Научная статья на тему 'Отношения Бразилии со странами ес'

Отношения Бразилии со странами ес Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1216
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чернышева Н. В.

Представлена многополярная и многоаспектная картина мира международной политики. В центре внимания процесс развития торгово-экономических и политических отношений между Бразилией, крупнейшей страной южноамериканского континента, и странами Европейского союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Brazil and the European Union

Reflects multi-polar and multidimensional character of the international politics. It focuses on economical and political aspects of relations between Brazil and the EU members.

Текст научной работы на тему «Отношения Бразилии со странами ес»

ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕГИОНАЛИСТИКА

ОТНОШЕНИЯ БРАЗИЛИИ СО СТРАНАМИ ЕС

Н. В. Чернышова*

Сближение Европы со странами Латинской Америки началось в 1970-е гг. Приобретший к тому времени политическую и экономическую силу западноевропейский капитал стал искать новые рынки сбыта для своих товаров. Латинская Америка, в свою очередь, стремилась ослабить зависимость от США. С 1980-х гг. ЕС обращает еще более пристальное внимание на латиноамериканские страны как на возможных партнеров в связи с намерением Испании и Португалии сформировать иберо-американское политическое пространство, особенно после того как в 1986 г. эти страны вступили в ЕС. Уже в 1987 г. Совет министров ЕС принял положение об установлении постоянного диалога в экономической, политической и социальной сферах со странами Южной Америки.

Однако к середине 1990-х гг. позиции ЕС в регионе ослабли, поскольку многие страны Латинской Америки в своей политике демонстрировали ориентацию на США, что проявилось, в частности, в их стремлении присоединиться к НАФТА1. Доля Западной Европы в прямых иностранных инвестициях в Латинской Америке, составлявшая в конце 1980-х гг. 50 %, снизилась в 1990-1995 гг. до 25 %, так как после распада советского блока европейские инвестиции «потекли» в страны Центральной и Восточной Европы, нацеливаясь на технологическую модернизацию производства, создание новых рабочих мест. Ослабли позиции ЕС и в двусторонней торговле с латиноамериканским регионом. Обеспокоенный сложившейся ситуацией, в 1994 г. Совет ЕС принял специальный документ о развитии отношений с Латинской Америкой и выработке стратегии нового партнерства, включающей в себя углубление политического диалога, расширение свободной торговли, поддержку регионального интеграционного процесса в Латинской Америке, техническое и финансо-

* Чернышова Наталья Викторовна, аспирантка кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО (Университета) МИД РФ. Электронная почта: [email protected].

1 Североамериканская зона свободной торговли (North American Free Trade Area - NAFTA) была образована в 1988 г. США и Канадой, в 1993 г. к ней присоединилась Мексика.

вое сотрудничество. Уточненная стратегия взаимоотношений ЕС с Латинской Америкой была сформулирована в совместной декларации ЕС и Группы Рио2 в 1997 г. и включала уже торгово-финансовое сотрудничество, политический диалог, устойчивое развитие, борьбу с наркобизнесом [1, с. 344]. Первостепенное значение имеет, конечно, латиноамериканский гигант - Бразилия, обладающая самым мощным политическим и экономическим весом в регионе (что делает ее центром регионального влияния) и претендующая на статус мировой державы.

В 1985 г. ЕС открыл свое первое дипломатическое представительство в бразильской столице. Развитию более интенсивных связей Бразилии и ЕС способствовало подписание в июне 1992 г. рамочного соглашения о сотрудничестве, в соответствии с которым стороны обязались проводить регулярные политические консультации по вопросам, представляющим взаимный интерес, и расширять сферы экономического и технического сотрудничества.

С конца 1980-х гг. Бразилия стала весьма притягательной для западноевропейских партнеров. В стране произошли значительные перемены в политической и экономической областях: был ликвидирован авторитарный военный режим и начался переход к демократической политической системе.

Бразильское руководство считает отношения с Евросоюзом одним из внешнеполитических приоритетов, важным направлением, призванным обеспечить достижение долговременных интересов страны в политической, торгово-экономической и социальной областях. Значимость этих связей для Бразилии определяется культурно-исторической общностью, традиционной ориентацией на европейские рынки, на которые приходится до четверти внешнеторгового оборота страны (около 25 млрд дол.), крупнейшими объемами накопленных здесь инвестиций из ЕС (свыше 50 млрд дол.) [13].

