Научная статья на тему 'Договор, испытанный временем'

Договор, испытанный временем Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
962
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Ключевые слова
ядерное нераспространение / ядерное разоружение / Договор о запрещении ядерного оружия / Обзорная конференция-2020 / nuclear non-proliferation / nuclear disarmament / Treaty on the Prohibition of Nuclear Weapons / NPT Review Conference-2020

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Михаил Николаевич Лысенко

В статье раскрыто значение Договора о нераспространении ядерного оружия, заложившего фундамент глобальной стратегической стабильности. Несмотря на ключевую роль в обеспечении ядерной безопасности в мире, Договор подвергается критике на регулярных Обзорных конференциях (ОК). Автор разбирает доводы критиков и высказывает рекомендации о перспективах укрепления режима ядерного нераспространения в преддверии очередной ОК в 2020 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Time-tested Treaty

The article discloses the significance of the Treaty on the Non-Proliferation of Nuclear Weapons, which has laid the foundation for global strategic stability. Despite the key role in ensuring nuclear security in the world, the Treaty has been criticized at its regular Review Conferences. The author analyzes the arguments of the critics and makes recommendations on the prospects for strengthening the nuclear nonproliferation regime on the eve of the next Review Conference in 2020.

Текст научной работы на тему «Договор, испытанный временем»

УДК 341 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2018-10088

ДОГОВОР, ИСПЫТАННЫЙ ВРЕМЕНЕМ

К 50-летию Договора о нераспространении ядерного оружия

Михаил Николаевич ЛЫСЕНКО, доцент кафедры международного права Московского государственного института международных отношений (Университет) МИД России, кандидат юридических наук (В 2001 — 2004 гг. — директор Департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД России)

E-mail: mikelys @mail.ru

Научная специальность: 12.00.10 — международное право; европейское право

Аннотация. В статье раскрыто значение Договора о нераспространении ядерного оружия, заложившего фундамент глобальной стратегической стабильности. Несмотря на ключевую роль в обеспечении ядерной безопасности в мире, Договор подвергается критике на регулярных Обзорных конференциях (ОК). Автор разбирает доводы критиков и высказывает рекомендации о перспективах укрепления режима ядерного нераспространения в преддверии очередной ОК в 2020 году.

Ключевые слова: ядерное нераспространение, ядерное разоружение, Договор о запрещении ядерного оружия, Обзорная конференция-2020.

Annotation. The article discloses the significance of the Treaty on the Non-Proliferation of Nuclear Weapons, which has laid the foundation for global strategic stability. Despite the key role in ensuring nuclear security in the world, the Treaty has been criticized at its regular Review Conferences. The author analyzes the arguments of the critics and makes recommendations on the prospects for strengthening the nuclear non-proliferation regime on the eve of the next Review Conference in 2020.

Keywords: nuclear non-proliferation, nuclear disarmament, Treaty on the Prohibition of Nuclear Weapons, NPT Review Conference-2020.

Полвека назад, 1 июля 1968 г., в столицах трех государств — депозитариев Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) — Москве, Лондоне и Вашингтоне — этот исторический Договор был открыт для подписания. Договор уникален. Он объединяет практически все страны мира — 191. Исключения составляют отказывающиеся присоединиться к Договору де-факто обладатели ядерного оружия Индия и Пакистан, а также Израиль, который не подтверждает, но и не опровергает наличия у себя ядерного оружия. КНДР, на

счету которой шесть ядерных испытаний, заявила в 2003 г. о выходе из ДНЯО, однако без соблюдения предусмотренных Договором процедур. Новое государство Южный Судан еще не успело присоединиться к Договору1.

