Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ СОПРОВОЖДЕНИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ'

ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ СОПРОВОЖДЕНИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
379
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДЕТИ С ОВЗ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майстрика Т.И.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. При этом, группы обучающихся детей с ОВЗ и инвалидностью чрезвычайно неоднородны. Прежде всего, это определяется тем, что в такие группы входят школьники с разными нарушениями: интеллекта, расстройствами эмоционально-волевой сферы, зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой и комплексными нарушениями развития. В Конституции РФ и Законе «Об образовании в РФ» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим, обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. Инклюзивное образование - это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Таким образом, встает вопрос организации процесса обучения с указанными категориями детей. Актуальность рассматриваемой темы определяется и современными возможностями интернет- ресурсов, которые нельзя не использовать в системе обучения школьников. В данной статье раскрываются особенности внедрения информационных технологий в образовательный процесс обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Майстрика Т.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES IN ACCOMPANYING DISTANCE LEARNING OF CHILDREN WITH DISABILITIES AND DISABILITIES

Children with disabilities (HH) and disabilities are children whose health conditions impede the development of educational programs outside the special conditions of education and upbringing. At the same time, the groups of students with disabilities and disabilities are extremely heterogeneous. First of all, this is determined by the fact that such groups include schoolchildren with various disorders: intellect, disorders of the emotional-volitional sphere, vision, hearing, speech, musculoskeletal system, with delay and complex developmental disorders. The Constitution of the Russian Federation and the Law ”On Education in the Russian Federation ” state that children with developmental problems have equal rights to education with all. In this regard, ensuring the realization of the right of children with disabilities to education is considered one of the most important tasks of state policy. Inclusive education is a process of joint education and training of persons with disabilities and normally developing peers. The goal of inclusive education is to implement an individual and differentiated approach to students with disabilities. In the course of such education, children with disabilities can achieve the most complete progress in social development. Thus, the question arises of organizing the learning process with the indicated categories of children. The relevance of the topic under consideration is also determined by the modern possibilities of Internet resources, which cannot but be used in the education system of schoolchildren. This article reveals the features of the implementation of information technologies in the educational process of students with disabilities and disabilities.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ СОПРОВОЖДЕНИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ»

A a This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License ^ ^ ^^ by * https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

1 Ш RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ © Maistrika T.I., 2021

ч ) http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-3-18-23

L ч Принята 30.03.2021 | Accepted 30.03.2021

УДК 376.2

IMPLEMENTATION OF MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES IN ACCOMPANYING DISTANCE LEARNING OF CHILDREN WITH DISABILITIES AND DISABILITIES

Maistrika T.I.

Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russian Federation

ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ СОПРОВОЖДЕНИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Майстрика Т.И.

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Российская Федерация

Abstract. Children with disabilities (HH) and disabilities are children whose health conditions impede the development of educational programs outside the special conditions of education and upbringing. At the same time, the groups of students with disabilities and disabilities are extremely heterogeneous. First of all, this is determined by the fact that such groups include schoolchildren with various disorders: intellect, disorders of the emotional-volitional sphere, vision, hearing, speech, musculoskeletal system, with delay and complex developmental disorders.

The Constitution of the Russian Federation and the Law "On Education in the Russian Federation " state that children with developmental problems have equal rights to education with all. In this regard, ensuring the realization of the right of children with disabilities to education is considered one of the most important tasks of state policy. Inclusive education is a process of joint education and training of persons with disabilities and normally developing peers. The goal

Аннотация. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. При этом, группы обучающихся детей с ОВЗ и инвалидностью чрезвычайно неоднородны. Прежде всего, это определяется тем, что в такие группы входят школьники с разными нарушениями: интеллекта,

расстройствами эмоционально-волевой сферы, зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании в РФ» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим, обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики.

of inclusive education is to implement an individual and differentiated approach to students with disabilities. In the course of such education, children with disabilities can achieve the most complete progress in social development. Thus, the question arises of organizing the learning process with the indicated categories of children. The relevance of the topic under consideration is also determined by the modern possibilities of Internet resources, which cannot but be used in the education system of schoolchildren. This article reveals the features of the implementation of information technologies in the educational process of students with disabilities and disabilities.

