DOI: 10.31249/rsm/2018.03.06
С.А. Бокерия, И. Пеич
РОССИЯ И СЕРБИЯ: ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Аннотация. В статье рассматривается роль Сербии в системе внешнеполитических приоритетов РФ. Выявлено, что российско-сербские отношения активизировались со второй половины первого десятилетия ХХ в. и в настоящее время их можно охарактеризовать как отношения качественные и содержательные, с высоким потенциалом дальнейшего развития.
Ключевые слова: Сербия, Россия, Балканы, международные отношения, внешняя политика, Косово, НАТО.
Бокерия Светлана Александрова - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов, Москва. E-mail: bokeriya.svetlana@mail.ru
Пеич Индиана - аспирант кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов, Москва. E-mail: indiana.pejic@mail.ru
SA. Bokeriya, I. Pejic. Russia and Serbia: Ways of Interaction
Abstract. The article focuses on the place of Serbia in the current Russia's foreign policy. The authors show that the Russian-Serbian relations intensified in the second half of the first decade of the twenty-first century, and now they can be described as very positive and friendly, with the prospect of successful cooperation.
Keywords: Serbia, Russia, Balkans, international relations, foreign policy, Kosovo, NATO.
Bokeriya Svetlana Aleksandrovna - PhD in Law, Associate Professor, Peoples' Friendship University of Russia. E-mail: bokeriya.svetlana@mail.ru
Pejic Indiana - postgraduate student, Peoples' Friendship University of Russia. E-mail: indiana.pejic@mail.ru
На Балканах Россия воспринимается как великая держава, защитница и опора Сербии. Отношения между Сербией и Россией никогда не были сугубо политическими или экономическими, история сотрудничества двух государств складывалась под влиянием различных обстоятельств, но даже периоды охлаждения отношений никогда не были связаны с враждой между странами. По мнению сербского ученого С. Джукича, такую связь и отношения Сербия не имеет ни с какой-либо другой страной или народом [22, с. 31].
В предлагаемом исследовании рассматривается внешнеполитический курс современной России и Сербии в системе внешнеполитических приоритетов РФ.
На основе анализа документов авторы исследовали количество упоминаний Сербии и региона Балканы в четырех Концепциях внешней политики РФ, определили главную повестку дня двусторонних встреч на высшем уровне и основные направления сотрудничества между двумя государствами.
Для уточнения структуры взаимодействия между странами применены методы контент-, ивент- и количественного анализов. Авторы прибегают к контент-анализу с целью выявить содержание и объективные тенденции сербско-российских отношений. Ивент-анализ позволил систематизировать встречи на высшем уровне по следующим параметрам: дата, место, участники, особенности встреч. С помощью количественного метода произведен подсчет двусторонних визитов и встреч на высшем уровне. Сравнительный метод дал авторам возможность сопоставить точки зрения различных экспертов. В статье представлены позиции экспертов по вопросам как развития отношений Россия - Сербия, так и регионального сотрудничества.
Место Сербии в концепциях внешней политики РФ
Россия всегда отстаивала свой приоритет на Балканском полуострове, чтобы не потерять своих союзников в Европе, один из которых Сербия. Балканы - единственный регион, где внешняя политика России опирается на этнорелигиозный фактор, и «Сербия традиционно рассматривается в качестве центральной страны западных Балкан» [18, с. 495]. По словам российского политолога Е. Пономаревой, именно наличие стратегических партнеров в регионах мира, в частности на Балканах, будет определять в перспективе позицию России в мировой политике и экономике [19].
После распада Советского Союза концептуальные документы в РФ появились не сразу, поэтому определенные политические сегменты формировались спонтанно, иногда с неожиданными поворотами. Россия, по мнению новых политиков, которые называли себя демократами, стремилась стать частью Европы и отказалась от «неевропейской» политики прошлого [5]. Однако даже в 90-е годы прошлого века, когда присутствие России на Балканах
было очень ограничено, активно велись внутренние дебаты о более тесном вовлечении России в спектр интересов Сербии.
