Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИ ОМСКОГО РЕГИОНА О ПРИЧИНАХ УВЕЛИЧЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ПЕДАГОГИ ОМСКОГО РЕГИОНА О ПРИЧИНАХ УВЕЛИЧЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
125
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ИНВАЛИДНОСТЬ / ШКОЛЬНИКИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / УЧИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ / ПЕДАГОГИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ / ФАКТОРЫ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шенгальц Е.В.

Представлены результаты социологического исследования, проведенного в Омском регионе в 2019 - 2020 гг. методом структурированного интервью. Опрошены педагоги, имеющие опыт социального взаимодействия со школьниками с ограниченными возможностями здоровья, а также опыт их обучения (совместно со здоровыми школьниками и индивидуально) ( N =70). Приведены мнения экспертов - педагогов о причинах, влияющих на увеличение численности школьников с ограниченными возможностями здоровья и на возникновение задержки психического развития детей. Полученные данные объединены в основные группы: медико - биологические, социально - психологические, социально - экономические, экологические факторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шенгальц Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OMSK REGION TEACHERS ABOUT THE REASONS OF INCREASING THE NUMBER OF PUPILS WITH DISABILITIES

The strudy presents the results of a sociological study conducted in the Omsk region in 2019 - 2020 by the method of structured interview. The teachers who have experience of social interaction with schoolchildren with disabilities as well as the experience of teaching them (together with healthy students and individually) were interviewed ( N = 70). The opinion of expert educators on the reasons influencing the increasing of number of schoolchildren with disabilities and the occurrence of mental retardation in children are presented. The data are combined into the main groups: medico - biological factors, socio - psychological factors, socio - economic factors, environmental factors.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИ ОМСКОГО РЕГИОНА О ПРИЧИНАХ УВЕЛИЧЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

142 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2021, № 3 (63), с. 142-150

УДК 316

DOI 10.52452/18115942_2021_3_142

ПЕДАГОГИ ОМСКОГО РЕГИОНА О ПРИЧИНАХ УВЕЛИЧЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

© 2021 г. Е.В. Шенгальц

Шенгальц Екатерина Владимировна, ассистент кафедры истории, философии и социальных коммуникаций Омского государственного технического университета

shengaltsekaterina@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.12.2020 Статья принята к публикации 15.07.2021

Представлены результаты социологического исследования, проведенного в Омском регионе в 20192020 гг. методом структурированного интервью. Опрошены педагоги, имеющие опыт социального взаимо -действия со школьниками с ограниченными возможностями здоровья, а также опыт их обучения (совместно со здоровыми школьниками и индивидуально) (#=70). Приведены мнения экспертов-педагогов о причинах, влияющих на увеличение численности школьников с ограниченными возможностями здоровья и на возникновение задержки психического развития детей. Полученные данные объединены в основные группы: медико-биологические, социально-психологические, социально-экономические, экологические факторы.

Ключевые слова: детская инвалидность, школьники с ограниченными возможностями здоровья, учителя общеобразовательных школ, педагоги общеобразовательных школ, факторы задержки психического разви -тия детей.

Актуальность

В современном мире одной из значимых и достаточно острых проблем общества и государства является проблема инвалидности, ограниченных возможностей здоровья детей (далее -ОВЗ). Необходимо отметить, что происходит рост не только детской инвалидности, но и ограниченных возможностей здоровья у детей, все большее количество детей страдает задержкой психического развития (далее - ЗПР).

Актуальность изучаемой в рамках данной работы социальной проблемы подтверждается и статистическими данными, свидетельствующими о росте инвалидности детей в РФ (табл. 1).

Из табличных данных мы видим, что в РФ в целом и во всех федеральных округах наблюдается рост детской инвалидности.

Важным представляется рассчитать темпы прироста детской инвалидности, что позволит увидеть, каким образом изменяется значение показателя за определенный период (увеличение или уменьшение). Темпы прироста были рассчитаны по следующей формуле: (численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет в РФ (2019 г.) / численность детей-инвалидов в возрасте до 18лет в РФ (2015 г.)-1)* 100%:

Российская Федерация - 10.8%;

Центральный федеральный округ - 12.7%;

Северо-Западный федеральный округ - 11.1%;

Южный федеральный округ - 19.8%;

Северо-Кавказский федеральный округ -13.1%;

Приволжский федеральный округ - 4.2%;

Уральский федеральный округ - 9.1%;

Сибирский федеральный округ — 3.7%;

Дальневосточный федеральный округ - 47.7%.

