Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зуйкова Анна Александровна, Сафронов Алексей Игоревич, Костиков Михаил Борисович

Рассматривается содержание социально-психологической профилактики конфликтов в межличностных отношениях подростков с девиантным поведением в условиях образовательной организации. Анализ причин и условий возникновения девиантного поведения подростков, а так же выявленные в ходе диагностического исследования стили поведения в конфликтной ситуации у подростков с девиантным поведением, позволяют нам разработать программу по профилактике конфликтов в межличностных отношениях подростков с девиантным поведением в условиях образовательной организации, которая должна включать в себя мероприятия, направленные на: снижение уровня агрессивного поведения; формирование адекватной самооценки; развитие навыков общения; повышение эмоционально-волевого контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зуйкова Анна Александровна, Сафронов Алексей Игоревич, Костиков Михаил Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL PREVENTION OF CONFLICTS IN INTERPERSONAL RELATIONS OF ADOLESCENTS WITH DEVIANT BEHAVIOR IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

The content of socio-pedagogical prevention of conflicts in interpersonal relationships of adolescents with deviant behavior in an educational organization is considered.The analysis of the causes and conditions of the deviant behavior of adolescents, as well as the styles of behavior in a conflict situation in adolescents with deviant behavior identified during the diagnostic study, allow us to develop a program for the prevention of conflicts in interpersonal relationships of adolescents with deviant behavior in an educational organization, which should include activities, aimed at: reducing the level of aggressive behavior; forming adequate self-esteem; developing communication skills; increasing emotional and volitional control.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Научная статья УДК 159.9

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-40-46 NIION: 2018-0077-3/22-171 MOSURED: 77/27-024-2022-03-370

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.3. Психология Психологические науки

Шифр научной специальности: 5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии

Социально-психологическая профилактика конфликтов в межличностных отношениях подростков с девиантным поведением в условиях образовательной организации

Анна Александровна Зуйкова1, Алексей Игоревич Сафронов2, Михаил Борисович Костиков3

1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, ania.zyikova@yandex.ru

2 Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия, safronovletter@mail.ru

3 ГБОУ «Школа №1212 Щукино» г. Москвы, Москва, Россия, susani@yandex.ru

Аннотация. Рассматривается содержание социально-психологической профилактики конфликтов в межличностных отношениях подростков с девиантным поведением в условиях образовательной организации. Анализ причин и условий возникновения девиантного поведения подростков, а так же выявленные в ходе диагностического исследования стили поведения в конфликтной ситуации у подростков с девиантным поведением, позволяют нам разработать программу по профилактике конфликтов в межличностных отношениях подростков с девиантным поведением в условиях образовательной организации, которая должна включать в себя мероприятия, направленные на: снижение уровня агрессивного поведения; формирование адекватной самооценки; развитие навыков общения; повышение эмоционально-волевого контроля.

Ключевые слова: конфликт, конфликтное поведение, социально-психологическая профилактика конфликтов, межличностные отношения, девиантное поведение

Для цитирования: Зуйкова А. А., Сафронов А. И., Костиков М. Б. Социально-психологическая профилактика конфликтов в межличностных отношениях подростков с девиантным поведением в условиях образовательной организации // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 3. С. 40-46. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2022-3-40-46.

Original article

Socio-psychological prevention of conflicts in interpersonal relationships of adolescents with deviant behavior in an educational organization

Anna A. Zuykova1, Alexey I. Safronov2, Mikhail B. Kostikov3

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia,

ania.zyikova@yandex.ru

2 State Humanitarian and Technological University, Orekhovo-Zuevo, Russia, safronovletter@mail.ru

3 GBOU «School No. 1212 Shchukino» of Moscow, Moscow, Russia, susani@yandex.ru

Abstract. The content of socio-pedagogical prevention of conflicts in interpersonal relationships of adolescents with deviant behavior in an educational organization is considered.The analysis of the causes and conditions of the deviant behavior of adolescents, as well as the styles of behavior in a conflict situation in adolescents with deviant behavior identified during the diagnostic study, allow us to develop a program for the prevention of conflicts in interpersonal relationships of adolescents with deviant behavior in an educational organization, which should include activities, aimed at: reducing the level of aggressive behavior; forming adequate self-esteem; developing communication skills; increasing emotional and volitional control.

