Научная статья на тему 'Президентские выборы 2002 г. В Бразилии: поиск альтернатив неолиберализму'

Президентские выборы 2002 г. В Бразилии: поиск альтернатив неолиберализму Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
196
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Президентские выборы 2002 г. В Бразилии: поиск альтернатив неолиберализму»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2008. № 1

Е.В. Тарасишина

ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2002 г. В БРАЗИЛИИ:

ПОИСК АЛЬТЕРНАТИВ НЕОЛИБЕРАЛИЗМУ

В 90-е гг. XX в. в Латинской Америке проводились масштабные неолиберальные преобразования. Они были ориентированы на развитие свободной рыночной экономики и ограничение регулирующих функций государства. Экономическая либерализация распространилась практически на весь регион. В ряде стран, например в Аргентине, Бразилии, Мексике, она осуществлялась наиболее последовательно.

Цели и задачи неолиберального реформирования в Латинской Америке были сформулированы в 1989 г. американским экономистом Джоном Вильямсоном1. Эти предложения нашли поддержку МВФ и Всемирного банка. Программа неолиберальных реформ, адресованная Латинской Америке и другим развивающимся странам, получила название «Вашингтонский консенсус»2. В его рамках страны региона получили возможность (как ранее по «Плану Брейди»3) частично списать внешние долги, а также сократить выплаты по их обслуживанию. Таким образом, в некотором отношении проведение неолиберальных реформ было «навязано» латиноамериканским странам-должникам их кредиторами как условие уменьшения внешнего долга4.

Основные положения «Вашингтонского консенсуса» сводились к следующему: приватизация государственных предприятий; либерализация внешней торговли и расширение прямых иностранных инвестиций; отмена норм, ограничивающих конкуренцию; уменьшение расходов на содержание государственного аппарата, оборону, субсидирование; налоговая реформа; достижение минимального бюджетного дефицита.

1 Williamson J. What Washington Means by Policy Refoim // http://www.iie.com/ publications/papers/paper.cfm?researchid=486

2 См.: Бобровников А.В, Теперман В.А., Шереметьев И.К. Латиноамериканский опыт модернизации. Итоги экономических реформ первого поколения. М., 2002. С. 19.

3 «План Брейди» (по имени министра финансов США) проводился в 1980-е гг. Он позволил снизить задолженность стран Латинской Америки на 20%.

4 Примерно в это же время эксперты Экономической комиссии ООН для Латинской Америки и стран Карибского бассейна (ЭКЛАК) предложили другую концепцию. Она получила название стратегии «эффективной трансформации при устойчивом развитии общества». В ней было заметно стремление учесть особенности развития стран «запоздалой индустриализации» (Transformación productiva con equidad // http://www.eclac.cl/publicaciones/xml/1/4371/lcg1601e.htm).

15

Эти рекомендации носили общий, стандартный характер. В 1990-е гг. они служили для экономического реформирования не только в Латинской Америке, но и в странах Восточной Европы. По мнению М. Найма, редактора «Foreign Policy Magazin», не последнюю роль в принятии решения о проведении неолиберальных реформ сыграли ожидания, что «странам, последовавшим этим рекомендациям, МВФ и Всемирный банк окажут щедрую помощь»5.

Среди положительных результатов неолиберальных преобразований можно назвать относительную стабилизацию финансовой обстановки в Латинской Америке в 1990-е гг., оздоровление государственного бюджета, резкое снижение уровня инфляции (ее средние показатели по региону уменьшились с 1200% до 7—9% в год). Однако в целом хозяйственное развитие в указанные годы оставалось вялым. За период 1990—2003 гг. средние темпы роста ВВП в регионе составили всего 2,7%6. Среднегодовое повышение душевого дохода достигло лишь 1%. По темпам роста Латинская Америка отстала от других зон развивающегося мира. В ходе реформ усилилась сырьевая ориентация экономики, обрабатывающая промышленность пришла в упадок. В то же время в регионе быстро увеличивалось число иностранных предприятий7.

Неолиберальные реформы обострили социальные проблемы региона. Резко снизился уровень жизни широких слоев населения, углубилось социальное неравенство.

В этой связи известный отечественный политолог М.Л. Чумакова, например, отметила: «Бесправное положение беднейшей части населения, лишенной возможности удовлетворять базовые потребности, на фоне крайнего неравенства в распределении доходов свидетельствует о существенных изъянах экономических процессов модернизации в Латинской Америке»8. К началу 2000-х гг., как показали социологические опросы, 82% латиноамериканцев не хотели мириться с возрастающей несправедливостью в распределении доходов, а 70% выступали за усиление роли государства, особенно в коммунальном секторе и здравоохранении. Эти данные демонстрируют разочарование, охватившее большинство населения региона в связи с результатами экономической либерализации9.

5 Naim M. Washington Consensus or Washington Confusion? // http://www. foreignpolicy.com/Ning/archive/archive/118/washconsensus.pdf

6 См.: Клочковский Л.Л. Национальные стратегии развития и экономическое будущее Латинской Америки // Латинская Америка. 2005. № 1. С. 16.

7 Там же.

8 Чумакова М.Л. Латинская Америка: власть и политика в зеркале общественного мнения // Латинская Америка. 2005. № 8. С. 9, 10.

9 Там же. С. 19.

16

На сегодняшний день неудовлетворительные итоги неолиберальной модели развития для Латинской Америки признает все большее число исследователей. Недавно негативная оценка рыночным реформам 1990-х гг. в большинстве развивающихся стран была дана и в ежегодном докладе Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). В докладе говорилось, что проведенные реформы «не оправдали ожиданий»10.

