Маслова Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников в контексте национально-регионального компонента начального общего образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2007 и др.
DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-51-59
АКТУАЛЬНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ РЕВЕРСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКУ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ворновская A.A. \ Локша О.М.2
ЮКСГО: 0000-0002-0168-2934, Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, г. Калининград, Российская Федерация
2ORCID: 0000-0002-4394-5800, Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, г. Калининград, Россия
В статье рассматривается феномен «цифрового поколения» и актуализируется проблема поиска новых подходов к обучению представителей данной культуры. На основе анализа характеристик поколений «Digital Natives/Digital Immigrants» авторы делают вывод о необходимости изменения организации процесса обучения и предлагают своё решение этой проблемы. Выдвигается гипотеза о преимуществах использования модели «реверсивного обучения» в работе со студентами поколения «Digital Natives».
Ключевые слова: цифровое поколение; смешанное обучение; теория поколений; поколение «Digital Natives»; поколение «Digital Immigrants»; межкулътурный конфликт «Digital Native/Digital Immigrant»; реверсивное обучение; организация обучения.
THE RELEVANCE OF THE FLIPPED
LEARNING IMPLEMENTATION INTO THE PRACTICE OF HIGHER EDUCATION
Vornovskaia A.A.1, Loksha O.M.2
ЮКСГО: 0000-0002-0168-2934, Immanuel Kant Federal University, Kaliningrad, Russian Federation
2ORCID: 0000-0002-4394-5800, Immanuel Kant Federal University, Kaliningrad, Russian Federation
The paper focuses on the "digital generation " phenomenon. The problem of search for new methods of teaching is actualized. On the basis of characteristics of «Digital Natives/Digital Immigrants» generations the authors come to the conclusion that the change in learning process is needed and suggest a solution for this problem. The hypothesis of the advantages of the "flipped learning" in the work with "Digital Natives " generation students is suggested.
Keywords: digital generation; blended learning; generation theory; «Digital Natives» generation; «Digital Immigrants» generation; intercultural conflict "Digital Native/Digital Immigration "; flipped learning; learning organization.
Данная статья посвящена рассмотрению модели «реверсивного обучения» и преимуществ ее использования в обучении иностранному языку студентов «цифрового поколения». Таким образом, возникает необходимость обратиться к основным понятиям заявленной темы, а также проанализировать проблемы организации образовательного процесса в ВУЗе в условиях нового технологичного XXI века.
В начале XXI века процесс изучения английского языка изменился благодаря активному проникновению компьютерных технологий во все сферы человеческой жизни, включая образование. Интернет предоставил свободный доступ к различного рода аутентичным материалам: живому общению с носителями языка, аудио и виде-
оматериалам. Учащиеся второго десятилетия XXI века чувствуют себя более уверенно в мире цифровых технологий, по сравнению с теми, кто их обучает. В связи с этим возможен конфликт между культурой передачи языковых знаний преподавателями «digital immigrants» (родившихся до 1990 года) и культурой приобретения языковых знаний современных студентов «digital natives» (родившихся в «компьютерный век»). Таким образом, возникает проблема поиска новых методов обучения представителей нового поколения, причём эти методы должны сочетать в себе как преимущества традиционного обучения, так и достоинства использования новых, информационных технологий.
Анализ научных работ авторов, обратившихся к феномену «цифровое поколение», позволяет констатировать, что на сегодняшний день среди учёных, занимающихся данной проблематикой, нет единого мнения, как по поводу теоретического обоснования данного термина, так и по поводу его эвристического потенциала для педагогической науки и практики. Основные идеи концепции поколений были сформулированы Н. Хоувом и У. Штраусом в 1991 г. Американские исследователи сформулировали, что поведение человека зависит от того, в каких условиях он жил и воспитывался до 12-14 лет. Авторы считают, что поколенческие ценности являются глубинными, подсознательными, не носят явно выраженной формы, в том числе для самих представителей поколений, но при этом определяют формирование личности и оказывают влияние на деятельность и поведение людей.