Внешняя политика для России в течение последнего десятилетия стала сильным импульсом стабилизации и восстановления внутреннего суверенитета. В отличие от десятилетия правления Б. Ельцина, Россия больше не объект влияния западных стран, а актор международных отношений, который возвращается на мировую арену в качестве активного регионального игрока. РФ интенсифицирует перспективы сотрудничества с другими странами, а также пытается противостоять западной экспансии. Поворотным моментом можно назвать известную мюнхенскую речь Президента РФ В. Путина в 2007 г., когда Россия объявила о решительных действиях на международной арене [4]. Как часть этого стратегического возвращения Россия вновь проявила интерес к Балканам, региону, где традиционно, и особенно в Сербии, имела устойчивые позиции.
В Концепции внешней политики РФ 2000 г., первом стратегическом документе внешней политики, созданном при В. Путине, бывшая Союзная Республика Югославия и Балканы упоминаются только в одном пункте, в контексте отношений с Европейским союзом и отдельными странами Европы, также подчеркивается приверженность России территориальной целостности Союзной Республики Югославии, распад которой может привести к общебалканскому конфликту [16]. Недопущение распада Союзной Республики Югославии становится одним из приоритетов этой Концепции, а проблема Косова выступает как наиболее важная на Балканах.
В официальной Концепции российской внешней политики, которая была опубликована в 2008 г., нет упоминаний Сербии, нет никаких конкретных ссылок на проблему Косова, и сам термин Балканы в связке с Сербией отсутствует. Этот регион упоминается лишь в контексте стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы [15].
Концепция внешней политики РФ 2013 г. определяет важность стратегического значения Балканского региона для России, в том числе как крупнейшего транспортного и инфраструктурного узла, через который осуществляется доставка нефти и газа в страны Европы [13]. Как и в 2008 г., в 2013 г. отмечается, что одной из целей внешней политики РФ является разработка всестороннего, прагматичного и равноправного сотрудничества со странами Юго-Восточной Европы, в том числе и с Сербией. Проблема Косова не отражается в данной Концепции, хотя документ и указывает на важность соблюдения международного права и подчеркивает авторитет ООН в международных отношениях.
Политика России по отношению к проблеме Косова в период правления В. Путина выстроена на основе приоритета территориальной целостности Сербии. 94
В Концепции внешней политики 2016 г. отсутствует упоминание как Сербии, так и Балкан, несмотря на то что одной из своих задач эта Концепция определяет развитие культурных и гуманитарных связей славянских народов на межгосударственном уровне [14]. Эта Концепция также говорит о том, что РФ с уважением относится к тем европейским странам, которые придерживаются нейтралитета и не вступают в военные альянсы и готова к конструктивному многоплановому сотрудничеству с этими государствами.
Таким образом, в четырех последних концепциях внешней политики РФ ни разу не упоминается слово «Сербия», и ни одна из перечисленных концепций не называет Западные Балканы приоритетным регионом для России. Однако Западные Балканы занимают особое место во внешней политике РФ, а отношения России и Сербии характеризуют активное двустороннее взаимодействие по широкой повестке. Причин этого несколько: во-первых, Балканы являются территорией продолжающегося соперничества между Россией и другими глобальными и региональными субъектами (США и ЕС), стратегический интерес России связан с сохранением территориального единства Сербии. Во-вторых, Балканы - ключевой регион с точки зрения контроля над маршрутами поставок энергоресурсов, ведущими в Европу, и с позиции укрепления доминирующего положения России в европейском энергетическом секторе.
Двусторонние встречи на высшем уровне
(2012-2017)
Россия и Сербия регулярно проводят двусторонние встречи на высшем уровне. Примечательно, что «частота и интенсивность официальных встреч на высшем уровне, как правило, являются хорошим показателем уровня отношений двух стран» [17, с. 92]. На основе анализа данных сайтов президентов Сербии и России и МИД Сербии и России авторами были подсчитаны двусторонние встречи на высшем уровне с 2012 по 2017 г. Всего за шесть лет состоялось 19 встреч представителей российского руководства с руководством Республики Сербии.
Если с 2012 по 2016 г. такие встречи проходили 2-3 раза в год, то в 2017 г. состоялось уже шесть встреч. Иными словами, в последнее время российско-сербское взаимодействие активизировалось.