Keywords: conflict, conflict behavior, conflict prevention, interpersonal relationships, deviant behavior

For citation: Zuykova A. A., Safronov A. I., Kostikov M. B. Social and psychological prevention of conflicts in interpersonal relations of adolescents with deviant behavior in an educational organization // Psychology and pedagogy of service activity. 2022;(3):40-46. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-40-46.

© Зуйкова А. А., Сафронов А. И., Костиков М. Б., 2022 40 PSYCHOLOGICAL SCIENCES

Социально-экономические трансформации в современном обществе порождают кризисные ситуации и оказывают влияние на различные слои населения. Особенно чувствительны к подобным изменениям оказываются подростки группы риска, демонстрирующие деструктивные формы поведения. Возникающие трудности при формировании активной жизненной позиции, самоопределения, ценностного отношения к окружающему миру способствуют развитию конфликтной социальной позиции и конфликтных межличностных отношений в подростковой среде. В этой связи проблема профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте является актуальной для психолого-педагогических исследований.

Конфликт является сложным педагогическим и психологическим явлением,которое оказывает огромное влияние на жизнь подростка. Закономерности психологического становления подростков существенно усугубляют характер их взаимодействия с окружающими, что становится основным фактором увеличения конфликтных ситуаций. Возрастающие требования образовательной среды, увеличение учебной нагрузки, растущие требования педагогов, несовершенство дистанционных и информационно-технологических форм обучения, гиподинамия обусловливают проявление агрессивно-конфликтного межличностного взаимодействия среди подростков.

В настоящее время, как никогда ранее, конфликтное поведение подростков требует от субъектов образовательного процесса активных профилактических мероприятий, создание бесконфликтной образовательной среды, обучение подростков рациональному способу поведения в конфликтной ситуации.

Целью исследования на основании анализа теоретических и практических данных разработать и апробировать программу профилактики конфликтов в межличностных отношениях подростков с девиантным поведением.

Теоретические предпосылки и состояние проблемы. Конфликты детей, как явление нарушающее нравственные и правовые нормы, рассматривали Л. Козери

A. Н . Личко; как агрессивное поведение изучались

B. А. Авериным, В. Н. Гуровым и Д. И. Фельдштей-нем; как острый способ разрешения противоречий двух сторон показаны в работах Б. Г. Ананьева, В. Бахура, Н. В. Гришиной, И. В. Дубровиной и т. д.

Стоит отметить, что понятие конфликта рассматривается не только в психологии, но и в педагогике.

По словам С. В. Баныкиной, педагогический конфликт - это форма проявления обострившихся субъект-субъектных противоречий, которая выражается в профессиональном и межличностном взаимодействии участников учебного процесса, вызывает у них отрицательные эмоции, и предполагает заинтересованное устранение его причин и последствий.

Таким образом, схема педагогического конфликта выглядит следующим образом: учебно-воспитательный процесс ^ взаимодействие субъектов ^ отрицательный фон.

В. В. Базелюк видит педагогический конфликт в открытом столкновении субъектов учебно-воспитательного процесса и продиктован недостатком взаимных образовательных целей, интересов, мотивов, потребностей, ценностей, каждого участника, которое нуждается в созидательном разрешении.

Особенность педагогического конфликта, по А. В. Мельничук, - это отсутствие желания у субъектов учебно-воспитательного процесса достигать целей образования и выполнения социально-культурного заказа общества. С данным утверждением согласиться нельзя, так как в нем отсутствует личностный аспект.

Н. Б. Мельник говорит, что идентификация педагогического конфликтазаключаетсяввыявлениивлияния-конфликтногоповедения, которое формирует развитие личности.

В. М. Афонькова и Е. А. Тимоховец рассматривают конфликт между школьниками как средство выявления и формирования нравственной зрелости подростка.

Очень часто конфликты среди учащихся возникают между лидером и его группировкой за первое место в классе. Группы мальчиков и группы девочек конфликтуют между собой меньше. Конфликт может выражаться в противоречии одного или нескольких подростков с классом.

О. Ситковская и О. Михайлова определяют путь к лидерству в подростковой среде как демонстрация безжалостности, цинизма, жестокости и превосходства.

