Особенности межличностных конфликтов вызванных девиантным поведением подростков.
Бочкарникова Эдуарда Георгиевна
Педагог дошкольного образования, ГБОУ Школа N"547, ДО №3 127051, Россия, г. Москва, ул. Сретенка, 29
Николаева Алла Алексеевна
кандидат социологических наук
доцент, кафедра Теория и практика управления, ФГБОУ ВО Московский Государственный Психолого
Педагогический Университет
127051, Россия, г. Москва, ул. Сретенка, 29
Савченко Ирина Алексеевна
кандидат политических наук
доцент, кафедра Теория и практика управления, ФГБОУ ВО Московский Государственный Психолого
Педагогический Университет
127051, Россия, г. Москва, ул. Сретенка, 29 И [email protected]
Статья из рубрики "Педагогическая психология"
Аннотация.
Предметом исследования в статье является понятие конфликта, в частности, его основные особенности в социальных группах. Проанализированы особенности межличностных конфликтов в социальной группе; представлена краткая характеристика учащихся с девиантным поведением, охарактеризованы причины межличностных конфликтов в подростковой среде. Было проведено эмпирическое исследование особенностей проявления конфликтов во взаимоотношениях среди учащихся с девиантным поведением. Изучены характерные проявления межличностных взаимоотношений и специфики поведения в конфликтах у детей, которым девиантное поведение не свойственно, и у детей, которые проявляют черты девиантности. В статье подробно описано проведение диагностики по методике диагностики склонности к отклоняющемуся поведению А. Н.Орела. По результатам проведенного эмпирического исследования было установлено, что адекватный стиль поведения в конфликте у школьников сдевиантным поведением не сформирован, так как навыки достижениякомпромисса и сотрудничества у них развиты в недостаточной мере. В то жевремя, было выявлено, что стиль поведения девиантного подростка вконфликте во многом обусловлен его положением в группе, его социометрическим статусом, лидерскими качествами.
Ключевые слова: конфликт, межличностный конфликт, девиантное поведение, аддиктивное поведение, Саморазрушающее поведение, Делинквентное поведение,
социометрическое исследование, гендерное распределение, группа, лидерский потенциал
DOI:
10.7256/2454-0676.2018.4.27476
Дата направления в редакцию:
28-12-2018
Дата рецензирования:
17-12-2018
Для любого человека характерно участие в общественной жизни, при этом, он выступает в ней не в качестве изолированного индивида, а как член социальных общностей. Деятельность человека во многом определена деятельностью тех групп, в которые он является включенным, а также внутригрупповым и межгрупповым взаимодействием. Ведущей деятельностью, которая проявляется при взаимодействии детей в группе, является коммуникативная. Общаясь со своими сверстниками в коллективе, ребенок получает необходимые знания, развивает коммуникативные умения, удовлетворяет эмоциональные потребности.
Детский коллектив как социальная группа с одной стороны, выступает как социально-педагогическое явление, развивающееся под влиянием педагогов. С другой же стороны, для этой группы характерно наличие определенной саморегуляции, обусловленной существующими внутригрупповыми процессами. Являясь своеобразной малой группой, школьный коллектив представляет собой генетически одну из ранних ступеней социальной организации, где у ребенка развивается общение и разнообразные виды деятельности, формируются отношения со сверстниками, столь важные для становления его личности
Важнейшим фактором, обеспечивающим успешность социализации личности в обществе и коллективе, является ее характер взаимодействия с окружением. Одним из наиболее значимых факторов, влияющим на специфику такого взаимодействия, является проявление конфликтного поведения.
Предметом исследования в рамках статьи, являются выявление взаимосвязи между социометрическим статусом девиантных подростков и степенью их конфликтности.
В настоящее время в психологической литературе разработаны и описаны основные подходы к исследованию конфликтов и особенностей конфликтного поведения Они отражены в работах А.Я. Анцупова, В.Г. Зазыкина, А. А. Вахина, Н.В. Гришиной, С.И. Ериной, В.А. Хащенко, Б.И.Хасан, А.И. Шипилова и других. Это диспозиционный, ситуационный, реципрокный, онтологический подходы. Исследователями отмечается, что каждая из значительных психологических систем определенным образом определяют свое отношение к конфликтам и причинам конфликтного поведения, то есть представителями различных психологических подходов сущность и причины конфликтов
определяются различным образом. В психологии, исследователями конфликт рассматривается как столкновение противоположно напрвленных, несовместимых друг с другом тенденций в осознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимотношениях, или межличностных отношениях индивидов или групп людей,
связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями
Наиболее остро это отражается на детях. Так как подростки не всегда могут дать оценку своим действиям и поступкам, возникает барьер непонимания со стороны как взрослых, так и сверстников, что неизбежно ведет к межличностным конфликтам.
