DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-45-51
ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ
Висингириев А.А.
ORCID: 0000-0002-0225-8553, Российский Исламский университет имени Кунта-Хаджи, г. Грозный, Российская Федерация
В статье осуществлен анализ современных документов Российской Федерации в области музееведения. Раскрываются теоретико-методологические основы научной организации, функционирования и воспитательной деятельности школьных музеев. Выделены дидактические условия, обеспечивающие вариативность и гибкость содержания музейной деятельности.
Ключевые слова: музей; школа; образование; молодежь; музейная педагогика; дополнительное образование; нравственное воспитание.
BASICS OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE MUSEUM IN EDUCATIONAL SPACE OF SCHOOL
Visingiriev A. A.
ORCID: 0000-0002-0225-8553, Russian Islamic University named after Kunta-Haji, Groznyj, Russian Federation
The article presents the analysis of the modern documents of the Russian Federation in the field of museology. Reveals the theoretical-methodological foundations of scientific organization, operation
and educational activity of school muséums. Dedicated didactic conditions that ensure the variability andflexibility of the content of the Muséum 's activities.
Keywords: muséum; school; éducation; youth; muséum éducation; further éducation; moral éducation.
Во все времена исследование культуры и образования, морали и нравственности было связано с изучением генезиса человечества. В процессе осмысления прошлого любое общество пытается найти решение многих вопросов дня сегодняшнего. Поэтому мы все чаще обращаемся к своим историческим корням, традициям, к духовному и материальному наследию, бережно сохраняемым музеями - научно-просветительными учреждениями, которые сочетают в себе отбор, хранение, реставрацию, экспозицию историко-культурных ценностей, являясь по сути сложной многоуровневой системой, решающей ряд социально значимых задач (организация досуга, интеграция творческой и познавательной деятельности и др.).
Образование на основе музейной педагогики существенно расширяет знания о творческом потенциале учащихся. Обеспечивая возможности достижения успеха в избранном виде деятельности, оно способствует тем самым развитию таких качеств личности, которые важны в любой сфере, а также с его помощью формируется круг общения - на основе общих интересов и общих духовных ценностей.
Одновременно музейная педагогика позволяет полнее и эффективнее использовать потенциал школьного образования, поскольку создается ситуация применения, расширения и углубления школьных знаний. Важным мы считаем и то обстоятельство, что в результате реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ удается раскрыть и совершенствовать творческие возможности детей.
Вариативность и гибкость содержания музейной деятельности обеспечиваются при условии выполнения следующих дидакгиче-
ских условий: содержание является результатом интеграции науки, практики и искусства и отражает изменение уровня и направленности интересов ребенка, его способностей и достижений; на выбор форм и методов деятельности влияет степень развития отношений между детьми и взрослыми в объединении; уделяется внимание осознанному выбору ориентиров в ходе постижения смысла жизни, базирующемуся на культурных традициях человеческой цивилизации [1, с. 20].
Как любая малая социальная группа, коллектив выступает механизмом, помогающим человеку через отношения сотрудничества, человеческого братства адаптироваться в системе функционально-ролевых связей. Именно в музейной деятельности в рамках образовательного пространства школы создаются оптимальные условия для самореализации современного ребенка [2, с. 88].
Содержавшиеся в документах и материалах советского периода теоретико-методологические положения о воспитательной деятельности школьных музеев получили развитие и обогащение в документах и научных рекомендациях, разработанных в Российской Федерации в начале XXI столетия. Исследуемый вопрос нашел отражение, в частности, в Федеральной целевой программе «Культура России (2001-2005 годы)». В ней определены следующие задачи государственных и школьных музеев: сохранение культурного потенциала и культурного наследия страны, обеспечение преемственности развития российской культуры наряду с поддержкой многообразия культурной жизни; обеспечение единства культурного пространства, равных возможностей доступа к культурным ценностям для жителей различных территорий страны и представителей разных социальных групп, создание условий для диалога культур в многонациональном государстве; формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества [3].
Для разработки теоретических основ воспитательной деятельности музеев в школе важное значение имела Федеральная целевая
программа «Молодежь России (2001-2005 годы)», утвержденная Правительством РФ в 2000 г. Она предусматривала развитие системы дополнительного образования (под держка различных форм духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития детей, подростков и молодежи), укрепление ее материальной базы; создание условий для реализации научно-технического, творческого потенциала молодежи; дальнейшее развитие массовых видов детского и молодежного спорта и туризма; совершенствование краеведения; воспитание у молодежи граждан-ско-патриотической позиции. В этой связи Программой определены основные направления гражданского, военно-патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи, в том числе в деятельности музеев:
— пропаганда отечественной истории и культуры, внедрение элементов и форм гражданско-патриотического воспитания;
- воспитание молодежи в летних лагерях отдыха, функционирование молодежных клубов по месту жительства;
— деятельность молодежных объединений по поиску и захоронению останков погибших воинов, увековечению памяти защитников Отечества;
- поддержка деятельности молодежных общественных объединений, направленной на реставрацию, восстановление и содержание памятников истории, культуры и архитектуры, экологических зон, мемориальных комплексов и памятников боевой и трудовой славы народов России.