Главные составляющие сотрудничества - торгово-экономические отношения. Активно ведется политический диалог между двумя странами, о чем свидетельствует значительное число визитов и встреч на высшем уровне. Россия поддерживает позицию Сербии по вопросу Косова и настаивает на политическом урегулировании конфликта.
Важным этапом в истории отношений между Россией и Сербией стало подписание в 2013 г. Декларации о стратегическом партнерстве, которая заложила основу для дальнейшего развития двустороннего сотрудничества, в том числе в военно-технической сфере.
После событий 2013-2014 гг. - начала кризиса на Украине и введения западными странами санкций против России - Сербия не отказалась от взаимодействия с Москвой, сохранив с ней дружественные отношения. Сербия неоднократно заявляла о том, что не будет вводить санкции против РФ. Более того, сотрудничество развивается, наблюдается положительная динамика политических контактов. В перспективе рассматривается возможность создания зоны свободной торговли между Сербией и ЕАЭС.
По словам В. Путина, «Россия, как и в прежние времена, всегда будет воспринимать Сербию как самого близкого союзника, самого близкого родственника», и Президент РФ «со своей стороны будет делать все, чтобы отношения между двумя странами развивались поступательно и отвечали интересам обоих народов» [2].
После подписания Декларации о стратегическом партнерстве между Россией и Сербией в Сочи в 2013 г. президентами В. Путиным и Т. Николичем сотрудничество переходит на новый уровень развития. В тексте Декларации утверждается, что отправной точкой двусторонних российско-сербских отношений являются глубокое взаимное чувство дружбы, многовековые традиции и близость между двумя народами. Руководствуясь принципами международного права, в соответствии с Уставом ООН, Сербия и Россия подчеркивают значительный потенциал для развития взаимовыгодного стратегического партнерства. Эти отношения охватывают все сферы сотрудничества, в том числе политику, торговлю, экономику, культуру, науку и технику
[7].
По словам посла России в Сербии А.В. Чепурина, «сегодня тезис "никогда против России" очень популярен среди сербской общественности» [12]. «Россия, так же как и Сербия, придает большое значение укреплению исторической дружбы этих двух стран, опирающейся на очень богатые традиции» [3] и «всегда будет дружна с сербами» [10].
Роль Сербии во внешней политике РФ:
Мнение аналитиков
По мнению российского ученого П. Канделя, «гипотеза о приоритете Балкан для Российской Федерации не может быть подтверждена ни объемом, ни потенциалом их экономического сотрудничества с другими странами в регионе, хотя для балканских народов отношения с Россией имеют особое значение. Балканы приобретают новое значение для России в контексте
конфликта по поводу транзитных маршрутов нефти и газа из Каспийского бассейна. Но объективно говоря, даже и в этом контексте Балканы занимают более подчиненное положение в стратегии России по сравнению с другими партнерами и конкурентами: западными странами, странами постсоветского пространства, Турцией и Ираном» [24].
Темы, которые П. Кандель обобщил в 1999 г., являются актуальными до сих пор. Он утверждал, например, что у России не было никакого особого интереса к тому, как будут выглядеть новые границы балканских государств, и что для России этот регион имеет более важное значение в обеспечении стабильности экспорта энергоносителей [там же]. Сотрудничество в сфере энергетики на сегодняшний день на самом деле стало основой российской политики на Балканах.
По мнению Е. Пономаревой, Россия в реализации своих интересов может в полной мере опираться на исторически проверенную дружественную страну и традиционного союзника - Сербию, а также и на весь сербский народ, который, по ее словам, «русофильский» [21].
Будучи самой большой в основном православной и славянской европейской страной, которая до сих пор не является членом Европейского союза, Сербия может стать хорошей площадкой для распространения механизмов мягкой силы России и ее влияния, так как именно «применение мягкой силы становится очень важным элементом внешней политики государства, и ее использование формирует положительный образ страны и укрепляет международные позиции государства» [1].
Здесь надо принять во внимание и тот факт, что Сербия, как и многие другие славянские страны, оказывается на «линии огня» в случае возможного обострения отношений между Российской Федерацией и НАТО. Бывший премьер-министр России Е. Примаков [25] рассматривал вопрос о Косове в контексте проблемы глобального конфликта между Россией и НАТО, а Е. Гуськова считает, что Москва, отстаивая свои интересы на Балканах, защитила права сербов и других южных славян [6].
