Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОБЗОР)'

ПРИНЦИПЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОБЗОР) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОРРЕКЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубровина Е.А.

Цель: анализ форм обучения в совокупности с факторами и условиями образовательной среды, которые способны влиять на состояние здоровья детей - инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Проанализированы 48 научных работ (с 2005 по 2022 г.) с использованием баз данных eLibrary, PubMed с формулировкой запросов: «особенности обучения детей-инвалидов», «инклюзивное образование», «образование детей с ограниченными возможностями здоровья», «особенности влияния технического состояния зданий школ на здоровье учащихся в общеобразовательных учреждениях». На основании проделанного анализа сделан вывод о том, что дети-инвалиды и лица с ОВЗ представляют определенную социальную группу детей, обучение которых реализуется с применением специальных образовательных, коррекционных и здоровьесберегающих технологий, что определяет успешность достижения педагогических целей и социальной адаптации детей в коллективе сверстников, а при несоблюдении медико-социальных норм и санитарно-гигиенических стандартов при реализации образовательного процесса приводит к ухудшению физического и психического состояния школьника с морфологическими отклонениями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубровина Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF IMPROVING THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR DISABLED CHILDREN AND PERSONS WITH DISABILITIES (REVIEW)

Objective: analysis of forms of learning in conjunction with the factors and conditions of the educational environment that can affect the health of children with disabilities and persons with disabilities. We analyzed 48 scientific papers (2005 to 2022) using databases eLibrary, PubMed, with the formulation of queries: "peculiarities of teaching disabled children", "inclusive education", "education of children with disabilities", "peculiarities of the influence of the technical condition of school buildings on the health of students in general educational institutions". Based on the analysis, the conclusion was made that children with disabilities represent a particular social group of children whose education is implemented with the use of special educational, remedial and health-saving technologies, which determines the success of achieving the educational goals and social adaptation of children in the peer group, and in case of non-compliance with medical and social regulations and sanitary and hygiene standards in the implementation of the educational process leads to deterioration of physical and mental health of the school.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОБЗОР)»

УДК 613:371.9 (063) Обзор

EDN IVDGRA

ПРИНЦИПЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

(ОБЗОР)

Е. А. Дубровина — ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пи-рогова» Минздрава России, доцент кафедры гигиены педиатрического факультета; ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», старший научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации, кандидат медицинских наук.

PRINCIPLES OF IMPROVING THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR DISABLED CHILDREN

AND PERSONS WITH DISABILITIES (REVIEW)

E.A. Dubrovina — N. I. Pirogov Russian National Research Medical University, Assistant Professor of the Department of Hygiene; Laboratory of Technologies and Means of Psychological and Pedagogical Habilitation at the Institute of Correctional Pedagogy of the Russian Academy of Education, Senior Researcher, PhD.

Дата поступления — 01.08.2022 г. Дата принятия в печать — 29.08.2022 г.

Для цитирования: Дубровина Е.А. Принципы совершенствования образовательной среды для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (обзор). Саратовский научно-медицинский журнал 2022; 18 (3): 452-458. EDN IVDGRA.

Аннотация. Цель: анализ форм обучения в совокупности с факторами и условиями образовательной среды, которые способны влиять на состояние здоровья детей — инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Проанализированы 48 научных работ (с 2005 по 2022 г) с использованием баз данных еLibrary, PubMed с формулировкой запросов: «особенности обучения детей-инвалидов», «инклюзивное образование», «образование детей с ограниченными возможностями здоровья», «особенности влияния технического состояния зданий школ на здоровье учащихся в общеобразовательных учреждениях». На основании проделанного анализа сделан вывод о том, что дети-инвалиды и лица с ОВЗ представляют определенную социальную группу детей, обучение которых реализуется с применением специальных образовательных, коррекционных и здо-ровьесберегающих технологий, что определяет успешность достижения педагогических целей и социальной адаптации детей в коллективе сверстников, а при несоблюдении медико-социальных норм и санитарно-гигиенических стандартов при реализации образовательного процесса приводит к ухудшению физического и психического состояния школьника с морфологическими отклонениями здоровья.

Ключевые слова: дети-инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, коррекционное обучение, здоровьесберегающие технологии

For citation. Dubrovina EA. Principles of improving the educational environment for disabled children and persons with disabilities (review). Saratov Journal of Medical Scientific Research 2022; 18 (3): 452-458. (In Russ.). EDN IVDGRA.

Abstract. Objective: analysis of forms of learning in conjunction with the factors and conditions of the educational environment that can affect the health of children with disabilities and persons with disabilities. We analyzed 48 scientific papers (2005 to 2022) using databases еLibrary, PubMed, with the formulation of queries: "peculiarities of teaching disabled children", "inclusive education", "education of children with disabilities", "peculiarities of the influence of the technical condition of school buildings on the health of students in general educational institutions". Based on the analysis, the conclusion was made that children with disabilities represent a particular social group of children whose education is implemented with the use of special educational, remedial and health-saving technologies, which determines the success of achieving the educational goals and social adaptation of children in the peer group, and in case of non-compliance with medical and social regulations and sanitary and hygiene standards in the implementation of the educational process leads to deterioration of physical and mental health of the school.

Keywords: children with disabilities, persons with disabilities, inclusive education, remedial education, health-saving technologies

Введение. Поиск мер, способствующих повышению качества жизни детей-инвалидов является актуальной социально-медицинской проблемной во всем мире. В настоящее время родители дети с инвалидностью и дети с ОВЗ обладают приоритетным правом выбора образовательной организации и формы обучения ребенка: специальное, инклюзивное или интегрированное образования. Согласно данным статистики, ежегодно не менее 30% родителей зачисляют ребенка с ОВЗ в образовательную организацию, где обучение по адаптированным основным образовательным программам реализуется наряду с общими образовательными программами, а ребенок находится в классе вместе с условно здоровыми сверстниками. При принятии решения родители исходят из того, что социализация ребенка с ОВЗ в инклюзивном классе будет более успешной, чем в отдельной об-

Ответственный автор — Дубровина Екатерина Александровна

Тел.: +7 (937) 2525255

E-mail: ekalexdubrovina@gmail.com

разовательной организации, где процесс обучения организован специальным образом [1].

