Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ'

ПРИЧИНЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1521
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ДЕТИ С ОВЗ / ЗДОРОВЬЕ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES / CHILDREN WITH DISABILITIES / HEALTH / INCLUSIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Добровольский Ю.А., Токарев А.А.

В последний период времени в нашей стране наблюдается значительный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В реферате приведены статистические данные о состоянии здоровья детского населения в нашей стране. В современных условиях Российской Федерации, когда политическая, экономическая, социальная жизнь страны претерпела и продолжает претерпевать коренную трансформацию, решение проблем психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья становится одним из приоритетных направлений социальной политики государства, а значит, необходимо особое внимание и к их образованию. Ведь образование дает этой категории детей не только знания, но и возможность их социальной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REASONS FOR THE INCREASE OF CHILDREN WITH DISABILITIES

In the last period of time in our country there has been a significant increase in the number of children with disabilities. The abstract presents statistical data on the health of children in our country. In the modern conditions of the Russian Federation, when the political, economic, social life of the country has undergone and continues to undergo a radical transformation, the solution of the problems of psychological and pedagogical support of children with disabilities becomes one of the priorities of the social policy of the state, and therefore, special attention is necessary to their education. After all, education gives this category of children not only knowledge, but also the possibility of their social adaptation.

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»

МЕДИЦИНА И ЗДОРОВЬЕ

УДК 616

Добровольский Ю.А. педагог-психолог Токарев А.А. педагог-психолог ГБОУШкола № 1387 Россия, г. Москва ПРИЧИНЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Список ключевых слов: ограниченные возможности здоровья, дети с ОВЗ, здоровье, инклюзивное образование, дети-инвалиды.

Аннотация.

В последний период времени в нашей стране наблюдается значительный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В реферате приведены статистические данные о состоянии здоровья детского населения в нашей стране. В современных условиях Российской Федерации, когда политическая, экономическая, социальная жизнь страны претерпела и продолжает претерпевать коренную трансформацию, решение проблем психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья становится одним из приоритетных направлений социальной политики государства, а значит, необходимо особое внимание и к их образованию. Ведь образование дает этой категории детей не только знания, но и возможность их социальной адаптации.

Volunteer Yu.A. educational psychologist GBOU School № 1387 g. Moscow Tokarev А.А. educational psychologist GBOU School № 1387 g. Moscow

THE REASONS FOR THE INCREASE OF CHILDREN WITH

DISABILITIES

List of keywords: limited health opportunities, children with disabilities, health, inclusive education, children with disabilities.

Annotation.

In the last period of time in our country there has been a significant increase in the number of children with disabilities. The abstract presents statistical data on the health of children in our country. In the modern conditions of the Russian Federation, when the political, economic, social life of the country has undergone and continues to undergo a radical transformation, the solution of the problems of

psychological and pedagogical support of children with disabilities becomes one of the priorities of the social policy of the state, and therefore, special attention is necessary to their education. After all, education gives this category of children not only knowledge, but also the possibility of their social adaptation.

Состояние здоровья подрастающего поколения является важным показателем благополучия общества и государства, который отражает не только настоящую ситуацию, но и будущее прогнозирование.

Стабильно неблагоприятная тенденция ухудшения состояния здоровья детей приобретает сегодня настолько устойчивый характер, что создается реальная угроза национальной безопасности страны.

Отмечаются снижение рождаемости, рост младенческой смертности, рост числа инвалидов с детства, больных с хронической патологией. значительное уменьшение доли здоровых детей при рождении,

Здоровье является состоянием жизнедеятельности, которое соответствует биологическому возрасту детей, гармоничного единства интеллектуальных и физических характеристик, формирования компенсаторных и адаптационных реакций в процессе роста.

Число детей с отклонениями в развитии, с инвалидностью в Российской Федерации за последние 5 лет выросло на 10 %.

Определение «дети с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ) в научной литературе понимается, как дети, имеющие какие-то ограничения в повседневной жизнедеятельности, имеющие непосредственную связь с психическими, физическими либо иными дефектами.

