Научная статья на тему 'ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЙНОГО И КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОМ'

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЙНОГО И КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
понятийное мышление / клиповое мышление / методы / задания / развитие навыков / conceptual thinking / clip thinking / methods / tasks / skill development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.Н. Нечина

В данной статье рассматривается необходимость развития понятийного и использования клипового мышления у студентов на занятиях иностранных языком, а также предлагаются подходы, методы и задания для формирования этих видом мышления. Проведенный анализ литературных источников, посвященных понятийному и клиповому мышлению, и анализ методов, предлагаемых учебниками и пользующихся популярностью у преподавателей иностранного языка, позволил автору разделить подходы, направленные на развитие навыков, характерных для двух типов мышления. В статье приводится описание и анализ различных видов заданий, которые позволяют формировать у студентов понятийное мышление и учитывать особенности клипового мышления, характерного для современных студентов. Данная статья предназначена как для преподавателей английского языка в вузе, которые смогут правильно выбрать методы преподавания и виды активностей для того, чтобы разнообразить занятия, с одной стороны, и сделать их максимально полезными для студентов, с другой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUES AND METHODS FOR THE DEVELOPMENT OF CONCEPTUAL AND CLIP THINKING IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES

The article discusses the need for the development of conceptual and the use of clip thinking among students in foreign language classes, and suggests approaches, methods and tasks for the development of these types of thinking. The analysis of literary sources devoted to conceptual and clip thinking, and the analysis of methods offered by textbooks and popular with foreign language teachers allowed the author to separate approaches aimed at developing skills characteristic of two types of thinking. The article describes and analyzes various types of tasks that allow students to form conceptual thinking and consider the features of clip thinking characteristic of modern students. This article is intended both for teachers of English at a university, who will be able to choose the right teaching methods and types of activities to diversify classes on the one hand and make them as useful as possible for students on the other.

Текст научной работы на тему «ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЙНОГО И КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОМ»

ляется доминирующей организацией рабочего процесса. Более того, проектная работа развивает творческие способности студентов, учит их использовать полученные знания на практике, развивает системное, критическое и аналитическое мышление, совершенствует познавательные, организаторские и профессиональные способности. Большинство из навыков, развиваемых проектным обучением, являются межпредметными, что делает этот подход особенно важным, ценным и интересным как для студентов, так и для преподавателя. Также повышается самооценка учащихся благодаря создаваемой ситуации успеха.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что современная тенденция среди студентов совмещать учебу с работой требует пересмотра подходов к образовательному процессу. Это необходимо для того, что дать

Библиографический список

возможность студентам осваивать весь материал, даже если они не могут посетить все занятия. Кроме того, активные методы обучения, такие как «перевернутый класс» и проектное обучение, дают возможность работающим студентам осваивать материал в удобное для них время, работать с ним столько, сколько требуется именно им, с учетом индивидуальных особенностей и способностей, заострять внимание на тех вопросах, которые для них являются сложными, составлять индивидуальные программы. Данные методики также развивают те компетенции, которые особенно ценятся работодателем: умение быть частью команды, критически мыслить, иметь творческий подход и уметь применять знания на практике. Поэтому преподавателям стоит уделить этим методам обучения особое внимание и активно использовать их на практике.

1. Грин Ф., Хенсеке Г Выпускники и «рабочие места выпускников» в Европе: картина роста и диверсификации. Центр глобального высшего образования. Оксфорд, 2017.

2. Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Совмещение учебы и работы студентами российских вузов. Вопросы образования, Москва, 2014; № 2: 152-179.

3. Яркова Т.А., Михайлова Н.К. Занятость студентов на рынке труда: «старые» или новые тенденции. Экономика труда. 2019; Т. 6, № 1: 587-598.

4. Горшкова О.В. Активные методы обучения: формы и цели применения. Концепт. Научно-методический электронный журнал. 2017; № S3. Available at: http://e-koncept. ru/2017/470039.htm

5. Золотарева С.А. Метод «перевернутого класса»: история и опят применения. Мир культуры, науки, образования. 2022; № 2: 29-32.

6. Зайцев В.С. Метод проектов как современная технология обучения: историко-педагогический анализ. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017; № 6: 52-62.

References

1. Grin F., Henseke G. Vypuskniki i "rabochie mesta vypusknikov" v Evrope: kartina rosta idiversifikacii. Centr global'nogo vysshego obrazovaniya. Oksford, 2017.