Отношения между Бразилией и ЕС структурируются в несколько взаимозависимых векторов. Прежде всего это связи с ведущими европейскими государствами, интеграционные процессы по линии ЕС - МЕРКОСУР3, действующий с 1999 г. институт евро-латиноамериканских саммитов, непосредственные контакты между Бразилией и Брюсселем.

2 Группа Рио была создана латиноамериканскими государствами в 1986 г. как постоянно действующий механизм политических консультаций для согласования единых латиноамериканских позиций по ключевым региональным и международным проблемам. В настоящее время в нее входят 19 стран Латинской Америки (Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Коста-Рика, Эквадор, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Доминиканская Республика, Уругвай, Венесуэла, а также представитель от стран Карибского сообщества по принципу ротации).

3 МЕРКОСУР (Общий рынок стран Южного конуса) образован в 1991 г., когда Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай подписали в Асунсьоне Учредительный договор. Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу и Венесуэла являются ассоциированными членами этого объедине-

Немаловажную роль в развитии отношений между ЕС и Бразилией сыграл президент Фернандо Энрике Кардозо4, которого в период его пребывания у власти (1995-2002 гг.) главы западноевропейских государств объявили своим главным политическим партнером на южноамериканском континенте [14], а премьер-министр Великобритании Т. Блэр называл «одним из самых уважаемых мировых лидеров» [16].

Президент заслужил подобную высокую оценку благодаря проведению мо-дернизаторских неолиберальных реформ, в результате которых Бразилия впервые за долгое время оказалась в условиях демократической и экономической стабильности, позволяющей вести долгосрочное планирование в важнейших областях экономики и политики. Президент понимал, что переход к демократии после военных режимов должен сопровождаться созданием политической системы, способной усилить включенность страны в мировое сообщество в качестве полноправного субъекта, закрепить ее лидирующую роль в регионе, обеспечить максимальное участие в принятии решений многосторонней повестки дня: «Претворение в жизнь постоянного национального проекта развития должно способствовать все возрастающему укреплению наших позиций на международной арене» [6].

Лидер страны проявил себя талантливым дипломатом. Во многом благодаря Ф.Э. Кардозо в последнее десятилетие XX в. в отношениях между Бразилией и ЕС произошел поворот от узкопрагматического подхода, т. е. от развития только торгово-экономического сотрудничества, к его расширению, а также принятию совместных решений по таким социально-экономическим и политическим проблемам, как защита прав человека, в том числе прав женщин и детей, решение проблем бедности и голода, внешнего долга, охрана окружающей среды, борьба с наркобизнесом. Политический диалог рассматривался обеими сторонами как инструмент для укрепления политической стабильности, разрешения внутренних конфликтов и противоречий и устойчивого развития в будущем. ЕС начал проявлять заинтересованность в политическом сотрудничестве с Бразилией на основе своих подходов к проблемам укрепления мира и международной безопасности.

Вместе с тем с приходом к власти Ф.Э. Кардозо Бразилия стремилась играть все большую роль в делах мирового сообщества, добиваясь от европейских стран не только поддержки требования реформы ООН, но и одобрения своей кандидатуры как представителя Латинской Америки в качестве постоянного члена СБ ООН. В конце 1990-х гг. действия Бразилии в этой области были достаточно результативны: ей удалось получить от ведущих западноевропейских стран если не полную поддержку, то, по меньшей мере, одобрение своей пози-

4 Ф.Э. Кардозо - лидер Социально-демократической партии Бразилии (Partido Social-Democrático do Brasil - PSDB). При президенте И. Франко в 1992 г. был назначен министром иностранных дел, в 1993 г. - министром экономики и финансов.

ции по данному вопросу. Франция заявила о том, что, поддерживая Германию и Японию, она в то же время ни в коей мере не будет мешать продвижению в СБ ООН таких ведущих держав юга планеты, как Бразилия [9]. Германия объявила, что будет всячески поддерживать своего южноамериканского партнера в требовании расширить постоянный состав СБ ООН [8].