Вышеизложенное позволяет говорить, что в 2015 - 2019 гг. самый высокий темп прироста детской инвалидности выявлен в Дальневосточном федеральном округе (47.7%), а падение детской инвалидности наблюдается в Сибирском федеральном округе (-3.7%).

Из анализа статистических данных, представленных в таблице 1, можно сделать вывод, что за последние несколько лет происходит увеличение численности детей с инвалидностью как в целом по РФ, так и в отдельных федеральных округах. Несмотря на это, в некоторые периоды в отдельных федеральных округах наблюдается небольшой спад, однако затем вновь происходит ее рост.

Рассмотрение проблемы детской инвалидности в целом по РФ и по федеральным округам представляется актуальным и по возрастным группам. На основании материалов статистики целесообразно представить информацию о количестве детей с инвалидностью по возрастным группам в РФ и в федеральных округах (см. табл. 2).

Из данных таблицы 2 мы видим, что самой многочисленной является возрастная группа детей 8-14 лет, а самой малочисленной 0-3 года. Такая тенденция характерна как в целом для РФ, так и для большинства федеральных округов.

Таблица 1

Численность детей с инвалидностью в возрасте до 18 лет в РФ (по состоянию на 1 января); чел. [1]

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Российская Федерация 604850 616905 636024 651043 670006

Центральный федеральный округ 116106 118766 123889 126951 130869

Северо-Западный федеральный округ 44308 44347 45719 47439 49247

Южный федеральный округ 51670 55644 57452 59775 61904

Северо-Кавказский федеральный округ 132829 142128 146970 147937 150203

Приволжский федеральный округ 106336 104815 105051 107747 110819

Уральский федеральный округ 48114 48573 49395 50386 52471

Сибирский федеральный округ 80429 77207 82384 74865 77472

Дальневосточный федеральный округ 25058 25425 25164 35943 37021

Таблица 2

Численность детей-инвалидов по возрастным группам в РФ [2]

2017 г.

Возраст 0-3 4-7 8-14 15-17

РФ 65044 154391 310990 120697

ЦФО 14662 29817 58304 24168

СЗФО 5477 11637 21407 8918

СКФО 9757 36392 77234 24554

ЮФО 5912 13979 28573 11311

ПФО 12086 24650 49481 21530

УрФО 5380 12384 23364 9258

СФО 9246 19535 40430 16023

ДФО 2515 5976 12160 4923

2018 г.

Возраст 0-3 4-7 8-14 15-17

РФ 61790 155490 323360 129446

ЦФО 14241 30325 60704 25599

СЗФО 5248 12095 22316 9588

СКФО 8713 34328 80230 26932

ЮФО 5669 14343 29839 12053

ПФО 11625 25295 51139 22760

УрФО 5196 12865 24518 9892

СФО 8763 19962 42203 17316

ДФО 2326 6257 12369 5297

2019 г.

Возраст 0-3 4-7 8-14 15-17

РФ 59031 154836 333041 137417

ЦФО 14075 31745 63279 27391

СЗФО 5015 12292 22984 10008

СКФО 7873 30106 80244 28343

ЮФО 5671 15079 31138 13137

ПФО 10960 25862 52698 23847

УрФО 4991 13181 25895 10556

СФО 7092 17744 38446 16204

ДФО 3311 8755 18209 7893

Самой многочисленной группой заболеваний являются болезни нервной системы, врожденные аномалии, а также психические расстройства и расстройства поведения (см. табл. 3).

Необходимо отметить, что в рассматриваемый период (2015-2019 гг.) наблюдается тен-

денция увеличения численности детей с инвалидностью не только в целом, но и по некоторым формам болезней (табл. 3) из представленных в самой многочисленной группе (8-14 лет), а именно психические расстройства и расстройства поведения (2015-2018 гг.), болезни нервной

Таблица 3

Распределение впервые признанных инвалидами детей в возрасте до 18 лет по формам болезней в РФ, _чел. (по данным Минтруда России) [3]_

Формы болезней 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Психические расстройства и расстройства поведения 17243 17825 18867 19428

Болезни нервной системы 14203 14465 14932 14197

Врожденные аномалии (пороки развития), деформация и хромосомные нарушения 12375 13108 13398 12216

Таблица 4

Распределение повторно признанных инвалидами детей в возрасте до 18 лет по формам болезней, чел. _(по данным Минтруда России) [4]___

Формы болезней 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Психические расстройства и расстройства поведения 61184 60896 60428 55920

Болезни нервной системы 44293 46897 47405 43899

Врожденные аномалии (пороки развития), деформация и хромосомные нарушения 42113 42052 42254 38553

Таблица 5

Заболеваемость детей с психическими расстройствами и расстройствами поведения в РФ, чел.

