Научная статья на тему 'Российская активность и приоритеты в отношениях со странами Северо-Восточной Азии'

Российская активность и приоритеты в отношениях со странами Северо-Восточной Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
69
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российская активность и приоритеты в отношениях со странами Северо-Восточной Азии»

Российская активность и приоритеты в отношениях со странами Северо-Восточной Азии

Сергей Константинович Песцов,

д.п.н., зав. Отделом международных отношений и проблем безопасности

ЦАТИ ИИАЭ ДВО РАН,

Андрей Борисович Волынчук,

д.п.н., с.н.с. Отдела международных отношений и проблем безопасности

ЦАТИ ИИАЭ ДВО РАН,

Страны Северо-Восточной Азии, не как представители определенного регионального пространства, интересующего РФ, а, чаще, в качестве отдельных международных игроков, достаточно часто выступали контрагентами российской дипломатии в первой половине 2017 года. В определенной мере это является следствием начавшихся в 2015 года перемен в пространственном распределении российской внешнеполитической активности, наглядной иллюстрацией которых стала трансформации рубрикации географических направлений внешней политики РФ в ежегодных обзорах МИД России. В отчете за 2014 год их иерархия выглядела следующим образом: (1) пространство СНГ; (2) Европа; (3) США и Канада; (4) Азиатско-Тихоокеанский регион; (5) Южная Азия; (6) Ближний и Средний Восток и Северная Африка; (7) Африка и (8) Латинская Америка и Карибский бассейн1. В аналогичном документе за 2015 год она заметно трансформировалась и стала выглядеть так: (1) пространство СНГ; (2) Гармонизация интеграционных процессов на евразийском пространстве; (3) Азиатско-Тихоокеанский регион; (4) Южная Азия; (5) Европа; (6) США и Канада; (7) Арктика; (8) Ближний и Средний Восток и Северная Африка; (9) Африка к югу от Сахары и (10) Латинская Америка и Карибский бассейн2.

Вместе с тем, интенсивность официальных дипломатических взаимодействий РФ с каждой из стран СВА в рассматриваемый период имела существенные отличия, одновременно различаясь по тематике обсуждаемых вопросов, содержанию, результатам и практическим последствиям. Общей чертой внешнеполитических взаимодействий между РФ и странами СВА является минимальное число прорывов или продвижений в двусторонних отношениях при

1 Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году. Обзор МИД России. М., 2015 // http://www.mid.ru/activity/review

Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2015 году. Обзор МИД России. М., 2016 // http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2255624

очевидно возрастающем количестве разного рода дипломатических контактов, в том числе и на самом высоком уровне (таблица 1). Кроме того, ряд весьма важных событий, таких как, например, внеочередные выборы президента Республики Корея или резкое обострение ситуации в связи с многочисленными ракетными испытаниями КНДР, российская дипломатия восприняла довольно индифферентно, продемонстрировав относительно сдержанную и даже вялую реакцию. Характерно также, что проблематика достаточно активных взаимодействий с отдельными контрагентами российской дипломатии в СВА, прежде всего Китаем, довольно часто выходила за региональные рамки, касаясь согласования позиций двух сторон по Сирии или вопросов сотрудничества на Евразийском пространстве3. Количественные параметры частоты официальных политических и дипломатических контактов свидетельствуют, во-первых, об очевидно неравномерном распределении внимания и приоритетов РФ в отношении стран СВА и, во-вторых, о довольно индифферентном восприятии руководством России наиболее серьезного кризиса, обострявшегося в течении всего рассматриваемого периода и непосредственным образом влияющего на ситуацию не только в СВА, но и в целом в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Этот кризис связан с продолжающимися ядерными и ракетными испытаниями КНДР и реакцией на них международного сообщества и отдельных региональных игроков.

Таблица 1.

Сравнительное число внешнеполитических контактов на высшем уровне между РФ и государствами Северо-Восточной Азии

Уровень контактов КНР Япония РК КНДР

Президент РФ - главы государств (правительств) 2 1 - -

Президент РФ - члены руководства 5 - 1 -

страны, руководители ведомств, дипломатические представители.