Законом «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации» определены основные понятия и термины, которые используются для целей закона: музей, музейный фонд, музейный предмет, музейная коллекция, культурные ценности, хранение, публикация. Taie, музеем, согласно данному закону, является некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций. Совокупность постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов
и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается только с соблюдением ограничений, установленных указанным законом, называется музейным фондом. В соответствии с данным законом определены цели создания музеев в России: хранение музейных предметов и музейных коллекций; выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций; изучение музейных предметов и музейных коллекций; публикация музейных предметов и музейных коллекций; просветительная и образовательная деятельность [4]. Создание музеев в Российской Федерации для иных целей не допускается.
Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящиеся в музеях в Российской Федерации, открыты для доступа граждан. Ограничение доступа к ним может осуществляться лишь по некоторым серьезным основаниям (неудовлетворительное состояние сохранности, производство реставрационных работ; нахождение музейного предмета в хранилище (депозитарии) музея). Все они подлежат учету и хранению в соответствии с едиными правилами и условиями, установленными законом, независимо от того, в чьей собственности или владении они находятся. Учет музейных предметов и музейных коллекций осуществляется их собственниками или музеями и иными организациями, в оперативном управлении или пользовании которых они находятся, с использованием специальной учетной документации, обеспечивающей возможность полной идентификации этих предметов и коллекций и содержащей сведения об их местонахождении, сохранности, форме использования и т.д. Правила учетной обработки музейных предметов и музейных коллекций (описания, измерения, маркировки и др.), условия хранения и обеспечения безопасности в соответствии с особой технологией изготовления, другой спецификой отдельных категорий данных предметов и коллекций, а также типовые формы основных учетных документов определяются инструкцией по учету и хранению музейных предметов и музейных коллекций, утверждаемой Министерством культуры Российской Федерации.
Собственники или владельцы музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав фонда, обязаны предоставлять федеральному Министерству культуры либо органам исполнительной власти субъектов РФ, на которые возложено государственное регулирование в области культуры, информацию об этих музейных предметах и музейных коллекциях, необходимую для ведения государственного учета фонда, а также возможность для проведения проверки их сохранности и условий хранения.
В настоящее время работа школьных музеев сопряжена с рядом факторов политического, социально-экономического, историко-культурного характера. Часть музеев находится в состоянии упадка, множество из них закрывается. Это объясняется сменой идеологических приоритетов, вследствие чего теряется актуальность некоторых музеев, недостаточной преемственностью в деятельности руководителей музеев, финансовыми трудностями, отсутствием четкого правового статуса школьных музеев. Сложности экономико-политической обстановки не позволяют в должной степени раскрыться потенциалу краеведения, которому в ходе демократизации общества следует придать новый импульс.
Список литературы
1. Белякова JI.M. Музейная педагогика: новый взгляд на образование // Дополнительное образование и воспитание. 2006. № 5.
2. Виншна Г.В. Музейная педагогика как направление развития системы дополнительного образования: дис____канд. пед. наук. Липецк, 1999.
3. Федеральная целевая программа «Культура России (2001-2005 годы)». Утверждена Постановлением Правительства РФ № 955 от 14.12.2000.
4. Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации». Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 г., с изменениями на 3 июля 2016 г.
5. Крылова Н.Б. Музей - школа - город - мир // Школьные технологии. 2000. № 5; Каменский A.M., Смирнова З.Ю. Внеурочные технологии как альтернативные формы образования. М.: Сентябрь, 2006;
Маслова Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников в контексте национально-регионального компонента начального общего образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2007 и др.
DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-51-59
АКТУАЛЬНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ РЕВЕРСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКУ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ворновская A.A. \ Локша О.М.2
ЮКСГО: 0000-0002-0168-2934, Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, г. Калининград, Российская Федерация
2ORCID: 0000-0002-4394-5800, Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, г. Калининград, Россия
В статье рассматривается феномен «цифрового поколения» и актуализируется проблема поиска новых подходов к обучению представителей данной культуры. На основе анализа характеристик поколений «Digital Natives/Digital Immigrants» авторы делают вывод о необходимости изменения организации процесса обучения и предлагают своё решение этой проблемы. Выдвигается гипотеза о преимуществах использования модели «реверсивного обучения» в работе со студентами поколения «Digital Natives».
Ключевые слова: цифровое поколение; смешанное обучение; теория поколений; поколение «Digital Natives»; поколение «Digital Immigrants»; межкультурный конфликт «Digital Native/Digital Immigrant»; реверсивное обучение; организация обучения.