Однако в условиях современного мира политический вес страны зависит от мощи ее экономики. Исходя из данного утверждения, можно предположить, что Бразилия превратится в один из многочисленных центров мира в случае развития системы международных отношений по многополюсному сценарию. Поэтому Бразилия стала уделять особое внимание развитию торговли со странами ЕС.

С приходом к власти Ф.Э. Кардозо в стране начала реализовываться программа экономической стабилизации, которая предусматривала ускоренную приватизацию и привлечение иностранного капитала. Действительно, прилив в бразильскую экономику иностранного капитала существенно вырос, кроме того, увеличился приток прямых иностранных инвестиций, что очень важно для страны. Интерес вызвал процесс приватизации госсектора в Бразилии (в частности, электроэнергетики, горнодобывающей промышленности). Итогами первого президентского срока Ф.Э. Кардозо (1995-1999 гг.) стали результаты проведенных рыночных реформ - снижение инфляции, оживление хозяйственной деятельности, активизация предпринимательства. Эти положительные изменения в экономической жизни государства послужили важнейшим фактором роста доверия к Бразилии со стороны иностранных инвесторов. Ведущие европейские компании начали осуществлять модернизацию своих предприятий в Бразилии. Наличие крупного местного рынка позволило филиалам европейских ТНК расширять сбытовую сеть и наращивать производство.

Правда, бразильское правительство беспокоил интенсивный наплыв в страну так называемых «горячих денег», краткосрочных капиталов вследствие высоких ставок банковского процента и высокой доходности некоторых категорий акций на фондовых рынках страны. Во избежание угрозы дестабилизации валютно-финансовой системы власти старались посредством налогов ограничить поступление таких капиталов в Бразилию [2, с. 117].

Необходимо отметить, что благодаря обоюдным стараниям торгово-экономические отношения между ЕС и Бразилией за последние 10-15 лет значительно активизировались, несмотря на финансовые кризисы в Западном полушарии. Только европейские прямые инвестиции в Латинской Америке, а это 30 % всех инвестиций, направляемых Европой в развивающиеся страны, составили в 1997 г. 17,06 млрд дол. Основным получателем европейских вкладов стала Бразилия, на которую пришлось 34 % [3, с. 34]. Европейские ТНК широко представлены в регионе вообще, и в Бразилии в частности. Рост экспорта Бразилии в Европу усиливает тезис о том, что это партнерство фундаменталь-

ное для Бразилии. В 2002 г. страна импортировала 13,1 млрд дол. из Европы, а экспортировала 15,1 млрд дол., т. е. положительное сальдо составило 2 млрд дол. [12].

Европейские предприятия занимают важные позиции в промышленном секторе Бразилии. Европейские ТНК, действующие в высокотехнологичных отраслях экономики, вносят весомый вклад в реструктуризацию промышленного производства Бразилии, повышая ее технологический потенциал. Прямые инвестиции из ЕС направляются в финансовый сектор и банковское дело Бразилии, в торговлю, в сферу страхования, на поддержание инфраструктуры, а также распределяются между частными хозяйствами.

Основой экспорта Бразилии в страны ЕС остаются пока сельскохозяйственные товары, таможенные пошлины на которые служат главной причиной столкновений ЕС с Бразилией, ее партнерами по МЕРКОСУР и в целом с латиноамериканскими странами. Бразилия является второй после США страной по объему поставок сельхозпродукции в ЕС. В 2001 г. она экспортировала в ЕС сельскохозяйственную продукцию на 6 млрд дол. По подсчетам Министерства сельского хозяйства Бразилии, при отсутствии протекционистских барьеров эта сумма составила бы 12 млрд дол. Однако время работает на бразильских сельскохозяйственных производителей, и вот уже некоторые тарифы отменены, например на сою, продажа которой принесла стране в 2000 г. 900 млн дол. [16].