Министерский уровень (руководители и представители дипломатических ведомств 16 13 3 1

Россия - Северная Корея. В течение первой половины 2017 г. имел место

3

См., например: О российско-китайских консультациях по вопросам сирийского урегулирования //http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-

/asset publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2592734; Об участии заместителя Министра иностранных дел России И.В.Моргулова в заседании российско-китайской межведомственной рабочей группы по сопряжению строительства ЕАЭС и ЭПШП // http://www.mid.rU/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2724931

единственный контакт на официальном уровне между двумя странами в форме встречи заместителя министра иностранных дел И. Моргулова с послом КНДР в России Ким Хён Чжуном, состоявшейся в конце января 2017 г. В конце 2016 г. РФ поддержала резолюцию 2321 СБ ООН, принятую в ответ на пятое ядерное испытание КНДР (сентябрь 2016 г.) и вводящую дополнительные международные санкции, которые ограничивают сотрудничество с этой страной в военно-технической, торгово-экономической, финансовой, транспортной и образовательной сферах. Вместе с тем, в Комментарии Департамента информации и печати МИД России в связи с принятием резолюции СБ ООН по КНДР подчеркивалось, что «в резолюции четко сформулированы вводящиеся ограничения» и что «важно не допускать вольных интерпретаций этих мер, чтобы это не приводило к ухудшению гуманитарной ситуации и жизни населения страны, не подрывало не имеющие отношения к запрещенным программам отрасли экономики КНДР»4.

В феврале 2017 г. МИД РФ негативно отреагировал на очередной ракетный пуск, произведенный КНДР, вновь призвав «все заинтересованные стороны проявлять хладнокровие, воздерживаться от действий, ведущих к дальнейшей эскалации напряженности». В соответствующем комментарии МИД России подчеркивалась убежденность «в безальтернативности урегулирования проблем Корейского полуострова, включая ядерную, единственно возможными - политико-дипломатическими - средствами»5. В марте 2017 г. МИД РФ выступил с очередным заявлением по поводу ситуации на Корейском полуострове, осудив как новый ракетный пуск КНДР, так и начавшиеся масштабные совместные учения вооруженных сил США и РК по отработке наступательных операций против Северной Кореи6. Выступая на открытом заседании СБ ООН по ситуации на Корейском полуострове в конце апреля 2017 г. зам. министра иностранных дел РФ Г. Гатилов отметил, что в России хорошо понимают «чувства наших соседей, когда очередная ракета без предупреждения стартует с северокорейской территории, подвергая несоразмерным рискам морские и авиационные перевозки в регионе, а также жизни обычных граждан» и не приемлют такой деятельности КНДР. Вместе с тем, подчеркнул он, «должно быть ясно, что КНДР навряд ли откажется от ядерного оружия, пока будет ощущать прямую угрозу своей безопасности. Ведь

4 Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с принятием резолюции СБ ООН по КНДР // http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/ content/id/2542038

5 Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с ракетным пуском КНДР // http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-

/asset publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2638694

6 Комментарий Департамента информации и печати МИД России о ситуации на Корейском полуострове // http://www.mid.ru/foreign policy/news/-

/asset publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2668115

именно так северокорейцы расценивают регулярные широкомасштабные маневры и учения США и их союзников в регионе, а также направление туда, чему мы являлись свидетелями в этом месяце, американской военно-морской эскадры»7. Международные санкции, по его мнению, «не должны использоваться ни для экономического удушения КНДР, ни для ухудшения гуманитарной обстановки», а единственно возможным способом разрешения кризиса является политическое урегулирование ядерной проблемы Корейского полуострова на основе Совместного заявления участников шестистороннего процесса от 19 сентября 2005

8 и С» и

г . Он также высказался в поддержку предложений по «двойной приостановке» и «параллельному продвижению» КНР, как отправной точки для возобновления переговорного процесса и «субстантивного диалога по ядерной и ракетной проблематике»9.