Иностранные деятели науки считают, что определение «инвалид» неблагоприятно влияет на сознание людей, акцентируя тем самым его индифферентность от ровесников, поэтому исходя из этого, по мнению ученых, следует применять более лояльное определение, такое как «лица с ограниченными возможностями здоровья» [2]. Определения «инвалид» и «обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья» неравнозначны в своем понимании. Следуя из определения Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ (в ред. от 29.11.2021) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной'защиты. Установление инвалидности оформляется федеральным уч-

реждением медико-социальной экспертизы. Детям в возрасте до 18 лет присваивается категория «ребенок-инвалид» [3]. В то же время в Федеральном законе от 29.12.2012 №273-Ф3 (в ред. от 24.09.2022) «Об образовании в Российской Федерации» дается определение, что обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий [4]. Иначе говоря, дети с ОВЗ — это те дети, у которых состояние здоровья мешает освоению образовательных программ без каких-либо специальных условий обучения и воспитания.

Значительное число детей с инвалидностью и ОВЗ обучаются в специализированных образовательных учреждениях, где соблюдаются условия не только их воспитания и обучения, но и здоровье-сбережения, коррекции заболевания, а также реабилитации и социальной адаптации, другими словами, к ним имеется полноценный комплексный подход. В последние годы предлагается иной подход к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями — это инклюзивное образование. Предельно ясно, что при поступлении здорового ребенка в общеобразовательную школу он испытывает трудности в адаптации к окружающей среде. Но при поступлении в школу ребенка с ОВЗ или инвалидностью сложности возникают у всех членов процесса обучения: детей, учителей, родителей [5]. Дети-инвалиды и с ОВЗ имеют особые образовательные потребности, а именно потребности в создании специальных условий для реализации индивидуальных возможностей в обучении, учитывая характер и степень их выраженности [6]. В нашей стране системой социальной защиты населения успешно созданы и функционируют условия для получения образования в специализированных (коррекционных) организациях с акцентом на специальные условия, техническое и кадровое оснащение для детей разных психолого-педагогических категорий в зависимости от их основного нарушения в состоянии здоровья. Заграничная практика образования показывает, культура инклюзии уже прошла этап эволюции, основанный на принципе «образование для всех» (Education for All). Инклюзивное образование можно сравнить с айсбергом, так как большая часть проблем, которые возникают при организации образования в инклюзивной форме, скрыты и проявляются на этапе включения ребенка в учебный процесс [7]. Не стоит также забывать о менталитете населения, поскольку негативное или даже брезгливое отношение к людям с ОВЗ препятствует продвижению филантропических идей и оказывает влияние на масштаб, качество социальных услуг и определяет положение инвалидов в обществе, включая их конституционные права и перспективы социальной реализации. Дети и подростки с инвалидностью и ОВЗ в большинстве случаев имеют сочетание психофизических нарушений и особенности развития личности, что является причиной сложностей построения социальных связей и отношений. Эти дети представляют собой группу риска из-за ограниченного положительного опыта социального взаимодействия, в связи с чем они нередко нарушают социальные нормы поведения и не могут самостоятельно адаптироваться в обществе [8].

Цель — анализ форм обучения в совокупности с факторами и условиями образовательной среды,

которые способны влиять на состояние здоровья детей-инвалидов и лиц с ОВЗ.

Проанализированы 48 научных работ (с 2005 по 2022 г.) с использованием баз данных еLibrary, РиЬМ^ с формулировкой запросов: «особенности обучения детей-инвалидов», «инклюзивное образование», «образование детей с ограниченными возможностями здоровья», «особенности влияния технического состояния зданий школ на здоровье учащихся в общеобразовательных учреждениях».

Образование детей-инвалидов и с ОВЗ предполагает воплощение специализированной среды обучения, в которой сочетается доступность качественного образования, условий и средств, способных обеспечить не только освоение предметных показателей, но и последующую социализацию в жизни [9-11]. Рост детской инвалидности обусловлен комплексом факторов: генетических, медико-биологических, социально-гигиенических, ухудшения экологии, снижения репродуктивного потенциала населения, учета качества ранней диагностики и лечения заболеваний [12]. Известно, что ведущая роль в становлении личности человека принадлежит социальным условиям среды, в том числе системе воспитания и обучения, благодаря которым дети усваивают принятые в обществе социальные нормы и правила поведения, учатся коммуникации с людьми: близкими и другими взрослыми, сверстниками, в результате чего овладевает самостоятельностью и становится подготовленным к профессиональной деятельности. Ребенок с нарушениями развития, как и здоровый, проходит те же стадии развития, накапливает жизненный опыт, реализует свои потенциальные возможности и приспосабливается к жизни с учетом имеющихся ограничений. От семьи и учителей зависит, насколько полноценно он реализует свой потенциал и насколько активно он сможет участвовать в общественной жизни [13]. В. М. Ганузин и Б.Д. Борохов считают, что при недостаточном обеспечении психологической безопасности образовательной среды, в ситуации нездорового «школьного климата», педагогическое насилие, дидактогения, буллинг и виктимизация являются факторами негативного влияния на психическое и физическое здоровье школьников и снижения эффективности образовательного процесса [14].

