УДК 327
Г.И. ПУДОВКИН
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия
ПРИЧИНЫ И ИТОГИ ВСТРЕЧИ ГЛАВ МИНИСТЕРСТВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ
Пудовкин Григорий Игоревич, магистрант, Кафедра международных отношений,
мировой политики и зарубежного регионоведения, Казанский (Приволжский) федеральный университет E-mail: [email protected]
Аннотация. Данная работа посвящена рассмотрению причин и итогов рабочего визита Министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова в Республику Корея, а также потенциального влияния его переговоров с главой министерства иностранных дел Чон Ый Ёном на дальнейшее развитие российско-корейских дипломатических отношений и на ситуацию в регионе АТР. В исследовании будут высказаны потенциальные причины организации встречи глав МИДа двух держав, их характер и обстановка, в которой они проходили. Помимо всего прочего, также автором ставится задача подведения итогов мероприятия и, на их основе, рассмотрение потенциальных сценариев развития текущего положения ряда вопросов в зоне Восточной Азии.
Ключевые слова и фразы: Китай, Япония, Республика Корея, Россия, Азиатско-Тихоокеанский регион, Восточная Азия, международные отношения, рабочий визит.
ммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммм
Для цитирования: Пудовкин Г.И. Причины и итоги встречи глав Министерств иностранных дел Российской Федерации и Республики Корея // Корееведение в России: направление и развитие. 2021. Т. 2. № 3. С. 148-152.
G.I. PUDOVKIN
Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia
REASONS AND RESULTS OF THE MEETING OF THE HEADS OF THE MINISTRIES OF FOREIGN AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION
AND THE REPUBLIC OF KOREA
Grigoriy I. Pudovkin, master's student, Department of International Relations,
World Politics and Foreign Regional Studies, Kazan (Volga region) Federal University E-mail: [email protected]
Abstract. This work is devoted to the consideration of the reasons and results of the working visit of the Minister of Foreign Affairs of the Russian Federation Sergei Lavrov to the Republic of Korea, as well as the potential impact of his negotiations with the head of the Asia-Pacific region. The study will outline the potential reasons for organizing the meeting of the foreign ministers of the two powers, their nature and the situation in which they took place. Among other things, the author also sets the task of summarizing the results of the event and, on their basis, considering potential scenarios for the development of the current state of a number of issues in the East Asia zone.
Keywords and phrases: China, Japan, Republic of Korea, Russia, Asia-Pacific region, East Asia, international relations, working visit.
For citation: Pudovkin G.I. Reasons and results of the meeting of the heads of the ministries of foreign affairs of the Russian Federation and the Republic of Korea // The Journal of Direction and Development of Korean Studies in Russia. 2021. Vol. 2, № 3. P. 148-152.
Введение
24-25 марта 2021 глава МИД РФ Лавров Сергей Викторович прибыл с рабочим визитом в Сеул, в ходе которого также состоялась встреча с министром иностранных дел Республики Корея Чон Ый Ёном [1]. Такого мероприятия являются неотъемлемой частью дипломатической деятельности всех стран мира. Обычно на таких переговорах обсуждают насущные вопросы, высказывают намерения по дальнейшему сотрудничеству и заключают какие-либо официальные соглашения. Для СМИ выдаются краткие выдержки по прошедшей встрече, которые потом преподносят населению крупные национальные телевизионные каналы. В таких материалах информацию подаётся в малом количестве, зачастую в отрыве от общей международной ситуации. Однако, как испокон веков учат будущих специалистов в сфере международных отношений, анализировать то или иное мероприятие обособленно от всей картины мира нельзя. Ровно так же, как и не учитывать посыл, заложенный «между строк». В данной же работе акцент будет сделать ни столько на содержании переговоров, сколько на их значении и причинах, общей ситуации в регионе и дальнейшем влиянии на развитие обстановки в АТР и в мире в целом. Ни одно международное событие не возникает само по себе и не проходит бесследно. Каждое высказывание, даже короткий комментарий, оказывает влияние на настрой иностранных партнёров и их дельнейшие действия. Более того, оно также может многое сказать и о намерениях страны, слегка приоткрывая завесу дальнейшей стратегии ведения внешней политики. Цель данной работы состоит в том, чтобы проанализировать причины состоявшегося мероприятия, рассмотреть его содержание и итоги, а также высказать предположения о дальнейшем развитии ситуации.
