Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ'

ПРИЧИНЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1463
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТЬ / РАССТРОЙСТВА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / ЭМАНСИПАЦИЯ / НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / DEVIANT BEHAVIOR / DIFFICULTY IN EDUCATION / DISORDERS OF MENTAL PROCESSES / EMANCIPATION / HEREDITY / PSYCHOLOGICAL CLIMATE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Джемилова Э.И.

В статье представлены причины формирования девиантного поведения подростков. Выяснено, каким образом трудновоспитуемость, психические отклонения личности, социально-экономические и политические потрясения, морально-эстетическая и правовая нестабильность развития нашей страны влияют на формирование девиантного поведения у подростков. Обоснованы наиболее распространенные причины возникновения девиантного поведения несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REASONS FOR THE FORMATION OF DEVIANT BEHAVIOR OF TEENAGERS

The article presents the reasons for the formation of deviant behavior of adolescents. It is found out how the difficulty of education, mental disorders of the individual, socio-economic and political upheavals, moral and aesthetic and legal instability of the development of our country affect the formation of deviant behavior in adolescents. The most common causes of deviant behavior of minors are substantiated.

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»

УДК 376:316.6

Джемилова Э.И. студент магистратуры факультет «Психологии и педагогического образования»

Государственное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет»

Россия, г. Симферополь ПРИЧИНЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ПОДРОСТКОВ

В статье представлены причины формирования девиантного поведения подростков. Выяснено, каким образом трудновоспитуемостъ, психические отклонения личности, социально-экономические и политические потрясения, морально-эстетическая и правовая нестабильность развития нашей страны влияют на формирование девиантного поведения у подростков. Обоснованы наиболее распространенные причины возникновения девиантного поведения несовершеннолетних.

Ключевые слова: девиантное поведение, трудновоспитуемость, расстройства психических процессов, эмансипация,наследственность, психологический климат.

Jamilov E.I., undergraduate faculty of Psychology and pedagogical education, State educational institution of higher education of the Republic of Crimea" Crimean engineering

pedagogical University", Simferopol, Russia

THE REASONS FOR THE FORMATION OF DEVIANT BEHAVIOR

OF TEENAGERS

The article presents the reasons for the formation of deviant behavior of adolescents. It is found out how the difficulty of education, mental disorders of the individual, socio-economic and political upheavals, moral and aesthetic and legal instability of the development of our country affect the formation of deviant behavior in adolescents. The most common causes of deviant behavior of minors are substantiated.

Keywords:: deviant behavior, difficulty in education, disorders of mental processes, emancipation,heredity, psychological climate.

Постановка проблемы. Последние десятилетия характеризуются повышением напряженности криминогенной обстановки, ростом преступности, особенно преступности среди несовершеннолетних. Криминальная активность несовершеннолетних значительно выше, чем у взрослого населения. Основными причинами этого являются социальная незрелость, психофизиологической особенности подростков, стремление пережить новое чувство, повышенное желание независимости. Подобный сплав биологических и социальных факторов затрудняет социальную адаптацию детей и подростков в обществе. Относительно причин

возникновения девиантного поведения у подростков стоит отметить, что разные науки объясняют их с разных, а порой с противоположных позиций. Так, значительное внимание относительно проблемы возникновения девиантного поведения у подростков уделяет педагогика.

Целью статьи является анализ различных подходов ученых к выделения ряда причин, побуждающих подростков к девиантному поведению.

Анализ последних публикаций. Психобиологические аспект проблемы девиантного поведения детей и подростков нашел свое отражение в работах А. Л. Гройсмана, В. А. Кащенко, А. Есть. Личико, В. Ф. Матвеева и др., где в качестве основы для дифференциации показателей этого явления выдвигаются нервно-психические патологии, акцентуации характера, различные физические и психические недостатки детей, извращенные психологические потребности.

Изучением влияния возрастных этапов личности на характер трудностей в поведении занималось много исследователей: А. С. Белкин, Л. С. Выготский, Л. М. Зюбин, А. И. Кочетов, В. М. Обухов, Х. Ремшмидт.