Keywords: distance educational technologies, information technologies, children with disabilities, educational process

REFERENCES

[1 ] Russian Federation. Federal Law «On Education in the Russian Federation», December 29, 2012. - №. 273-FZ. [Electronic resource] -

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/

[2] Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, of August 23, 2017 №. 816 «On approval of the Procedure for the application of e-learning, distance learning technologies by organizations carrying out educational activities in the implementation of educational programs». [Electronic resource]

- https://base.garant.ru/71770012/

[3] How to organize education for children with disabilities and children with disabilities // Directory of the deputy director of the school. - 2017. - №. 3. -Pp. 36 - 50.

Инклюзивное образование - это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Таким образом, встает вопрос организации процесса обучения с указанными категориями детей. Актуальность рассматриваемой темы определяется и современными возможностями интернет-ресурсов, которые нельзя не использовать в системе обучения школьников. В данной статье раскрываются особенности внедрения информационных технологий в образовательный процесс обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

Ключевые слова: дистанционные

образовательные технологии, информационные

технологии, дети с ОВЗ, образовательный процесс

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

[1] Российская Федерация. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. - № 273-Ф3. [Электронный ресурс] -http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/

[2] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». [Электронный ресурс] -https://base.garant.ru/71770012/.

[3] Как организовать обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов // Справочник заместителя директора школы. - 2017. - №3. - С. 36.

Maistrika T.I. - .SPINID: 3774-0815; ORCID ID: 0000-0003-1392-6331

Research interests, number of main publications: Studying the problem of using distance technologies in teaching children with disabilities, 4 articles were published, 1 of them in the Higher Attestation Commission and 3 in the materials of conferences.

Майстрика Т.И. - SPIN ID: 3774-0815; ORCID ID: 0000-0003-1392-6331

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение проблемы применения дистанционных технологий в обучении детей с ОВЗ, опубликовано 4 статьи, из них 1 в ВАК и 3 в материалах конференций.

For citation: Maistrika T.I. IMPLEMENTATION OF MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES IN ACCOMPANYING DISTANCE LEARNING OF CHILDREN WITH DISABILITIES AND DISABILITIES // Educational bulletin "Consciousness". 2021. Vol.23. №3. Q 18-23. http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-3-18-23.

Для цитирования: Майстрика Т.И. ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ СОПРОВОЖДЕНИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ // Образовательный вестник "Сознание". 2021. Т.23. №3. С. 18-23. http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-3-18-23.

Введение. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, (согласно п. 16 ст. 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий [1].

В соответствии с Порядком применения организациями,

осуществляющими образовательную

деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных

технологий при реализации

образовательных программ, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816, образовательные организации реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в

предусмотренных законодательством

формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся [2].

Обязательным условием

организации образовательного процесса с использованием дистанционных

образовательных технологий, при этом, является наличие педагогических работников, имеющих соответствующий уровень подготовки.

Одним из основных направлений деятельности Центров дистанционного обучения (ЦДО) детей-инвалидов, является обеспечение доступа обучающихся и

педагогических работников,

непосредственно осуществляющих

дистанционное обучение детей-инвалидов, к учебно-методическому комплексу, позволяющему обеспечить освоение и реализацию образовательной программы, и другим электронным образовательным ресурсам.

Цель настоящего исследования -

описание системы работы конкретного Центра дистанционного образования с применением информационных технологий для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью.

