Научная статья на тему 'Специфика субъекта образовательного процесса в условиях цифровизации общества'

Специфика субъекта образовательного процесса в условиях цифровизации общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / «ПОКОЛЕНИЕ Z» / КУРСАНТ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DIGITALIZATION OF EDUCATION / «GENERATION Z» / CADET / PENAL SYSTEM / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бровкина А.А.

Цифровая эра диктует новые требования не только к навыкам и умениям выпускников вузов, но и определяет иной подход к организации самого процесса обучения. Цифровая трансформация образования не может быть успешной без учета специфики обучающегося, что предполагает изучение субъекта образовательного процесса. В статье рассматриваются особенности моделей деятельности, общения и системы ценностей цифрового поколения, говорится о меняющейся роли преподавателя и отходе от традиционного авторитарного стиля управления учебным процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF THE SUBJECT OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF SOCIETY

The digital era dictates new requirements not only for the skills and abilities of university graduates, but also defines a different approach to organizing the learning process itself. The digital transformation of education cannot be successful without taking into account the specifics of the student, which implies the study of the subject of the educational process. The article examines the features of the models of activity, communication and value systems of the digital generation, talks about the changing role of the teacher and the departure from the traditional authoritarian style of managing the educational process.

Текст научной работы на тему «Специфика субъекта образовательного процесса в условиях цифровизации общества»

СПЕЦИФИКА СУБЪЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ

ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

А.А. Бровкина, канд. юрид. наук, доцент Академия ФСИН России (Россия, г. Рязань)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10887

Аннотация. Цифровая эра диктует новые требования не только к навыкам и умениям выпускников вузов, но и определяет иной подход к организации самого процесса обучения. Цифровая трансформация образования не может быть успешной без учета специфики обучающегося, что предполагает изучение субъекта образовательного процесса. В статье рассматриваются особенности моделей деятельности, общения и системы ценностей цифрового поколения, говорится о меняющейся роли преподавателя и отходе от традиционного авторитарного стиля управления учебным процессом.

Ключевые слова: цифровизация образования, «поколение Z», курсант, уголовно-исполнительная система, информационные технологии.

Современная молодежь значительно отличается от поколения так называемых нулевых. Молодые люди уже более не выступают потребителями медиадискурса, а становятся «добывателями» и «создателями» информации, творя свой контент и свою цифровую историю, создавая тем самым новые смыслы и образы. Это приводит к изменению системы формирования культурного опыта, повседневной практики социально-культурного взаимодействия. Безусловно, система ведомственного образования не может не отреагировать на такие глобальные изменения. Повышение качества профессиональной подготовки кадров для УИС, поиск новых научных подходов в организации образовательного процесса и методик преподавания отдельных учебных дисциплин в ведомственных образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний необходимо осуществлять, исходя из современных реалий и потребностей общества. Система подготовки кадров должна учитывать специфику объекта образовательной деятельности и отвечать современным вызовам социума. Именно образование поможет нивелировать отрицательные черты современного поколения через преодоление трудностей в развитии, вызванных нахождением в цифровой среде. А для этого необходим выбор нового, адекватного вызовам современности стиля общения

и обучения. В связи с этим возникает необходимость изучения нового поколения, его характеристик, особенностей получения образования, профессиональных компетенций, социализации. Важно понять, как включенность в информационные процессы влияет на установки, ценности и образ жизни, найти различия: очевидные плюсы и угрозы, которые вне зависимости от отношения к ним неизбежны.

Не так давно, в обиход научной литературы вошло такое понятие, как: «поколение Z». Согласно теории поколений, разработанной американскими учеными Н. Хоувом и В. Штраусом, каждые 20 лет появляется новое поколение с иными ценностями и отличным от предшественников поведением. С точки зрения ученых, модель воспитания в семье определяет доминирующие нравственные идеалы молодого человека. Также значительное влияние на формирование личности оказывают социальные, политические, экономические и технологические процессы, которые произошли в обществе в период взросления детей - до 12-14 лет [1, с. 36]. В этом возрасте закладывается модель поведения во взрослой жизни - отношение к работе, семье, потребительское поведение, взгляды на мир и т.п. [2, с. 221].