Выделяют следующие категории детей с ограниченными возможностями здоровья:

1. дети с нарушениями слуха;

2. дети с нарушениями зрения;

3. дети с задержкой психического развития (ЗПР);

4. дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

5. дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

6. дети с нарушениями речи;

7. дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

8. дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

На сегодняшний период времени в нашей стране осуществляются кардинальные изменения общественной и экономической жизни, а это привело к крайней актуализации вопроса социальной защиты детей с ОВЗ.

Всеобщее разгосударствление, рыночная трансформация, с одной стороны, с иной - осложнение ситуации социальной экологии и, в преимуществе, неоднократное увеличение рождаемости детей с ограниченными возможностями, содействовали образованию целой социальной группы - детей-инвалидов, для которых необходимо создавать особую систему социальной защиты в целом и специфическую

государственную социальную политику в частности.

Главной медико-социальной проблемой, которая обладает общегосударственным значением, считается увеличение детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящий период времени в динамике состояния здоровья детей наметилось большое число неблагоприятных тенденций и как результат - увеличения общего роста детей с ОВЗ.

За последние тридцать лет численность детей с ОВЗ в нашей стране существенно увеличилась.

С 1996 года (когда ввели соответствующий статистический учет) осуществлялось непрерывное увеличение числа детей с ОВЗ в возрасте 0 -15 лет (с 462 275 в 1996 году до 554 867 в 2000 году и 620 342 в 2002 году), и показателя инвалидности на 10 000 детей (с 144,87 в 1996 году до 203,44 в 2000 году и 206,33 в 2001 году) [4, с. 27].

Среди детей в возрасте от 0 до 17 лет максимальное число детей с ОВЗ наблюдалось в 2001-2002 годах - 620 342 (2002 г.), а показатель на 10 000 детей данного возраста составлял 202,01 (2001 год). В 2005 году данный показатель уменьшился до 201,11, а показатель впервые выявленных инвалидов - до 24,97 на 10 000. По существующим данным на 2006 год число детей с ОВЗ 0-17 лет снизилось до 556 907 (впервые выявленных до 71 282) [4, с. 27].

Более многочисленной группой детей с ОВЗ и инвалидностью считаются дети 10-14 лет и 15-17 лет (33,2 и 29,3%). Дети с ОВЗ в возрасте 59 лет и 0-4 лет составляют 22,9 и 14,6%. Общее число детей с ОВЗ среди мальчиков выше, чем среди девочек, и чем старше дети, тем данная разница становится наиболее выраженной. К примеру, в 2006 году число детей с ОВЗ и инвалидов мужского пола достигало 58,4%, а женского - 41,6% [4, с. 27].

Структура инвалидности детей с ОВЗ дифференцирована в соответствии с возрастом детей и трансформируется по годам в связи с изменяющимися условиями жизни. К примеру, в 1996 году у детей 0 -4 лет среди главных нарушений здоровья более часто регистрировались умственная отсталость, двигательные нарушения, уродующие и кардиореспираторные проявления; у детей в возрасте 5-9 лет вместе с ними к ведущей патологии относились нарушения зрительные, вестибулярные и слуховые, и иные психологические расстройства; в возрасте 10-14 лет лидирующей причиной инвалидности у детей с ОВЗ стала умственная отсталость.

На протяжении последующих 9 лет максимальные темпы роста детей с ОВЗ наблюдались: у 0-4-летних детей вследствие висцеральных (кардиореспираторных, пищеварительных, мочеполовых) расстройств; у 5-9-летних - метаболических, психических и пищеварительных; у 10-14-летних -метаболических, психических и умственных; у 15-17-летних -метаболических, умственных, языковых и речевых нарушений.