На современном этапе выделяется и несколько социальных условий, которые могут вызывать рост деструктивно-конфликтного поведения подростков, затрагивающих в первую очередь, подростковую и молодежную среду.

Так, первым условием выступает маргинализация общества или его части. Конфликтность подростков часто формируются в маргинальной среде, что характерно для регионов и населенных пунктов, где наблюдается высокий уровень безработицы, молодежь не вовлечена в организованный культурный досуг или занятия спортом.

Кроме того, экстремистские настроения характерны для тех групп общества, в которых в целом низкий уровень самоуважения, и самоидентификация таких людей проявляется именно через поддержку деструктивного поведения.

То есть, фактически, молодые люди в неблагополучных общественных условиях, не имеют возможности идентифицировать себя через обучение или работу, но стремятся принадлежать социально к какому-то движению или группе, и именно таким движением для них может стать какое-либо экстремистское движение. Фактически, экстремизм в молодежной среде провоцируется условиями, которые порождают кризис социальной идентичности. Для подростка в такой ситуации отсутствуют социально значимые идеалы (например, идеал труда на благо общества, стремление получить высшее образование, сделать карьеру и др.) и такие конструктивные идеалы он заменяет деструктивными.

ЕСКИЕ НАУКИ 41

Деструктивно-конфликтное поведение можно также рассмотреть как частный случай девиантного поведения. В этом случае девиантное поведение представляет собой поведение которые отклоняется от социальных норм. Средства и способы удовлетворения потребности в этом случае носит явный антиобщественный характер. Подростка искажены нравственные представления о том, как следует себя везти в различных ситуациях. В случае подростков девиация в поведении, как правило, имеет негативное значение, так как одним из этапов социализации подростка является принятие социальных и культурных норм общества, ввиду чего девиант-ное поведение существенно нарушает процесс социализации, что в конечном итоге, негативно сказывается на процессе развития личности подростков.

Ввиду этого, проблема изучения специализированных социальных технологий, которые позволят предотвратить и скорректировать девиантное поведение подростков имеет высокую социальную значимость.

В организации профилактической работы с девиант-ными подростками приоритетной задачей является организации взаимодействия субъектов данного процесса - социальных работников (педагогов, психологов), школы (реабилитационного центра), родителей и самого подростка. В основу организации взаимодействия субъектов социальной работы ложится теория о том, что воздействие по коррекции (профилактики) девиант-ного поведения должно быть комплексным. То есть все участники социальной работы должны иметь общие цели, план и пути их реализации, систему оценки результатов. При этом, каждый из субъектов социальной работы выполняет свою уникальную функцию.

Процесс профилактической работы с подростками, склонными к конфликтному межличностному взаимодействию должен включать в себя этапы:

1. Диагностика проблемы (наличия/отсутствия девиации степени ее выраженности).

2. Постановка цели профилактической работы (например, коррекция либо профилактика, кконкретной особенности поведения).

3. Выбор методов и технологий профилактической работы, исходя из цели.

4. Составление плана профилактической работы и выбор субъектов, участвующих в ней.

5. Непосредственно процесс профилактической работы и его текущий контроль.

6. Итоговый контроль результатов профилактической работы.

7. Мониторинг (при необходимости, если необходима серия мероприятий в рамках работы с тем или иным подростком).

В процессе реализации этапов профилактической работы необходимо продумать состав и функции субъектов педагогической деятельности. Социально педагогическая поддержка по своему содержанию является особый специфический деятельностью, который предусматривает предупреждение о них возникающих форм деструктивного поведения в обществе, осмысления сущности возникающей (возникшей) проблемы

(трудности), возможностей и способов ее преодоления, а также побуждение ребенка (подростка, семьи) к самостоятельности и активности в этом. Социально-педагогическая помощь и социально-педагогическая поддержка являются формами педагогической деятельности, направленной на социализацию. Социально-педагогическая деятельность, в свою очередь, представляет собой разновидность профессиональной деятельности по оказанию помощи детям и подросткам в процессе их социального развития и социализации, освоения ими социальных правил, норм и ценностей. Кроме того, целью социально-педагогической деятельности является создание условий для их самореализации в обществе.