Тем не менее бразильцы недовольны сегодняшним положением в сфере торговли со странами ЕС. В рамках переговоров по линии ЕС-МЕРКОСУР они добиваются снижения таможенных пошлин, в первую очередь на сельскохозяйственную продукцию. По сведениям Министерства сельского хозяйства Бразилии, в январе-ноябре 2004 г. поставки в Европу в 2,3 раза превысили поставки в США. Бразилия стала главным поставщиком Европы, а последняя -основным покупателем бразильских сельскохозяйственных товаров в 2004 г. В сфере торговли услугами бразильские компании представлены на рынке ЕС довольно слабо. Исключение составляют транспорт, туризм и финансовые операции (особенно финансирование торговли). Пока Бразилия - скорее потребитель, чем поставщик услуг. В случае роста объемов европейско-бразиль-ской торговли в будущем, что не только возможно, но и весьма вероятно, возрастет потребность в финансировании и кредитовании операций, а следовательно, у бразильских банков, особенно кредитных, появится реальный шанс усилить свое присутствие на европейском рынке услуг. В 2002 г. Комиссия ЕС и Бразилия подписали Меморандум о понимании по развитию двустороннего сотрудничества до конца 2006 г. ЕС объявил о намерении за этот период потратить в рамках двустороннего сотрудничества 64 млн евро на сотрудничество в области экономики (30 млн евро - 47 % от общей суммы), социальной политики (15 млн евро - 23 %) и защиты окружающей среды (6 млн евро - 9%) [5].

На этих трех основных направлениях концентрируется внимание ЕС в отношении Бразилии. Главная цель - поддержка правительственных усилий по реформированию экономики, снижению уровня бедности и помощи в защите окружающей среды.

Сотрудничество в области культуры строится в русле принятой в 1994 г. Европейским парламентом специальной резолюции, посвященной развитию культурных связей между ЕС и Латинской Америкой. В ней отмечалась необходимость более широкого культурного обмена, увеличения переводов книг европейских и латиноамериканских писателей, интенсификации обмена между библиотеками и музеями, расширения туризма, предлагалось открыть Дома Европы во всех латиноамериканских государствах и секции европейских исследований в различных университетах. Особенно широкое сотрудничество намечено в области образования. Помимо традиционного обмена студентами и преподавателями, были запланированы конкретные программы взаимодействия между университетами, где особенно значимую роль играет группа университетов г. Коимбры (Португалия). Предложено рассмотреть вопрос о взаимном признании дипломов и расширении изучения испанского и португальского языков в странах ЕС и языков стран - членов ЕС в Латинской Америке, что значительно укрепило бы связи ЕС и Бразилии.

Указанная резолюция во многом способствовала развитию культурных связей между странами ЕС и Бразилией. Уже в 1998 г. в университете г. Лейдена (Нидерланды) был создан Центр бразильского языка и культуры. Его учредители планируют собрать воедино архивы и библиографию о бразильско-голланд-ских отношениях, которые хранятся в разных библиотеках и архивах страны.

Однако углублению взаимоотношений ЕС с Бразилией мешает нерешенность внутренних социальных проблем. Неравенство доходов различных групп населения в Бразилии - одно из самых больших в мире. Но несмотря на уменьшение с середины 1990-х гг. экономической помощи Бразилии из стран ЕС по сравнению с их помощью в 1980-е гг., совместное осуществление социальных программ и проектов продолжается. Так, до 2006 г. в Бразилию должно было поступить около 7 млн евро от ЕС в рамках проводимой им политики социальной поддержки малообеспеченных слоев в развивающихся странах. В целом же в 2000 г. ЕС вкладывает в различные проекты в Бразилии до 210 млн евро [10]. В 1990 г. Европейский парламент принял резолюцию о защите индейцев яномани, населяющих бассейн реки Амазонки. Уделяется внимание возвращению индейцам их исконных земель, предоставлению им всех тех социально-экономических прав и свобод, которыми пользуется неиндейское население. Окружающая среда - сектор, где аккумулируется наибольшее количество финансов: до 70 млн евро в рамках пилотной программы защиты тропических лесов Бразилии [5].