До недавнего времени в России обучение детей-инвалидов и лиц с ОВЗ преимущественно реализовалось только в специализированных (коррекционных) образовательных учреждениях — школах-интернатах, созданных для обучения различных категорий детей с ОВЗ, состоящих в основном из восьми видов: I вид — для глухих детей, II вид — для слабослышащих детей, III вид — для незрячих детей, IV вид — для слабовидящих детей, V вид — для детей с тяжелым нарушением речи, VI вид — для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, VII вид — для детей с задержкой психического развития, VIII вид — для детей с умственной отсталостью [15]. В данных организациях образовательные потребности реализовываются посредством оказания учащимся медико-педагогической и социальной помощи, а образовательные программы и условия разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ [16, 17]. Данная система эффективна с функциональной точки зрения. В данных организациях существуют специальные условия для занятий с такими детьми; подготовленные сотрудники — как медицинский персонал (врачи-педиатры, инструкторы лечебной физкультуры, мас-

сажисты, медицинские сестры), так и специальные педагоги (дефектологи, логопеды, нейропсихологи, олигофренопедагоги, сурдопереводчики, тифлосур-допереводчики и пр.) [18, 19]. Сегодня достаточно популярным является инклюзивное, или включенное образование. Это процесс совместного воспитания и обучения детей-инвалидов и лиц с ОВЗ с нормально развивающимися детьми, которое позволяет ребенку с особенностями развития общаться со сверстниками и расширять свой кругозор [20]. Инклюзию следует отличать от интеграции, при которой дети с отклонениями в здоровье обучаются в обычных школах и должны сами адаптироваться к системе образования [21]. Так, в Сирии часто прибегают к индивидуальной форме обучения. Цель данного обучения заключается в раскрытии индивидуальных возможностей ребенка с последующей социализацией его в обществе и сформированием навыков самообслуживания [22]. В Европе наиболее востребовано компенсирующее обучение, у данного обучения свой определенный подход, в первую очередь это улучшение качества обучения слабых учеников, в Японии же компенсирующее обучение покрывает захватывает часть учеников, не акцентируя внимание на уровень успеваемости школьника. Франция выбирает компенсирующую систему обучение под видом «позитивной дискриминации», которое обширно применяется с 1981 г и до настоящего момента, в так называемых участках повышенной важности образования (Les zones d'éducation prioritaires), где наиболее велик процент «неуспевающих» учеников [23]. Сегодня в школах Соединенных Штатов Америки реализуется программа Inclusion, однако следует отметить, что в США не отказываются и от специальных учебных заведений [24].

Бытует мнение, что дети с инвалидностью и ОВЗ в общеобразовательной школе могут снижать качество обучения всего класса, что у учителей возникают трудности в профессиональной деятельности с появлением такого ребенка. Прежде всего учитель должен обладать способностью понимать и принимать учащегося таким, какой он есть, и прививать соответствующее отношение у других учеников. Педагоги, работающие в общеобразовательных учреждениях, отмечают большое количество проблем, с которыми придется столкнуться при реализации технологий совместного обучения детей с различным психофизическим статусом [25]. Успешный и эффективный педагогический процесс детерминирован как спецификой учителя, так и отношением социальных слоев к инклюзивному образованию, позицией населения, в частности участием в этом процессе общественного окружения и семьи, а также субъектной позицией учителя. Таким образом, смысл педагогического сопровождения, развития и воспитания детей-инвалидов в классической образовательной школе является комбинированным процессом, имеющим определенное своеобразие, оцениваемое на субъектном, индивидуальном и личностном уровнях [26]. Дети с инвалидностью и ОВЗ в связи с имеющимися заболеваниями, проблемами познавательного, эмоционально-волевого и двигательного развития могут испытывать трудности в учебе, профессиональной и коммуникативной сферах [27]. Например, дети с расстройством аутистического спектра в силу особой чувствительности могут негативно относится к новым людям, смене обстановки, требуют соблюдения привычных алгоритмов во всех видах деятельности, в том числе и в учебной деятельно-

сти, избирательны в социальном взаимодействии или демонстративно игнорируют его [28]. Л. С. Выготский в трудах указывает на определенные преимущества инклюзивного образования, но считает, что в условиях специального обучения и воспитания у детей с особыми образовательными потребностями преодолеваются или сглаживаются социальные нарушения, биологически обусловленные [29]. Благодаря наличию современной нормативно-правовой базы и практики инклюзивного образования по воспитанию и обучению детей-инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями, сотрудники психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) переходят от общих рекомендаций к выбору всего комплекса специальных образовательных условий [30]. В нашей стране как первостепенный нормативный документ, регламентирующий образовательную деятельность учащихся с инвалидностью и имеющих ограничения в здоровье, значится Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующий право на образование населения с инвалидностью и ОВЗ. В статье второй данного документа установлены условия, важные для деятельности ПМПК. К ним относятся: образовательная программа, индивидуальный учебный план, инклюзивное образование, а также адаптированная образовательная программа. В указанном ФЗ № 273 под адаптированной образовательной программой понимают образовательную программу, которая адаптирована для обучения лиц с ОВЗ с акцентом на их психофизические особенности организма, персональные возможности. При необходимости востребованы реализация коррекционных мероприятий для конкретного заболевания и адаптация в социальной сфере данной категории населения. Ко всему прочему в данном законодательном документе указываются специальные условия образования как для детей-инвалидов, так и для лиц с ОВЗ, а именно: условия обучения, воспитания и развития, специальные образовательные программы и подходы к обучению и воспитанию, определенные учебники, учебные пособия и дидактические материалы, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррек-ционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и прочие условия, без которых не представляется возможным или осложнено освоение программ образования обучающимися с ОВЗ [31].

