УДК 343
Абибуллоева С.А. студент психолого-педагогический
факультета.
ГБОУ ВО РК «КИПУ»
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМИ
ФОРМАМИ ПОВЕДЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы межличностного общения подростков с проявлением девиантных форм поведения. Освещены теоретические аспекты проблемы межличностных конфликтов в психологической науке, выявлены причины и факторы возникновения межличностных конфликтов среди подростков.
Ключевые слова: девиантное поведение, реакции поведения, самооценка, агрессивность, подростковый период, психическое состояние, социальная среда, коррекционная работа.
Abibulloeva Safia., Student
psychological-pedagogical faculty's.
INTERPERSONAL COMMUNICATION OF ADOLESCENTS WITH
DEVIANT BEHAVIOR
Annotation. The article deals with the problems of interpersonal communication of adolescents with the manifestation of deviant behavior. Theoretical aspects of the problem of interpersonal conflicts in psychological science are covered, the causes and factors of interpersonal conflicts among adolescents are revealed.
Keywords: deviant behavior, behavior reactions, self-esteem, aggressiveness, adolescence, mental state, social environment, correctional work.
Постановка проблемы. Одной из важнейших проблем современности можно назвать распространенность девиантных форм поведения подростков, проявляющиеся в социальной тревожности, враждебности и агрессии.
Подростковый период - время перехода человека от детства к взрослому возрасту, и поэтому он содержит в себе противоречивые тенденции. Важнейшим из путей формирования самосознания и самоуважения к личности является развитие личности подростка, помощь в поисках путей его самореализации его в обществе. Помощь таким детям найти свое место в жизни, выйти из кризисной ситуации, поверить в себя и свои силы, восстановить физическое, психологическое, моральное и духовное здоровье является главной задачей социальных работников и практических психологов [1].
Анализ последних исследований и публикаций. Проблема девиантного поведения подростков всегда привлекала исследователей и разрабатывалась представителями различных психологических направлений как в зарубежной, так и в отечественной психологии. В частности, в
зарубежной психологии она представлена работами представителей различных подходов: психоаналитического (З. Фрейд, К.-Г. Юнг и
A. Адлер); социотропного (В. Мак-Дауголл, С. Сигеле); теории групповой динамики (Кол. Левин, Д. Креч); фрустрационно-агрессивного (Д. Доллард, Н. Миллер); поведенческого (А. Басс, А. Бандура); социометрического (Дж. Морено, Г. Гурвич) и пр.
В научных работах Г.А. Арцишевского, В.М. Бехтерева,
B.С. Мерлин, Т.М. Титаренко уделялось внимание исследователей к общению как важному компоненту общей культуры и одной из условий самореализации личности в подростковом возрасте в отношениях с окружающими людьми.
Весомый вклад в обоснование проблемы общения сделали А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.А. Деркач и В.А. Семиченко, которые исследовали культуру межличностных отношений и средства гуманизации учебного общения [5].
Цель статьи - рассмотреть особенности девиантного поведения подростков и обосновать пути для изменений личности в процессе адаптации к новым условиям поведения и действий в социальной среде.
Изложение основного материала. Изучению причин возникновения девиантного поведения у подростков большое внимание уделяет социология и социальная психология девиантного поведения, предмет которой имеет комплексный, междисциплинарный характер и охватывает спектр социально-психологических проблем, которая приводит к возникновению девиантного поведения в подростковом возрасте. В этом контексте рассматривая девиантное поведение как следствие процессов социализации, можно подчеркнуть, что такое поведение имеет характер стереотипного, устойчивого образования и приводит к формированию негативных стереотипов социальной поведения личности.
Охарактеризовать весь спектр причин возникновения девиантного поведения несовершеннолетних в пределах нашего исследования невозможно, поэтому остановимся на анализе тех, которые являются наиболее распространенными.
С точки зрения педагогической науки главной причиной возникновения девиантного поведения у подростков является ошибки, просчеты в их воспитании. Определяя причины трудновоспитуемости, В.П. Кащенко и Г.В. Мурашов подчеркивали, что отсутствие правильного воспитания порождает те или иные отклонения в развитии ребенка. Ребенок с недостатками характера - это, прежде всего, ребенок с искаженными социальными установками. Соответственно до этого они выделяли три типа «исключительных» детей: «нервные» - дети, брошенные родителями на произвол судьбы, травмированы социальной средой; «педагогически запущенные» дети плохо подготовлены к школе, не приучены к самостоятельной работе, но с нормальным интеллектом; «бездомные»
дети, которые имеют родителей, но живут в тяжелой социальной среде, где есть постоянная возможность для получения физической травмы [3].
