Научная статья на тему 'Поколение "z": проблемы диалога в системе "преподаватель - студент"'

Поколение "z": проблемы диалога в системе "преподаватель - студент" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
781
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКОЛЕНИЕ "Z" / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ / МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ / КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЦЕННОСТИ / GENERATION Z / HIGHER EDUCATION / COGNITIVE PROCESSES / MOTIVATION OF LEARNING / CLIP THINKING / VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барлас Т.В.

В настоящее время большинство студентов, поступающих в вузы, относятся к так называемому поколению «Z» (согласно теории поколений). Отличия этого поколения от предшествующих, значимые для обучения в вузе, не до конца осознаны как преподавателями, так и студентами, что определяет некоторые трудности образовательного процесса. В работе рассматриваются такие психологические особенности поколения современных студентов, которые оказывают влияние на учебный процесс: когнитивные (познавательные) процессы, определяющие особенности усвоения информации и получения знаний; изменения мотивации учения и представления о значении высшего образования. Рассматриваются пути оптимизации диалога в системе «преподаватель студент» с целью повышения эффективности учебного процесса и содействия успешной адаптации студентов к обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барлас Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERATION “Z”: PROBLEMS OF DIALOGUE IN THE “TEACHER - STUDENT” SYSTEM

Currently, the most of students entering universities belong to the so-called generation “Z” (according to Strauss-Howe generational theory). The differences between this generation and previous ones, important for studying in high school, are not fully understood by both teachers and students; this factdetermines some difficulties of the educational process. The report examines some psychological characteristics of modern students that impact on the educational process: cognitive processes that determine information processing and knowledge acquisition; motivation forlearning and significance of higher education. The ways of optimization of dialogue in the «teacher student» are considered that can improve the efficiency of the educational process and promote the successful adaptation of students.

Текст научной работы на тему «Поколение "z": проблемы диалога в системе "преподаватель - студент"»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.92 Т. В. Барлас

кандидат психологических наук, доцент,

доцент кафедры психологии и педагогической антропологии МГЛУ; e-maiL: taanyabars@maiL.ru

ПОКОЛЕНИЕ «Z»: ПРОБЛЕМЫ ДИАЛОГА В СИСТЕМЕ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ - СТУДЕНТ»

В настоящее время большинство студентов, поступающих в вузы, относятся к так называемому поколению «Z» (согласно теории поколений). Отличия этого поколения от предшествующих, значимые для обучения в вузе, не до конца осознаны как преподавателями, так и студентами, что определяет некоторые трудности образовательного процесса. В работе рассматриваются такие психологические особенности поколения современных студентов, которые оказывают влияние на учебный процесс: когнитивные (познавательные) процессы, определяющие особенности усвоения информации и получения знаний; изменения мотивации учения и представления о значении высшего образования. Рассматриваются пути оптимизации диалога в системе «преподаватель - студент» с целью повышения эффективности учебного процесса и содействия успешной адаптации студентов к обучению.

Ключевые слова: поколение «Z»; высшее образование; когнитивные процессы; мотивация учения; клиповое мышление; ценности.

T. V. Barlas

Candidate of PsychoLogicaL Sciences, Associate Professor of the Department of PsychoLogy and PedagogicaL AnthropoLogy, MSLU; e-maiL: taanyabars@maiL.ru

GENERATION "Z": PROBLEMS OF DIALOGUE IN THE "TEACHER - STUDENT" SYSTEM

CurrentLy, the most of students entering universities beLong to the so-caLLed generation "Z" (according to Strauss-Howe generationaL theory). The differences between this generation and previous ones, important for studying in high schooL, are not fuLLy understood by both teachers and students; this factdetermines some difficuLties of the educationaL process. The report examines some psychoLogicaL characteristics of modern students that impact on the educationaL process: cognitive

processes that determine information processing and knowLedge acquisition; motivation forLearning and significance of higher education. The ways of optimization of diaLogue in the «teacher - student» are considered that can improve the efficiency of the educationaL process and promote the successfuL adaptation of students.

