Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДХОДОВ К ПРЕПОДАВАНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВУЗЕ В СВЯЗИ С ТЕНДЕНЦИЕЙ РОСТА ЧИСЛА РАБОТАЮЩИХ СТУДЕНТОВ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДХОДОВ К ПРЕПОДАВАНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВУЗЕ В СВЯЗИ С ТЕНДЕНЦИЕЙ РОСТА ЧИСЛА РАБОТАЮЩИХ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
активные методы обучения / перевернутый класс / проектное обучение / совмещение учебы и работы / компетенции / трансформация процесса обучения / active teaching methods / flipped classroom / project-based learning / combining study and work / competencies / transformation of learning process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.Н. Нечина

В данной статье рассматриваются два активных метода обучения: «перевернутый класс» и проектный метод. Использование таких методов обусловлено необходимостью трансформировать обучение в соответствии с современными тенденциями. Одной из таких тенденций является активное совмещение студентами учебы и работы. Статья анализирует причины того, почему студенты стремятся получить опыт работы в вузе, то, как активные методы обучения позволят освоить материал и не отставать от неработающих студентов, а также как сделать процесс обучения максимально эффективным и ориентированным на практику. Традиционно принято считать, что для усвоения материала студенты должны посещать все занятия. Однако современные технологии и методики позволяют овладеть знаниями без обязательного присутствия на всех занятиях, не снижая при этом качества обучения. Эта статья предназначена для преподавателей иностранного языка в вузе. Она позволяет оценить все преимущества данных подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF APPROACHES TO TEACHING FOREING LANGUAGES AT A UNIVERSITY IN CONNECTION WITH THE TREND OF GROWTH IN THE NUMBER OF WORKING STUDENTS

The article discusses two active teaching methods: the flipped class and the project method. The use of such methods is due to the need to transform training in accordance with modern trends. One of these trends is that increasingly more students are trying to combine work and study. The article analyzes reasons why students seek to gain work experience at a university and analyzes how active teaching methods will allow them to master the material and keep up with non-working students, as well as how to make the learning process as effective and practice oriented as possible. Traditionally, it is considered that students must attend all classes to master the material. However, modern technologies and techniques allow mastering knowledge without having to attend all classes, without reducing the quality of training. The article is intended for teachers of a foreign language at a university. It helps evaluate all the advantages of these approaches for both teachers and students.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДХОДОВ К ПРЕПОДАВАНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВУЗЕ В СВЯЗИ С ТЕНДЕНЦИЕЙ РОСТА ЧИСЛА РАБОТАЮЩИХ СТУДЕНТОВ»

5. Oxford Advanced Learner's Dictionary. Oxford University Press, 2015.

6. Cambridge Online Dictionary. Available at: https://dictionary.cambridge.org/dictionary

7. Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Бажанов А.Е., Кузьмина Е.В., Ратникова Е.И., Рахимбекова Л.Ш. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2022 года по иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский, китайский языки). Москва, 2022. Available at: http://doc.fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/2022/inyaz_mr_2022.pdf

References

1. Federal'nyjgosudarstvennyjobrazovatel'nyjstandart srednego obschego obrazovaniya (FGOS SOO): utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 maya 2012 № 413. Available at: http://ivo.garant.rU/#/document/70188902/paragraph/2034:0

2. Specifikaciya kontrol'nyh izmeritel'nyh materialov dlya provedeniya v 2022 godu edinogo gosudarstvennogo 'ekzamena po inostrannym yazykam (anglijskomu, nemeckomu, francuzskomu, ispanskomu yazykam). Available at: https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-11

3. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma srednego obschego obrazovaniya (odobrena resheniem federal'nogo uchebno-metodicheskogo ob'edineniya po obschemu obrazovaniyu, protokol ot 28.06.2016 N 2/16-z). Available at: https://legalacts.ru/doc/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-srednego-obshchego-obrazovanija-odobrena-resheniem/

4. Demonstracionnyj variant kontrol'nyh izmeritel'nyh materialov edinogo gosudarstvennogo 'ekzamena 2022 goda po angljskomu yazyku. Pis'mennaya chast'. Available at: https:// fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-11