Структура образования стоит на позиции распространения инклюзивных форм обучения в образовательных учреждениях. На школьном этапе детской жизни инклюзивное обучение проявляет себя весьма результативно и оказывает максимальный благоприятный эффект [32]. Система инклюзии несет в себе ту модель обучения и воспитания, при которой все ученики, вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, охвачены всей системой образования. Коррекцион-ные мероприятия совместно с воспитанием детей в их раннем возрасте способствуют предупреждению вторичных отклонений [33]. Инклюзивное образование охватывает образовательные учреждения среднего, профессионального и высшего образования. Цель данной системы — организация доступной среды как в обучении, так и профессиональной под-

готовке инвалидов и лиц с ОВЗ [34]. Для инклюзивного подхода к детям, например, имеющим нарушения двигательной и мышечной активности, важным критерием является организация безбарьерной и доступной среды, позволяющей ребенку беспрепятственно перемещаться по всем помещениям образовательного учреждения, самостоятельно или с применением различных видов помощи [35]. Для того чтобы дети, имеющие ограничения в здоровье, могли получать знания в обычных образовательных учреждениях наравне со здоровыми сверстниками, для них должны создаваться определенные здоровьесберегающие условия по месту жительства, которые позволят обеспечивать оздоровительный и охранительный режимы, укрепление физического и психического здоровья, реализовывать профилактические мероприятия в области физических, умственных и психологических переутомлений учащихся, соблюдение гигиенических нормативов. Организация безбарьерной среды на стадии строительства нового учебного заведения стало обыденным процессом и закладывается на стадии проектирования. Куда сложнее обстоит дело с переоборудованием уже функционирующего учебного учреждения. Необходимо пересмотреть требования к участку — оборудовать въезд детей с ОВЗ в здание, предусмотреть транспортную поддержку для доставки ребенка в школу, прилежащему к зданию школы, социальное пространство вокруг него, требования к самому зданию, помещениям и оборудованию, организации освещения помещений, требования к воздушно-тепловому режиму, чтобы обеспечить адаптацию детей-инвалидов и с ОВЗ к «нормальным условиям» в щадящем режиме [36]. Перепланировке и переоборудованию подлежат все ранее построенные здания школы, с использованием дополнительного оборудования и инвентаря: туалетные комнаты для девочек и мальчиков, учебные классы, необходимо установить поручни вдоль стен коридора 1-го этажа, сделать пандус у подхода к зданию, лифтовой подъемник, грамотно оборудовать помещения для занятий лечебной физкультурой, модернизировать медицинский блок с устройством кабинетов лечебного массажа и физиотерапии. Школа, использующая инклюзию в своей образовательной деятельности, кроме специально разработанных учебно-методических пособий, в которые входят не только учебные издания определенного характера (для детей с нарушениями зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата), но и специализированные программы, должна иметь комплексы методик для диагностики, мобильные комплексы для работы определенных специалистов, специфические аппаратно-компьютерные комплексы, сенсорные кабинеты, а также кабинеты коррекционной гимнастики и психомоторной коррекции [37-41]. Помимо оборудования и инвентаря, автор считает необходимым введением в штат сурдопереводчиков, тифлосурдопереводчиков, дефектологов [42]. С экономической точки зрения инклюзия по сравнению со специальным образованием является более затратным методом обучения [43, 44].

В России выделяют множество категорий граждан (одаренные дети, инвалиды, сироты, дети из многодетных семей, жертвы насилия, малообеспеченные), каждая из которых нуждается в образовании [45]. При инклюзивном образовании дети, имеющие стойкие заболевания, приобретают более заниженные по уровню знания, более того, во время их обучения возникают некоторые социальные трудности [46].

Обучающиеся с особыми образовательными потребностями нуждаются в защите и создании доступных условий для получения качественного образования, начиная со школы с последующим трудоустройством и адаптацией в социуме [47]. Проблема в образовании детей со стойкими нарушениями здоровья в условиях классической образовательной школы — одна из актуальных проблем современного социума. В контексте данной ситуации безотлагательно первостепенным является закрытие вопросов, касающихся создания тех необходимых условий, которые способствуют включению детей со стойкими хроническими заболеваниями в полноценный образовательный процесс вместе со сверстниками. Стоит заметить, что не все категории детей с ОВЗ имеют физическую возможность получать знания в условиях общепринятого образовательного учреждения. Целесообразно ученикам со стойкими нозологическими формами заболеваний, получать знания в классической образовательной среде в обыкновенных классах совместно с другими учениками, но при создании условий социально-педагогической помощи этой категории учащихся [48]. Как считают эксперты [49, 50], весьма значимая социальная трудность реализации прав детей с особыми образовательными потребностями — в необходимости создания специализированных нормативных актов и законов, регламентирующих осуществление органами государственного управления и власти, официальными лицами учреждений и организаций контроля над надлежащим исполнением прав детей, имеющих стойкие заболевания, на социальное восстановление, охрану здоровья и независимое существование в социуме.

Заключение. Проведенный анализ научной литературы свидетельствует о том, что влияние различных подходов системы образования на жизнь детей и подростков с ОВЗ во многом разнообразнее и глубже, чем это может показаться на первый взгляд. Необходимость комплексного подхода к данной проблеме очевидна. Образовательная система должна учитывать все потребности учащихся, адаптироваться под них, независимо от морфологических отклонений индивидуумов, и создавать условия воспитания, обучения, здоровьесбережения, коррекции заболевания, реабилитации и социальной адаптации, способствующие сохранению и укреплению здоровья детского населения.

Конфликт интересов не заявляется.

References (Литература)

1. Saetgalieva LR. The system of social protection of children with disabilities abroad. In: Student Scientific Forum — 2013: Proceedings of the V International Student Scientific Conference. URL: https://scienceforum.ru/2013/article/2013006697 (8 June 2022). Russian (Саетгалиева Л. Р. Система социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья за рубежом. В кн.: Студенческий научный форум — 2013: материалы V Междунар. студ. науч. конференции). URL: https:// scienceforum.ru/2013/article/2013006697 (дата обращения: 08.06.2022).

2. Kovalchuk MA, Gerasimova NO. Territory of interaction: psychological and pedagogical support for children with disabilities in an educational institution. Humanities and Social Sciences 2020; (2): 310-7. Russian (Ковальчук М.А., Герасимова Н. О. Территория взаимодействия: психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения. Гуманитарные и социальные науки 2020; (2): 310-7).