А. Дугин в своих геополитических прогнозах [8], посвященных Сербии, заявил, что Сербия, к сожалению, до сих пор не находится в списке приоритетов внешней политики России. Ж. Труде [26] утверждает, что Сербия принадлежит к особой группе стран в сфере международной дипломатии из-за близких отношений с Россией. И хотя президент Д. Медведев в 2008 г. заявил, что Россия заинтересована в Сербии [23], очевидно, что Россия возвращается на Балканы очень медленно, делая упор на вопросы энергетического взаимодействия.
Российский ученый Е. Пономарева отмечает, что у России не так много союзников и стратегических партнеров в Европе, поэтому небольшой, но очень важный союзник имеет большое значение для России [20, с. 99]. Она
также выражает уверенность в том, что никто не может разделить сербов и русских, потому что они на самом деле, по ее словам, братья-близнецы. Сербский ученый Б. Желько считает, что российская стратегия содержит «подразумеваемые положения», не указывая напрямую на Сербию. Этот термин означает, что русские являются союзниками Сербии на деле и этого достаточно [9].
Конечно, не следует упускать из виду тот факт, что отношения между Сербией и Россией на протяжении всей истории были в основном очень хорошие [11; 23, с. 183-208]. Россия занимала особое место в культуре и политике Сербии. На основании анализа взаимоотношений России и Сербии в период с 2012 по 2017 г., а также мнений аналитиков можно говорить о том, что правящие политические элиты Сербии должны реалистично воспринимать
положение, роль и значение России, ее интересы и приоритеты.
* * *
Отношения между Россией и Сербией базируются на принципах дружбы, равенства и взаимной выгоды и развиваются динамично и конструктивно, охватывая все направления сотрудничества: от экономики и энергетики до сферы науки и культуры. Дальнейшему их углублению способствуют содержательный политический диалог, встречи на высоком и высшем уровне.
По словам Е. Пономаревой, Балканы и Сербия были и до сих пор остаются зоной политических и экономических интересов России, хотя это и не отражено во внешнеполитических документах РФ [20]. Присутствие на Балканах дает России возможность выйти в Средиземное море. В этом контексте растет значение региона в мире, и Россия не откажется от своих политических интересов в Сербии. Приоритеты РФ заключаются в первую очередь в предотвращении расширения НАТО и возможности заключения нового договора о безопасности в Европе, что выгодно и Сербии.
Несмотря на то что Сербия не упоминается в концептуальных документах России, это не означает, что РФ пренебрегает или недооценивает взаимоотношения с Сербией. Россия ищет оптимальные способы своего присутствия в сербском регионе, выстраивая внешнеполитический курс на Западных Балканах и в Сербии с использованием широкого круга дипломатических, экономических и культурных механизмов. Необходимо дальнейшее углубление содержательного и конструктивного политического диалога с Балканскими странами, что даст возможность России усилить свои позиции в регионе.
Библиография
1. Бокерия С .А., Диева А.А. Опыт информационной пропаганды в СССР как инструмент мягкой силы // Вестник РУДН. 2015. Сер. История России. №. 5. С. 81-89.
2. Владимир Путин: Россия всегда будет воспринимать Сербию как самого близкого союзника // Православие.ru [Электронный ресурс]. 2014. 17 октября. URL: http://www. pravoslavie.ru/74387.html (Дата обращения: 3.03.2018.)
3. Вступительное слово министра иностранных дел России С.В. Лаврова в ходе переговоров с Президентом Республики Сербии Т. Николичем, Белград, 15 мая 2015 года // Министерство иностранных дел Российской Федерации: Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.rU/press_service/minister_speeches/-/asset_publisher/7OvQR5KJW VmR/ content/id/1283192 (Дата обращения: 10.03.2018.)
4. Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности 10 февраля 2007 года, Мюнхен // Президент России: Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://special.kremlin.ru/events/president/transcripts/24034 (Дата обращения: 5.03.2018.)
5. Выступление министра иностранных дел России С.В. Лаврова на XV Ассамблее Совета по внешней и оборонной политике 17 марта 2007 г. // Министерство иностранных дел Российской Федерации: Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/ press_service/minister_speeches/-/asset_publisher/7OvQR5KJWVmR/content/id/379332 (Дата обращения: 10.02.2018.)
