Научная статья на тему 'Основы воспитательной деятельности музея в образовательном пространстве школы'

Основы воспитательной деятельности музея в образовательном пространстве школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / ШКОЛА / ОБРАЗОВАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / MUSEUM / SCHOOL / EDUCATION / YOUTH / MUSEUM EDUCATION / FURTHER EDUCATION / MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Висингириев А. А.

В статье осуществлен анализ современных документов Российской Федерации в области музееведения. Раскрываются теоретико-методологические основы научной организации, функционирования и воспитательной деятельности школьных музеев. Выделены дидактические условия, обеспечивающие вариативность и гибкость содержания музейной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASICS OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE MUSEUM IN EDUCATIONAL SPACE OF SCHOOL

The article presents the analysis of the modern documents of the Russian Federation in the field of museology. Reveals the theoretical-methodological foundations of scientific organization, operation and educational activity of school museums. Dedicated didactic conditions that ensure the variability and flexibility of the content of the Museum’s activities.

Текст научной работы на тему «Основы воспитательной деятельности музея в образовательном пространстве школы»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-45-51

ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ

Висингириев А.А.

ORCID: 0000-0002-0225-8553, Российский Исламский университет имени Кунта-Хаджи, г. Грозный, Российская Федерация

В статье осуществлен анализ современных документов Российской Федерации в области музееведения. Раскрываются теоретико-методологические основы научной организации, функционирования и воспитательной деятельности школьных музеев. Выделены дидактические условия, обеспечивающие вариативность и гибкость содержания музейной деятельности.

Ключевые слова: музей; школа; образование; молодежь; музейная педагогика; дополнительное образование; нравственное воспитание.

BASICS OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE MUSEUM IN EDUCATIONAL SPACE OF SCHOOL

Visingiriev A. A.

ORCID: 0000-0002-0225-8553, Russian Islamic University named after Kunta-Haji, Groznyj, Russian Federation

The article presents the analysis of the modern documents of the Russian Federation in the field of museology. Reveals the theoretical-methodological foundations of scientific organization, operation

and educational activity of school muséums. Dedicated didactic conditions that ensure the variability andflexibility of the content of the Muséum 's activities.

Keywords: muséum; school; éducation; youth; muséum éducation; further éducation; moral éducation.

Во все времена исследование культуры и образования, морали и нравственности было связано с изучением генезиса человечества. В процессе осмысления прошлого любое общество пытается найти решение многих вопросов дня сегодняшнего. Поэтому мы все чаще обращаемся к своим историческим корням, традициям, к духовному и материальному наследию, бережно сохраняемым музеями - научно-просветительными учреждениями, которые сочетают в себе отбор, хранение, реставрацию, экспозицию историко-культурных ценностей, являясь по сути сложной многоуровневой системой, решающей ряд социально значимых задач (организация досуга, интеграция творческой и познавательной деятельности и др.).

Образование на основе музейной педагогики существенно расширяет знания о творческом потенциале учащихся. Обеспечивая возможности достижения успеха в избранном виде деятельности, оно способствует тем самым развитию таких качеств личности, которые важны в любой сфере, а также с его помощью формируется круг общения - на основе общих интересов и общих духовных ценностей.

Одновременно музейная педагогика позволяет полнее и эффективнее использовать потенциал школьного образования, поскольку создается ситуация применения, расширения и углубления школьных знаний. Важным мы считаем и то обстоятельство, что в результате реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ удается раскрыть и совершенствовать творческие возможности детей.

Вариативность и гибкость содержания музейной деятельности обеспечиваются при условии выполнения следующих дидакгиче-

ских условий: содержание является результатом интеграции науки, практики и искусства и отражает изменение уровня и направленности интересов ребенка, его способностей и достижений; на выбор форм и методов деятельности влияет степень развития отношений между детьми и взрослыми в объединении; уделяется внимание осознанному выбору ориентиров в ходе постижения смысла жизни, базирующемуся на культурных традициях человеческой цивилизации [1, с. 20].

Как любая малая социальная группа, коллектив выступает механизмом, помогающим человеку через отношения сотрудничества, человеческого братства адаптироваться в системе функционально-ролевых связей. Именно в музейной деятельности в рамках образовательного пространства школы создаются оптимальные условия для самореализации современного ребенка [2, с. 88].

Содержавшиеся в документах и материалах советского периода теоретико-методологические положения о воспитательной деятельности школьных музеев получили развитие и обогащение в документах и научных рекомендациях, разработанных в Российской Федерации в начале XXI столетия. Исследуемый вопрос нашел отражение, в частности, в Федеральной целевой программе «Культура России (2001-2005 годы)». В ней определены следующие задачи государственных и школьных музеев: сохранение культурного потенциала и культурного наследия страны, обеспечение преемственности развития российской культуры наряду с поддержкой многообразия культурной жизни; обеспечение единства культурного пространства, равных возможностей доступа к культурным ценностям для жителей различных территорий страны и представителей разных социальных групп, создание условий для диалога культур в многонациональном государстве; формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества [3].

