Научная статья на тему 'Рабочий аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Защитника по правам человека в Республике Армения'

Рабочий аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Защитника по правам человека в Республике Армения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
234
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Область наук
Ключевые слова
РАБОЧИЙ АППАРАТ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / RUSSIAN FEDERATION / ЗАЩИТНИК / РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ / THE DEFENDER OF THE REPUBLIC OF ARMENIA / WORKING UNIT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Акилян Норайр Мигранович

В статье анализируются некоторые аспекты функционирования рабочего аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Защитника по правам человека в Республике Армения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Акилян Норайр Мигранович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPERATING UNIT COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE DEFENDER OF HUMAN RIGHTS IN THE REPUBLIC OF ARMENIA

The article analyzes some aspects of the work of the Commissioner for human rights in the Russian Federation and Defender of human rights in the Republic of Armenia.

Текст научной работы на тему «Рабочий аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Защитника по правам человека в Республике Армения»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

РАБОЧИЙ АППАРАТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАЩИТНИКА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В

РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ.

Акилян Норайр Мигранович,

аспирант факультета Экономики и Права РЭУ им. Г.В. Плеханова4

В статье анализируются некоторые аспекты функционирования рабочего аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Защитника по правам человека в Республике Армения.

The article analyzes some aspects of the work of the Commissioner for human rights in the Russian Federation and Defender of human rights in the Republic of Armenia.

Рабочий аппарат, Уполномоченный по правам человека, Российская Федерация, Защитник, Республика Армения.

Working unit, the Commissioner for human rights, the Russian Federation, the Defender of the Republic of Armenia.

Отметим, что рабочий аппарат Уполномоченного осуществляет юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного.

Учитывая, что в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ замещаемая Уполномоченным государственная должность Российской Федерации установлена для непосредственного исполнения полномочий возглавляемого им федерального государственного органа, федеральная гражданская служба в его рабочем аппарате представляет собой деятельность на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации как по содействию в реализации предоставленных ему полномочий, так и для профессионального обеспечения выполнения этим органом установленных ему задач и функций.

Некоторые исследователи отдельно выделяют проблемы функционирования уполномоченного в системе государственного управления5.

Основные функции аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации можно перечислить с учетом следующих классификационных критериев:

1) действия с поступающими обращениями и их заявителями:

- предварительная экспертиза обращений граждан и подготовка предложений для Уполномоченного о принятии в соответствии с комментируемым Законом жалобы к рассмотрению или передаче жалобы государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которого относится разрешение жалобы по существу, либо мотивированного отказа в принятии жалобы к рассмотрению;

- уведомление заявителей о принятом Уполномоченным решении, а также информирование государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, решения или действия (бездействие) которых обжалуются в случае начала рассмотрения жалобы;

4 Научный руководитель: Мамитова Н.В., д.ю.н., профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова.

5 Конджакулян К.М. Предложения по усовершенствованию функциональных характеристик правительств Армении и России (Сравнительно-правовое исследование) // Право и образование. 2015. № 2.Конджакулян К.М. Акилян Н.М. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и Защитник в Республике Армения в системе органов государственной власти // Закон и право. № 12. 2015. Конджакулян К.М. Некоторые вопросы взаимодействия правительства и парламента в Российской Федерации и Республике Армения // Государственная власть и местное самоуправление. № 4. 2016.Конджакулян К.М. Некоторые проблемы в системе государственного управления (Сравнительно -правовой анализ) // Закон и право. № 11. 2014.

- разъяснение заявителю средств, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод6;

2) деятельность, связанная с предотвращением нарушений прав человека:

- подготовка предложений для принятия Уполномоченным соответствующих мер в пределах его компетенции в случае установления фактов нарушения прав и свобод граждан;

- проведение самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверок деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц в случае установления фактов нарушения прав и свобод граждан;

- организация ознакомления Уполномоченного с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях;

- подготовка предложений для принятия Уполномоченным по собственной инициативе возможных и необходимых мер в случаях массовых или грубых нарушений прав и свобод граждан в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, неспособных самостоятельно использовать правовые средства защиты;

- подготовка замечаний и предложений, относящихся к обеспечению прав и свобод граждан и совершенствованию правоприменительной практики и административных процедур, и направление их государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам;

- мониторинг законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Федерации в области прав человека с целью установления пробелов в законодательстве, приведения его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорам Российской Федерации, нормами Всеобщей декларации прав человека и Европейской конвенции о защите прав человека;

- подготовка предложений для обращения Уполномоченного к субъектам права законодательной инициативы об изменении и дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации о восполнении пробелов в них в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина;

3) информационно-организационная деятельность:

- подготовка материалов для ежегодного доклада о деятельности Уполномоченного и специальных докладов Уполномоченного, посвященных отдельным вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

- содействие сотрудничеству Уполномоченного с российскими и международными институтами защиты прав человека и неправительственными организациями, действующими в сфере обеспечения и защиты прав человека;

