Научная статья на тему 'Некоторые проблемы детей-инвалидов Ростовской области: психические расстройства, численность, инклюзивное обучение'

Некоторые проблемы детей-инвалидов Ростовской области: психические расстройства, численность, инклюзивное обучение Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
272
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / DISABLED CHILDREN / ПЕРВИЧНАЯ ИНВАЛИДНОСТЬ / INITIAL DISABILITY / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ / MENTALLY RETARDED CHILDREN / СОВМЕСТНЫЕ УСИЛИЯ / THE UNITED EFFORTS / INCLUSIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Невская Наталия Юрьевна, Заика Владимир Григорьевич, Залевская Татьяна Владимировна

Статья рассматривает некоторые проблемы психически больных детей, количество которых постоянно увеличивается в Ростовской области. Статистика подтверждает данное утверждение, принимая во внимание всю совокупность разнообразных проблем. Авторы статьи объединили больных детей в Ростовской области в несколько групп в зависимости от их возраста, пола, первичной инвалидности. Статья подчеркивает необходимость организации обучения больных детей в форме их интеграции в обычные образовательные учреждения. Успешное решение затронутой проблемы зависит от объединения усилий специально подготовленных учителей, психологов, социальных работников, родителей и самих детей здоровых и больных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Невская Наталия Юрьевна, Заика Владимир Григорьевич, Залевская Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Problems of the Disabled Children of the Rostov Region: Mental Disorders, Number, Inclusive Education

The article regards some problems of the disabled children the number of which is constantly increasing in the Rostov Region. Statistics confirms this postulate taking into consideration the whole complex of different problems. The authors of the article have classified all disabled children in the Rostov Region into some groups basing on their age, sex, initial disability. The article stresses the necessity of organizing the inclusive education of mentally retarded children together with normally developing pupils. The successful solution of the touched issue depends on the united efforts of the specially taught teachers, psychologists, social workers, parents and children themselves – healthy and disabled.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы детей-инвалидов Ростовской области: психические расстройства, численность, инклюзивное обучение»

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА, ЧИСЛЕННОСТЬ,

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Н.Ю. Невская, В. Г. Заика, Т. В. Залевская

Как известно, психические расстройства у детей относятся к заболеваниям, которые существенно ограничивают их жизнедеятельность и приводят к значительной социальной дезадаптации и раннему наступлению инвалидности. В Российской Федерации психические заболевания занимают одно из ведущих мест среди причин, приводящих к инвалидности детей и, к сожалению, Ростовская область не является исключением. Нами был проведен анализ основных показателей инвалидности детского населения Ростовской области вследствие психических заболеваний в динамике за 2008-2010 годы по материалам, представленным ФГУ «Главное бюро МСЭ» по Ростовской области выполнена их статистическая обработка. Как показало исследование, численность детей, впервые признанных инвалидами вследствие психических расстройств в указанном периоде, оставалась стабильно высокой. Так в 2008 г. были признаны инвалидами 223 ребенка с психическими расстройствами, в 2009 г .- 240 и 2010 г.- 230 детей. При этом следует отметить, что доля психических расстройств в структуре первичной инвалидности детского населения по всем классам болезней в течение анализируемого периода незначительно снизилась с 19,7% в 2008г. до 17,1% в 2010г., что показано в таблице 1.

Таблица 1

Показатели первичной инвалидности детей в возрасте до 18 лет в Ростовской области по всем классам болезней и с психическими расстройствами за период с 2008 по 2010 гг.

Все классы болезней Психические расстройства

Всего детей, Всего детей,

Год впервые Интенсивный Удельный впервые Интенсивный Удельный

признанных показатель вес, % признанных показатель вес

инвалидами инвалидами

2008 1211 16,3 100 223 3,0 19,7

2009 1352 18,5 100 240 3,3 17,8

2010 1338 18,5 100 230 3,2 17,1

Как видно из таблицы 1, в динамике за три года показатель первичной инвалидности детей в Ростовской области в связи с психическими расстройствами оставался достаточно стабильным: в 2008 г.- 3.0 на 10000 тысяч детского населения, в 2009 г.- 3.3 и в 2010 г.- 3.2.