В результате в 2005 г. при сохраняющемся в основном описанном выше распределении во всех возрастах увеличилась в большей мере частота

метаболических и ферментных расстройств. Кроме того, в возрастной группе 0-4 года произошло повышение ранговых мест кардиореспираторных, пищеварительных, мочеполовых расстройств; в 5-9 и 10-14 лет - «других психологических расстройств»; в 10-14 и 15-17 лет - кардиореспираторных, а также общих и генерализованных расстройств, а в 15-17 лет - еще и пищеварительных [4, с. 27].

В 2005 г. в структуре заболеваний, обусловивших рост детей с ОВЗ, как и по главным нарушениям здоровья, произошли существенные изменения: уровень врожденных аномалий на 10 000 детей 0-4 лет превысил аналогичный показатель по болезням нервной системы (врожденные аномалии вышли на первое место), а дети по заболеваниям глаза и его придаточного аппарата стали встречаться чаще, чем по заболеваниям, обусловленным перинатальными причинами [4, с. 27].

В возрастной группе детей 5-9 лет увеличилась численность инвалидов с расстройствами психики и поведения, что повысило уровень роста детей с ОВЗ, обусловленным психическими расстройствами и вывело эти нарушения на второе место (после нервных болезней), переместив инвалидизацию в связи с врожденными аномалиями на третье место. Среди 10-14-летних детей с ОВЗ лидирующей стала инвалидизация в связи с психическими расстройствами. В группе 15-17-летних распределение ранговых мест заболеваний, обусловивших рост детей с ОВЗ, сохраняется: первое место -психические расстройства, второе - болезни нервной системы, третье -врожденные аномалии, четвертое - болезни глаза и его придаточного аппарата.

Сейчас в Российской Федерации проживает порядка 29 млн. детей. Из них детей-инвалидов 640 тыс. 850 и, согласно прогнозам, уже в ближайшие десять лет число их достигнет 1,2 - 1,5 млн. [2, с. 5].

Оценка специалистами динамики частоты и структуры детской инвалидности с увеличением возраста детей при одинаково стабильных условиях среды обитания показала, что наибольшие изменения происходили при переходе из возрастной группы 0-4 года в группу 5-9 лет.

Максимальные темпы увеличения числа детей с ОВЗ в это время наблюдались по причине следующих заболеваний: психозов (+524,3%), диабета (+307%), бронхиальной астмы (+220,3%), болезней органов дыхания (+232%), психических заболеваний в целом (+231,6%), травм и отравлений (+178,6%), заболеваний глаза (+158,7%), болезней костно-мышечной, эндокринной систем (+147,5% и +133,1%) и др. Всего рост зарегистрирован по 15 из 17 учитываемых классов [2, с. 7].

При переходе детей из возрастной группы 5-9 лет в группу 10-14 лет темпы роста инвалидизации снижались как в целом по классам болезней (увеличение показателей инвалидности по 11 из 17 классов), так и по отдельным классам: при болезнях костно-мышечной системы +119,7%, органов дыхания +65,5%, при травмах +32,7%, при заболеваниях пищеварительной и эндокринной систем +22 и +21,1%, заболеваний глаза

+8,8% и т.п. [2, с. 8].

Таким образом, число детей с ОВЗ с каждым годом становится все больше и больше. Этому способствует множество факторов [3]:

- невысокий уровень медицинского обслуживания детей с ОВЗ и детей-инвалидов в России,

- плохая экология,

- низкая заработная плата родителей ребенка с ОВЗ,

- рост травматизма,

- высокий уровень заболеваемости родителей,

- семейный алкоголизм,

- детская заболеваемость и т. д.

Все указанные факторы составляют систему социальных рисков; ученые предупреждают, что социальные риски в первую очередь наносят удары по наименее защищенным семьям (безработным, малообеспеченным, многодетным) и инвалидам (детям, женщинам, престарелым).

Сохраняющаяся тенденция и прогнозируемый в XXI веке значительный рост численности детей с ОВЗ могут создать серьезные социальные, экономические и психологические проблемы, как для самих детей, так и для общества в целом, приводя к сокращению валового внутреннего продукта, снижению трудового потенциала и стратегической безопасности страны.