Key words: generation Z; higher education; cognitive processes; motivation of Learning; cLip thinking; vaLues.

В данной статье мы рассмотрим проблемы отношений и диалога в системе «преподаватель - студент» с позиции так называемой теории поколений, созданной в конце XX в. [Howe, Strauss 1991]. Согласно этой концепции, поколение - это группа людей, рожденных в определенный возрастной период, испытавших влияние одних и тех же событий и особенностей воспитания, с похожими ценностями.

Возрастные границы поколения «Z» оцениваются различными авторами по-разному, но чаще всего в качестве «границы» поколений называют 2000 год. Иными словами, первые представители этого поколения завершают среднее образование и поступают в вузы. Поэтому преподавателям вузов следует быть готовыми к тому, что студенты, которые приходят в аудиторию сейчас, достаточно сильно отличаются от тех, которых они учили еще несколько лет назад. Следовательно, должна меняться методика обучения, а также особенности коммуникации со студентами. Данная статья является дискуссионной и предлагает некоторые направления для изменений. В основе ее, помимо литературных данных, практический опыт автора и данные опроса студентов I курса отделений «Психология» и «Психолого-педагогическое образование» МГЛУ.

Проблема поколения «Z» и его психологических особенностей на российском материале достаточно широко освещается педагогами-практиками, работающими в системе среднего образования [Сапа 2014], практическими психологами и психотерапевтами [Сандомир-ский 2011], социологами [Майорова-Щеглова 2017]. Вместе с тем отмечается дефицит научных психологических исследований, а также работ, касающихся теории и практики высшего образования (последнее понятно, так как представители поколения только начинают учиться в вузе). Поэтому мы, характеризуя психологические особенности поколения «Z», сосредоточимся на тех из них, которые имеют первостепенное значение для обучения в вузе, прежде всего, на специфике изменений когнитивных процессов и мотивации получения высшего образования.

Общеизвестно, что поколение - это «цифровые дети», выросшие, в отличие от своих родителей, в компьютерную эпоху, и именно это определяет выраженные различия данного поколения от предыдущих. Но прежде чем перейти к пониманию психологических характеристик, с этим связанных, укажем особенности поколения, характерные для России.

Во-первых, поколение <^» росло при ином общественном строе, нежели их родители, причем общественные изменения, несущие коренные изменения системы ценностей (1985-1999), для многих из их родителей пришлись на возраст до 10-12 лет, когда, согласно теории поколений, формируются ценности поколений. Можно предположить, что те трудности и противоречия в формировании ценностей, с которыми столкнулось поколение родителей на новом историческом этапе развития России, они передали своим детям (словами первокурсницы: «Поколение - дети, чьи родители провели молодость в «лихие 90-е», что отразилось на их психике и принципах воспитания»).

Во-вторых, это поколение, которое поступает в вузы по результатам ЕГЭ, и значение этого факта для мотивации обучения и ценности высшего образования еще предстоит изучить.

Теперь перейдем к более детальной характеристике когнитивных процессов поколения <^».

Восприятие привычно к когнитивной перегрузке, создаваемой многочисленными гаджетами. Но воздействие их на восприятие существенно более значимо, чем можно предположить. В эксперименте Е. Мурашовой у подростков, лишенных гаджетов на несколько часов, имели место явления, сходные с теми, что были получены в экспериментах по сенсорной депривации: беспокойство, вегетативные симптомы, навязчивое желание включить плейер или выйти в Интернет: «Мне казалось, что я сейчас взорвусь»; «У меня голова лопнет». Оговоренный заранее срок (8 часов) смогли выдержать лишь 4 % испытуемых. Любопытно, что после того, как подростки прервали эксперимент, предусматривавший лишение гаджетов и реального общения, лишь 7 % из них обратились к реальному общению (пошли к другу или во двор), остальные -либо к общению с использованием гаджетов (стали звонить по телефону, вышли в социальные сети), либо не стали общаться (включили музыку, телевизор, компьютерные игры) [Мурашова 2012].