Результаты исследования
Как уже было упомянуто выше, данное исследование будет включать в себя не только «настоящее» и «будущее», но и «прошлое», а именно причины организации рабочего визита Сергея Лаврова в Республику Корея. Их можно условно разделить на локальные и международные.
Говоря о внутриполических причинах, стоит учесть начало массовой вакцинации от СОУГО-19 в РК с 26 февраля [2]. Сеул уже долгое время предпринимает достаточно успешные действия
в борьбе с распространением болезни, а организация прививания населения может помочь добиться улучшения ситуации не только в стране, но и в регионе. Через Республику Корея проходят многие торговые маршруты, а огромные порты и вокзалы обслуживаются тысячами сотрудников. В случае возникновения вспышки корона-вируса хотя бы в одной перегрузочной точке и её дальнейшего закрытия на карантин, целые партии груза окажутся в крайне незавидном положении. Контейнеры, которые уже прошил таможню и ожидают погрузки на корабль, например, будут заперты на складах и ожидать открытия порта, что повлечёт репутационные и финансовые потери для целого ряда компаний. Более того, корабли, которые должны были прибыть в тот и иной перегрузочный центр, будут вынуждены либо ожидать снятия карантина, либо перенаправлены в другие точки, что повлечёт за собой перегрузку таможенных и портовых органов. Зачастую через тот же Сеул проходят партии товаров, которые далее отправляются в восточные города России, Китай и т.д. Задержки в одном торговом узле приведут к проблемам во всей система. В особенности болезненно это может сказаться в условиях блокировки Суэцкого канала - главного транспортного соединения Востока и Европы. Сейчас компании, занимающиеся перевозками, используют иные маршруты, среди которых тот же Сеул является одним из наиболее важных. Помимо прочего, карантин в том или ином порту неизбежно приводит к подорожанию контейнерных перевозок, которые и без того выросли в 2 раза в канун 2021 года. Опорожненные контейнеры не возвращаются и из-за этого возникает дефицит, а количество товаров, которые нужно куда-либо доставить, только увеличивается. И это только один аспект проблемы, который может возникнуть в следствии ухудшения эпидемиологической ситуации в отдельно взятом порту. Соответственно, вопрос вакцинации населения является крайне острым для любого государства и его соседей. Начало прививания безусловно является возможностью для России укрепить свои связи с Республикой Корея, а также предложить свою помощь в данном направлении. К тому же, в РК также производится российская вакцина «Спутник-У», которая может быть направлена на нужды корейского народа [3].
Однако улучшить отношения можно ещё и налаживанием крепких доверительных связей
Pudovkin G.I. REASONS AND RESULTS OF THE MEETING OF THE HEADS OF THE MINISTRIES OF FOREIGN AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF KOREA
между правительствами стран. Этого можно добиться не только встречами лидеров двух держав, но и через проведение межведомственных переговоров. Так, например, в Республике Корея в январе в должность премьер-министра вступил Чон Се Гюн - опытный и влиятельный представитель корейского истеблишмента [4]. Он не раз занимал крайне важные посты в правительстве РК, что дало ему множество связей и авторитета среди коллег. Установление взаимоуважительного диалога с одной из наиболее значимых фигур в корейской политике может стать началом развития ещё более выгодных связей с Кореей. Безусловно, господин Чон не является лидером своей державы и не имеет тех полномочий, что Мун Чжэ Ин. Однако, любой глава государства в первую очередь будет прислушиваться не к словам партнёров, а к мнению своего ближайшего окружения. Чем больше, например, будет их лояльность к правительству РФ, тем больше это может повлиять на принятия положительных решений со стороны Сеула в отношении Москвы. Конечно, встреча Сергея Лаврова проходила с министром иностранных дел РК Чон Ый Ёном, а не с Чон Се Гюном, однако это не значит, что данное мероприятие не повлияет на отношение премьер-министра Кореи к РФ. Более того, о «закулисных процессах» публично никто не расскажет, поэтому актуальность выше высказанной причины сохраняется.
