Научная статья на тему 'Этнокультуральные особенности психического здоровья детей и подростков с инвалидизирующими заболеваниями'

Этнокультуральные особенности психического здоровья детей и подростков с инвалидизирующими заболеваниями Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
259
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ И ПОДРОСТКИ С ИНВАЛИДИЗИРУЮЩИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ / CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH DISABLING DISEASES / ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / MENTAL ILLNESS / ETHNOCULTURAL SPECIFICITY / ЭТНОКУЛЬТУРАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дашиева Баирма Антоновна

Представлены результаты исследования психического здоровья 350 учащихся 12-18 лет школы социальной адаптации русской и бурятской национальности, имеющих соматоневрологическое или психическое инвалидизирующее заболевание. Выявлена высокая распространенность психических расстройств (74,6%) без значимых различий в группах. Различия выделены в эмоциональном статусе, стратегиях совладания. Обосновывается использование этнометодологии (этнофункционального подхода) для решения задач психосоциальной адаптации детей и подростков с инвалидизирующими заболеваниями. Приведены результаты, полученные при использовании опросника этнофункциональных рассогласований А.В. Сухарева. Этнокультуральная специфика психического статуса детей и подростков с инвалидизирующими заболеваниями проявляется в сочетании этнофункциональных, психологических и нейропсихологических особенностей функционирования личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дашиева Баирма Антоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnocultural specificity of mental health of children and adolescents with disabling disease

Presented are outcomes from a study of mental health of 350 ethnic Russian and Buryat students aged 12-18 years attending the school of social adaptation and diagnosed as having physical, neurological or mental disabling disease. High prevalence of mental disorders (74.6%) is revealed without significant differences in the groups. The differences are highlighted in the emotional status, coping strategies. The use of ethnomethodology (ethnofunctional approach) is justified for solving problems of psychosocial adaptation of children and adolescents with disabling conditions. The results obtained with use of A.V. Sukharev ethno-functional mismatches questionnaire are adduced. Ethnocultural specificity of the mental status of children and adolescents with disabling disease is manifested by a combination of ethno-functional, psychological and neuropsychological features of personality functioning.

Текст научной работы на тему «Этнокультуральные особенности психического здоровья детей и подростков с инвалидизирующими заболеваниями»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

© Б.А. Дашиева, 2015 УДК 616.89-053.2

Для корреспонденции

Дашиева Баирма Антоновна - кандидат медицинских наук,

старший научный сотрудник отделения пограничных состояний

ФГБНУ «НИИ психического здоровья»

Адрес: 634014, г. Томск, ул. Алеутская, д. 4

Телефон: (3822) 72-43-79

E-mail: bairma2009@mail.ru

Б.А. Дашиева

Этнокультуральные особенности психического здоровья детей и подростков с инвалидизирующими заболеваниями

Ethnocultural specificity of mental health of children and adolescents with disabling disease

B.A. Dashieva

Presented are outcomes from a study of mental health of350 ethnic Russian and Buryat students aged 12-18 years attending the school of social adaptation and diagnosed as having physical, neurological or mental disabling disease. High prevalence of mental disorders (74.6%) is revealed without significant differences in the groups. The differences are highlighted in the emotional status, coping strategies. The use of ethnomethodology (ethnofunctional approach) is justified for solving problems of psychosocial adaptation of children and adolescents with disabling conditions. The results obtained with use of A.V. Sukharev ethno-functional mismatches questionnaire are adduced. Ethnocultural specificity of the mental status of children and adolescents with disabling disease is manifested by a combination of ethno-functional, psychological and neuropsychological features of personality functioning. Keywords: children and adolescents with disabling diseases, mental illness, ethnocultural specificity

ФГБНУ «НИИ психического здоровья», Томск Mental Health Research Institute, Tomsk

Представлены результаты исследования психического здоровья 350 учащихся 12-18 лет школы социальной адаптации русской и бурятской национальности, имеющих соматоневрологическое или психическое инвалидизирующее заболевание. Выявлена высокая распространенность психических расстройств (74,6%) без значимых различий в группах. Различия выделены в эмоциональном статусе, стратегиях совладания. Обосновывается использование этнометодологии (этнофункционального подхода) для решения задач психосоциальной адаптации детей и подростков с инвалидизирующими заболеваниями. Приведены результаты, полученные при использовании опросника этнофункциональных рассогласований А.В. Сухарева. Этнокультуральная специфика психического статуса детей и подростков с инвалидизирующими заболеваниями проявляется в сочетании этнофункциональных, психологических и нейропсихологических особенностей функционирования личности.

Ключевые слова: дети и подростки с инвалидизирующими

заболеваниями, психические расстройства, этнокультуральные особенности

Эпидемиологическое исследование за 2000-2012 гг. выявило высокие показатели общей и первичной заболеваемости детского и подросткового населения в Российской Федерации по всем федеральным округам и увеличение числа инвалидов среди детей и подростков - с 92 005 человек до 119 281, т.е. общее количество детей-инвалидов увеличилось на 29,65%, а количество инвалидов среди детей с психической патологией выросло с 8,44 до 13,72% [1]. Значительный рост числа детей-инвалидов обусловлен увеличением удельного веса детей, рожденных с травмами и патологией центральной нервной системы; возрастанием частоты врожденных и наследственных заболеваний; омоложением хронических форм патологии [2-4]. Две трети из всего количества

Ф

детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют психические и психоневрологические нарушения [5].

При изучении психических расстройств среди лиц детско-подросткового возраста проблемы детей с ОВЗ рассматриваются в нескольких проекциях -клинической, психологической, дизонтогенети-ческой, в контексте макро- и микросоциальной среды [6, 7], что вызывает необходимость пересмотра реабилитационной парадигмы, а именно -уход от преимущественно медицинской реабилитации к методам психотерапевтического, социально-психологического, психолого-педагогического воздействия на детей-инвалидов и их социальное окружение [8-10]. Вместе с тем недостаточно исследований, направленных на оптимизацию медико-психологической и медико-социальной помощи семьям детей с ОВЗ [11-15].