По мере обострения кризисной ситуации в начале 2017 г. в российских медиа стала появляться информация о некоторых превентивных шагах со стороны РФ в ответ на её возможное неблагоприятное дальнейшее развитие. В конце апреля со ссылкой на председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В. Озерова российские медиа сообщили о приведении РФ в боевую готовность противовоздушных установок на Дальнем Востоке10. Отдельные немногочисленные сообщения, как правило, со ссылкой на зарубежные источники, информировали о начавшемся перемещении российской военной техники на границу с КНДР11. Одновременно с этим появились комментарии экспертов с

анализом возможных последствий для России ракетных запусков КНДР и ударов

12

США по КНДР12. Их выводы в обоих случаях выглядели «оптимистично», констатируя отсутствие опасности для страны и в связи с северокорейскими ракетными пусками, и даже в связи с превентивным ударом по Северной Корее флота США. По словам члена общественного совета Росатома, профессора РАН В. Кузнецова, «радиоактивное облако не достигнет территории России даже при самом неблагоприятном развитии событий». «Даже если рассматривать самый негативный сценарий безрассудного удара США по ядерному центру в Ёнбене, где работает реактор, поставленный Советским Союзом в 50-х годах, и где создаются

7

Выступление заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации Г.М.Гатилова на открытом заседании Совета Безопасности ООН по ситуации на Корейском полуострове // http://www.mid.ru/foreign policy/news/-/asset publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2740121

8 Там же.

9 Об открытом заседании СБ ООН по КНДР // http://www.mid.ru/foreign policy/news/-/asset publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2740183

10 Россия привела в боевую готовность ПВО после ракетного запуска КНДР // http://www.bbc.com/russian/news-39754760

11 СМИ: Россия отправила войска на границу с КНДР // http ://korrespondent. net/world/3 842161 -smy-rossyia-otpravyla-voiska-na-hranytsu-s-kndr

12 В России назвали новый ракетный пуск КНДР неопасным для страны // http://www.interfax.ru/world/563206

ядерные расщепляющиеся материалы, - констатировал он, - то существует угроза радиоактивного загрязнения, в первую очередь, Северной и Южной Кореи, Китая и Японии»13.

В целом, общий подход РФ к ситуации на Корейском полуострове достаточно полно охарактеризовал посол РФ в КНДР А. Мацегора в интервью информагентству «Россия сегодня» в апреле 2017 г.14 Во -первых, комментируя стремление США к смене нынешнего руководства КНДР, он подчеркнул, что «государство и народ вправе выбирать свой собственный путь развития. Нравится кому-то или нет северокорейская политическая система, это нас не должно касаться. Они сами внутри своей страны разберутся, что им надо»15. Во-вторых, уверен он, что нынешнее обострение ситуации связано с ежегодными американскими учениями, которые «в этом году носят особенно провокационный характер. То есть на этот раз они реально отрабатывают план захвата Пхеньяна, уничтожения руководства страны, выход на границу с Россией и Китаем, установление административного управления над провинциями Северной Кореи. Естественно, КНДР нервничает»16. В-третьих, санкции, предпринимаемые международным сообществом для воздействия на руководство КНДР должны, по его мнению, «решать главную задачу, связанную с предотвращением ракетно-ядерных программ, но у нас нет задачи взорвать экономическую ситуацию или вызвать социально-экономический хаос». И если кто-то думает, что «ракетно-ядерная проблему можно решить путем экономического удушения страны и путем изменения политического строя», то нам с ними не по пути. В-третьих, к проблеме экономических санкций, считает А. Мацегора, следует подходить конкретно, поскольку «главным торгово-экономическим партнером Пхеньяна является Китай... и решение, скорее, должен принимать Пекин»17. Россия скрупулезно выполняет санкционные ограничения и в хозяйственных взаимоотношениях с КНДР у нее осталось только два крупных направления - Раджин и корейская рабочая сила - которые нужно сохранять18. Ну и, наконец, в нынешней ситуации, полагает он, нет ничего необычного или чрезмерно угрожающего. «.Я уже 45 лет

и V-/ < Г и

занимаюсь этой страной, - констатировал он, - и все 45 лет каждый год в марте-апреле месяце начинается эскалация ситуации на Корейском полуострове. И каждый раз весь мир с замиранием сердца смотрит, что здесь происходит. И

13

В России назвали последствия удара США по КНДР // https://rg.ru/2017/04/14/v-rossii-nazvali-posledstviia-udara-ssha-po-kndr.html

14 Интервью Посла России в КНДР А.И.Мацегоры информагентству «Россия сегодня», 14 апреля 2017 года //http://www.mid.ru/ru/maps/kp/-

/asset publisher/VJy7Ig5QaAII/content/id/2729503

15 Там же.

16 Там же.

17 Там же.