5. Oxford Advanced Learner's Dictionary. Oxford University Press, 2015.

6. Cambridge Online Dictionary. Available at: https://dictionary.cambridge.org/dictionary%20

7. Verbickaya M.V., Mahmuryan K.S., Bazhanov A.E., Kuz'mina E.V., Ratnikova E.I., Rahimbekova L.Sh. Metodicheskie rekomendacii dlya uchitelej, podgotovlennye na osnove analiza tipichnyh oshibok uchastnikov EG'E 2022 goda po inostrannym yazykam (anglijskij, nemeckij, francuzskij, ispanskij, kitajskij yazyki). Moskva, 2022. Available at: http://doc. fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/2022/inyaz_mr_2022.pdf

Статья поступила в редакцию 30.05.23

УДК 811.111

Nechina E.N., teacher, Department of English Language and Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation

(Moscow, Russia), E-mail: ennechina@fa.ru

TRANSFORMATION OF APPROACHES TO TEACHING FOREING LANGUAGES AT A UNIVERSITY IN CONNECTION WITH THE TREND OF GROWTH IN THE NUMBER OF WORKING STUDENTS. The article discusses two active teaching methods: the flipped class and the project method. The use of such methods is due to the need to transform training in accordance with modern trends. One of these trends is that increasingly more students are trying to combine work and study. The article analyzes reasons why students seek to gain work experience at a university and analyzes how active teaching methods will allow them to master the material and keep up with non-working students, as well as how to make the learning process as effective and practice oriented as possible. Traditionally, it is considered that students must attend all classes to master the material. However, modern technologies and techniques allow mastering knowledge without having to attend all classes, without reducing the quality of training. The article is intended for teachers of a foreign language at a university. It helps evaluate all the advantages of these approaches for both teachers and students.

Key words: active teaching methods, flipped classroom, project-based learning, combining study and work, competencies, transformation of learning process

Е.Н. Нечина, преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ,

г. Москва, E-mail: ennechina@fa.ru

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДХОДОВ К ПРЕПОДАВАНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВУЗЕ В СВЯЗИ С ТЕНДЕНЦИЕЙ РОСТА ЧИСЛА РАБОТАЮЩИХ СТУДЕНТОВ

В данной статье рассматриваются два активных метода обучения: «перевернутый класс» и проектный метод. Использование таких методов обусловлено необходимостью трансформировать обучение в соответствии с современными тенденциями. Одной из таких тенденций является активное совмещение студентами учебы и работы. Статья анализирует причины того, почему студенты стремятся получить опыт работы в вузе, то, как активные методы обучения позволят освоить материал и не отставать от неработающих студентов, а также как сделать процесс обучения максимально эффективным и ориентированным на практику. Традиционно принято считать, что для усвоения материала студенты должны посещать все занятия. Однако современные технологии и методики позволяют овладеть знаниями без обязательного присутствия на всех занятиях, не снижая при этом качества обучения. Эта статья предназначена для преподавателей иностранного языка в вузе. Она позволяет оценить все преимущества данных подходов.

Ключевые слова: активные методы обучения, перевернутый класс, проектное обучение, совмещение учебы и работы, компетенции, трансформация процесса обучения

Цель исследования - рассмотреть и проанализировать современную тенденцию совмещения студентами учебы и работы и предложить методы, позволяющие работающим и не имеющим возможность посещать все занятия студентам осваивать материал в нужном объёме, не отставая от программы курса.

Задачи, которые позволят достичь поставленной цели:

- рассмотреть причины, по которым студенты активно совмещают учебу в вузе и работу,

- проанализировать метод перевернутого класса с точки зрения его практической значимости и преимуществ в современных условиях,

- изучить метод проектной деятельности как один из наиболее эффективных методик для внедрения в образовательный процесс с учетом запросов современных студентов.

Научная новизна данной статьи заключается в исследовании методов преподавания, которые позволят сформировать новую модель образования, отвечающую запросам студентов и соответствующую новым трендам и явлениям на рынке труда.

Теоретическая значимость данной статьи состоит в обобщении и уточнении того, почему методы активного обучения более предпочтительны в современных реалиях.

Проведенное исследование имеет практическую значимость потому, что его результаты можно применять на практике при планировании курса, составлении рабочих программ и организации образовательного процесса преподавателями иностранных языков в вузах.