Неблагоприятные итоги (особенно социальные) рыночных реформ уже в 1990-е гг. побудили латиноамериканцев к поиску новых стратегий развития, альтернативных неолиберализму. В 1990 г. по инициативе бразильской Партии трудящихся в г. Сан-Пауло состоялся съезд левых партий Латинской Америки и Карибского бассейна. Порядка 50 партий из 22 стран региона приняли участие в «Форуме Сан-Пауло». Главной целью встречи был поиск альтернативного пути развития региона с большей социальной справедливостью11.

Поиск альтернативы господствовавшему в 1990-е гг. неолиберализму оставался в центре политических дискуссий и в начале XXI в. В 2001 г. в бразильском городе Порту Алегри был проведен первый всемирный социальный форум, где под лозунгом «другой мир возможен» левые силы продолжили обсуждение темы альтернативных путей развития12.

В 1990-е гг. Бразилия наряду с другими странами региона следовала курсу «Вашингтонского консенсуса». Здесь рыночные реформы были связаны с активной деятельностью президентов Ф. Коллора (1989—1992), И. Франко (1992—1994) и Ф.Э. Кардозо (1994-2002).

В октябре 2002 г. Бразилии вновь предстояло избрать нового главу исполнительной власти. Позади остались два президентских срока Ф.Э. Кардозо, экономиста и лидера Партии бразильской социал-демократии (ПСДБ). На волне общей критики неолиберализма лейтмотивом предвыборной гонки, чего и следовало ожидать, стали такие вопросы, как выработка нового социально-экономического курса, достижение большей социальной справедливости и перераспределения доходов в пользу беднейших слоев населения, необходимость стабильного экономического роста.

Следует отметить, что на уровне государственной политики неприятие неолиберальной модели развития в Латинской Америке проявилось уже в 1998—2000 гг. в Венесуэле, в деятельности

10 Informe sobre el comercio y el desarrollo, 2006, Panorama General // http:// www.unctad.org/sp/docs/tdr2006overview_sp.pdf

11 Breve histórico del foro de Sao Paulo // www.forosaopaulo.org

12 Carta de Princí pios do Fórum Social Mundial // http://www.forumsocialmundial. org.br/main.php?id_menu=4&cd_language=1

2 ВМУ, история, № 1

17

нового президента страны У. Чавеса. Однако Бразилия — экономический лидер Южной Америки. Избранный именно ею путь серьезно влияет на политику других латиноамериканских государств. Поэтому значимость происходивших там в 2002 г. выборов и предвыборной борьбы по вопросу о дальнейшей стратегии развития трудно было переоценить. Анализ обстановки и хода президентских выборов 2002 г. в Бразилии и особенно предвыборных программ, ранее не изучавшихся отечественными историками, позволяет разобраться, в каком направлении шел поиск латиноамериканской модели развития.

В первой половине 2002 г. экономическое положение Бразилии было весьма неустойчивым. В мае—июне разразился финансовый кризис из-за опасений инвесторов, что победит крайне левый кандидат. Это привело к оттоку валютных средств из страны, увеличению государственного внутреннего долга, замедлению темпов экономического развития. В результате повышенного спроса и ограниченного предложения валютных средств 1 июля 2002 г. курс доллара достиг рекордной за восемь лет отметки: почти 4 реала за 1 доллар13. Большая часть внутреннего и внешнего долга Бразилии рассчитывается в долларах, поэтому с падением реала пропорционально рос и долг.

Во внешней торговле наблюдалось снижение товарооборота. В первом полугодии 2002 г. он упал по сравнению с 2001 г. на 22%. Это было результатом уменьшения доли стран—членов Меркосур в бразильской внешней торговле, прежде всего из-за сокращения (на 67%) экспорта в Аргентину, которая также вступила в полосу финансового кризиса14.

В такой сложной обстановке проходила предвыборная кампания 2002 г. Основными претендентами на роль главы государства были четыре кандидата15. Анализ программ партийных блоков кандидатов, подготовленных специально для выборов, показывает, что общим для всех четырех программ было признание необходимости экономического роста, наращивания производства и экспорта; борьбы с безработицей, проведения реформ (из них налоговая стояла на первом месте) и расширения социальной защиты населения. Для всех предвыборных документов было характерно выдвижение социальных проектов. Формулируемые в них предложения были не просто похожи — они зачастую совпадали.

13 См.: Шакиров А.Р. Бразильская экономика и финансовая система в 2001— 2002 гг. // Латинская Америка. 2002. № 11. С. 45.

14 Там же. С. 43.

15 Candidatos 2002 // http://www.estadao.com.br/ext/eleicoes2002

18

Борьба с наркотрафиком, преступностью, использованием детского труда, помощь молодежи в поиске работы — такие пункты можно найти в программах всех предвыборных блоков. И это вполне объяснимо. На первый план в 2002 г. вышла задача изменения проводимого с 1990 г. зкономического курса. Практически все кандидаты видели суть этих изменений в расширении роли государства и увеличении числа социальных программ в интересах наиболее уязвимых слоев общества.