Материалы и методы исследования. В интересах выявления и оценки уровня конфликтов в межличностных отношениях подростков с девиантным поведением нами был выбран диагностический инструментарий, позволяющий оценить склонность к девиантному поведению стандартизированный тест-опросник «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)» (А. Н. Орел). Также с целью определения индивидуальной стратегии поведения в ситуации конфликта нами была использована тестовая методика американского социального психолога К. Н. Томаса (1973 г.). Данная методика позволяет выявлять стратегический стиль поведения человека в условиях конфликтного межличностного взаимодействия.

В исследовании принимали участие учащиеся 8-9 классов образовательных организаций юго-востока Московской области.

Результаты и обсуждение. На первом этапе исследования, нашей задачей было отобрать из общего числа исследовательской выборки, респондентов, склонных к девиантному поведению. Для этого нами был применен тест-опросник «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)» (А. Н. Орел), результаты которого представлены ниже на (рис. 1.). Это стандартизированный тест-опросник, предназначенный для измерения готовности подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения.

Анализ полученных данных, указывает на то, что у 47 респондентов по шкале № 1 «Установка на социальную желательность», отмечаются низкие показатели, что свидетельствует о неспособности респондентов давать социально одобряемые ответы. Анализ полученных данных по шкале № 2 «Склонность к нарушению норм и правил» указывает на то, что 40 респондентов, в той или иной мере демонстрирую подобное поведение. Результаты по шкале № 3 «Склонность к аддиктивному поведению», свидетельствуют о том, что 5 подростков склонны к такому поведению. Также полученные в ходе исследования данные, указывают на тот факт, что у 10 опрошенных подростков по шкале № 4 «Склонность к саморазрушающему поведению» наблюдаются высокие показатели. По результатам шкалы № 5 «Склонность к агрессии и насилию», выявлено, что 15 подростков склонны к проявлению агрессии. Анализируя результаты по шкалам № 6 «Волевого контроля эмоциональных реакций» и № 7 «Склонность

к делинквентному поведению», мы можем констатировать следующее: 10 опрошенных имеют слабый эмоционально-волевой контроль, и могут быть склонны к де-линквентому поведению.

Таблица 1

Результаты диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП А. Н. Орел)

36 35 56 32 27 26 36 46

37 44 59 68 68 65 32 37

38 35 59 27 27 45 37 45

39 44 50 32 32 26 21 34

40 35 56 54 58 67 45 32

41 44 56 66 62 67 37 28

42 35 53 32 24 32 22 22

43 35 56 27 22 22 26 37

44 35 53 20 27 45 32 22

45 35 53 32 32 22 21 36

46 35 59 62 66 65 26 32

47 35 56 27 22 32 45 22

48 44 59 68 68 67 27 47

49 44 59 57 68 67 21 45

50 35 53 30 22 22 20 36

Примечание. 1 - шкала установки на социальную желательность, 2 - шкала склонности к нарушению норм и правил, 3 - шкала склонности к аддиктивному поведению, 4 - шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, 5 - шкала склонности к агрессии и насилию, 6 -шкала волевого контроля эмоциональных реакций, 7 - шкала склонности к делинквентному поведению.

Таким образом, полученные в ходе диагностики данные, по «Методике диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (авт. - А. Н. Орел), позволяют сделать вывод о том, что 18 респондентов проявляют те или иные формы девиантного поведения - аддикция, делинквентность, саморазрушающее поведение, агрессивное поведение и были отобраны для дальнейшего исследования.

На втором этапе исследовании, нашей задачей стояло определение стилей поведения в конфликтных ситуациях у подростков склонных к девиантному поведению. Для определения стилей поведения в конфликтных ситуациях мы использовали опросник описания стилей поведения К. Томаса. Результаты представлены на рис. 1.

№ испытуемого Шкалы (баллы)

