Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ ПОКОЛЕНИЯ Z НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ ПОКОЛЕНИЯ Z НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКОЛЕНИЕ Z / ЦИФРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ / МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ПРОЦЕСС ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / GENERATION Z / DIGITAL GENERATION / MAIN CHARACTERISTICS / EFFECTIVE INTERACTION / EDUCATIONAL PROCESS / LANGUAGE PROFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ряпина Наталья Евгеньевна

В статье анализируется роль преподавателя в создании эффективной модели взаимоотношений преподавателя и студентов поколения Z в процессе обучения студентов иностранному языку (ИЯ). Автор считает, что в последнее время всё чаще между преподавателем и студентами возникает непонимание, а в некоторых случаях и неприятие друг друга. Это происходит, потому что сегодня учащиеся высших учебных заведений - это представители поколения Z, мировоззрение и модели поведения которых в большинстве случаев значительно отличаются от мировоззрения и моделей поведения их преподавателей. Подобная ситуация может отрицательно повлиять на учебный процесс в целом и на процесс изучения ИЯ в частности. Чтобы избежать этого, преподавателю необходимо предельно точно представлять какие затруднения он может испытывать при работе со студентами цифрового поколения. Цель исследования - выявить особенности студентов поколения Z, которые обычно вызывают непонимание со стороны преподавателя в процессе обучения студентов поколения Z иностранному языку, и объяснить, как эти характеристики можно использовать для повышения уровня владения языком. В статье представлены некоторые рекомендации, следуя которым преподаватель может избежать затруднений в общении со студентами. Подчеркивается значение роли преподавателя в процессе создания положительной атмосферы на занятиях по ИЯ. В статье определяются и разъясняются основные характеристики представителей цифрового поколения, которые важны при взаимодействии преподавателя и студентов. Предпринята попытка проверить, как соблюдение разработанных для преподавателя рекомендаций по работе с цифровым поколением в процессе обучения ИЯ влияет на эффективность обучения студентов поколения Z.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENTIAL ROLE OF TEACHERS IN IMPROVING GENERATION Z STUDENTS' LANGUAGE PROFICIENCY

The paper gives recommendations which can help teachers to have an effective interaction between them and Generation Z students during the process of learning a foreign language. The author believes that there has recently been a growing misunderstanding and, in some cases, an opposition between teachers and students. It is explained by the fact that today the students of higher education institutions belong to Generation Z which differs significantly from other generations. It is stressed that the situation can have a negative impact on the educational process as a whole. The attempt is made to show that teachers' awareness of the difficulties can be vital for the solution of the problem. It is a critical task that in many settings requires a special analysis of the characteristics of Generation Z students and careful planning of all steps in the teaching process. The purpose of the study is to identify the main obstacles that teachers come across dealing with Z generation students and to explain why these problems arise. The article identifies and provides an interpretation of the main characteristics of the digital generation. It has been found that if teachers take these characteristics into account their students' language proficiency improves.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ ПОКОЛЕНИЯ Z НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

УДК 372.881.1

Ряпина Наталья Евгеньевна

Старший преподаватель департамента иностранных языков, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» 614070, г. Пермь, ул. Студенческая, д. 38 Тел.: +7 (342) 2031580 E-mail: nryapina@gmail.com

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ ПОКОЛЕНИЯ Z НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В статье анализируется роль преподавателя в создании эффективной модели взаимоотношений преподавателя и студентов поколения Z в процессе обучения студентов иностранному языку (ИЯ). Автор считает, что в последнее время всё чаще между преподавателем и студентами возникает непонимание, а в некоторых случаях и неприятие друг друга. Это происходит, потому что сегодня учащиеся высших учебных заведений - это представители поколения Z, мировоззрение и модели поведения которых в большинстве случаев значительно отличаются от мировоззрения и моделей поведения их преподавателей. Подобная ситуация может отрицательно повлиять на учебный процесс в целом и на процесс изучения ИЯ в частности. Чтобы избежать этого, преподавателю необходимо предельно точно представлять какие затруднения он может испытывать при работе со студентами цифрового поколения. Цель исследования - выявить особенности студентов поколения Z, которые обычно вызывают непонимание со стороны преподавателя в процессе обучения студентов поколения Z иностранному языку, и объяснить, как эти характеристики можно использовать для повышения уровня владения языком. В статье представлены некоторые рекомендации, следуя которым преподаватель может избежать затруднений в общении со студентами. Подчеркивается значение роли преподавателя в процессе создания положительной атмосферы на занятиях по ИЯ. В статье определяются и разъясняются основные характеристики представителей цифрового поколения, которые важны при взаимодействии преподавателя и студентов. Предпринята попытка проверить, как соблюдение разработанных для преподавателя рекомендаций по работе с цифровым поколением в процессе обучения ИЯ влияет на эффективность обучения студентов поколения Z.