Для разработки теоретических основ воспитательной деятельности музеев в школе важное значение имела Федеральная целевая

программа «Молодежь России (2001-2005 годы)», утвержденная Правительством РФ в 2000 г. Она предусматривала развитие системы дополнительного образования (под держка различных форм духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития детей, подростков и молодежи), укрепление ее материальной базы; создание условий для реализации научно-технического, творческого потенциала молодежи; дальнейшее развитие массовых видов детского и молодежного спорта и туризма; совершенствование краеведения; воспитание у молодежи граждан-ско-патриотической позиции. В этой связи Программой определены основные направления гражданского, военно-патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи, в том числе в деятельности музеев:

— пропаганда отечественной истории и культуры, внедрение элементов и форм гражданско-патриотического воспитания;

- воспитание молодежи в летних лагерях отдыха, функционирование молодежных клубов по месту жительства;

— деятельность молодежных объединений по поиску и захоронению останков погибших воинов, увековечению памяти защитников Отечества;

- поддержка деятельности молодежных общественных объединений, направленной на реставрацию, восстановление и содержание памятников истории, культуры и архитектуры, экологических зон, мемориальных комплексов и памятников боевой и трудовой славы народов России.

Законом «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации» определены основные понятия и термины, которые используются для целей закона: музей, музейный фонд, музейный предмет, музейная коллекция, культурные ценности, хранение, публикация. Taie, музеем, согласно данному закону, является некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций. Совокупность постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов

и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается только с соблюдением ограничений, установленных указанным законом, называется музейным фондом. В соответствии с данным законом определены цели создания музеев в России: хранение музейных предметов и музейных коллекций; выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций; изучение музейных предметов и музейных коллекций; публикация музейных предметов и музейных коллекций; просветительная и образовательная деятельность [4]. Создание музеев в Российской Федерации для иных целей не допускается.

Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящиеся в музеях в Российской Федерации, открыты для доступа граждан. Ограничение доступа к ним может осуществляться лишь по некоторым серьезным основаниям (неудовлетворительное состояние сохранности, производство реставрационных работ; нахождение музейного предмета в хранилище (депозитарии) музея). Все они подлежат учету и хранению в соответствии с едиными правилами и условиями, установленными законом, независимо от того, в чьей собственности или владении они находятся. Учет музейных предметов и музейных коллекций осуществляется их собственниками или музеями и иными организациями, в оперативном управлении или пользовании которых они находятся, с использованием специальной учетной документации, обеспечивающей возможность полной идентификации этих предметов и коллекций и содержащей сведения об их местонахождении, сохранности, форме использования и т.д. Правила учетной обработки музейных предметов и музейных коллекций (описания, измерения, маркировки и др.), условия хранения и обеспечения безопасности в соответствии с особой технологией изготовления, другой спецификой отдельных категорий данных предметов и коллекций, а также типовые формы основных учетных документов определяются инструкцией по учету и хранению музейных предметов и музейных коллекций, утверждаемой Министерством культуры Российской Федерации.

Собственники или владельцы музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав фонда, обязаны предоставлять федеральному Министерству культуры либо органам исполнительной власти субъектов РФ, на которые возложено государственное регулирование в области культуры, информацию об этих музейных предметах и музейных коллекциях, необходимую для ведения государственного учета фонда, а также возможность для проведения проверки их сохранности и условий хранения.

В настоящее время работа школьных музеев сопряжена с рядом факторов политического, социально-экономического, историко-культурного характера. Часть музеев находится в состоянии упадка, множество из них закрывается. Это объясняется сменой идеологических приоритетов, вследствие чего теряется актуальность некоторых музеев, недостаточной преемственностью в деятельности руководителей музеев, финансовыми трудностями, отсутствием четкого правового статуса школьных музеев. Сложности экономико-политической обстановки не позволяют в должной степени раскрыться потенциалу краеведения, которому в ходе демократизации общества следует придать новый импульс.

Список литературы

1. Белякова JI.M. Музейная педагогика: новый взгляд на образование // Дополнительное образование и воспитание. 2006. № 5.

2. Виншна Г.В. Музейная педагогика как направление развития системы дополнительного образования: дис____канд. пед. наук. Липецк, 1999.

3. Федеральная целевая программа «Культура России (2001-2005 годы)». Утверждена Постановлением Правительства РФ № 955 от 14.12.2000.

4. Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации». Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 г., с изменениями на 3 июля 2016 г.

5. Крылова Н.Б. Музей - школа - город - мир // Школьные технологии. 2000. № 5; Каменский A.M., Смирнова З.Ю. Внеурочные технологии как альтернативные формы образования. М.: Сентябрь, 2006;

Маслова Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников в контексте национально-регионального компонента начального общего образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2007 и др.

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-51-59

АКТУАЛЬНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ РЕВЕРСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКУ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ворновская A.A. \ Локша О.М.2

ЮКСГО: 0000-0002-0168-2934, Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, г. Калининград, Российская Федерация

2ORCID: 0000-0002-4394-5800, Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, г. Калининград, Россия

В статье рассматривается феномен «цифрового поколения» и актуализируется проблема поиска новых подходов к обучению представителей данной культуры. На основе анализа характеристик поколений «Digital Natives/Digital Immigrants» авторы делают вывод о необходимости изменения организации процесса обучения и предлагают своё решение этой проблемы. Выдвигается гипотеза о преимуществах использования модели «реверсивного обучения» в работе со студентами поколения «Digital Natives».

Ключевые слова: цифровое поколение; смешанное обучение; теория поколений; поколение «Digital Natives»; поколение «Digital Immigrants»; межкультурный конфликт «Digital Native/Digital Immigrant»; реверсивное обучение; организация обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.