Таблица 5

Заболеваемость детей с психическими расстройствами и расстройствами поведения в РФ, чел. _(данные Минздрава России) [5]___

2015 2016 2017 2018

Всего детей с психическими расстройствами и расстройствами поведения 250377 245914 247587 247607

Число детей в возрасте 0-14 лет с психическими расстройствами и расстройствами поведения 186341 184914 185805 183914

Число детей в возрасте 15-17 лет с психическими расстройствами и расстройствами поведения 64036 61000 61782 63693

системы (2015-2017 гг.), врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения (2015-2017 гг.). Вместе с тем зафиксировано и сокращение численности детей с инвалидностью по следующим формам болезней: болезни нервной системы (2017-2018 гг.), врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения (2017-2018 гг.).

Стоит также проанализировать численность детей, повторно признанных инвалидами по формам болезней (табл. 4). Самыми многочисленными группами являются те же группы заболеваний, что и впервые признанных инвалидами детей в возрасте до 18 лет по формам болезней в РФ.

Из табличных данных видно, что психические расстройства и расстройства поведения, а также врожденные аномалии (пороки развития), деформация и хромосомные нарушения имеют тенденцию к уменьшению, но, несмотря на уменьшение количества, остаются большими. Болезни нервной системы в период с 2015 г. по

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2017 г. увеличиваются (на 3112 человек), а к

2018 г. происходит их уменьшение.

На фоне общей детской инвалидности необходимо указать и численность детей без инвалидности, но имеющих заболевания, связанные с психическими расстройствами и расстройствами поведения. Среди данной группы забо-

леваний выделяют психозы и состояния слабоумия; шизофрению, шизоаффективные психозы, шизотипическое расстройство, аффективные психозы с неконгруэнтным аффекту бредом; психические расстройства непсихотического характера; умственная отсталость. Данные представлены в таблице 5.

На основании представленных в таблице 5 данных можно сделать вывод, что количество детей в возрасте 0-17 лет с психическими расстройствами и расстройствами поведения в период с 2015 г. по 2016 г. уменьшается, а в период с 2017 г. по 2018 г. - увеличивается. Говоря о детях 0-14 лет, стоит указать, что в 2015 - 2016 гг. наблюдается уменьшение числа заболеваемости, в 2016 - 2017 гг. - увеличение, затем вновь снижение (2017 - 2018 гг.). Рассматривая детей в возрасте 15-17 лет, мы видим тенденцию к уменьшению в 2015 - 2016 гг., а с 2016 г. по 2018 г. - тенденцию к увеличению.

Целесообразным представляется рассмотреть, что является причинами возникновения ОВЗ и инвалидности у детей.

Так, базисной причиной для признания инвалидности у детей служит заболевание, приводящее к последствиям, из-за которых ребенок не может вести обычную жизнь, свойственную его возрасту [6, с. 61]. Ранее нами были обозначены формы болезней, обусловившие возник-

новение инвалидности у детей. Так, одной из самых многочисленных групп заболеваний выступили врожденные аномалии.

Исследовательский центр ЮНИСЕФ «Инно-ченти» отмечает, что патологии, в результате которых возникает инвалидность, являются врожденными аномалиями и присутствуют у 3— 5% новорожденных. Серьезные аномалии происходят с вероятностью около 1%. Европейская академия по изучению проблем детской инвалидности указывает, что примерно 75% случаев тяжелых врожденных аномалий и 33% случаев прочих аномалий приводят к инвалидности [7]. Ученые отмечают, что к факторам риска врожденных заболеваний относятся патология беременности, интра- и постнатальные травмы нервной системы, позднее установление диагноза [8, с. 5].

