Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНЫХ КОНФЛИКТОВ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ПОДРОСТКОВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНЫХ КОНФЛИКТОВ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
813
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДЕСТРУКТИВНЫЙ КОНФЛИКТ / ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Балакирева Нина Алексеевна, Ахметшина Ирина Анатольевна, Лосева Алла Аскольдовна

В современной психологии конфликта на данный момент нельзя выделить общепризнанное понимание сущности и природы межличностных конфликтов. В любой социальной структуре, в которой можно обнаружить наличие межличностных отношений, будут отмечаться межличностные конфликты. В обществе между людьми формируется наличие сложной системы отношений - социальные и психологические. В образовательной среде довольно часто возникают конфликты межличностного характера среди подростков. Межличностные конфликты в классном коллективе, носящие затяжной, деструктивный характер, могут привести к ухудшению психологического самочувствия обучающихся, создать напряженную и негативную обстановку, вызвать чувство неудовлетворенности учебой, снижение успеваемости. Причинами межличностных конфликтов в классном коллективе являются недоразумения, вызванные неправильным пониманием старшим школьниками друг друга, межличностная несовместимость, несовпадение социальных установок, ценностных ориентаций, интересов, мотивов, характеров, темпераментов, психофизических реакций и индивидуально-психологических характеристик. Все это негативно сказывается на эффективности освоения школьной программы. Педагогам-психологам необходимо изучать межличностные конфликты в образовательной среде, выяснять их причины, условия и факторы, влияющие на их возникновение, разрабатывать методы и способы организации профилактики деструктивных конфликтов в межличностных отношениях школьников. Формирование социально-психологического климата класса происходят под влиянием индивидуально-личностных особенностей старших школьников, которое способствует или мешает формированию духа общности в группе. Индивидуально-личностные особенности обучающихся обуславливают ролевые, статусные и лидерские процессы в группе старшеклассников. Цель исследования: определить эффективные способы психолого-педагогической профилактики деструктивных стратегий конфликтного поведения подростков в условиях образовательной организации. Методы исследования: метод теоретического анализа и систематизации научных идей, тестирование, опрос, педагогический эксперимент, анализ результатов. Основные выводы и их значимость: система профилактики деструктивных конфликтов в межличностных отношениях подростков будет наиболее эффективна, если педагог-психолог владеет современными методами и технологиями в области конфликтологии, использует разнообразные формы работы и взаимодействия с обучающихся в рамках профилактики деструктивных конфликтов в межличностных отношениях подростков. На основании проведенного исследования разработаны практические рекомендации по организации деятельности педагога-психолога по профилактике деструктивных конфликтов в межличностных отношениях подростков. При их выполнении получится повысить уровень сплоченности и улучшить психологический климат коллектива школьников в процессе работы по коррекции конфликтного поведения подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Балакирева Нина Алексеевна, Ахметшина Ирина Анатольевна, Лосева Алла Аскольдовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PREVENTION OF DESTRUCTIVE CONFLICTS IN INTERPERSONAL RELATIONSHIPS OF ADOLESCENTS

In modern psychology of conflict, at the moment it is impossible to single out a generally accepted understanding of the essence and nature of interpersonal conflicts. In any social structure in which interpersonal relationships can be found, interpersonal conflicts will be noted. In society, a complex system of relations is formed between people - social and psychological. In the educational environment, interpersonal conflicts often arise among adolescents. Interpersonal conflicts in the class team, which are of a protracted, destructive nature, can lead to a deterioration in the psychological well-being of students, create a tense and negative environment, cause a feeling of dissatisfaction with learning, and a decrease in academic performance. The causes of interpersonal conflicts in the class team are misunderstandings caused by misunderstanding of each other by older students, interpersonal incompatibility, mismatch of social attitudes, value orientations, interests, motives, characters, temperaments, psychophysical reactions and individual psychological characteristics. All this negatively affects the effectiveness of the development of the school curriculum. Psychologists need to study interpersonal conflicts in the educational environment, find out their causes, conditions and factors influencing their occurrence, develop methods and methods for organizing the prevention of destructive conflicts in the interpersonal relations of schoolchildren. The formation of the socio-psychological climate of the class occurs under the influence of the individual and personal characteristics of older students, which contributes or hinders the formation of a spirit of community in the group. The individual and personal characteristics of students determine the role, status and leadership processes in the group of high school students. Purpose of the study: to determine effective methods of psychological and pedagogical prevention of destructive strategies of conflict behavior of adolescents in an educational organization. Research methods: method of theoretical analysis and systematization of scientific ideas, testing, survey, pedagogical experiment, analysis of results. The main conclusions and their significance: the system of prevention of destructive conflicts in interpersonal relations of adolescents will be most effective if the teacher-psychologist owns modern methods and technologies in the field of conflictology, uses various forms of work and interaction with students in the framework of the prevention of destructive conflicts in interpersonal relations of adolescents. On the basis of the study, practical recommendations were developed for organizing the activities of a teacher-psychologist to prevent destructive conflicts in interpersonal relations of adolescents. When they are implemented, it will be possible to increase the level of cohesion and improve the psychological climate of the team of schoolchildren in the process of correcting the conflict behavior of adolescents.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНЫХ КОНФЛИКТОВ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ПОДРОСТКОВ»