3. On Social Protection of Disabled People in the Russian Federation: Federal Law №181-FZ of 24.11.1995 (as amended and supplemented). URL: http://ivo.garant.ru/proxy/share?-

data=q4Og0aLnpN5Pvp_qlYq44979qPLUv9u45fKDAPPjuNC-j6rHMouixyLH7t9G300W_4P3BscyxxbJ_saln_2r8-Co0bnMt-P3yjQDyj-CH463gs_yx8pTwnrXks8xNtO6k6rjl8oXxtOCD6Yrjju-LH (8 June 2022). Russian (О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федер. закон от 24.11.1995 №181 -ФЗ (с изм. и доп.). URL: http://ivo.garant.ru/proxy/share?-data=q4Og0aLnpN5Pvp_qlYq44979qPLUv9u45fKDAPPjuNC-j6rHMouixyLH7t9G300W_4P3Bscyxxb_I_saln_2r8-Co0bnMt-P3yjQDyj-CH463gs_yx8pTwnrXks8xNtO6k6rjl8oXxtOCD6Yrjju-LH (дата обращения 08.06.2022).

4. On Education in the Russian Federation: Federal Law №273-FZ of 29.12.2012 (as amended) URL: http://ivo.garant.ru/proxy/share?data=q4Og0aLnpN5Pvp_qlY-qxjK_xqrzXt9W_qeqZArLotce64KPMuuKp0JDcud-5306wrKP-Tot-k3qaQosHykfGptP2gyKLboqzqlwLijeKH_LHhruiq_Jjy-2L7opdRFv_SP3LWj6p_ms-KI4Yjmiq0= (8 June 2022). Russian (Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон от 29.12.2012 №273-Ф3 (с изм. и доп.). URL: http://ivo.garant.ru/proxy/share?data=q40g0aLnpN5Pvp_qlY-qxjK_xqrzXt9W_qeqZArLotce64KPMuuKp0JDcud-5306wrKP-Tot-k3qaQosHykfGptP2gyKLboqzqlwLijeKH_LHhruiq_Jjy-2L7opdRFv_SP3LWj6p_ms-KI4Yjmiq0= (дата обращения 08.06.2022).

5. Sashina YuV. Organization of inclusive education of disabled children and children with disabilities in general education schools. In: Development of V. M. Bekhterev's ideas in modern medicine, psychology and pedagogy: Collection of articles based on the results of the All-Russian Scientific-Practical Conference. Glazov, 2018; р. 156-60. Russian (Сашина Ю. В. Организация инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах. В кн.: Развитие идей В. М. Бехтерева в современной медицине, психологии и педагогике: сб. ст. по итогам проведения Всерос. науч.-практ. конференции. Глазов, 2018; с. 156-60).

6. Sapunova IV. Children with disabilities and gifted children in inclusion: the direction of educational policy and the view of educators. The Art of Teaching 2019; (2): 31-9. Russian (Сапунова И. В. Дети с ограниченными возможностями здоровья и талантливые дети в инклюзии: направление образовательной политики и взгляд педагогов. Педагогическое искусство 2019; (2): 31-9).

7. Kulagina EV. Special education for children with disabilities: regional disparities. Sociological Research 2019; (3): 4962. Russian (Кулагина Е. В. Специальное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: региональное неравенство. Социологические исследования 2019; (3): 49-62).

8. Kobazova Yu. Children with disabilities and children with disabilities: a gender analysis. Corrective and Developmental Education 2014; (4): 46-50. Russian (Кобазова Ю. Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды: гендерный анализ. Коррекционно-развивающее образование 2014; (4): 46-50).

9. Sezonova OV. Features of the organization of educational activities of children with disabilities and children with disabilities. In: ASOU Conference: collection of scientific papers and materials of scientific and practical conferences 2020; (3): 30. Russian (Сезонова О. В. Особенности организации образовательной деятельности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. В кн.: Конференциум АСОУ: сб. науч. тр. и материалов науч.-практ. конференций 2020; (3): 30).

10. Zubova EA, Nechaeva MP. Designing and developing a tolerant education environment in conditions of social diversity. Moscow: Academy of Social Management, 2016; 120 р. Russian (Зубова Е. А., Нечаева М. П. Проектирование и развитие толерантно воспитывающей среды в условиях социального многообразия. М.: Акад. соц. упр., 2016; 120 с.).

11. Romanova GA. Problems of organizing an inclusive educational environment. In: ASOU Conference: collection of scientific papers and materials of scientific and practical conferences 2018: (3-2): 491-5. Russian (Романова Г. А. Проблемы организации инклюзивной образовательной среды. В кн.: Конференциум АСОУ: сб. науч. тр. и материалов науч.-практ. конференций 2018: (3-2): 491-5).

12. Zabramnaya SD, Borovik OV. Practical material for the psychological and pedagogical examination of children: Textbook for students of higher education. Moscow: Vlados, 2008; 115 р. Russian (Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический

материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Владос, 2008; 115 с.).

13. Nikashina NA. Peculiarities of self-actualization of the personality of people with visual impairments. Baltic Humanitarian Journal 2013; (3): 19-21. Russian (Никашина Н. А. Особенности самореализации личности людей с ограниченным зрением. Балтийский гуманитарный журнал 2013; (3): 19-21).

14. Ganuzin VM, Borokhov BD. Psychotraumatic factors at school age and their impact on health: postdidactic stress disorder (review). Medical Psychology in Russia: An Online Scientific Journal 2022; (14). URL: http://mprj.ru (8 June 2022). Russian (Ганузин В. М., Борохов Б. Д. Психотравмирующие факторы в школьном возрасте и их влияние на здоровье: постдидактическое стрессовое расстройство (обзор). Медицинская психология в России: сетевой науч. журн 2022; (14). URL: http://mprj.ru (дата обращения 08.06.2022).