Медико-биологическая группа факторов, по мнению А.А. Шабуновой, включает в себя: характеристику здоровья родителей, наличие противопоказаний к рождению ребенка, наличие хронических заболеваний у ребенка, возраст родителей, самочувствие во время беременности, характеристику протекания беременности и родов, наличие отклонений в здоровье женщины во время беременности, характеристику здоровья новорожденного ребенка [9, с. 207-208]. К этой же группе факторов нами были отнесены: генетика, состояние развития системы здравоохранения.

Отметим и другие причины детской инвалидности и ОВЗ. Так, исследовательский центр «Инноченти» указывает следующие причины: ухудшение состояния здоровья матери и ребенка, а также доступ к услугам; повышение потенциала работников системы здравоохранения, благодаря чему возможна более широкая регистрация детской инвалидности и более высокий уровень выявления случаев инвалидности [7].

Важно указать, что исследовательский центр «Инноченти» отмечает и социально-экономические причины, влияющие на возникновение детской инвалидности и ОВЗ: бедность семей, которую можно рассматривать не только как причину, но и как следствие возникновения инвалидности у детей; стремление получить денежные пособия на детей с ОВЗ (характерно для стран Центральной и Восточной Европы, стран Балтики, Закавказья) [7]. В данном случае мы ссылаемся именно на материалы исследовательского центра ЮНИСЕФ «Инноченти», поскольку публикации центра включают в себя достаточно широкий диапазон мнений различных специалистов, а также его деятельность связана с правами ребенка.

Таким образом, научный анализ позволил сделать вывод, что ученые рассматривают несколько групп факторов, влияющих на состояние здоровья, ОВЗ у детей, а также возникновение инвалидности. Укажем выделенные исследователями группы факторов: экономические, экономико-правовые, социально-психологические, социально-гигиенические, социально-демографические, медицинские, медико-биологические, медико-демографические, экологические группы факторов [8-10].

Процедура исследования

Обратимся к мнениям педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, а также непосредственно с их семьями, чтобы выяснить, какие причины, с их точки зрения, влияют на возникновение ОВЗ, а именно на возникновение ЗПР.

Методом сбора данных являлся опрос экспертов в форме структурированного интервью, проведенный в 2019-2020 гг. В качестве экспертов выступали педагоги Омского региона, имеющие опыт социального взаимодействия со школьниками с ОВЗ, а также опыт их обучения как совместно со здоровыми школьниками, так и индивидуально. Было опрошено 70 педагогов, из них: директора (13), заместители директора по учебно-воспитательной работе (7), учителя начальной школы и учителя-предметники (44), социальные педагоги (3), педагоги-психологи (3). Интервьюировались педагоги сельских и городских территорий Омского региона. Использована неслучайная целевая выборка, поскольку именно она строится по принципу принадлежности респондентов к интересующей нас социальной группе, а именно педагоги инклюзивных школ или имеющие опыт общения с обучающимися с ОВЗ, то есть наша целевая группа. Выбранный объект является достаточно малочисленной целевой группой, поэтому поиск ее представителей происходил на рабочем месте, в общеобразовательных организациях, в которых обучаются либо обучались школьники с ОВЗ. В ходе интервью более детально исследовались, с точки зрения опрошенных, причины увеличения численности школьников с ОВЗ, а именно школьников с ЗПР.

Цель работы заключается в том, чтобы изучить мнения педагогов о причинах увеличения численности школьников с ОВЗ. Нами были выбраны именно педагоги, поскольку они могут оценить не только социальные последствия и эффекты, но и указать причины, оказывающие влияние на возникновение ЗПР у детей. Педагоги могут указать, во-первых, причины непосредственно с профессиональной точки зрения - со-

Таблица 6

Группы факторов _

Группы факторов % (абсолютная частота)

Медико-биологическая группа факторов 80.0 (56)

Социально-психологическая группа факторов 76.0 (53)

Социально-экономическая группа факторов 23.0 (16)

Экологическая группа факторов 17.1 (12)

Всего 196.1 (137)

циально-психологические, но и также медико-биологические, социальное-экономические и экологические. Объясняется это тем, что педагоги не работают обособленно от других специалистов. Говоря о работе с детьми с ОВЗ, педагоги (в нашу выборку входят и учителя, и педагоги-психологи, и социальные педагоги) взаимодействуют в первую очередь с семьями детей с ОВЗ. Между учителем и семьей ребенка с ОВЗ, как правило, практически всегда налажен достаточно тесный контакт, особенно когда речь идет о младших школьниках. В данном случае и учителя выступают для семей агентами социализации, и наоборот. Родители, законные представители достаточно подробно знают особенности ребенка, его семьи, диагноз, причины возникновения ЗПР и т.д.