Материалы и методы. Целевую группу предмета описания составляют дети-инвалиды, обучающиеся на дому по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, которые могут обучаться с использованием дистанционных

образовательных технологий, в том числе не имеют медицинских противопоказаний для работы с компьютером. Данная категория обучающихся включает и детей, нуждающихся в обучении по образовательной программе специального (коррекционного) образовательного

учреждения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся с ограниченными

возможностями здоровья делятся на нозологические группы, по характеристике типичных нарушений: зрения, слуха, интеллекта, поражение опорно-

двигательного аппарата (церебральное, спинальное, ампутационное). Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным

общеобразовательным программам на дому, утвержден приказом Минздрава России от 30.06.2016 № 436н.

Основанием для организации обучения детей инвалидов и детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на дому является заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей) на получение такого образования.

При отсутствии медицинских противопоказаний для работы с компьютером обучение на дому организуется ЦДО путем реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Образовательный процесс для детей с ОВЗ проводится в индивидуальной форме.

Обучение детей с ОВЗ, с применением дистанционных образовательных

технологий, осуществляют педагоги, обладающие знаниями в области особенностей психофизического развития, а так же в области методики и технологии образовательного процесса в очной и дистанционной формах.

Результаты и обсуждение. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в настоящее время не является новшеством, так как в 2009 году в Ямало-Ненецком автономном округе началась реализация пилотного проекта для детей-инвалидов, обучающихся с применением дистанционных

образовательных технологий.

С начала реализации проекта и по настоящее время были созданы условия для обучения, с использованием дистанционных образовательных технологий 351 ребенку-инвалиду и детям с ограниченными возможностями здоровья в Центре дистанционного обучения (ЦДО).

Опишем работу такого центра. На начальном этапе организации деятельности по обучению детей с ОВЗ, с использованием дистанционных образовательных

технологий, для педагогических работников были организованы обучающие вебинары, семинары, курсы повышения квалификации в области информационно-

коммуникационных технологий,

использования в образовательном процессе электронных образовательных ресурсов в автоматизированных информационных системах.

На системной основе организована консультативно-методическая помощь в части использования ИКТ,

автоматизированной информационной системы, системы дистанционного обучения и электронных образовательных ресурсов.

Использование ИКТ,

автоматизированной информационной системы, системы дистанционного обучения и электронных образовательных ресурсов является фундаментом

дистанционного обучения детей с ОВЗ и инвалидностью.

В ЦДО создана единая информационная образовательная среда, которая обеспечивает качество реализации образовательных программ детей-инвалидов, а также организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся и родителей.

При обучении детей-инвалидов с применением дистанционных

образовательных технологий, реализована возможность пользоваться современными образовательными технологиями, такими как: специализированные учебно-методические комплекты; конструкторы интерактивных заданий; электронные образовательные ресурсы, расположенные на различных платформах.

В центрах дистанционного обучения округа внедрены и используются в работе ресурсы, расположенные на платформах и сайтах:

1) АИС «Сетевой город. Образование» http://upo.yanao.ru;

2) «Competentum.MAraCTP» http://sdo.rtsoko.ru/default.aspx;

3) Образовательный сайт «Якласс» http://www.yaklass.ru.

4) Система электронный психолог «Webpsiholog» https://webpsiholog.yanao.ru

АИС «Сетевой город. Образование» - это

единое информационное пространство участников образовательного процесса, где все участники получают возможности в соответствии с выполняемым

функционалом, например, директор, завуч, учитель (ведение расписания, школьных и классных мероприятий; мониторинг движения учащихся; автоматизированное составление отчетов; ведение электронного классного журнала; ведение календарно-тематических планов; подготовка и проведение тестирования отдельных учащихся или всего класса и др.); обучающиеся (доступ к расписанию, к своему электронному дневнику с оценками, домашними заданиями по предметам; получение отчетов о своей успеваемости и посещаемости; ведение портфолио своих проектов и достижений; возможность дистанционного обучения в рамках школьного учебного процесса); родители (оперативный контроль за успеваемостью и посещаемостью своего ребёнка (через его электронный дневник); информацию о собраниях, праздниках и других мероприятиях; возможность связываться с классным руководителем или учителем-предметником своего ребёнка с помощью внутрисистемной электронной почты).