В последние годы были выполнены диссертационные работы, которые непосредственно раскрывают различные аспекты исследуемой проблемы. Так, М. Малькова исследовала формирование профессиональной готовности будущих социальных педагогов к взаимодействию с девиантными подростками, И. Дарманська рассмотрела специфику правовой подготовки будущего учителя начальной школы в условиях многоуровневого образования.

Изложение основного материала. Изучению причин возникновения девиантного поведения у подростков большое внимание уделяет социология и социальная психология девиантного поведения, предмет которой имеет комплексный, междисциплинарный характер и охватывает спектр социально-психологических проблем, приводит к возникновению девиантного поведения в подростковом возрасте. В этом контексте Л. Вейланде [1], рассматривая девиантное поведение как следствие процессов социализации, подчеркивает, что такое поведение имеет характер стереотипного, устойчивого образования и приводит к формированию негативных стереотипов социального поведения личности.

Охарактеризовать весь спектр причин возникновения девиантного поведения несовершеннолетних в рамках нашего исследования невозможно, поэтому остановимся на анализе тех, которые являются наиболее распространенными.

С точки зрения педагогической науки главной причиной возникновения девиантного поведения у подростков есть ошибки, просчеты в их воспитании.

Определяя причины тяжеловоспитывающих, В. Кащенко и Г. Мурашов подчеркивали, что отсутствие правильного воспитания порождает те или иные отклонения в развитии ребенка. Ребенок с недостатками

характера - это, прежде всего, ребенок с искаженными социальными установками. Согласно этого они выделяли три типа "исключительных" детей:

- "нервные" - дети, брошенные родителями на произвол судьбы, травмированы социальной средой;

- "педагогически запущенные" дети плохо подготовлены к школе, не приучены к самостоятельной работе, но с нормальным интеллектом;

- "бездомные" - дети, имеющие родителей, но живущие в тяжелой социальной среде, где есть постоянная возможность для получения физической травмы [2, с. 184].

Трудновоспитуемость может быть преодолена, если воспитатель учитывает эти особенности развития и своевременно меняет систему педагогического воздействия. В этом случае можно избежать кризисные явления. Итак, от умелой организации воспитательной работы с детьми зависит спокойный и оптимальное развитие их личности.

Л. Вейланде, анализируя факторы, влияющие на формирование девиантного поведения подростков, обращает внимание на изучение феномена "социальное сиротство", называя следствием такого явления подростковое бродяжничество, беспризорность [1].

Большой интерес для нашего исследования имеют труды В. Куфаева, поскольку его работы содержательны именно в педагогическом плане, ведь они построены на анализе деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, которые изучали среду, причины, порождающие правонарушения, и личность самого правонарушителя. Основную деятельность эта организация вела силами исследователей-воспитателей, которые в своем большинстве были педагогами. Это давало возможность изучить личность несовершеннолетнего правонарушителя, его интересы, конфликты со средой и легче организовать внешкольную работу с ними.

Л. Веккер [3] подчеркивает, что на поведение подростка заметно влияют темперамент и эмоции личности, поскольку форма поведения детерминируется интенсивностью, скоростью и ритмами психических процессов. Темперамент влияет на оценку факторов человеческого существования, а потому и мотивы соответствующей реакции, и на выбор форм поведения, связанных с вредностью или полезностью внешнего воздействия.

Эмоции играют важную роль при выборе нетрадиционных форм поведения, потому что является страстным переживанием происходящих событий, а именно таких, которые отвечают или не отвечают потребностям личности. Будучи субъективной формой выражения потребностей, эмоции детерминируют мотив деятельности и средства их реализации. В значительной мере на выбор поведения, особенно ее общественно опасных форм, таких как девиантность, влияет обостренная эмоциональность при стрессах, фрустрации, особенно в ситуациях внешнего блокирования мотивации или быстрого темпа социокультурного развития. В частности

изменения функционального состояния подростка при стрессе определяют его отношение к окружающему миру, в том числе и конкретных индивидов

[3].