Если обратиться к процедуре ранжирования различных заболеваний у детей, то оказывается, что психические расстройства стабильно занимают второе ранговое место среди заболеваний, явившихся причинами первичной инвалидности у детей в Ростовской области. На первом месте -болезни нервной системы, на третьем - врожденные аномалии развития. Полученные нами данные о группах заболеваний, занимающих ведущие места в формировании первичной инвалидности у детей, совпадают и подтверждаются данными по Российской Федерации [1].

Рассматривая показатель первичной инвалидности у детей с психическими заболеваниями в зависимости от места проживания, мы пришли к выводу, что в городских поселениях Ростовской области данный показатель значительно ниже, чем в сельской местности. Так, в 2008г. в городских поселениях Ростовской области впервые были признаны инвалидами 93 ребенка с психическими расстройствами, интенсивный показатель (далее ИП) составил 2,04, а в сельских поселениях таких детей оказалось 130 (ИП - 4,55). В 2009 г. в городских поселениях - 110 детей

(ИП - 2,45), в сельской местности -130 детей (ИП - 4,65) и в 2010г. в городах Ростовской области - 110 детей (ИП - 2,47), в сельской местности -120 детей (ИП - 4,34). Анализируя возрастную структуру первичной инвалидности детей с психическими расстройствами, мы констатируем преобладание на протяжении трех лет возрастной группы детей от 8 до 14 лет, на долю которой в 2008г. приходилось 53,8% всех случаев, в 2009г.-52,5%, в 2010г.- 55,7%. Второе место занимала группа детей 4-7 лет. На ее долю в 2008г. приходилось 35% случаев, в 2009г.- 32,5%, в 2010г.- 27,8%. Самой малочисленной оказалась группа 0-3лет. В 2008г. ее доля составила 1,3% всех случаев, в 2009г.- 3% и в 2010г.- 1,7%.

Возрастное распределение объясняется как законами теории периодизации индивидуального развития ребенка, отражающей эволюционно-динамический подход к детским психическим болезням, так и социальными факторами. В возрасте 4-7 лет ребенок приступает к посещению дошкольного образовательного учреждения, а в 7-8 лет -школы, где к нему начинают предъявляться определенные требования, касающиеся наличия достаточного интеллектуального уровня и качества социализации поведения. Именно последние два фактора способствуют выявлению очевидных отклонений в психическом состоянии ребенка, его интеллектуальном развитии и формировании эмоционально-волевой сферы, что показано в таблице 2.

Таблица 2

Возрастная структура первичной инвалидности детей с психическими расстройствами

Год Возрастная группа

0-3 4-7 8-14 15 и старше Всего

абс. % абс. % абс. % абс. % абс. %

2008 3 1,3 78 35 120 53,8 22 9,9 223 100

2009 7 3 78 32,5 126 52,5 29 12 240 100

2010 4 1,7 64 27,8 128 55,7 34 14,8 230 100

Изучение гендерных характеристик детского населения с первичной инвалидностью в связи с психическими расстройствами позволило выявить существенное преобладание мальчиков, на долю которых приходится около двух третей всех случаев. В 2008г.на долю мальчиков приходилось 67,7% всех случаев, в 2009г .- 67,9% и в 2010г. - 72,6%, о чем свидетельствует таблица 3.

Таблица 3

Гендерная структура первичной инвалидности детей с психическими расстройствами

Год Дети-инвалиды

оба пола мальчики девочки

абс. % абс. % абс. %

2008 223 100 151 67,7 72 33,3

2009 240 100 163 67,9 77 32,1

2010 230 100 167 72,6 63 27,4

При рассмотрении данной таблицы можно установить очевидное преобладание мальчиков, что, вероятно, связано с преимущественной антеи постнатальной повреждаемостью лиц мужского пола, сцепленным с Х-хромосомой наследованием психических заболеваний, ограниченным полом наследованием, а также большей выявляемостью психических расстройств за счет обязательного прохождения обследования у психиатра перед призывом на военную службу в Вооруженные Силы РФ.

Исследование уровня первичной инвалидности у детей в возрасте до 18-ти лет в Ростовской области с учетом нозологической формы психических расстройств показало, что за период с 2008 по 2010гг. существенных изменений в показателях не произошло. Как и в прежние годы, первое ранговое место среди всех психических расстройств, обусловивших первичную детскую инвалидность, занимает умственная отсталость. На долю данной патологии в 2008г. приходилось 73% всех случаев (ИП - 2,19), в 2009г. - 68,8% (ИП - 2,3) и в 2010г .- 67,4%(ИП -2,15). Второе место в 2008 и 2009гг. занимали расстройства

психологического развития, доля которых составляла 16,1% (ИП - 0,49) и 14,6% (ИП - 0,5) соответственно. В 2010г. на второе место переместилась группа органических заболеваний головного мозга, ранее находившаяся на третьем месте. На долю органических заболеваний в 2010г. пришлось 15,2% всех случаев. Нами отмечен рост интенсивного показателя первичной инвалидности у детей в связи с органическими заболеваниями головного мозга с 0,23 в 2008г. до 0,5 в 2010г. Четвертое ранговое место занимает шизофрения, как показано в таблице 4.