Также в рамках вопроса развития связей Москвы и Сеула немалую роль играют действия Вашингтона. 17 марта 2021 года в Сеул прибыли представители внешнеполитического и оборонного ведомств США [5]. Характер американо-корейских переговоров разительно отличался от российско-корейских. В первую очередь стоит отметить различия в целях двух делегаций. Официальные лица Соединённых Штатов с начала и до самого окончания своего визита продвигали «негативную» и «агрессивную» повестку, которая заключалась в двух направлениях - Китай и КНДР. Эти две страны крайне беспокоят Вашингтон, но каждая по-своему. КНР активно развивается как в экономическом, так и в политическом направлениях. Всё больше держав говорят о своём положительном отношении к Пекину. К тому же, не стоит забывать, что Китай крайне успешно противодействует распространению СОУГО-19, что сильно ударяет по имиджу «первые среди первых» США. Также нужно учиты-
вать развернувшуюся торговую войну Вашингтона и Пекина, которая, конечно, официально завершена, однако экономическое соперничество двух «гигантов» нарастает с каждым днём. Китайские товары всё больше вытесняют американскую продукцию на рынках многих стран. Более того, китайские компании способны предоставлять то, чего нет даже на родном рынке Соединённых Штатов. Таковыми являются. Например, лазерные оптоволоконные станки, для производства которых в китайском городе Цзинань есть целая отдельная зона. Руководство РК, в свою очередь, нацелено на развитие как экономических, так и политических связей с Пекином. Что касается КНДР, то вполне очевидным представляется тот факт, что это единственная насущная причина присутствия американских военных сил на территории Восточной Азии. Для Вашингтона крайне важно сохранять враждебный статут Пхеньяна в глазах Токио и Сеула. Такая внешнеполитическая стратегия фундаментально отличается от позиции действующего президента Республики Корея Мун Чжэ Ина, который настаивает на мирном сближении корейского народа, разделённого искусственной границей. В целом, учитывая итоги встречи американских и корейских официальных лиц, переговоры прошли не так успешно, как того хотел Вашингтон. Данный факт даёт значительное преимущество для работы российской делегации, которая прибыла в Сеул с более «положительной» повесткой.
Таким образом, можно заметить, что причин для визита Сергея Лаврова в Республику Корея весьма достаточно. Более того, их все можно объединить в одну - смещение центра международной торговой и политической системы на Восток. Россия частично находится в АТР и на данный момент ставит перед собой задачу закрепления своей позиции в регионе, чтобы занять лидирующие позиции в стремительно меняющейся мировой системе. Для этого, естественно, требуется иметь крепкие связи с державами, которые являются основой практически всей Азии - Китаем, Республикой Корея и Японией. В подтверждение этого тезиса можно привести тот факт, что министр иностранных дел РФ 22-23 марта находился с визитов в китайском городе Гуйлинь, где прошла встреча с главой МИДа Китая - Ван И [6]. Всё это говорит о том, что Москва всё больше и больше стремится к доверительному отношению с Восточной Азией.
Можно бесконечно обсуждать и выдвигать причины встречи глав МИД двух держав, но факт остаётся фактом. Переговоры между Сергеем Лавровым и Чон Ый Ёном состоялись и, как их оценивают некоторые специалисты, увенчались успехом. На мероприятии были затронуты вопросы двустороннего взаимодействия, реализации концепции «Девяти мостов» в развитии Дальнего Востока РФ, а также меры по противодействию распространению СОУГО-19. Министр иностранных дел России высоко оценил усилия корейской стороны по производству российской вакцины «Спутник V».
Помимо всего прочего, на переговорах обсуждался в вопрос ситуации на Корейском полуострове и с КНДР, в частности. В отличии от американских коллег, Сергей Лавров высказал надежду на скорейшее возобновление процессов по мирному сближению корейского народа.
Точкой в данном событии было подписание Плана межмидовских обменов между Россией и Республикой Корея на 2021-2022 года, которое говорит о намерении двух правительств продолжать взаимоуважительный диалог [7]. Также стоит отметить, что обе стороны условились приложить все усилия для проведения рабочего визита президента РФ Владимира Путина в РК [8]. Помимо прочего, в ходе визита состоялось открытие Года взаимных обменов, приуроченного к 30 годовщине установления дипломатических отношений РФ и РК [9].