1* 2 3 4 5 6 7

1 35 59 27 26 31 26 26

2 35 56 39 54 29 30 26

3 44 53 30 32 36 32 32

4 44 59 62 58 65 73 65

5 44 56 57 32 21 46 26

6 44 56 68 58 47 77 70

7 44 56 28 20 22 32 22

8 35 59 66 60 52 65 70

9 44 59 57 48 65 73 70

10 35 53 39 32 36 26 36

11 35 56 42 28 31 22 21

12 35 56 62 22 67 77 65

13 35 56 27 20 22 20 20

14 44 50 30 32 23 36 26

15 44 53 27 34 32 42 22

16 35 56 52 36 31 22 32

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 44 59 68 58 65 70 73

18 35 59 52 62 67 77 65

19 35 59 48 32 67 73 70

20 44 53 27 54 31 26 46

21 44 50 32 27 26 32 45

22 35 56 52 32 65 71 77

23 35 53 32 48 26 32 22

24 35 59 68 58 67 73 26

25 44 59 57 62 65 22 65

26 35 53 27 27 31 26 22

27 35 56 32 34 26 26 36

28 35 56 48 22 33 20 22

29 35 59 32 38 45 21 32

30 44 59 30 42 32 22 36

31 44 53 27 27 45 26 22

32 44 56 32 48 65 32 46

33 35 50 32 32 22 26 23

34 44 50 54 22 33 22 22

35 35 53 32 27 45 45 54

Результаты до применения программы

Сопернич Компроми ество

Сотруднич Конформи

ество

Стратегия поведения в конфликтной ситуации

Рис. 1. Результаты диагностики стилей поведения в конфликтной ситуации (К. Томас) Полученные данные, согласно ключу к тесту описания поведения К. Томаса, были систематизированы

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 43

9

1

3

1

4

по способам урегулирования конфликтови указывают на то, что в данной группе школьников 84 % респондентов (16 человек) придерживается непродуктивных стратегий поведения в конфликтной ситуации: противоборство (55 % респондентов (9 человек), избегание и конформизм (50 % респондентов (7 человек). В то время как сотрудничество и компромисс - наиболее эффективные стратегии поведения в конфликте, которые направляют оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения, в нашей исследовательской группе, данных стратегий придерживаются всего 5 % респондентов (2 человека).

Анализ полученных данных в результате проведения методик диагностики склонности к отклоняющемуся поведению и выявления стилей поведения в конфликтной ситуации у подростков склонных к девиантному поведению указывает на необходимость проведения комплекса мероприятий, направленных на обучение выбору эффективных стратегий разрешения межличностных конфликтов, позволяющих не только конструктивно решать возникающие проблемы, но и сохранять отношения людей и скорректирует уже имеющиеся формы поведения.

Анализ причин и условий возникновения деви-антного поведения подростков, а так же выявленные в ходе диагностического исследования стили поведения в конфликтной ситуации у подростков с де-виантным поведением, позволяют нам разработать программу по профилактике конфликтов в межличностных отношениях подростков с девиантным поведением в условиях образовательной организации, которая должна включать в себя мероприятия, направленные на:

1) снижение уровня агрессивного поведения;

2) формирование адекватной самооценки;

3) развитие навыков общения;

4) повышение эмоционально-волевого контроля.

Таким образом, нами была составлена программа,

которая была поделена на четыре вышеуказанных блока. Данная программа реализовывалась нами совместно с социальным педагогом и психологом в образовательных организациях юго-востока Московской области. Занятия проходили в форме деловых игр с элементами социально-педагогического тренинга, с периодичностью один раз в неделю, продолжительностью по 40 минут. Краткое содержание программы представлено ниже в табл. 2.

Таблица 2

Содержание программы по профилактике конфликтов в межличностных отношениях подростков с девиантным поведением в условиях образовательной организации

№ Цель Мероприятия

1 Блок Цель: снижение уровня агрессивного поведения у подростков Упражнения: «Пожелания», «Мое качество» «Мне так не нравится, когда...» «Почему ты меня критикуешь?»«Конфликтные ситуации», «Рисунок вдвоем», «Подари добро по кругу»

2 Блок Цель: формирование адекватной самооценки у обучающихся Упражнения: «Я ценю себя за то...», «Я лучше всех умею делать», «Ты мне нравишься», «Розовый куст». Деловая игра: «Необитаемый остров».

3 Блок Цель: развитие навыков общения Упражнения: «Если бы..., я стал бы...», Ролевая игра: «Сглаживание конфликтов», «Снежинки», «В споре рождается истина»

4 Блок Цель: повышение эмоционально-волевого контроля Упражнения: «Эмоции: плохие и хорошие», упражнение «Карусель эмоций», беседа «Я чувствую, что думают другие», беседа «Я - чувствую, когда другу нужна помощь».

