Научная статья на тему 'Приемы формирования понятийного аппарата детей с ОВЗ (из опыта преподавания обществознания)'

Приемы формирования понятийного аппарата детей с ОВЗ (из опыта преподавания обществознания) Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
226
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Newman in Foreign policy
Область наук
Ключевые слова
ОВЗ / ДЦП / ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ / МЕЛКАЯ МОТОРИКА / ПУГОВИЦЫ / ПОНЯТИЕ

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Ковальчук Сергей Михайлович

Формирование понятийного аппарата одна из ключевых задач учителя, особенно если это касается предметов «история» и «обществознание». Эта задача усложняется, если работа ведется с учеником с ОВЗ, например, с ДЦП. Однако можно использовать методику формирования понятийного аппарата через развитие мелкой моторики с использованием пуговиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приемы формирования понятийного аппарата детей с ОВЗ (из опыта преподавания обществознания)»

The Newman In Foreign Policy №38(82), август-сентябрь 2017 г.

20

УДК 373.2

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА ДЕТЕЙ С ОВЗ (ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ)

Ковальчук С. М., учитель средней общеобразовательная школа 165 им. В.А. Бердышева Советского района г. Новосибирска

Формирование понятийного аппарата - одна из ключевых задач учителя, особенно если это касается предметов «история» и «обществознание». Эта задача усложняется, если работа ведется с учеником с ОВЗ, например, с ДЦП. Однако можно использовать методику формирования понятийного аппарата через развитие мелкой моторики с использованием пуговиц.

Ключевые слова: ОВЗ, ДЦП, обществознание, мелкая моторика, пуговицы, понятие.

В этой статье я хочу поделиться опытом работы со школьником, учеником 6 класса с диагнозом ДЦП при формировании понятийного аппарата учебных дисциплин во взаимодействии с развитием мелкой моторики. Поскольку я преподаю историю и обществознание, то речь пойдет о формировании понятий этих предметов. К большому счастью функции мозга ребёнка не поражены, т.е. имеет «среднюю степень выраженности» паралича (по классификации К.А. Семёновой), ребенок является отличником в учёбе, а поражение коснулось левой руки и функции ног . По ясным соображениям, имени ребёнка раскрывать не буду. В связи с этим уроки носили кроме образовательных задач еще и терапевтические. Отсюда и новация предлагаемого мной метода - это связь терапевтического и образовательного. Перед написанием данной статьи я познакомился с некоторым опытом, обращенного к работе над мелкой моторикой, а именно: это труды отечественных методистов А.В. Кашко, Л.В. Мамедовой и М.В. Мингазовой, а также самый распространенный зарубежный автор в данной сфере - Зиглинды Мартин.

Интересно, но в предлагаемых Л.В. Мамедовой методиках («Змейка», Лабиринт», «Вырезывание круга», «Скатай шарик», «Штриховка») подобного использованного мной приёма нет . А.В. Кашко, наоборот, упоминает пуговицы, но она это делает лишь в контексте выполнения упражнения по формированию навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, молний, пряжек, т.е. эта работа даже не рассматривает взаимосвязь с учебными предметами . Кстати, Зиглинда Мартин совершенно точно указывает на то, что мотивация в работе с такими детьми - важный фактор в обучении моторным навыкам, но её труд в основном направлен на работу с младенцами и он далек от привязки к учебным предметам .

Мой выбор средств обучения определился при подготовке к уроку «Обществознания» при изучении темы «Потребности человека», изучая содержание

определения термина «понятие» . Я оттолкнулся от того, что авторы определяют «понятие» как мысль, выделяющую совокупность предметов по их общим признакам. Мой взгляд в это самое время пал на пуговицу. Решение пришло само собой - пуговицы! Одним из моих детских занятий было перекладывание пуговиц в разные кучки в зависимости от их цвета, формы, материала, размера. Чем мельче пуговица, тем больше требуется ловкости её переместить. Я попросил маму школьника дать мне накануне урока пуговицы. Но перед тем, как приступить к работе с этим методическо-терапевтическим материалом, мы выполнили следующее продуктивное задание: «Вспомни, например, из курса биологии, какие общие признаки присущи живым организмам?» . К этому заданию я просил назвать, а потом и записать, всё, что растет на огороде, затем определить, что из названного является овощами, ягодами, фруктами. В следующем задании мы выяснили, что может попарно объединить меня и ученика, ученика и его маму, его маму и меня. Решение было названо сразу: учитель-ученик - это школа, ученик-мама - это семья, мама-учитель - это родители (или взрослые). Так мы отработали, как что-то или кого-то можно объединять в группы по общим признакам.