Отметим, что учителя взаимодействуют с врачами, с представителями психолого-медико-педагогической комиссии, посещают не только педагогические советы, но и курсы повышения квалификации, где выступают эксперты в области медицины, педагогики, психологиии, экологии и экономики.

Таким образом, вышеизложенное позволяет говорить о том, что педагоги могут высказывать свое мнение не только о социально-психологических причинах, но и других. Важно отметить, что социально-психологические причины они объясняют с профессиональной позиции, а другие причины - исходя из полученного опыта посредством социальных связей.

Гендерный состав респондентов выглядит следующим образом: 97.1% - женщины, 2.9% -мужчины. Мужчины-эксперты представлены только в одной профессиональной группе - директора общеобразовательных организаций, что составляет 15.4%, а женщины-эксперты из числа директоров - 84.6%.

Гипотезы исследования заключались в следующем. Подавляющее большинство опрошенных на вопрос: «Какие Вы видите причины увеличения количества детей с ЗПР?» (поливариантная шкала) - ответит следующим образом: можно предположить, что в объяснении причин ЗПР у детей школьного возраста педагоги образовательных учреждений будут делать акцент на социально-психологической группе факторов, что обусловлено спецификой их професси-

ональной деятельности, а также на медико-биологической группе факторов, поскольку ЗПР относится к категории здоровья.

Наши гипотезы основываются на том, что на возникновение ЗПР у детей влияет совокупность нескольких групп факторов. ЗПР мы отнесем к категории здоровья, но необходимо указать, что оно складывается из нескольких составляющих. В данном случае мы можем рассматривать здоровье как ценность. В свою очередь, за выработку ценностей отвечают социальные институты - семья и здравоохранение. Если здравоохранение как социальный институт отвечает в большей степени за медицинскую составляющую здоровья, то семья включает и ее социально-психологическую составляющую. Так, девиантное поведение может быть нормой для семьи, а ребенок, развивающийся и воспитывающийся в таких условиях, будет лишен должного внимания, заботы и любви, и как следствие - возникающие проблемы со здоровьем, которые могут приводить к ЗПР.

Группы факторов

Из указанных интервьюируемыми причин, которые могут оказывать влияние на возникновение ЗПР у детей, нами были сформированы четыре основные группы факторов (табл. 6).

Более подробно рассмотрим каждую группу факторов.

Отметим, что мнения учителей в вопросе увеличения количества школьников с ОВЗ соотносятся с доступными статистическими данными, свидетельствующими об увеличении численности детей с инвалидностью, заболеваемости детей психическими расстройствами и расстройствами поведения [1, 3-5], а также с мнениями специалистов в области экономики, медицины, отмечающих влияние медико-биологических, социально-психологических, социально-экономических, экологических групп факторов [8-10].

Медико-биологическая группа факторов

Было выявлено, что самой многочисленной, по мнению экспертов, является группа медико-биологических факторов: 80% указали именно ее.

Педагоги отметили следующие причины, которые были отнесены нами в медико-

Таблица 7

Медико-биологическая группа факторов_

Медико-биологическая группа факторов % (абсолютная частота)

Генетика 60.7 (34)

Период беременности 28.6 (16)

Родовые травмы 25.0 (14)

Недоношенность детей 12.5 (7)

Заболевания в раннем детстве 10.7 (6)

Всего 137.5 (77)

биологическую группу факторов: генетика (60.7%), период беременности (28.6%), родовые травмы (25%), недоношенность детей (12.5%), заболевания в раннем детстве (10.7%) (табл. 7).