18

В России, по его словам, работает свыше 32 тысяч корейских рабочих и работодатели очень довольны этой рабочей силой. Там же.

каждый раз ждут, начнется война или нет. Пока она не начиналась. .. .Я думаю, что

19

произойдет то же самое и на этот раз» .

Россия - Южная Корея. Дипломатические контакты РФ с Южной Кореей в первой половине 2017 г. характеризовались довольно ограниченными масштабами и в значительной мере являлись производными от кризисной ситуации на Корейском полуострове. Отчасти снижение активности во взаимоотношениях между двумя странами также было следствием довольно сложной и турбулентной внутренней ситуации в Республике Корея, связанной с внеочередной сменой руководства этой страны.

В марте 2017 г. Россия довольно жестко отреагировала на размещение на территории Южной Кореи американских комплексов противоракетной обороны ТИААБ. «В АТР, где и так сложилась непростая ситуация в сфере безопасности, -отмечалось в комментарии МИД РФ по этому поводу, - появляется новый деструктивный фактор, способный дополнительно осложнить решение ядерной и других проблем Корейского полуострова, спровоцировать в регионе гонку вооружений, в том числе ракетных»20. Одновременно с этим, российские медиа со ссылкой на заместителя главы международного комитета Совета Федерации В. Джабарова сообщили о готовности России ввести санкции против Южной Кореи и Японии в случае возможного появления у них ядерного оружия21.

Следует отметить, что российские медиа лишь информировали свою аудиторию о разразившемся в Южной Корее внутриполитическом кризисе, который привел к смене её руководства, избегая каких-либо комментариев. Сразу

после завершения президентской кампании в РК Президент РФ В. Путин направил

22

поздравительную телеграмму вновь избранному Президенту РК Мун Чжэ Ину . Российские медиа достаточно благожелательно отреагировали на избрание последнего, отмечая, что «в задачи нового президента будет входить проведение политических реформ в стране, решение проблем взаимоотношений с КНДР, урегулирование споров вокруг размещения в Южной Корее американской системы

23

заатмосферного перехвата ракет THAAD» . Новый лидер РК, сообщали они, жестко критиковал предыдущие консервативные правительства за то, что они не сумели помешать Пхеньяну разрабатывать ядерное оружие, и выступает за двухстороннюю политику в отношении КНДР: с одной стороны, поиски диалога,

19 Там же.

20

Комментарий Департамента информации и печати МИД России о начале размещения на территории Республики Корея американских комплексов ПРО //

http://www.mid.rU/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2670833

21Россия может ввести санкции против Японии и Южной Кореи // http://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201703182051-xlgu.htm

22 Поздравление Мун Чжэ Ину с избранием Президентом Южной Кореи // http://kremlin.ru/events/president/news/54475

23 В Южной Корее вступает в должность новый президент // https://ria.ru/world/20170510/1493950028.html

а с другой, сохранение давления и санкций против северных соседей для того, чтобы подтолкнуть их к проведению реформ24.

Мнения российских экспертов по поводу дальнейших перспектив развития

и и и /—^ с»

российско-южнокорейских отношений разделились. С одной стороны, некоторые из них (А. Ланьков) указывают на то, что новое руководство РК стремится к многовекторной политике и проявляет больший интерес к России, о чем, в частности, свидетельствует майский визит в Россию спецпосланника Президента Республики Кореи Сон Ён Гиля25. Однако другие российские эксперты воспринимают эти перспективы довольно сдержанно. «Что касается политических отношений, - прокомментировал ситуацию завсектором общих проблем Тихоокеанского региона ИМЭМО РАН А. Федоровский, - то тут тоже не стоит ждать крупных перемен. Наши проблемы с США и ЕС Южную Корею интересуют мало, к санкциям они присоединились, но сделали это во многом номинально. Американская ПРО в Корее - это скорее головная боль Китая, а не наша, тем более

сейчас этот вопрос повис в воздухе. Поэтому, думаю, кто бы ни пришел к власти

26

после кризиса, наши отношения несильно изменятся» .