Главное в том, что ДНЯО стал «несущей опорой современной системы международной безо-пасности»2. Бывшие заместитель Генсекретаря ООН Дж. Дханапала и глава офиса МАГАТЭ Т. Рауф назвали ДНЯО «выдающимся многосторонним договором по контролю над ядерными вооружениями»3.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018

Подтверждением важнейшей роли ДНЯО для миропорядка стало Совместное заявление министров иностранных дел государств — депозитариев ДНЯО — России, Великобритании и США от 28 июня 2018 г. Несмотря на зашкаливающую международную напряженность, министры смогли прийти к единству в оценке ДНЯО. Они отметили его «неоценимый вклад в обеспечение международной безопасности» и указали, что «ДНЯО заложил необходимую основу для международных усилий по предотвращению угрозы глобального распространения ядерного оружия»4.

Договор интегрировал в едином балансе три взаимосвязанные опоры: ядерное нераспространение под строгим контролем в виде системы гарантий непереключения мирной атомной деятельности на военную; содействие мирному атому; ядерное, а также всеобщее и полное разоружение.

Между тем Договор, а точнее механизм его реализации, вызывает серьезные политические дискуссии. Они приобретают особую остроту в ходе созываемых раз в пять лет Обзорных конференций. Сейчас идет подготовка к десятой Обзорной конференции ДНЯО в 2020 г. (ОК-2020).

В чем же дело? Рассмотрим основные доводы критиков, реальное положение дел и перспективы укрепления режима ядерного нераспространения.

1. Критики утверждают, что ДНЯО не смог сдержать ядерное нераспространение и не эффективен.

В противовес этим утверждениям следует указать, что продолжающаяся дипломатическая работа по обузданию распространения ядерного оружия на основе «страховочной сетки» ДНЯО дает свои плоды.

На ОК в 1995 г. удалось добиться бессрочного продления Договора (изначально он был заключен на 25 лет).

На сегодня, сверх пяти ядерных держав, как они были определены в ДНЯО (СССР (ныне Россия), Великобритания, Китай, США, Франция), ядерное оружие смогли создать еще четыре страны (Индия, Пакистан, Израиль и КНДР). Причины этого не в «несовершенстве» ДНЯО, а в повышенной нестабильности в соответствующих регионах. В то же время, по экспертным оценкам, не будь ДНЯО, ядерным оружием могли бы обзавестись 40—50 государств5. В разные годы создать ядерное оружие пытались ЮАР,

Аргентина, Бразилия и другие страны. Все эти военные программы были свернуты.

На основе буквы ДНЯО была осуществлена такая беспрецедентная по масштабам и историческому значению акция, как вывод ядерного оружия «советского наследия» из Казахстана, Украины и Белоруссии (более 3000 ядерных боезарядов стратегических наступательных воору-жений)6. Эти три страны присоединились к ДНЯО в качестве неядерных государств. В свете политики нынешних властей в Киеве значение «денуклеаризации» Украины в комментариях не нуждается.

Ядерному нераспространению реально способствует такой созданный на базе ДНЯО договорно-правовой инструмент, как зоны, свободные от ядерного оружия (ЗСЯО). Они распространяются на Антарктику; космическое пространство и небесные тела; дно морей и океанов и его недра; Латинскую Америку; Южную часть Тихого океана; Юго-Восточную Азию; Африку; Центральную Азию. Вместе с тем не удается создать зону, свободную от ядерного и других видов оружия массового уничтожения на Ближнем Востоке. Россия продолжает дипломатические усилия на этот счет с акцентом на поиск консенсуса. Пока такой консенсус не просматривается в свете новой вспышки противостояния на Ближнем Востоке. Очевидно, эта тема станет одной из наиболее острых на ОК-2020.

Предполагалось, что реальным стопором на пути ядерного распространения станет подписанный в 1996 г. Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Без ядерных испытаний потенциальные «претенденты» лишаются стимула к обзаведению таким оружием, а державы-обладатели не могут осуществлять принципиально новую модернизацию своих ядерных арсеналов. Договор подписали 183 государства, но в силу он вступить не может без участия Индии, Пакистана и КНДР (Договор не подписали), а также США, КНР, Израиля, Ирана, Египта (Договор не ратифицировали). Серьезный удар по Договору наносят действия США, отказывающихся от ратификации и создающих у себя условия для возобновления натурных испытаний. Вокруг Договора сохраняется тупиковая ситуация. Тем не менее Президент России В.В. Путин неоднократно отмечал, что Россия рассматривает обеспечение вступления ДВЗЯИ в силу в качестве приоритетной задачи7.