Ключевые слова: поколение Z, цифровое поколение, модель взаимодействия, основные характеристики, процесс изучения иностранного языка, эффективность обучения.

Введение

Жизнь современного человека в настоящее время неразрывно связана с огромным объёмом информации, окружающим его. По этой причине современное общество называют информационным обществом, то есть «обществом, в котором производство и потребление информации является важнейшим видом деятельности, а информация признаётся наиболее значимым ресурсом; новые информационные и телекоммуникационные технологии и техника становятся базовыми технологиями и техникой, а информационная среда наряду с социальной и экологической - новой средой обитания человека» [Никандров, Советов, 2004, с. 43-48].

Хорошо отлаженные информационные потоки важны для любой сферы современной жизни. Другими словами, существование человека полностью зависит от процессов передачи информации. Подобная среда сформировала поколение людей, которые кардинально отличаются от представителей других поколений.

Существует много определений поколения, детство и юность представителей которого, совпали с процессом стремительного развития информационных технологий. Это поколение принято называть поколением Z или цифровым поколением. «"Поколение Z", "цифровое поколение", "сетевое поколение", "цифровые аборигены" ("digital natives") - все эти словосочетания используются сегодня для обозначения поколения детей и молодежи, прошедших социализацию в условиях широкого распространения цифровых технологий в сфере обыденной жизни, образования и профессиональной деятельности» [Нечаев, Дурнева, 2016, с. 36]. Цифровое поколение - это «первое поколение, выросшее в цифровую эпоху, и поэтому становящееся силой, способной к сотрудничеству. Оно с самого рождения купается в битах» [Тапскотт, Уильямс, 2009, с. 72]. Многие исследователи подчеркивают, что поколение Z значительно отличается от предшествующих поколений.

М. Пренски, писатель и популяризатор технологий обучения и просвещения, говорит, что «мышление сегодняшних студентов и процедуры обработки информации принципиально отличаются от способов мышления и информационных процессов их предшественников» [Prensky, 2001, p. 1-6]. Н. Ю. Ерофеева считает, что «можно рассматривать подходы к этому типу культуры с разных позиций, но появление словосочетания "цифровые дети -нецифровые взрослые", даёт право переосмыслить подходы к воспитательной работе» [Ерофеева, 2016, с. 73].

Исходя из вышеприведённых определений, можно сделать вывод, что поколение Z можно назвать уникальным и предположить, что достаточно часто особенности поколения могут стать преградой в общении его представителей с преподавателем, который относятся к другому «нецифровому» поколению. «Впервые, в отличие от предыдущих веков, младшее поколение, не обладающее ещё достаточным жизненным опытом, способно лучше пользоваться достижениями цивилизации и превосходит с этой точки зрения старшее поколение. Как результат, родители и преподаватели теряют традиционный авторитет» [Полякова, 2018, с. 45].

Очень часто опытные педагоги оказываются в ситуации, когда студенты их не понимают. Подобное отношение воспринимается болезненно преподавателями, которые часто считают, что представители поколения Z не хотят учиться. В свою очередь, студенты этого поколения ждут более привычного, более современного и удобного, с их точки зрения, формата взаимодействия с преподавателем, к которому преподаватель оказывается часто не готов.

Сущность проблемы состоим в том, что подобное непонимание, а иногда и противостояние, может значительно снизить эффективность процесса обучения любому предмету и ИЯ, в частности.