Правящую коалицию, состоявшую из Партии бразильской социал-демократии (ПСДБ) и Партии бразильского демократического движения (ПМДБ), представлял социал-демократ Жозе Сер-ра. В системе ценностей ПСДБ главное место занимали вопросы демократии. Партия выступала за децентрализацию политический власти, разрешение трудовых конфликтов путем переговоров, создание развитой системы социальных гарантий. С 1994 г. представители ПСДБ, осуществляя неолиберальный курс, пытались провести в жизнь и ряд социальных программ. Однако администрации Кардозо не удалось решить застарелые социальные проблемы, унаследованные от прошлого. Медленно продвигалась аграрная реформа. В условиях сокращения регулирующих функций государства многие социальные проблемы (бедность, голод, безработица) усугубились. Финансовый кризис, охвативший страну в начале 1999 г., убедил руководителей ПСДБ в необходимости внесения корректив в экономическую политику16.

Кандидат ПСДБ Серра родился в 1942 г. в Сан-Пауло. В 1988 г. он наряду с Кардозо был в числе группы интеллектуалов, которые создали Партию бразильской социал-демократии17. После избрания Кардозо президентом страны Серра получил в его правительстве пост министра планирования, который занимал до 1996 г. В 1996—1998 гг. Серра входил в состав сенатской Комиссии по экономическим вопросам; в 1998—2002 гг. — возглавлял Министерство здравоохранения.

Занимаемый Ж. Серрой накануне выборов министерский пост и поддержка президента Кардозо — вот факторы, которые в 2002 г. играли для кандидата ПСДБ важную роль в ходе предвыборной кампании. Серра хотел опереться на положительный опыт правления Кардозо (например, снижение инфляции с 2500% до 8,5% в год). Возможно, для него это был единственно приемлемый выбор. Однако для значительной части населения перспектива продолжения прежнего правительственного курса отнюдь не казалась заманчивой.

16 Н^опа до PSDB // http://www.psdb.org.br/histoiia.asp

17 .к^е SeIra. Вк^гайа // www.estadao.com.br/ext/eleicoes2002/peifis/seira

19

В ходе предвыборной кампании 2002 г. Серра избрал в качестве основного тактического приема снисходительную иронию в адрес других кандидатов, особенно Сиро Гомиса (Социалистическая народная партия) и Луиса Инасио Лулы да Силвы (Партия трудящихся), которых обвинил в недостатке соответствующей профессиональной подготовки и незнании экономики18. Испанская «Эль Паис» видела главный недостаток самого Серры в отсутствии харизмы, но в то же время признала его самым подготовленным из всех кандидатов к занятию президентского поста19.

В предвыборной программе Серры высоко оценивался вклад правительства Кардозо в консолидацию демократических завоеваний. «Никогда еще Бразилия не пользовалась такой свободой в течение столь длительного времени», — говорилось в докумен-те20. Положительную оценку в программе заслужила серия бюджетных, налоговых и валютных мер по преодолению экономического кризиса, предложенная Кардозо в 1994 г. и способствовавшая обузданию инфляции (так называемый План Реал). Как о важном и полезном начинании говорилось о «современной социальной политике» правительства Кардозо, которую предполагалось продолжить и совершенствовать. «То, что План Реал сделал для экономики, наш Социальный план сделает для людей», — провозглашала программа правительственного кандидата21. Таким образом, неолиберальный экономический курс предполагалось в целом сохранить. А новым аспектом в деятельности правительства должна была стать более активная социальная политика. По-видимому, Серру не смущало то обстоятельство, что Кардозо, придя к власти в 1994 г., уже давал подобные обещания. «Главная проблема Бразилии — социальное неравенство, заявил тогда Кардозо. Если нашим политикам удастся решить ее, то будет обеспечен прорыв Бразилии в XXI век. А если не удастся — груз социальных проблем потащит нас назад»22. Но за восемь лет правления существенно улучшить социальную ситуацию в стране ему не удалось23.

18 Jornal do Brasil. 16.07.02.

19 El Pais internacional. 20.08.02.

20 Programa de governo // http://www.psdb.org.br/biblioteca/programadegoverno_ joseserra.pdf

21 Ibidem.

22 Бразилия. Реформы и прогресс. М., 1997. С. 48.

23 По данным ЭКЛАК, в 2001 г. 37,5% населения Бразилии жили в бедности, 13,2% — в нищете (Panorama social de América Latina 2006 // http://www.eclac.cl/ publicaciones/xml/0/27480/PSE2006_Sintesis_Lanzamiento.pdf).

20

Одной из проблем, усугубившихся в период правления Кардо-зо, была безработица24. Чтобы ликвидировать ее, Серра предлагал развивать туризм, сельское хозяйство и строительство, поскольку в этих отраслях можно было занять значительное количество людей. В отличие от своих оппонентов Серра был весьма конкретен в своих обещаниях. Он утверждал, что при условии ежегодного экономического роста в 4,5% к 2006 г. его правительство сможет создать 8 млн рабочих мест25. А именно: 3 млн — в сельском хозяйстве, 600 тыс. — в строительном комплексе, 850 тыс. — в туризме, 730 тыс. — в сфере образования, 500 тыс. — в здравоохранении и т.д.26

Серра обошел молчанием земельную реформу, посчитав достаточными меры, принятые Кардозо (за время правления которого землю получили 465 тыс. крестьянских семей)27. Остававшийся острым земельный вопрос в программе Серры вообще не затраги-вался28.

Несмотря на общую преемственность курсу Кардозо, в программе Серры по-своему тоже отразился поиск «альтернативы развития». Он состоял в предполагаемом расширении социальных функций государства, чтобы «смягчить» последствия неолиберальной модернизации экономики. Но Серра, в отличие от других кандидатов, не говорил о необходимости «смены курса», об отказе от неолиберализма. Напротив, он считал, что продолжение неолиберального курса в экономике есть основа накопления средств для расширения государственной социальной политики.