Трудновоспитуемость может быть преодолена, если воспитатель учитывает эти особенности развития и своевременно изменяет систему педагогического воздействия. В этом случае можно избежать кризисные явления. Итак, от умелой организации воспитательной работы с детьми зависит спокойное и оптимальное развитие их личности.
Исследователь А.Г. Ковалев понятие «трудный» школьник раскрывал через отношение к нему учителя, которому трудно с ним работать. «Трудные» школьники с высоким умственным потенциалом характеризовались отсутствием привычки работать, распущенностью, неумением доводить дело до завершения. Все эти качества являются результатом неправильного воспитания. Трудные школьники с низким умственным потенциалом - это дети и подростки, которые воспитываются в плохих социальных условиях и врожденной ущербности [4].
Анализируя факторы, влияющие на формирование девиантного поведения подростков, следует обратить внимание на изучение феномена «социальное сиротство», называя следствием такого явления подростковое бродяжничество, беспризорность.
Большой интерес для нашего исследования имеют труды В.И. Куфаева, поскольку его работы являются содержательными именно в педагогическом плане, ведь они построены на анализе деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, которые изучали среду, причины, порождающие правонарушения, и личность самого правонарушителя. Основную деятельность эта организация вела силами исследователей-воспитателей, которые в своем большинстве были педагогами. Это давало возможность изучить личность несовершеннолетнего правонарушителя, его интересы, конфликты со средой и легче организовать внешкольную работу с ними [5].
Девиации в поведении подростков чаще всего связывают с индивидуальными особенностями личности ребенка. Для многих подростков характерны акцентуации характера - чрезмерное выражение отдельных черт характера или их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера усилены и граничащие с признаками психопатии, что, в свою очередь, может отразиться на поведении подростков.
Исследователь Л.М. Веккер подчеркивает, что на поведение подростка заметно влияют темперамент и эмоции личности, поскольку форма поведения детерминируется интенсивностью, скоростью и ритмами психических процессов. Хотя девиантность не всегда связана с аномалиями характера, психопатиями, однако при некоторых из этих аномалий, в том числе и при крайних проявлениях акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия
ия
непосредственного окружения, большая склонность к пагубным воздействиям [1].
Психолог З. Фрейд, известный психолог, который исследовал причины возникновения девиантного поведения. Изучая психические механизмы неврозов, ученый пришел к выводу, что в их основе лежат бессознательные переживания, которые носят травмирующий характер.
Психолог З. Фрейд считал, что девиантное поведение предопределяет конфликт между такими уровнями психики, как сознание и стихийное бессознательное влечение. Эта мысль поддерживается и сегодня при рассмотрении причин возникновения девиантного поведения подростков, ведь в процессе выбора поведения несовершеннолетним большое значение имеет бессознательное явление - совокупность психических процессов, находящихся вне рефлексии субъекта.
Изучению природы агрессии особое внимание уделял Е. Фромм. Ученый разделил агрессию на два типа: доброкачественную и злокачественную. Первая - это биологически адаптированная реакция на угрозу витальным интересам; вторая, которая не заложена в филогенезе, не наносит биологический вред и социальное разрушение. К последней, по Е. Фроммом, принадлежит, например, агрессивность из мести - ответная реакция на несправедливость, которая принесла страдания подростку [8].
К глубоким изменениям личности подростка, в том числе с агрессивной направленностью, приводит употребление психоделиктов, которые вызывают галлюцинации, резкие смены ощущений, искаженное восприятие пространства и времени, ускорение или замедление умственной деятельности. Как следствие, меняется сознание подростка. Так, некоторые подростки могут с легкомыслием относиться к человеческим слабостям ради интереса или «любознательности», пробовать употреблять алкоголь или наркотики. В результате это может привести к психологической зависимости, когда источник «любознательности» перерастает в предмет фиксированных потребностей. На таком фоне фиксируется собственное «падение», подросток нередко превращает его в форму своего самоутверждения, избегая тем самым чувства потери себя, своего личного кризиса.
Причинами возникновения девиантного поведения подростков, с точки зрения большинства ученых, могут быть наследственность и психологический климат в семье. Исследуя влияние наследственности на поведение подростка, его индивидуальные свойства в течение всей жизни, психологи детерминируют предрасположенность к психическим заболеваниям, алкоголизму, агрессивному поведению и даже к преступному поведению и отмечают, что практически невозможно отделить эффекты влияния среды от эффектов наследственности.
