе, письменном кратком изложении текста, поиске статей по теме, дающих дополнительную информацию или высказывающих противоположную точку зрения. Подобная работа с текстом позволит оценить, насколько студенты поняли тему

Поверхностность знаний и отсутствие у студентов общего кругозора, в совокупности с нехваткой осведомленности об общемировых культурных ценностях в таких областях, как искусство, кинематограф, архитектура, музыка и наука, является еще одной чертой нового поколения и фактором, который необходимо учитывать в их обучении [5]. Тексты, используемые на занятиях иностранным языком, часто содержат упоминания известных объектов и явлений мирового культурного наследия и имен людей, внесших вклад в развитие человечества в той или иной сфере искусства и жизни. Преподаватель иностранного языка должен быть готов к тому, что у студентов могут отсутствовать знания, необходимые для понимания подобного контекста. Целесообразным считается начать работу с текстом с того, чтобы обсудить все ссылки на подобные факты со студентами и при необходимости поделиться знаниями, что позволит расширить их кругозор и более полно и глубоко понять материал. Кроме того, возникающие вопросы могут послужить материалом для домашнего задания. Студенты могут сделать доклад или презентацию, выбрав наиболее интересные для себя факты и явления.

Нарциссизм является еще одной отличительной характеристикой поколения Z, на основе которой они получили второе название - «поколение ЯЯЯ» («MeMeMe») [6] Им свойственна завышенная самооценка и высокий уровень принятия себя, что объясняется появившимся в обществе детоцентризмом, когда родители ставят детей на первое место и восхищаются всем, что делают их дети, даже если это объективно недостойно восхищения. Это проявляется в том, что многие студенты имеют искаженное представление о своем уровне владения иностранным языком и не способны воспринимать даже конструктивную критику преподавателя. В данном случае представляется целесообразным использовать peer assessment (коллегиальная оценка, оценка сверстников), так как студенты более расположены воспринимать отзывы и критику в свой адрес от одногрупп-ников, считая такую оценку более объективной. Не менее эффективным способом оценки знаний в этом случае являются различные онлайн-приложения и ресурсы, где работы студентов проверяются алгоритмом и поэтому считаются беспристрастными. Однако оценка преподавателя по-прежнему необходима, потому что представители современного поколения очень ценят обратную связь. Это связано с тем, что в социальных сетях процесс общения постоянно связан с оцениванием, лайками, мгновенной реакцией на любое действие. Приемами,

Библиографический список

позволяющими оценить студентов, являются «Я-сообщения», которые смещают акцент с ошибки студента на то, какие эмоции испытывает преподаватель, цифровая аудиозапись ответа учащегося, которая позволит указать на проблемные места в высказывании студента и даст ему возможность самостоятельно исправить ошибки. Такие методы оценки снимают стресс у студентов и, соответственно, делают процесс обучения более комфортным.

Академическая нечестность является еще одной характеристикой современных студентов. Студенты, безусловно, понимают, что является приемлемым, а что нет. Тем не менее многие из них используют технологии для поиска правильных ответов на занятиях, тестах, зачетах и даже экзаменах. Это объясняется тем, что смартфон и ноутбук рассматривается современными людьми как продолжение себя, как выносная память, поэтому многие искренне не видят ничего предосудительного в их использовании для поиска ответов на поставленные вопросы. Чтобы уменьшить академическую нечестность учебным заведениям или отдельным преподавателям необходимо разработать кодекс чести, желательно с привлечением студентов, где четко будут определено приемлемое и неприемлемое поведение, а также обозначены санкции за нарушение данных правил. Создание различных вариантов тестов также может помочь в решении данной проблемы.

