Букреев А. А. ©
Студент, кафедра государственного и муниципального управления,
*
Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова
ПРАВИТЕЛЬСТВО И ПРЕЗИДЕНТ: ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ПРИМЕРЕ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Аннотация
В статье анализируются полномочия главы государства и Правительства Казахстан, а также рассматривается вопрос о соотношении этих двух институтов власти.
Ключевые слова: Правительство, Президент, Казахстан. Keywords: government, president, Kazakhstan
Вот уже несколько десятков лет главой государства Казахстан является президент Назарбаев Нурсултан Абишевич. Заняв должность первого секретаря Центрального комитета коммунистической партии Казахстана, Назарбаев с 1989 года руководит Казахстаном. В апреле 1990 года был избран президентом республики на сессии Верховного совета Казахской ССР. В декабре 1991 года, январе 1999 года, декабре 2005 и в апреле 2011 года Назарбаев побеждал на всенародных выборах президента Казахстана. В мае 2007 года парламент страны утвердил за Назарбаевым право оставаться президентом пожизненно, а также избираться президентом неограниченное количество раз.
Нурсултан Абишевич носит титул «Лидер Нации». В настоящее время официально зарегистрирован в качестве одного из кандидатов в президенты Казахстана на внеочередных выборах главы государства.
Согласно статье 42 Конституции Республики Казахстана: «Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики более двух раз подряд».[1]
Но это ограничение не распространяется на Первого Президента Республики Казахстан.
Также, в Конституции сказано, что в полномочия президента входят:
- назначать очередные и внеочередные выборы в Парламент Республики и его Палаты; подписывать представленные Сенатом Парламента законы в течение одного месяца, обнародовать законы либо возвращать закон или отдельную статью для повторного обсуждения и голосования;
- назначать на должности министров иностранных дел, обороны, внутренних дел, юстиции; освобождать от должностей членов Правительства; принимать присягу членов Правительства; поручать Правительству внесение законопроекта в Мажилис Парламента;
- образовывать, упразднять и реорганизовывать государственные органы, которые непосредственно подчиненны и подотчетны Президенту Республики, назначать на должности и освобождать от должностей их руководителей;
- назначать и отзывать глав дипломатических представительств Республики;
- утверждать государственные программы Республики и вести переговоры и подписывать международные договоры Республики;
- Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики и может назначать на должность и освобождать от должности высшее командование Вооруженных Сил;
- решать вопросы гражданства Республики, предоставления политического убежища; осуществлять помилование граждан;
- формировать подчиненные ему Службу охраны Президента Республики и
© Букреев А. А., 2016 г.
Республиканскую гвардию;
- назначать на должность и освобождать от должности Государственного секретаря Республики Казахстан, определять его статус и полномочия; формировать Администрацию Президента Республики;
- осуществлять другие полномочия в соответствии с Конституцией и законами Республики.
Лидер нации не может быть задержан, арестован, привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий президента, а после их прекращения - за деяния, связанные с осуществлением им своего статуса первого президента Казахстана - лидера нации.
При этом закон относит посягательство на жизнь лидера нации к категории террористических преступлений. За порчу изображений первого президента - лидера нации, публичные оскорбления и искажение фактов его биографии введена уголовная ответственность.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в стране сложился некий авторитаризм, при котором Назарбаев неограничен в своих полномочиях и все государственное управление сосредоточено в его руках.
Полагается, что Правительство в Казахстане играет роль подконтрольного органа главы государства. Его полномочия закреплены в конституционном законе «О Правительстве Республики Казахстан» [2]. Согласно статье 11 Конституционного закона Республики Казахстан, подотчетность и ответственность Правительства Республики заключается в следующем:
1. Правительство во всей своей деятельности ответственно перед Президентом Республики в установленных Конституцией.
2. Члены Правительства самостоятельны в принятии решений в пределах своей компетенции, несут персональную ответственность перед Премьер-Министром Республики за работу подчиненных им государственных органов или порученный им участок работы.
3. Правительство ответственно перед Мажилисом Парламента и Парламентом в случаях, предусмотренных Конституцией Республики.
4. Члены Правительства подотчетны Палатам Парламента
Также, осуществляя подконтрольную деятельность, согласно статье 12 Правительство Республики обязано:
1. Регулярно информировать Президента Республики о выполнении поручений Президента и других направлениях своей деятельности;
2. Организовывать исполнение актов Президента Республики и осуществлять контроль за их исполнением министерствами, иными центральными, а также и местными исполнительными органами;
3. Выполнять поручения Президента о внесении законопроекта в Мажилис Парламента;
4. Представлять на утверждение Президента государственные программы.
Стоит отметить, что глава государства в нормотворческой деятельности может иметь решающее право принятия или отклонения тех или иных нормативно-правовых актов, без которого они не могут приняться в Правительстве Казахстана. В этой связи в науке многие исследователи называют их дискреционными[5, С.23-43]. На основе статьи 12, Правительство согласовывает с Президентом Республики планы законопроектных работ Правительства. Также, Президент Республики отменяет либо приостанавливает полностью или в части действие актов Правительства и Премьер-Министра Республики.
Несмотря на то, что глава государства Казахстана во многом имеет преимущества в осуществлении своих полномочий и обязанностей, Правительство в стране играет немаловажную подконтрольную роль - оно возглавляет систему исполнительных органов власти и осуществляет руководство их деятельностью.
*
Конджакулян К.М. - научный руководитель, к.ю.н., доцент кафедры Административного и
финансового права РЭУ им Г.В. Плеханова
Литература
1. Конституция Республики Казахстан" (принята на референдуме 30 августа 1995 года) [Электронный ресурс]. http://www.constitution.kz/razdel3/
2. Конституционный закон Республики Казахстан от 18 декабря 1995 г. N 2688 (Внесены изменения и дополнения 29 сентября 2014 года) // Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/ docs/Z950002688_/z952688.htm
3. Официальный сайт Президента Республики Казахстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. akorda.kz/ru
4. Официальный сайт Правительства Республики Казахстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.government.kz/ru/
5. Конджакулян К.М., Чепурнова Н.М. Институт президентства и исполнительная власть: вопросы взаимосвязи и взаимодействия (На примере Российской Федерации и Республики Армения) // Журнал Закон и право, №1(13), 2010г.
6. Конджакулян К.М., Дорофеев П.А. Необходимости четкой конкретизации места в сфере государственного управления администрации Президента Российской Федерации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 12-4.
7. Конджакулян К.М. Глава государства в системе и структуре органов исполнительной власти. Сравнительно-правовой анализ на примере России и Армении // Журнал Закон и право, № 2, 2010г.
8. Конджакулян К.М. Исполнительная власть в Республике Армения (коллизии, пробелы и правовые механизмы совершенствования) // Государственная власть и местное самоуправление. №1, 2012.
9. Конджакулян К.М. Исполнительная власть и институт президентства: вопросы соотношения. М.: Юрлитинформ, 2013.
10. Конджакулян К.М. Некоторые институциональные аспекты государственного управления: проблемы и пути совершенствования (сравнительное исследование) //Государственная власть и местное самоуправление. № 12. 2014.
11. Конджакулян К.М. Предложения по усовершенствованию функциональных характеристик правительств Армении и России (Сравнительно-правовое исследование) // Право и образование. № 2. 2015.