Научная статья на тему 'Девиантное поведение и формы его проявления в подростковом возрасте'

Девиантное поведение и формы его проявления в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4758
518
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОСТЬ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / DEVIANT BEHAVIOUR / ПОДРОСТКИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ / ADOLESCENTS WITH DEVIANT BEHAVIOUR / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ADOLESCENCE / СОЦИАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННЫЕ НОРМЫ / SOCIAL NORMS / ДЕВИАНТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / DEVIANT PSYCHOLOGY / DEVIANTNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пискарёва Марина Владимировна

В статье анализируется состояние разработанности проблемы психологии девиантного поведения. Отмечено, что в современных исследованиях отклоняющегося от нормы поведения личности фиксируется рост числа подростков с девиантными чертами характера. Автором рассмотрены аспекты, характеризующие проявление девиантных форм поведения, систематизированы данные исследований по определению девиантного поведения. В итоге эмпирического исследования, в частности на результаты экспертных оценок, обозначены формы девиантного поведения. Результаты проведенного анализа позволяют сделать частные выводы, представляющие интерес для дальнейшего изучения характеристик раннего проявления девиантного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and methodological character of early manifestation of deviant behaviour

The article deals with the aspects characterising the manifestation of deviant forms of behaviour in the early stages of adolescent development. This work expresses the anxiety in contemporary studies of deviant behaviour of the individual, the growth of teenagers with deviant traits. The article deals with the aspects characterising the manifestation of deviant forms of behaviour, systematised research data to determine deviant behaviour. As a result, of empirical research, based on the experts ' conclusions, the forms of deviant behaviour are indicated. The results of our analysis allow us to draw particular conclusions, of interest for further study of the theoretical and methodological nature of early manifestations of deviant behaviour.

Текст научной работы на тему «Девиантное поведение и формы его проявления в подростковом возрасте»

ДЕНИаНТНТОПЮЕДеНИе и формы его проявления в подростковом возрасте

УДК 159.923

Пискарева Марина Владимировна

Костромской государственный университет zkm-66@yandex.ru

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

В статье анализируется состояние разработанности проблемы психологии девиантного поведения. Отмечено, что в современных исследованиях отклоняющегося от нормы поведения личности фиксируется рост числа подростков с девиантными чертами характера. Автором рассмотрены аспекты, характеризующие проявление деви-антных форм поведения, систематизированы данные исследований по определению девиантного поведения. В итоге эмпирического исследования, в частности на результаты экспертных оценок, обозначены формы девиантного поведения. Результаты проведенного анализа позволяют сделать частные выводы, представляющие интерес для дальнейшего изучения характеристик раннего проявления девиантного поведения.

Ключевые слова: девиантность, девиантное поведение, подростки с девиантным поведением, подростковый возраст, социально-общественные нормы, девиантная психология.

Нестабильная экономика, резкие подъемы и спады производства, разделение социального жизненного уровня, пересмотр системы ценностей и стереотипов, активная динамика изменений нормативной базы образовательного процесса - характеристика современных условий жизни общества. Тревожными стали симптомы роста числа детей и молодежи с девиантным поведением. В отечественной психологии тема де-виантного поведения не имеет такой теоретической школы, и эмпирического подкрепления как в зарубежной науке. Но, как и зарубежные специалисты, так и отечественные авторы не имеют единой точки зрения по определению девиантного поведения. Одни ученые видят в проявлении девиантности любые изменения социальных правил; другие считают девиантным поведением - нарушение правовых норм; третьи определяют девиантное поведение как совершение криминальных действий (убийство, воровство и т.д.); четвертые считают девиантным поведением личностные изменения (наркомания, алкоголизм, проявления любой агрессии). Но в любом случае девиантное поведение связано с несоответствующими общественным стереотипам: человеческим поведением, видами деятельности, правилами поведения, установками, ценностями.