15. Vozmilkina EN. Inclusive education in the Russian school: current status and prospects for development. Science and Modernity 2016; (48): 79-83. Russian (Возмилкина Е. Н. Инклюзивное образование в российской школе: современное состояние и перспективы развития. Наука и современность 2016; (48): 79-83).

16. Panova OV. Technologies of integration of children with disabilities in education. Bulletin of the Moscow State Institute for Humanities and Economics 2013; (1): 64-71. Russian (Панова О. В. Технологии интеграции детей-инвалидов в сферу образования. Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института 2013; (1): 64-71).

17. Aybazova MYu, Lavrinets KYu. Education of children with disabilities in orphanages. Bulletin of the University of the Russian Academy of Education 2011; (1): 144-8. Russian (Айба-зова М. Ю., Лавринец К. Ю. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детских домов. Вестник Университета Российской академии образования 2011; (1): 144-8).

18. Kravtsov KG. Creation of varied conditions for the education of children with disabilities. Autism and developmental disabilities 2010; (8): 28-30. Russian (Кравцов К. Г. Создание вариативных условий для получения образования детьми-инвалидами. Аутизм и нарушения развития 2010; (8): 28-30).

19. Shurygina VV, Chukturova NI, Shurygin AS. Modern psychological and pedagogical approaches to inclusive education. ВЫ^Ип USPTU. Science, Education, Economy. Series Economy 2015; (3): 73-6. Russian (Шурыгина В. В., Чуктурова Н. И., Шу-рыгин А. С. Современные психолого-педагогические подходы к инклюзивному образованию. Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Сер.: Экономика 2015; (3): 73-6).

20. Ivanova EV. Inclusive education in school. In: Education of persons with disabilities: experience, problems, prospects: materials of the All-Russian (correspondence) scientific-practical conference. Barnaul, April 24-25, 2016. Barnaul: Altai State Pedagogical University, 2016; 194-5 р. Russian (Иванова Э. В. Инклюзивное образование в школе. В кн.: Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы: материалы Всерос. (заоч.) науч.-практ. конференции. Барнаул, 24-25 апреля 2016 г. Барнаул: Алтай. гос. пед. ун-т, 2016; с. 194-5).

21. Guseva TN. Inclusive Education. Moscow: "School Book" Center, 2010; 272 р. Russian (Гусева Т. Н. Инклюзивное образование. М.: Центр «Школьная книга», 2010; 272 с.).

22. Mokhamed Ali-Slman. Education of children with special needs in the Syrian Republic: history and prospects of development. Correctional and Pedagogical Education 2020; (1): 22-31. Russian (Мохамед Али-Слман. Образование детей с особенностями в Сирийской республике: история и перспективы развития. Коррекционно-педагогическое образование 2020; (1): 22-31).

23. Dzhurinskiy AN. Compensatory education as a strategy for quality general education: foreign experience. Siberian Pedagogical Journal 2015; (3): 184-91. Russian (Джуринский А. Н. Компенсирующее обучение как стратегия качественного общего образования: зарубежный опыт. Сибирский педагогический журнал 2015; (3): 184-91).

24. Povalyaeva On. Technologies of organization of joint activity of subjects of educational process of inclusive education in the USA. Modern Scientist 2018; (2): 20-2. Russian (Поваляева О. Н. Технологии организации совместной деятельности субъектов образовательного процесса

инклюзивного образования в США. Современный ученый 2018; (2): 20-2).

25. Zaytsev DV, Selivanova YuV. The dynamics of social attitudes toward integrated education in Russia. Modern Problems of Science and Education 2015; (4). URL: https://s.science-education.ru/pdf/2015/4/252.pdf (8 June 2022). Russian (Зайцев Д. В., Селиванова Ю. В. Динамика социального отношения к интегрированному образованию в России. Современные проблемы науки и образования 2015; (4). URL: https://s.science-education.ru/pdf/2015/4/252. pdf (дата обращения: 08.06.2022).

26. Shaykevich MV. Pedagogical support for the education, upbringing and development of children with disabilities in a regular school. Human Capital 2016; (3): 113-5. Russian (Шайкевич М. В. Педагогическое сопровождение обучения, воспитания и развития детей-инвалидов в обычной школе. Человеческий капитал 2016; (3): 113-5).

27. Kosyntseva OV. Psychological and pedagogical features of the adaptation of children with disabilities in the conditions of a professional educational organization. In: Strategic directions of development of education in the Orenburg region: Materials Scientific-practical conference with international participation. Orenburg, September 29, 2017. Orenburg: Orenburg State University, 2017; р. 803-9. Russian (Косынцева О. В. Психолого-педагогические особенности адаптации детей-инвалидов в условиях профессиональной образовательной организации. В кн.: Стратегические направления развития образования в Оренбургской области: материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием. Оренбург, 29 сентября 2017 г. Оренбург: Оренбург. гос. ун-т, 2017; с. 803-9).

28. Voloshchuk OV, Karpova SA, Kazachkova EV. Experience in organizing psychological and pedagogical support for families raising children with ASD [autism spectrum disorder] at the "Nadezhda" resource center in Volzhsky. Autism and Developmental Disorders (Russia) 2019; 17 (4): 51-6. Russian (Волощук О. В., Карпова С. А., Казачкова Е. В. Опыт организации психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с РАС, в ресурсном центре «Надежда» города Волжский. Аутизм и нарушения развития 2019; 17 (4): 51-6).

29. Vygotskiy LS. Pedagogical psychology. Moscow: AST: Astril. 2005; 536 p. Russian (Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ: Астрель, 2005; 536 с.).

30. Rudakova NP. The contents of special examinations in the framework of the activities of psychological-medical-pedagogical commission. Scholarly Notes of Transbaikal State University 2018; (13): 41-5. Russian (Рудакова Н. П. Содержание дефектологического обследования в рамках деятельности психолого-медико-педагогической комиссии. Ученые записки Забайкальского государственного университета 2018; (13): 41-5).