Главным оппонентом правящей ПСДБ был кандидат от Партии трудящихся (ПТ) Луис Инасио Лула да Силва. Он уже имел большой опыт участия в предвыборной борьбе за президентское

24 По данным ЭКЛАК, в 1998 г. безработица в Бразилии составляла 8% ЭАН (www.eclac.org/publicaciones/Secretaiia Ejecutiva/7/c/1237/lcl1237e.pdf).

25 По данным Бразильского института географии и статистики (IBGE), рост ВВП в 1996 г. составлял 2,66%, в 1997 г. - 3,27, в 1998 г. - 0,13, в 2000 г. -4,36, в 2001 г. — 1,31, в 2002 г. — 1,93% (Contas NacionaisTrimestrais // http:// www.ibge.gov.br/home/presidencia/noticias/28032002pib.shtm).

26 Programa de governo // http://www.psdb.org.br/biblioteca/programadegoverno_ joseserra.pdf

27 В 1996 г. был принят закон «О земле», который вводил максимальный налог в 20% от стоимости земли ежегодно, взимаемый с необрабатываемых участков. При неуплате его в течение пяти лет собственник терял право на землю и она переходила в руки государства.

28 В настоящее время в Бразилии из 400 млн га земли, пригодной для обработки, используется только одна пятая часть. В стране фактически идет необъявленная земельная война. Крестьяне, объединенные в Движение безземельных, осуществляют несанкционированные захваты необрабатываемых частновладельческих земель.

21

кресло. Его биография была хорошо известна большинству бразильцев. Эта подлинная история скорее была похожа на сюжет телесериала. Обыкновенный рабочий без высшего образования, Лула благодаря незаурядным организаторским способностям и врожденным качествам лидера сумел достичь вершин политической карьеры. Родился он в 1945 г. в штате Пернамбуко, в рабочей семье. В 1952 г. семья переехала в Сан-Пауло. Мальчик с детства помогал родителям, работал уличным разносчиком фруктов, а с 12 лет — подсобным рабочим. В 1963 г. Лула получил квалификацию токаря, а несколько позже устроился на работу в Сан-Бер-нардо-де-Кампо — один из районов так называемого АВС, крупного промышленного центра Бразилии. В 1969 г. он был избран в Исполком профсоюза металлургов, а в 1972 г. возглавил в нем отдел социальной защиты. В 1975 г. Лула уже стал президентом профсоюза, за него проголосовали 92% его членов. В 1980 г. он был одним из организаторов новой партии — Партии трудящихся (ПТ), став ее председаталем и навсегда связав свою жизнь с по-литикой29.

Партия трудящихся не имеет аналогов в политической истории Бразилии, поскольку она возникла снизу, в ходе мощных выступлений рабочего класса. В идейном плане она всегда отстаивала социалистические принципы, которые интерпретировались в духе марксизма, теологии освобождения и левого национализма. Уже в годы правления военных, т.е. до 1985 г., ПТ призывала к социальным преобразованиям и построению справедливого общества без эксплуатации30.

Более чем за два десятилетия существования партии ее идеология претерпела значительные изменения, чему не в последнюю очередь способствовал распад мировой системы социализма на рубеже 1980—1990-х гг. В конце 1990-х гг. партия была крайне неоднородной, в ней имелись различные течения. Умеренное крыло выступало за совершенствование существующего строя при помощи реформ. Радикалы, стоявшие на ультралевых позициях, говорили о необходимости движения к социализму и требовали полного разрыва с системой. Ультралевые группировки ПТ на выборах 2002 г. выдвинули своего кандидата — Руя Косту Пименту31. Однако подавляющее большинство членов ПТ до 2002 г. объединяла общая цель — победа ее кандидата на президентских выборах.

29 Lula. Biografia // http://www.planalto.gov.br/bio_01/pres_lula.pdf

30 Carta de Princípios 1° de maio de 1979 // http://www.pt.org.br/site/assets/ cartadeprincipios.pdf

31 Campanha Eleitoral 2002 // www.pco.org.br/ruicostapimenta

22

В 2002 г. Лула как кандидат ПТ участвовал в выборах уже в четвертый раз (1989, 1994, 1998) и теперь после трех неудач делал все, чтобы победить. Была полностью пересмотрена избирательная тактика, учтены все детали, которым раньше уделялось мало внимания. Заметны были перемены в предложенной ПТ программе, в политической позиции ее кандидата. Сохраняя характерную для крайне левых критику, Лула выступал теперь как левый центрист. «Лула и ПТ, — комментировала одна из газет, — совершили существенную идейно-мировоззренческую эволюцию от левого радикализма к левому центризму. Левоцентристы не ратуют за построение социализма, а стремятся учесть плюсы и минусы обеих моделей — социализма и капитализма»32. Изменил Лула и свой внешний облик: отказавшись от всего, что напоминало бы о прошлом металлурга, он надел строгий костюм и галстук.

Однако многих избирателей волновал вопрос, не помешает ли Луле недостаток образования и опыта работы в государственных учреждениях. Его сторонники в ответ парировали: «Диплом очень важен для начала карьеры... но то, чему научила жизнь, — больше диплома. Он знает Бразилию как немногие... Его знания практические... в то время как другие получили ученые степени в США...»33.