Можно предположить, что для поколения ощущения реального мира недостаточны для создания нормальной для них сенсорной

среды. Нормой является фон, создаваемый гаджетами, а при их лишении возникает состояние, аналогичное сенсорной депривации.

Приведем несколько высказываний первокурсников, которым был изложен данный эксперимент, после чего предлагалось оценить роль гаджетов в своей жизни и у своего поколения.

Гаджеты уже и есть наша реальная жизнь, что отчасти печально.

Я бы предпочла реальное общение, но мир, увы, бежит вперед.

Нет желания уходить в цифровой мир, но это происходит само собой.

Однако далеко не все студенты согласились с тем, что у них выражена «гаджетозависимость», были и противоположные высказывания.

Внимание. Внимание - психическая функция, возможно, сильнее других изменившаяся под воздействием компьютеров. Представителям поколения <^», по сравнению с предшествующими, свойственна меньшая устойчивость внимания (включая трудности сосредоточения, способности к кропотливой и углубленной работе), но большие распределение и переключение. Появился специальный термин «многозадачность», отражающий способность выполнять несколько дел одновременно при сравнительно низком уровне концентрации внимания на каждом из них.

Память и организация информации. В связи с легкостью поиска информации в Интернете, в современном мире уменьшилась важность сохранения ее в памяти, снизилась роль запоминания. Представители поколения <^» в меньшей степени владеют навыками эффективного запоминания и организации материала в памяти, у них хуже сформирована мнестическая деятельность, так как всё это им не так необходимо.

В связи с изменением роли информации в жизни, у представителей разных поколений существенно различаются своего рода «базовые знания», обладание которыми кажется им естественным. Выраженность различий в «базовых знаниях» недостаточно осознается. Об этом, в частности, свидетельствует мини-эксперимент, проведенный с 27 студентами I курса МГЛУ. Они должны были письменно ответить на вопрос, куда впадает река Волга. Были получены следующие ответы:

В Каспийское море - 7;

В другие моря (Балтийское, Азовское, Черное, Баренцево) - 5;

В море, в водоем - 6;

В Енисей - 1;

В Атлантический океан - 1;

Не знаю, не помню - 6;

В депрессию - 1

Мышление представителей поколения характеризуется как клиповое и противопоставляется понятийному. Клиповое мышление характеризуется как процесс отражения множества разнообразных свойств объектов, без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между частями, фрагментами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира [Семеновских 2013].

Клиповое мышление можно отнести к наглядно-образному виду мышления, поэтому те, у кого преобладает данный стиль, испытывают трудности в выполнении операций, характерных для словесно-логического мышления: структурирование, обобщение, абстрагирование, выделение главного.

Если же говорить о познавательных процессах в целом, то следует отметить две тенденции. Первая - снижение уровня переработки информации. Для усвоения информации современное поколение использует операции, не требующие глубинной переработки: наглядное представление вместо анализа и абстрагирования, поиск и копирование вместо структурирования с целью запоминания и т. п.

Вторая - снижение произвольности психических функций: преобладание непроизвольного внимания над произвольным, трудности произвольного запоминания. Это относится не только к познавательным процессам, но и к поведению, целеполаганию и т. д. Это отдельная тема, мы рассмотрим ее в контексте проблем мотивации обучения в вузе, значение которой возрастает в условиях дефицита волевых ресурсов и трудностей целеполагания.

Мотивация обучения в вузе за за последние годы претерпела существенные изменения, которые не в полной мере осознаются педагогами.

• Получение первого высшего образования в меньшей степени определяет дальнейший жизненный путь: всё больше людей работают не в соответствии с полученным образованием, а также получают дополнительно и второе высшее образование. Иными словами, ценность получения высшего образования существенно снизилась.