Резюмируя итоги визита Сергея Лаврова в Республику Корея, можно вывести ряд тезисов. Во-первых, отношения между Москвой и Сеулом находятся на весьма высоком уровне и становятся только лучше. Лояльность со стороны
корейского истеблишмента представляется достаточно очевидной. В особенности это заметно на фоне недавних корейско-американских переговоров. Во-вторых, цели и задачи, а также меры их достижения, России и Кореи не просто схожи, но скорее даже одинаковы, что, безусловно, положительно сказывается на диалоге двух держав. Более того, это говорит о формировании единого центра силы в регионе Восточной Азии.
В целом можно с уверенностью сказать, что переговоры Сергея Лаврова с Чон Ый Ёном, а до этого с Ван И, могут оказать значительное влияние на развитие ситуации в АТР. Если межведомственные встречи основных участников региона будут происходить чаще, а нынешнее положение говорит именно о такой тенденции, целесообразность присутствия вооружённых сил США будет поставлена под сомнение, а Северокорейский вопрос с помощью совместных усилий российской, китайской и корейской сторон удастся решить мирным путём.
Заключение
Итак, визит главы МИД РФ имел целый ряд причин разного характера, среди которых борьба с COVID-19, планирование развития межведомственных встреч двух держав и углубление связей на высшем уровне. На фоне американо-корейских переговоров, которые имели крайне «агрессивный» характер, мероприятие прошла весьма успешно для российской и корейской сторон [10]. Были заключены официальные соглашения и выдвинуты намерения на дальнейшее сотрудничество. Данное мероприятие может оказать влияние не только на дипломатические отношения РФ и РК, но и на ситуацию в АТР в целом.
Список литературы
1. О рабочем визите Министра иностранных дел Российской Федерации С. В. Лаврова в Республику Корея // Министерство иностранных дел Российской Федерации: [сайт]. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/ news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4649448 (дата обращения 26.03.2021). - Текст: электронный.
2. В Южной Корее стартует всеобщая вакцинация // Российская газета: [сайт]. URL: https://rg.ru/2021/02/25/ v-iuzhnoj-koree-startuet-vseobshchaia-vakcinaciia.html (дата обращения 26.03.2021). - Текст: электронный.
3. «Спутник V» предложили использовать для сближения Юга и Севера Кореи // Российская газета: [сайт]. URL: https://rg.ru/2021/02/16/sputnik-v-predlozhili-ispolzovat-dlia-sblizheniia-iuga-i-severa-korei.html (дата обращения 26.03.2021). - Режим доступа свободный.
4. В Южной Корее прошла церемония вступления в должность нового премьер-министра // ТАСС: [сайт]. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/7514409 (дата обращения 26.03.2021). - Текст: электронный.
5. Сеул проявил твердость перед дипломатическим напором США // Российская газета: [сайт]. URL: https:// rg.ru/2021/03/19/seul-proiavil-tverdost-pered-diplomaticheskim-naporom-ssha.html (дата обращения 26.03.2021). -Текст: электронный.
Pudovkin G.I. REASONS AND RESULTS OF THE MEETING OF THE HEADS OF THE MINISTRIES OF FOREIGN AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF KOREA
6. О рабочем визите Министра иностранных дел Российской Федерации С. В. Лаврова в Китайскую Народную Республику Министерство иностранных дел Российской Федерации: [сайт]. URL: https://www.mid.ru/ru/ foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4647946 (дата обращения 26.03.2021). - Текст: электронный.
7. О предстоящем визите Министра иностранных дел России С.В. Лаврова в Республику Корея // Seldon news: [сайт]. URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/247788673 (дата обращения 26.03.2021). - Текст: электронный.
8. Москва и Сеул приложат усилия для проведения визита Путина в Южную Корею // Российская газета: [сайт]. URL: https://rg.ru/2021/03/25/moskva-i-seul-prilozhat-usiliia-dlia-provedeniia-vizita-putina-v-iuzhnuiu-koreiu.html (дата обращения 26.03.2021). - Текст: электронный.
9. Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С. В. Лаврова на церемонии открытия Года взаимных обменов между Российской Федерацией и Республикой Корея, Сеул, 24 марта 2021 года // Министерство иностранных дел Российской Федерации: [сайт]. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/ asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4648842 (дата обращения 26.03.2021). - Текст: электронный.
10. Интервью Министра иностранных дел Российской Федерации С. В. Лаврова СМИ Республики Корея, Москва, 23 марта 2021 года // Министерство иностранных дел Российской Федерации: [сайт]. URL: https:// www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4648117 (дата обращения 26.03.2021). - Текст: электронный.
References
1. O rabochem vizite Ministra inostrannyh del Rossijskoj Federacii S. V. Lavrova v Respubliku Koreja // Mini-sterstvo inostrannyh del Rossijskoj Federacii: [sajt]. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_ publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4649448 (data obrashhenija 26.03.2021). - Tekst: jelektronnyj.
2. V Juzhnoj Koree startuet vseobshhaja vakcinacija // Rossijskaja gazeta: [sajt]. URL: https://rg.ru/2021/02/25/v-iuzhnoj-koree-startuet-vseobshchaia-vakcinaciia.html (data obrashhenija 26.03.2021). - Tekst: jelektronnyj.
3. «Sputnik V» predlozhili ispol'zovat' dlja sblizhenija Juga i Severa Korei // Rossijskaja gazeta: [sajt]. URL: https://rg.ru/2021/02/16/sputnik-v-predlozhili-ispolzovat-dlia-sblizheniia-iuga-i-severa-korei.html (data obrashhenija 26.03.2021). - Rezhim dostupa svobodnyj.
4. V Juzhnoj Koree proshla ceremonija vstuplenija v dolzhnost' novogo prem'er-ministra // TASS: [sajt]. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/7514409 (data obrashhenija 26.03.2021). - Tekst: jelektronnyj.
5. Seul projavil tverdost' pered diplomaticheskim naporom SShA // Rossijskaja gazeta: [sajt]. URL: https:// rg.ru/2021/03/19/seul-proiavil-tverdost-pered-diplomaticheskim-naporom-ssha.html (data obrashhenija 26.03.2021). -Tekst: jelektronnyj.
6. O rabochem vizite Ministra inostrannyh del Rossijskoj Federacii S. V. Lavrova v Kitajskuju Narodnuju Respubliku Ministerstvo inostrannyh del Rossijskoj Federacii: [sajt]. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/ asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4647946 (data obrashhenija 26.03.2021). - Tekst: jelektronnyj.
7. O predstojashhem vizite Ministra inostrannyh del Rossii S.V Lavrova v Respubliku Koreja // Seldon news: [sajt]. URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/247788673 (data obrashhenija 26.03.2021). - Tekst: jelektronnyj.
8. Moskva i Seul prilozhat usilija dlja provedenija vizita Putina v Juzhnuju Koreju // Rossijskaja gazeta: [sajt]. URL: https://rg.ru/2021/03/25/moskva-i-seul-prilozhat-usiliia-dlia-provedeniia-vizita-putina-v-iuzhnuiu-koreiu.html (data obrashhenija 26.03.2021). - Tekst: jelektronnyj.
9. Vystuplenie Ministra inostrannyh del Rossijskoj Federacii S. V. Lavrova na ceremonii otkrytija Goda vza-imnyh obmenov mezhdu Rossijskoj Federaciej i Respublikoj Koreja, Seul, 24 marta 2021 goda // Ministerstvo inostrannyh del Rossijskoj Federacii: [sajt]. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/ content/id/4648842 (data obrashhenija 26.03.2021). - Tekst: jelektronnyj.
10. Interv'ju Ministra inostrannyh del Rossijskoj Federacii S. V. Lavrova SMI Respubliki Koreja, Moskva, 23 marta 2021 goda // Ministerstvo inostrannyh del Rossijskoj Federacii: [sajt]. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/ news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4648117 (data obrashhenija 26.03.2021). - Tekst: jelektronnyj.
Дата поступления / Received 28.03.2021 Дата принятия в печать/Accepted 19.04.2021
© Пудовкин Г.И., 2021 © Pudovkin G.I., 2021