Научная статья на тему 'Склонность к девиантному поведению в дошкольном возрасте'

Склонность к девиантному поведению в дошкольном возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
585
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВОЛЕВОЙ САМОКОНТРОЛЬ / ГИПЕРАКТИВНОСТЬ / ДЕВИАЦИЯ / ДЕЛИНКВЕНТНОСТЬ / ДОШКОЛЬНИКИ / ЛИЧНОСТЬ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОБЩЕНИЕ / ПСИХОЛОГ / ANTISOCIAL BEHAVIOUR / WILL SELF-CONTROL / HYPERACTIVITY / DEVIATION / DELIQUENCY / PRESCHOOL CHILDREN / PERSONALITY / INTERPERSONAL RELATIONS / COMMUNICATION / PSYCHOLOGIST

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малюшина Юлия Алексеевна

В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение проявления склонности к девиантному поведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLINATION TO DEVIANT BEHAVIOR AT PRESCHOOL AGE

The article presents the results of empirical research, aiming at the study of manifestation of inclination to deviant behavior.

Текст научной работы на тему «Склонность к девиантному поведению в дошкольном возрасте»

Среди доминирующих мотивов представлены:

• стать высококвалифицированным специалистом;

• успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»;

• постоянно получать стипендию;

• получить диплом;

• приобрести прочные, глубокие знания.

4 В ходе изучения особенностей мотивации учебной деятельности было выявлено, что в системе мотивов учебной деятельности у студентов

2 и 4 курса преобладает прагматический мотив («получение диплома»). Познавательный мотив (стремление к приобретению знаний, любознательность) является доминирующим у студентов

3 курса. Профессиональный мотив (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества) выражен у всех студентов слабо.

5 Выявленные мотивы учебной деятельности студентов 1-4 курса говорят нам о том, что учебная деятельности полимотивирована и включает в себя как внешние (получение стипендии), так и внутренние мотивы (получение знаний).

6 У студентов 3 курса мотивация к профессиональной деятельности выражена сильнее, чем у остальных. Это подтверждается, во-первых, ориентацией на процесс деятельности, а во-вторых, преобладанием познавательных мотивов, которые являются смыслообразующими в учебной деятельности. Именно учебно-познавательные мотивы выступают источником формирования профессиональных мотивов, первоначальной их формой в профессиональном обучении.

Список литературы

1 Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов. - Москва-Санкт-Петербург, 1994.

2 Бондаренко С. М. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении: по материалам психолого-педагогической литературы // Вопросы алгоритмизации и программирования обучения /под ред. Л. Н. Ланды. - Москва, 1993. - Вып. 2.

3 Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - Москва, 1972.

4 Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. - Москва: Просвещение, 1990.

5 Бакшаева Н. А., Вербицкий А. А. Психология мотивации студентов : учебное пособие. Москва, 2006.

6 Лях Т. И. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 031900 -Специальная психология. - Тула : Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2005.

7 Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. -Москва, 1980.

68

УДК 316.624 Малюшина Ю.А.

Курганский государственный университет, Курган

CКЛОННОСТЬ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение проявления склонности к девиантно-му поведению.

Ключевые слова: антисоциальное поведение, волевой самоконтроль, гиперактивность, девиация, делинквентность, дошкольники, личность, межличностные отношения, общение, психолог.

Malyushina Y.A.

Kurgan State University, Kurgan

INCLINATION TO DEVIANT BEHAVIOR AT PRESCHOOL AGE

Abstract. The article presents the results of empirical research, aiming at the study of manifestation of inclination to deviant behavior.

Keywords: antisocial behaviour, will self-control, hyperactivity, deviation, deliquency, preschool children, personality, interpersonal relations, communication, psychologist.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что делинквентное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм с тенденцией к правонарушению, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социальных психологов, социологов, медиков, работников правоохранительных органов.

В психологической литературе понятие де-линквентности скорее связывается с противоправным поведением вообще. Это любое поведение, нарушающее нормы общественного порядка. Данное поведение может иметь форму мелких нарушений нравственно-этических норм, не достигающих уровня преступления. Здесь оно совпадает с асоциальным поведением. Оно также может выражаться в преступных действиях, наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом. В этом случае поведение будет криминальным, антисоциальным.

Г.Г. Буторин отмечает, что формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста зависит от уровня квалификации воспитателя, от психологического климата в детском коллективе, от уровня познавательной активности, режима труда и отдыха [1, 157].