Однако автор полагает, что если изучить особенности молодых людей поколения Z и разработать некоторые правила работы преподавателя с цифровыми детьми, эту проблему можно решить. Обязательным условием является то, что преподаватель должен быть готов принять и использовать не совсем привычную, а иногда, неудобную для него модель взаимодействия со студентами поколения Z.

Для проверки этого предположения было приведено эмпирическое исследование.

Основная часть

Методология исследования основана на теоретическом анализе научных работ, в которых представлены результаты исследований характерных особенностей представителей цифрового поколения. Были использованы методы теоретического исследования: обобщение и системный анализ. В рамках исследования был проведён педагогический эксперимент, включающий входной и контрольный диагностические срезы.

На первом этапе исследования был проведён анализ работ отечественных и зарубежных ученых, посвящённых особенностям детей цифрового поколения. Обобщив полученную информацию, автор выявил ряд характеристик, которые могут вызвать проблемы в процессе общения преподавателя со студентами поколения Z.

Многие ученые говорят о многозадачности цифрового поколения. Представители этого поколения могут очень быстро переключаться с одного задания на другое. Например, читая статью, практически одновременно просматривать сообщения электронной почты. Студенты обладают особыми умениями многозадачности или особыми способностями для параллельной обработки информации [Игнатова, 2015, с. 27-36]. Эта особенность связна с постоянным нахождением цифрового поколения в сети. «Навигация в сети предполагает многозадачность, дети, включенные в этот процесс, с ранних лет вырастают нацеленными на одновременное решение различных задач. Соответственно и их мозг начинает работать в другом режиме» [Солдатова, Зотова, Лебешева, Шляпников, 2013, с. 11].

В настоящее время дети с самого рождения живут в цифровом обществе и могут получить практически любую информацию, когда им это необходимо. «Доступность практически любой информации в любое время с раннего возраста меняет структуру мнемонических процессов. Память становится не только «неглубокой», но и «короткой» («клиповое мышление»). У детей и подростков формируются другое запоминание, другая память, другие механизмы удержания информации» [Там же].

Цифровым детям свойственно клиповое мышление, понимаемое как «процесс отражения множества разнообразных свойств объектов без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между фрагментами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира» [Семеновских, 2014, с. 1-10].

В целом, представители цифрового поколения не конфликтны. «В ситуации конфликта, они склонны к компромиссу, не готовы к соперничеству, интуитивности, эмпатии, отстаиванию собственных свобод и точки зрения» [Якимова, Масилова, 2017, с. 344]. Практика показывает, что их достаточно сложно заинтересовать каким-либо видом соревнования, ибо они абсолютно равнодушны к достижениям своих одногруппников, хотя и любят, чтобы их собственные достижения не оставались незамеченными.

С предыдущей характеристикой тесно связан индивидуализм молодых людей поколения Z. «Было выявлено, что у представителей «цифрового поколения» преобладает инновационный тип ментальности, которому присущи такие социально-психологические характеристики, как независимость от группы, нестабильность, индивидуализм» [ Пищик, 2011, с. 81]. Индивидуализм этого поколения интересен тем, что несмотря на то, что цифровые молодые люди не зависят от мнения других, они вполне способны воспринимать критику в свой адрес и сделав выводы, работать над своим поведением, а иногда и менять свои убеждения. «Представители поколения Z стремятся быть непохожими на других и ценят индивидуализм. В отношении себя критичны, честны и открыты перед самими собой, склонны к рефлексии» [Шалаева, Самыкина, 2015, с. 75]. Представители поколения Z очень

болезненно относятся к отсутствию внимания к их деятельности. Являясь активными пользователями Интернета, они получают поощрения через лайки и комментарии. Причём, как правило, они видят ответную реакцию уже в течение нескольких минут. «Похвала и награды не мотивируют поколение Z, но их отсутствие выбивает из колеи» [Пименова, 2018, с. 119].

Другой особенностью цифровых детей, является их эмоциональная холодность. Часто у них наблюдается отсутствие какой-либо реакции на эмоциональные послания окружающих. «Формированию такого качества как эмоциональная холодность способствует потеря физического контакта с человеком при общении в Интернете, отсутствие необходимости проявлять доброту, радушие, бескорыстность, разрушение традиционных барьеров, таких как пол, возраст собеседника, его социальный статус, внешняя привлекательность, мимика, жесты» [Осипов, 2014, с. 3].