Россия - Япония. Во взаимоотношениях Россия - Япония в первой половине 2017 г. активной стороной была Япония. Достаточно высокий уровень двусторонних контактов в основном являлся эхом визита в Японию в декабре 2016 г. Президента РФ В. Путина. Дополнительным стимулом стал визит в Россию в

27

апреле 2017 г. премьер-министра С. Абэ . Оба эти визита в очередной раз продемонстрировали разные взгляды на перспективы двусторонних взаимодействий. Если С. Абэ в ходе совместной пресс-конференции двух лидеров акцентировал внимание на проблеме мирного договора, то В. Путин предпочитал рассуждать о перспективах двустороннего сотрудничества в отраслевом разрезе: в сфере энергетики, в автопроме и агропромышленном секторе. В официальных комментариях по итогам визита также отмечалось, что вызывающее сожаление снижение в 2016 г. товарооборота между двумя странами на 28% было следствием

не только объективных причин, но и «санкционной политики, к которой Япония

28

также присоединилась» .

24

Выборы в Южной Корее: Над югом Корейского полуострова взошла новая Луна //https://eadaily.com/ru/news/2017/05/12/vybory-v-yuzhnoy-koree-nad-yugom-koreyskogo-poluostrova-vzoshla-novaya-luna

25

Эксперт: заявление спецпосланника Южной Кореи о России — не просто слова // https://ria.ru/radio brief/20170523/1494907503.html

26 Иванов Г. «Корейцы испугались, что государство возвращается в прошлое» // http://www.profile.ru/politika/item/112824-korejtsy-ispugalis-chto-gosudarstvo-vozvrashchaetsya-v-proshloe

27

Встреча с Премьер-министром Японии Синдзо Абэ //

http ://kreml in.ru/events/president/news/54388

28

Итоги состоявшегося в декабре 2016 г. официального визита Президента Российской Федерации В.В.Путина в Японию.Заявления для прессы и ответы на вопросы

Некоторая интрига в связи с этим визитом возникла в результате заявления российской стороны о поддержке инициативы налаживания «совместной хозяйственной деятельности на Южных Курилах». «Рассчитываем, - отмечалось в этой связи в официальном заявлении российской стороны для прессы, - что такое сотрудничество будет способствовать созданию благоприятной атмосферы для продолжения переговоров по заключению мирного договора»29. Интрига поддерживалась и в начале 2017 г., благодаря достаточно активным обменом мнениями сторон на министерском уровне. Однако в июне нынешнего года ситуация стала проясняться. Сначала официальный представитель МИД РФ М. Захарова следующим образом изложила позицию РФ по вопросу мирного договора и совместной деятельности России и Японии на Южных Курилах. «Что касается проблемы заключения мирного договора с Японией, - сказала она, - то российская позиция хорошо известна: Южно-Курильские острова являются неотъемлемой частью Российской Федерации. Её суверенитет и юрисдикция над ними не подлежат сомнению». В соответствии с договорённостью, достигнутой в ходе официального визита президента РФ в Японию в декабре 2016 г., в настоящее время стороны ведут диалог относительно возможности налаживания совместной

и и с» т~ч и

хозяйственной деятельности на этой территории. В марте японской стороне был передан сформированный российскими федеральными ведомствами и администрацией Сахалинской области пакет перспективных проектов этой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30

совместной деятельности на Южных Курилах.» . В ходе брифинга для СМИ в марте 2017 г. М. Захарова отметила, что любые совместные проекты, связанные с социально-экономическим развитием южных Курил, с точки зрения России «могут осуществляться только на условиях, не противоречащих российскому законодательству». В этом контексте РФ готова изучать и соответствующие японские предложения31.

Вслед за этим отсутствие самой возможности каких-либо существенных прорывов в ближайшее время в российско-японских отношениях подтвердил Президент РФ В. Путин, отметив, что «мы исходим из того, что совместная работа на островах возможна, и мы к этому относимся так, что мы должны создавать благоприятные условия для решения территориальных проблем. Какую форму

32

приобретут окончательные решения — мы пока не знаем» . Подчеркнув, что «без создания соответствующих условий, которые должны выражаться в повышении

журналистов по итогам российско-японских переговоров // http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/53474

29 Там же.

30

Кошкин А. Россия и Япония: попытки переиграть друг друга не имеют смысла // https://regnum.ru/news/polit/2289310.html

31 Ответ официального представителя МИД России М.В.Захаровой на вопрос СМИ относительно российско-японских консультаций по вопросам налаживания совместной хозяйственной деятельности на южных Курилах // http://www.mid.ru/foreign policv/news/-/asset publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2687736

32 Там же.