Психологическое изучение проблем девиантности выстраивается на нескольких основных теоретических подходах:

- Социо-культурной динамики, мобильности (П. Сорокин, 1992);

- Функционального анализа социальных явлений, анализа дисфункциональных явлений, культурных ценностей (Р. Мертон, 1992);

- Распад социальных ценностей (Э. Дюркгейм, 1994);

- Проявление агрессивного поведения (З. Фрейд 1990, А. Фрейд 1990, Э. Фром 1994, Г. Паренса 1997 и др.);

- «Наклеивание ярлыков», присваивание штампов (Г. Беккер, 2003);

- Взаимосвязь низкой самооценки и девиантно-го поведения. (К. Бейли, 2017);

Несмотря на фундаментальный опыт исследований, сегодня нет целостного описания проявления девиантного поведения.

И.А Фурманов полагает, что «Девиантное или отклоняющееся поведение, поскольку оно не обусловлено нервно-психическими заболеваниями, - понятие социально-психологическое, так как обозначает отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья» [8, с. 7]. Приводя данные исследования подростков 11 лет, ученый утверждает, что данная категория исследуемых показывает наиболее высокий уровень агрессии. Причем, И.А. Фурманов считает, что для подростков 10-11 лет присуща физическая агрессивность, но слабо выражена косвенная. А подросткам 12-13 лет незначительно присуща вербальная агрессивность, отмечается рост физической агрессии, но наиболее выраженным становится негативизм (64%).

Кросскультурные исследования также показывают, что одной из основных причин проявления девиантного поведения было принято считать часто встречаемые формы детской агрессии.

З. Фрейд изучал способы перенаправленности агрессии на объект, чтобы субъект мог насыщать свои личностные потребности, применяя максимум агрессии (1990). Последователем идей З. Фрейда стала его дочь Анна, которая изучила и описала разные формы выражения детской агрессивности. Проблемам проявления человеческой агрессивности посвятил свои труды психоаналитик, философ Э. Фромм. В книге «Анатомия человеческой деструктивности» автор раскрыл деструктивное поведение в человеке как проблемную систему зла индивида, социума, истории человеческого рода (1994).

К наиболее известным исследованиям деви-антного поведения относится работа американского психолога Г. Паренса «Агрессия наших детей» (1997), в которой автор так же определяет формы детской агрессии.

86

Вестник КГУ 2018

© Пискарева М.В., 2018

В советский период проблема агрессивности активно не изучалась. Понятие агрессивности упоминалась как явление присущее исключительно западному обществу (Н.Д. Левитов (1967), Т.Г. Румянцева (1989)). Н.В. Аликина (1991), В.И. Се-кун (1997) считают, что исследования агрессивности в наше время носят часто бессистемный, эпизодический, в крайнем случае, сравнительный характер.

Характер девиантного поведения так же определяется отклонением от общественных норм поведения с проявлением эмоциональных нарушений форм поведения: истерик, грубого обращения, упрямства и т.п.

На современном этапе изучение проблемы де-виантного поведения получила освещение в ряде научных работ Ю.Ю. Комлева (2014-2016). По мнению автора, особую тревогу вызывает то, что де-виантность в поведении проявляется уже у детей раннего возраста. У этой категории детей отмечается прогрессирующая отреченность, повышенная возбужденность, духовная бедность, бесцеремонность, негативность в отношениях с окружающими. Статистические данные молодежной преступности приводятся в работах Е.В. Демидовой-Петровой (2014). В.Т. Кондрашенко (1988), анализируя проблемы девиантного поведения, указывает на разнообразные изменения в нарушениях поведения, а также на изменения поведения при нервно-психических заболеваниях. А.Г. Ковалев (1965) к основным признакам отклоняющегося поведения относит поведение, не соответствующее общественным требованиям, социальным установкам.

Девиантность в отношениях - это способ структурирования личностных черт характера, направленных на нарушение существующих норм поведения в конкретной социальной группе и формирование собственных, отличных от других норм поведения.