В последние годы во всем мире растет число работающих студентов. Так, в Нидерландах самый высокий процент студентов в Европе, которые работают параллельно с учебой (70%), Исландия находится на втором месте (63%), и замыкает тройку лидеров Швейцария, где практически 60% работающих студентов [1]. Кроме того, соотношение времени, уделяемого учебе и работе, меняется. Если раньше приоритетом была учеба, и студенты выбирали неполную занятость, работу по вечерам и на выходных, а также работу с гибким графиком, то сейчас работа выходит на первый план. В России наблюдаются те же мировые тенденции. Согласно исследованию, проведенному преподавателями НИУ ВШЭ в 2019 году, Россия занимает 6 место по количеству работающих студентов, так как более половины российских студентов работают, среди студентов старших курсов этот процент немного выше (65%). Среди магистрантов процент работающих студентов достигает рекордных 85%. [2] На процентное соотношение студентов, которые работают параллельно с учебой, влияет несколько показателей. Во-первых, крупные города, такие как Москва, Санкт-Петербург Новосибирск, Краснодар, имеют большее число работающих студентов, потому что благодаря

наличию огромного числа предложений на рынке труда работу в мегаполисах найти проще. Кроме того, число работающих студентов зависит от специальности. Например, студенты, изучающие современные технологии, математику, дизайн, архитектуру чаще склонны совмещать обучение и занятость.

Причины, по которым студенты предпочитают совмещать учебу и работу, многочисленны. Однако на первое место вышло желание получить опыт, понять, какие навыки, умения, квалификации наиболее востребованы и ценятся в их сфере. Этот фактор опередил финансовый показатель. Студенты понимают, что знаний, полученных во время учебы, может быть недостаточно для последующего успешного трудоустройства. Кроме того, снижение качества образования, которое перестало быть элитарным, привело к тому, что наличие диплома даже самого престижного вуза не всегда говорит о наличии у студента необходимых профессиональных компетенций. Поэтому работодатели предпочитают принимать на работу людей с опытом. Высшее образование высоко ценится в нашей стране, процент студентов, бросивших вуз, ничтожно мал, хотя они могут быть не вполне довольны качеством образования. Это объясняются тем, что зарплаты людей с высшим образование значительно выше, особенно среди тех, кто окончил магистратуру. Безусловно, желание заработать является немаловажным фактором, вынуждающим студентов искать работу. Многие, поступая в вуз, переезжают в другой город и начинают самостоятельную жизнь [3]. Учитывая, что высшее образование становится все более дорогим, многие студенты стремятся снизить финансовую нагрузку с родителей, выходя на работу. Интересно отметить, что среди более способных студентов процент занятых на работе выше. Так, студенты-бюджетники чаще совмещают учебу и работу, что не оказывает значительного негативного влияния на их успеваемость. Наоборот, они лучше понимают, какие именно знания и навыки им нужны, и уделяют больше внимания овладению этими компетенциями. Кроме того, такие студенты часто идут на дополнительные курсы и программы, которые могут помочь им восполнить пробелы в знаниях, например, это касается уровня владения иностранным языком, и освоить новые компетенции, которые пользуются спросом на рынке труда, например различные языки программирования.

Данная тенденция совмещать учебу и работу, безусловно, требует пересмотра подходов к организации процесса обучения в вузе. Это касается как самого наполнения курсов, которое должно отвечать запросам работодателей и современного рынка труда, так и методов и подходов к обучению. Преобразование подходов к обучению и новый взгляд на цели и задачи образования в вузе в целом помогут избежать различных проблем. Например, это позволит снизить число студентов, которые бросают учебу в вузе или берут академический отпуск в связи с невозможностью совмещать учебу и работу, если работа является для них приоритетом. Кроме того, это может способствовать росту числа абитуриентов, потому что потенциальные студенты, понимая, что у них есть возможность учиться и работать не только без риска быть отчисленным, но и без ущерба для процесса обучения, будут охотнее поступать в вузы.