Нельзя не обратить внимания и на другую важную особенность поколения Z, а именно - их виртуализацию, т. е. предпочтение общаться в виртуальном, а не реальном мире, что приводит к «аутизации» поколения будущего [7] Под этим термином понимается уход от реального мира, от реальных проблем, от взаимодействия с реальными людьми. Несмотря на склонность к саморефлексии и желанию разобраться в своих переживаниях, современное поколение испытывает сложности с пониманием эмоций и чувств других людей. В свете данной проблемы задачей преподавателя иностранного языка является создание такой среды на занятии, в которой студенты могли бы больше общаться друг с другом. Это необходимо для того, чтобы они сформировали навыки общения, слушания, взаимодействия друг с другом. Организация работы в парах и группах способствует развитию навыков живого общения. Предлагается отказаться по возможности от фронтального опроса, который к тому же менее эффективен с точки зрения временных затрат. С целью разнообразить парную работу студентам можно предложить выбирать себе пару на занятие самостоятельно, менять состав пар в течение занятия, чтобы дать возможность студентам поработать как можно с большим числом одногруппников. Это внесет дополнительное разнообразие в выполнение заданий и позволит студентам попробовать разные стили общения, что подготовит их к профессиональной деятельности, в которой они будут сталкиваться с разными людьми.

В заключение данной работы хотелось бы подчеркнуть, что знание особенностей поколения миллениалов необходимо для того, чтобы построить эффективную систему взаимодействия с ними, способствующую совершенствованию подходов к их образованию и воспитанию. Представители поколения Z обладают свойственными только им особенностями. Данные особенности во многом обусловлены Интернетом, без которого молодое поколение не представляет свою жизнь. Это оказывает огромное влияние на мировоззрение поколения Z, его психологические особенности. Кроме того, Интернет влияет на особенности их мышления и когнитивной сферы в целом. Педагогам необходимо учитывать и психологические особенности поколения Z для того, чтобы найти формы, способы и средства для их эффективного обучения и модернизации процесса образования. Исходя из этого, мы предполагаем, что новое поколение требует качественно нового подхода и в обучении. Следовательно, необходимо дальнейшее изучение их особенностей и характерных черт, чтобы правильно трансформировать процесс обучения с учетом этих особенностей.

1. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. New York: William Morrow & Company, 1992.

2. Шамис Е., Никонов Е. Теория поколений. Необыкновенный Икс. Москва: Синергия, 2002.

3. 30 фактов о современной молодежи: исследование Сбербанка и Validata. Янгспейс. 2017; № 11. Available at: http://youngspace.ru/faq/sberbank-issledovanie-molodezhi

4. Комарова Л.В., Балашова И.В. О некоторых особенностях клипового мышления и проблемах усвоения изучаемого материала в процессе обучения иностранного языка. Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. Москва: МАДИ, 2016; № 2 (8).

5. Полякова Т.Ю. Учет особенностей современного поколения студентов в процессе совершенствования системы подготовки. Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. 2018; № 2 (796).

6. Twenge J.M., Campbell M.W. The Narcissism Epidemic: Living in the Age of Entitlement. Free Press, a division of Simon & Schuster, Inc. April 2009.

7. Кулакова А.Б. Поколение Z: теоретический аспект. Вопросы территориального развития. 2018; № 2 (42).

References

1. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. New York: William Morrow & Company, 1992.

2. Shamis E., Nikonov E. Teoriya pokolenij. NeobyknovennyjIks. Moskva: Sinergiya, 2002.

3. 30 faktov o sovremennoj molodezhi: issledovanie Sberbanka i Validata. Yangspejs. 2017; № 11. Available at: http://youngspace.ru/faq/sberbank-issledovanie-molodezhi

4. Komarova L.V., Balashova I.V. O nekotoryh osobennostyah klipovogo myshleniya i problemah usvoeniya izuchaemogo materiala v processe obucheniya inostrannogo yazyka. Avtomobil'. Doroga. Infrastruktura. Moskva: MADI, 2016; № 2 (8).

5. Polyakova T.Yu. Uchet osobennostej sovremennogo pokoleniya studentov v processe sovershenstvovaniya sistemy podgotovki. Vestnik MGLU. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. 2018; № 2 (796).

6. Twenge J.M., Campbell M.W. The Narcissism Epidemic: Living in the Age of Entitlement. Free Press, a division of Simon & Schuster, Inc. April 2009.

7. Kulakova A.B. Pokolenie Z: teoreticheskij aspekt. Voprosy territorial'nogo razvitiya. 2018; № 2 (42).

Статья поступила в редакцию 13.01.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.