«Competentum. МАГИСТР» - это система дистанционного обучения (СДО), которая имеет полнофункциональное решение для организации процесса обучения через

Интернет или в локальной сети. В ходе использования СДО

«Competentum.MAraCTP» участниками образовательного процесса, были получены удобные средства подготовки

мультимедийных учебных материалов, планирования и контроля процесса обучения, механизма анализа показателей, а также система тестирования. Для доступа участников образовательного процесса в систему достаточно иметь наличие сетевого соединения и браузера (обозревателя).

Всем учащимся ЦДО, получившим доступ через логин и пароль к СДО «Competentum.MAraCTP», доступны

следующие действия: просмотр каталога курсов; прохождение курсов из каталога; отправка заявки на доступ к курсу в каталоге; просмотр результатов

завершенных курсов и личной активности.

Педагоги ЦДО используя данную систему, имеют возможность создания электронных учебных материалов и курсов на их основе, а так же используют готовые ЭОР и учебные курсы.

«ЯКласс» - образовательный Интернет-ресурс для школьников, учителей и родителей.

«ЯКласс» помогает учителю проводить тестирование знаний учащихся, задавать домашние задания в электронном виде. Он позволяет учителю организовать учебный процесс в игровой форме. Учитель, назначая задания ученикам в режиме online, видит ход выполнения задания. Система автоматически проверяет выполнение контрольных работ и домашних заданий и рекомендует оценку за выполненное задание. Так же учитель может сам проверить свои знания в области информационно-коммуникационных технологий, в ходе чего он получает сертификат.

Для ученика это - база электронных рабочих тетрадей и бесконечный тренажёр по школьной программе. Динамичные рейтинги лидеров класса и школ добавляют обучению элементы игры, которые стимулируют и школьников, и учителей. Личный профиль обучающегося содержит набранные баллы и лучшие оценки по освоенным на Якласс предметам.

«Webpsiholog» - это веб-система предназначена для психолого-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

педагогического сопровождения детей-инвалидов, обучающихся с применением дистанционных образовательных

технологий с сохранным интеллектом в Ямало-Ненецком автономном округе. Взаимодействие, организованное через информационную веб-систему на базе комплекса психодиагностических методик, предоставляет широкий спектр

возможностей для проведения

психодиагностики (первичной и

последующих), развития и коррекции внимания и памяти. Веб-система позволяет организовать как непосредственное онлайн взаимодействие учащегося и специалиста (онлайн-консультация и обмен

электронными письмами), так и в режиме оффлайн.

Результаты и обсуждение. Используемые в ЯНАО системы дистанционного обучения

Виртуальная сетевая школа на АИС «Сетевой город. Образование»,

«Competentum.МАГИСТР», «Якласс»,

«Webpsiholog» предоставили центрам дистанционного обучения, следующие преимущества: эффективно управлять процессом образования; получать отчеты о результатах и проводить их качественный мониторинг; эффективно проводить обучение и проверку полученных результатов; запускать учебные курсы из единой оболочки; проводить интеграцию учебных курсов в школьный учебный процесс; экономить финансовые средства на предоставление доступа к ресурсам других платформ.

В ходе реализации процесса обучения, центры дистанционного обучения округа получили повышение доступности образования, которые реализуются через использование новых образовательных информационно-коммуникационных технологий.

Выводы. Таким образом, электронное обучение с использованием систем дистанционного обучения ориентировано на формирование безбарьерной среды обучения, обеспечение доступности качественного образования для детей, не имеющих возможности ежедневного присутствия на занятиях в школе.

Corresponding Author: Maistrika Tatyana Ivanovna -postgraduate student of the Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russian Federation

E-mail: majstrikatatana@gmail.com

Ответственный за переписку: Майстрика Татьяна Ивановна - аспирант ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Российская

Федерация

E-mail: majstrikatatana@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.