Инвалидность у детей, существенно ограничивая жизнедеятельность, способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества дополнительных мер [16-18], учитывающих особенности развития таких детей в конкретных региональных социоэтнокультурных условиях [19].

При смещении акцентов от нозоцентрической позиции к определению феномена позитивного психического здоровья[20]одним из значимых элементов описания критериев его оценки у исследуемого контингента является уровень функционирования личности, заданный в том числе и спецификой этнокультурной среды. Тем не менее при наличии исследований, раскрывающих отдельные аспекты формирования психических расстройств у представителей различных этносов, существует дефицит представлений о механизмах преодоления конституционально-биологических ограничений эт-нокультуральными факторами в процессах пато-и саногенеза. Этнокультуральные исследования охватывают взрослое население, дети и подростки реже попадают в поле зрения исследователей [21-27]. В отношении инабильных детей проводится транскультуральное сравнение особенностей функционирования по параметрам Международной классификации функционирования, инвалидности и здоровья (ICF-Y) и параметрам качества жизни, связанного со здоровьем [28-32]. Эти данные важны при организации помощи на макросоциальном уровне, но почти не информативны для оказания индивидуализированной помощи ребенку-инвалиду и его семье. В большей части транскультуральных исследований в области детской психиатрии этническая специфика рассматривается лишь как диффе-

ренцирующая характеристика при сравнительном анализе других признаков - распространенности психопатологии, видов страхования, социально-демографических параметров [33-39]. Вместе с тем при достаточной степени освещенности вклада социокультурных различий в вариативность характеристик статуса психического здоровья в детско-подростковом возрасте этнокультурные составляющие социальной интеграции ребенка, включающие особенности микросоциального окружения детей с инвалидностью в этнокультурном аспекте, не находят достойного места в исследованиях. Таким образом, состояние психического здоровья детей с ОВЗ на современном этапе рассматривается как многоуровневый феномен, в структуре которого значителен вклад культурных факторов. Состояние вопроса о развитии психических расстройств у детей-инвалидов требует анализа данной проблемы с учетом клинико-психопатологических, социально-психологических и этнокультуральных характеристик. При этом существуют методологические трудности оценки влияния значимых факторов, участвующих в формировании психических расстройств и степени психосоциальной адаптации детей с ОВЗ, что связано с недостаточной разработанностью количественного подхода и алгоритмов учета сложных нелинейных взаимоотношений между факторами [40]. Недостаточно представлено направление поиска этнокультурально-обуслов-ленных ресурсов, отсутствуют методологические основания для выявления этнокультурных аспектов состояния психического здоровья детей с особым развитием и соответственно недостаточно разработаны этнокультурально-обоснованные подходы к системе оказания психиатрической и психотерапевтической помощи.

Цель исследования - выявление этнокультурально-обоснованной специфики статуса психического здоровья детей и подростков с инвалидизирую-щими заболеваниями русской и бурятской национальностей.

Материал и методы

Объем выборки составил 350 детей и подростков в возрасте от 12 до 18 лет (средний возраст 15,1±2,2 года). Из них 197 русских и 153 бурята, 232 (66,3%) мальчика и 118 (33,7%) девочек. Для выявления тревожности у детей 12-14 лет использовалась Шкала тревожности CMAS (The Children's Form of Manifest Anxiety Scale). У подростков старше 14 лет для определения ситуативной и личностной тревожности применялся опросник Спилбергера-Ханина. Для выявления депрессивного синдрома использовался опросник CDI (Child Depression Inventory) М. Ковак (Kovacs M., 1992). В целях выявления суицидального риска нами был разработан опросник для про-

48

■ I

Б.А. Дашиева

ведения скрининговых исследований в условиях коррекционной школы [41]. Учащимся 16-18 лет для выявления этнофункциональных рассогласований предлагался опросник А.В. Сухарева (1998). Для выявления используемых копинг-стратегий использовался опросник Е. Heim (1988). Статистическая обработка проводилась с использованием параметрических (t-критерий Стьюдента) и непараметрических методов (угловое преобразование Фишера).

В зависимости от характера инвалидизирующих заболеваний и возраста приобретения инвалидного статуса учащиеся были разделены на 3 группы с условными названиями: «дизонтогенетическая», «соматопсихоневрологическая», «инвалидизирую-щие заболевания вследствие травм и заболеваний с высоким витальным риском». Дизонтогенетическая группа включала 143 ученика (79 русских, 64 бурята), имеющих заболевания или состояния, возникшие интра-/постнатально или клинически проявившиеся в раннем возрасте - врожденные аномалии развития (ВАР), детский церебральный паралич (ДЦП), миатония Томпсона, некоторые генетические синдромы (гемофилия, синдром Марфана). В соматопсихоневрологическую группу (149 человек: 80 русских, 69 бурят) вошли дети, имеющие заболевания или состояния, возникшие или клинически проявившиеся на более поздних этапах онтогенеза в результате нарушения гомео-стаза. Эта группа включает ряд подгрупп: нервно-психические расстройств (в том числе эпилепсия); состояния, связанные с нарушениями со стороны иммунной системы, изменением реактивности организма (бронхиальная астма, ревматоидный полиартрит, болезнь Крона и Шойермана-Мау); заболевания внутренних органов; эндокринные и болезни обмена. Третья группа - 58 человек (38 русских, 20 бурят) с инвалидизирующими за-

болеваниями вследствие травм и заболеваний с высоким витальным риском, т.е. с заболеваниями или состояниями, возникшими в результате критических ситуаций на фоне физического здоровья при нормально протекающих этапах онтогенеза. К ним отнесены посттравматические, послеожоговые и послеоперационные состояния или заболевания, имеющие высокую степень витального риска (системная красная волчанка, тромбоцитопеническая пурпура, острый лимфоб-ластный лейкоз, аденокарцинома надпочечников, нейробластома, бактериальный эндокардит, портальная гипертензия). Распределение инва-лидизирующих заболеваний по нозологической структуре в этнических группах представлено в табл. 1.

