АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА
Е.А. Антонян *
ПРИЧИНЫ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ОСУЖДЕННЫХ В ОТНОШЕНИИ АДМИНИСТРАЦИИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Ключевые слова: исправительное учреждение, осужденные, администрация, причины, сотрудники.
Antonian E.A. The causes of violent acts prisoners against administration of correctional institutions
In the article describes the main causes of violence prisoners against the prison administration, analyzed the shortcomings and deficiencies of the educational work staff with prisoners.
Особое место в структуре пенитенциарной преступности занимают насильственные действия против представителей администрации исправительных учреждений. Соответственно необходимо искать и причины таких действий. Изучение деятельности исправительных учреждений позволяют следующим образом сгруппировать эти причины:
• стремление элитных групп осужденных занять господствующее положение в колонии, невзирая на закон, а иногда даже неписанные правила;
• стремление администрации или ее отдельных представителей установить строгий порядок в исправительном учреждении любой ценой, даже с помощью противозаконных методов, что вызывает ответную насильственную реакцию;
• стремление некоторых осужденных избежать дальнейшего отбывания наказания путем побега. Если сотрудникам колонии это становится известно, и они начинают принимать необходимые меры, возможно учинение против них насильственных действий;
• нежелание отдельных осужденных подчиняться законным требованиям администрации, острый конфликт на этой почве между преступником (преступниками) и представителем (представителями) персонала учреждения;
• невыполнение сотрудниками исправительных учреждений своих обязательств перед осужденными в связи с подкупом первых и на почве иных коррупционных отношений;
• конфликты между осужденными и представителями администрации, возникшие на чисто психологической основе. Такие конфликты могут возникать,
© Антонян Е.А., 2012.
* Кандидат юридических наук, доцент кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина. [antonyaa@yandex.ru]
например, в случаях, если осужденный является психопатизированной личностью и не желает подчиняться никаким требованиям;
• неумение отдельных представителей администрации строить отношения с осужденными, правильно, объективно оценивать конфликты между ними и разрешать их на законном основании, в целом недостаточный профессионализм некоторых сотрудников в уголовно-исполнительной системе.
Разумеется, названные причинные факторы в реальной жизни могут переплетаться друг с другом, дополнять друг друга. Их выделение имеет важное не только теоретическое, но и практическое значение, позволяя сосредоточить внимание на наиболее криминогенных явлениях и процессах, т.е. построить профилактическую деятельность на знании конкретных причин. Насильственные действия против представителей администрации составляют органическую часть пенитенциарной преступности, поэтому и их причины составляют часть тех явлений, которые детерминируют этот вид преступности.
Часть насильственных преступлений против персонала возникает в связи с коррупцией среди его сотрудников. Поэтому возникает вопрос, считать ли уголовно-наказуемую коррупцию среди них частью пенитенциарной преступности? На этот вопрос мы склонны дать отрицательный ответ, если иметь в виду взяточничество представителей администрации: оно может иметь место (и часто именно так бывает) вне стен мест лишения свободы. Если же дача взятки происходит в самом учреждении и если, главное, ее дает осужденный, то такое преступление нужно отнести к числу пенитенциарных. Отметим в этой связи, что за последние 15 лет в России коррупция стала весьма распространенным явлением, в том числе и для уголовно-исполнительной системы. Причины просты: недостаточное материальное обеспечение сотрудников исправительных учреждений и общее падение дисциплины среди них.
Среди факторов, которые порождают преступность в местах лишения свободы, нужно назвать недостатки и упущения в воспитательной работе среди осужденных. Этот фактор достаточно существенен и в других сферах жизни, например, в учебных заведениях для профилактики молодежной преступности. Но в исправительных учреждениях его значимость особенно велика, а реализация отличается особой спецификой: ведь речь идет о преступниках, которых помещают в исправительные учреждения именно для того, чтобы исправить. Исправление преследует цель недопущения новых преступлений с их стороны.