6. Гускова J. Сaвремена сполна политика Русще на Балкану. Стагнацще и успони (2011) // Svarog. 2011. № 2. С. 7-17. URL: http://svarog.nubl.org/wp-content/uploads/2014/12/ Jelena-Guskova-SAVREMENA-SPOLJNA-POLITIKA-RUSIJE-NA-BALKANU-Stagnacije-i-usponi. pdf (Дата обращения: 5.03.2018.)
7. Декларация о стратегическом партнерстве между Россией и Сербией. 24 мая 2013 г. // Kremlin.ru: Официальные сетевые ресурсы Президента России [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/1461 (Дата обращения: 15.03.2018.)
8. Дугин A. Основи геополитике. Зреаанин: Екопрес, 2004. Т. 1. 400 с.
9. Жел>ко Б. Укра]инска криза и аене геополитичке последице на Балкан // Политеиа. 2014. № 8. С. 119-120. URL: http://doisrpska.nub.rs/index.php/PLTA/article/view/3348/3200 (Дата обращения: 3.03.2018.)
10. Интервью посла России в Сербии А.В. Конузина «Россия подтвердит свою позицию по Косово», опубликованное в газете «Политика» 16 сентября 2009 г. // Министерство иностранных дел Российской Федерации: Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/publikacii7-/asset_publisher/nTz0QTrrCFd0/content/id/280934 (Дата обращения: 10.02.2018.)
11. Jовановиh М. Балкан ни|е на]важни|и Руси|и // Политика. 2012. 28 мая. URL: http://www.politika.rs/search/searchEngineLanding/a/Balkan-nije-najvazniji-Rusiji (Дата обращения: 5.03.2018.)
12. Комментарии Посла России в Сербии А.В. Чепурина агентству ИТАР-ТАСС, 30 июня 2014 года // Министерство иностранных дел Российской Федерации: Официальный сайт [Электронный ресурс]. 2014. 30 июня // URL: http://www.mid.ru/ru/maps/rs/-/asset_pub-lisher/GLz7aPgDnSfP/content/id/53580 (Дата обращения: 3.03.2018.)
13. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 12 февраля 2013 г.) // Министерство иностранных дел Российской Федерации: Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www. mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/122186 (Дата обращения: 10.02.2018.)
14. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г.) // Министерство иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/ asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (Дата обращения: 10.02.2018.)
15. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 15 июля 2008 г.) // Президент России: Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/785 (Дата обращения: 10.02.2018.)
16. Концепция внешней политики Российской Федерации // Независимая газета. 2000. 11 июля. URL: http://www.ng.ru/world/2000-07-11/1_concept.html (Дата обращения: 10.02.2018.)
17. Лобанов М. Отношения России и Сербии: Новое содержание старых форм // Современная Европа. 2014. № 2. С. 91-105.
18. Пеич И. Западные Балканы в контексте теории региональных комплексов безопасности // Вестник РУДН. 2016. Серия: Международные отношения. № 3. С. 494-504.
19. Пономарева Е. Балканы как зона (дез) интеграции // Интелрос: Журнальный клуб. [Электронный ресурс]. 2013. № 5. URL: http://www.intelros.ru/readroom/razvitie-i-ekonomika/r5-2013/19956-balkany-kak-zona-dezintegracii.html (Дата обращения: 5.03.2018.)
20. Пономар]ева J. Руси|а и Република Српска: везе народа и времена // Политеиа. 2014. № 8. С. 99-101. URL: http://doisrpska.nub.rs/index.php/PLTA/article/view/3343/3195
21. Пoнoмaрeвa J. Руста бoрбa зa Србщу // СРБИН. ИНФО. 2013. 19 марта. URL: http://srbin.info/2013/03/jelena-ponomarjova-ruska-borba-za-srbiju (Дата обращения: 24.03.2018.)
22. Djukic S. Odnosi Srbije sa Rusijom - osvrt na postjugoslo venski (postsovjetski) period // Izaz o vi spoljne politike Srbije: Zbornik radova. Beograd: Fondacija Fridrih Ebert, 2015. С. 31-37. URL: http://library.fes.de/pdf-files/bueros/belgrad/12483.pdf (Дата обращения: 7.03.2018.)