Самой многочисленной является группа детей с неврологическими заболеваниями (23,5%), чуть меньше группа учащихся с ДЦП (19,2%), на 3-м месте - подростки с ВАР (14,2%) и нервно-психической патологией (14%). У русских учеников сохраняется та же нозологическая структура, что и в целом по группе: наиболее распространенными оказались неврологические заболевания (27,9%), далее - ДЦП (17,3%), ВАР (15,7%) и нервно-психические расстройства (11,2%). В группе бурят 1-е место занимает ДЦП (21,8%), на 2-м - нервно-психические и неврологические расстройства (по 17,7%), на 3-м - ВАР (12,2%). Ф

Результаты и обсуждение

Клинико-психопатологическое обследование учащихся позволило выделить группу из 261 ученика (143 русских, 118 бурят), имеющих клинически выраженные нарушения психического здоровья. Распространенность психических расстройств у детей и подростков с ОВЗ составила 74,6%,

Таблица 1. Инвалидизирующие заболевания в этнических группах (n=350)

Патология Буряты (п=153) Русские(п=197) Всего(п=350)

абс. % абс. % абс. %

Неврологические расстройства (в том числе эпилепсия) 30 (14) 17,7 (8,2) 53 (28) 27,9 (11,7) 83 (42) 23,5 (10,2)

Детский церебральный паралич 28 21,8 37 17,3 65 19,2

Врожденные аномалии развития 18 12,2 27 15,7 45 14,2

Нервно-психические расстройства 25 17,7 22 11,2 47 14,0

Болезни органов дыхания 11 6,1 13 8,1 24 7,3

Генетические синдромы 7 4,8 7 3,6 14 4,1

Заболевания опорно-двигательного аппарата 11 3,4 13 5,6 24 3,8

Болезни мочеполовой системы 3 3,4 5 2,5 8 2,6

Болезни сердца и сосудов 5 3,4 5 1,5 10 2,3

Болезни соединительной ткани 3 2,7 1 1,5 4 2,0

Сенсорные нарушения 5 5 2,0 10 2,0

Болезни желудочно-кишечного тракта 3 2,0 2 1,0 5 1,5

Онкологические заболевания 1 0,7 5 1,5 6 1,2

Эндокринная патология 3 2,0 2 0,5 5 1,2

В с е г о 153 100 197 100 350 100

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

Таблица 2. Распространенность психических расстройств у детей и подростков с инвалидизирующими заболеваниями (ИЗ) в зависимости от национальной принадлежности

#

Дизонтоге группа нетическая 0=143) Соматопсихоневрологическая группа (0=149) Группа с ИЗ вследствие травм и заболеваний с высоким витальным риском (0=58) Всего (0=350)

буряты (0=64) русские (0=79) буряты (0=69) русские (о=80) буряты (0=20) русские (0=38) буряты (0=153) русские (0=197)

Умственная отсталость F70-79

1,6 1,3 2,9 1,3 - - 2 1

Смешанные специфические расстройства развития F83

1,6 1,3 - 3,5 - 2,6 0,7 2

Другие общие расстройства развития F84.8

4,7 * 15,2 * 5,8 3,8 - - 4,6 7,6

Специфические расстройства развития речи F80

18,8 * 17,7 5,8* 11,3 - 2,6 10,5 12,2

Общие расстройства развития F84.0

- - 4,3 1,3 - - 2,1 0,5

Гиперкинетические расстройства F90

- 3,8 4,3 5 - - 2,1 3,6

Другие эмоциональные и расстройства поведения с началом в детском и подростковом возрасте F98.0-98.1

4,7 6,3 5,8 3,8 5 - 6,8 4,1

Элективный мутизм, синдром Жиля де ля Туретта F94, F95.2

4,7 1,3 7,2 6,3 - 2,6 5,2 3,6

Обсессивно-компульсивные расстройства F42

1,6 1,3 2,9 3,5 - - 2,1 1,5

Невротические, связанные со стрессом расстройства F4

18,8 10,1 17,4 15 15 13,1 17,6 12,7

Другие психические расстройства вследствие повреждения или дисфункции головного мозга F06-07

32,8 27,8 34,8 38,3 50 34,2 35,9 34,5

Аффективные расстройства F3

1,6 5,1 5,8 10 10 7,9 4,6 7,6

Расстройства личности F6

- - 1,4 1,3 - 2,6 0,7 1

Расстройства сна F51

- - - 1,3 5 2,6 0,7 1

Ф

* - различия, достигающие уровня р<0,05.

структура которых в этнических группах представлена в табл. 2. В группах, выделенных в зависимости от природы инвалидизирующего заболевания, показатель распространенности отличался незначительно: в дизонтогенетической - 71,3%, в соматопсихоневрологической - 77,9%, в группе с инвалидизирующими заболеваниями вследствие травм и заболеваний с высоким витальным риском - 74,1%.

Ведущее место в клинической структуре психической патологии занимает группа расстройств, связанных с органическим поражением головного мозга и легкой умственной отсталостью экзогенного генеза ^06-07 - 47,1%, F70 - 1,9%). На 2-м месте - специфические расстройства развития речи ^80 - 15,3%) и расстройства психологического развития ^83-84 - 11,5%). 3-е место занимают невротические расстройства ^4) - 22,2%. На 4-м - поведенческие и эмоциональные расстройства с началом в детском и подростковом возрасте ^9 - 3,8%).

50

Значимые межгрупповые различия выявлены по таким психическим расстройствам, как специфические расстройства развития речи ^80) и расстройства психологического развития ^83), встречающиеся с большей частотой у детей и подростков из дизонтогенетической группы.

Распространенность психической патологии среди учеников бурятской национальности составила 77,1%, у русских - 72,6%. Клиническая структура психических расстройств у учащихся из различных этнических субпопуляций не имеет значимых различий, за исключением частоты расстройств психологического развития, отмечаемого чаще у русских учащихся в дизонтогенетической группе. Сочетанная психическая патология отмечена у каждого пятого ученика с психическими расстройствами, у бурят - в 17,8% случаев, у русских -в 22,4% случаев.