Отметим наиболее часто встречающиеся ответы педагогов:

«Возникновение ЗПР вследствие различных биологических причин, прежде всего, течение беременности (гипоксия плода, внутриутробные инфекции, недоношенность, сам родовой процесс - возможные асфиксия и родовые травмы), а также среди возможных причин может быть генетика и тяжелые инфекции в раннем возрасте» (социальный педагог);

«Наследственные и хронические заболевания ребенка, ребенок нежеланной беременности у несовершеннолетней матери» (учитель начальных классов);

«Генетическая обусловленность, тяжелая беременность, врожденные заболевания ребенка, преждевременные роды» (заместитель директора по учебно-воспитательной работе);

«Частые болезни детей инфекционными заболеваниями» (учитель начальных классов);

«Различные варианты патологии беременности, различные соматические заболевания» (директор школы);

«Недоношенные дети, рожденные намного раньше срока» (учитель начальных классов);

«Несвоевременное оказание помощи родителям (законным представителям) ранней диагностики детей» (директор школы);

«Тяжелая беременность мамы, черепно-мозговая травма ребенка во время родов» (учитель начальных классов);

«Серьезные болезни ребенка в детстве» (педагог-психолог);

«Патологии и осложнения во время беременности; инфекционные, токсические и травматические» (учитель начальных классов).

Социально-психологическая группа факторов

Из полученных ответов респондентов мы также сформировали вторую группу факторов -социально-психологическую. Ее удельный вес в общем числе ответов составил 76%.

Приведем наиболее часто встречающиеся ответы участников интервью:

«Вредные привычки матери: курение, употребление спиртных напитков. Ссоры, сканда-

лы, стрессы в семье» (учитель начальных классов);

«Педагогическая запущенность, ограничение эмоционального контакта с ребенком как на более ранних этапах развития, так и на более поздних» (учитель начальных классов);

«Родители не уделяют должного внимания развитию ребенка, начиная с самого рождения» (директор школы);

«Плохой уход, оставление матерью ребенка на попечение других членов семьи, вредные привычки у матери, алкоголизм и наркомания родителей, агрессивность родителей» (социальный педагог);

«Воспитание в неблагополучных, неполных семьях, предоставление детей самим себе, бесконтрольность со стороны родителей» (учитель начальных классов);

«Гиперопека в семье, отсутствие свободного пространства у ребенка, собственного выбора действий и поступков, отсутствие или ограничение общения со сверстниками, постоянное давление взрослых, гаджеты, редкие прогулки и игры на улице, на свежем воздухе» (учитель начальных классов);

«Сейчас дети предоставлены самим себе. Ими полноценно никто не занимается. Очень много детей рождается в неблагополучных семьях» (учитель математики);

«Воспитание в семье, где родители говорят на двух языках» (учитель начальных классов);

«Отсутствие любви матери; дети, брошенные на попечение бабушек и дедушек» (учитель начальных классов);

«Враждебность взрослых» (педагог-психолог);

«Безнадзорность, гиперопека, авторитаризм, неблагоприятные условия воспитания, дефицит общения, социальная депривация, длительное ограничение жизнедеятельности» (учитель начальных классов);

«Педагогическая запущенность как следствие отсутствия родительской любви, заботы и внимания. Безнадзорность. Деспотизм родителей. Гиперопека. Давление со стороны родителей» (учитель начальных классов);

«Неблагополучные семьи. Стресс у ребенка, скандалы, умственная перегрузка, много дополнительных занятий, организм не выдерживает» (учитель начальных классов);

Таблица 8

Социально-психологическая группа факторов

Социально-психологическая группа факторов % (абсолютная частота)

Девиантное поведение родителей 28.3 (15)

Образ жизни семьи 22.6 (12)

Педагогическая запущенность 20.8 (11)

Дефицит общения с ребенком 20.8 (11)

Отсутствие должного воспитания 13.2 (7)

Конфликты, стрессовые ситуации в семье 13.2 (7)

Всего 118.9 (63)

Социально-экономическая группа факторов

Таблица 9

Социально-экономическая группа факторов % (абсолютная частота)

Низкий уровень жизни семей 68.8 (11)

Рождение детей ради повышения материального уровня 12.5 (2)

Плохое питание 12.5 (2)

Низкий интеллектуальный уровень родителей 6.3 (1)

Отсутствие высшего образования у родителей 6.3 (1)

Социально-экономическая политика и ее последствия 6.3 (1)

Всего 112.7 (18)

«Рождение детей в неблагополучных семьях: семьи с низким социальным и материальным статусом в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены. Процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно» (социальный педагог);

«Непрохождение коррекционных занятий до поступления в школу» (заместитель директора по учебно-воспитательной работе);

«Нехватка специалистов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях (логопеды, психологи, дефектологи, социальные педагоги)» (директор школы);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в условиях социальной депривации; дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности: предметной, игровой, общение со взрослыми. Искаженные условия воспитания ребенка в семье» (директор школы);

«Неполная семья, отсутствие родительской заботы, ссоры и конфликты в семье, жестокое обращение с детьми» (учитель начальных классов).