7. Якушева Г.И. Цифровые образовательные ресурсы как средство обучения на уроках химии / Г.И. Якушева, Н.С. Шестаева // Инновационные процессы в области естественнонаучного и социально-гуманитарного образования. IV международная научно-практическая конференция. Оренбург, 21 марта 2019 г. / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «ОГПУ». - Оренбург, экспресс-печать, 2019. - С. 417-422.

Психология

УДК 159.9.07

кандидат психологических наук, доцент Балакирева Нина Алексеевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат педагогических наук, доцент Ахметшина Ирина Анатольевна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат психологических наук, доцент Лосева Алла Аскольдовна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНЫХ КОНФЛИКТОВ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В современной психологии конфликта на данный момент нельзя выделить общепризнанное понимание сущности и природы межличностных конфликтов. В любой социальной структуре, в которой можно обнаружить наличие межличностных отношений, будут отмечаться межличностные конфликты. В обществе между людьми формируется наличие сложной системы отношений - социальные и психологические. В образовательной среде довольно часто возникают конфликты межличностного характера среди подростков. Межличностные конфликты в классном коллективе, носящие затяжной, деструктивный характер, могут привести к ухудшению психологического самочувствия обучающихся, создать напряженную и негативную обстановку, вызвать чувство неудовлетворенности учебой, снижение успеваемости. Причинами межличностных конфликтов в классном коллективе являются недоразумения, вызванные неправильным пониманием старшим школьниками друг друга, межличностная несовместимость, несовпадение социальных установок, ценностных ориентаций, интересов, мотивов, характеров, темпераментов, психофизических реакций и индивидуально-психологических характеристик. Все это негативно сказывается на эффективности освоения школьной программы. Педагогам-психологам необходимо изучать межличностные конфликты в образовательной среде, выяснять их причины, условия и факторы, влияющие на их возникновение, разрабатывать методы и способы организации профилактики деструктивных конфликтов в межличностных отношениях школьников. Формирование социально-психологического климата класса происходят под влиянием индивидуально-личностных особенностей старших школьников, которое способствует или мешает формированию духа общности в группе. Индивидуально-личностные особенности обучающихся обуславливают ролевые, статусные и лидерские процессы в группе старшеклассников. Цель исследования: определить эффективные способы психолого-педагогической профилактики деструктивных стратегий конфликтного поведения подростков в условиях образовательной организации. Методы исследования: метод теоретического анализа и систематизации научных идей, тестирование, опрос, педагогический эксперимент, анализ результатов. Основные выводы и их значимость: система профилактики деструктивных конфликтов в межличностных отношениях подростков будет наиболее эффективна, если педагог-психолог владеет современными методами и технологиями в области конфликтологии, использует разнообразные формы работы и взаимодействия с обучающихся в рамках профилактики деструктивных конфликтов в межличностных отношениях подростков. На основании проведенного исследования разработаны практические рекомендации по организации деятельности педагога-психолога по профилактике деструктивных конфликтов в межличностных отношениях подростков. При их выполнении получится повысить уровень сплоченности и улучшить психологический климат коллектива школьников в процессе работы по коррекции конфликтного поведения подростков.

Ключевые слова: подросток, межличностные отношения, деструктивный конфликт, педагог-психолог, профилактика.