Преподавание иностранного языка в вузе может трансформироваться, отвечая запросам современных работающих студентов. Существует ряд методик, позволяющих оптимизировать процесс обучения и позволить сделать его максимально эффективным даже для студентов, которые не могут посещать все занятия. Их все можно объединить в одну группу. Это так называемые активные методы обучения (АМО). Активные методы обучения отличаются высокой степенью вовлеченности студентов в учебный процесс, что стимулирует их когнитивную и творческую деятельность в решении поставленных задач [4]. Одним из таких подходов к обучению является метод «перевернутого класса» (flipped classroom). Ярким примером использования данного метода является Khan Academy - один из самых популярных образовательных ресурсов, на котором представлены видеолекции по разным предметам. Суть данного метода сводится к тому, что он кардинально меняет понимание того, в какой последовательности строится весь образовательный процесс. На обычном занятии преподаватель тратит много времени на чтение лекций, объяснение материала, например, грамматических конструкций и введение новой лексики. Тем самым на практику языка времени остается мало, хотя именно это и является желаемым конечным продуктом любого процесса обучения. Используя метод перевернутого класса, преподаватель меняет как способ подачи материала, так и место его подачи. Традиционно занятие строится следующим образом: преподаватель объясняет новый материал, студенты выполняют домашнюю работу, которую преподаватель затем оценивает. Недостатками данного метода является, во-первых, то, что, пропустив занятие, что может случаться часто, если студенты работают, они не могут выполнить домашнее задание. Кроме того, даже посетившие занятие студенты могут столкнуться с трудностями при выполнении задания дома, которые они не всегда могут самостоятельно преодолеть. Самое важное заключается в том, что преподаватель, проверив и оценив выполненное домашнее задание, не всегда имеет возможность организовать эффективную обратную связь, ответить на все вопросы, возникнувшие у студентов, и остановиться подробно на вопросах каждого из них [5]. Это обусловлено количеством часов, выделяемых на занятия иностранным языком, и количеством материала, который нужно пройти. Методика «перевернутого класса» предполагает, что студенты осваивают новый материал самостоятельно в качестве домашнего задания и выполняют упражнения по данной теме. То есть студенты выполняют аудиторную работу дома, а домашнюю - в аудитории. В качестве материала для исследования можно использовать лек-

ции различных образовательных ресурсов, статьи на данную тему из надежных источников, ресурсы, объясняющие грамматические структуры и лексику, видеоуроки, которые преподаватель может записать сам или воспользоваться существующими в Интернете. И, наконец, на занятии преподаватель отвечает на все вопросы, возникнувшие у студентов при освоении материала дома, и организует практическую работу с материалом.

Данный метод обладает значительными преимуществами. Первое и, наверное, самое важное заключается в том, что студенты имеют доступ к материалам в любое время и неограниченное количество раз. Это особенно важно для работающих студентов, которые могут просмотреть материал в удобное для них время, что обеспечивает его усвоение даже для тех студентов, которые не присутствовали на занятиях. Кроме того, студенты, которым требуется больше времени для того, чтобы понять материал, могут посмотреть лекцию или прочитать статью столько раз, сколько требуется именно им для полного усвоения. Таким образом, студенты имеют возможность работать в своем темпе, не испытывая стресса и дискомфорта. Практика показывает, что на занятиях не все студенты задают вопросы, если они не поняли материал. Это происходит по разным причинам. Многие бояться показаться недостаточно умными или просто стесняются других студентов. Работая с материалом дома и прослушав его столько раз, сколько необходимо, студенты избегают подобной ситуации. У них остаются лишь те вопросы, на которые они действительно не могут найти ответ самостоятельно.

Второе преимущество «перевернутого класса» заключается в том, что преподаватель может адаптировать материал под конкретного студента, учитывая его уровень владения языком. В любой языковой группе, несмотря на все усилия преподавателей, направленные на организацию групп в соответствии с общепринятыми уровнями владения языком, всегда есть более сильные и слабые студенты. При этом данный подбор материала не требует больших затрат времени со стороны преподавателя. Существует много ресурсов, которые предлагают различную организацию и подачу материала в соответствии со способностями студентов. Более сильным студентам можно предложить задания сложнее и разнообразнее. Кроме того, огромное количество ресурсов для изучения иностранных языков позволяет преподавателю выбрать те, где осуществляется проверка упражнений по рассматриваемой теме (https://wordwall.net, https://www. liveworksheets.com/worksheets, https://eslbrains.com, https://quizlet.com/ru и другие). Это не только экономит время преподавателя, но и позволяет студентам увидеть, где они допустили ошибки уже дома, вернуться к материалу и постараться разобраться самостоятельно. Таким образом, у них останется меньше вопросов для обсуждения на занятии, и это будут вопросы, с которыми они действительно не могут справиться без помощи преподавателя.