Пожалуй, самым неожиданным стал альянс ПТ с текстильным магнатом Аленкаром Гомисом да Силвой, которого она поддержала в качестве кандидата на пост вице-президента. Гомис да Силва был одним из руководителей Либеральной партии (ПЛ), располагавшей небольшой, всего в дюжину депутатов, парламентской фракцией в Национальном конгрессе. ПЛ занимала среди правых партий Бразилии умеренные позиции, апеллируя к принципам социального либерализма. Партия признавала необходимость сочетания свободного рынка с регулирующей ролью государства, особенно в сфере образования, здравоохранения, социального страхования, содействия мелкому и среднему бизнесу.

Официальное решение о союзе ПТ и ПЛ было обнародовано в июне 2002 г.34 Возможно, для ПТ этот союз был одним из способов показать свою готовность нести серьезную ответственность за экономическую политику страны. И это понятно. Ведь еще в 2001 г. главный советник Лулы по экономике Алоизио Мерка-данте заявлял, что ПТ в случае прихода к власти незамедлительно порвет с МВФ.

32 Время. 30.10.02.

33 Debates // www.doxa.iuperj.br

34 El Pais Madrid. 24.06.02.

23

Несмотря на то что Лула отбросил тезис о разрыве с МВФ, равно как и требование аннулировать результаты приватизации, финансовый рынок ему не доверял. Так, Джордж Сорос прогнозировал, что в случае победы кандидата ПТ «международный капитал ввергнет Бразилию в хаос»35. Действительно, по сообщениям «Эль Паис», уже в июле 2002 г. в ожидании выборов иностранные инвестиции в Бразилию резко сократились, вследствие чего реал потерял 22% своей стоимости, а ВВП опустился ниже уровня 1994 г.36

Даже в союзе с умеренной Либеральной партией Лула воспринимался правыми как крайний радикал. Константин Менгес, бывший советник по Латинской Америке Совета национальной безопасности США, незадолго до выборов писал: «Избрание Лулы станет самым большим откатом в области свобод. Миллионы людей могут оказаться во власти антиамерикански настроенного диктатора. За организацию форума в Сан-Пауло бывший чиновник даже назвал Лулу пособником международного терро-ризма37.

Тем не менее поддержку Луле и союзу ПТ и ПЛ выразили экс-президенты Бразилии Ж. Сарней и И. Франко, влиятельный правый политик А.К. де Магальяес и даже Пауло Малуф38. «Лула имеет огромный опыт переговоров и с помощью диалога с различными социальными группами общества может принести стране стабильность» — эта фраза Жозе Сарнея убедила многих в том, что Луис Инасио да Силва действительно может стать объединяющим страну руководителем, способным предложить лучший, альтернативный путь развития39.

В течение 2002 г. к коалиции с ПТ примкнули также обе небольшие компартии Бразилии, а также Партия национальной мобилизации.

Программа кандидата ПТ была детально разработана. Кратко ее основные положения излагались в «Письме к бразильскому народу», опубликованном в июне 2002 г.40 Это был один из предвыборных документов ПТ, где в доходчивом виде формулировались задачи будущего правительства и центральная идея — необходи-

35 El Mercurio. 09.06.02.

36 El Pais. 04.08.02.

37 Menges C.C. A Strategic Warning: Brazil // http://www.brazzil.com/content/ view/6299/64

38 El Pais. 10.10.02—23.10.02. П. Малуф известен тем, что был кандидатом в президенты на выборах 1985 г., представлял интересы военных и потерпел поражение от кандидата Демократического союза Т. Невиса.

39 ИТАР ТАСС. 28.08.02.

40 Carta ao povo brasileiro // www.pt.org.br/site/assets/carta_ao_povo_brasileiro.pdf

24

мость изменения модели государственного развития. По мнению автора текста, Лулы, «желание перемен» охватило подавляющую часть общества41. Исходя из этого он обещал, что впредь все решения, принимаемые правительством, будут результатом широкого общественного диалога. На первое место по важности Лула ставил задачу расширения государственной социальной политики, не оставляя без внимания и экономические вопросы. «Никто не должен меня учить, насколько важно бороться с инфляцией, — говорилось в тексте документа. — Я начал свой путь в профсоюзе, возмущенный падением покупательной способности зарплаты рабочих. Но сегодня я хочу соединить борьбу с инфляцией с экономическим ростом, созданием рабочих мест и справедливым распределением доходов, построив... Бразилию для всех»42. Команда Лулы планировала провести целый ряд реформ: налоговую, реформу социального обеспечения, аграрную, рабочую и политическую.

Приоритетом правительства ПТ провозглашалось содействие всеми доступными средствами повышению уровня жизни бразильцев, особенно тех, кто вследствие бедности фактически находился за гранью гражданского общества. Это были люди, которые не имели постоянной работы, возможности платить налоги; дети, которые не могли посещать школу. Задача правительства обозначалась Лулой как «Социальное включение» (Inclusao Social), т.е. обеспечение всем бразильцам доступа к таким благам, как образование, рабочие места, жилье и т.д. «Борьба с экономическим и социальным неравенством — необходимое условие, чтобы гарантировать всем жителям Бразилии статус граждан... Надо положить конец всем существующим формам дискриминации женщин, негров, индейцев, сексуальных меньшинств...», — говорилось в «Письме к Бразильскому народу»43.

Важной частью этой масштабной программы социальных мероприятий, выдвинутых ПТ, была борьба с голодом. «Нет голоду!» — лозунг, под которым проходила избирательная кампания Лулы, пожалуй, был самым популярным в ходе подготовки к выборам 2002 г.44 Безусловно, это была удачная находка. В то время как программы других кандидатов переполняли стандартные призывы к социальной справедливости, мало отличавшиеся друг от друга, ПТ нашла свой подход, свой взгляд на социальную

41 Ibidem.

42 Ibidem.

43 Ibidem.

44 Programma de govemo // www.pt.org.br/site/assets/programmadegoverno.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25

проблему, призвала помогать в первую очередь тем, кто не может ждать, самым бедным и обездоленным45.