На заключительном этапе исследования, после реализации разработанной нами программы, нами было повторно проведено исследование при помощи теста К. Томаса, позволяющее оценить какую стратегию в конфликтной ситуации выбирают подростки, входящие в состав исследовательской выборки.

Стоит отметить, что несмотря на непродолжительность применения профилактической программы, полученные результаты указывают на то, что все же наблюдается положительная динамика (рис. 2).

Если на первом этапе исследования большинство респондентов выбирали неконструктивные стили поведения в конфликте, такие как соперничество,

избегание и конформизм, то сейчас 75 % от числа респондентов (11 человек) напротив предпочитают такие стили как: компромисс и сотрудничество, это означает, что подростки пересмотрели свою позицию по отношению к друг другу и стали охотнее идти на контакт, самостоятельно предпринимали попытки договориться и найти общее решение, компромисс. Кроме того, полученные нами данные указывают на высокую результативность применения предлагаемой нами программы по профилактике конфликтов в межличностных отношениях подростков с девиант-ным поведением в условиях образовательной организации.

Рис. 2. Результаты сравнения проведения методики К. Томаса до и после применения профилактической программы Выводы:

1. Применение вариативного диагностического инструментария по выявлению стратегий поведения деви-антных подростков в условиях конфликтного взаимодействия позволяет в последующем выстраивать более эффективною профилактическую работу;

2. Социально-педагогическая конфликтов в межличностных отношениях подростков с девиантным поведением в условиях образовательной организации предполагает разработку мероприятий, направленных на снижение уровня агрессивного поведения у подростков, формирование адекватной самооценки у обучающихся, развитие навыков общения, повышение эмоционально-волевого контроля.

Перспективы. В дальнейших исследованиях необходимо более детально изучить индивидуально-личностные характеристики подростков с девиантным поведением в условиях конфликтного межличностного взаимодействия, что позволит субъектам образовательной среды персонифицировать профилактическую работу с данной категорией лиц.

фликтология» URL:http://elar.urfu.ru/handle/10995/1482 (дата обращения: 20.01.2020).

11. Мельничук А. В. Педагогические основы управления конфликтами в поликультурном образовательном пространстве : дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2014. С. 28-29.

12. Метлякова Л. А. Конфликтология : учебно-методическое пособие: направления подготовки 44.03.02 -«Психолого-педагогическое образование» и 39.03.03 -«Организация работы с молодежью». Пермь : Перм. гос. гуманит.- пед. ун-т. 2016. 208 с.

13. Овсянникова Е. А. Конфликтология : учебно-методическое пособие / Е. А. Овсянникова, А. А. Серебрякова. М. : ФЛИНТА, 2015. 335 с.

14. Позднякова М. Е. Особенности девиантно-го поведения современной российской молодежи: на пути криминализациии десоциализации // Россия реформирующаяся. 2017. № 15. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-deviantnogo-povedeniya-sovremennoy-rossiyskoy-molodezhi-na-puü-kriminalizatsiii-desotsializatsii.

15. Федорова Г. Г. Предпосылки возникновения асоциальности в поведении детей : Сборник научных трудов: Модернизация системы образования: подходы, решения, опыт реализации. СПб, 2016. 231 с.

16. Хасан Б. И. Конструктивная психология конфликта. СПб. : Питер, 2005. 250 с.

17. Хасан Б. И., Сергоманов П. А. Психология конфликта и переговоров. М. : Академия, 2006. 190 с.

18. Хорни К. Наши внутренние конфликты. М. : ЭКСМО-Пресс, 2012. 240 с.

19. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. М. : Педагогическое общество России, 2002. 224 с.

20. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М. : Смысл, 2001. 365 с.

Библиографический список

5. Анцупов А. Я. Конфликтология : учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. М. : ЮНИТИ, 2012. 490 с.

6. Афонькова В. М. К вопросу о конфликтах в процессе общения в коллективе // Общение как педагогическая проблема / В. М. Афонькова. М. : Просвещение,

2016. 231 с.

7. Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира / под ред. Е. И. Степанова. М. : ИНФРА-М,

2017. 457 с.

8. Базелюк В. В. Разрешение педагогических конфликтов : учебное пособие. Челябинск : ЧГПУ, 2015. С. 121.