Перечисленные выше характеристики и были использованы нами для определения базовых правил работы преподавателя с цифровыми детьми.

Во-первых, так как детям свойственна многозадачность, то при работе, например, с текстом преподаватель ИЯ может предложить студентам, не только прочитать текст, но параллельно проанализировать, как понимаются идеи, представленные в тексте, в других источниках и выложить своё отношение к проблеме в общей группе в сети. Также студенты могут комментировать идеи друг друга в группе в процессе изучения статьи. Другими словами, преподаватель не должен ограничивать деятельность студента только одним заданием. Помимо этого, преподаватель не должен запрещать студентам пользоваться мобильными телефонами или другими устройствами для поиска дополнительной информации на занятии. Однако, не следует забывать контролировать студентов, чтобы они использовали технику именно для выполнения задания, а не для игр или общения с друзьями.

Во-вторых, чтобы использовать клиповое мышление студентов, представляется разумным деление длинных текстов на отдельные отрывки с заданием после каждого отрывка. Также важен принцип визуализации. Студентам можно предлагать обобщать информацию в виде таблиц, схем и даже рисунков. Закрепить лексику по пройденному материалу можно, подобрав соответствующие фотографии из Интернета и попросив учащихся «подобрать к ним слова». Если преподаватель не будет забывать об особом типе мышления представителей цифрового поколения, они будут воспринимать и запоминать информацию намного лучше.

В-третьих, так как студенты цифрового поколения не готовы к соперничеству, их вряд ли заинтересует соревнование друг с другом в каком-либо виде. Они предпочтут работать индивидуально, не стремясь узнать результаты товарищей по группе. Таким образом, индивидуальные проекты представляются предпочтительными. При этом молодые люди цифрового поколения, работая самостоятельно, могут показывать прекрасные результаты. «Представители поколения Z склонны к погружению в свой мир, ограничению общения с окружающим миром. Это даёт молодым людям способность концентрироваться на определённых задачах и сосредотачивать внимание на интересных им темах» [Малетин, 2017, с. 3354].

Но, если преподаватель считает нужным организовать какое-либо мероприятие, которое подразумевает элемент соревновательности, студенты вполне могут представить индивидуальные проекты, например, в виде презентаций. Можно предположить, что постепенно представители цифрового поколения могут оценить этот тип работы.

К тому же, подобный вид работы даёт возможность студентам получить обратную связь от преподавателя и одногруппников, а мы знаем, что ответная реакция важна для представителей поколения Z. «Публичное выступление студента предоставляет ему возможность получить обратную связь в отношении выполненного задания как от преподавателя, так и от сокурсников. Для данного вида работы можно рекомендовать выработать стандартные критерии оценки, которые будут универсально применяться к каждому выступлению, либо сделать выбор в пользу спонтанных оценок. Реакция аудитории на выступление является крайне важным и нужным аспектом, поскольку исследования показывают, что представители поколения Z высоко ценят возможность получения обратной связи» [Турчина, 2020, с. 214].

Если же студенты этого поколения не видят оценку своей деятельности, они могут болезненно на это реагировать. Помня об этом, преподаватель должен стараться максимально активно осуществлять обратную связь с учащимися. Причём это совсем не обязательно должно происходить именно на занятии. Это может быть комментарий, написанный к работе студента и высланный в виде сообщения или комментарий к выполненному заданию в общей группе в сети. Такой вариант общения воспринимается со стороны студентов цифрового поколения как абсолютно естественный, так как они привыкли общаться с большим количеством людей в сети, среди которых не только их сверстники, но и более взрослые.

Для более эффективного взаимодействия преподавателя со студентами представляется разумным создание группы в какой-либо социальной сети, например, в соцсети Вконтакте, которая является очень популярной среди молодежи поколения Z. Отметим, что использование электронной почты в настоящее время отходит на второй план и многие студенты поколения Z не используют её для передачи сообщений, предпочитая социальные сети и мессенджеры.