Annotation. In modern psychology of conflict, at the moment it is impossible to single out a generally accepted understanding of the essence and nature of interpersonal conflicts. In any social structure in which interpersonal relationships can be found, interpersonal conflicts will be noted. In society, a complex system of relations is formed between people - social and psychological. In the educational environment, interpersonal conflicts often arise among adolescents. Interpersonal conflicts in the class team, which are of a protracted, destructive nature, can lead to a deterioration in the psychological well-being of students, create a tense and negative environment, cause a feeling of dissatisfaction with learning, and a decrease in academic performance. The causes of interpersonal conflicts in the class team are misunderstandings caused by misunderstanding of each other by older students, interpersonal incompatibility, mismatch of social attitudes, value orientations, interests, motives, characters, temperaments, psychophysical reactions and individual psychological characteristics. All this negatively affects the effectiveness of the development of the school curriculum. Psychologists need to study interpersonal conflicts in the educational environment, find out their causes, conditions and factors influencing their occurrence, develop methods and methods for organizing the prevention of destructive conflicts in the interpersonal relations of schoolchildren. The formation of the socio-psychological climate of the class occurs under the influence of the individual and personal characteristics of older students, which contributes or hinders the formation of a spirit of community in the group. The individual and personal characteristics of students determine the role, status and leadership processes in the group of high school students. Purpose of the study: to determine effective methods of psychological and pedagogical prevention of destructive strategies of conflict behavior of adolescents in an educational organization. Research methods: method of theoretical analysis and systematization of scientific ideas, testing, survey, pedagogical experiment, analysis of results. The main conclusions and their significance: the system of prevention of destructive conflicts in interpersonal relations of adolescents will be most effective if the teacher-psychologist owns modern methods and technologies in the field of conflictology, uses various forms of work and interaction with students in the framework of the prevention of destructive conflicts in interpersonal relations of adolescents. On the basis of the study, practical recommendations were developed for organizing the activities of a teacher-psychologist to prevent destructive conflicts in interpersonal relations of adolescents. When they are implemented, it will be possible to increase the level of cohesion and improve the psychological climate of the team of schoolchildren in the process of correcting the conflict behavior of adolescents.

Key words: teenager, interpersonal relations, destructive conflict, educational psychologist, prevention.

Введение. Теоретической базой исследования являются научные работы по изучению социальных и межличностных конфликтов следующих отечественных авторов (Э.Г. Бочкарникова, В.В. Карякин) и зарубежных (I. Beyens, K.B. Ehrlich, S. Mastrotheodoros, A. Stringaris, J. O'Toole). Проблема конфликтов и их профилактики в образовательной среде раскрывается в исследованиях и научных работах Е.А. Гришиной, Н.Н. Куимовой, Ю.А. Григошиной, С.И. Левикова, X. Bi, Y. Yang, H. Li, M. Wang, W. Zhang, K. Deater-Deckard , M. Cui, J.A. Graber, A. Metz, C.A. Darling, A. Moed, E.T. Gershoff, N. Eisenberg, M. Reese-Weber, C.J. Van Lissa, S.T. Hawk, S.J.T. Branje, H.M. Koot, P.A.C. Van Lier, W.H.J. Meeus, X. Yang, L. Zhang, R. Yu, S.J.T. Branje, L. Keijsers, W.H.J. Meeus.

Изложение основного материала статьи. Опытно-экспериментальная работа проходила на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» г. Сергиев Посад Московской области. В нем приняли участие 30 подростков, средний возраст которых составил 14 лет.

В рамках представленного исследования нами были использованы методы теоретического анализа и систематизации научных идей, тестирование (тест В.Ф. Ряховского «Самооценка конфликтности»), опрос (опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте», А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив?»), педагогический эксперимент, анализ результатов. Содержание эксперимента было направлено на диагностику деструктивных конфликтов в межличностных отношениях подростков, разработку и реализацию комплекса профилактических мероприятий, оценку эффективности проведенной работы.

Проанализируем результаты констатирующего этапа исследования (сентябрь 2021 г.). Результаты исследования по тесту В.Ф. Ряховского «Самооценка конфликтности», представленные на рисунке 1, позволяют увидеть, что высокий уровень конфликтности выявлен у 20% испытуемых (6 чел.), уровень конфликтности выше среднего выявлен у 23% испытуемых (7 чел.), средний уровень конфликтности выявлен у 34% испытуемых (10 чел.), уровень конфликтности ниже среднего выявлен 13% испытуемых (4 чел.), низкий уровень конфликтности выявлен у 10% испытуемых (3 чел.).

В коллективе 43% подростков имеют высокий уровень конфликтности, что говорит о их высокой личностной конфликтности и склонности к постоянному провоцированию напряженных и конфликтных отношений и ситуаций с окружающими. Данную группу подростков можно отнести к группе конфликтогенного риска, на которую обязательно необходимо обратить педагогу-психологу данной школы и провести с подростками комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня конфликтности.