В программе Лулы много внимания было уделено также и аграрной политике. Путь решения аграрного вопроса ПТ видела в конфискации неиспользуемой земли в рамках, установленных Конституцией46.

Накануне выборов представители ПТ заявили о необходимости выработать новую, альтернативную неолиберальной модель развития Бразилии. В отличие от социал-демократов Партия трудящихся предлагала не просто добавить к уже существующему списку социальных программ еще десяток. Лула и его коалиция стремились покончить с бедностью, голодом и ужасающей степенью социального неравенства, ориентируя всю государственную политику на достижение этой цели. Необходимость корректировки неолиберального курса понимали все — и Лула, и Серра, и другие кандидаты. Но если социал-демократы интерпретировали эту корректировку как выделение государством больших средств на социальные нужды, то Лула намеревался сделать само государство «социальным», поставить социальные задачи на первый план, что неизбежно требовало существенного возрастания роли государственного регулирования, а это противоречило неолиберальной модели. Как справедливо отмечала руководительница секретариата по социальной помощи (г. Сан-Пауло) Алдаиза Спосати, «главное, что отличает Лулу, состоит в четком обозначении присутствия государства в области социальной защиты. Это победа над минималистским пониманием роли государства, господствущим в неолиберализме, и это важный шаг в развитии и становлении социального государства»47.

Третий кандидат на пост президента — Сиро Гомис — представлял Социалистическую народную партию (ППС), возникшую вследствие раскола в Бразильской коммунистической партии и отделения от нее социал-демократического крыла. Накануне выборов ППС был сформирован Рабочий фронт, куда помимо самой ППС вошли Демократическая трабальистская партия и Бразильская трабальистская партия48.

45 По данным ЭКЛАК, в 2001 г. в Бразилии из более 160 млн человек населения 53 млн сталкивались с проблемой голода (Fome Zero. Activa lucha contra el hambre en Brasil // http://www.eclac.cl/prensa/noticias/notas/1/13681/NOTAS31.pdf).

46 Programma de governo // www.pt.org.br/site/assets/programmadegovemo.

47 Brasil, 4 años después... (Entrevista con Aldaí za Sposati) // www.alainet.org/ active/13443

48 Historia do partido // www.pps.org.br/2005/index.asp?opcao=partido&inc_ partido=historia&portal=

26

Сиро Гомис, отец, дед и прадед которого занимались политикой, рано и достаточно успешно начал карьеру — прошел путь от депутата штата до губернатора. В правительстве И. Франко он занимал пост министра финансов. В 1994 г. Ф.Э. Кардозо пригласил Сиро (который до 1998 г. был членом ПСДБ) занять пост министра здравоохранения, но тот отказался49. Уже тогда началось его соперничество с Жозе Серрой. В 1999 г. Институт общественного мнения и статистики (1Ьоре) назвал Гомиса «представителем оппозиции правительству Кардозо с самой привлекательной программой». Из опрошенных респондентов 40% считали его предложения лучшими, в то время как за Лулу высказались только 32%50.

Главные задачи будущего правительства Бразилии Гомис (а он получил экономическое образование в Гарварде) видел в увеличении внутренних накоплений, чтобы ослабить зависимость от внешних источников финансирования; в создании гармоничной смешанной экономики с участием частных капиталов и государства; в формировании эффективных структур, позволяющих государству перераспределять доходы в поддержку национальных предпринимателей и трудящихся, но без ущерба для производства51. Меры, необходимые для достижения этих целей, Гомис находил в изменении системы налогообложения за счет снижения налогов с производственного сектора и подоходных налогов с трудящихся и увеличения налогов на потребление (кроме базовой «продовольственной корзины») и крупную собственность. Сиро Гомис также подчеркивал необходимость содействия росту экспорта Бразилии и «замещению импорта» отечественными товарами.

Важнейшие направления программы Сиро включали: увеличение числа рабочих мест и борьбу с бедностью. Сиро, как и Лула, справедливо полагал, что новые рабочие места будут стимулировать развитие экономики, что следует покончить с неофициальными заработками (по мнению кандидата, на полулегальных условиях работала половина взрослого населения страны). Гомис обещал повысить заработную плату, пересмотреть размеры минимальной оплаты труда; выступал за увеличение доли трудящихся в национальном доходе52.

«Справедливость для бразильцев» — так был озаглавлен один из разделов программы выдвинувшего Гомиса Рабочего фронта. Среди рекомендуемых мер здесь фигурировали создание по всей стране центров юридической помощи, чтобы люди могли больше

49 Ого Gomes. Biografia // www.estadao.com.br/ext/eleicoes2002/perfi3/ciro

50 www.valeparaibano.com.br/1999/10/01/nac/ciroka.html

51 Programma ёе governo // http://www.estadao.com.br/ext/eleicoes2002/programa_ ciro/index.htm

52 Ibidem.

27

узнать о своих правах; предоставление населению информации об использовании государственных средств, создание специального департамента, куда граждане могли бы обращаться в связи с фактами коррупции в госаппарате53.

