Научная статья на тему 'Актуальные вопросы и перспективы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения процессов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья'

Актуальные вопросы и перспективы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения процессов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2360
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети с ограниченными возможностями здоровья / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / психологомедико-педагогическое сопровождение / взаимодействие родителей с ребенком с ограниченными возможностями здоровья / children with disabilities / mental health / medical and psycho educational support / parental interaction with a child with disabilities

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Куприянова Ирина Евгеньевна, Дашиева Баирма Антоновна, Карауш Ирина Сергеевна

В двух регионах Сибири (Республика Бурятия, Томская область) обследовано 268 учащихся спецшкол детей с ограниченными возможностями здоровья. Психические расстройства (нарушения психологического развития, нарушение речевого развития, умственная отсталость и др.) выявлены у 90.7 % учащихся спецшкол. Выявлены особенности родительского отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья (отрицание дефекта, чувство вины, гиперили гипоопека, рентные установки). Обосновывается необходимость и основные направления программ психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Куприянова Ирина Евгеньевна, Дашиева Баирма Антоновна, Карауш Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In two regions of Siberia (Buryat Republic and Tomsk Region) 268 schoolchildren in special schools children with disabilities have been examined. Mental disorders (disturbance of psychological development, speech disturbance, mental deficiency and others) were detected in 90.7 % of children in special schools. The authors show characteristics of parental attitudes to a child with disabilities (denial of defect, guilt feeling, hyperor hypo-care, and rented installations). Reference directions of programs of psycho educational and medical-social support are presented.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы и перспективы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения процессов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 376.3

И. Е. Куприянова, Б. А. Дашиева, И. С. Карауш

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В двух регионах Сибири (Республика Бурятия, Томская область) обследовано 268 учащихся спецшкол -детей с ограниченными возможностями здоровья. Психические расстройства (нарушения психологического развития, нарушение речевого развития, умственная отсталость и др.) выявлены у 90.7 % учащихся спецшкол. Выявлены особенности родительского отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья (отрицание дефекта, чувство вины, гипер- или гипоопека, рентные установки). Обосновывается необходимость и основные направления программ психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, психическое здоровье, психолого- медико-педагогическое сопровождение, взаимодействие родителей с ребенком с ограниченными возможностями здоровья.

Статистические исследования, проводимые в ряде западноевропейских стран, США и в России показывают, что количество детей с особыми образовательными потребностями растет из года в год. Принятая Правительством РФ «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» достаточно четко определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педаго-гического сопровождения детей с нарушениями в развитии [1].

Основные причины роста количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) -увеличение количества факторов риска нарушений развития (наследственность, патология беременности и родов, неблагоприятная экологическая среда, профессиональные вредности, алкоголизм и др.) и совершенствование систем перинатальной диагностики и реабилитации. Численность детей с ограниченными возможностями здоровья составляет свыше 1.5 млн человек по РФ, это почти 5 % от общего количества детей, из них 590 тыс. имеют инвалидность. При этом специальные условия для получения образования предоставляются только 1/3 этих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. По данным Росстата, при общем количестве детей-инвалидов 590 тыс. человек получают образование 250 тыс. Из них 140 тыс. детей обучаются в общеобразовательных школах, 40 тыс. детей на дому и только около 70 тыс. детей в системе специального образования [1].

В Республике Бурятия 4480 детей инвалидов, из них 3 310 детей - школьного возраста. Более 1.7 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются в 11 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. По данным Г. Б. Баировой, 72 % детей школьного возраста с инвалидностью обучаются на дому по индивиду-

альным программам в специализированных учреждениях либо не учатся вообще [2]. В столице республики функционирует школа индивидуального обучения № 60 - школа социальной адаптации для детей-инвалидов (348 учащихся), не имеющих возможности посещать общеобразовательные учреждения. Всего в общеобразовательных школах Республики Бурятия обучается более 1 500 детей с инвалидностью.

Несмотря на разнообразие форм обучения, качество получаемого образования не соответствует требованиям современности и затрудняет дальнейшую адаптацию в социуме. Причинами трудностей в обучении и появления особенностей в поведении детей являются несоответствие педагогических требований психофизическим возможностям,

уровню умственного развития, соматического и нервно-психического состояния ребенка либо неготовность к школьному обучению (недоразвитие отдельных психических функций, навыков общения, незрелость эмоционально-волевой сферы) и др. Все это является основанием для поиска новых путей помощи детям [3, 4].

Биологическое неблагополучие ребенка, являясь предпосылкой нарушения его взаимодействия с окружающим миром, обусловливает возникновение отклонений в его психическом развитии. Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения: так, немота является следствием глухоты лишь при отсутствии специального обучения, а нарушение пространственной ориентировки, искаженные представления о мире вероятным, но необязательным следствием слепоты. Таким образом, уровень психического развития пришедшего в школу ребенка с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного (биологического по своей

природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего обучения и воспитания.

