Научная статья на тему 'Особенности формирования политической элиты современного Казахстана'

Особенности формирования политической элиты современного Казахстана Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4163
384
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАХСТАН / ЭЛИТА / ВЛАСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ / KAZAKHSTAN / ELITE / POWER / POLITICAL TRANSFORMATION / POLITICAL REGIME

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бейбалаев Роман Георгиевич

В статье рассмотрены особенности формирования политической элиты современного Казахстана. Показаны предпосылки, особенности и основные тенденции транзита власти в посткоммунистическом политическом режиме. Анализируя исторический контекст, автор уделяет внимание роли лидера политической элиты Казахстана, а также его возможностям в период передачи формальной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the formation of the state elite of modern Kazakhstan

The article considers the features of the formation of the political elite of modern Kazakhstan. The prerequisites, features and main trends in the transit of power in the post-communist political regime are shown. Analyzing the historical context, the author pays attention to the role of the leader of the political elite of Kazakhstan, as well as his capabilities during the transfer of formal power.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования политической элиты современного Казахстана»

Р.Г. БЕЙБАЛАЕВ аспирант кафедры сравнительной политологии

факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова*

Особенности формирования политической элиты современного Казахстана

В статье рассмотрены особенности формирования политической элиты современного Казахстана. Показаны предпосылки, особенности и основные тенденции транзита власти в посткоммунистическом политическом режиме. Анализируя исторический контекст, автор уделяет внимание роли лидера политической элиты Казахстана, а также его возможностям в период передачи формальной власти.

Ключевые слова: Казахстан, элита, власть, политическая трансформация, политический режим.

Beybalaev R.G. Features of the formation of the state elite of modern Kazakhstan. The article considers the features of the formation of the political elite of modern Kazakhstan. The prerequisites, features and main trends in the transit of power in the post-communist political regime are shown. Analyzing the historical context, the author pays attention to the role of the leader of the political elite of Kazakhstan, as well as his capabilities during the transfer of formal power.

Keywords: Kazakhstan, elite, power, political transformation, political regime.

12 мая 2010 г. нижняя палата парламента (Мажилис) Казахстана единогласно приняла законопроект, дающий первому президенту Назарбаеву Нурсултана Абишевича статус лидера нации - елбасы. Уже 13 мая эту идею поддержала верхняя палата парламента (Сенат). Даже несмотря на то, что сам Назарбаев отказался подписывать проект, но не наложил на него вето по правилам законотворческой деятельности РК закон, находившийся в таком положении, вступал в силу спустя 30 дней с момента подачи. 14 июня 2010 г. Н. Назарбаев стал лидером нации1.

* Бейбалаев Роман Георгиевич, e-mail: [email protected]

1 Вступил в силу закон, наделяющий Назарбаева статусом "лидер нации" / Зона.^ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zonakz.net/2010/06/15/-вступил-в-силу-закон-наделяющий-назар/

За 27 лет правления первого президента независимого Казахстана Н. Назарбаева республика превратилась в состоятельное государство с иерархически выстроенной и стабильной политической системой. Формально ее основа закреплена в главном нормативном акте - конституции. Но реальные механизмы работы политической системы подчиняются другим правилам: культуре, традициям и историческому опыту. Для понимания особенностей формирования современной элиты Казахстана следует выделить предпосылки зарождения казахского национального самосознания:

Во-первых, субэтническая фрагментация казахов. Первые попытки формирования казахской государственности привели к тому, что мы сейчас называем жузами - племенными объединениями, принадлежавших к казахской народности и населявших общеказахские территории1. Исторически выделяют 3 жуза: старший, младший и средний. Несмотря на попытки Российской империи, а затем и СССР, модернизировать уклад казахского общества, им не удалось достигнуть поставленной задачи. Политическая культура Казахстана адаптировалась к условиям внешней среды, оставаясь внутри неизменной.

Во-вторых, этнодемографическое положение Казахской ССР после Второй мировой войны. Из-за дефицита зерна советское правительство приняло решение начать «освоение целины». В республику приехало большое число рабочих и специалистов из союзных республик. По статистике за период 1954-1962 г. для нужд освоения целинных земель приехало около 2 млн человек, что снизило долю казахов в республике до 30%2. К 80-м гг. сложилась такая ситуация, что в городах сконцентрировались в основном представители славянских национальностей, а коренное население - в сельской местности. Став в своей республике национальным меньшинством, казахи пытались не потерять своей политической силы. В частности, это приводило к протекционистской кадровой политике, когда чиновники стали рассматривать критерий национальности как более важный, чем компетентность специалиста.

1 Толеубаев А.Т., Касымбаев Ж.К., Койгелдиниев М.К., Калиева, Е.Т., Да-лаева Т.Т. / Перевод с казахского языка Бакенова С., Сугирбаева Ф. История Казахстана. Изд-во «Мектеп», 2006 г.- 240 С.

2 Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 г. М., 1973, т. IV, с. 311.

В-третьих, усиленный контроль союзного центра над Казахстаном. Несмотря на ленинские идеи о всеобщем равенстве и братстве народов высшее партийное руководство контролировало как экономическое, так и политическое состояние республики. Около половины всей промышленности Казахстана находилось в ведении союзных министерств.