31. Semago MM, ed. Organization of the system of PMPC [psychological, medical and pedagogical commission] in the conditions of development of inclusive education: Method. manual for specialists PMPC. Moscow: Arctic 2014; 368 р. Russian (Семаго М. М., ред. Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования: метод. пособие для специалистов ПМПК. М.: Аркти, 2014; 368 с.).

32. Olifer OO. Social adjustment of children with special educational needs. Bulletin of Kemerovo State University 2015; (3-1): 115-9. Russian (Олифер О. О. Проблема социализации детей с особыми образовательными потребностями. Вестник Кемеровского государственного университета 2015; (3-1): 115-9).

33. Maller AR. Ways to compensate for disorders in children with severe intellectual disabilities. Master Class 2019; (8): 44-50. Russian (Маллер А. Р. Пути компенсации нарушений у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Мастер-класс 2019; (8): 44-50).

34. Bakharev AV. Developing a model of inclusive education: international experience. Knowledge. Understanding. Skill 2014; (2): 330-5. Russian (Бахарев А. В. Разработка модели инклюзивного образования: международный опыт. Знание. Понимание. Умение 2014; (2): 330-5).

35. Britaeva ZM. Support of the children at comprehensive school, with special educational requirments. Siberian Pedagogical Journal 2013; (2): 243-6. Russian (Бритаева З. М. Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе. Сибирский педагогический журнал 2013; (2): 243-6).

36. Belaya EN. Peculiarities of the impact of the technical condition of school buildings on the health of students in general educational institutions. Bulletin of the North Caucasus Federal University 2012; (12): 52-6. Russian (Белая Е. Н. Особенности влияния технического состояния зданий школ на здоровье учащихся в общеобразовательных учреждениях. Вестник СевКавГТИ 2012; (12): 52-6).

37. Perfileva MYu, Simonova YuP, Prushinskiy SA. Participation of public organizations of the disabled in the development of inclusive education. Moscow: Ministry of Economic Development of the Russian Federation, 2012; 60 р. Russian (Перфильева М. Ю., Симонова Ю. П., Прушинский С. А. Участие общественных организаций инвалидов в развитии инклюзивного образования. М.: МЭР РФ, 2012; 60 с.).

38. Maksimova EYu. Problems of organization of education and development of children with disabilities (HIA): psychological and pedagogical aspect. Baltic Humanitarian Journal 2019; (4): 111-4. Russian (Максимова Е. Ю. Проблемы организации обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): психолого-педагогический аспект. Балтийский гуманитарный журнал 2019; 8 (4): 111-4).

39. Glukhikh SI, Uvarov VI. Regional features of inclusive education in Russia on the example of Sverdlovsk region. Pedagogical Education in Russia 2020; (4): 176-83. Russian (Глухих С. И., Уваров В. И. Региональные особенности инклюзивного образования в России на примере Свердловской области. Педагогическое образование в России 2020; (4): 176-83).

40. Belaya EN. Modern problems of organizing education for children with disabilities. In: Current problems of modern science: III International scientific-practical conference. Stavropol, April 28-30, 2014. Stavropol, 2014; р. 135-7. Russian (Белая Е. Н. Современные проблемы организации обучения детей с ограниченными возможностями. В кн.: Актуальные проблемы современной науки: III Междунар. науч.-практ. конференция. Ставрополь, 28-30 апреля 2014 г. Ставрополь, 2014; с. 135-7).

41. Mikhalchenko KA. Inclusive Education — problems and solutions. In: Theory and practice of education in the modern world: Materials of the 1st International scientific conference. St. Petersburg: Renome, 2012; p. 71-9. Russian (Михальченко К. А. Инклюзивное образование — проблемы и пути решения. Теория и практика образования в современном мире: материалы I Междунар. науч. конф. СПб.: Реноме, 2012; с. 71-9).

42. Samokhin IS, Sokolova NL, Sergeeva MG. The content of the basic concepts of inclusive education. Nauchnyi Dialog 2016; (9): 311-27. Russian (Самохин И. С., Соколова Н. Л., Сергеева М. Г. Содержание основных понятий инклюзивного образования. Научный диалог 2016; (9): 311-27).

43. Ananev VL. Inclusive education in the Belarusian school: problems and prospects (sociological analysis). Economics. Sociology. Biology 2018; 8 (3): 88-96. Russian (Ананьев В. Л. Инклюзивное образование в белорусской школе: проблемы и перспективы (социологический анализ). Экономика. Социология. Биология 2018; 8 (3): 88-96).

44. Ananev VL. A stereotype that distorts reality: Analysis of the problem of the blind and visually impaired according to a sociological survey of Minsk residents. Belaruskaya dumka 2013; (11): 96-101. Russian (Ананьев В. Л. Стереотип, искажающий реальность: Анализ проблемы слепых и слабовидящих по данным социологического опроса жителей Минска. Беларуская думка 2013; (11): 96-101).

45. Zhuravleva EV. Social balance in the education of different categories of citizens. International Research Journal 2019; (1-2): 78-80. Russian (Журавлева Е. В. Социальный баланс в образовании различных категорий граждан. Международный научно-исследовательский журнал 2019; (12): 78-80).

46. Averin DYu. Problems and prospects of organizing distance learning for hearing-impaired and deaf children in the Magadan region. Modernization of modern education and improvement of pedagogical activity: collection of articles of the International scientific-practical conference. Penza, December 5, 2021. Penza: Nauka i prosveshchenie, 2021; р. 62-66. Russian (Аверин Д. Ю. Проблемы и перспективы организации дистанционного обучения для слабослышащих и глухих детей в Магаданской области. В кн.: Модернизация современного образования и совершенствование педагогической деятельности: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конференции. Пенза, 5 декабря 2021 г. Пенза: Наука и просвещение, 2021; с. 62-6).