2. Roschin S.Yu., Rudakov V.N. Sovmeschenie ucheby i raboty studentami rossijskih vuzov. Voprosy obrazovaniya, Moskva, 2014; № 2: 152-179.

3. Yarkova T.A., Mihajlova N.K. Zanyatost' studentov na rynke truda: «starye» ili novye tendencii. 'Ekonomika truda. 2019; T. 6, № 1: 587-598.

4. Gorshkova O.V. Aktivnye metody obucheniya: formy i celi primeneniya. Koncept. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal. 2017; № S3. Available at: http://e-koncept. ru/2017/470039.htm

5. Zolotoreva S.A. Metod «perevernutogo klassa»: istoriya i opyat primeneniya. Mir kul'tury, nauki, obrazovaniya. 2022; № 2: 29-32.

6. Zajcev V.S. Metod proektov kak sovremennaya tehnologiya obucheniya: istoriko-pedagogicheskij analiz. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2017; № 6: 52-62.

Статья поступила в редакцию 31.05.23

УДК 387

Nechina E.N., teacher, Department of English Language and Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation

(Moscow, Russia), E-mail: ennechina@fa.ru

TECHNIQUES AND METHODS FOR THE DEVELOPMENT OF CONCEPTUAL AND CLIP THINKING IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES. The article discusses the need for the development of conceptual and the use of clip thinking among students in foreign language classes, and suggests approaches, methods and tasks for the development of these types of thinking. The analysis of literary sources devoted to conceptual and clip thinking, and the analysis of methods offered by textbooks and popular with foreign language teachers allowed the author to separate approaches aimed at developing skills characteristic of two types of thinking. The article describes and analyzes various types of tasks that allow students to form conceptual thinking and consider the features of clip thinking characteristic of modern students. This article is intended both for teachers of English at a university, who will be able to choose the right teaching methods and types of activities to diversify classes on the one hand and make them as useful as possible for students on the other.

Key words: conceptual thinking, clip thinking, methods, tasks, skill development

Е.Н. Нечина, преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ,

г. Москва, E-mail: ennechina@fa.ru

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЙНОГО И КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОМ

В данной статье рассматривается необходимость развития понятийного и использования клипового мышления у студентов на занятиях иностранных языком, а также предлагаются подходы, методы и задания для формирования этих видом мышления. Проведенный анализ литературных источников, посвященных понятийному и клиповому мышлению, и анализ методов, предлагаемых учебниками и пользующихся популярностью у преподавателей иностранного языка, позволил автору разделить подходы, направленные на развитие навыков, характерных для двух типов мышления. В статье приводится описание и анализ различных видов заданий, которые позволяют формировать у студентов понятийное мышление и учитывать особенности клипового мышления, характерного для современных студентов. Данная статья предназначена как для преподавателей английского языка в вузе, которые смогут правильно выбрать методы преподавания и виды активностей для того, чтобы разнообразить занятия, с одной стороны, и сделать их максимально полезными для студентов, с другой.

Ключевые слова: понятийное мышление, клиповое мышление, методы, задания, развитие навыков

Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью изучить и проанализировать принятые подходы к образованию в целом и преподаванию иностранных языков в частности с целью оптимизации процесса обучения, который будет учитывать современные тенденции и трансформацию, которую переживает мышление человека. В сегодняшнем образовательном процессе кроме обязательного развития понятийного мышления необходимо учитывать особенности мышления молодого поколения для того, чтобы сделать обучение более эффективным и интересным, а значит, мотивирующим для студентов. Современные реалии диктуют и новые подходы к учебно-воспитательному процессу. Высокий рост информационных технологий приводит к формированию клипового мышления, которое необходимо учитывать при планировании курса и занятий. Методики педагогической деятельности, традиционно применяемые в процессе обучения,

все меньше и меньше способны мотивировать обучающихся, потому что традиционный урок уже не вызывает живого интереса, а значит, и стремления овладеть иностранным языком.

Цель исследования - уточнить и систематизировать понятия клипового и понятийного мышления, а также предложить различные методы, методики обучения и виды заданий, которые помогут развивать данные виды мышления на уроке иностранного языка, делая занятия интересными для студентов и полностью вовлекая их в процесс обучения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть, что представляет собой понятийное мышление,

- рассмотреть понятие клипового мышления,

- проанализировать и выделить наиболее эффективные методы преподавания и виды заданий, способствующие более успешному развитию этих типов мышления.