обстановки доверия, сделать вообще ничего невозможно», В. Путин традиционно указал на «отягощающие эту проблему вопросы, а именно вопросы обеспечения безопасности», препятствия для решения которых создают «обязательства Японии

33

со своими союзниками» .

К числу некоторых практических позитивных итогов активизации российско-японских контактов можно считать возобновление двусторонних консультаций в формате «два плюс два», продолжением которых стала встреча 20 марта 2017 г.,34 а также разработку мер по упрощению и облегчению процедур посещения Южных Курил японскими гражданами, которые ранее жили на этих островах и обсуждение задачи дальнейшего упрощения общения между гражданами Японии и Российской Федерации в целом, включая возможности безвизового режима между Сахалинской областью и префектурой Хоккайдо35. К этому можно добавить и совместную договоренность о проведении в 2018 г. «перекрёстного года» культуры России и Японии36.

Россия - Китай. Выступая в Государственной Думе в январе с.г., министр иностранных дел РФ С. Лавров высоко оценил уровень взаимодействия между странами и обозначил их развитие на текущий год: «Неизменным остается курс на упрочение российско-китайских отношений и стратегического партнерства, которые мы рассматриваем как образцовые для ответственных крупных держав в XXI веке. Наше внешнеполитическое взаимодействие, в том числе в ООН, утвердилось в качестве важного фактора поддержания глобальной стабильности»37.

Действительно, первая половина 2017 г. продолжила восходящий тренд российско-китайского взаимодействия, что нашло подтверждение в большом количестве внешнеполитических контактов, осуществленных сторонами за последние 6 месяцев (23). Активность встреч во многом объясняется, во-первых, наличием общей обширной повестки, обсуждаемой Россией и Китаем в рамках многостороннего формата ШОС, БРИКС, Форума «Один пояс - один путь». И, во-вторых, подготовкой июльского визита Председателя КНР в Россию. Этот визит -уже третья встреча глав государств за этот год. На саммите ШОС в Астане, Президент РФ анонсировал предстоящую встречу и назвал «визит главы КНР в Россию событием года...» Он добавил, что к предстоящему 3-4 июля визиту в Москву Си Цзиньпина готовится пакет документов, в том числе план действий по

33 Там же.

34 Первая российско-японская встреча в формате «два плюс два» была проведена в 2013 году.

35 Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В. Лаврова в ходе пресс-конференции по итогам российско-японских консультаций в формате «два плюс два», Токио, 20 марта 2017 года // http://www.mid.ru/foreign policv/news/-/asset publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2697887

36 В 2018 году Россия и Япония проведут Год культурных обменов // http://www.newsvl.rU/far_east/2017/04/30/158813/#ixzz4ko3PMem9

37 Лавров назвал отношения России и Китая образцовыми. РИА Новости https://ria.ru/politics/20170125/1486433302.html

реализации стратегических инициатив38. Возможно - это новое оформление идеи сопряжении евразийских интеграционных проектов ЕАЭС и «Один пояс - Один

39

путь» .

Несмотря на обсуждение во всех проведенных встречах проблем безопасности, угроз и рисков, создается стойкое впечатление, что подавляющая часть внешнеполитических усилий двух стран больше перемещена в сферу торгово-экономических отношений. Причем, это практически не касается регионального (СВА) аспекта экономического сотрудничества, а имеет отчетливую «евразийскую направленность».

Что же касается негативной реакции Москвы и Пекина на острые моменты корейского кризиса - ядерная/ракетная программы КНДР и размещение элементов американской системы ПРО в Южной Кореи, - то критическая оценка действий Пхеньяна сохраняется, хотя и добавляется рядом оговорок. Так совместная позиция России и Китая по корейскому кризису была озвучена министрами иностранных дел РФ и КНР, по результатам переговоров в Москве. Россия и Китай выступают за меры, которые препятствовали бы ядерной программе КНДР, но не перекрывали бы возможность политического урегулирования ядерной проблемы Корейского полуострова. С. Лавров отметил, что «мы выступаем за принятие таких мер, которые, с одной стороны, препятствовали бы дальнейшему развитию северокорейских ракетно-ядерных программ, но в то же время не вели бы к нарастанию напряженности в регионе, не перекрывали бы возможность политико-дипломатического урегулирования ядерной проблемы Корейского полуострова. Россия и Китай твердо выступают за полную денуклеаризацию этого полуострова». Кроме того, Россия и Китай выразили несогласие с размещением элементов американской ПРО в Южной Корее. Позже позиция министров иностранных дел была подтверждена лидерами стран на двусторонней встречи, проведенной в рамках саммита ШОС40.