С конца XX века исследования феномена цифрового поколения получили гораздо более широкое распространение в зарубежной педагогике, психологии, социологии образования, нежели в отечественной науке. В отечественной науке данная проблема находится в сфере интересов социологов (Ю.А. Левада, В.В. Гаврилюк, H.A. Трикоз), психологов (Е.М. Шамис, А. Антипов, Г.В. Шукова), педагогов (Нечаев В.Д., Дурнева Е.Е.)... Таким образом, мы отмечаем, что понятие «цифровое поколение» и проблемы, связанные с обучением его представителей, интересуют специалистов различных
сфер науки. Это позволяет нам говорить о его антропологичности и высоком интересе к заявленной теме. По мнению В.Д. Нечаева и Е.Е. Дурневой, можно выделить три вектора исследований проблематики «цифрового поколения»: существует ли оно в реальности, как должен измениться процесс образования, чтобы быть ему адекватным, и почему эти изменения не происходят [3].
Термины «Digital Native/Digital Immigrant» в 2001 году впервые использовал Марк Пренски, американский педагог, опубликовавший статью под названием «Digital Natives, Digital Immigrants», в которой разделил всех пользователей новых технологий на два условных лагеря, цифровое поколение (digital natives) и цифровых иммигрантов (digital immigrants) [7].
По его мнению, цифровое поколение — это те, кто вырос в мире компьютеров, мобильных телефонов, видеокамер и видеоигр. Мышление представителей цифрового поколения тяготеет к образно-эмоциональному, доминирует фрагментарно-клиповое сознание, формирующееся под воздействием ускорения темпа жизни [ 1 ]. Они:
• ежедневно ищут что-то в Интернете, отправляют электронные письма и SMS;
• привыкли получать информацию быстро, лучше работают с графикой, чем с текстом, а гипертекст для них привычнее, чем обычный текст;
• они стремятся к многозадачности, нуждаются в частых поощрениях, предпочитают «играть», а не работать серьезно;
• лучше справляются с совместными проектами, чем с индивидуальными.
Мышление представителей цифрового поколения тяготеет к образно-эмоциональному, доминирует фрагментарно-клиповое сознание, формирующееся под воздействием ускорения темпа жизни. [1] Всё это идет вразрез с вербальным стилем подачи учебного материала и приводит к когнитивному диссонансу [1; 5].
С другой стороны - цифровые иммигранты. Это старшее поколение, те, кто чувствует себя в цифровом мире неуютно, и информационно-коммуникативные технологии не являются их естественной
средой. Они предпочитают учиться медленно, поэтапно, индивидуально и серьезно. И таким же образом предпочитают учить. Стиль мышления современных преподавателей, по мнению В.А. Тестова, тяготеет к абстрактно-логичным построениям, поскольку данное поколение выросло на традиционной системе обучения, на книге как основном источнике знаний [5]. Если для традиционной системы обучения, привычной для преподавателей - цифровых иммигрантов свойственен вербальный стиль изложения учебного материала, то для их студентов востребовано видеосопровождение учебного материала. Согласно этой модели, существует противоречие между использованием методов обучения, рассчитанных на поколение «digital immigrants» в работе с поколением «digital natives».
В 2009 г. М. Пренски публикует новую статью [7], где он приходит к выводу: чем дольше мы живем в цифровую эпоху, тем менее актуальным становится разделение на digital natives и digital immigrants. Чтобы создать новое, лучшее будущее, нам необходимо мыслить в новых терминах таких как, например, digital wisdom, цифровая мудрость. Мы ежедневно имеем дело с гигантскими объемами информации, и наша задача - отобрать необходимое и оценить достоверность данных. М. Пренски предложил новые термины - homo sapiens digital или human digital, цифровой человек, то есть кто-то, для кого технологии являются неотъемлемой частью жизни, в самых различных сферах. Причем он может принадлежать как к цифровому поколению, так и к хорошо адаптировавшимся цифровым иммигрантам.