Укажем причины, попавшие в социально-психологическую группу факторов (табл. 8): девиантное поведение родителей (28.3%, 15 ответов), образ жизни семьи (22.6%, 12 ответов), педагогическая запущенность (20.8%, 11 ответов), дефицит общения с ребенком (20.8%, 11 ответов), отсутствие должного воспитания (13.2%, 7 ответов), конфликты, стрессовые ситуации в семье (13.2%, 7 ответов).

Социально-экономическая группа факторов

Респонденты указывали следующие причины, которые были отнесены нами к группе социально-экономических факторов. Данные представлены в таблице 9.

Удельный вес данной группы факторов составил 23% от всей совокупности ответов опрошенных. Из 16 респондентов, которые были взяты нами за 100%, педагоги указывали и такие причины, как низкий уровень жизни семей (68.8%, 11 ответов), являющийся самым распространенным ответом в группе социально-экономических факторов, рождение детей ради повышения материального уровня (12.5%, 2 ответа), плохое питание (12.5%, 2 ответа), низкий интеллектуальный уровень родителей (6.3%, 1 ответ), отсутствие высшего образования у родителей (6.3%, 1 ответ), социально-экономическая политика и ее последствия (6.3%, 1 ответ).

Отметим ответы педагогов:

«Рождение детей ради повышения материального уровня семьи, в основном в неблагополучных семьях (так называемые «дети материнского капитала»), где воспитание и развитие сводится только к удовлетворению материальных потребностей ребенка» (социальный педагог);

«Воспитание в неблагополучных семьях, отсутствие минимальных условий для жизни ребенка» (педагог-психолог);

«Воспитание ребенка в семье, находящейся в трудной жизненной ситуации» (социальный педагог);

«Недостаточное питание» (заместитель директора по учебно-воспитательной работе);

«Социально-экономическая политика и ее последствия (в том числе низкий уровень жизни

Таблица 10

Экологическая группа факторов_

Экологическая группа факторов % (абсолютная частота)

Экологическая обстановка 100 (12)

Всего 100 (12)

населения, выплаты на рождение ребенка)» (директор школы);

«Отсутствие сбалансированного питания» (педагог-психолог);

«Условия жизни и быта ребенка» (учитель начальных классов);

«Воспитывают матери-одиночки» (учитель русского языка и литературы);

«Низкий уровень социально-экономических условий» (директор школы).

Экологическая группа факторов

Рассмотрим причины, отнесенные нами к экологической группе факторов (табл. 10).

Педагоги указывали и причины, которые мы объединили в экологическую группу факторов, набравшую 17.1% в общей совокупности ответов (из 70 человек 12 попали в данную группу): «Экология и состояние окружающей среды» (учитель начальных классов); «Экологическое неблагополучие» (заместитель директора по учебно-воспитательной работе).

Заключение

Исходя из вышеизложенного, проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

- в РФ увеличивается численность детей с инвалидностью в возрасте до 18 лет (по состоянию на 1 января) по данным за 2015 - 2019 гг.;

- в федеральных округах за указанный период наблюдается прирост детской инвалидности, исключением является Сибирский федеральный округ;

- возрастной анализ детей с инвалидностью свидетельствует о том, что самой многочисленной является группа детей в возрасте 8-14 лет, а самой малочисленной - дети 0-3 года;

- отмечается тенденция роста численности детей с инвалидностью, впервые и повторно признанных инвалидами по некоторым формам болезней, являющихся многочисленными в данной группе (2015 - 2018 гг.): психические расстройства и расстройства поведения, болезни нервной системы, врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения.

Результаты социологического исследования позволяют утверждать, что наши гипотезы подтвердились:

- педагоги дали наиболее типичные ответы на вопрос: «Какие Вы видите причины увеличения количества детей с ЗПР?» Причины, указанные интервьюируемыми, мы разбили на

4 основных группы факторов. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что медико-биологическая и социально-психологическая группы факторов, с точки зрения экспертов, могут оказывать наибольшее влияние на возникновение ЗПР у детей.