Конфликт представляет собой один из источников самовыдвижения и саморазвития ребенка, он также может существовать как развертывание его различных противоречивых стремлений. Конфликт представляет собой движение, в котором заключается единство прерывности и непрерывности, и находит выражение объективность и преемственность процесса развития конфликтных проявлений ребенка
Поведение и отношения детей в конфликтной ситуации в целом подчиняется общим закономерностям протекания конфликтов. Согласно исследованиям К. Томаса, детьми, так же как и взрослыми, в конфликтных ситуациях могут использоваться пять основных стратегий поведения: приспособление, сотрудничество, компромисс, соперничество, избегание. Использование любой из них определяется ведущими интересами сторон и
стремлением каждой из них достигнуть личных целей [61.
В контексте данного исследования обозначим два вида межличностных конфликтов, которые представляют интерес для изучения: это конфликты между детьми, и конфликты между ребенком и группой детей.
Конфликт между самими детьми подразумевает отстаивание интересов перед оппонентом. Благоприятные взаимоотношения со сверстниками играют огромную роль в младшем школьном возрасте, ведь дружба — «дорогая жизни» для ребенка.
Конфликт между ребенком и группой детей— это разногласия между сверстниками, отстаивающими свою точку зрения либо одному человеку, либо группе, это приводит к непониманию, нарушению коллектива и отношений в нем. Так, к примеру, это могут быть конфликты между подростками, имеющими различный социальный статус, например, группой «звезд» и ребенком со статусом «изгой», или же конфликты гендерного типа.
Характеризуя специфику протекания конфликтов между подростками, следует отметить, что в целом явление конфликта абсолютно типично для межличностных взаимоотношений в группе и выступает при соответствующих условиях источником для их развития. Конфликтовать и ссориться могут практически все дети. Однако, иногда межличностные конфликты между подростками могут принимать неконструктивные формы, особенно часто это случатся в группах подростков, характеризующихся девиантным поведением.
Под девиантным поведением понимается такое поведение индивида в социуме, которое отличается по своим мотивам, ценностным ориентациям и результатам от принятых в данном обществе, социальном слое, группе норм, ценностей, идеалов, нормативных стандартов. Характерной особенностью девиантного поведения является его
способность к нарушению стабильности процессов социального взаимодействия151. Стоит отметить, что за последние десять лет, тема девиации подростков редко
поднималась в научных трудах исследователей. Следовательно, аналитическая часть исследования мало изучена, что не позволяет нам в полной мере глубоко и широко рассмотреть изучаемую проблему. Так, понимание девиантного поведения в теоретических иссследованиях является относительным, поскольку оно соизмеряется
только с культурными нормами данной группы Например, преступники считают
нормальным видом зароботка вымогательство, однако, большая часть населения считает такое поведение девиантным. Это касается и некоторых видов социального поведения: в одних обществах они считаются девиантными, в других нет^11^.
В подтверждении данного тезиса были опрошены педагоги и специалисты общеобразовательной школы города Москвы, которые помогли выявить наиболее сложные группы детей, по следующим критериям: успеваемости, социальной адаптации, общении и взаимоотношении со взрослыми и сверстниками. По определению психологов, девиантное поведение, ставится ребенку в возрасте 10 лет, так как на данном этапе происходит переход в подростковый возраст. Ребенок наиболее остро реагирует на внешние нормы и понятия, а его поведение выходит за общепринятые границы, когда подросток уходит в крайности поведения: хулиганство, воровство, бродяжничество,
прием запрещенных препаратов и т.д. ПШ. В связи с этим для данного исследования мы выбрали подростков на раннем этапе проявления девиантного поведения. Таким образом, выборка исследования, напрвленного на выявление девиантного поведения, составила 60 подростков, в возрасте 10-14 лет. Выборка включала как мальчиков (65%), так и девочек (35%). В исследовании приняли участия подростки из полных (28 (46%)человек) и неполных (32 (53%) человека) семей. Таким образом, выборка была оптимизирована нами по возрастному, гендерному и социальному признаку, что обеспечило ее репрезентативность.