Личностные черты влияют на то, какую форму поведения из всех возможных, существующих в обществе, человек выбирает. Причиной возникновения девиантного поведения у несовершеннолетних, с точки
ой ки
зрения многих психологов, может быть вызвана и вследствие невозможности реализации своих природных способностей, т. е. индивидуальных особенностей человека, которые являются условием выполнения им любой деятельности. Поэтому учитель должен открыть и поддержать талант ученика, чтобы не допустить девиантного поведения подростка. Между тем, многие учителя не считают нужным предоставлять способным ученикам поддержки, поскольку они думают, что эти школьники являются достаточно талантливы для того, чтобы самим управлять собой [1].
Так, М. Раттер среди обстоятельств, способствующих возникновению девиантного поведения детей и подростков, отмечает семейные травмы: конфликты в семье, недостаток родительской любви, родительскую жестокость или просто непоследовательность в воспитании. Дети часто запоминают не только положительные, но и отрицательные примеры поведения родителей, что в некоторых случаях приводит к крайностям [7].
В то же время значительное влияние на формирование личности подростка способствует стиль взаимоотношений с родителями, который только отчасти обусловлен их социальным и материальным положением.
В подростковом возрасте явно выражены такие реакции: реакция независимости; реакция группирования со сверстниками; реакция увлечения; реакции, обусловленные формированием самосознания
В основе реакции эмансипации лежит характерная для подростков потребность в освобождении от контроля и опеки взрослых, протест против установленных правил и порядков, стремлении к независимости, самостоятельности и самоутверждении себя как личности. Потребность реакции группирования со сверстниками достигает апогея в подростковом возрасте. Стремление детей и подростков к группированию имеет глубокие филогенетические корни и носит инстинктивный характер. Общаясь со сверстниками, подросток получает необходимые знания, о жизни, которые по тем или иным причинам не могут дать ему взрослые. Для многих подростков увлечения - средство самовыражения, коммуникации и идентификации с себе подобными и, наконец, средство достижения престижного статуса в своей среде. С повышением самостоятельности подростку все больше необходима информация о самом себе. Поэтому рано или поздно каждый из них спрашивает себя: «Что я?», «Кто я?». Эти вопросы прежде всего касаются его внешнего вида и внутреннего мира. Фазы психического созревания подростка:
В современной педагогической и психологической науке неоспоримым является тот факт, что именно благоприятная семейная ситуация является гарантом удовлетворения основных базовых потребностей ребенка, а именно: в любви, поддержке и безопасности, а, следовательно, является гарантом нормального психического развития. Именно в семье ребенок накапливает богатый опыт межличностных отношений. В зависимости от того, как родители относятся к ребенку, а именно: избегают его или нет выражают недовольство ребенком или одобряют его, признают или нет его
ет, го
автономию, доброжелательно относятся к ребенку или пренебрегают им, ребенок начинает осмысливать отношение родителей к себе: любят его родители или нет, насколько он нужен им, значим для них [2].
Выводы. Итак, несмотря на то, что наличие агрессии в поведении ребенка всегда создает большие трудности во взаимодействии с ним, нельзя оценивать агрессивные тенденции как исключительно отрицательные. Следует помнить о том, что они могут закономерно возникать на фоне повышенной активности ребенка в процессе его аффективного развития и совпадать с периодом личностных кризисов. Поэтому необходимо предотвращать создание условий, при которых агрессивные проявления перерастают в нарушения.
Использованные источники:
1. Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л. М. Веккер. - М.: Новая шк., 2008. - 15 с.
2. Девиантность подростков: Теория, методология, эмпирическая реальность / Я. И. Гилинский. - СПб.: Медицинская пресса, 2011. - 134 с.
3. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. / Е.В. Змановская - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 288 с.
4. Ковалев, С. В. Психология современной семьи. / С. В. Ковалев - М.: Просвещение, 2008. - 208 с.
5. Куфаев, В.И. Социально-запущенные дети и подростки и методы работы с ними / В.И. Куфаев. - М.: Московский областной отдел народного образования, 2014. C. 3-47
6. Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. - К., 2010. - 229 с.
7. Раттер, М. Помощь трудным детям. / М. Раттер - М.: Прогресс, 2007. - 424 с.
8. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. — М.: АСТ, 2008. - 664 с
А
Г38
V