«Поколением Z» в зарубежных моделях называют людей, родившихся вначале 2000-х гг., хотя некоторые исследователи

относят хронологическое начало цифрового поколения к 1991 г., считая точкой отсчета изобретение интернета. В России теорию поколений адаптировали социологи Ю.А. Левада, В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз и психологи Е.М. Шамис и А. Антипов. В отечественном подходе к периодизации поколений к «поколению Z» относят рожденных в период с 2000 года по настоящее время [3, с. 52]. И современный курсант - яркий представитель «поколения Z».

Компьютер, мобильный телефон, иные цифровые гаджеты, интернет, социальные сети, IT-средства за последние 20 лет радикально изменили окружающий мир. Социализация детей проходит не в привычном материально-вещественном мире, а в цифровой реальности. Это неизбежно сказывается на особенностях моделей деятельности, общения, системы ценностей и психологии «поколения Z». Рассматривая субъект современного образовательного процесса, мы можем отметить то, что его познавательная сфера отличается клипово-стью мышления [4, с. 271]. Термин «клиповое мышление» ввел в оборот Э. Тоффлер в книге «Третья волна» еще в начале XX века, который означает фрагментарное поверхностное знание [5]. А.Б. Фельдман считает клиповое мышление, приобретенным видом мышления, которое проявляется в том, что человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу [6, с. 57]. Многие преподаватели отмечают фундаментальные изменения в характере восприятия информации: у курсантов падает интерес к обучению, поиску и формированию логических связей, отпадает необходимость самоанализа. Большинство обучающихся в вузе оказываются не приспособлены к серьезному познавательному труду, им все сложнее читать научные статьи, длинные параграфы учебников, многие не справляются с анализом текста, так как просто не могут понять структуру повествования и выделить генеральную мысль. Обучающиеся акцентируют внимание только на внешних поверхностных признаках, не вникая в суть проблемы.

Обладатели клипового сознания теряют возможность дифференцировать информационный мусор и полезную информацию и потребляют более простые по форме и содержанию сведения. Для «цифрового поколения» характерно желание получать информацию посредством не текстовых документов, а изображений, фильмов, аудиофайлов. Серфинг на Google или Youtube типичен для «поколения Z», представители которого скорее просмотрят короткое обобщающее видео, нежели прочитают всю статью. Результаты исследования выявили, что средний период концентрации внимания представителя цифрового поколения на одном объекте составляет всего восемь секунд [7, с. 52]. Исходя из сложившихся реалий, педагогам необходимо учитывать когнитивные особенности курсантов и искать альтернативные формы подачи информации и возможности грамотного применения в образовательном процессе аудио и медиафайлов. Использование аудиовизуальных средств, воздействующих одновременно на органы слуха и зрения, позволяет повысить уровень усвоения материала до 20%.

Но «клиповое мышление» имеет и обратную сторону медали. Мы говорим о многозадачности обучающегося. Это феномен, присущий «поколению Z», воспитанному в эпоху бума компьютерных и коммуникационных технологий. Курсанты одновременно могут редактировать фотографии, общаться в чате, листать страницы соцсетей, записывая при этом лекцию. У них есть возможность свободно передавать и принимать информацию, иметь мгновенный доступ, как к освоенным знаниям, так и к любой информации. Но, разумеется, платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст.

Цифровое биосоциальное пространство налагает отпечаток на образ жизни современного поколения. Особенность такого пространства заключается в том, что виртуальное пространство выступает продолжением физического и социального. Как отмечают Дж. Пэлфри и К. Гассер, «Зеты»