Анализ анкет, заполненных педагогами, показал, что более половины детей имеют трудности в обучении и поведении постоянного характера. Также

Б.А. Дашиева

отмечаются особенности поведения в классе, среди сверстников, в отношениях с взрослыми. Трудности сосредоточения, отвлекаемость наблюдались у 67% детей, утомляемость к концу дня - у 59%, неусидчивость с двигательной активностью - у 12%, повышенная тревожность, беспокойство - у 7%, отсутствие дистанции в отношениях со взрослыми -у 24%, трудности в общении со сверстниками - у 34% учащихся. Таким образом, становление адаптации к основной деятельности (обучение в школе) происходит не просто на фоне имеющегося инвалиди-зирующего заболевания, а «...в неразрывной связи с симптомами психического дизонтогенеза» [42]. Соответственно одной из задач реабилитации должно стать расширение возрастных способов эмоционального и поведенческого реагирования [43].

Психодиагностическое обследование учащихся с признаками психических расстройств включало развернутое описание психического статуса детей, характеристик эмоционального статуса и адаптивно-защитных форм поведения как признаков их психосоциальной адаптации в системе жизненно-значимых отношений и описание этнофункциональ-ных аспектов психического функционирования. Учет психосоциальных аспектов адаптации был основан на применении методов, выявляющих характер этнофункциональных рассогласований. Организованное таким образом обследование позволило провести комплексную оценку психического здоровья детей и подростков с инвалидизирующими заболеваниями.

При анализе характеристик эмоционального статуса выявлен критический уровень симптомов депрессии по суммарному баллу в обеих этнических группах при более высоких показателях у бурят (p<0,01). У девочек бурятской национальности выявлены достоверно более высокие показатели по шкалам «негативное настроение» (p<0,05) и «неэффективность» (p<0,01) в сравнении с мальчиками. При определении уровня тревоги выявлен высокий уровень личностной тревоги у 20% либо повышенный у 53% учащихся. В группе русских девочек уровень тревоги значимо выше по сравнению с мальчиками (p<0,05).

Таким образом, независимо от природы инва-лидизирующего заболевания и этнической принадлежности большинство детей и подростков с ин-валидизирующими заболеваниями и психическими расстройствами имеют повышенный или высокий уровень тревожности. Клинически у 33-60% детей и подростков с инвалидизирующими заболеваниями фиксируются ранние признаки тревоги, проявляющиеся ухудшением успеваемости и изменением поведения, что в дальнейшем отражается на их психосоциальной адаптации. Тревожность связана с копинг-стратегиями, анализ которых показал, что учащиеся обеих этнических групп используют неадаптивные стратегии совладания со стрессом. Уча-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

щиеся бурятской национальности чаще (р=0,064) используют адаптивную стратегию «альтруизм» в поведенческой сфере, русские - относительно адаптивную стратегию «эмоциональная разгрузка» в эмоциональной сфере (р=0,052).

В качестве фактора, оказывающего влияние на адаптационные резервы организма, рассматривался профиль латеральной организации мозга. В этнических группах выявлены различия по частоте встречаемости лиц с правополушарным (р<0,003) и смешанным профилем (р<0,02), которые достоверно чаще отмечены в группе учащихся бурятской национальности.

Одним из признаков дезадаптации было наличие признаков суицидального поведения. Результаты показали, что в структуре суицидального риска в группе бурят чаще наблюдается наличие суицидальных мыслей (р=0,057), а в группе русских подростков - признак «возможность с кем-либо разделить свои беды» (р=0,052), являющийся антисуицидальным фактором. Различия в группах, обнаруженные по остальным признакам (наличие суицидальных попыток, сниженное настроение, желание умереть), не достигли уровня значимости.

Более высокая частота встречаемости суицидальных мыслей в группе бурят не является однозначным указанием на их большее неблагополучие. Обнаруженный феномен может указывать как на большую интенсивность поведенческой тенденции, так и на более высокую степень осознавае-мости этих мыслей, заданную культурной традицией. В культуре бурят не принято демонстрировать свои чувства [44]. При этом обращенность в себя, «нормативность» одиночества, некоторая замкнутость эмоциональной жизни в сочетании с описанным И. Яломом отсутствием феномена танатофобии (своеобразного социокультурного запрета на осмысление закономерности процессов умирания и смерти) позволяют человеку более тонко дифференцировать и осознавать его собственное отношение к смерти. Относительная эмоциональная экстраверсия подростков русской этнической группы в большей степени обеспечивает разрядку болезненных состояний, однако содержания переживания (в частности, мысли о смерти, желание умереть) остаются недифференцированными, что и находит отражение в результатах анкетирования [45].

Выявление структуры психических расстройств у детей и подростков в группах, выделенных в связи с природой инвалидизирующего заболевания, позволило раскрыть ограничения изолированного применения нозологически ориентированного клинико-психопатологического подхода, применяемого в традиционной модели реабилитации детей и подростков с ОВЗ. Обнаружен дефицит методов исследования в этнически разнородных популяциях, позволяющих раскрыть влияние этнокульту-рально-обусловленных факторов на формирование

Ф

психосоциальной адаптации детей и подростков, в частности имеющих ограниченные возможности здоровья. Для изучения этнокультурных аспектов жизнедеятельности детей и подростков с инвали-дизирующими заболеваниями обоснована целесообразность применения этнофункционального подхода [46]. Полученные данные позволили выявить и описать этнокультурально-обусловленную специфику психосоциальной адаптации ребенка-инвалида в его социальной среде. Выявлены следующие этнофункциональные рассогласования:

1. Выпадение сказочно-мифологической стадии: родители сказок детям не читали, и дети сказок не любили и не читали их сами (у части русских подростков).

2. Опережение сказочно-мифологической стадии религиозно-этической стадией в ряде случаев у русских подростков из семей верующих.

3. Этнофункциональные рассогласования содержания сказочно-мифологической стадии. Рассказываемые сказки не относилось к аутентичным русским или бурятским народным сказкам, это были авторские сказки русских писателей, а также зарубежные авторские сказки и сказки народов мира, содержащие те или иные этнофункционально рассогласованные элементы.

4. Этнофункциональные рассогласования как у подростков, так и у взрослых в большей степени касаются климатогеографических факторов, в меньшей степени - антропобиологических.

5. Процентная доля этнофункциональных рассогласований, как по стадиям этнофункционального генеза, так и по группам факторов, более выражена в группе русских - и подростков, и взрослых.