По определению И. С. Кона девиантное поведение - «это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали» [3, с. 237].

Таким образом, современная психологическая наука раскрывает далеко не однозначную картину проявления девиантного поведения. Анализ как отечественной, так и зарубежной литературы обуславливает дальнейшее изучение и уточнение сущности и содержания девиантного поведения.

В целях изучения предпочитаемых моделей девиантного поведения нами был проведен опрос группы респондентов.

В число опрашиваемых были отобраны лица разных социальных, возрастных групп, а также лица с отклоняющимся от норм социальным поведением.

Опрос проводился посредством анкетирования. В нем приняли участие 54 студентов КГУ им. Некрасова (из них 40 женщин и 14 мужчин), 60 преподавателей общеобразовательных школ г. Костромы, 115 родителей учащихся пятых классов костромских школ (из них 99 женщин и 16 мужчин), 77 родителей детей из семей, находящихся в социально опасном положении, относящимся к семьям «группы риска» в Костроме и Костромской области, состоящие на учете в Комплексных центрах социального обслуживания населения (далее сокращенно КЦСОН). Данная категория родителей склонна к проявлению девиантного поведения, среди них 67 женщин и 10 мужчин.

Респондентам предлагались утверждения, обозначающие формы девиантного поведения. Из них респонденты могли выбрать несколько: а) уход из дома; б) злоупотребление спиртными напитками; в) употребление веществ с наркотической подоплекой; г) раннее начало половой жизни; д) хулиганство; е) воровство; ж) курение. Результаты исследования представлены на диаграммах.

80

70

60

50

40

30

20

10

х ■ и. I к ■

Уход из дома Злоупотребление Употребление алкогольными веществ с напитками наркотической подоплекой

Ранее начало полоой жизни

Хулиганство

Воровство

Курение

■ родители общеобразовательных школ ■ родители семей состоящих на учете в КЦСОН

■ преподаватели общеобразовательных школ ■ студенты

Рис. 1. Сравнительная диаграмма представлений о модели поведения, отклоняющегося от нормы

0

ДЕВИАНое^ИвГИйИе и формы его проявления в подростковом возрасте

Из предложенных утверждений моделей поведения, отклоняющегося от нормы, наибольшее количество выборов пришлось на злоупотребление алкогольными напитками, хулиганство, воровство, курение, употребление веществ с наркотической подоплекой. При этом выбор групп разных социальных прослоек оказался неоднозначным. Выбор родителей общеобразовательных школ (условная норма) остановился на: злоупотребление алкогольными напитками (33%), употребление веществ с наркотической подоплекой (48%), хулиганство (40%), воровство (42%), курение (30%). Стремление выделиться среди коллектива сверстников одна из основных особенностей среднего подросткового возраста. Это состояние сопровождается эмоциональной тревожностью в поведении, в переживаниях по поводу своей не компетенции, то есть быть смешным в глазах сверстников. И родители правильно переживают, что в этот период подростки склонны к употреблению алкогольных и наркотических веществ.

Выбор «хулиганство» и «воровство» при родительском определении объясняется, прежде всего, тем, что в данном конкретном возрасте у подростков формируются такие черты характера как чувство собственного достоинства, самоутверждение, особенно в среде сверстников и первое чувство влюбленности. Чувство взросления провоцирует ребенка бороться за свою независимость. Вместе с этим появляется желание противостоять всем советам старших, определяя их как нотации. Данные стремления приводят к дракам, грубым выражениям в адрес взрослых (констатируем факт хулиганства). А желание быть самостоятельным, первое чувство влюбленности требуют материальную поддержку. Но у нас в стране родители почему-то отрицательно относятся к такому простому решению данной ситуации как обеспечить своего чада

«карманными деньгами» и подростки решают эту проблему самостоятельно: за счет конфискации родительских «заначек» и денег из карманов товарищей (констатируем факт воровства).