9. Клименских М. В. Педагогические конфликты в школе : учебное пособие / М. В. Клименских, И. А. Ершова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал, федерал, ун-т. Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2015. 76 с.

10. Мельник Н. Б., Осипова М. В. Учебно-методический комплекс дисциплины «Педагогическая кон-

Bibliographic list

1. Antsupov A. Ya. Conflictology: Textbook for universities / A. Ya. Antsupov, A. I. Shipilov. M. : UNITY, 2012. 490 р.

2. Afonkova V M. On the issue of conflicts in the process of communication in a team // Communication as a pedagogical problem / V M. Afonkova. M. : Education, 2016. 231 p.

Banykina S. V. Pedagogical conflictology: state, problems of research and development prospects // Modern conflictology in the context of a culture of peace / ed. E. I. Ste-panova. M. : INFRA-M, 2017. 457 p.

3. Bazelyuk V. V. Resolution of pedagogical conflicts: textbook. allowance. Chelyabinsk : ChGPU, 2015. P. 121.

4. Klimenskikh, M. V Pedagogical conflicts at school: [proc. allowance] / M. V Klimenskikh, I. A. Ershova; Ministry of Education and Science Ros. Federation, Ural, federal, un-t. Yekaterinburg : Publishing house Ural, un-ta, 2015. 76 p.

5. Melnik N. B., Osipova M. V Educational and methodological complex of the discipline «Pedagogical conflictology». URL: http://elar.urfu.ru/handle/10995/1482 (date of access: 01/20/2020).

ЕСКИЕ НАУКИ 45

6. Melnichuk A. V. Pedagogical foundations of conflict management in a multicultural educational space : thesis ... cand. ped. n. Rostov n/D, 2014. PP. 28-29.

7. Metlyakova L. A. Conflictology: study method. manual: areas of training 03/44/02 - «Psychological and pedagogical education» and 03/39/03 - «Organization of work with youth». Perm : Perm. state humanit.-ped. un-t. 2016. 208 p.

8. Ovsyannikova E. A. Conflictology: teaching aid / E. A. Ovsyannikova, A. A. Serebryakova. Moscow : FLINTA, 2015. 335 p.

9. Pozdnyakova M. E. Features of deviant behavior of modern Russian youth: on the way of criminalization and desocialization // Russia reforming. 2017. No. 15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-deviantnogo-povedeniya-sovremennoy-rossiyskoy-molodezhi-na-puti-kriminalizatsiii-desotsializatsii.

10. Fedorova G. G. Prerequisites for the emergence of asociality in the behavior of children. Collection of scientific papers. Modernization of the education system: approaches, solutions, implementation experience. St. Petersburg, 2016. 231 p.

11. Hasan B. I. Constructive psychology of conflict. St. Petersburg : Peter, 2005. 250 p.

12. Khasan B. I., Sergomanov P. A. Psychology of conflict and negotiations. M. : Academy, 2006. 190 p.

13. Horney K. Our internal conflicts. M. : EKSMO-Press, 2012. 240 p.

14. Shchurkova N. E. Pedagogical technology. M. : Pedagogical Society of Russia, 2002. 224 p.

15. Yasvin V. A. Educational environment: from modeling to design. M. : Meaning, 2001. 365 p.

Информация об авторах

А. А. Зуйкова - доцент кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук;

А. И. Сафронов - доцент кафедры физического воспитания Государственного гуманитарно-технологического университета, кандидат педагогических наук;

М. Б. Костиков - заместитель директора по воспитанию, социализации, дополнительному образованию и безопасности обучающихся ГБОУ «Школа №1212 Щукино» г. Москвы.

Information about the authors

A. A. Zuykova - Associate Professor of the Department of Pedagogy of the Educational and Scientific Complex of the Psychology of Performance, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', candidate of psychological sciences;

A. I. Safronov - Associate Professor ofthe Department of Physical Education of the State Humanitarian and Technological University, Candidate of Pedagogical Sciences;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

M. B. Kostikov - Deputy Director for upbringing, socialization, additional education and safety of students of the State Budgetary Educational Institution «School No. 1212 Shchukino» in Moscow.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 20.06.2022; одобрена после рецензирования 12.07.2022; принята к публикации 15.08.2022.

The article was submitted 20.06.2022; approved after reviewing 12.07.2022; accepted for publication 15.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.