Хотя девиантность не всегда связана с аномалиями характера, психопатиями, однако при некоторых из этих аномалий, в том числе и при крайних проявлениях акцентуаций характера, есть меньшая устойчивость к неблагоприятному воздействию непосредственного окружения, большая склонность к пагубным воздействиям. По данным исследования В. Оржеховской, до 79 % девиантных подростков имеют изначальные нарушения характера.

С психическими отклонениями личности (умственные дефекты, психопатия, неуравновешенность и т. п) девиантное поведение связывал С. Фрейд, известный психолог, который исследовал причины возникновения девиантного поведения. Изучая психические механизмы неврозов, ученый пришел к выводу, что в их основе лежат бессознательные переживания, которые носят травмирующий характер. Из. Фрейд считал, что девиантное поведение предопределяет конфликт между такими уровнями психики, как сознание и стихийное бессознательное влечение. Эта мысль поддерживается и сегодня при рассмотрении причин возникновения девиантного поведения подростков, ведь в процессе выбора поведения несовершеннолетним большое значение имеет бессознательное явление - совокупность психических процессов, находящихся вне рефлексией субъекта.

Итак, к группе факторов, обусловливающих особенности девиантного поведения подростка относятся расстройства психических процессов, неявные и явные. В первом случае можно говорить о предельных состояниях между психическим здоровьем и патологией. К ним относятся патологические, или обратимые расстройства, которые возникают при острых психических травмах или слабых, но постоянно действующих, а также при длительных соматических заболеваниях. Предельные состояния -это неврозы, что является реакцией на нарушение значимой для подростка системы отношений; психопатии, вызываемых особыми, экстремальными условиями среды . Они напрямую препятствуют социальной адаптации подростка вследствие определенной патологии характера [3, с. 88].

Причинами возникновения девиантного поведения подростков, с точки зрения большинства ученых, могут быть наследственность и психологический климат в семье.

Исследуя влияние наследственности на поведение подростка, его индивидуальные свойства в течение всей жизни, психологи детерминируют предрасположенность к психическим заболеваниям, алкоголизму, агрессивному поведению и даже к преступному поведению и отмечают, что практически невозможно отделить эффекты воздействия среды от эффектов наследственности. В. Эфроимсон подчеркивает, что личностные черты влияют на то, какую форму поведения Из всех возможных, существующих в обществе, человек выбирает.

Причиной возникновения девиантного поведения у несовершеннолетних, с точки зрения многих психологов, может быть вызвана и вследствие невозможности реализации своих природных способностей, т. е. индивидуальных особенностей человека, которые являются условием выполнения им любой деятельности. Поэтому учитель должен открыть и поддержать талант ученика, чтобы не допустить девиантного поведения подростка. Между тем, многие учителя не считают нужным предоставлять способным ученикам поддержки, поскольку они думают, что эти школьники являются достаточно талантливы для того, чтобы самим управлять собой.

В последние годы в психолого-педагогической литературе обсуждается вопрос о том, могут ли одаренные дети стать на путь антисоциального поведения. Основанием данного обсуждения является утверждение о том, что одаренные дети обладают сложным характером и сложные в общении. Однако способные дети быстрее других воспринимают информацию, легко адаптируются в среде. Поэтому, по нашему мнению, нельзя признать правильным утверждение, что способности обязательно порождают отклонения в поведении.

Рассмотрим влияние макросреды на одаренного ученика. Нередко способный ребенок попадает в категорию девиантных вследствие неправильного отношения к нему учителей, что приводит к тому, что одаренный ребенок не развивает свои способности, впадает в состояние депрессии, которая проявляется в форме недоброжелательства и злобы к окружающим. Одаренному подростку становится неинтересным процесс обучения, из чего следует частое непосещение учеником школьных занятий и присоединения к неформальным, антисоциальных групп.