47. Ivanova OA. The advantages of inclusive education for children with disabilities. In: Education of persons with disabilities: experience, problems, prospects: materials of the All-Russian (correspondence) scientific-practical conference. Barnaul, April 24-25, 2016. Barnaul: Altai State Pedagogical University, 2016; р. 193-4. Russian (Иванова О. А. Преимущества инклюзивного образование детей с ОВЗ. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы: материалы Всерос. (заоч.) науч.-практ. конференции. Барнаул, 24-25 апреля 2016 г. Барнаул: Алтай. гос. пед. ун-т, 2016; с. 193-4).

48. Yakovleva NI, Andreeva SA, Kiryanova OS. Adaptation of children with disabilities through physical education classes. Bulletin of Tyumen Regional State Institute for the Development of Regional Education 2015; (1): 358-62. Russian (Яковлева Н. И.,

Андреева С. А., Кирьянова О. С. Адаптация детей-инвалидов через занятия физической культуры. Вестник ТОГИрРО 2015; (1): 358-62).

49. Triger RD. Psychological features of the socialization of children with mental retardation. St. Petersburg: Peter, 2008; 192. Russian (Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. СПб.: Питер, 2008; 192 с.).

50. Yanitskiy MS, Seryy AV. The basic methodological approaches to the study of the personal value-semantic sphere. Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts 2012; (19): 82-97. Russian (Яницкий М. С., Серый А. В. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств 2012; (19): 82-97).

УДК 613.5-613.72 Оригинальная статья

EDN ILJDBU

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ

СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ

Н. В. Ефимова — ФГБНУ «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований», ведущий научный сотрудник лаборатории эколого-гигиенических исследований, профессор, доктор медицинских наук; И. В. Мыльникова — ФГБНУ «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований», старший научный сотрудник лаборатории эколого-гигиенических исследований, доцент, доктор медицинских наук; А. Н. Кудаев — ФГБНУ «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований», аспирант лаборатории эколого-гигиенических исследований.

ON THE IMPROVEMENT OF HYGIENIC ASSESSMENT OF THE AIR QUALITY

IN SPORT FACILITIES

N. V. Efimova — East-Siberian Institute of Medical and Ecological Research, Principal Research Scientist of the Laboratory of Environmental and Hygienic Research, Professor, DSc; I. V. Mylnikova — East-Siberian Institute of Medical and Ecological Research, Senior Research Scientist of the of the Laboratory of Environmental and Hygienic Research, Associate Professor, DSc; A. N. Kudaev — East-Siberian Institute of Medical and Ecological Research, Laboratory of Environmental and Hygienic Research, Post-graduate Student.

Дата поступления — 01.08.2022 г. Дата принятия в печать — 29.08.2022 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для цитирования: Ефимова Н.В., Мыльникова И. В., Кудаев А. Н. О совершенствовании гигиенической оценки качества воздушной среды спортивных сооружений. Саратовский научно-медицинский журнал 2022; 18 (3): 458-462. EDN ILJDBU.

Аннотация. Цель: на основе оценки ингаляционного риска для здоровья детей, занимающихся физической культурой и спортом, обосновать необходимость совершенствования контроля за химическим загрязнением воздуха спортивных сооружений. Материал и методы. Качество воздушной среды открытых и закрытых спортивных сооружений оценили в сравнении с 0,8 действующих разовых предельно допустимых концентраций (ПДК). Рассмотрены маршруты воздействия поллютантов из атмосферного воздуха и воздушной среды спортивных, жилых и школьных помещений. Оценка общетоксического риска проведена в соответствии с Р 2.1.10.1920-04. Результаты. В воздухе открытых спортивных площадок зарегистрировано содержание, превышающее максимально разовых (мр) ПДК: в черте города — NO2, NO, SO2, взвешенных веществ, формальдегида; за городом — NO2. В воздухе крытой ледовой арены выявлено превышение 0,8 ПДКмр формальдегида. В залах для единоборств содержание СО2 составило 1500,5±444,9 ppm. С учетом суточного маршрута детей, занимающихся спортом в залах детско-юношеской спортивной школы, величина индекса опасности (HIch), равна 4,9, у занимающихся на ледовых аренах HIch=5,7, возможно развитие негативных эффектов с поражением органов дыхания и иммунитета. Заключение. Высокий объем дыхания при занятиях спортом может привести к риску здоровью, даже при соблюдении ПДК. В действующих документах не отражены критерии, нормирующие воздействие загрязнения воздушной среды в тренировочном процессе. Необходим пересмотр системы гигиенического нормирования факторов спортивной среды для детей, занимающихся физической культурой и спортом.

Ключевые слова: атмосферный воздух, воздух помещений, занятия спортом, риск здоровью, дети

For citation: Efimova NV, Mylnikova IV, Kudaev AN. On the improvement of hygienic assessment of the air quality in sport facilities. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2022; 18 (3): 458-462. (In Russ.). EDN ILJDBU.

Abstract. Objective: based on an assessment of the inhalation risk to the health of children involved in sports, to substantiate the need to improve the control of chemical air pollution in sports halls. Material and methods. The quality of the air environment of open and closed sports facilities was evaluated in comparison with 0.8 of the current one-time maximum permissible concentrations (MPC). The routes of exposure to pollutants from atmospheric air and the air environment of sports, residential and school premises are considered. The assessment of the general toxic risk was carried out in accordance with R 2.1.10.1920-04. Results. In the air of outdoor sports grounds there were registered contents exceeding maximum single MPC: within the city limits — NO2, NO, SO2, suspended substances, formaldehyde; outside the city — NO2. In the air of the indoor ice arena, an excess 0.8 maximum single MPC of formaldehyde. In the martial arts halls the content of CO2 was 1500.5±444.9 ppm. Taking into account the daily route of children engaged in sports in the halls of children's and youth sports school, the value of the hazard index (HIch) =4.9, and for

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.