Таблица 4

Нозологическая структура первичной инвалидности детей с

психическими расстройствами

Психические расстройства Год Показатели

абсолютный удельный вес, % Интенсивный показатель

Все диагнозы 2008 223 100 3,0

2009 240 100 3,3

2010 230 100 3,2

Умственная отсталость 2008 163 73 2,19

2009 165 68,8 2,3

2010 155 67,4 2,15

Расстройства психологического развития 2008 36 16,1 0,49

2009 35 14,6 0,5

2010 28 12,2 0,4

Органические заболевания головного мозга 2008 17 7,6 0,23

2009 28 11,6 0,4

2010 35 15,2 0,5

Шизофрения 2008 6 2,7 0,08

2009 10 4,2 0,14

2010 9 3,9 0,12

Другие виды психических расстройств 2008 1 0,45 0,01

2009 2 0,8 0,02

2010 3 1,3 0,04

Приведенный статистический анализ количества детей-инвалидов, имеющих психические заболевания, свидетельствует о том, что в Ростовской области выявляются некоторые тенденции к их увеличению. Поэтому возникает вопрос о системе обучения таких детей и о сотрудничестве медиков и педагогов в данной сфере, о единстве развивающего и корригирующего обучения таких учащихся

учитывающего особенности психического развития ребенка. Необходимое обучение не должно происходить «в целях удобства» в однородных коллективах умственно отсталых детей, а должно осуществляться в виде интеграции детей с особыми образовательными потребностями в обычные образовательные учреждения. Процесс такой интеграции, с одной стороны, как правило, выявляет лояльность родителей, здоровых детей, педагогов, а, с другой стороны, можно наблюдать негативное отношение к обучению в обычных классах массовой школы детей с интеллектуальной недостаточностью. При анкетировании 62 педагогов (по данным Е.В. Евмененко, Т.С. Шеховцовой) [2] было установлено, что успешному интегрированному обучению больного ребенка в массовой школе могла бы способствовать педагогическая система, привлекающая учителей-дефектологов, помогающих педагогам (89% опрошенных); психологическая подготовка здоровых детей к принятию детей с ограниченными возможностями (84%); привлечение педагога- психолога, работающего постоянно со всеми детьми, имеющими и не имеющими ограничений (79%); подготовка педагогического коллектива к принятию детей с ограниченными возможностями здоровья (77%); проведение психологической работы с родителями (74%); наличие в школе социального педагога (32%); подготовленность помещений (73%); дополнительное финансирование для оплаты труда педагогов (48%).

Но все же главным критерием принятия детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в класс массовой школы является уровень развития интеллекта (его сохранность). Дети со стойкими нарушениями интеллекта (умственная отсталость) и временной задержкой психического развития (ЗПР) практически не допускаются анкетируемыми педагогами в условия общего класса. 68% опрошенных педагогов считают специальную школу единственным вариантом обучения детей-инвалидов, 52% -

специальные классы при массовой школе; и лишь 13% педагогов высказались за инклюзивное обучение.

Следует подчеркнуть, что коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими ОВЗ, должна представлять собой непрерывный процесс, предусмотренный четырьмя вариантами специального ФГОС, разработанного Институтом педагогики РАО, причем ФГОС должен совершенствоваться постоянно, а количество предложенных вариантов обучения детей-инвалидов должно быть достаточно велико, чтобы на практике обеспечить охват всех детей образованием, соответствующим их медицинским показаниям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Залевская Т. В. Ранняя комплексная дифференциальная диагностика органического поражения головного мозга у подростков и лиц призывного возраста: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 2009.

2. Евмененко Е.В., Шеховцова Т.С. изучение отношения учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений к интегрированному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья// Развитие личности в образовательных системах Ростов н/Д.: ЮФУ, 2011. - С. 91-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.