Много внимания в программе Сиро Гомиса уделялось вопросу о предоставлении стипендий для обучения за рубежом. О проблемах образования в самой Бразилии в предвыборной платформе почти ничего не говорилось. Сформировавшийся как политик в лоне ПСДБ и получивший экономическую подготовку в США, Сиро Гомис идеологически тяготел к реформистской модели Кар-дозо, но с большей долей государственного участия. В силу обстоятельств (разрыв с ПСДБ) он стал кандидатом предвыборного блока, объединившего социал-демократические и трабальистские течения. Отличительной чертой его предвыборной программы стала апелляция к интересам мелких и средних предпринимателей, нуждавшихся в защите государства, а также к рабочим. Это было типично для бразильского трабальизма со времени правления Жетулио Варгаса. Аргументация Сиро Гомиса во многом повторяла то, что говорил Лула, иногда даже в более категоричной форме. Однако социальная опора Рабочего фронта была существенно уже, чем у ПТ и ее союзников.

Четвертым кандидатом, из реально претендовавших на пост президента в 2002 г., был Антони Вильям Матеус де Оливейра, более известный как Гаротиньо (псевдоним). Он выдвинулся от Бразильской социалистической партии (ПСБ). Эта партия, ведущая свою историю с 1945 г., до сегодняшнего дня сохранила в своей программе положение о необходимости постепенного обобществления средств производства. Социальная база партии — левая интеллигенция и средние городские слои54. Кандидат от Бразильской социалистической партии, Гаротиньо вступил в ее ряды только в конце 2001 г. Забегая вперед, надо отметить, что примерно через год после выборов 2002 г. Гаротиньо ушел из ПСБ и вступил в гораздо более умеренную Партию бразильского демократического движения. Будучи губернатором Рио-де-Жанейро, он осуществил финансирование широкой социальной программы. В рамках проекта «минимальный доход» была оказана помощь 65 тысячам семей, построено 7 пунктов общественного питания, где стоимость обеда не превышала одного реала. Эта идея, кстати, была подхвачена и начала распространяться по всей стране. Строительство дешевых ресторанов и отелей в Рио-де-Жанейро создало Гаротиньо образ народного защитника55.

53 Programma de govemo // http://www.estadao.com.br/ext/eleicoes2002/programa_ ciro/index.htm

54 Historia de PSB // http://www.psbnacional.org.br/

55 El Pais internacional. 16.07.02.

28

Предвыборный штаб ПСБ выработал для своего кандидата программный документ «Предварительный проект», обращенный прежде всего к «товарищам социалистам». В документе говорилось: «Все наши обязательства — перед бедными. Мы стремимся организовать их и представлять их интересы»56. В программе ставилась задача «глубокой трансформации государства». «Наша модель состоит не в том, чтобы модифицировать неолиберальную, а в том, чтобы радикально ее изменить: трансформировать концентрацию капитала в его распределение, «социальное исключение» во «включение», заменить централизаторские и авторитарные тенденции на легитимный федеративный пакт», — провозглашалось в ней57. Таким образом, перед нами вновь заявка на левую, альтернативную неолиберализму, модель.

Не терпящими отлагательства проблемами Гаротиньо считал голод, безработицу и жестокость. Он отмечал, что одних только административных мер и федеральных инвестиций для борьбы с этими бедами недостаточно. Требуются мобилизация усилий всего общества, частная инициатива, помощь правительств штатов и муниципалитетов (этот призыв к выполнению всеми своего социального долга перекликается и с лозунгами ПТ)58.

Разорвать цепь социального неравенства, по мнению кандидата, призвано государство, ответственное за развитие и социальную справедливость. Роль государства должна была быть усилена. Ему надлежало стать не просто равноправным участником рыночных отношений, но их арбитром.

Программа Гаротиньо, пожалуй, была наиболее радикальной, в ней отчетливо прозвучала идея «возвращения» к сильному государству, жестко контролирующему экономику и социальную сферу. Однако в практической части программа Гаротиньо, как и Гомиса, была плохо разработана, не в пример программам Лулы и Серры.

Нетрудно заметить, что все четыре кандидата представляли левый спектр политических сил. В этом состояла особенность выборов 2002 г. Сиро Гомис и Гаротиньо, хотя и получили в первом туре значительную поддержку населения, не смогли продолжить борьбу. В своих партиях в разной степени они оба являлись новичками. В этом отношении они явно проигрывали Луле и Серре, имевшим мощную партийную базу.

То что все кандидаты на пост президента по своим политическим предпочтениям относились к левым силам, подтверждает

56 Programma de govemo // http://www.estadao.com.br/ext/eleicoes2002/programa_ garotinho/index.htm

57 Ibidem.

58 Ibidem.

29

слабость позиций правых партий Бразилии на тот момент. Последние не решились выдвинуть своих кандидатов и отказались от участия в борьбе за власть, понимая, что в условиях ухудшающейся социально-экономической обстановки большинство электората было настроено против неолиберального курса. Углублению недовольства способствовало и резкое осложнение экономической и политической ситуации в других странах Латинской Америки (Мексике, Аргентине, Венесуэле, Перу), где в предшествующий период также проводились неолиберальные реформы.

С другой стороны, кандидат ПТ Лула (наиболее вероятный победитель) не вызывал у бразильских правых резкой неприязни. Поддержка Лулы Либеральной партией, их союз, а также заметное смещение позиции самой ПТ в сторону левого центра позволяли ожидать, что, будучи избранным, кандидат «петистов» не станет резко менять экономической курс, а прибегнет только к его корректировке.

Значительная же часть малообеспеченных слоев Бразилии видела в кандидате ПТ Луле человека, который способен был радикально изменить экономическую и социальную политику государства, и ожидали от него едва ли не социальной революции.