А уже на следующем этапе были задействованы пуговицы. Для выполнения данного занятия я убрал со стола абсолютно всё и рассыпал на столе все пуговицы. Перед нами лежала не просто кучка пуговиц, а я их равномерно распределил по поверхности, насколько это было возможно. Далее мной были озвучены основные правила выполнения данного задания: проводим условную линию через центр стола. Все пуговицы, которые находятся по правую руку можно передвигать только правой рукой, и пуговицы по левую руку - только левой. Правила были приняты беспрекословно, а это очень важно, иначе смысл всего упражнения теряется. Вторым пунктом я обозначил, что основная задача - это переместить пуговицы по столу так, чтобы они были объединены по одному признаку (цвету, форме и т.д.). Ученик определил, что будет группировать по цвету (ученик сам должен сделать выбор, то есть взять на себя ответственность за свои поступки!).

Удивительно, но ученик по столу передвигал пуговицы здоровой рукой, а те, которые по находились по левую, он брал пораженными пальцами. Я попросил мне объяснить, почему он выбрал именно такой способ перемещения - ему оказалось так удобно! Для меня пока это необъяснимый факт, ведь я ожидал, что будет наоборот. И самое главное - нельзя торопить!

Итак, ребёнок понял, что включает в себя «понятие». Безусловно, терапевтический эффект может быть достигнут только при длительном выполнении данного упражнения, как указала З.Мартин: «Чем больше практики вы сможете предоставить ребенку, тем большему он научится». В дальнейшем я буду продолжать работать с этим ребенком.

Иначе можно представить урок по истории, используя такой методический материал, как шахматы и шашки. Эти уроки будут описаны мной в следующей работе.

The Newman In Foreign Policy №38(82), август-сентябрь 2017 г.

21

3.

Источники и литература:

Кашко А.В. Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей с ДЦП. -Санкт - Петербургское ГБСУСО «Дом -интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №1» Комитета по социальной политике. Рассмотрен на заседании МО воспитателей: 15.02.2014 г. Утверждён на заседании экспертного совета, протокол № 6 от 18.05.2014 г. Опубликовано 29.06.2016 - 12:45.

http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2016/06/29/metodicheskie-rekomendatsii-po-razvitiyu-melkoy Мамедова Л.В., Мингазова М.В. Психолого-педагогический аспект развития мелкой моторики у детей с детским целебральным параличом // Международный журнал прикладных и фундаментальных

исследований. - 2015. - № 12-1. - С. 76-78; URL: http://www.applied-

research.ru/ru/article/view?id=7818 (дата

обращения: 26.06.2017).

Мартин Зиглинда. Обучение моторным навыкам детей с ДЦП. Пособие для родителей и профессионалов. - ООО "Рама Паблишинг", Екатеринбург, 2015. Эл. доступ: https://profilib.com/chtenie/106555/ziglinda-martin-obuchenie-motornym-navykam-detey-s-dtsp-posobie-dlya-roditeley-i.php Обществознание. 6 класс : учеб. лля общеобразоват. учреждений / [Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.] ; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. - 111 с.: ил. -(Академический школьный учебник).

Понятийный аппарат: сокращения

0 ОВЗ - ограниченные возможности здоровья

° ФГОС ОВЗ - федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ

° ФГОС УО - федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью

° ЗПР - задержка психического развития

° РАС - расстройства аутистического спектра

° ТНР - тяжелые нарушения речи

0 НОДА нарушения опорно-двигателыюго аппарата

0 ТМНР - тяжелые и множественные наруше^м развития

ВЫ ПРОЧЛИ СТАТЬЮ УЧАСТНИКА I МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАОЧНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ОПЫТ», СОСТОЯВШУЮСЯ 12 ИЮНЯ 2017 ГОДА В Г. КРАСНОЯРСК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.