Воспитание и обучение и детей с ограниченными возможностями здоровья является социальной проблемой не только нашей страны, но и большинства иных стран мира. Но численность таких детей в современное время в Российской Федерации такая значительная, что не может поддаваться международным сравнениям.

Инвалидность у детей не обуславливается какой-то одной причиной, а довольно разнородная. Она имеет связь с целым вектором разнообразных заболеваний - как врожденных, так и приобретенных в первые годы жизни детей. Это означает, что организация образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья обязана быть дифференцированной и учитывать их индивидуальные ментальные и физические характеристики. Помимо этого, нужен отдельный закон, который будет определяют условия для осуществления образовательной деятельности.

Наблюдения показывают, что наше общество на сегодняшний день не готово принимать детей с ограниченными возможностями здоровья как норму. В Российской Федерации не принято инвалидам появляться на улице без крайней надобности, и общество не привыкло вступать с ними в непосредственный контакт. Также ведут себя здоровые дети в ситуации инклюзивного образования: они зачастую проявляют нетерпимость и даже жестокость в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Исключительно поэтому на сегодняшний день нужно предпринимать меры, которые будут направлены на профилактику подобного проявления. Формированию толерантного отношения к детям и взрослым с ограниченными возможностями здоровья будет способствовать разработка

соответствующих социальных программ и их освещение в СМИ [1, с. 48].

Практика показывает, что неприязненное отношение здоровых детей к детям с ограниченными возможностями здоровья довольно нечасто имеет проявление среди дошкольников, в условиях детского учреждения. Дети дошкольного возраста выказывают больше сочувствия и доброжелательности, нежели школьники, чьи жизненные установки сформировываются под влиянием родителей. На сегодняшний день родители здоровых детей зачастую выражают недовольство относительно совместного обучения своих детей с ребенком с ограниченными возможностями здоровья. Однако если взрослое население будет относиться к данной ситуации с пониманием, тогда и их здоровые дети станут проявлять доброжелательность и терпимость к ребенку с ограниченными возможностями здоровья в условиях совместного обучения.

Инклюзивное обучение предоставляет детям с ограниченными возможностями здоровья реальный шанс на социальную интеграцию в общество и улучшение качества его жизни. В некоторых случаях, когда речь идет о детях с отклонениями в развитии, уровень психологического здоровья которых близок к возрастной норме, инклюзивное обучение может позволить наделить их умениями, навыками и знаниями практически на уровне здоровых сверстников. Что означает, что дети получают реальную возможность обретения профессии, материальной и моральной независимости, т. е. может стать полноправным членом общества.

Известный факт, что дети с ограниченными возможностями здоровья обладают низким уровнем стрессоустойчивости. Их включение в коллектив здоровых детей в начальной школе равносильно шоковой ситуации. Потому в особенности важно предусмотреть для данной группы детей соблюдение принципа преемственности образовательного процесса «детский сад -начальная школа», чтобы избежать лишних стрессов у ребенка в другой обстановке.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, в основном, имеют отличие в повышенной утомляемости и не успевают усваивать предлагаемую учебную информацию в объеме общеобразовательной школы. В данной ситуации есть возможность нескольких вариантов адаптирования программы обучения для работы с этой группой детей:

1. стандартную программу годичного обучения разнести на два года.

2. обучать детей с ограниченными возможностями здоровья в школе 23 дня в неделю, остальные дни - в надомной форме.

3. инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в школе по предметам, которые не требуют большого умственного напряжения (домоводство, рукоделие, музыкальные занятия, экскурсии, физкультура, ИЗО и т.д.). Остальные предметы предлагать в форме надомного обучения [1, с. 69].

Обязательным требованием к педагогам в инклюзивном классе считается их специальная профессиональная подготовка для работы с детьми

ограниченными возможностями здоровья. Педагог обязан понимать проблемы и трудности, возникающие у детей данной группы в процессе обучения, и прививать здоровым детям доброжелательное к ним отношение. В связи с крайней специфичностью образовательного процесса в инклюзивном классе, нужно предусматривать дополнительную оплату труда преподавателя.