М. Уголовное формулирует требования к учителю, работающему с одаренными детьми: быть доброжелательным; знать психологию одаренных детей; иметь высокий уровень интеллекта, широкий круг интересов и умений, активный характер, положительную "Я-концепцию", целеустремленность, эмоциональную стабильность, чувство юмора (без сарказма), творческое мышление; пройти специальную подготовку для работы с такими детьми.

Из факторов социализации, если рассматривать их поодиночке и анализировать степень влияния на возможность формирования девиантного поведения, одним из главных и весомых является семья, влияние которой подросток чувствует раньше других. Условия семьи, социальное положение, род занятий, материальный уровень - в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Практически нет ни одного социального или психологического аспекта поведения человека, который бы не имел корней в условиях семейной жизни в современном или прошлом.

Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают родители, на подростка влияет вся внутренне-семейная атмосфера. Эффект этого воздействия накапливается и формируется в структуре личности. Так,

М. Раттер среди обстоятельств, способствующих возникновению девиантного поведения детей и подростков, отмечает семейные травмы: конфликты в семье, недостаток родительской любви, родительскую жестокость или просто непоследовательность в воспитании. Дети часто запоминают не только положительные, но и отрицательные примеры поведения родителей, что в некоторых случаях приводит к крайностям.

В то же время значительное влияние на формирование личности подростка способствует стиль взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным и материальным положением. Проанализируем стиле таких взаимоотношений: демократический, авторитарный и либеральный. Сегодня уже не вызывает возражений такое положение, что самые лучшие взаимоотношения с родителями складываются лишь тогда, когда они поддерживают демократический стиль воспитания. В этом случае родители, наряду с высоким уровнем контроля, всегда открыты для общения. Этот стиль наиболее способствует воспитанию самостоятельности, активности, самоконтроля, уверенности в себе, инициативы, социальной ответственности.

Крайние стили отношений (авторитарный, так и либеральный) чаще приводят к негативным последствиям. При авторитарном стиле родители отдают приказы и ждут их точного выполнения. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, формирует чувство собственной незначимости и нежелательности в семье. В такой семье дети становятся замкнутыми, робкими и мрачными, нетребовательными и раздражительными, провоцируют возникновение девиантных форм поведения, которые направлены против всех окружающих, или вызывают перманентную апатию и пассивность, следствием которой может быть девиантное поведение в виде аутоагрессии.

В то же время и либеральная вседозволенность имеет свои недостатки. Либеральные родители слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка, их любовь безусловна. В таких семьях подростки склонны к непослушанию и агрессии, поведение их становится неадекватным и импульсивным, родители воспринимаются как пассивные и незаинтересованные, у подростка формируется чувство, что он не входит в круг их интересов, в таком случае он направляет внимание на других.

Современные ученые выделяют причины девиантности подростков, связанные с социально-экономическими и политическими потрясениями, нравственно-эстетической и правовой нестабильностью развития нашей страны.

В этом контексте значительным образом на девиантное поведение подростков влияет "источниковая база" познание несовершеннолетним окружающего мира. Процесс познания подростком тех или иных антисуспшьних форм поведения во многом зависит от интеллектуального уровня и социальной направленности информации, которая предоставляется со стороны средств массовой информации, в частности телевидение.

Исследователи Л. Хьель и Д. Зиглер [4] приводят много данных о влиянии телевизионного насилия на социальное поведение. Оно влияет на: увеличение агрессивного поведения, уменьшению факторов, сдерживающих агрессию, притуплению чувствительности к агрессии, формирование образа социальной реальности, на котором основаны многие из таких действий. В частности, наблюдения за развитием поведения показали, что когда восьмилетние дети часто смотрели насилия по телевидению и в кино, это обусловило их агрессивность в восемнадцать лет, то есть склонность к агрессивному поведению хранилась десять лет. Наблюдение насилия стимулируют у подростка агрессивное поведение, активизируют мысли, связанные с насилием.