Та кже от меч ается , что н едостаточно сфо р-

Вестник КГУ, 2017. № 3

мированные коммуникативные умения у старших дошкольников приводят к стойким нарушениям деятельности общения, при этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения. Впоследствии это может приводить к развитию агрессии в поведении ребенка. Возникает необходимость планомерного обучения, направленного на развитие коммуникативных умений и навыков детей дошкольного возраста, разработки соответствующих уровню их развития приемов и методов коррекционно-педа-гогического воздействия, определения реальных возможностей оптимизации игровой и учебной деятельности за счет усиления коммуникативной направленности каждой из них. Так как у детей дошкольного возраста не развит волевой самоконтроль, мы рассматриваем делинквентное проявление как одну из разновидностей девиантного поведения.

Основной задачей эксперимента являлась попытка выявить склонность к девиантному поведению у старших дошкольников.

Мы попытались отследить предполагаемую склонность к девиантному поведению у дошкольников 6 и 7 лет. Работа проводилась совместно со студенткой ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет» Вохмяниной О.)

Общее количество испытуемых составило 30 дошкольников.

Форма проведения эксперимента: групповая и индивидуальная.

С целью выявления причин отклонения в поведении и нарушении межличностных отношений дошкольников мы использовали методику Д. Стотта. Для определения значимого содержания потребностей, конфликтов, установок личности ребёнка мы использовали Детский апперцептивный тест, разработанный Леопольдом и Соней Беллак.

С целью исследования особенностей поведения, отклоняющегося от принятой социальной нормы, эффективным представляется метод экспертных оценок - опросник Ахенбаха. В качестве экспертов выступили родители старших дошкольников.

Также с целью выявления личностных особенностей дошкольников нами были использованы рисуночные тесты Т. Шелби «Открой своего ребёнка с помощью тестов» на темы: «Я и мои друзья», «Любимый мультфильм», «Когда очень хочется, но нельзя», «Я бы хотел наказать» и др.

Интерпретация результатов исследования

С целью выявления причин отклонения в поведении и нарушении межличностных отношений дошкольников нами была использована методика «Карта наблюдений Д. Стотта», которую заполняли родители испытуемых .

Анализ результатов исследования показал, что 50% дошкол ьн иков, участвующих в э ксп е р и-

менте, характеризуются слабой усидчивостью и неугомонностью, эти дети гиперактивны, им свойственна нетерпеливость, неприспособленность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания, размышления, избегание долговременных усилий.

40% дошкольников данной группы отличаются тревогой за принятие взрослыми и интерес с их стороны, они проявляют беспокойство и неуверенность относительно того, интересуются ли ими взрослые, любят ли их. Выраженность данного симптомокомплекса обозначает тревожную надежду, стремления, попытки детей к установлению и сохранению хороших отношений со взрослыми.

30% испытуемых имеют выраженную тревогу за неприятие их сверстниками, они обеспокоены и проявляют неуверенность в том, любят ли их дети и представляют ли они для них интерес в общении.

У 30% дошкольников выражен недостаток доверия к новым вещам, людям, ситуациям, 20% детей характеризуются повышенной конфликтностью со сверстниками, а также эмоциональным напряжением и эмоциональной незрелостью, что проявляется в повышенной тревожности и склонности к слезам.

Метод экспертных оценок - опросник Ахенбаха использовался нами с целью исследования особенностей поведения, отклоняющегося от принятой социальной нормы. В роли экспертов также выступили родители старших дошкольников.

Анализ результатов данного метода показал, что у 40% испытуемых дошкольников выражена тревожность, такие дети склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности.

У 30% старших дошкольников наблюдается агрессивное поведение, которое проявляется как в виде вербальной агрессии - от жалоб и агрессивных фантазий до прямых оскорблений, так и физической агрессии.

Также 30% испытуемых характеризуются выраженными проблемами с концентрацией внимания, 20% - делинквентным поведением, 25% -склонны к замкнутости и уходу в себя.

Детский апперцептивный тест относится к классу интерпретативных методик, где проецируется значимое содержание потребностей, конфликтов, установок личности ребёнка.

В данном тесте в виде рисунков представлено определенное количество основных ситуаций, которые могут отражать проявление текущих проблем ребенка. Картинки были разработаны для выявления основных проблем, в частности, проблемы конкуренции братьев и сестер, отношения к родителям и то, какими они воспринимаются, фантазии ребенка об агрессии, о принятии взрослого мира, о его страхе остаться одному, о поведении, касающемся туалета, и родител ьски е реа кц и и н а это .