Выявленные этнофункциональные рассогласования с точки зрения этнофункционального подхода рассматриваются как следствие нарушения психического развития, которые могут обусловливать снижение психической адаптации. Это затрудняет возможность использовать арсенал средств творчества родного этноса в реабилитационном процессе. Кроме того, невозможность интеграции содержаний родственной этнической культуры сама по себе может стать фактором, снижающим адаптивный потенциал личности. Следует отметить, что современные подростки в большей степени усваивают мировоззренческие и поведенческие стереотипы, не согласованные с реальной этнокультурной средой, чему способствует развитие средств массовой информации и коммуникации, которые являются, согласно Л.Н. Гумилеву, «антисистемами» по отношению к конкретной этнокультурной и природной среде, оказывающими негативное воздействие на психику подрастающего человека (цит. по [46]).

Говоря о факторах, определяющих психическую адаптацию в группах подростков, являющихся носителями различных этнических традиций, следует отметить 2 противоположные тенденции. С одной

стороны, подросток-бурят, выросший в семье, где взрослые еще являются носителями традиционных этнокультурных ценностей, оказывается более защищенным в обстоятельствах хронически затрудненной наличием инвалидизирующего заболевания ситуации развития. С другой стороны, сами подростки только частично являются носителями целительного потенциала культуры, отчуждаются от него. Неблагоприятные процессы современного общества приводят к размыванию этнокультурного наследия. Такие процессы в дальнейшем могут привести к нарушениям адаптации (снижению адаптивных возможностей).

Таким образом, различия в нозологической структуре психической патологии в этнических группах детей и подростков в большей степени обусловлены характером инвалидизирующего заболевания и временем его возникновения. Психологический статус детей и подростков с инвалидизирующими заболеваниями характеризуется этническими различиями как в количественных, так и в качественных аспектах. Уровень эмоционального неблагополучия в обеих этнических группах достигает критических значений по суммарному баллу при более высоких показателях у бурят, особенно у девочек. Уровень тревоги является высоким/повышенным в обеих этнических группах у большинства учащихся, в группе русских получены различия по половому признаку. В структуре суицидального риска в группе бурят чаще наблюдается признак «наличие суицидальных мыслей», а в группе русских подростков - антисуицидальный фактор «возможность с кем-либо разделить свои беды».

При общем преобладании неадаптивных стратегий совладания среди респондентов обеих этнических групп, учащиеся бурятской национальности чаще используют адаптивную стратегию «альтруизм» в поведенческой сфере, русские - относительно адаптивную стратегию «эмоциональная разгрузка» в эмоциональной сфере. При изучении этнокульту-ральных рассогласований в группе бурят преобладают феномены содержательного рассогласования стадий этнофункционального архегенеза, у русских преимущественно нарушена временная структура этого процесса. Для бурят этнокультуральная рассогласованность в большей степени проявляется на уровне организации жизнедеятельности ребенка, а не на уровне организации жизни семьи и ее интеграции в сообществе.

В структуре факторов снижения психического здоровья в этнически однородных группах детей и подростков с инвалидизирующими заболеваниями различия минимальны в аспектах, связанных с конституционально-биологическими факторами, и достигают максимума в показателях психосоциальной адаптации, связанных с интеграцией этнокультурного потенциала среды. Этнокультуральная специфика психического статуса детей и подрост-

52

Б.А. Дашиева

ков с инвалидизирующими заболеваниями определяется сочетанием этнофункциональных, психологических и нейропсихологических особенностей функционирования личности. Включение этномето-дологии (этнокультурального подхода) в методы исследования психического здоровья и организацию реабилитационного процесса детей и подростков

с инвалидизирующими заболеваниями позволит обеспечить доступ инабильного ребенка или подростка к ресурсам и возможностям включающего его сообщества и использовать этничность как системообразующий фактор в процессах психотерапии, воспитания и обучения, определяющий степень психической адаптации.

Литература

1. Макушкин Е.В., Демчева Н.К., Творогова Н.А. Психическое здоровье детей и подростков в Российской Федерации в 20002012 годах // Обозр. психиатрии и мед. психол. 2013. № 4. С. 10-19.

2. Дмитриева Т.Б. Оценка психического здоровья населения как вклад в демографическую политику России // Урал. мед. журн. 2008. Т. 43, № 3. С. 4-7.

3. Менделевич Б.Д. Региональные особенности заболеваемости психическими расстройствами детей в Российской Федерации // Журн. неврол. и психиатр. им. С.С. Корсакова. 2010. № 7. С. 48-52.

4. Мирзаян Э.И. Инвалидность вследствие врожденных аномалий у детей в Российской Федерации и особенности медико-социальной реабилитации : Автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 2011. 21 с.

5. Пузин С.Н., Лаврова Д.И., Доскин В.А., Дымочка М.А. и др. Правовые, организационные и методические основы реабилитации детей-инвалидов : Руководство. М. : Медицина, 2007. 616 с.

6. Макушкин Е.В. Совершенствование и модернизация психиатрической помощи детскому населению страны // Рос.психиатр. журн. 2006. № 4. С. 4-7.

7. Буторина Н.Е., Куприянова И.Е., Лебедева И.Р., Благинина Н.А. Комплексная оценка состояния здоровья детей с различной степенью умственной отсталости: биопсихосоциальные подходы. Челябинск : Цицеро, 2011. 179 с.

8. Raina P., O'Donnell M., Schwellnus H., Rosenbaum P. et al. Caregiving process and caregiver burden: conceptual models to guide research and practice // BMC Pediatr. 2004. Vol. 4, Article 1. 13 p. URL: http:// www.biomedcentral.com/1471-2431/4/1

9. Simpson W., Cowie L., Wilkinson L., Lock N. et al. The Effectiveness of a Community Intensive Therapy Team on Young People's Mental Health Outcomes // Child Adolesc. Mental Health. 2010. Vol. 15, N 4. P. 217-223.

10. Simsek I.E., Erel S., Simsek T.T., Atasavun Uysal S. et al. Factors related to the impact of chronically disabled children on their families // Pediatr. Neurol. 2014. Vol. 50, N 3. Р. 255-261.