Научная новизна данной статьи заключается в классификации различных методов преподавания и разделения их на те методики, которые способствуют развитию понятийного мышления, и те, которые учитывают особенности современного клипового мышления.

Теоретическая значимость данной статьи состоит в обобщении и уточнении того, какие приемы и задания развивают определенные навыки и умения, характерные для понятийного и клипового мышления.

Практическая значимость заключается в том, что результаты данного исследования можно применять на практике преподавателями при составлении курсов и выборе материала для студентов.

Понятийное мышление - это мышление, использующее понятия и логические конструкции. Оно формируется и развивается в процессе обучения, осознанного знакомства с окружающим миром, обретения нового опыта и знаний. Для развития понятийного мышления необходим определенный уровень владения определенными инструментами когнитивного восприятия, такими как анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение и систематизация. Анализ предполагает умение разделить общее на отдельные составные части, выделение признаков у различных предметов и явлений. Синтез, наоборот, - это способность обобщать и интегрировать отдельные части предмета или явления в одно целое. Сравнение предполагает сопоставление двух и более явлений, событий и предметов. Абстракция делает возможным произвольное выделение конкретных признаков предмета или явления, игнорируя другие признаки. Обобщение сводится к объединению нескольких различных понятий в рамках единой категории. Систематизация - это условное объединение нескольких категорий в одну единую систему [1].

Принципы понятийного логического мышления построены на таких взаимосвязях, как причина и следствие; цели и средства; тезис, обоснование и вывод.

Понятие имеет две важные составляющие. С одной стороны, оно представляет собой результат мыслительного процесса. С другой стороны, позволяет перенести осуществление нового мыслительного процесса на более высоком уровне. Понятийное мышление включает 4 ключевых элемента: осознание сути процессов, явлений, умение разделять главные и второстепенные признаки, понимание родовой и видовой иерархии понятий, причинно-следственных связей процессов и явлений, единства противоположностей. Умение добираться до сути явлений, анализируя полученную из разных источников информацию, и составлять на этой основе целостную картину мира способствует развитию абстрактного мышления. Систематизация понятий помогает при постановке целей и расстановке приоритетов. Формирование причинно-следственных связей и их правильное понимание помогает отвлечься и посмотреть на процесс со стороны. Кроме того, замечено, что разное понимание понятий, которыми оперируют люди при обсуждениях и дискуссиях, часто приводит к непониманию, разногласиям и конфликтам. Таким образом, понятийное мышление необходимо для того, чтобы преподнести окружающим информацию для принятия оптимальных в конкретной ситуации решений и адекватной оценки их последствий, для взаимопонимания в обществе, семье, на работе [2].

Роль понятийного мышления велика и многогранна, оно необходимо для высокого уровня выполнения когнитивных процессов. Однако оно не формируется на должном уровне само по себе. Его необходимо развивать. Для формирования понятийного мышления на занятиях иностранным языком можно применять как давно вошедшие в практику преподавателей приемы и методы, так и новые подходы к освоению материала.

Во-первых, развитию понятийного мышления способствуют различные виды заданий для работы с текстом.

Дерево предсказаний. Это задание выполняется перед чтением текста. Студенты самостоятельно или в группах делают предположения о возможном содержании текста, исходя из его названия, и записывают все догадки. После прочтения текста можно вернуться к записям, чтобы оценить, насколько правильны оказались их догадки. Возможно выполнение данного упражнения после прочтения части текста. Основываясь на полученной информации, студентам можно предложить дописать текст, закончить рассказ. Это задание развивает логическое мышление, умение обосновать свои предположения и творческое мышление.

Рассказ-предположение по ключевым словам. Студентам предлагается составить рассказ из определенных слов. Это задание можно усложнить, попросив составить несколько вариантов рассказов.

Пересказ текстов и статей помогает понять логику изложения и основную мысль. Опыт многих преподавателей как средних, так и высших учебных заведений показывает, что студентам сложно справиться с таким заданием, потому что отсутствует навык. Для его развития стоит подготовиться к пересказу. В этом поможет обсуждение новых слов, выделение основной мысли каждого абзаца, ответы на вопросы по содержанию, задание на определение верных и неверных высказываний, составление плана. Пересказ помогает научить анализировать текст, интерпретировать прочитанное, рассуждать, делать выводы и обобщения, находить причинно-следственные связи, строить доказательства. Таким образом, пересказ способствует развитию понятийного мышления.