Значительно влияет на проявления девиантного поведения подростка свойственное этому возрасту стремление к созданию неформальных групп, которые подчиняются определенным лидерам. Причем за пределами школы лидером становится наиболее авторитетный сильный, но всегда достойный подражания подросток. За последние годы увеличился отрезок времени, когда подростки находятся вне семьей и школой. Общество сверстников нередко превышает влияние родителей и учителей на подростка.

Причинами увеличения количества подростков в вышеупомянутых асоциальных объединениях являются, по большей части, незанятость подростков полезными делами, ослабленность базы в организации досуга. Уменьшилось количество учреждений культуры, спорта, отдыха, в которых подростки имели бы возможность проводить свое свободное время.

Следовательно, большинство педагогов и психологов понятие девиантное (с отклонениями) поведение связывают с нарушением нормального развития личности, искажением процесса его социализации, который реализуется в конкретных актах поведения подростков.

Понятие "подростка с девиантным поведения (девиантного подростка)" определен как лицо, у которой выработался достаточно стабильный стереотип поведения, отклоняющегося от норм и стандартов, принятых в конкретном обществе.

Выводы. Мы обратили внимание лишь на некоторые причины, склоняющих подростка к девиантному поведению. Характеризуя различные факторы, которые являются причиной формирования у подростков девиантного поведения, мы можем наблюдать, что каждая из упоминаемых причин варьирует в разных направлениях и теориях. Среди основных факторов влияния на отклонения подростков от социально установленных норм поведения ученые выделяют: индивидуальные особенности личности; внешние факторы воздействия; рост агрессивности подростков. Они приводят к возникновению девиантного поведения. Однако, все эти и многие другие причины объединения объединяет то, что у них существуют общие показатели, характеризующие подростковый возраст, определяемый многочисленными соматическими, психическими и социальными изменениями. Дальнейший анализ перечисленных нами и ряда других

причин и определяет перспективы дальнейшей разработки этой проблемы.

Использованные источники:

1. Вейланде Л. В. Подготовка студентов университета к работе с подростками девиантного поведения : автореф. дис. на соискание наук. степени канд. пед. наук: спец . 13.00.04 "теория и методика профессионального образования" / Л. В. Вейланде. - Одесса, 2005. - 23 С.

2. Ковалев А. Г. Психологические основы исправления правонарушителя / А. Г. Ковалев. - М : Просвещение, 1970. - 391 с.

3. Веккер Л. М. Психика и реальность : единая теория психических процессов / Л. М. Веккер. - М. : Новая шк., 1998. - 15 c.

4. Хьель Д. основные положения, исследования и применение теории личности / Д. Хьель, Д. Зиглер. - СПб. - М. Х. - Минск, 1997. - 522 c.

УДК-34

Дмитренко О. А. студент магистратуры Тюменский государственный университет научный руководитель: Терехова Л.А.

Россия, г. Новый Уренгой СПЕЦИАЛИСТ И ЭКСПЕРТ (В СРАВНЕНИИ)

В ГРАЖДАНСКОМ и арбитражном процессах

Аннотация:

В статье рассматриваются сравнительные признаки правового статуса «эксперта» и «специалиста» в гражданском и арбитражном процессах. Институт судебной экспертизы в России призван помочь суду разобраться в тех отраслях науки и техники, которые требуют специальных знаний относительно рассматриваемого дела и в пределах предмета доказывания. Наука и техника следуют за техническим прогрессом, постоянно развиваются и суду необходимо привлекать специалистов и экспертов в тех или иных областях.

Ключевые слова: арбитражный процесс, гражданский процесс, эксперт, специалист, суд.

Dmitrenko O.A. master's student

Tyumen state University Russia city New Urengoy Scientific supervisor - Terekhov L.A. SPECIALIST AND EXPERT (IN COMPARISON) IN CIVIL AND ARBITRATION PROCEEDINGS

Annotation:

The article discusses the comparative features of the legal status of "expert" and "specialist" in civil and arbitration proceedings. The Institute of forensic science in Russia is designed to help the court to understand those branches of science and technology that require special knowledge regarding the case under

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.