• В результате внедрения ЕГЭ и возможности подавать документы одновременно в несколько вузов на разные специальности, место учебы оказывается для многих абитуриентов почти случайным: они учатся там, где им хватило баллов, практически не имея представлений о будущей специальности до начала учебы.

• Многие студенты уделяют большое внимание работе и внеу-чебной деятельности (спорт, искусство); часто внеучебная деятельность приносит больше удовлетворения и в ней достигаются более значимые успехи, нежели в учебе.

• Поколение <^», выросшее в эпоху потребления и рекламы, привыкло, что за его внимание борются. Студенты ожидают (возможно, неосознанно), что знания, которые они получают в вузе, тоже будет красиво презентованы, привлекательно и необременительно поданы; если ожидания не оправдываются, они испытывают разочарование и желание уйти от трудностей, в том числе бросить учебу.

Иными словами, если преподавателям представляется, что возможность обучаться в вузе априорно представляет значимую для студентов ценность, то студенты ожидают, чтобы их мотивировали, интересно презентовали знания и знакомили с будущей профессией; ценность образования должна выдерживать серьезную конкуренцию с другими значимыми для молодых людей ценностями.

Давая рекомендации по обучению представителей поколения <^», педагоги и психологи рекомендуют хорошо структурировать учебный процесс, применять активные методы обучения, обеспечивать обратную связь, использовать простые тексты, визуализируя их главные моменты, ставить задачи, вести обучение в оптимистичном ключе и не заниматься одним и тем же видом деятельности более 15-20 минут [Коатс 2011]. Мы дополним эти предложения своими соображениями, ориентированными, скорее, на преподавателей вузов, а не на школьных учителей.

• Ориентация на безоценочное отношение к современным студентам: не «они не такие, не умеют, не хотят», но «по-иному мыслят, имеют свои сильные и слабые стороны». Вместе с тем необходимо помнить и учитывать во взаимодействии различия между поколениями преподавателей и студентов, причем и те, и другие скорее недооценивают, чем переоценивают их выраженность.

• Постоянная работа с мотивацией студентов. Необходимо не только заинтересовать их, но и дать четкое понимание того, как

материал занятия может быть использован в профессиональной деятельности или в жизни.

• Стимуляция рефлексии как студентов, так и преподавателей на тему процесса обучения, его проблем и возможностей. Диалог со студентами необходим не только в рамках изучаемых предметов, но и по проблемам и методам обучения.

• Разработка и использование методик, повышающих произвольность психических процессов, развивающих абстрактное мышление, умение работать с текстами.

В работе со студентами необходимо помнить, что студенческие годы - один из самых насыщенных психологическими проблемами периодов в жизни: не до конца преодоленный подростковый кризис, проблемы самоопределения и сепарации, адаптация к новым условиям обучения. Велик риск психологических проблем и трудностей, психических нарушений.Успешная работа преподавателя невозможна без понимания хрупкости и уязвимости внутреннего мира учеников, существующей у них потребности в опоре и поддержке старших.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Коатс Дж. Поколения и стили обучения. М. : МАПДО : Новочеркасск: НОК, 2011. 121 с.

Майорова-Щеглова С. Н. Влияние событийности детства поколения «Z» на социопсихологические проблемы студенческой жизни: реперные точки психологической службы вуза // Психологическая служба университета: реальность и перспективы: материалы I Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием. М., 2017. С. 266-271. Мурашова Е. Кого боятся подростки. Сноб. 2012. URL: snob.ru/selected/ entry/45522

Сандомирский М. Поколение «Z»: те, кто будет после. Executive.ru, 2011 URL : www.e-xecutive.ru/career/hr-management/1450249-pokolenie-z-te-kto-budet-posle

Сапа А. В. Поколение «Z» - поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 2. С. 24-30. Семеновских Т. В. «Клиповое мышление» - феномен современности // Оптимальные коммуникации: эпистемический ресурс Академии медиаин-дустрии и кафедры теории и практики общественной связности РГГУ. URL : jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208/ Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. New York : William Morrow & Company, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.