23. JankoviC S. Osnove za oslanjanje na Rusiju u spoljnoj politici Srbije // Savremeni medunarodni izazovi: Globalna i regionalna perspektiva. Belgrade: Faculty of Political Sciences University of Belgrade, 2008. С. 183-208.
24. Kandelj P. Ruski interesi na Balkanu: mitovi i realnost // Ruska politika na Balkanu. Beograd: IMPP, 1999. C. 70-78.
25. Primakov J. Svet bez Rusije? Cemu vodi politicka kratkovidost // Sluzbeni glasnik i Fakultet bezbednosti. Beograd, 2010. С. 112-115.
26. Troude G. La retour de la Russie sur la scène balkanique // Géostratégiques. 2011. N 31. P. 203-221.
References
Bokerija S.A., Dieva A.A. Opyt informacionnoj propagandy v SSSR kak instrument mjagkoj sily // Vestnik RUDN. 2015. Ser. Istorija Rossii. N 5. P. 81-89.
Deklaracija o strategicheskom partnerstve mezhdu Rossiej i Serbiej. 24 maja 2013 g. // Kremlin.ru: Oficial'nye setevye resursy Prezidenta Rossii [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/1461 (Data obrashhenija: 15.03.2018.)
Djukic S. Odnosi Srbije sa Rusijom - osvrt na postjugoslo venski (postsovjetski) period // Izaz o vi spoljne politike Srbije: Zbornik radova. Beograd: Fondacija Fridrih Ebert, 2015. P. 31-37. URL: http://library.fes.de/pdf-files/bueros/belgrad/12483.pdf (Data obrashhenija: 7.03.2018.)
Dugin A. Osnovi geopolitike. Zreaanin: Ekopres, 2004. Vol. 1. 400 p.
Guskova J. Savremena spo^na politika Rusije na Balkanu. Stagnacije i usponi (2011) // Svarog. 2011. N 2. P. 7-17. URL: http://svarog.nubl.org/wp-content/uploads/2014/12/Jelena-Guskova-SAVREMENA-SPOLJNA-POLITIKA-RUSIJE-NA-BALKANU-Stagnacije-i-usponi.pdf (Data obrashhenija: 5.03.2018.)
Interv'ju posla Rossii v Serbii A.V. Konuzina «Rossija podtverdit svoju poziciju po Kosovo», opublikovannoe v gazete «Politika» 16 sentjabrja 2009 g. // Ministerstvo inostrannyh del Rossijskoj Federacii: Official Website [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.mid.ru/publikacii/-/asset_pub-lisher/nTzOQTrrCFd0/content/id/280934 (Data obrashhenija: 10.02.2018.)
Jankovic S. Osnove za oslanjanje na Rusiju u spoljnoj politici Srbije // Savremeni medunarodni izazovi: Globalna i regionalna perspektiva. Belgrade: Faculty of Political Sciences University of Belgrade, 2008. P. 183-208.
Kandelj P. Ruski interesi na Balkanu: Mitovi i realnost // Ruska politika na Balkanu. Beograd: IMPP, 1999. P. 70-78.
Kommentarii Posla Rossii v Serbii A.V. Chepurina agentstvu ITAR-TASS, 30 ijunja 2014 goda // Ministerstvo inostrannyh del Rossijskoj Federacii: Official Website [Jelektronnyj resurs]. 2014. June 30 // URL: http://www.mid.ru/ru/maps/rs/-/asset_publisher/GLz7aPgDnSfP/ content/id/53580 (Data obrashhenija: 3.03.2018.)
Koncepcija vneshnej politiki Rossijskoj Federacii (utverzhdena Prezidentom Rossijskoj Federacii V.V. Putinym 12 fevralja 2013 g.) (utratila silu) // Ministerstvo inostrannyh del Rossijskoj Federacii: Official Website [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_ documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/122186 (Data obrashhenija: 10.02.2018.)
Koncepcija vneshnej politiki Rossijskoj Federacii (utverzhdena Prezidentom Rossijskoj Federacii V.V. Putinym 30 nojabrja 2016 g.) // Ministerstvo inostrannyh del Rossijskoj Federacii: Official Website [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_pub-lisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (Data obrashhenija: 10.02.2018.)