Анализ результатов, полученных с помощью опросника К. Томаса «Стиль поведения в конфликте» свидетельствуют о том, что стратегия «соревнование» выявлена у 33% испытуемых (10 чел.); стратегия «компромисс» выявлена у 20% испытуемых (6 чел.); стратегия «сотрудничество» выявлена у 17% испытуемых (5 чел.); стратегия «избегание» выявлена у 10% испытуемых (3 чел.); стратегия «приспособление» выявлена у 20% испытуемых (6 чел.).

У подростков доминируют такие стили поведения в конфликте, как «соревнование», «компромисс», «приспособление». Конструктивный способ выхода из конфликта характерен для 37% подростков данной группы. Деструктивный способ выхода из конфликта характерен для 63% подростков. На данную группу подростков, также должен обратить внимание психолог школы и провести с ними ряд тренингов направленных на формирование умений эффективного поведения в конфликтных ситуациях.

Изучение социально-психологического климата в коллективе подростков осуществлялось по методике А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив?». Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу о том, что в целом в исследуемой группе подростков отмечается преимущественно средний уровень сплоченности коллектива, что позволяет нам говорить о том, что социально-психологический климат в коллективе может быть определен в качестве нейтрального.

На констатирующем этапе исследования мы получили следующие результаты: у 43% подростков высокий уровень конфликтности, что говорит о их высокой личностной конфликтности и склонности к постоянному провоцированию напряженных и конфликтных отношений и ситуаций с окружающими; для 63% подростков характерен деструктивный способ выхода из конфликта; нейтральный социально-психологический климат в коллективе.

На основе полученных результатов нами был разработан комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на профилактику деструктивных конфликтов в межличностных отношениях подростков. Реализованы указанные профилактические мероприятия нами были в рамках формирующего этапа исследования (сентябрь-декабрь 2021 г.).

Подобного рода работа осуществлялась по трем направлениям:

1. Работа с педагогическим коллективом школы (организация учебно-методического семинара с привлечением педагога-психолога школы и других специалистов, оказание консультаций для педагогов по вопросам профилактики деструктивных конфликтов в межличностных отношениях подростков).

2. Работа с подростками (тренинг снижения конфликтности «Учимся владеть собой» на основе арт-терапии; занятия методом Мандалы для снижения агрессивности подростков; классный час «Способы саморегуляции эмоционального состояния», «Грани моего «Я»; ролевая игра «Конфликты в нашей жизни»; психологическая игра «В чём смысл жизни?», тренинг «Предотвращение конфликтов»; диспут «Успех в жизни», «Зачем нужно знать себя и как преподносить себя другим»).

3. Работа с родителями обучающихся (беседы, лекции, тренинг, тематические родительские собрания, индивидуальные консультаций).

После реализации разработанного и реализованного нами комплекса психолого-педагогических мероприятий, направленных на профилактику деструктивных конфликтов в межличностных отношениях подростков мы провели повторную диагностику обучающихся в январе 2022 года.

По результатам тестирования с целью определения уровня конфликтности подростков по тесту В.Ф. Ряховского, представленных на рисунке 4, можно сделать вывод, что высокий уровень конфликтности выявлен у 7% испытуемых (2 чел.); уровень конфликтности выше среднего выявлен у 27% испытуемых (8 чел.); средний уровень конфликтности выявлен у 30% испытуемых (9 чел.); уровень конфликтности ниже среднего выявлен 13% испытуемых (4 чел.); низкий уровень конфликтности выявлен у 23% испытуемых (7 чел.).

Высокий Выше Средний Ниже среднего Низкий

среднего

■ Констатирующий этап ■ Контрольный этап

Рисунок 1. Сравнительные результаты уровня конфликтности подростков

Результаты исследования, представленные на рисунке 1, позволяют увидеть, что уровень конфликтности подростков значительно снизился с 43% до 34%. При этом количество подростков с низким уровнем конфликтности увеличилось с 10% до 23%.

Анализ результатов, полученных с помощью опросника К. Томаса «Стиль поведения в конфликте», представленных на рисунке 2, свидетельствуют о том, что стратегия «соревнование» выявлена у 17% испытуемых (5 чел.), стратегия «компромисс» выявлена у 33% испытуемых (10 чел.), стратегия «сотрудничество» выявлена у 30% испытуемых (9 чел.), стратегия «избегание» выявлена у 7% испытуемых (2 чел.), стратегия «приспособление» выявлена у 13% испытуемых (4 чел.).