69

СЕРИЯ «ФИЗИОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, МЕДИЦИНА», ВЫПУСК 9

В результате анализа данной методики были выявлены следующие наиболее часто встречаемые психологические особенности испытуемых дошкольников: страх отсутствия или утраты любви, неодобрение со стороны родителей (45%), страх наказания (40%), ревность по отношению к братьям и сёстрам, борьба за внимание родителей либо страх у единственных детей в семье перед появлением другого ребёнка (40%), выраженная тревожность (35%), эмоциональная напряжённость (35%), агрессивное поведение (30%), переживания по поводу взаимоотношений между родителями (30%), пассивность, недостаток энергии (25%), окружающая среда воспринимается как враждебная (20%), избегание общения, боязнь неприятия (20%).

Для выявления личностных особенностей дошкольников мы использовали рисуночные тесты Т. Шелби «Открой своего ребёнка с помощью тестов» на темы: «Я и мои друзья», «Любимый мультфильм», «Когда очень хочется, но нельзя», «Я бы хотел наказать» и др.

Были определены следующие наиболее распространённые и остро выраженные психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, участвующих в данном эксперименте: чувство отверженности, непринятия со стороны взрослых (35%), агрессивное поведение (30%), тенденция к замкнутости, изоляции, закрытости от окружающего мира (30%), страх неприятия сверстниками (45%), выраженная потребность в безопасности (25%), застенчивость, неуверенность в себе, склонность к заниженной самооценке (25%), внутренне напряжение, тревожность (35%), стремление вытеснить конфликтные тенденции, испытывают трудности, тревогу (30%), слабый контакт с реальностью, устремлённость в мир фантазий (15%), страх утраты любви, неодобрение со стороны родителей (40%), выраженное ощущение недостатка эмоциональной теплоты в семье (25%), пассивность, недостаток энергии (30%), ревность к братьям и сёстрам (45%), нехватка контроля над выражением эмоций (20%), чувствуют себя ограниченными, скованными реальностью (30%), наличие неудовлетворённых потребностей (20%), нерешительность, потребность в опеке со стороны родителей (20%), страх наказания (40%) стремление к избеганию неприятностей (25%), окружающая среда воспринимается как враждебная (15%).

Анализ результатов исследования показал, что гипотеза нашего исследования подтверждается, и в старшем дошкольном возрасте у детей есть склонность к отклоняющемуся поведению, что проявляется у определённой части дошкольников в таких психологических особенностях, как тревога за непринятие со стороны взрослых и сверстников, агрессивное поведение, эмоциональное напряжение, тенденция к замкнутости и изоляции от внешнего мира, выраженная потребность в безопасности, пассивность и недостаток энергии, либо , наоборот, ги пе ра кти в н ое по веде н и е , выра-70 -

женное ощущение недостатка эмоциональной теплоты в семье, ревность по отношению к братьям и сёстрам, наличие неудовлетворённых потребностей, нехватка контроля над выражением эмоций, проблемы с вниманием, застенчивость, неуверенность в себе, склонность к заниженной самооценке, страх наказания и избегание неприятностей.

В связи с этим в детских дошкольных учреждениях целесообразно проводить комплекс профилактических и коррекционных мер, направленных на предупреждение отклонений в поведении детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, можно сделать вывод, что особенности делинквентного поведения у детей дошкольного возраста заключаются с следующих проявлениях: выраженная психомоторная растор-моженность, трудности выработки у ребенка тормозных реакций и запретов, адекватных возрасту форм поведения: трудность организации поведения даже в пределах подвижных игр; склонность к косметической лжи, примитивным вымыслам, используемым для наиболее легкого выхода из затруднительных и конфликтных ситуаций; повышенная внушаемость к неправильным формам поведения, отражающая реакции имитации отклонений поведения сверстников, более старших детей либо взрослых; инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким настойчивым плачем и криком; импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, обуславливающие ссоры и драки, возникающие по незначительному поводу; реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на наказания, замечания, запреты; энурез, энкопрез, побеги как реакции активного протеста.

Причины возникновения делинквентного поведения могут быть различными. К основным из них можно отнести следующие: неблагоприятное семейное воспитание; неблагополучный характер межличностных отношений со сверстниками и взрослыми; общие неблагоприятные условия социокультурного развития общества.

Анализ результатов исследования показал, что гипотеза нашего исследования подтверждается: дети старшего дошкольного возраста характеризуются определённой склонностью к отклоняющемуся поведению.

Список литературы

1 Буторин Г. Г., Нуржанова Л. М. Формирование коммуникативных умений у старших дошкольников в условиях социального приюта //Концепт. - 2016. - Т. 7. - С. 156-160.

2 Змановская Е. В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. - Москва : ACADEMA, 2004.

3 Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. -Москва: Наука, 2001.

4 Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. - Москва : Академия, 2000.

Вестник КГУ, 2017. № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.