Накануне первого тура в начале сентября 2002 г., по результатам опроса общественного мнения, проведенного институтом Vox Populi, популярность Лулы составляла 36%. Сиро Гомис уверенно занимал второе место, получив 20%. Жозе Серра с рейтингом 19% находился на третьем, а кандидат Гаротиньо с 9% голосов замыкал четверку лидеров. Однако к середине сентября Гомис оказался уже на третьей строчке, пропустив вперед Серру, а в октябре — даже позади Гаротиньо. Такая ситуация сохранялась вплоть до 5 октября. За день до выборов предпочтения опрошенных граждан распределились следующим образом: 45% — за Лулу, 20% — за Серру, 15% — за Гаротиньо и 9% — за Сиро Гомиса59.

6 октября 2002 г. в первом туре выборов Лула набрал 46,44% голосов, Жозе Серра — 23,20%, Гаротиньо — 17,87%, Сиро Гомис — 11,97%60.

Таким образом, во второй тур, назначенный на 27 октября, вышли Луис Инасио Лула да Силва и Жозе Серра. В этой ситуации большинство левых, как и следовало ожидать, поддержали Лулу. К коалиции ПТ присоединились Социалистическая партия Бразилии, Народная социалистическая партия, Рабочая демократическая партия, Партия зеленых, Рабочая бразильская партия, Социал-демократическая христианская партия и др.61

59 www.estadao.com.br/ext/eleicoes2002/pesquisas/

60 www.tse-ms.gov.br/res2002

61 America Latina en Movimiento. 14.11.02.

30

Перед избирателями вновь встала проблема выбора. Однако институты, изучающие общественное мнение, в один голос утверждали, что явный перевес в пользу кандидата ПТ сохраняется. Согласно опросам, Жозе Серра стабильно получал около 32% голосов. Рейтинг Лулы колебался от 58 до 60%62.

27 октября 2002 г. во втором туре выборов решительную победу одержал Луис Инасио Лула да Силва. Как заявил победитель голосования, «Бразилия проголосовала за перемены. Надежда победила страх, избиратели определили новый путь страны»63. Получив 61,3% голосов, поддержку 52 млн человек, Лула стал президентом, пользовавшимся наибольшим доверием электората во всем латиноамериканском регионе. Известная российская исследовательница Л.С. Окунева так охарактеризовала эту победу Луиса Инасио: «Его поддержало большинство протестного электората, в авангарде которого шла интеллектуальная элита, усматривавшая в ПТ и ее лидере альтернативу сложившемуся порядку вещей и высказавшаяся за перемены»64.

После подведения итогов выборов в Бразилии многих волновал вопрос: «Что означает победа Лулы и как объяснить приход к власти лидера рабочей партии демократическим путем?». Чаще всего победу Лулы объясняли тем, что характер Партии трудящихся сильно изменился, особенно в 1990-е гг. Действительно, во многом это утверждение справедливо. Доказательство тому — все более решительное отмежевание ультралевых от ПТ. Однако из этого обстоятельства нередко делают ошибочные выводы. «Победа Лулы означает не поворот большинства бразильцев к левому движению, а присоединение ПТ к демократическому центру», — так объяснил результаты выборов «Журнал ду Бразил»65. Подобные высказывания на страницах бразильских изданий — отнюдь не редкость. Тем самым подчас пытаются минимизировать или даже отрицать значение того факта, что победа Лулы была выражением воли миллионов бразильцев повернуть курс страны влево.

Мнение, что в 1990-е гг. большинство в ПТ перешло на позиции, близкие к левоцентризму, справедливо. Бесспорно и то, что победа Лулы была победой демократии. Однако и острые противоречия в самой ПТ между «большинством» и крайне левыми, и относительный успех кандидатов-социалистов, Гаротиньо и Го-миса, в первом туре выборов, и то особое внимание, которое разработчики предвыборной программы Лулы уделили вопросам

62 www.estadao.com.br/ext/eleicoes2002/pesquisas/

63 America Latina en Movimiento. 19.11.02.

64 Самый левый президент в истории Бразилии. Чего следует ожидать? «Круглый стол» ИЛА РАН // Латинская Америка. 2002. № 12. С. 31.

65 Jornal do Brasil. 24.02.02.

31

«социального включения», борьбе с бедностью и голодом, свидетельствовали о наличии в бразильском обществе проблем, которые трудно решить в рамках умеренного реформизма. Бразильские избиратели проголосовали за Лулу не только потому, что он демократ, но потому, что он предлагал «альтернативу развития», которая учтет интересы беднейших слоев населения. Как справедливо отметила М.Л. Чумакова, для большинства населения Латинской Америки, и в том числе Бразилии, улучшение материальных условий жизни и удовлетворение базовых потребностей сегодня куда более актуальны, чем вопросы развития демократии и укрепления политических институтов66.

Значимость президентских выборов 2002 г. в Бразилии заключается в том, что они стали рубежом, обозначившим отход Латинской Америки от сложившейся в 1990-е гг. жесткой неолиберальной модели. Начиная с этого момента в регионе обозначился новый «левый поворот»: усилилось влияние старых и новых левых партий и движений, стали постепенно укрепляться регулирующие функции государства в экономической и социальной сферах.

Итоги президентских выборов в Аргентине (2003), Боливии (2005), Эквадоре, Никарагуа, Венесуэле (2006), а также переизбрание в том же 2006 г. самого Лулы на второй президентский срок демонстрируют, что поиск «левой альтернативы» неолиберализму продолжается.

Поступила в редакцию

18.01.2007

32

66 См.: Чумакова М.Л. Указ. соч. С. 20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.