Все же относительная экономическая стабилизация и гражданский мир сопровождались замедлением темпов экономического роста (если в 1995 г. темпы экономического роста составили 4,2 %, то в 1997 г. - 3,1 %, в 1999 г. - 0,9 %; несмотря на некоторое возрастание темпов в 2000 г. (3,9 %), в 2002 г. они снова значительно снизились и составили 1,5 % [4]), увеличением государственного долга (к 2002 г. он достиг 265 млрд дол. и его обслуживание поглощало 64 % ВВП страны), ростом инфляции с 1,8 % в 1998 г. до 25,3 % в 2002 г. [13], что породило внутри страны недовольство действовавшей моделью развития. Последствия мирового финансового кризиса 1998-1999 гг., а также ряд проблем (высокий уровень безработицы, преступности, коррупции, социальное неравенство), которые не удалось решить правительству Ф.Э. Кардозо, сказались на падении популярности президента и способствовали приходу к власти в 2002 г. оппозиционного лидера Луиса Инасио Лулы да Силва.

Луис Инасио Лула да Силва5, ставший президентом под лозунгами отказа от неолиберальной модели развития, строительства более справедливого экономически и социально государства, в своей инаугурационной речи 1 января 2003 г. определил в качестве одной из приоритетных задач внешней политики правительства страны «укрепление взаимопонимания и расширение сотрудничества» с Европейским союзом [7]. Его первое европейское турне в качестве президента Бразилии, включавшее участие во Всемирном экономическом форуме в Давосе (26 января 2003 г.), рабочие визиты в Германию и Францию (27-28 января 2003 г.), в некоторой степени сняло обеспокоенность глобальной политической, финансовой и бизнес-элиты в связи с приходом к власти в Бразилиа левоцентристских сил и провозглашенным ими курсом на глубокие социальные преобразования. Первоначальная озабоченность ЕС курсом нового бразильского президента отразил комиссар ЕС по внешней политике Крис Паттен, который подчеркнул в Европарламенте важность Бразилии для Южной Америки и заявил, что если экономическая политика страны потерпит неудачу, это негативно отразится на всем регионе [5].

В целом ЕС продолжает поддерживать структурные экономические реформы в Бразилии, направленные на усиление конкурентоспособности бразильских товаров, содействует осуществлению проектов в сфере науки и технологий, проведению пилотной программы по сохранению тропических лесов.

Отношения с ЕС рассматриваются правительством Луиса Инасио Лулы да Силва не только как повод для программных заявлений и значительного количества встреч с европейскими политиками. В этих отношениях президент и его кабинет видят реальную возможность привлечь внимание иностранных инвесторов. Луис Инасио Лула да Силва ввел в практику периодические встречи с потенциальными инвесторами, включая руководителей крупных европейских компаний, таких как «Nestle», «Peugeot-Citroen», «Philips», «Telefónica». Луис

5 Луис Инасио Лула да Силва - лидер Партии трудящихся (Partido dos Trabalhadores - РТ). 144 ЧЕЛОВЕК. СООБЩЕСТВО. УПРАВЛЕНИЕ • №1/2006

Инасио Лула да Силва стремится донести до европейских предпринимателей, что Бразилия - страна со стабильной экономикой и правительство не преподнесет сюрпризов относительно избранного политического курса; правительство взяло под контроль инфляцию и предприняло значительные усилия по улучшению транспортной инфраструктуры, обеспечивающей движение товаров [15].

В политическом плане одним из важнейших направлений как всей внешней политики Луиса Инасио Лулы да Силвы, в том числе сотрудничества с европейскими государствами, является обеспечение поддержки кандидатуры страны в постоянные члены СБ ООН. Во время встречи с канцлером Германии г. Шредером на 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке оба лидера подтвердили заявленную ранее позицию о взаимной поддержке кандидатур обеих стран на постоянное членство в СБ ООН. В октябре 2003 г. во время своего визита в Бразилию премьер-министр Испании Хосе Мария Аснар также высказался за то, чтобы она выступала в качестве представителя интересов южноамериканского региона в Совете [11]. С приходом к власти в Испании правительства Х. Родригеса позиции двух стран еще более сблизились, поскольку внешнеполитические приоритеты, определенные новым испанским премьер-министром, во многом совпадают с курсом, проводимым Луисом Инасио Лулой да Силва. Кандидатура Бразилии на место одного из новых постоянных членов Совета Безопасности ООН в случае его расширения получила широкую поддержку стран - участниц ЕС.