11. Бубнова Е.В. Социальные проблемы семей, имеющих подростков-инвалидов // Пробл. соц. гигиены, здравоохр. и истории медицины. 2008. № 6. С. 12-15.

12. Зелинская Д.И. Детская инвалидность как проблема здравоохранения // Здравоохр. РФ. 2008. № 2. С. 23-26.

13. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии : Метод. пособие. М. : Просвещение, 2008. 239 с.

14. Иванова В.С. Исследование эффективности профилактической работы с семьей ребенка-инвалида с ДЦП с учетом типа взаимосвязи особенностей семейной коммуникации и отношения

родителей к заболеванию ребенка с ДЦП // Вестн. ТГПУ. 2013. № 6 (134). С. 111-115.

15. McConkey R., Kelly F., Mannan H., Craig S. Moving From Family Care to Residential and Supported Accommodation: National, Longitudinal Study of People with Intellectual Disabilities // Am. J. Intellect. Dev. Disabil. 2011. Vol. 116, N 4. P. 305-314.

16. Цыденова Л.В. Проект построения системы управления школой социальной адаптации детей-инвалидов // Образование и наука в Республике Бурятия. 2002. № 1. С. 40-46.

17. Целевич Т.И. Социально-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с тяжелыми формами церебрального паралича на этапе его подготовки к школьному обучению : Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2008. 42 с.

18. Агавелян Р.О. Психосоциальные факторы инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в контексте формирования психологической готовности педагога // Сибир. мед. журн. 2011. Т. 26, прил. 1. 32 с.

19. Цыренов В.Ц. Проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социальной стратификации общества // Вектор науки ТГУ. 2010. № 3 (3). С. 114-117.

20. Vaillant G.E. Positive mental health: are cross-cultural definition? // World Psychiatry. 2012. Vol. 11. P. 93-99.

21. Дмитриева Т.Б., Положий Б.С. Этнокультуральная психиатрия. М. : Медицина, 2003. 448 с.

22. Положий Б.С., Чуркин А.А. Этнокультуральные особенности распространенности, формирования, клиники и профилактики основных форм психических расстройств. М., 2001. 25 с.

23. Семке В.Я., Чухрова М.Г., Бохан Н.А., Куприянова И.Е. и др. Психическое здоровье коренного населения восточного региона России. Томск; Новосибирск : Альфа Виста, 2009. 360 с.

24. Чуркин А.А., Положий Б.С., Ревенко В.И., Ракицкий Г.Ф. Этнокуль-туральные особенности распространенности и клиники психических расстройств // Вестн. неврол., психиатр.и нейрохир. 2009. № 2. С. 39-46.

25. Семенова Н.Б. Распространенность нервно-психических расстройств у детей коренного населения Севера и Сибири: роль социальных факторов // Сибир. мед.журн. 2011. Т. 26, прил. 1. С. 224.

26. Рахмазова Л.Д., Семке А.В., Очирова И.Б. Распространенность шизофрении в Бурятии // Сибир. вестн. психиатрии и наркологии. 2012. № 3. С. 18-20.

27. Положий Б.С., Куулар Л.Ы., Дуктеноол С.М. Особенности суицидальной ситуации в регионах со сверхвысокой частотой самоубийств (на примере Республики Тыва) // Суицидология. 2014. № 1. С. 11-18.

28. Petrou S., McCann D., Law C.M., Watkin P.M. et al. Health status and health-related quality of life preference-based outcomes of children

#

53

who are aged 7 to 9 years and have bilateral permanent childhood hearing impairment // Pediatrics. 2007. Vol. 120, N 5. P. 10441052.

29. Hollenweger J., Moretti M. Using the International Classification of Functioning, Disability and Health Children and Youth version in education systems: a new approach to eligibility // Am. J. Phys. Med. Rehabil. 2012. Vol. 91, N 13. Suppl. 1. P. 97-102.

30. Last A., Miles R., Wills L., Brownhill L. et al. Innovations in Practice: Reliability and sensitivity to change of the Family Life Questionnaire (FaLQ) in a clinical population // Child Adolesc. Mental Health. 2012. Vol. 17, N 2. P. 121-125.

31. Maring J., Croarkin E., Morgan S., Plack M. Perceived effectiveness and barriers to physical therapy services for families and children with Friedreich ataxia // Pediatr. Phys. Ther.2013. Vol. 25, N 3. P. 305-313.

32. Pellegrino L.A., OrtolanE.V., MagalhaesC.S., Viana A.A. et al. Brazilian Portuguese translation and cross-cultural adaptation of the «Caregiver Priorities and Child Health Index of Life with Disabilities» (CPCHILD) questionnaire // BMC Pediatr. 2014. Vol. 14. P. 30.

33. Fulda K.G., Lykens K.K., Bae S., Singh K.P. Unmet Mental Health Care Needs for Children with Special Health Care Needs Stratified by Socioeconomic Status // Child Adolesc. Mental Health. 2009. Vol. 14, N 4. P. 190-199.

34. O'Neil M.E., CostiganT.E., Gracely E.J., Wells N. Parents' perspectives on access to rehabilitation services for their children with special healthcare needs // Pediatr. Phys. Ther. 2009. Vol. 21, N 3. P. 254260.

35. Loo Ph.-W., Wong Sh., Furnham A. Mental health literacy: A cross-cultural study from Britain, Hong Kong and Malaysia // Asia Pac. Psychiatry. 2012. Vol. 4. P. 113-125.

36. McGeorge P. Lessons learned in developing community mental health care in Australasia and the South Pacific // World Psychiatry. 2012. Vol. 11. P. 129-132.

37. Ito M., Setoya Y., Suzuki Y. Lessons learned in developing community mental health care in East and South East Asia // World Psychiatry. 2012. Vol. 11. Р. 186-190.

38. Norbury C.F., Sparks A. Difference or disorder? Cultural issues in understanding neurodevelopmental disorders // Dev. Psychol. 2013. Vol. 49, N 1. Р. 45-58.