В свою очередь, преподавателя не должна удивлять некоторая закрытость цифровых детей. Практика показывает, что очень часто преподаватели рассматривают отсутствие ответной реакции со стороны представителей цифрового поколения как отрицательное отношение к ним лично или к преподаваемому ими предмету. Однако если мы вспомним, что студенты цифрового поколения не привыкли открыто проявлять свои эмоции, то поймем, что это совсем не так. Помня об эмоциональной холодности представителей этого поколения, преподаватель при необходимости, например, получить оценку своей профессиональной деятельности, может провести онлайн опрос студентов.

Помимо перечисленных выше правил, не вызывает сомнений тот факт, что учащиеся поколения Z предпочтут выполнять задания в Интернете, приложениях, на экране смартфонов, а не на бумаге и в традиционных учебниках. В связи с этим, преподаватель должен лояльно относится к желанию студентов воспользоваться цифровым носителем информации вместо бумажного.

К тому же сам преподаватель должен уметь использовать современные информационные технологии не хуже своих студентов. Современные подростки и молодые люди часто не понимают, почему преподаватель не пользуется огромным потоком информации, представленном в сети и не готовы воспринимать информацию из устаревших, с их точки зрения, источников. Привыкнув получать новейшие данные быстро и из разных источников, поколение Z, будет с недоверием читать, например, статью даже из прошлогоднего журнала. Подобный запрос на сверхточную и свежую информацию должен быть также учтён преподавателем и восприниматься как совершенно нормальное требование современной действительности.

Что касается процесса коммуникации преподавателя со студентами в целом, то преподаватель должен ясно понимать, что его роль является ключевой в этом процессе. Именно от преподавателя и его готовности к сотрудничеству зависит атмосфера занятий, и именно преподаватель может повысить мотивацию студентов к изучению ИЯ.

Несмотря на то, что иногда кажется, что именно студенты поколения Z диктуют правила, преподаватель, являясь профессионалом в своей сфере деятельности, всё равно остается ключевой фигурой, без которой эффективный процесс обучения в принципе невозможен.

Представленные правила были использованы при проведении педагогического эксперимента. Эксперимент был проведён в группах студентов 1 курса, экономического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета. В течение трёх месяцев один преподаватель работал в двух экспериментальных группах и в двух контрольных группах. В экспериментальных группах модель взаимодействия преподавателя и студентов строилась строго в соответствии с разработанными правилами, в контрольных группах преподаватель не следовал данным правилам.

Чтобы проверить, как соблюдение разработанных правил для преподавателя по работе с цифровым поколением студентов влияет на эффективность обучения ИЯ студентов поколения Z, было проведено входное и итоговое тестирование.

Начальный уровень владения ИЯ был установлен на основе результатов, показанных в ходе входного тестирования, которое проводилось с помощью системы DIALANG, языковой системы диагностирования, разработанной при участии многих европейских институтов.

Средний балл в экспериментальных группах был 61,5; средний балл в контрольных группах 62,5.

В процессе планирования эксперимента гипотетически предполагалось, что студенты групп, где преподаватель следовал правилам, разработанным с учётом характеристик детей поколения Z, покажут более высокие результаты в итоговом тестировании. Результаты итогового тестирования, проведённого также с использованием системы DIALANG, подтвердили данное предположение.

В итоговом тестировании студенты экспериментальных групп показали более высокие результаты успеваемости: 75 баллов в среднем. Результаты успеваемости в контрольных группах были в среднем 69 баллов.

Заключение

В результате исследования была доказана эффективность использования правил для обучения ИЯ студентов поколения Z. Также была подтверждена идея о том, что роль преподавателя является основополагающей в повышении уровня владения студентами ИЯ, так как изменение модели поведения преподавателя привело к повышению уровня владения ИЯ в экспериментальных группах.

Остаётся открытым вопрос о том, имеет ли смысл каким-то образом пытаться влиять на поведение студентов поколения Z. Например, имеет ли смысл заинтересовать их какими -либо элементами соревнования и не повлечёт ли это за собой снижение интереса к изучению ИЯ и, как результат, снижение уровня владения языком.

Список литературы

1. Ерофеева Н. Ю. Проблемы воспитания третьего тысячелетия // Тенденции развития психологии, педагогики и образования: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции (11 июня 2016г.). Казань, 2016. № 3. 123 с.