Недостатки в воспитательной работе наиболее существенны в следующем:
1) такая работа недостаточно дифференцирована и индивидуализирована, она мало отличается в воспитательной деятельности в отношении, например, корыстных преступников и насильников;
2) воспитательным усилиям очень редко предшествуют выявление причин преступного поведения, приведших к осуждению и помещению в исправительное учреждение, и причин, которые могут привести к повторному совершению преступлений, т.е. воспитательные усилия недостаточно предметны. Во многих
случаях о криминогенных причинах воспитатели, в первую очередь начальники отрядов, вообще ничего не знают, или знают в самом общем виде;
3) слабо используются воспитательные возможности самого коллектива осужденных, иногда эти возможности попросту не учитываются. То же самое можно сказать об использовании профилактических возможностей общественных организаций и учреждений культуры вне самого исправительного учреждения;
4) сотрудники исправительных учреждений недостаточно владеют способами и навыками педагогического воздействия на преступников, не умеют на должном профилактическом уровне использовать психологическую информацию в педагогических целях, в том числе по причине недостаточности таких знаний;
5) сотрудники исправительных учреждений объективно не располагают временем для того, чтобы уделить его всем осужденным, кто нуждается в их помощи и поддержке. Если иметь в виду начальников отрядов, то в составе отряда осужденных так много, что на каждого из них просто нет никакой возможности выделить необходимое время.
Администрация исправительных учреждений мало использует воспитательные возможности, которые заложены в самом процессе обучения, в том числе и в первую очередь школьном, что особенно актуально в отношении молодых людей. Сейчас трудно в полной мере использовать воспитательный потенциал, заложенный в труде, поскольку работы не хватает на всех, кто хотел бы трудиться (только 34 % задействованы в трудовой деятельности из числа обязанных трудиться).
В специальной литературе предпринимались попытки типологизации причин насильственной преступности в местах лишения свободы. Одна из самых удачных принадлежит Ю.М. Антоняну, И.Б. Бойко, В.А. Верещагину, которая ценна еще и тем, что основана на эмпирическом материале - конкретных исследованиях в местах лишения свободы. В частности, эти авторы выделяют следующие типы:
1) связанный с совершением насильственных действий в результате длительной конфликтной ситуации и характерный для элитных групп, занимающих государственные позиции в неформальной иерархии осужденных (10-15 % от всего сообщества);
2) совершение насильственных действий в результате внезапно возникших острых конфликтных ситуаций из-за защиты неформального статуса осужденными, входящими в элитные группы;
3) возникновение насильственных действий в результате постоянной враждебной позиции к окружающим. Среди осужденных такие лица, по данным названных авторов, составляют 6-8 %. Их администрация определяет как трудновоспитуемые. Важно отметить, что среди них выявлялись травмы черепа, начальные явления органического психосиндрома с психопатизацией личности по эпилептоидно-возбудимому или паранойяльному типу. Обнаруживалась утрата критики к своим поступкам, в том числе совершенному преступлению, отсутствие адекватного осмысления случившегося и ситуации в целом;
4) насильственные действия, связанные с соблюдением режима: наиболее авторитетная часть осужденных стремится сохранить сложившуюся иерархию отношений и расширить зону своего влияния, но в то же время вынуждена требовать от основной массы осужденных соблюдения режима отбывания наказания. Подобная действенная позиция может порождать конфликты1.
Приведенная типология - не исчерпывающая. Сюда могут быть добавлены причины, порождаемые конфликтами между земляческими и этническими группировками; связанные с противоречиями, возникшими между осужденными еще до заключения под стражу или в ходе предварительного расследования.
Несмотря на то, что конфликты этнорелигиозного характера в исправительных учреждениях практически отсутствуют, мы обязаны предусмотреть возможность возникновения противоречий на земляческой почве в местах лишения свободы. В этом нам должен помочь опыт криминологического осмысления названных противоречий коллегами.
Так, К.К. Горяйнов и И.Л. Хромов отмечают, что предупреждение и пресечение проявления противоречивых действий со стороны земляческих групп в местах лишения свободы следует рассматривать в общем контексте борьбы с этнической преступностью. Этноосужденные не только являются продуктом криминальной субкультуры, но и имеют определенные духовные и социальнопсихологическое, хотя и деструктивное, родство со своими этносами. Наиболее опасными субъектами этнической преступности в местах лишения свободы являются группы, созданные по национальному признаку, особенно из числа граждан северокавказских республик.