- осуществление деятельности по правовому просвещению граждан по вопросам прав и свобод человека путем выпуска периодического печатного издания, специальных печатных изданий, публикаций в периодической печати материалов, касающихся деятельности Уполномоченного, вопросов правовой защиты, информационно-аналитических и научно-просветительских материалов;

4) организационно-техническая деятельность:

- подготовка сообщений для средств массовой информации о правозащитной дея-

6 Мамитова Н.В. Правосознание современного российского общества: теоретико-правовой анализ // Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики/сборник тезисов по материалам международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня основания Южного федерального университета. - Ростов-на-Дону: Издательство . 2015,Мамитова Н.В. Арктическая зона Российской Федерации: проблемы развития и правового регулирования // СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. 2015.Мамитова Н.В. Правовые средства противодействия коррупции в Российской Федерации (статья). / Мамитова Н.В. ,Петренко А.В. // Юридическая мысль. Научно-практический журнал ВАКОВСКИМ. 2015 №5 (91)

тельности Уполномоченного;

- организация и проведение приема граждан;

-организация и ведение единой системы делопроизводства, осуществление доку-ментационно-технического обслуживания деятельности Уполномоченного;

- осуществление финансового, материально-технического, социально-бытового и иного обеспечения деятельности Уполномоченного по правам человека и сотрудников аппарата;

- осуществление протокольного обеспечения официальных мероприятий.

Оперативное руководство деятельностью сотрудников аппарата и соблюдение

внутреннего распорядка осуществляются управляющим делами Уполномоченного.

Возьмем для сравнения некоторые положения рабочего аппарата Защитника Республики Армения обеспечения деятельности Защитника по правам человека. Рабочий аппарат Защитника осуществляет юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационное и иное обеспечение деятельности Защитника. Рабочий аппарат Защитника является государственным учреждением, имеющим печать с изображением Государственного герба Республики Армения и со своим наименованием.

Возможно, в областях могут создаваться областные представительства Защитника прав человека.

Сотрудники рабочего аппарата Защитника не являются гражданскими служащими и работают по срочным трудовым договорам. Сотрудники рабочего аппарата Защитника сохраняют за собой гарантии поступления на прежнюю службу по истечении срока договора, если они перед поступлением на работу в рабочем аппарате были гражданскими служащими. Их работа в рабочем аппарате приравнивается к гражданской службе.

Лица, занимающие какую-либо должность в рабочем аппарате Защитника, не могут быть обвинены, подвергнуты дознанию, задержаны, арестованы или отданы под суд при исполнении своих обязанностей по поручению Защитника, за какое-либо действие, мнение или принятое решение. Если какое-либо лицо, занимающее должность в рабочем аппарате, подвергается задержанию, аресту или отдается под суд по другим обстоятельствам, то орган обвинения должен в установленном порядке и в установленный срок информировать об этом Защитника.

В заключительной части хотелось бы обратить внимание на проблему, поднятую Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации в ежегодном Докладе за 2011 год. Это проблема региональных уполномоченных по правам человека, связанная с финансированием их деятельности из бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации. Так, бюджетное финансирование деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Северная Осетия - Алания не осуществлялось с декабря 2010 года, а отдельная строка в бюджете Республики отсутствовала, хотя и предусмотрена в республиканском Законе "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Северная Осетия - Алания". Федеральный Уполномоченный отметил, что в таких обстоятельствах деятельность республиканского Уполномоченного была фактически парализована. В 2011 году похожие финансовые трудности возникли также у Уполномоченных по правам человека в Еврейской автономной области и в Псковской области. При этом предусмотренное областным Законом "Об Уполномоченном по правам человека в Псковской области" финансирование деятельности отдельной строкой в бюджете не выделялось ни в 2010, ни в отчетном году.

Список литературы

1.Конджакулян К.М. Некоторые институциональные аспекты государственного управления: проблемы и пути совершенствования (сравнительное исследование) // Государственная власть и местное самоуправление. № 12. 2014.

2.Конджакулян К.М. Предложения по усовершенствованию функциональных характеристик правительств Армении и России (Сравнительно-правовое исследование) // Право и образование. 2015. № 2.

3.Конджакулян К.М. Некоторые вопросы взаимодействия правительства и парламента в Российской Федерации и Республике Армения // Государственная власть и местное самоуправление. № 4. 2016.

4.Конджакулян К.М. Исторические аспекты становления и развития исполнительной власти в Российской Федерации (Сравнительно-правовой анализ). // Российское государствоведение. № 3. 2015

5.Конджакулян К.М. Некоторые вопросы сравнительно-правового анализа Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС) и Гражданского процессуального законодательства РФ (1 ПК): Особенности правового регулирования // Закон и право. № 3. 2016.

6.Конджакулян К.М. Исполнительная власть в Республике Армения (коллизии, пробелы и правовые механизмы совершенствования)//Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 1.

7.Конджакулян К. М. Президент в системе и структуре органов исполнительной власти и (сравнительно-правовой анализ на примере России и Арме-нии)//Конституционное и муниципальное право. 2010. № 5.

8.Конджакулян К.М., Зограбян Г.М. Административное правонарушение: -общественная вредность или общественная опасность: вопросы соотношения. (Сравнительное исследование)/Административное право и процесс. 2014. № 7.