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: расстройствами слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ очень большой: от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженные различия наблюдаются не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей.

Вышесказанное определяет развитие инновационной сети психолого-медико-социальных служб в системе образования для детей с ОВЗ, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Несмотря на постоянно меняющиеся технологии, методы, цели и формы образования, проблемы, сопровождающие развитие ребенка, становление его личности остаются неизменными. Принимая это за аксиому, можно констатировать, что принцип «Каждому конкретному ребенку - индивидуальную траекторию развития, с учетом его возможностей, способностей и здоровья» никогда не потеряет своей актуальности. А значит, потребность в психолого-педагогической и медико-социальной помощи будет постоянной. Поэтому разработка модели межведомственного взаимодействия призвана осуществлять комплексное сопровождение ребенка, целью которого является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессом развития и обучения детей и их потенциальными возможностями, а также создание условий для социально-психологической адаптации ребенка к полноценной жизни в социуме [5].

Межведомственным научно-практическим центром психического здоровья (МНЦПЗ) Научно-исследовательского института психического здоровья Сибирского отделения РАМН изучается психическое здоровье детей с ОВЗ и разрабатываются программы психологического сопровождения процессов обучения и воспитания детей с ОВЗ. В своей деятельности мы придерживаемся принципов межведомственного и полидисциплинарного взаимодействия специалистов различного профиля, что обеспечивает индивидуализацию реабилитационной программы.

Объект исследования - учащиеся школы № 60 социальной адаптации детей-инвалидов (г. Улан-Удэ Республики Бурятия) и Томской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-ин-

терната № 15 I, II вида и их родители. Клинически осмотрено 268 учащихся, из них психически здоровыми являются 9.3 % (25 человек). Чаще всего встречались следующие расстройства: нарушения психологического развития (55.6 %), нарушение речевого развития (23.5 %), умственная отсталость (4.5 %), гипердинамический синдром (2.2 %). Большинство учащихся имело сочетанные расстройства.

По результатам наблюдения за учащимися школы социальной адаптации детей-инвалидов по методике Д. Стотта (в основе методики - фиксация форм дезадаптированного поведения в процессе длительного наблюдения) выявляется высокий коэффициент дезадаптированности по следующим синдромам: недоверие к новым людям, вещам, ситуациям; депрессивные проявления; тревожность по отношению к взрослым; эмоциональная напряженность; тревога по отношению к другим детям; уход в себя; недостаток социальной нормативности.

Выявленные формы дезадаптированного поведения подтверждают утверждения исследователей, что в структуре личности детей-инвалидов прослеживается фобический компонент. Дети страдают от дефицита общения, испытывают страх одиночества, но одновременно боятся встреч с другими людьми, чувствуют себя не готовыми к возвращению в общеобразовательную школу. Гиперопека со стороны родителей еще больше закрепляет дезадаптированные формы поведения детей. Все эти проявления поведенческой дезадаптированности также требуют внимания [3, 6, 7].

Сравнение клинических проявлений выявленных психических расстройств у детей с ОВЗ, относящихся к разным этническим группам (бурят и русских) не выявило выраженной этнической специфичности. Тем не менее в группе русских детей прослеживается тенденция в сторону превалирующего влияния на психическое здоровье социальных факторов, у бурят влияние биологических и социальных факторов равнозначно.

Изучение психического здоровья детей с ОВЗ реализуется по следующим направлениям:

1. Психиатрическое обследование (изучение уровня психического здоровья) детей с ОВЗ и особенностей взаимодействия родителей с ребенком. Родителям таких детей нередко свойственно «неадекватное» отношение к ребенку и его дефекту: отрицание дефекта (14 %), чувство вины (60 %), ги-пер- или гипоопека (32 % и 29 %), рентные установки (83 %). Психическое состояние родителей также определяет микроклимат семьи, поэтому некоторым из них предлагается дополнительное обследование и лечение в МНЦПЗ, индивидуальная и семейная психотерапия.

2. Психологическая поддержка детей с ОВЗ -помощь в личностном и социальном развитии де-

тей младшего и среднего школьного возраста, оказание психологической поддержки подросткам, имеющим инвалидность, в форме индивидуального консультирования и психологической помощи в группах сверстников, имеющих аналогичные трудности.