Случайности. Выполнение данного задания предполагает найти случайные предложения в связанном тексте, которые преподаватель предварительно вставил. Данное задание развивает внимательность и умение анализировать.

Работа с видео. Студентам можно предложить посмотреть отрывок фильма без звука и понять, что происходит в данном эпизоде. В данном задании неважно, знакомы ли студенты с данным фильмом. Однако если никто из студентов не смотрел фильм, выполнение задания будет более увлекательным. Затем в парах или группах студентов можно попросить обсудить, что происходит в данном отрывке, о чем говорят герои. В завершении работы с видео студентов можно попросить озвучить этот эпизод, а затем посмотреть фильм со звуком и понять, правы ли они оказались. Это задание помогает развивать такие аспекты понятийного мышления, как понимание причинно-следственных связей, умение делать выводы, анализировать ситуацию.

Определения. Данное задание развивает понятийное мышление при работе со словами. Обычно на занятиях преподаватель дает определение словам, вводя новую лексику Однако такой подход не стимулирует когнитивную деятельность студентов. Для того чтобы сделать его более эффективным, можно попросить студентов самим дать определение словам. В этом случае работа идет над закреплением новых слов. При работе с новыми словами можно попросить студентов дать определение, предварительно переведя их. Умение давать четкие толкования слов является частью языковой компетенции, способствуя развитию возможности четко формулировать мысли. Регулярная работа с дефинициями на занятиях развивает понятийное мышление, что, в свою очередь, позволяет видеть суть явления, выделять существенные признаки, таким образом создавая целостную картину мира [3].

Перепутанные логические цепочки. Студенты должны найти ошибку в предложенной схеме по пройденному материалу и восстановить правильную логическую цепочку. Вместо схемы можно предложить рассказ с предложениями, написанными не по порядку. Данное задание способствует развитию понимания причинно-следственных связей.

Проблемные вопросы. Данное задание предлагает студентам найти оптимальное решение проблемы. Проблемой могут выступать как глобальные задачи, стоящие перед человечеством, так и более конкретные вопросы, связанные с пройденной темой. Данное задание можно видоизменить, дав студентам конкретные роли: Мечтатель, Реалист и Критик. В этом случае искать решение проблемы они будут исходя из своих ролей. Обсуждение в группах поможет студентам развить навыки анализа, синтеза, понимания причинно-следственных связей, сравнения разных вариантов [4].

Guided discovery. Этот метод используется при изучении грамматики. Данный подход к обучению является индуктивным, что предполагает кардинально новую подачу материала, когда преподаватель демонстрирует студентам примеры новой структуры, а студенты, анализируя ее и размышляя над формой и значением, сами формулируют правило. Для успешной реализации данного подхода необходимо найти подходящий материал, в котором используется новая структура. Недостатка в подобно материале нет. Можно воспользоваться статьями из Интернета, постами в социальных сетях, блогами, газетами, различные видео, интервью и так далее. Затем преподаватель выделяет новую структуру, не объясняя ее значение. Студенты анализируют сначала контекст, а затем форму и предложения в целом, то есть все, что может помочь им обнаружить грамматическую закономерность. Когда они выяснили значение конструкции и определили, в каких ситуациях она используется, они могут переходить к форме. Необходимо выяснить у них компоненты грамматической конструкции и помочь разобраться в том, как они изменяются. Главный принцип индуктивного подхода заключается в том, что общее выводится из частного, а правила формулируются на основе примеров. Кроме того, данный метод развивает когнитивные навыки и критическое мышление [5].

В современном мире, наряду с понятийным мышлением, постепенно замещая его, появилось клиповое мышление. В России одним из первых термин «клиповое мышление» ввел в употребление Ф.И. Гиренок, который связывал появление этого типа мышления с попыткой быстро найти ответ на возникший вопрос. Клиповое мышление возникло с распространением информационных технологий, которые обеспечили доступ всем к неограниченному объему знаний, накопленных человечеством [6]. Необходимость обработать огромный поток информации, не упустив ничего важного из вида, вызвал изменения памяти, словарного запаса и, как следствие, мышления. Другой российский философ, К.Г Фрумкин, выделяет несколько факторов, которые привели к появлению клипового мышления. Во-первых, рост темпа жизни и увеличение потока информации привели к проблеме отбора информации. Кроме того, скорость поступления информации сокращает количество времени на ее анализ, установление причинно-следственных связей. Увеличилось количество дел, которыми приходится заниматься одновременно, что приводит к необходимости уметь работать в условиях многозадачности. И, наконец, информация, с которой имеет дело современный человек, разнообразна [7].