не делают различия между жизнью в Сети и вне ее, ибо не воспринимают свою идентичность в цифровом и реальном пространстве как нечто обособленное; считают, что их идентичность представлена сразу в нескольких пространствах [8, 10]. Это значит, что статус личности «Зета» и его значимость в интернете - геймер, блогер, стример - также важны, значимы и реальны, как и жизнь офлайн. Статус в Сети может оказывать влияние на реальную жизнь: определять круг знакомств, стиль общения, доход и занятость, а также статус в социуме. Высокоранговые пользователи Сети имеют широкую аудиторию и становятся известными в реальности; получают возможность в той или иной степени влияния на других людей. С одной стороны виртуальность дает возможность для реализации личности, ее самовыражения, раскрытия потенциала, персонификации и индивидуализации. В цифровом мире молодой человек может иметь сотни и тысячи друзей и подписчиков, быть коммуникативным, успешным и востребованным. Однако это может привести к преобладанию виртуального образа над реальной личностью. Человек в форме своего киберобраза живет интереснее, полнее и ярче совершает больше действий, испытывает более сильные эмоции [9]. С другой стороны, частое и долгое пребывание в сети ведет к разложению социальных связей, утрате ценностей человеческой общности. В реальной жизни юноши и девушки часто испытывают трудности с коммуникацией, с построением партнерских отношений с однокурсниками и преподавателями. Знакомства в интернете заменяют реального собеседника, но в то же время порождают различные эмоциональные комплексы: неуверенность в себе, отсутствие адекватной самооценки, зависимость от внешних оценок и мнений. Представители «цифрового поколения» обладают инновационным типом ментальности, которому присущи такие социально-психологические характеристики, как независимость от группы, нестабильность, индивидуализм [10, с. 85]. Соответственно это вызывает сложности в процессе обучения в ведомственном вузе, где формиру-

ются базовые нравственные принципы сотрудника уголовно-исполнительной системы, такие как альтруизм, коллективизм и отказ от индивидуализма. Основной проблемой «поколения Z» становится размывание системы ценностей, стирание этических и социальных норм. Исследование общественного мнения, проведенное учеными Института социологии РАН, выявило достаточно тревожную ситуацию в отношении формирования нравственных ценностей современного поколения. Больше половины юношей и девушек, участвовавших в исследовании (59% в возрасте от 18 до 25 лет), допускают нарушение моральных принципов и норм для того, чтобы добиться успеха в жизни, поскольку современный мир жесток [11]. Это не соответствует тем этическим требованиям, которые предъявляются к кандидатам на службу и сотрудникам УИС. Например, в тексте Присяги сотрудника уголовно-исполнительной системы говорится том, что сотрудник должен «уважать и защищать права и свободы человека и гражданина; быть мужественным, честным...» [12]. Сотрудник должен быть способен к самопожертвованию, альтруизму, в его действиях не должно быть «ситуативной морали». Попрание моральных норм и принципов ведет к нарушению закона и соответственно к должностным преступлениям. Процесс трансформации наблюдается и в отношении такой моральной категории как ответственность. Представители «поколения Z» предпочитают избегать ответственности или минимизировать ее долю. В профессиональных коллективах курсантов мы наблюдаем частую смену командиров, нежелание быть формальным лидером. Ответственность подразумевает готовность личности к самостоятельному принятию решения и способности оценки его последствий, к чему большинство не готово.

Цифровизация и информатизация жизни, как и многие явления, воспринимаются двояко. Наряду с негативными явлениями цифровизации, выделяют и положительные трансформации в жизни и сознании молодых людей. «Поколение Z» сформировалось в процессе значительных демо-

графических изменений. Благодаря миграции, дети и молодежь из поколения Z имеют однокурсников из других стран и, таким образом, знакомятся с традициями со всего мира. Они не испытывают затруднений при создании новых виртуальных отношений, знакомств без географических границ. У них высокий уровень кросскультурной коммуникации и толерантности. Цифровые дети чрезвычайно креативны. В их восприятии информация пластична; она представляет собой то, чем можно управлять и что можно изменять новыми, интересными способами. Например, можно создать свой персональный профиль в социальной сети или статью в Википедии, разместить в сети свой фильм или видео, скачать самую свежую музыку. Они могут мгновенно освоить новую программу, без особого труда снимать, загружать и редактировать фотографии, чтобы обмениваться ими с друзьями. Компьютерно-грамотное поколение способно быстро находить информацию, легко обрабатывать большое количество новой и адаптировать к новым тенденциям. «Зеты» умеют и любят сотрудничать, для них очевидна ценность продуктивного взаимодействия. Они предпочитают кооперацию вместо конкуренции.