Как было выше упомянуто, в последнее время данная тема малоизучена, поэтому наше ис с ле дов а ние боле е нос ит ха ра кте р ко л ич е с тв е нно г о а на лиз а, не ж е ли ка ч е с тв е нно г о .
Методы исследования. С целью выявления особенностей проявления конфликтов в межличностных взаимоотношениях среди учащихся с девиантным поведением, было проведено исследование характерных проявлений межличностных взаимоотношений и специфики поведения в конфликтах у детей, которым девиантное поведение не свойственно, и у детей, которые проявляют черты девиантности (диагностика проводилась по методике «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» А. Н. Орела). Тестирование осуществлялось как в индивидуальной, так и в групповой форме (фронтально). Исследование проводилось на протяжении 2 месяцев на базе средней общеобразовательной школы. От всех родителей учащихся было получено разрешение на проведение психологической диагностики. Обработка результатов осуществлялась при помощи количественного и качественного анализа данных.
Мы предположили, что специфика межличностных взаимоотношений взаимосвязана с показателями социометрического статуса в группе, при этом, у учащихся с девиантным и нормальным поведением они будут различаться по данному параметру. Для этого было проведено социометрическое исследование, в ходе которого был определен социометрический статус подростков в каждой из выборок исследования. Количественные показатели представлены в таблице 1.
Таблица 1
Данные социометрического исследования по Дж. Морено.
гт-:-гг-1-г-1
Статус ребенка в классе Подростки с девиантным поведением (%) Подростки, не проявляющие девиантного поведения (%)
Звезды 15% 5%
Предпочитаемые 20% 17%
Принятые 33% 23%
Непринятые 20% 25%
Изгои 12% 20%
Было установлено, что подростки, характеризующиеся признаками девиантного поведения, имеют преимущественно высокий социометрический статус, однако, некоторые ребята из данной группы имеют выраженные качества «аутсайдера». Проведя наблюдение за такими детьми, были определены основные характеристики их поведения: это склонность к аддиктивному поведению и преодолению норм и правил, что вызывает привлекательность у других учащихся, однако, является и основной причиной конфликтов, провоцируемых такими детьми (что наглядно видно в таблице 2).
Таблица 2
Данные диагностики склонности к отклоняющемуся поведению по А. Н. Орелу
Шкала методики «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» А. Н. Орела Подростки, не проявляющие девиантного поведения (%) Подростки с девиантным поведением (%)
Преодоление норм и правил 34% 65%
Аддиктивное поведение 22% 69%
Саморазрушающее поведение 11% 34%
Агрессия и насилие 36% 62%
Эмоциональные реакции 45% 73%
Делинквентное поведение 29% 41%
При этом мы определили, что наиболее несдержанно и агрессивно ведут себя школьники, претендующие на определенную роль или статус в коллективе сверстников. Было установлено, что для учащихся с девиантным поведением крайне важно лидировать и всегда находиться в центре внимания. Их уровень социальных притязаний оказывается более противоречивым и завышенным по сравнению с реальной ситуацией. Во многом, это может быть обусловлено социальной ситуацией развития таких детей: чаще всего их воспитание проходит в неблагополучных семьях. Поэтому различными путями они стремятся к компенсации своего плохого положения, привлечения к себе внимания, завоевания симпатии и таким образом удовлетворения потребности в признании, повышении самооценки. Такие подростки в большей степени склонны к проявлению агрессии и насилия, чем подростки, воспитывающиеся в благополучных
семьях [41.
Наблюдение показало, что достаточно жесткие воспитательные рамки, которые устанавливаются школой, часто оказываются очень тесными для психики подростков с девиантным поведением. Попытки компенсировать недостатки внимания и воспитания путем неадекватного поведения ставит таких ребят в сильную зависимость от мнения, оценки и одобрения со стороны сверстников, которая может проявляться в двух крайних формах - максимальная податливость воздействию группы или же, наоборот, полное сопротивление и отрицание групповых ценностей.