Ряд исследований цифровой грамотности (digital literacy) свидетельствует, что уровень цифровой компетентности среди «digital natives» очень различен и зависит от таких факторов, как уровень и тип образования, социально-экономический статус, степень доступа и частота использования цифровых технологий (Шукова Г.В., Катропулос А).
Что касается эволюции методов преподавания в высшей школе, то существует группа исследователей, подчёркивающих, прежде всего, ведущую роль преподавателя в выборе стратегий обучения,
начиная от использования цифровых технологий до применения традиционных средств [7]. Современные технологии играют значительную роль в снятии барьеров восприятия, которые соответствуют стилю мышления студентов. Преподавателям необходимо осваивать информационные и коммуникационные технологии, чтобы сделать процесс обучения иностранному языку наиболее рациональным и эффективным [6].
В «Образовательной стратегии ЮНЕСКО 2014-2021» обучение на протяжении жизни выступает базовым и «организующим принципом всех форм обучения» (an organizing principle of all forms of education)', система образования должна содействовать пожизненному («lifewide») обучению, созданию формальных, неформальных и неофициальных возможностей для обучения людей всех возрастов. Таким образом, именно смешанное обучение ("blended learning") представляется нам той формой обучения, которая на современном этапе позволит снять возможный межкультурный конфликт «Digital Native/Digital Immigrant» и способствовать повышению digital literacy обучающихся студентов и преподавателей.
Смешанное обучение - форма обучения, которая сочетает в себе преимущества традиционного и электронного, формального и неформального образования. «Реверсивное обучение» же, как одна из моделей «смешанного обучения», в свою очередь, выводит на новый уровень взаимодействие преподавателя и студента. Личный опыт реализации «реверсивного обучения» позволяет авторам говорить о том, что данная модель: 1) действительно меняет роль и функции преподавателя, который из источника новых знаний превращается в инструктора и консультанта; 2) повышает активность студента путем включения его в различные виды деятельности по поиску информации, применению добытых знаний; 3) оптимизирует учебный процесс; 4) мотивирует студента к образовательной деятельности. Однако, обратимся к более подробному рассмотрению заявленной модели.
Традиционно в образовательной практике выделяют 6 моделей смешанного обучения. Одна из них - «flipped learning», к анализу
которой мы обращались в более ранних исследованиях [3]. Согласно переработанной таксономии Б. Блума, при реверсивном обучении студенты выполняют более низкие уровни познавательной активности (получение знаний самостоятельно вне стен аудитории), акцентируя внимание на понимании более высоких форм познавательной деятельности (анализ, синтез, применение, оценка) уже в аудитории с преподавателем.
Реализация реверсивного обучения происходит по следующей схеме: 1) обучающее видео; 2) интерактивная работа в классе; 3) наблюдение - обратная связь, оценка. Каждый из этапов подразумевает проектирование дополнительных электронных обучающих или контрольно-измерительных материалов.
Основным принципом проектирования электронных материалов является принцип обратного дизайна («backward design»). Разработка электронных материалов начинается не с поиска контента по соответствующей предметной области, а с определения планируемых результатов обучения и выбора соответствующих методов их оценивания.
Обратимся к основным этапам работы в рамках реверсивного обучения.
1) «Реверсивный» учебный процесс начинается с дистанционной части обучения: постановки проблемного задания, для выполнения которого необходимо самостоятельно ознакомиться с электронными материалами, созданные с помощью различных ресурсов, например, Presentme, myBrainShark, Zaption, Edpuzzle, Educreations. Эти приложения позволяют создавать короткие учебные видео—Vodcast (от video-on-demand, т.е. видео по запросу), разрабатывать интерактивные познавательные задания, а также получать обратную связь о том, насколько результативно идёт процесс обучения студентов. При необходимости преподаватель как медиатор учебного процесса может рекомендовать воспользоваться ссылками на дополнительные материалы в Сети. Студенты могут скачивать эти материалы на свои устройства, как стационарные, так и мобильные, слушать лекции и проходить самоконтроль и контроль в режиме онлайн.