- Медико-биологическую группу факторов составили следующие причины: генетика (60.7%, 34 ответа), период беременности (28.6%, 16 ответов), родовые травмы (25.0%, 14 ответов), недоношенность детей (12.5%, 7 ответов), заболевания в раннем детстве (10.7%, 6 ответов).

- Среди причин, образующих социально-психологические группу факторов, были получены следующие ответы: девиантное поведение родителей, образ жизни семьи, педагогическая запущенность, дефицит общения с ребенком, отсутствие должного воспитания, конфликты, стрессовые ситуации в семье.

- Среди причин, образующих социально-экономическую группу факторов, респонденты отмечают низкий уровень жизни семей, являю -щийся самым распространенным ответом, рождение детей ради повышения материального уровня, плохое питание, низкий интеллектуальный уровень родителей, отсутствие высшего образования у родителей, социально-экономическую политику и ее последствия.

Экологическую группу факторов образует следующая причина - экологическая обстановка. Ее указали все респонденты, отметившие данную группу факторов.

Список литературы

1. Численность детей с инвалидностью в возрасте до 18 лет в РФ (по состоянию на 1 января) (человек) // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ free_doc/new_site/population/mvalid/8-1.doc (дата обращения: 01.06.2020).

2. Численность детей-инвалидов по возрастным группам в разрезе субъектов Российской Федерации // Федеральная государственная информационная система «Федеральный реестр инвалидов» [Электронный ресурс]. URL: https://sfri.ru/analitika/chislennost/ chislennost-detei/chislennost-detei-po-vozrastu?territory =52000000 (дата обращения: 01.06.2020).

3. Распределение впервые признанных инвалидами детей в возрасте до 18 лет по формам болезней в РФ (человек) // Федеральная государственная информационная система «Федеральный реестр инвалидов» [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.

ru/storage/mediabank/8-4.xlsx (дата обращения: 01.06.2020).

4. Распределение повторно признанных инвалидами детей в возрасте до 18 лет по формам болезней (человек) // Федеральная государственная информационная система «Федеральный реестр инвалидов» [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ free_doc/new_site/population/invalid/8-5.doc (дата обращения: 01.06.2020).

5. Заболеваемость детей с психическими расстройствами и расстройствами поведения в РФ (данные Минздрава России), человек // Федеральная государственная информационная система «Федеральный реестр инвалидов» [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/population/famil y/3-10.xls (дата обращения: 26.11.2020).

6. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Тер-лецкая Р.Н., Антонова Е.В. Некоторые факторы риска формирования инвалидности у детей // Медико-

социальная экспертиза и реабилитация. 2017. № 20 (2). С. 60-64.

7. Точка зрения «Инноченти». Проблемы детской инвалидности в переходный период в странах ЦВЕ/СНГ и Балтии. URL: https://www.unicef-irc.org/pub lications/pdf/disability-rus.pdf (дата обращения: 01.06.2020).

8. Инвалидность и смертность - доминанты, снижающие жизненный потенциал и безопасность общества: Монография / Под ред. А.Л. Санникова. Архангельск: Солти, 2007. 376 с.

9. Шабунова А.А. Здоровье населения в России: состояние и динамика: Монография. Волгоград: ИСЭРТ РАН, 2010. 408 с.

10. Светличная Т.Г., Нестерова И.В. Эволюция нормативно-методических подходов к изучению детской инвалидности // Экология человека. 2008.

№ 2. С. 50-53.

OMSK REGION TEACHERS ABOUT THE REASONS OF INCREASING THE NUMBER OF PUPILS WITH DISABILITIES

E. V. Shengalts

Omsk State Technical University

The strudy presents the results of a sociological study conducted in the Omsk region in 2019-2020 by the method of structured interview. The teachers who have experience of social interaction with schoolchildren with disabilities as well as the experience of teaching them (together with healthy students and individually) were interviewed (N = 70). The opinion of expert educators on the reasons influencing the increasing of number of schoolchildren with disabilities and the occurrence of mental retardation in children are presented. The data are combined into the main groups: medico-biological factors, socio-psychological factors, socio-economic factors, environmental factors.

Keywords: children's disability, schoolchildren with disabilities, teachers of secondary schools.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.