39. Singh G.K., Lin S.C. Marked ethnic, nativity, and socioeconomic disparities in disability and health insurance among US children and adults: the 2008-2010 American community survey // Biomed. Res. Int. 2013. Article ID 627412. 17 p. URL: http://dx.doi.org/10.1155/2013/627412

40. Корень Е.В. Теоретико-методологическое обоснование интегральных подходов к психосоциальной реабилитации в детской психиатрии//Вопр. психич. здоровья детей и подростков. 2011. Т. 11,№ 2. С. 60-69.

41. Куприянова И.Е., Дашиева Б.А., Карауш И.С. Способ выявления суицидального риска для последующей коррекции у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата и сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития, учащихся коррекционных школ : пат. РФ № 2539400 от 03.12.2014 г.

42. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М. : ПЕР СЭ, 2002. 192 с.

43. Ремшмидт Х. Детская и подростковая психиатрия: введение в практику. М : ЭКСМО-Пресс, 2001.

44. Галданова Г.Р. Доламаисткие верования бурят. Новосибирск : Наука, Сибирское отделение, 1987. 154 с.

45. Дашиева Б.А. Этнокультуральные особенности суицидального поведения у подростков с ограниченными возможностями здоровья бурятской и русской национальности // Сибир. вестн. психиатрии и наркологии. 2013. № 6(81). С. 64-67.

46. Сухарев А.В. Этнофункциональный психологический подход к психической адаптации человека : Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1998. 47 с.

References

Makushkin E.V., Demcheva N.K., Tvorogova N.A. Mental health of children and adolescents in the Russian Federation in 20002012 years. Obozrenie psikhiatrii i meditsinskoy psikhologii [Review of Psychiatry and Medical Psychology]. 2013; Vol. 4: 10-9. (in Russian)

Dmitrieva T.B. Assessment of mental health as a contribution to the demographic policy of Russia. Ural'skiy meditsinskiy zhurnal [Ural medical journal]. 2008; Vol. 43, N 3: 4-7. (in Russian) Mendelevich B.D. Regional features of the incidence of mental disorders of children in the Russian Federation. Zhurnal nevrologii i psikhiatrii im. S.S. Korsakova [Korsakov's Journal of Neurology and Psychiatry]. 2010; Vol. 7: 48-52. (in Russian) Mirzayan E.I. Disability due to congenital anomalies in children in the Russian Federation and especially medical and social rehabilitation: Diss. Moscow, 2011: 21 p. (in Russian)

Puzin S.N., Lavrova D.I., Doskin V.A., Dymochka M.A., et al. Legal, organizational and methodical bases of rehabilitation of disabled children: guidelines. Moscow: Meditsina, 2007: 616 p. (in Russian) Makushkin E.V. Improvement and modernization of mental health care for children's population of the country. Rossiyskiy psikhiatricheskiy zhurnal [Russian Journal of Psychiatry]. 2006; Vol. 4: 4-7. (in Russian)

10.

12.

Butorina N.E., Kupriyanova I.E., Lebedeva I.R., Blaginina N.A. Comprehensive assessment of the health of children with varying degrees of mental retardation: biopsychosocial approach. Chelyabinsk: Tsit-sero, 2011: 179 p. (in Russian)

Raina P., O'Donnell M., Schwellnus H., Rosenbaum P., et al. Caregiving process and caregiver burden: conceptual models to guide research and practice. BMC Pediatr. 2004. Vol. 4, Article 1: 13 p. URL: http:// www.biomedcentral.com/1471-2431/4/1

Simpson W., Cowie L., Wilkinson L., Lock N. et al. The Effectiveness of a Community Intensive Therapy Team on Young People's Mental Health Outcomes. Child Adolesc Mental Health. 2010; Vol. 15, N 4: 217-23. Simsek I.E., Erel S., Simsek T.T., Atasavun Uysal S., et al. Factors related to the impact of chronically disabled children on their families. Pediatr. Neurol. 2014; Vol. 50, N 3. P. 255-261. Bubnova E.V. The social problems of families with disabled teenagers. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny [Problems of Social Hygiene, Health and Medical History]. 2008; Vol. 6: 12-5. (in Russian)

Zelinskaya D.I. Children's disability as a public health problem. Zdra-vookhranenie RF [Health of the Russian Federation]. 2008; Vol. 2: 23-6. (in Russian)

54

1.

7.

8.

2.

9

4.

5

6.

Б.А. Дашиева

13. Levchenko I.Yu., Tkacheva V.V. Psychological support for families raising a child with developmental disabilities: methodological rationale. Moscow: Prosveshchenie, 2008: 239 р. (in Russian)

14. Ivanova V.S. Investigation of the effectiveness of preventive work with the family of a disabled child with cerebral palsy according to the type of family communication features of the relationship and the relationship of parents to the disease of the child with cerebral palsy. Vestnik TGPU [Tomsk State Pedagogical University Bulletin]. 2013; Vol. 6, N 134: 111-5. (in Russian)

15. McConkey R., Kelly F., Mannan H., Craig S. Moving From Family Care to Residential and Supported Accommodation: National, Longitudinal Study of People with Intellectual Disabilities. Am J Intellect Dev Disabil. 2011; Vol. 116, N 4: 305-14.

16. Tsydenova L. V. Project of constructing a system of school management of social adaptation of children with disabilities. Obrazovanie i nauka v Respublike Buryatiya [Education and science in the Republic of Buryatia]. 2002; Vol. 1: 40-6. (in Russian)

17. Tselevich T.I. Socio-pedagogical support of the family, raising a child with severe cerebral palsy at the stage of its preparation for school: Diss. Omsk, 2008: 42 р. (in Russian)

18. Agavelyan R.O. Psychosocial factors of inclusive education of children with disabilities in the context of the formation of psychological readiness of the teacher. Sibirskiy meditsinskiy zhurnal [Siberian Medical Journal]. 2011; Vol. 26, Iss. 1: 32. (in Russian)

19. Tsyrenov V.Ts. Problems of education of children with disabilities in terms of social stratification of society. Vektor nauki TGU [Tomsk State University Journal]. 2010; Vol. 3, N 3: 114-7. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Vaillant G.E. Positive mental health: are cross-cultural definition? World Psychiatry. 2012; Vol. 11: 93-9.