Koncepcija vneshnej politiki Rossijskoj Federacii (utverzhdena Prezidentom Rossijskoj Federacii V.V. Putinym 15 ijulja 2008 g. // Prezident Rossii: Official Website [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/785 (Data obrashhenija: 10.02.2018.)
Koncepcija vneshnej politiki Rossijskoj Federacii // Nezavisimaja gazeta. 2000. 11 July. URL: http://www.ng.ru/world/2000-07-11/1_concept.html (Data obrashhenija: 10.02.2018.)
Lobanov M. Otnoshenija Rossii i Serbii: Novoe soderzhanie staryh form // Sovremennaja Evropa. 2014. N 2. P. 91-105.
Peich I. Zapadnye Balkany v kontekste teorii regional'nyh kompleksov bezopasnosti // Vestnik RUDN. 2016. Serija: Mezhdunarodnye otnoshenija. N 3. P. 494-504.
Ponomareva E. Balkany kak zona (dez)integracii // Intelros: Zhurnal'nyj klub [Jelektronnyj resurs]. 2013. N 5. URL: http://www.intelros.ru/readroom/razvitie-i-ekonomika/r5-2013/19956-balkany-kak-zona-dezintegracii.html (Data obrashhenija: 5.03.2018.)
Ponomareva J. Ruska borba za Srbiju // SRBIN. INFO. 2013. March 19. URL: http://srbin.info/2013/03/jelena-ponomarjova-ruska-borba-za-srbiju (Data obrashhenija: 24.03.2018.)
Ponomarjeva J. Rusija i Republika Srpska: veze naroda i vremena // Politeia. 2014. N 8. P. 99-101. URL: http://doisrpska.nub.rs/index.php/PLTA/article/view/3343/3195
Primakov J. Svet bez Rusije? Cemu vodi politicka kratkovidost // Sluzbeni glasnik i Fakultet bezbednosti. Beograd, 2010. P. 112-115.
Troude G. La retour de la Russie sur la scène balkanique // Géostratégiques. 2011. N 31. P. 203-221.
Vladimir Putin: Rossija vsegda budet vosprinimat' Serbiju kak samogo blizkogo sojuznika // Pravoslavie.ru [Jelektronnyj resurs]. 2014. Oct. 17. URL: http://www.pravoslavie.ru/74387.html (Data obrashhenija: 3.03.2018.)
Vstupitel'noe slovo ministra inostrannyh del Rossii S.V. Lavrova v hode peregovorov s Prezidentom Respubliki Serbii T. Nikolichem, Belgrad, 15 maja 2015 goda // Ministerstvo inostrannyh del Rossijskoj Federacii: Official Website [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.
mid.ru/press_service/minister_speeches/-/asset_publisher/7OvQR5KJWVmR/content/id/1283192 (Data obrashhenija: 10.03.2018.)
Vystuplenie i diskussija na Mjunhenskoj konferencii po voprosam politiki bezopasnosti 10 fevralja 2007 goda, Mjunhen // Prezident Rossii: Official Website [Jelektronnyj resurs]. URL: http://special.kremlin.ru/events/president/transcripts/24034 (Data obrashhenija: 5.03.2018.)
Vystuplenie ministra inostrannyh del Rossii S.V. Lavrova na XV Assamblee Soveta po vneshnej i oboronnoj politike 17 marta 2007 g. // Ministerstvo inostrannyh del Rossijskoj Federacii: Official Website [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.mid.ru/press_service/minister_speeches/-/asset_publisher/7OvQR5KJWVmR/content/id/379332 (Data obrashhenija: 10.02.2018.)
Zeljko B. The Ukrainian crisis and its geopolitical implications for the Balkans // Politeia. 2014. N 8. P. 119-120. URL: http://doisrpska.nub.rs/index.php/PLTA/article/view/3348/3200 (Data obrashhenija: 3.03.2018.)
Jovanovih M. Balkan nije najvazhniji Rusiji // Politika. 2012. May 28. URL: http://www. politika.rs/search/searchEngineLanding/a/Balkan-nije-najvazniji-Rusiji (Data obrashhenija: 5.03.2018.)