Научная статья на тему 'Президент Республики Беларусь как субъект административного права'

Президент Республики Беларусь как субъект административного права Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
230
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА / SUBJECT OF ADMINISTRATIVE LAW / ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / EXECUTIVE POWER / ПРЕЗИДЕНТ КАК СУБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА / THE PRESIDENT AS A SUBJECT OF ADMINISTRATIVE LAW

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Руднева К.В.

В статье рассматриваются вопросы исполнительной власти Республики Беларусь. Также более подробно анализируется положение Президента Республики Беларусь как субъекта административного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Президент Республики Беларусь как субъект административного права»

Руднева К.В. ©

Студент, кафедра государственного и муниципального управления, Российский экономический Университет имени Г.В. Плеханова

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК СУБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНОГО

ПРАВА*

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы исполнительной власти Республики Беларусь. Также более подробно анализируется положение Президента Республики Беларусь как субъекта административного права.

Ключевые слова: субъект административного права, исполнительная власть, Президент как субъект административного права.

Keywords: the subject of administrative law, executive power, the President as a subject of administrative law.

В первую очередь, необходимо рассмотреть Правительство Республики Беларусь как орган, на который Конституцией Республики Беларусь возложено осуществление исполнительной власти, и остановиться на вопросе взаимодействия Президента и Правительства Республики Беларусь.

Прежде чем рассматривать Президента Республики Беларусь как субъект административного права. Необходимо ознакомиться со структурой исполнительной власти в Республике Беларусь. Представляется целесообразным, проанализировать некоторые конституционные нормы Республики Беларусь.

19 сентября 1991 года Белорусская Советская Социалистическая Республика была переименована в Республику Беларусь. 15 марта 1994 года Верховным советом Белоруссии была принята Конституция Республики Беларусь. В этом же году произошли первые президентские выборы. Президентом был избран Лукашенко Александр Григорьевич.

В Республике Беларусь на тот момент уже был закреплен принцип разделения властей. Как известно, данный принцип непосредственно устанавливает равенство всех ветвей власти и их самостоятельность. Так называемый принцип «сдержек и противовесов»,

Важно отметить, что до 1996 года Белоруссия признавалась смешанной республикой. Однако после проведения народного референдума Республика Беларусь стала суперпрезидентской республикой. Данное название говорит о том, что данная форма правления является не простой и совмещает в себе сразу несколько принципов государственного устройства. Суперпрезидентская форма правления подразумевает принцип разделения властей, но на самом деле вся власть сосредоточена в руках Президента.

Для того, чтобы понять в чем заключаются основные полномочия Президента Республике Беларусь с точки зрения исполнительной сферы, стоит рассмотреть главы Конституции, касающиеся статуса и основных полномочий исполнительной власти Республики Беларусь.

Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления. В систему республиканских органов государственного управления, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, входят министерства и комитеты.

Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь. Премьер-министр

© Руднева К.В., 2016 г.

назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент Республики Беларусь вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

Президент также вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого члена Правительства. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Республики Беларусь по поручению Президента продолжает осуществлять свои полномочия до сформирования нового Правительства.

После рассмотрения органов исполнительной власти Республики Беларусь можно перейти к основным полномочиям Президента Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. [1]

Согласно Статье 84 Конституции Республики Беларусь Президент имеет право:

1. Определять структуру Правительства Республики Беларусь, назначать на должность и освобождать от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимать решение об отставке Правительства Республики Беларусь или его членов.

2. Председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь.

3. Отменять акты Правительства Республики Беларусь.

Конституция описывает основные функции Президента, как главы государства. Из положений, перечисленных в конституционных статьях, можно сделать вывод о том, что между Президентом и другими ветвями власти существует разделение полномочий.

Таким образом, исполнительная власть Республики Беларусь становится реальным объектом контроля со стороны Президента.

Проведенное исследование свидетельствует, что исполнительная ветвь власти полностью зависит от воли Президента Республики Беларусь, так как конституционные нормы предоставляют Президенту право отменять подзаконные нормативно-правовые акты Правительства и в целом определять внутреннюю политику государственного управления в

системе исполнительно-распорядительных функции.

*

Конджакулян К.М. - научный руководитель, к.ю.н., доцент кафедры Административного и

финансового права РЭУ им Г.В. Плеханова

Литература

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года)

2. Национальный правовой интернет - портал Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=2101

3. Пресс-служба Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //pre sident.gov .by/ru/news_ru/

6. Конджакулян К.М. Исполнительная власть и институт президентства: вопросы соотношения (административно-правовое исследование на примере Российской Федерации и Республики Армения) Дисс. ... канд. Юрид. наук. М., ОПТМ РАГС, 2010.

7. Конджакулян К.М. Исполнительная власть в Республике Армения (коллизии, пробелы и правовые механизмы совершенствования)// Государственная власть и местное самоуправление. №1, 2012.

8. Зограбян К.М., Конджакулян К.М. Административная ответственность в Российской Федерации и Республике Армения: понятие и сущность // Российская юстиция, N 6, 2013.

9. Конджакулян К.М. Исполнительная власть и институт президентства: вопросы соотношения. М.: Юрлитинформ, 2013.

11. Конджакулян К.М. Бицефальная система исполнительной власти: Сравнительно-правовое исследование // Закон и право, № 4, 2014.

12. Конджакулян К.М., Зограбян Г.М. Административное правонарушение: - общественная вредность или общественная опасность: вопросы соотношения. (Сравнительное исследование) // Административное право и процесс, № 7. 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.