Немаловажным является и то, что данный подход смещает акцент с преподавателя на студента, делая последнего более активным участником процесса обучения. Доказано, что человек запоминает 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного и 80% обнаруженного самостоятельно. Поэтому, используя активные методы обучения в целом и метод «перевернутого класса» в частности, преподаватель учит студентов самостоятельно добывать знания, анализировать, критически мыслить, уметь выделять главное, находить сходства и различия, сравнивать, то есть развивает понятийное мышление. Все эти умения студенты могут применить и в других областях. Кроме того, такой подход стимулирует интерес к предмету, мотивируя даже самых незаинтересованных студентов. Это обеспечивается и за счет того, что студенты вынуждены выполнить работу дома, чтобы иметь возможность участвовать в работе на уроке. Не желая оставаться не у дел на занятии и чувствовать себя изолированными от одногруппником, они вынуждены освоить материал дома. Меняется и роль преподавателя. Он перестает быть лектором и источником информации, а трансформируется в организатора процесса обучения, координатора, помощника и вдохновителя.

Еще одним методом, который позволяет активно участвовать в процессе обучения и осваивать материал, а также приобретать необходимые навыки и компетенции без обязательного стопроцентного посещения занятий, является проектный метод. Данный метод позволяет интегрировать теорию и практику, обеспечивая высокую эффективность процесса обучения и подготовки специалистов, обладающих не только академическими знаниями, но и умеющих их применять. Суть данного метода состоит в создании проекта студентами, в результате чего они осваивают определенный материал. Это набор действий, осуществляемых студентами в определенной последовательности для решения задачи или получения конечного продукта. Этапами работы над проектом являются поисково-исследовательский (подготовительный), конструкторско-технологиче-ский (основной) и аналитический (заключительный). Эта методика не является принципиально новой. Ее основоположником был Д. Дьюи, который считал, что преподаватель должен организовать обучение, учитывая интересы студентов, вовлекая их в активную деятельность [6].

Преимуществом проектного метода является возможность работы над проектом как на занятиях, так и во внеурочное время, что удобно для работающих студентов. Студенты, как правило, имеют срок сдачи проекта. Время подготовки проекта они выбирают самостоятельно. Кроме того, этот метод учит студентов работать в команде. Они учатся договариваться, распределять задания, учитывая способности и возможности друг друга, и организовывать совместную работу в целом. Все эти навыки являются ценными сейчас, когда командная работа яв-

ляется доминирующей организацией рабочего процесса. Более того, проектная работа развивает творческие способности студентов, учит их использовать полученные знания на практике, развивает системное, критическое и аналитическое мышление, совершенствует познавательные, организаторские и профессиональные способности. Большинство из навыков, развиваемых проектным обучением, являются межпредметными, что делает этот подход особенно важным, ценным и интересным как для студентов, так и для преподавателя. Также повышается самооценка учащихся благодаря создаваемой ситуации успеха.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что современная тенденция среди студентов совмещать учебу с работой требует пересмотра подходов к образовательному процессу. Это необходимо для того, что дать

Библиографический список

возможность студентам осваивать весь материал, даже если они не могут посетить все занятия. Кроме того, активные методы обучения, такие как «перевернутый класс» и проектное обучение, дают возможность работающим студентам осваивать материал в удобное для них время, работать с ним столько, сколько требуется именно им, с учетом индивидуальных особенностей и способностей, заострять внимание на тех вопросах, которые для них являются сложными, составлять индивидуальные программы. Данные методики также развивают те компетенции, которые особенно ценятся работодателем: умение быть частью команды, критически мыслить, иметь творческий подход и уметь применять знания на практике. Поэтому преподавателям стоит уделить этим методам обучения особое внимание и активно использовать их на практике.

1. Грин Ф., Хенсеке Г Выпускники и «рабочие места выпускников» в Европе: картина роста и диверсификации. Центр глобального высшего образования. Оксфорд, 2017.

2. Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Совмещение учебы и работы студентами российских вузов. Вопросы образования, Москва, 2014; № 2: 152-179.

3. Яркова Т.А., Михайлова Н.К. Занятость студентов на рынке труда: «старые» или новые тенденции. Экономика труда. 2019; Т. 6, № 1: 587-598.

4. Горшкова О.В. Активные методы обучения: формы и цели применения. Концепт. Научно-методический электронный журнал. 2017; № S3. Available at: http://e-koncept. ru/2017/470039.htm

5. Золотарева С.А. Метод «перевернутого класса»: история и опят применения. Мир культуры, науки, образования. 2022; № 2: 29-32.

6. Зайцев В.С. Метод проектов как современная технология обучения: историко-педагогический анализ. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017; № 6: 52-62.

References

1. Grin F., Henseke G. Vypuskniki i "rabochie mesta vypusknikov" v Evrope: kartina rosta idiversifikacii. Centr global'nogo vysshego obrazovaniya. Oksford, 2017.