Таким образом, можно сказать, что инклюзивное образование выполняет функцию не столько конкретнообразовательную, сколько адаптивновоспитательную. И специалисты, и родители детей с ограниченными возможностями здоровья выдвигают в качестве основной задачи обучение детей навыкам социально-коммуникативного поведения.

Педагогу, работающему в инклюзивном классе, необходимо иметь понимание специфики процесса обучения. Основными компонентами инклюзивного образования являются:

- совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей;

- формирование доброжелательного отношения здоровых детей к больным;

- просветительская работа с родителями здоровых детей для выработки терпимого отношения к факту совместного обучения их детей с ребенком с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, можно сделать вывод, что в последнее время в России, как и в других странах, на общенациональном и государственном уровнях стало уделяться больше внимания проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья в связи с их увеличением. Не остается в данном случае в стороне и практическая психология. Многими авторами в течение уже долгого ряда лет проводятся исследования, призванные облегчить детям с ОВЗ процессы их социальной адаптации и социализации.

Дети с ограниченными возможностями - дети с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.

Число людей с ограниченными возможностями неуклонно увеличивается в нашей стране. Так, численность инвалидов, зарегистрированных в органах социальной защиты, за последние 5 лет увеличилась на 56,8%. С учетом перехода России к международным критериям и расширением медицинских показаний для установления инвалидности, по мнению экспертов, в ближайшие 10 лет следует ожидать увеличения числа инвалидов в 2-3 раза.

В целом, в дошкольном возрасте от 15% до 25% детей страдают хроническими заболеваниями; среди школьников 53% имеют ослабленное здоровье, а свыше 1/3 детей 13-17 лет - хронические заболевания (по данным Минздравмедпрома, из 6 миллионов подростков 15 -17 лет, прошедших

профилактические осмотры, у 94,5% были зарегистрированы различные заболевания, треть которых накладывает ограничения на выбор будущей профессии).

По окончании школы лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми (особенно быстрыми темпами ухудшается здоровье у школьниц: за последние 10 лет число здоровых девушек-выпускниц школ - уменьшилось с 28,3% до 6,3%, т.е. более чем в 3 раза.

Соответственно, с 40% до 75% увеличилось количество девушек, страдающих хроническими заболеваниями, около 40% выпускников школ имеют ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья, и почти треть юношей не годятся по медицинским показаниям для службы в Вооруженных силах.

Исследователи полагают, что необходимы следующие меры, направленные на поддержку семей с детьми с ОВЗ:

- разработка региональных модели по системе ранней помощи, включающей анализ ситуации и потребностей семей детей с ОВЗ, современные требования к программам раннего вмешательства, описание должностных обязанностей сотрудников (с акцентом на документальное закрепление новых форм и методов работы), описание технологии работы служб и их связи с другими организациями, требований к оборудованию и оснащению служб;

- апробация и внедрение инновационных технологий по работе с детьми с ОВЗ, в том числе раннего возраста;

- организация детского и семейного отдыха семей с детьми с ОВЗ на базе учреждений социального обслуживания и системы здравоохранения;

- внедрение эффективных программ социализации детей с ОВЗ, программ развития доступных трудовых навыков и т. д.

Использованные источники:

1. Баранов А. А., Лапин Ю. Е. Государственная политика в области охраны здоровья детей: вопросы теории и практики. - М.: Союз педиатров России, 20016. - 188 с.

2. Баранов А. А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения // Российский педиатрический журнал. -2014. - № 1. - С. 5-8.

3. Дети с ОВЗ в ДОУ 2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.resobr.ru/deti-s-ovz-v-dou. (дата обращения: 19.03.18)

4. Цыбульская И. С., Бахадова Е. В., Знобина Т. И. и др. Показатели качества жизни детей в современной России. Информационное письмо. М.: 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.