Структурно-системная опасность этнической преступности, считают К.К. Го -ряйнов и И.Л. Хромов, заключается в том, что на ее состояние и динамику наряду с политическими, этнопсихологическими и духовными факторами влияет религиозно-экстремистская мотивация. Все эти факторы способны порождать в местах лишения свободы как общеуголовную преступность, так и преступления против правосудия, порядка управления и общественной безопасности (побеги, организация преступных группировок, дезорганизация деятельности исправительных учреждений, уклонение от отбывания наказания и др.). Результатом структурирования этнических групп является возникновение такого понятия, как общность этносов,2 считают названные авторы, а это влечет подчиненность группе и зависимости от нее. С этим положением можно согласиться лишь частично, поскольку появление общности этносов явление важное, полезное и естественное. Другое дело, когда под влиянием национальной группы ее члены совершают преступления, в том числе в местах лишения свободы. Влияние такой группы на
1 Антонян Ю.М., Бойко И.Б., Верещагин В.А. Насилие среди осужденных. М., 1994. С.41-47.
2 См.: Горяйнов К.К., Хромов И.Л. Этническая преступность в местах лишения свободы и ее предупреждение / В кн.: Реформа уголовно-исполнительной системы России: состояние, проблемы, перспективы. Тезисы международной научно-практической конференции 28-29 октября 2004 г. Рязань, 2004. С. 29-31.
отдельных людей может быть очень сильным, особенно если группа заражена еще и религиозным экстремизмом. Как мы теперь хорошо знаем, такой экстремизм представляет исключительную общественную опасность.
В связи с попыткой типологизации (или классификации) осужденных и выделением их отдельных групп (например, этнических) необходимо сказать и о тех типологических схемах, которые исходят из того, как относится конкретный человек к требованиям режима содержания в исправительном учреждении. Такое разделение преступников имеет существенное криминологическое значение в период отбывания наказания в зависимости от отношения к условиям мест лишения свободы.
Выделяются следующие категории осужденных:
• положительно характеризующиеся;
• поведение которых можно оценить как нейтральное;
• недостаточно изученное ввиду кратковременности пребывания в исправительном учреждении;
• отрицательно характеризующиеся.
В исправительных учреждениях растет количество осужденных в возрасте до 25 лет, отличающихся социально негативным развитием характера, заостренными асоциальными чертами и агрессивными установками. Для них характерны категоричность и нетерпимость к окружающим, отсутствие адекватной самооценки, дерзкие манеры поведения, максимализм и невосприимчивость к традиционным формам исправительного воздействия. Они энергичны, постоянно ведут борьбу за популярность в исправительной колонии, как правило, в извращенной форме, с помощью силы и подавления других осужденных.
Понятно, что внимание администрации исправительного учреждения, имея в виду возможность совершения преступлений там, в первую очередь привлекают отрицательно характеризующиеся. Те, поведение которых можно оценить как нейтральное, осознанно не стремятся попасть ни в разряд «активистов», ни в разряд нарушителей, предпочитая как можно реже попадать в поле зрения администрации. Они, нередко под влиянием тех или иных обстоятельств, могут в дальнейшем войти в группу как положительно характеризующихся, так и отрицательно, но могут сохранить и нейтральное положение.
По мнению ряда ученых, среди отрицательно характеризующихся осужденных следует выделять нарушителей режима и злостных нарушителей режима. При этом понятие «нарушитель режима» трактуется не узко как лицо, имеющее дисциплинарное взыскание. Эту подгруппу составляют осужденные, не вставшие на путь исправления. Именно к ним применяются элементы прогрессивной системы, ухудшающие условия их существования.
Здесь мы, конечно, не рассматриваем правовые вопросы отнесения тех или иных лиц в одну из названных категорий, об этом имеется обширная юридическая литература, особенно в России (работы Ю.В. Голика, А.С. Михлина, А.В. Бриллиантова, Н.А. Стручкова, Ю.М. Ткачевского). Здесь мы рассматриваем приведенные типологии для того, чтобы обратить внимание на необходимость поиска
причин пенитенциарного преступного поведения в рамках каждого из названных типов.
Причины насилия в отношении персонала исправительных учреждений генетически связаны в первую очередь с тем, что в условиях лишения свободы принудительно объединяются самые аморальные и самые опасные люди. Естественно, что их сообщество является однополым, а это становится дополнительным фактором психологической напряженности в их среде. Но изоляция от общества не единственная причина, здесь действуют две группы факторов:
• те, которые порождают преступность вообще (те социальные и психологические факторы личностного характера, которые приводят к совершению преступлений в любой среде жизнедеятельности общества);
• те, которые представляют собой условия жизни в местах лишения свободы, заключают в себе специфику этой жизни.