2. Roschin S.Yu., Rudakov V.N. Sovmeschenie ucheby i raboty studentami rossijskih vuzov. Voprosy obrazovaniya, Moskva, 2014; № 2: 152-179.

3. Yarkova T.A., Mihajlova N.K. Zanyatost' studentov na rynke truda: «starye» ili novye tendencii. 'Ekonomika truda. 2019; T. 6, № 1: 587-598.

4. Gorshkova O.V. Aktivnye metody obucheniya: formy i celi primeneniya. Koncept. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal. 2017; № S3. Available at: http://e-koncept. ru/2017/470039.htm

5. Zolotoreva S.A. Metod «perevernutogo klassa»: istoriya i opyat primeneniya. Mir kul'tury, nauki, obrazovaniya. 2022; № 2: 29-32.

6. Zajcev V.S. Metod proektov kak sovremennaya tehnologiya obucheniya: istoriko-pedagogicheskij analiz. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2017; № 6: 52-62.

Статья поступила в редакцию 31.05.23

УДК 387

Nechina E.N., teacher, Department of English Language and Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation

(Moscow, Russia), E-mail: ennechina@fa.ru

TECHNIQUES AND METHODS FOR THE DEVELOPMENT OF CONCEPTUAL AND CLIP THINKING IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES. The article discusses the need for the development of conceptual and the use of clip thinking among students in foreign language classes, and suggests approaches, methods and tasks for the development of these types of thinking. The analysis of literary sources devoted to conceptual and clip thinking, and the analysis of methods offered by textbooks and popular with foreign language teachers allowed the author to separate approaches aimed at developing skills characteristic of two types of thinking. The article describes and analyzes various types of tasks that allow students to form conceptual thinking and consider the features of clip thinking characteristic of modern students. This article is intended both for teachers of English at a university, who will be able to choose the right teaching methods and types of activities to diversify classes on the one hand and make them as useful as possible for students on the other.

Key words: conceptual thinking, clip thinking, methods, tasks, skill development

Е.Н. Нечина, преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ,

г. Москва, E-mail: ennechina@fa.ru

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЙНОГО И КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОМ

В данной статье рассматривается необходимость развития понятийного и использования клипового мышления у студентов на занятиях иностранных языком, а также предлагаются подходы, методы и задания для формирования этих видом мышления. Проведенный анализ литературных источников, посвященных понятийному и клиповому мышлению, и анализ методов, предлагаемых учебниками и пользующихся популярностью у преподавателей иностранного языка, позволил автору разделить подходы, направленные на развитие навыков, характерных для двух типов мышления. В статье приводится описание и анализ различных видов заданий, которые позволяют формировать у студентов понятийное мышление и учитывать особенности клипового мышления, характерного для современных студентов. Данная статья предназначена как для преподавателей английского языка в вузе, которые смогут правильно выбрать методы преподавания и виды активностей для того, чтобы разнообразить занятия, с одной стороны, и сделать их максимально полезными для студентов, с другой.

Ключевые слова: понятийное мышление, клиповое мышление, методы, задания, развитие навыков

Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью изучить и проанализировать принятые подходы к образованию в целом и преподаванию иностранных языков в частности с целью оптимизации процесса обучения, который будет учитывать современные тенденции и трансформацию, которую переживает мышление человека. В сегодняшнем образовательном процессе кроме обязательного развития понятийного мышления необходимо учитывать особенности мышления молодого поколения для того, чтобы сделать обучение более эффективным и интересным, а значит, мотивирующим для студентов. Современные реалии диктуют и новые подходы к учебно-воспитательному процессу. Высокий рост информационных технологий приводит к формированию клипового мышления, которое необходимо учитывать при планировании курса и занятий. Методики педагогической деятельности, традиционно применяемые в процессе обучения,

все меньше и меньше способны мотивировать обучающихся, потому что традиционный урок уже не вызывает живого интереса, а значит, и стремления овладеть иностранным языком.

Цель исследования - уточнить и систематизировать понятия клипового и понятийного мышления, а также предложить различные методы, методики обучения и виды заданий, которые помогут развивать данные виды мышления на уроке иностранного языка, делая занятия интересными для студентов и полностью вовлекая их в процесс обучения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть, что представляет собой понятийное мышление,

- рассмотреть понятие клипового мышления,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.