Преподаватели общеобразовательных школ (условная норма) остановили свой выбор на: злоупотребление алкогольными напитками (29%), употребление веществ с наркотической подоплекой (18%), хулиганство (18%), курение (43%). Мы думаем, что данный выбор также связан с представлениями об особенностях подросткового возраста, описанными выше. «Раннее начало половой жизни» как форму девиантного поведения назвали только педагоги. Это, на наш взгляд, связано с наблюдениями педагогов физиологического формирования подростков и проявлениями их первых чувств влюбленности.

Студенты (условная норма) определи основными формами проявления ранней девиантности у подростков: употребление веществ с наркотической подоплекой (32%), хулиганство (22%), воровство (22%). Этот выбор, скорее всего также связан с индивидуальными особенностями развития подросткового возраста. При этом студенты полностью отрицают принадлежность курения (0%) к девиант-ному поведению, а также как форму девиантного поведения «алкоголизм» определили лишь 8%.

Родители семей, стоящих на учете в КЦСОН (девиантность), среди моделей раннего проявления девиантного поведения указали: уход из дома (50%), злоупотребление алкогольными напитками (30%), хулиганство (20%), воровство (28%), курение (27%). В «девиантной» группе определена форма проявления девиантного поведения, которая почти не была выбрана группой «условная норма»: уход из дома (50%). Это связано, прежде всего, с тем, что дети семей, стоящих на учете в КЦСОН (девиантность) часто подвергаются наси-

10

Уход из дома

Злоупотребление спиртными напитками

Употребление

веществ с наркотической подоплекой

Раннее начало половой жизни

Хулиганство

Воровство

Курение

¡родители общеобразовательных школ ■ родители семей состоящих на учете в КЦСОН ■ студенты

Рис. 2. Сравнительная диаграмма представлений о модели поведения, отклоняющегося от нормы (мужчины)

Вестник КГУ А 2018

12

8

6

4

2

0

88

60 Н

■.Ик II I

Уход из дома злоупотребление Употребление Ранее начало Хулиганство Воровство Курение

алкогольными веществ с полоой жизни напитками наркотической подоплекой

■ родители общеобразовательных школ ■ родители семей состоящих на учете в КЦСОН

■ преподаватели общеобразовательных школ ■ студенты

Рис. 3. Сравнительная диаграмма представлений о модели поведения, отклоняющегося от нормы (женщины)

лию и уход из дома для них единственный выход из трудно сложившейся ситуации. Но за уход подростков из дома родители несут административную ответственность, поэтому эта проблема для них актуальна. Родители семей, стоящих на учете в КЦСОН (девиантность), в выборе моделей раннего проявления девиантного поведения почти не замечают употребление веществ с наркотической подоплекой (2%). Скорее всего, большая часть опрошенных респондентов не сталкивалась с этой проблемой в жизненной ситуации.

При учете гендерных особенностей в процессе диагностики мы получили следующие результаты.

Уход из дома как одну из моделей отклоняющегося от нормы поведения выбрали в основном родители-мужчины общеобразовательных школ (40%) и мужчины-студенты (40%). Лиц мужского пола среди педагогов не было.

Злоупотребления алкогольными напитками вредной привычкой в основном считают родители-мужчины учащихся общеобразовательных школ (59%). Курение как форму отклоняющегося от нормы поведения чаще всего называют те же родители-мужчины (65%). Раннее начало половой жизни в качестве модели отклоняющегося от нормы поведения мужчины не выбрали. Хулиганство как самоцель для удовлетворения девиантных качеств при отклоняющегося от нормы поведения определили мужчины всех социальных групп: мужчины-родители учащихся общеобразовательных школ г. Костромы (33%), мужчины-студенты КГУ им. Некрасова (40%), родители-мужчины семей состоящих на учете в КЦСОН (30%).