2. Игнатова Н. Ю. Цифровая многозадачность и обучение студентов // Открытое и дистанционное образование, 2015. № 4. С. 27-36.

3. Малетин С. С. Особенности потребительского поведения поколения z // Российское предпринимательство, 2017. № 21. С. 3347-3360.

4. Нечаев В. Д., Дурнева Е. У. "Цифровое поколение": психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика. 2016. № 1. С. 36-45. URL: https://rucont.ru/efd/364515 (дата обращения: 09.08.2020)

5. Никандров Н. Д., Советов Б. Я. Развитие информационного общества и проблемы подготовки кадров в области информационных технологий // Информационно - управляющие системы, 2004. № 4. С. 43-48.

6. Осипов, М.. Модель студента как представителя цифрового поколения // Молодежь и наука: сборник материалов Х Юбилейной Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 80-летию образования Красноярского края. Красноярск: Сибирский федеральный ун -т, 2014. С.1-4

7. Пименова М. А. Особенности психолого-педагогической работы с детьми поколения Z // Психологическая наука и практика: семья и развитие личности: Материалы VIII Форума психологов Прикамья (Пермь, 22-23 ноября 2018 г.). Пермь: ОТ и ДО, 2018. C. 117-120.

8. Пищик В. И. Поколения: социально-психологический анализ ментальности // Социальная психология и общество, 2011. № 2. С. 80-88.

9. Полякова Т. Ю. Учёт особенностей современного поколения студентов в процессе совершенствования системы подготовки по иностранному языку в вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки, 2018. № 2. С. 43-54.

10. Семеновских Т. В. Феномен «Клипового мышления» в образовательной вузовской среде // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. № 5. C. 1-10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-

klipovogo-myshleniya-v-obrazovatelnoy-vuzovskoy-srede/viewer (дата обращения 27.07.2020)

11. Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Цифровая грамотность и безопасность в Интернете. Методическое пособие для специалистов основного общего образования. Москва: Google, 2013. 311 с.

12. Тапскотт Д., Уильямс Э. Д. Викиномика. Как массовое сотрудничество изменяет все. М.: BestBusinessBooks, 2009. 392 с.

13. Турчина И. Б. Эффективность использования многозадачной методологии в работе с аутентичными источниками на занятиях английского языка со студентами неязыковых вузов // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2020. № 4. С. 211-216.

14. Шалаева А. А., Самыкина Н. Ю. Психологические характеристики представителей поколения Z // Психологические исследования: сборник научных трудов. Самара: Изд-во: «Самарский университет», 2015. С. 66-77.

15. Якимова З. В., Масилова М. Г. Поколение Z как потенциальный сегмент рынка труда // АНИ: педагогика и психология. 2017. № 4. С. 341-345.

16. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants // On the Horizon. MCB University Press. Vol. 9 No. 5. 2001. P. 1-6.

Ryapina N. E.

Senior Lecturer, Department of Foreign Languages,

Higher School of Economics,

Perm

THE ESSENTIAL ROLE OF TEACHERS IN IMPROVING GENERATION Z STUDENTS' LANGUAGE PROFICIENCY

The paper gives recommendations which can help teachers to have an effective interaction between them and Generation Z students during the process of learning a foreign language. The author believes that there has recently been a growing misunderstanding and, in some cases, an opposition between teachers and students. It is explained by the fact that today the students of higher education institutions belong to Generation Z which differs significantly from other generations. It is stressed that the situation can have a negative impact on the educational process as a whole. The attempt is made to show that teachers' awareness of the difficulties can be vital for the solution of the problem. It is a critical task that in many settings requires a special analysis of the characteristics of Generation Z students and careful planning of all steps in the teaching process. The purpose of the study is to identify the main obstacles that teachers come across dealing with Z generation students and to explain why these problems arise. The article identifies and provides an interpretation of the main characteristics of the digital generation. It has been found that if teachers take these characteristics into account their students' language proficiency improves.

Keywords: Generation Z, digital generation, main characteristics, effective interaction, educational process, language proficiency.

© Пресс-служба Пермского государственного национального исследовательского университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.