2. Утверждается, что ДНЯО не позволяет вскрыть тайную деятельность по созданию ядерного оружия.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018

В качестве контраргумента укажем, что по условиям статьи III ДНЯО неядерные государства обязались заключить с МАГАТЭ соглашения о гарантиях, т.е. о контроле МАГАТЭ в отношении их мирной ядерной деятельности. В 1997 г. был принят типовой Дополнительный протокол (ДП) к соглашениям о гарантиях. Он устанавливает еще более интрузивные меры контроля: доступ инспекторов МАГАТЭ ко всем этапам ядерного топливного цикла неядерных государств, проведение инспекций с краткосрочным уведомлением и отбор проб окружающей среды там, где инспекторы сочтут это необходимым.

Как результат, ДП позволяет гарантированно определить, соблюдает ли государство свои обязательства по ДНЯО. В случае несоблюдения незаконная ядерная деятельность выявляется на самых ранних этапах. Если проверяемое государство отказывается исправить ситуацию, МАГАТЭ передает вопрос в СБ ООН для принятия мер в соответствии с Уставом ООН, в том числе принудительных. Вызывает, однако, беспокойство, что ДП ратифицировали лишь 129 го-сударств8. Россия призывает всех своих партнеров по сотрудничеству в мирном атоме присоединиться к ДП, если они этого не сделали.

3. Утверждается, что ДНЯО не предотвратил региональные кризисы вокруг ядерных программ отдельных государств.

Как показывает опыт, такие кризисы могут и должны решаться через переговорные механизмы с опорой на ДНЯО и с привлечением МАГАТЭ. Убедительный пример —договоренность по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы. В 2015 г. по итогам переговоров Великобритании, Германии, Китая, России, США, Франции и ЕС с Ираном был принят Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)9, регулирующий процедуру снятия с Ирана санкций и возобновление сотрудничества в обмен на полную транспарентность иранской ядерной программы.

СВПД базируется на ДНЯО, Соглашении о гарантиях МАГАТЭ и дорожной карте, подписанной Тегераном с МАГАТЭ. Гендиректор МАГАТЭ многократно подтверждал, что Иран выполняет свои обязательства по СВПД. Сейчас СВПД подвергается проверке на прочность в связи с односторонним выходом США из этой договоренности.

Еще одним подтверждением примата переговоров в противовес конфронтации является налаживание межкорейского диалога и контак-

тов с США в целях разрешения проблем на Корейском полуострове. Если эти усилия дадут результат и приведут к деэскалации, то окажутся востребованными конкретные предложения, изложенные в Совместном заявлении МИД России и МИД КНР от 4 июля 2017 г., предусматривающие комплексный подход к урегулированию, включая безъядерный статус Корейского полу-острова10.

4. Утверждается, что ядерные страны блокируют ядерное разоружение, не желая присоединиться к новому Договору о запрещении ядерного оружия.

Напомним, что согласно статье VI ДНЯО все его участники обязались вести переговоры по прекращению гонки ядерных вооружений и ядерному разоружению, а также о договоре о всеобщем и полном разоружении11. Внимательное прочтение этой статьи показывает, что перед нами комплексная формула. Речь идет о двух треках переговоров:

1) о ядерном разоружении, а также

2) о всеобщем и полном разоружении.

Переговоры по второму треку обязаны вести

все участники Договора, как ядерные, так и неядерные.

По первому треку Россия на основе двусторонних соглашений с США и в одностороннем порядке за последние тридцать лет сократила свой ядерный потенциал на 85 процентов12. Что же касается предусмотренных ДНЯО переговоров о «договоре о всеобщем и полном разоружении», то они, как известно, даже не начинались.