Крайне опасным фактором в формирования позитивных межличностных взаимоотношений в детских группах при наличии в ней девиантно проявляющих себя детей может выступать и группа «профессиональных заговорщиков», плетущих вокруг себя интриги и демонстрирующих презрение и тщеславие в отношении одноклассников
[1]. С самого начала обучения в школе, у преимущественного большинства подростков зарождаются стойкие неприязненные отношения с агрессорами и манипуляторами. Однако, несмотря на это, часто они боятся в открытой форме конфликтовать с данной немногочисленной, хорошо организованной группой, так как быть униженным или даже
избитым не хочет быть не один нормальный ребенок
Кроме этого, у подростков с девиантным поведением конфликты могут возникать из-за их неумения договариваться между собой и адекватно выражать собственные мысли, эмоции или чувства, т.е. такого качества как коммуникативные трудности. Данное качество также обусловлено во многом спецификой семейного воспитания и проявляется из-за отсутствия необходимых коммуникативных навыков, неумения эффективно взаимодействовать и верно излагать собственные мысли, адекватно вести себя в сложных ситуациях межличностного взаимодействия, а также низкого уровня способности к сопереживанию (эмпатии). В большинстве случаев происходит это из того, что уровень жизни предъявляет высокие требования, родителям приходится много работать, у них практически нет времени на общение с собственным ребенком. Из-за повышенной физической и психологической нагрузками, родители испытывают эмоциональное напряжение. То есть, каждый раз когда что-то идет не так, и ребенок не соответствует ожиданиям, у родителей возникает раздражение, а вслед за ним и агрессия. В других случаях, семейные ценности родители заменяют на материальные, то есть, легче «откупиться» от ребенка, нежели уделить ему время на общение и формирование духовно-нравственных ценностей. Недостаточный уровень
сформированности выше указанных качеств у подростков приводит к агрессии и разочарованию. Неразвитость коммуникативных навыков и сниженный уровень самоконтроля могут приводить к всплеску эмоций и применению такими детьми агрессии в межличностных отношениях.
Таким образом, в ходе исследования было установлено: во-первых, по данным социометрического исследования мы определили, что девиантные подростки довольно часто имеют высокий статус в группе,обусловлено тем, что у них в большей степени проявляются лидерские качества, такие как доминирование над сверстниками; во-вторых, у девиантных подростков в большей степени, по сравнению со сверстниками с нормой поведения, выражены такие черты как агрессия, насилие, эмоциональтное реагирование, преодоление норм и правил, которые характерны для конфликтных личностей.
Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что адекватный стиль поведения в конфликте у школьников с девиантным поведением не сформирован, так как навыки достижения компромисса и сотрудничества у них развиты в недостаточной мере. В то же
время, было установлено, что стиль поведения девиантного подростка в конфликте во многом обусловлен его положением в группе, тем, какой он имеет социометрический статус, проявляет ли лидерские качества.
Библиография
1. Бочавер А.О., Хломов, К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей Школы Экономики. № 3.-2013.с. 149-159.
2. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. - М.: Владос, 2013. -240 с.
3. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 544 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
4. Дахин А. Н. Буллинг в школе и не только // Сибирский педагогический журнал.-№ 6. - 2015.- с. 208 - 214.
5. Иванченко Р. Б., Соловьев В. С. Современные подходы к определению и классификации школьного насилия // Вестник Воронежского института МВД России.-№ 1. - 2014. - с. 1 - 5.
6. Коновалов А.Ю. Школьные службы примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / под общ. ред. Л.М. Карнозовой. -М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа»,2012
7. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - М.: Владос-Пресс, КДУ, 2013. - 286 с.
8. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей / Г. И. Макартычева.-СПб.: Речь, 2007.-368 с.
9. Рожков, М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением / М.И. Рожков. - М.: Книга по Требованию, 2014. - 240 с.
10. Рудакова, И. А. Девиантное поведение / И.А. Рудакова, О.С. Ситникова, Н.Ю. Фальчевкая. - М.: Феникс, 2016. - 160 с.
11. Селиванова, О.А., Шевцова, Т.С. Профилактика агрессии и жестокости в образовательном учреждении: монография.-Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011.-232 с.
12. Федорова Н. В. Философский анализ понятия «Девиантность» / Н. В. Федорова // Омский научный вестник.-№4 - 2014. - с. 70 - 73.
13. Чухрова М. Г., Чухров А. С. Девиантное поведение в некоторых молодежных субкультурах / М. Г. Чухрова, А. С. Чухров // Мир науки, культуры, образования.-№ 6. - 2011.- с. 292 - 296.