21. Dmitrieva T.B., Polozhiy B.S. Ethnocultural psihiatriya. Moscow: Meditsina, 2003: 448 р. (in Russian)

22. Polozhiy B.S., Churkin A.A. Ethnocultural features of prevalence, forming, clinics and prevention of the main forms of mental disorders. Moscow, 2001: 25. (in Russian)

23. Semke V.Ya., Chukhrova M.G., Bokhan N.A., Kupriyanova I.E. i dr. Mental health of the indigenous population of the eastern region of Russia. Tomsk; Novosibirsk: Al'fa Vista, 2009: 360 р. (in Russian)

24. Churkin A.A., Polozhiy B.S., Revenko V.I., Rakitskiy G.F. Ethnocultural characteristics and prevalence of mental disorders clinic. Vestnik nev-rologii, psikhiatrii i neyrokhirurgii [Journal of Neurology, Psychiatry and Neurosurgery]. 2009; Vol. 2: 39-46. (in Russian)

25. Semenova N.B. Prevalence of neuropsychiatric disorders among children of the indigenous population of the North and Siberia: the role of social factors // Sibirskiy meditsinskiy zhurnal [Siberian Medical Journal]. 2011; Vol. 26, N 1: 224. (in Russian)

26. Rakhmazova L.D., Semke A.V., Ochirova I.B. The prevalence of schizophrenia in Buryatia. Sibirskiy vestnik psikhiatrii i narkologii [Siberian Herald of Psychiatry and Addiction]. 2012; Vol. 3: 18-20. (in Russian)

27. Polozhiy B.S., Kuular L.Y., Duktenool S.M. Features suicide situation in the regions with the ultra-high frequency of suicide (in the case of the Republic of Tuva) // Suitsidologiya [Suicidology]. 2014; Vol. 1: 11-8. (in Russian)

28. Petrou S., McCann D., Law C.M., Watkin P.M., et al. Health status and health-related quality of life preference-based outcomes of children who are aged 7 to 9 years and have bilateral permanent childhood hearing impairment. Pediatrics. 2007; Vol. 120, N 5: 1044-52.

29. Hollenweger J., Moretti M. Using the International Classification of Functioning, Disability and Health Children and Youth version in

education systems: a new approach to eligibility. Am J Phys Med Rehabil. 2012. Vol. 91, N 13. Suppl. 1: 97-102.

30. Last A., Miles R., Wills L., Brownhill L. et al. Innovations in Practice: Reliability and sensitivity to change of the Family Life Questionnaire (FaLQ) in a clinical population. Child Adolesc Mental Health. 2012; Vol. 17, N 2: 121-5.

31. Maring J., Croarkin E., Morgan S., Plack M. Perceived effectiveness and barriers to physical therapy services for families and children with Friedreich ataxia. Pediatr. Phys. Ther. 2013; Vol. 25, N 3: 305-13.

32. Pellegrino L.A., OrtolanE.V., MagalhaesC.S., Viana A.A. et al. Brazilian Portuguese translation and cross-cultural adaptation of the "Caregiver Priorities and Child Health Index of Life with Disabilities" (CPCHILD) questionnaire. BMC Pediatr. 2014; Vol. 14: 30.

33. Fulda K.G., Lykens K.K., Bae S., Singh K.P. Unmet Mental Health Care Needs for Children with Special Health Care Needs Stratified by Socioeconomic Status. Child Adolesc Mental Health. 2009; Vol. 14, N 4: 190-9.

34. O'Neil M.E., CostiganT.E., Gracely E.J., Wells N. Parents' perspectives on access to rehabilitation services for their children with special healthcare needs. Pediatr Phys Ther. 2009; Vol. 21, N 3: 254-60.

35. Loo Ph.-W., Wong Sh., Furnham A. Mental health literacy: A cross-cultural study from Britain, Hong Kong and Malaysia. Asia Pac Psychiatry. 2012; Vol. 4: 113-25.

36. McGeorge P. Lessons learned in developing community mental health care in Australasia and the South Pacific. World Psychiatry. 2012; Vol. 11: 129-32.

37. Ito M., Setoya Y., Suzuki Y. Lessons learned in developing community mental health care in East and South East Asia. World Psychiatry. 2012; Vol. 11: 186-90.

38. Norbury C.F., Sparks A. Difference or disorder? Cultural issues in understanding neurodevelopmental disorders. Dev. Psychol. 2013; Vol. 49, N 1: 45-58.

39. Singh G.K., Lin S.C. Marked ethnic, nativity, and socioeconomic disparities in disability and health insurance among US children and adults: the 2008-2010 American community survey. Biomed. Res. Int. 2013. Article ID 627412. 17 p. URL: http://dx.doi.org/10.1155/2013/627412

40. Koren' E.V. Theoretical and methodological basis of integrated approaches to psycho-social rehabilitation. Voprosy psikhicheskogo zdorov'ya detey i podrostkov [Mental Health Issues of Children and Adolescents]. 2011; Vol. 11, N 2: 60-9. (in Russian)

41. Kupriyanova I.E., Dashieva B.A., Karaush I.S. A method of detecting suicide risk for subsequent adjustment in adolescents with disorders of the musculoskeletal system and sensory impairments are accompanied by disorders of psychological development, the students correctional schools: patent RF № 2539400 by 03.12.2014. (in Russian)

42. Korobeynikov I.A. Developmental disorders and social adaptation. Moscow: PER SE, 2002: 192 p.

43. Remshmidt Kh. Child and Adolescent Psychiatry: an introduction to the practice. Moscow: EKSMO-Press, 2001. (in Russian)

44. Galdanova G.R. Prelamaistic beliefs Burjats. Novosibirsk: Nauka, Sibirskoe otdelenie, 1987: 154 p. (in Russian)

45. Dashieva B.A. Ethnocultural features of suicidal behavior in adolescents with disabilities Buryat and Russian nationality. Sibirskiy vestnik psikhiatrii i narkologii [Siberian Herald of Psychiatry and Addiction]. 2013; N 6 (81): 64-7. (in Russian)

46. Sukharev A.V. Ethnofunctional psychological approach to mental human adaptation. Diss. Moscow, 1998: 47 p. (in Russian)

#

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.