Очевидным становится изменение роли педагога XXI века, миссия которого заключается уже не в передаче знаний, а в педагогической поддержке индивидуального развития личности через вхождение и самоидентификацию обучаемого в мире культурных ценностей. Это поколение, которое требует особого подхода и особой системы обучения и мотивации. Дж. Коатс отмечает, что успех взаимодействия учителя и ученика в современных условиях зависит от установления партнерских отношений, в которых преподаватель явля-

его прямой функцией становится обеспечение потребностного состояния обучающихся, ориентированного на усвоение новой информации и методов работы с ней [13, с. 233]. В работе с цифровым поколением наиболее эффективны будут такие разработки как обучение в формате игр, гибкий график, контроль и выдача точных указаний, постоянные творческие задания и предоставление возможности проявить себя. Для активизации процесса усвоения знаний необходимо вводить активные методы, такие как обсуждение и дискуссия в группе на определённую учебную тему. Это повышает усвоение обсуждаемого материала до 50%. Решение становится для курсанта «своим», осмысленным лишь тогда, когда он может высказать собственное мнение, идеи, активно участвует в обсуждении, предлагает свои варианты и вместе с другими участниками ищет консенсус. Совместная работа над практическим групповым заданием, активное участие каждого в обучении «позволяет добиться 70%-го усвоения учебного материала.

Для успешного взаимодействия с поколением Z нужно не просто учитывать их особенности, необходимо изменять сами принципы взаимоотношений. Образовательная модель, в которой преподаватель главный и единственный авторитет, а студент должен беспрекословно усваивать накопленные веками знания, устарела. Система учит повиноваться, а не думать самостоятельно и искать новаторских решений. Основная задача современного образования - сформировать навыки, необходимые в профессиональной деятельности. В современном мире знания быстро устаривают, а способность к обучению и приобретенные навыки позволяют специалисту реагировать на вызовы общества.

ется организатором учебной деятельности,

Библиографический список

1. Нечаев Н.Н., Дурнева Е.Е. Цифровое поколение: Психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика. - 2016. - № 1. - С. 36-45.

2. Зайцева Н.А. Теория поколений: мы разные или одинаковые? // Российские регионы: взгляд в будущее. - 2015. - №2 (3). - С. 220-236.

3. Захарова В.А. Студенты поколения Z: реальность и будущее // Научные труды Московского гуманитарного университета. - 2019. - №4. - С. 47-54.

4. Старицына О.А. Клиповое мышление уб образование. Кто виноват и что делать? // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. - №2 (23). -С. 270-273.

5. Семеновских Т.В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде // Интернет-журнал «Науковедение». - №5 (24).

6. Тоффлер Э. Шок будущего: пер. с англ. - М.: АСТ, 2002.

7. Захарова В.А. Студенты поколения Z: реальность и будущее // Научные труды Московского гуманитарного университета. - 2019. - № 4. - С. 52.

8. Палфри Джон, Гассер Урс. Дети цифровой эры. - М., 2011. - 368 с.

9. Бейненсон В.А. Проблемы интернет-коммуникации в условиях системы «новых медиа» // Молодой ученый. - 2014. - № 19 (78). - С. 640-642.

10. Пищик В.И. Поколения: социально-психологический анализ ментальности // Социальная психология и общество. - 2011. - № 2. - С. 80-88.

11. Зарубина Н.Н. Этика ответственности современной российской молодежи // Социология. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mgimo.ru/files/234861/soc_zarubina.pdf. (дата обращения: 27.07.2020).

12. Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

13. Ермак Н.А. Книга об образовании ... и не только // Вестник ЮРГТУ (НПИ). - 2011. - № 1. - С. 230-234.

SPECIFICITY OF THE SUBJECT OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF SOCIETY

A.A. Brovkina, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Academy of Law Management of the Federal Penal Service of Russia (Russia, Ryazan)

Abstract. The digital era dictates new requirements not only for the skills and abilities of university graduates, but also defines a different approach to organizing the learning process itself. The digital transformation of education cannot be successful without taking into account the specifics of the student, which implies the study of the subject of the educational process. The article examines the features of the models of activity, communication and value systems of the digital generation, talks about the changing role of the teacher and the departure from the traditional authoritarian style of managing the educational process.

Keywords: digitalization of education, «Generation Z», cadet, penal system, information technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.