Таким образом, клиповому мышлению свойственна фрагментарность восприятия, поверхностность мышления без возможности понять суть вещей. Клиповое мышление имеет много минусов. Например, стало сложнее воспринимать большие тексты, появилось мозаичное восприятие реальности, ухудшилась способность анализировать поступающую информацию, что делает людей более

внушаемыми, ухудшились память и внимание, что не позволяет долго концентрироваться на одном виде деятельности. Однако клиповое мышление позволяет выжить в современном мире, перегруженном информацией. Кроме того, клиповое мышление делает познавательную деятельность более динамичной, позволяет быстро адаптироваться к появляющимся новшествам и быстро переключаться с одной задачи на другую. Более того, несмотря на минусы клипового мышления, его нельзя игнорировать. Для успешного осуществления процесса обучения в любом образовательном учреждении необходимо учитывать особенности данного типа мышления и менять подходы и методику, учитывая их [8].

Что касается технологий, которые опираются на фрагментированный материал и позволяют глубоко воздействовать на восприятие студента, ими являются технология педагогических мастерских; презентации; приём «раскрашивание», отгадывание кроссвордов, заполнение таблиц, составление формул и схем. Это приводит к неизбежной трансформации структуры урока: современные дети не способны долго удерживать внимание на одном предмете. Как правило, объект вызывает интерес на несколько минут. Исходя из этого, преподавателю важно понимать, что необходимо увеличить темп урока, включая больше разнообразных видов деятельности учеников и учителя, отдавая активные роли именно ученикам. Меняется и роль учителя. Из диктора он становится партнером. Материал, используемый на уроках, тоже меняется. На смену текстовым правилам, сложным для восприятия, приходят более эффективные схемы и mindmaps (интеллектуальные карты), а длинные тексты заменяются диалогами и комиксами. Проектный метод считается одной из самых эффективных методик работы со студентами. Он учитывает и активно использует особенности их клипового мышления. Производным от него является метод веб-квестов, который заключается в том, что студенты самостоятельно работают над поиском учебной и научной информации в Интернете. Ещё один приём, используемый с целью заинтересовать студентов с клиповым мышлением и повысить их вовлечение в процесс обучения, - создание досок Padlet Они представляют собой интерактивный аналог обычной классной доски или стенда, где каждый студент (по приглашению учите-

Библиографический список

ля) может оставить свою запись, прикрепить к ней фото, оставить комментарий к записям одногруппников. Такой формат работы прост и понятен студентам, потому что он напоминает общение в социальных сетях. Текст, который студентам предлагается оставить, необязательно должен быть длинным. Будет достаточно написать несколько слов. Однако это дает ощущение уверенности в себе и причастности к общему делу. Кроме того, Padlet помогает создать ученикам ситуацию успеха независимо от уровня владения языком.

Изучение иностранного языка требует постоянного пополнения своего словарного запаса. На каждом занятии нужно запоминать новые слова и коллока-ции. Клиповое мышление делает «зубрежку» неэффективной. В изучении новых слов могут помочь нетрадиционные методики, например, игровые викторины Quiziz, где играть могут играть все ученики группы одновременно, соревнуясь друг с другом, что повышает шансы запомнить слова, или сервис WordArt, который дает возможность визуализировать слова в привлекательной форме.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что человек с клиповым мышлением обладает способностью быстро находить нужную информацию, он может легче ориентироваться в непредвиденной ситуации, однако понять причины, по которым она произошла и как ее предотвратить в будущем, сможет только человек с развитым понятийным мышлением. В то же время человек, у которого развито только понятийное мышление, испытывает трудности с огромным информационным потоком, не успевая обрабатывать всю необходимую информацию. Тем не менее успешность людей с клиповым сознанием сомнительна. Во взрослой жизни такие люди становятся работниками, выполняющими несложную профессиональную деятельность, где присутствует четко отлаженная система (офисный работник). По-настоящему успешными становятся те, у кого развито и понятийное, и клиповое восприятие информации. Понятийное мышление является базовым, но, когда необходимо, они могут, используя навыки клипового, принять правильное решение. Следовательно, необходимо развивать оба типа мышления и использовать на занятиях виды деятельности, позволяющие работать как над понятийным, так и над клиповым мышлением.