Однако в целом в период правления Луиса Инасио Лулы да Силвы Европа так же, как и при правлении Ф.Э. Кардозо, делает больший акцент на торгово-экономических отношениях, нежели на взаимодействии в сфере политики, и ищет пути кооперации и сотрудничества с Бразилией по формуле «меньше помощи и больше торговли».

Несмотря на все заявления западноевропейских правительств об активизации политического взаимодействия с Бразилией, уровень развития её политических отношений со странами ЕС до сих пор недостаточен для налаживания конструктивного диалога по вопросам взаимной важности или общепланетарного значения. Позиция Бразилии по глобальным проблемам (хотя она не так уж часто расходится с позицией ведущих мировых держав), как правило, не учитывается и не является сколько-нибудь значимой для западноевропейских государств в силу сегодняшнего нелидирующего положения Бразилии на мировой арене и географической удаленности страны. А потому все заявления и ЕС, и Бразилии о сотрудничестве в политической сфере и проведении консультаций по важнейшим вопросам планетарного масштаба имеют скорее декларативную окраску, нежели в полной мере отражают действительность: Бразилия пока не обладает должным политическим влиянием на страны ЕС, а потому ее мнение выслушивают, но к нему не прислушиваются.

Главным в отношениях стран ЕС и Бразилии все-таки пока остается торгово-экономическое сотрудничество. Обе стороны ценят друг друга в первую очередь как емкие и масштабные рынки для экспорта своих товаров. Политические и культурные связи развиты достаточно слабо. Между тем Бразилия добивалась и добивается развития сбалансированных отношений с Европейским союзом. Она стремится к сотрудничеству и коллективным действиям в сфере многосторонних связей. В области двусторонних отношений со странами ЕС Бразилия действует как новая индустриальная средняя держава. Страна ратует за универсальность и всеохватность своей внешней политики, однако объективные процессы, происходящие в мире, естественным образом ограничивают подобное стремление. Сегодня в Европе возникает новый европейский порядок, западноевропейские страны проявляют повышенный интерес к восточноевропейским рынкам и наблюдается тенденция к определенному дистанцированию Европы и Бразилии друг от друга, хотя они и пытаются преодолеть намечающееся отдаление. Однако, по среднесрочным прогнозам аналитиков, должны возобладать постоянные аспекты взаимоотношений Бразилии и стран ЕС - сыграют свою роль значительные европейские прямые капиталовложения в экономику Бразилии, общие гуманитарные ценности, традиционные связи.

Библиографический список

1. Европейский союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития / Под ред. Ю.А. Борко и О.В. Буториной. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

2. Интеграция в Западном полушарии / Отв. ред. А.Н. Глинкин. М.: ИЛА РАН, 2004.

3. Степанов М.С. Поиски путей сближения // Латинская Америка. 1999. № 12.

4. Резюме обзора экономического положения в Латинской Америке и Карибском бассейне за 2004 г. / Экономический и Социальный совет; Организация Объединенных Наций // http://www.un.Org/russian/esa/surveys.htm#Latin.

5. Correio Braziliense. 2005. 08.05.

6. Discurso de Posse do Presidente da República Fernando Henrique Cardoso no Congresso Nacional, Brasilia, 1 de Janeiro de 1995 // http://www.planalto.gov.br.

7. Discurso do Senhor Presidente da República, Luiz Inácio Lula da Silva, na Sessäo de Posse, no Congresso Nacional // Brasilia. Brasil. - 01.01.2003 // http://www.mre.gov.br.

8. Gazeta Mercantil. 1995. 20 set.

9. Gazeta Mercantil. 1996. 29 maio.

10. Gazeta Mercantil. 2000. 22 maio.

11. Gazeta Mercantil. 2003. 30 ot.

12. Gazeta Mercantil. 2003. 19 nov.

13. Isto é. 2003. 03 fev.

14. O Estado de Säo Paulo. 2000. 06 junho.

15. The New York Times. 2004. 30 janho.

16. Veja. 2001. 08 aug.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.