З. Помощь в ориентировке родителей в особенностях и проблемах ребенка - предоставление родителям информации по вопросам развития и воспитания ребенка, об уровне его развития, о результатах психолого-педагогического обследования; оказание помощи родителям в понимании сущности имеющихся у ребенка проблем, в идентификации и осознании сильных и слабых сторон ребенка; предоставление информации о других организациях, оказывающих помощь детям с особым развитием. Консультирование родителей - помощь в адаптации семьи к инвалидности ребенка, в снятии тревоги, апатии и депрессивного состояния, связанных с возникающими при воспитании ребенка-инвалида трудностями; нормализация отношений родителей с детьми, формирование у членов семьи активной жизненной позиции в вопросах воспитания и поддержки ребенка.

В качестве задач психолого-медико-социальных служб в системе образования для детей с ОВЗ определены следующие: максимально раннее (с первых месяцев жизни) выявление нарушений в развитии ребенка и оказание комплексной психо-лого-педагогической помощи ребенку и его семье;

специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития и создание коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования; адекватное, индивидуально подобранное, своевременное лечение и оздоровление.

При рассмотрении вопросов, относящихся к проблеме социальной адаптации, личностного развития и реабилитации детей, акцент делается не на особенностях дефекта (слепоты, глухоты, умственной отсталости и др.), а на их влиянии на психику и на закономерностях развития личности ребенка, независимо от специфики дефекта. Такой подход обусловлен тем, что развитие как нормального, так и аномального ребенка, согласно исследованиям многих современных ученых, подчиняется общим законам формирования психики и личности человека в онтогенезе [8].

Следует признать, что в нашей стране подход к оказанию медицинской помощи детям с ОВЗ в большей мере ориентирован на фармакотерапию основного заболевания при недостаточном взаимодействии и преемственности с психолого-педаго-гическими службами. Совершенствование профилактического направления в оказании помощи таким детям, включающее межведомственное взаимодействие специалистов, будет способствовать их социальной адаптации и повышению качества жизни семьи, имеющей ребенка-инвалида.

Список литературы

1. Модестов А. А., Лихоузова Н. И., Косова С. А. Оптимизация медико-социальной помощи подросткам-инвалидам // Проблемы городского здравоохранения: сб. науч. тр. СПб., 2005. Вып. 10. С. 3-5.

2. Баирова Г. Б. Подготовка ребенка к школе как фактор успешности в обучении // Детство: образование, социализация, коммуникация, развитие: сб. ст. по мат-лам заоч. науч.-практ. конф. (2009 г.) / Бурятский гос. ун-т (Улан-Удэ). Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2009. С. 63-68.

3. Баяртуева С. С. Информационные и коммуникационные технологии в психолого-педагогическом сопровождении детей с ограниченными возможностями: моногр. // Коллективная монография / С. С. Баяртуева, И. А. Алтухова, Н. М. Байков, Т. В. Бармина, Л. А. Бисюрко, Л. Н. Блинова [и др.]. Хабаровск: Изд-во ДВГАГС, 2007. 185 с.

4. Нарзулаев С. Б., Шуклова Л. А. Проблемы обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательного учреждения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 2. С. 39-44.

5. Семке В. Я., Куприянова И. Е., Дашиева Б. А. Психическое здоровье школьников: транскультуральный аспект. Томск: Изд-во НИИ ПЗ ТНЦ СО РАМН, 2006. 162 с.

6. Косова С. А., Модестов А. А., Намазова Л. С. Реабилитационная активность семей как критерий эффективности медико-социальной помощи детям-инвалидам // Педиатр. фармакол. 2007. № 6. С. 34-36.

7. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пос. М.: Просвещение, 2008. 239 с.

8. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития психического развития в детском возрасте. М., 1994. С. 8-15.

Куприянова И. Е., доктор медицинских наук, профессор кафедры. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

— 1Q9 —

Дашиева Б. А., кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт.

НИИ психического здоровья СО РАМН.

Ул. Алеутская, 4, Томск, Россия, 634014.

Карауш И. С., кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 11.07.2011.

I. E. Kupriyanova, B. A. Dashieva, I. S. Karaush

URGENT PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF PSYCHOEDUCATIONAL AND MEDICAL-SOCIAL SUPPORT OF EDUCATIONAL AND UPBRINGING PROCESSES OF CHILDREN WITH DISABILITIES

In two regions of Siberia (Buryat Republic and Tomsk Region) 268 schoolchildren in special schools - children with disabilities have been examined. Mental disorders (disturbance of psychological development, speech disturbance, mental deficiency and others) were detected in 90.7 % of children in special schools. The authors show characteristics of parental attitudes to a child with disabilities (denial of defect, guilt feeling, hyper- or hypo-care, and rented installations). Reference directions of programs of psycho educational and medical-social support are presented.

Key words: children with disabilities, mental health, medical and psycho educational support, parental interaction with a child with disabilities.

Kupriyanova I. E.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

Dashieva B. A.

Mental Health Research Institute of SB RAMS.

Ul. Aleutskaya, 4, Tomsk, Russia, 634014.

Karaush I. S.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.