Между тем, умышленно забегая вперед, игнорируя букву ДНЯО и военно-стратегические реалии, группа неядерных государств представила на подписание в рамках ООН Договор о запрещении ядерного оружия13. Парадокс заключается в том, что запрещать ядерное оружие взялись государства, им не обладающие. В то же время от участия в Договоре устранились все девять государств — де-юре и де-факто обладателей ядерного оружия; все члены НАТО; большинство других союзников США. Без участия ключевых субъектов ab initio Договор стал несостоятельным и нежизнеспособным.

По оценке С.В. Лаврова, «полная ликвидация ядерного оружия возможна только в контексте всеобщего и полного разоружения при условии обеспечения равной и неделимой безопасности для всех... Представленный договор далек от этих принципов, игнорирует необходимость учитывать все факторы, влияющие на стратегическую стабильность, и может оказать дестаби-

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018

лизирующее воздействие на режим нераспространения»14.

Подводя итог, отметим, что в целом ДНЯО испытание временем выдержал. Требуется его дальнейшая поддержка. При этом нельзя не согласиться с оценкой, изложенной в вышеупомянутом Заявлении трех министров иностранных дел — депозитариев ДНЯО: «Успех ДНЯО не был предопределен, и его успех в будущем также не гарантирован. Он зависит от наших согласованных и последовательных усилий по выполнению Договора, содействию его универсализации, обеспечению действенности гарантий, а также реагированию на существ.

В целях дальнейшего укрепления режима ядерного нераспространения и в порядке подготовки к ОК-20202 представляется целесообразным предпринять следующее.

■ Активнее использовать потенциал встреч представителей «ядерной пятерки». В условиях, когда США уклоняются от регулярных предметных переговоров с Россией, «ядерная пятерка» остается единственной площадкой, где можно конкретно поднимать военно-политические вопросы. Предложить создать в рамках «пятерки» постоянно действующий механизм консультаций по стратегической стабильности. Выработать единую позицию «пятерки» по новому Договору о запрещении ядерного оружия. Здесь важно не столько вновь аргументировать его правовую и политическую ущербность, сколько сформулировать конструктивную альтернативу к ОК-2020.

■ Расширить предмет инициированного Россией проекта международной конвенции по борьбе с актами химического и биологического терроризма, добавив радиологический терроризм (акты применения «грязной бомбы» с использованием радиоактивных материалов или источников).

■ Шире подключать российское научное сообщество к тематике ядерного нераспространения. Полезной оказалась бы приуроченная к ОК-2020 научная конференция по выработке оптимальной линии на этом форуме.

Библиографический список

Источники

1. Договор о нераспространении ядерного оружия // URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/npt.shtml

2. Выступление и ответы на вопросы Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова на Московской конференции по нераспространению. Москва, 20 октября 2017 г. // URL: http://www.mid.ru/ru/press_service/mini-ster_ speeches/-/asset_publisher/OvQR5KJWVmR/ content/id/2913751

3. Выступление заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации С.А. Ряб-кова на Конференции, приуроченной к 50-летию открытия для подписания ДНЯО. Москва, 14 июня 2018 г. // URL: http://www.mid.ru/web/ guest/foreign_policy/news/-/asset_publisher/ cKNonkJE02Bw/content/id/3259080 2913751

4. Заявление Президента России по случаю 25-летия открытия для подписания ДВЗЯИ. 11 апреля 2016 г. // URL: http://kremlin.ru/events/ president/letters/51695

5. Совместный всеобъемлющий план действий. Вена, 14 июля 2015 г. // URL: http:// www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_ publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/1595858

6. Совместное заявление министров иностранных дел государств — депозитариев Договора о нераспространении ядерного оружия. 28 июня 2018 г. // URL: http://www.mid.ru/web/ guest/maps/us/-/asset_publisher/unVXBbj4Z6e8/ content/id/3280366

7. Совместное заявление МИД России и МИД КНР по проблемам Корейского полуострова. 4 июля 2017 г. // Url: http://www.mid.ru/ foreign_policy/news/-/asset_publisher/ cKNonkJE02Bw/content/id/2807662

8. Treaty on the Prohibition of Nuclear Weapons // Url: http://www.icanw.org/treaty-on-the-prohibi-tion-of-nuclear-weapons

Научная литература

9. Лысенко М.Н. Вопросы нераспространения в современном мире // Международная жизнь. 2002. № 8.