На воровство как на признак девиантного поведения указали все социальные группы: родители-мужчины учащихся общеобразовательных школ г. Костромы (33%), мужчины-студенты КГУ им. Некрасова (38%), родители-мужчины семей состоящих на учете в КЦСОН (29%). Употребле-

ние веществ с наркотической подоплекой считают одной из основных форм проявления девиантного поведения: родители-мужчины общеобразовательных школ г. Костромы (42%), мужчины-студенты КГУ им. Некрасова (39%).

Уход из дома как одну из моделей отклоняющегося от нормы поведения выбрали в основном родители-женщины семей, состоящих на учете в КЦСОН (71%). Злоупотребления алкогольными напитками вредной привычкой главным образом считают родители-женщины учащихся общеобразовательных школ (21%), педагоги общеобразовательных школ (29%), родители-женщины семей, состоящих на учете в КЦСОН (32%). Курение как форму отклоняющегося от нормы поведения отметили в основном педагоги общеобразовательных школ (43%). Раннее начало половой жизни в качестве модели отклоняющегося от нормы поведения выбрали только преподаватели общеобразовательных школ. Хулиганство как самоцель для выражения девиантных качеств при отклоняющемся от нормы поведении определили главным образом женщины-родители учащихся общеобразовательных школ г. Костромы (57%). На воровство как на признак девиантного поведения указали в основном женщины-родители учащихся общеобразовательных школ г. Костромы (62%). Употребление веществ с наркотической подоплекой считают одной из основных форм проявления девиантного поведения родители-женщины учащихся общеобразовательных школ г. Костромы (60%).

Материалы исследования показали, что все предложенные модели можно считать формами раннего проявления девиантного поведения у подростков среднего звена. Следует отметить, что положения, полученные в ходе исследования, носят аналитический характер и не исключают других точек зрения на ранние формы проявления деви-антного поведения.

ДЕвиаНТНТОПоВДДЗНИе и формы его проявления в подростковом возрасте

Библиографический список

1. Демидова-Петрова Е.В. Показатели преступности несовершеннолетних и молодежи в Российской Федерации // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2014. - № 3. - С. 45-52.

2. Комлев Ю.Ю. Теории девиантного поведения. -СПб.: Издательский дом Алеф - пресс, 2014. - 208 с.

3. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.

4. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М.: Форум, 1997. - 160 с.

5. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. - М.: Эксмо-Пресс, 1999. - 383 с.

6. Фрейд З. Анализ фобии пятилетнего мальчика. - М.: Просвещение, 1990. - 26 с.

7. Фромм Э. Анатомия человеческой деструк-тивности. - М.: Республика, 1994. - 447 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Фурманов И.А. Социально-психологические проблемы поведения. - Мн.: БГУ, 2001. - 91 с.

References

1. Demidova-Petrova E.V Pokazateli prestupnosti nesovershennoletnih i molodezhi v Rossijskoj Federacii // Nauchno-teoreticheskij zhurnal. - 2014. -№ 3. - S. 45-55.

2. Komlev Ju.Ju. Teorii deviantnogo povedenija. -SPb.: Izdatel'skij dom Alef - press, 2014. - 208 s.

3. Kon I.S. Psihologija rannej junosti. - M.: Prosveshhenie, 1989. - 255 s.

4. Parens G. Agressija nashih detej. - M.: Forum, 1997. - 160 s.

5. Frejd A. Teorija i praktika detskogo psihoanaliza. - M.: Jeksmo-Press, 1999. - 383 s.

6. Frejd Z. Analiz fobii pjatiletnego mal'chika. -M.: Prosveshhenie, 1990. - 26 s.

7. Fromm Je. Anatomija chelovecheskoj destruktivnosti. - M.: Respublika, 1994. - 447 s.

8. Furmanov I.A. Social'no-psihologicheskie problemy povedenija. - Mn.: BGU, 2001. - 91s.

90

Вестник КГУ 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.