1. Холодная М.А. Психология понятийного мышления: от концептуальных структур к понятийным способностям. Москва: Институт психологии РАН, 2012.

2. Ясюкова Л.А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении. Санкт-Петербург: ИМАТОН, 2005.

3. Артемьева Т.В. Формирование понятийного мышления студентов в системе интеллектуально-развивающего обучения. Вестник ТГГПУ. 2009; № 2-3 (17-18): 73-77.

4. Канеман Д., Миллер Д. Теория нормы: сравнение реальности с ее альтернативами. Психологическое обозрение. 1986; Т. 93:136-153.

5. Хинкель Э., Фотос С. Методические возможности в учебных материалах по грамматике. Оксфорд: Ратледж, 2001.

6. Гиренок Ф.И. Клиповое сознание. Москва: Проспект, 2022.

7. Фрумкин К.Г Клиповое мышление и судьба линейного текста. Ineternum. 2010: 26-36.

8. Митрофанова И.И. Клиповое мышление: реальность и перспективы. Речевые технологии. 2019; № 1-2: 67-81.

References

1. Holodnaya M.A. Psihologiya ponyatijnogo myshleniya: otkonceptual'nyh struktur kponyatijnym sposobnostyam. Moskva: Institut psihologii RAN, 2012.

2. Yasyukova L.A. Zakonomernosti razvitiya ponyatijnogo myshleniya i ego rol' v obuchenii. Sankt-Peterburg: IMATON, 2005.

3. Artem'eva T.V. Formirovanie ponyatijnogo myshleniya studentov v sisteme intellektual'no-razvivayuschego obucheniya. Vestnik TGGPU. 2009; № 2-3 (17-18): 73-77.

4. Kaneman D., Miller D. Teoriya normy: sravnenie real'nosti s ee al'ternativami. Psihologicheskoe obozrenie. 1986; T. 93:136-153.

5. Hinkel' 'E., Fotos S. Metodicheskie vozmozhnosti v uchebnyh materialah po grammatike. Oksford: Ratledzh, 2001.

6. Girenok F.I. Klipovoe soznanie. Moskva: Prospekt, 2022.

7. Frumkin K.G. Klipovoe myshlenie i sud'ba linejnogo teksta. Ineternum. 2010: 26-36.

8. Mitrofanova I.I. Klipovoe myshlenie: real'nost' i perspektivy. Rechevye tehnologii. 2019; № 1-2: 67-81.

Статья поступила в редакцию 31.05.23

УДК 37.013

Ogoltsova E.G., Cand of Sciences (Pedagogy), PhD, Department of Pedagogy and Psychology, Novosibirsk State Technical University (Novosibirsk, Russia),

E-mail: cmaffia72@mail.ru

Blinnikova A.P., student, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: blinnikova.nast@mail.ru

ANALYSIS OF FORMATION OF AN INCLUSIVE CULTURE AMONG PARENTS OF CHILDREN ATTENDING A PRESCHOOL ORGANIZATION. The article is dedicated to an analysis that would form an inclusive culture among parents of children attending a preschool organization. A theoretical analysis of Russian and foreign research in this field is undertaken, the very concept of "inclusive culture" is analyzed in relation to parents as subjects of the educational process. Components of the inclusive culture of parents are highlighted: cognitive, motivational-value and activity, and their description is given. The analysis of the formation of the components of the inclusive culture of parents is empirically investigated on the basis of Kindergarten No. 54 in Novosibirsk. The conclusion is made about the existence of a number of difficulties in the formation of components of the inclusive culture of parents of children attending a preschool organization. The obtained results can be used in the development of a complex of psychological and pedagogical measures for the formation of an inclusive culture of parents.

Key words: inclusive culture, parents, preschool organization, components of inclusive culture, formation of inclusive culture

Е.Г. Огольцоеа, канд. пед. наук, д-р PhD, доц., Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск, E-mail: cmaffia72@mail.ru

А.П. Блинникова, студентка, Новосибирский государственный университет, г. Новосибирск, E-mail: blinnikova.nast@mail.ru

АНАЛИЗ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ДОШКОЛЬНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ

Данная статья посвящена анализу сформированности инклюзивной культуры у родителей детей, посещающих дошкольную организацию. Предпринят теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований в данной области, проанализировано само понятие «инклюзивная культура» применительно к родителям как субъектам образовательного процесса. Выделены компоненты инклюзивной культуры родителей: когнитивный, мотивационно-цен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.