Еще одним важным событием российско-китайских отношений стало предложение (7 июня 2017 г.), сделанное министром обороны РФ С. Шойгу в ходе двусторонней встречи с главой военного ведомства КНР Чан Ваньцюанем. Сергей Шойгу предложил подписать дорожную карту развития военного сотрудничества между Россией и Китаем на 2017-2020 гг. как ответ на рост глобальных и

38 Путин назвал предстоящий визит главы КНР в Россию событием года. РИА Новости

https://ria.ru/politics/20170608/1496111602.html

39Встреча с Министром иностранных дел Китая Ван И.

http://www.kremlin.ru/ events / president/ news/54576

40 Лавров рассказал о работе России и Китая по ситуации вокруг КНДР. РИА Новости https://ria.ru/world/20170526/1495159731.html

региональных вызовов безопасности обеих стран41.

О содержании дорожной карты практически ничего неизвестно. Однако со слов министра обороны КНР генерал-полковника Чан Ваньцюаня «в текущем году нами планируется провести очень большие, огромные, важные мероприятия». Вероятно, дорожная карта оборонных министерств двух стран содержит не только план-график совместных военных учений. По мнению ведущего научного сотрудника Института Дальнего Востока РАН Василия Кашина возможно, что в этой дорожной карте прописаны общие шаги относительно северокорейской

42

ракетно-ядерной программы42.

Таким образом, исходя из сформировавшихся в первой половине 2017 г. трендов внешнеполитической деятельности Москвы в СВА, можно предположить, что Россия сохранит существующие подходы к региону, из чего следует, что Северо-Восточная Азия ,как и прежде, останется на периферии внешнеполитических интересов Кремля.

В отношении ядерно-ракетной программы КНДР Россия будет придерживаться критической линии, но при этом отстаивать способ политического решения проблемы в рамках шестистороннего переговорного процесса.

На южнокорейском направлении ближайшее время будет выдерживаться пауза, которая позволит выработать стратегию Москвы в отношении Сеула отталкиваясь от первичных результатов нового руководства РК. Заявленная многовекторность внешней политики нового президента Мун Чже Ина создает в этом направлении хорошие перспективы. Что касается размещенной в стране американской ПРО, то Россия, конечно же, против, однако не имеет реальных инструментов решения этого вопроса. Поэтому, в большей степени, это проблема нового президента Республики Корея и Китая, для которого система ПРО представляет наибольшую угрозу.

Японский вектор внешней политики на этот период, скорее всего, достиг своего апогея и далее будет только понижаться. Каждая из сторон не меняет свои взгляды на территориальную проблему, что делает невозможным появление каких либо прорывных решений. При этом заявленное совместное освоение Южных Курил представляется проблематичным из-за несоответствия подходов сторон к определению юрисдикции перспективных хозяйственных проектов.

Российско-китайские отношения будут развиваться по широкому кругу проблем. Однако приоритетом взаимодействия станут вопросы усиления торгово-экономического сотрудничества между странами в рамках сопряжения евразийских проектов ЕАЭС и «Пояс - Путь». В политической сфере сотрудничество Москвы и

41 Эксклюзивное партнерство: почему Шойгу предложил КНР «дорожную карту» сотрудничества. https://riafan.ru/808449-eksklyuzivnoe-partnerstvo-pochemu-shoigu-predlozhil-knr-dorozhnuyu-kartu-sotrudnichestva

42 Противовес НАТО: чему научат друг друга российские и китайские военные. РИА Новости https://ria.ru/defense safety/20170607/1496029828.html

Пекина будет реализовываться в координирование своих позиций на площадках ООН, при обсуждении острых вопросов мировой политики, в частности сирийского кризиса. Также, при ухудшении ситуации на Корейском полуострове возможно усиление совместной позиции по размещению американской ПРО в РК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.