9.Конджакулян К.М. Некоторые проблемы в системе государственного управления: сравнительно-правовой анализ // Закон и право. 2014. № 11.

10.Конджакулян К.М., Зограбян Г.М. Административное правонарушение: -общественная вредность или общественная опасность: вопросы соотноше-ния.//Административное право и процесс, № 7. 2014.

11.Конджакулян К.М. -Некоторые институциональные аспекты государственного управления: проблемы и пути совершенствования (сравнительное исследова-ние)//Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 12

12.Конджакулян К.М. Некоторые институциональные аспекты государственного управления: проблемы и пути совершенствования (сравнительное исследова-ние)//Государственная власть и местное самоуправление. № 12. 2014.

13.Конджакулян К.М., Зограбян Г.М. Административное правонарушение: -общественная вредность или общественная опасность: вопросы соотношения. (Сравнительное исследование)//Административное право и процесс, № 7. 2014.

14.Конджакулян К.М., Зограбян Г.М. Особенности административной ответственности за нарушение избирательных прав (Сравнительное исследова-ние)//Административное право и процесс. -2014. -№ 8.

15.Конджакулян К.М. Административная ответственность в Российской Федерации и Республике Армения: понятие и сущность/К.М. Конджакулян, Г.М. Зогра-бян//Российская юстиция. 2013. № 4

16.Конджакулян К.М. Административная ответственность за нарушение избирательных прав в Российской Федерации и Республике Армения (сравнительно-правовое исследование)/К.М. Конджакулян, Г.М. Зограбян. М.: Юрлитинформ, 2014

17.Конджакулян К. М. Институт президентства и исполнительная власть: вопросы взаимосвязи и взаимодействия (на примере Российской Федерации и Республики Ар-мения)//Закон и право. 2010. № 1.

18.Конджакулян К. М. Некоторые кадровые полномочия президентов Российской Федерации и Республики Армения в механизме государственной вла-сти//Конституционное и муниципальное право. -2011. -№ 6.

19.Конджакулян К.М. Бицефальная система исполнительной власти: Сравнительно-правовое исследование//Закон и право. 2014. № 4.

20.Конджакулян К.М. Исполнительная власть в Республике Армения (коллизии, пробелы и правовые механизмы совершенствования) // Государственная власть и местное самоуправление. №1, 2012.

21.Конджакулян К.М. Президент в системе и структуре органов исполнительной власти (Сравнительно-правовой анализ на примере России и Арме-нии)//Конституционное и муниципальное право. 2010 г. № 5.

22.Конджакулян К.М. Некоторые проблемы в системе государственного управления (Сравнительно-правовой анализ) // Закон и право. № 11. 2014.

23.Мамитова Н.В. Проблемы проведения антикоррупционной экспертизы органами прокуратуры Российской Федерации Вопросы правоведения. №1. 2013.

24.Мамитова Н.В. Правосознание современного российского общества: теоретико-правовой анализ // Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики/сборник тезисов по материалам международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня основания Южного федерального университета. - Ростов-на-Дону: Издательство . 2015

25.Мамитова Н.В. Арктическая зона Российской Федерации: проблемы развития и правового регулирования // СПб.: Санкт-Перетбургский университет ГПС МЧС России. 2015.

26.Мамитова Н.В. Правовые средства противодействия коррупции в Российской Федерации (статья). / Мамитова Н.В. ,Петренко А.В. // Юридическая мысль. Научно-практический журнал ВАКОВСКИЙ. 2015 №5 (91).

ОСОБЕННОСТИ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРАВЕ ДРЕВНЕГО РИМА

Силакова Ольга Николаевна ,

к.э.н., доцент кафедры гражданского права Юго-Западного государственного университета, 305040, Россия, Курская область, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94

Лахта Владислав Анатольевич, студент группы ПД-64 Юго-Западного государственного университета, 305040, Россия, Курская область, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94

Аннотация: Статья рассматривает особенности брачных отношений в Древнем Риме. Автор делает анализ особенностей брачного союза в эпоху расцвета Римской империи с целью заимствования наиболее некоторых норм римского частного права в семейное право России.

Ключевые слова: брак, владыка, «cum manu», «sine manu», приданое.

Abstract: The Article considers the peculiarities of marriage in Ancient Rome. The author makes an analysis of the features of marriage in the heyday of the Roman Empire with the aim of drawing the most of some norms of the Roman private law in the family law of Russia.

Key words: marriage, Lord, "cum manu", "sine manu", the dowry.

Брак в римском частном праве имел свои особенности и содержал в себе положения, заимствованные в последствии в нашу современную действительность. Еще известный римский юрист Модестин (III в. н. э.) считал брак как своеобразный союз мужчины и женщины, заключенный на всю жизнь, единство божественного и человеческого начала. Тем не менее, подобное утверждение не соответствовало реалиям того периода времени. Дело в том, что первоначально брак в Риме носил название «cum manu» и расшифровывался как - брачный союз, провозглашающий власть мужа над 158

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.