10. Dhanapala Jayantha, Rauf Tariq. Reflections on the Treaty on the Non-proliferation of Nuclear Weapons: Review conferences and the future of the NPT. Stockholm: SIPRI. April 2017. 289 p.

1 United Nations Office for Disarmament Affairs (UNODA). Treaty on the Non-Proliferation of Nuclear Weapons. StatusoftheTreaty / Офиц. сайт Управления ООН по вопросам разоружения // URL: http://disarmament.un.org/ treaties/t/npt (Дата обращения: 10.07.2018)

2 Выступление и ответы на вопросы Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова на Московской конференции по нераспространению. Мос-

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018

ква, 20 октября 2017 г. / Офиц. сайт МИД России // URL: http://www.mid.ru/ru/press_service/minister_ speeches/-/asset_publisher/7OvQR5KJWVmR/content/id/ 2913751 (Дата обращения: 10.07.2018)

3 Dhanapala Jayantha, Rauf Tariq. Reflections on the Treaty on the Non-proliferation of Nuclear Weapons: Review conferences and the future of the NPT. Stockholm: SIPRI. April 2017. Р. 9.

4 Совместное заявление министров иностранных дел государств — депозитариев Договора о нераспространении ядерного оружия, 28 июня 2018 г. / Офиц. сайт МИД России // URL: http://www.mid.ru/web/guest/ maps/us/-/asset_publisher/unVXBbj4Z6e8/content/id/ 3280366 (Дата обращения: 10.07.2018)

5 См.: Лысенко М.Н. Вопросы нераспространения в современном мире // Международная жизнь. 2002. № 8. С. 66;

Выступление заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации С.А. Рябкова на Конференции, приуроченной к 50-летию открытия для подписания ДНЯО. Москва, 14 июня 2018 г. / Офиц. сайт МИД России // URL: http://www.mid.ru/web/guest/foreign_policy/ news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/ 3259080 2913751 (Дата обращения: 10.07.2018)

6 В отказе от ядерного оружия Беларусь, Казахстан и Украина видят только позитив / Новости ООН. 11 октября 2013 г. // URL: https://news.un.org/ru/audio/2013/ 10/1019991 (Дата обращения: 10.07.2018)

7 Заявление Президента России по случаю 25-летия открытия для подписания Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. 11 апреля 2016 г. / Офиц. сайт Президента России // URL: http:// kremlin.ru/events/president/letters/51695 (Дата обращения: 10.07.2018)

8 Additional Protocol / Офиц. сайт МАГАТЭ // URL: https://www.iaea.org/topics/additional-protocol (Дата обращения: 10.07.2018)

9 Совместный всеобъемлющий план действий. Вена, 14 июля 2015 г. / Офиц. сайт МИД России // URL: http:// www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/ cKNonkJE02Bw/content/id/1595858 (Дата обращения: 10.07.2018)

10 Совместное заявление Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства иностранных дел Китайской Народной Республики по проблемам Корейского полуострова от 4 июля 2017 г. / Офиц. сайт МИД России // http://www.mid.ru/foreign_policy/news/ -/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2807662 (Дата обращения: 10.07.2018)

11 Договор о нераспространении ядерного оружия // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/npt.shtml (Дата обращения: 10.07.2018)

12 Выступление заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации С.А. Рябкова на Конференции, приуроченной к 50-летию открытия для подписания ДНЯО, Москва. 14 июня 2018 г. ...

13 Treaty on the Prohibition of Nuclear Weapons // Url: http:/ /www.icanw.org/treaty-on-the-prohibition-of-nuclear-weapons/ (Дата обращения: 10.07.2018)

14 Выступление и ответы на вопросы Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова на Московской конференции по нераспространению.

15 Совместное заявление министров иностранных дел государств-депозитариев Договора о нераспространении ядерного оружия.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.