2) На аудиторных занятиях происходит работа по уточнению понимания материала, анализ и предъявление результатов выполнения заданий проблемно-поискового, творческого характера, защита проектов, дискуссии.
3) Реализуя реверсивное обучение, необходимо непрерывно осуществлять мониторинг учебного процесса и комплексный анализ промежуточных результатов деятельности каждого обучающегося: контроль и анализ работы в сети, качество выполненных в тестовой форме контрольных заданий, количество попыток выполнения того или иного задания, обращение к дополнительным образовательным ресурсам внутри образовательной платформы, которой может послужить, например, платформа Edmodo, сведения об индивидуальном консультировании с учителем внутри платформы, сведения об активности работы на форуме.
Таким образом, мы можем предположить, что модель «реверсивного обучения» - ключ к успешной работе с современными студентами. Ведь в работе с цифровым поколением студентов необходимо использовать такие технологии, которые бы гармонично использовали преимущества традиционного и информационного образования, что и предполагает собой вышеуказанная модель. Поколение «digital natives» - поколение, которому удобнее усваивать новый материал в комфортных для себя условиях посредством ИКТ-технологий, когда они не ограничены во времени прочтения текстов, выполнения проверочных заданий. Они будут чувствовать себя увереннее, придя в класс на очную встречу с преподавателем, будучи уже подготовленными с теоретической точки зрения.
Перспективным направлением исследований в данной области является разработка новых форматов ученых планов и программ по английскому языку в системе высшего образования с обязательным включением цифровых технологий и мобильных приложений, используемых преподавателями. Отсюда следующим перспективным направлением может быть обновление лингводи-дактического подхода к понятию «наглядность в обучении иностранным языкам».
Список литературы
1. Берулава Г.А., Берулава М.Н. Методологические основы развития системы высшего образования в информационном обществе и личности в информаионном пространстве//Педагогика. 2010. №4. С. 11-18.
2. Копыловская М.Ю. Межкультурный Digital Native/Digital Immigrant конфликт в современном преподавании английского языка [Электронный ресурс]/Вестник СПбГУ. Сер. 9.2014. Вып. 1.С. 167-177. URL:htty://cyberleninka.ru/article/n/mezhkul1^ immigrant-konflikt-v-sovremennom-prepodavatiii-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 14.03.2017).
3. Локша О.М., Ворновская A.A. К вопросу использования реверсивного обучения // Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. Развитие современного образования: теория, методика и практика : материалы 1УМеждунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 23 апр. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. С. 210-212.
4. Нечаев В.Д., Дурнева Е.Е. «Цифровое поколение: психолого-педагогическое исследование проблемы [Электронный ресурс] //М.: Педагогика. 2016. №1. С. 36-45. URL: http://sevcbs.ru/main/wp-content/
uploads/2016/05/Statya-k-zhurnalu-Pedagogika-2016-----1 .pdf (дата
обращения: 1.03.2017).
5. Тестов В.А. Информационное общество: переход к новой парадигме в образовании// Педагогика. 2012. № 4. С. 3-10.
6. Травнев В.А., Гуркин В.Ф., Травнев О.В. Дистанционное обучения и его развитие. М., 2008.
7. Prensky М.Н. Sapiens Digital: From Digital Immigrants to Digital Natives to Digital Wisdom // Innovate: Journal of Online Education. 2009. Vol. 5. [Электронный ресурс]. URL: http://nsuworks.nova.edu/ cgi/viewcontent.cgi?article=1020&context=innovate (дата обращения: 5.03.2017).
8. Selwyn N. The digital native - myth and reality II [Электронный ресурс] Aslib Proceedings: New Informations Perspectives. 2009. N 61 (4). URL: http://www.teachingmethods2.eom/uploads/6/2/9/2/62924989/ selwyn_dig_natives_aslib_proceedings_2009.pdf (дата обращения: 10.03.2017).