35% 33% 33%

Соревнование Компромисс Сотрудничество Избегание Приспособление ■ Констатирующий этап ■ Контрольный этап

Рисунок 2. Сравнительные результаты стратегии поведения подростков в конфликте

У 67% подростков выявлен конструктивный способ выхода из конфликта. Деструктивный способ выхода из конфликта характерен для 37% подростков. Это свидетельствует о том, что подростки, после проведенных нами психолого-педагогических мероприятий на формирующем этапе исследования, освоили навыки и умения активного, конструктивного, толерантного общения с оппонентом в конфликтной ситуации.

Изучение социально-психологического климата в коллективе подростков осуществлялось по методике А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив?». Анализируя полученные результаты, представленные на рисунке 3, мы пришли к выводу о том, что в экспериментальной группе подростков отмечается улучшение по оценке сплоченности коллектива, что позволяет говорить о том, что социально-психологический климат в коллективе, после проведенных психолого-педагогических мероприятий на формирующем этапе исследования, значительно улучшился.

33% 33%

||27%

20%

17%

I ■

Песчанная Мягкая глина Мерцающий Алый парус Горящий факел росьгпь маяк

■ Констатирующий этап ■ Контрольный этап

Рисунок 3. Сравнительные результаты социально-психологического климата в коллективе подростков

Таким образом, на контрольном этапе исследования нами было выявлено снижение уровня конфликтности у подростков с 43% до 34%. При этом количество подростков с низким уровнем конфликтности увеличилось с 10% до 23%. В исследуемой группе подростков, отмечается оптимизация применяемых конструктивных стратегий поведения в конфликте, так у 67% выявлен конструктивный способ выхода из конфликта. Социально-психологический климат в коллективе стал более благоприятным. Приведенные данные свидетельствует об эффективности проведенной нами работы на формирующем этапе исследования.

Выводы. На основании проведенного исследования нами разработаны следующие рекомендации для педагогов-психологов по профилактике деструктивных конфликтов в межличностных отношениях подростков:

- при появлении каждого нового школьника необходимо проводить диагностирование и ознакомительное анкетирование с целью выявления психолого-педагогических причин нарушения поведения, а также оценки конфликтности личности;

- необходима диагностика межличностных отношений в коллективе каждый год;

- по результатам анкетирования необходимо в случае выявления конкретных нарушений в поведении школьников разработка индивидуальной коррекционной работы с каждым школьником;

- необходимо периодически организовывать мероприятие на сплоченность, совместные мероприятия, выездные мероприятия, тренинги на формирование благоприятного климата в коллективе;

- с подростками необходимо проводить периодические психологические консультирования с элементами упражнений на снятие нервно-психического напряжения через психологическую гимнастику, проведение сеансов БОС, релакс-слайды, музыкотерапию и арттерапию;

- необходимо проводить диагностику конфликтности школьников каждый год и по результатам диагностики формировать группу школьников с повышенным уровнем конфликтности - группа риска;

- с группой риска необходимо проводить тренинг на формирование навыков психологической помощи себе и другим;

- необходимо проводить с группой риска лекции и семинары по психологическому просвещению школьников;

- необходимо проводить с группой риска тренинг и упражнения по формированию уверенности в себе и по формированию адекватной самооценки;

- необходимо проводить с группой риски семинар по формированию умения самокритично оценить недостатки своего характера;

- необходимо проводить с группой риска семинар на формирование навыков стрессоустойчивости и формированию адекватных копинг-стратегий.

Литература:

1. Анисимова, Е.А. Методы формирования позитивных паттернов поведения у подростков в конфликтной ситуации / Е.А. Анисимова // Психолог. - 2014. - №5. - С. 39-59.

2. Карякин В.В. Современные кризисы и конфликты: особенности, сценарии развития и предотвращение / В.В. Карякин // Международные отношения. - 2014. - №3. - C. 446-457.

3. Куимова, Н.Н. Взаимосвязь тревожности и стиля поведения подростков в конфликтной ситуации / Н.Н. Куимова, Ю.А. Григошина // Современное образование. - 2018. - №2. - С. 40-50.

4. Савченко, И.А. Конфликты в образовательной организации в условиях организационных изменений / И.А. Савченко // Конфликтология / Nota bene. - 2018. - №2. - С. 24-35.

5. Харабаджах, М.Н. Социально-дезадаптивное поведение подростков как проблема психолого-педагогического исследования / М.Н. Харабаджах // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №70-1. - С. 295-298.

35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.