С приходом к власти М. Горбачева и началом «перестройки» изменилась и политика центра по отношению к регионам. Новые условия политической системы СССР привели к появлению региональных лидеров нового времени. В Казахстане таким лидером был председатель Совета министров Казахской ССР Н. Назарбаев. Местная компартия тяжело переживала эпоху «перестройки». Политический тяжеловес, первый секретарь КП Казахстана Д. Кунаев был снят со своего поста в ходе рекордно короткого пленума местного ЦК. Назначенный на его роль Г. Колбин был кандидатурой Москвы, но не казахской политической элиты.

В декабре 1986 г. в Алма-Ате произошли массовые акции протеста против политики центра. Прозванные впоследствии Желтоксаном, эти события стали отправной точкой движения казахов за независимость1. А главным итогом демонстраций стало то, что казахские элиты, при всей своей симпатии к номенклатурному строению политической системы, открыто начали заниматься формированием национального самосознания. Лучше всех этот тренд подхватил Н. Назарбаев. Заняв в 1989 г. должность первого секретаря ЦК КП Казахстана, он стал лидером сплоченной национальной элиты, которая стремилась добиться своего любой ценой. В конечном счете Казахстан получил независимость 16 декабря 1991 г. Оставшись без надзора Москвы, казахская элита стала формировать новую политическую систему.

На начальном этапе государственного строительства между исполнительной и законодательной ветвями власти шла борьба за распределение властных полномочий. Это проявлялось, в частности, в написании новой конституции. Главными оппонентами Назарбаева (который, к слову, по постановлению Верховного Совета от 15 декабря 1991 г. стал председателем Конституционной комиссии) стали представи-

1 30 лет Желтоксану. Как рождался Казахстан Назарбаева / Карнеги.ру [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://carnegie.ru/commentary/66479

тели консервативного номенклатурного круга, целью которых было сохранение полномочий Верховного Совета.

Однако у старой элиты не было шансов перед будущим национальным лидером. Первая принятая конституция 1993 г. давала президенту ряд преимуществ перед парламентом (законотворческая инициатива, отсутствие процедуры отстранения от должности). Но даже это не отражало реальный расклад сил в республике. Принятый в 1995 г. обновленный формат конституции не оставил сомнений в главенствующей роли президента в политической системе Казахстана.

После 1995 г. политическая система Казахстана пришла в относительно стабильное, мало измененное по сей день состояние. Н. Назарбаеву удалось закончить формирование политической системы, усилить легальную власть президента, сделать эту должность основной в государстве. Не прибегая к репрессивным средствам принуждения на начальном этапе, Назарбаев сумел стать безальтернативным политическим лидером, устранить хоть какую-то оппозиционную силу в стране. Даже Коммунистической партии Казахстана не удалось составить значимой конкуренции. На президентских выборах 1999 г. кандидат от Компартии С. Абдильдин смог заручиться поддержкой только 12% избирателей. Например, на президентских выборах в России кандидат от компартии России Г. Зюганов на равных боролся с Б. Ельциным, что принесло немало трудностей российской правящей элите. В чем же причина столь слабого результата КПК? Как утверждает исследователь Д. Фурман, в Казахстане коммунисты не смогли правильно адаптировать коммунизм к реалиям республики. Не получилось синтезировать национал-патриотическую составляющую, которая так важна в государственной идеологии. К тому же у населения Компартия вызывает ассоциации с государственной зависимостью от Москвы1.

Отсутствие реальной конкуренции в политической сфере Казахстана привело к тому, что в окружении президента скапливались огромные политические ресурсы и крупные экономические активы. В данной элитной группе наибольшими выгодополучателями стала семья президента республики. Так, старшая дочь Назарбаева - Дарига Назарбаева, сначала вышла замуж за бизнесмена Р. Алиева. Его бизнес

1 Фурман Д. Постсоветский политический режим Казахстана // Казахстан и Россия: общество и государство. М.: Права человека. 2004, с. 199.

на время брака занял монопольное положение на рынке сахара и медиа1. Но через какое-то время Алиев попал в опалу, был обвинен в рэкете, убийстве, измене родине, подготовке госпереворота. Был найден повешенным в оди-

3

ночной камере в австрийской тюрьме .

Несмотря на все это, у старшей дочки Назарбаева появилась другая специализация - в 2014 она была избрана вице-спикером проправительственной партии «Нур Отан». После недолгого пребывания в должности заместителя премьер-министра Республики Казахстан вернулась в парламент Республики Казахстан, но на должность сенатора. С марта 2019 г. является председателем Сената парламента РК. Следует отметить, что ее сын - Нурали Алиев, по версии журнала Forbes, обладает состоянием примерно на 200 млн долларов.

Две другие дочки Н. Назарбаева не проявляли активности в политике, но тесно связаны с бизнес-структурами. Средняя -Динара, акционер Народного банка Казахстана. По версии журнала Forbes считается самой богатой женщиной республики (состояние на 2019 г. 3,4 млр. долл.). Замужем за крупным «нефтяным олигархом», Президентом ОАО «Казтранс-Ойл» Т. Кулибаевым. Младшая - Алия, работает в сфере культуры и искусства. Замужем за казахским бизнесменом Д. Хасеновым.

Как писала М. Олкотт, «Дальнейший контроль «Семьи» за экономикой осуществлялся за счет включения в элиту более дальних родственников и даже просто односельчан Н. Назарбаева, выходцев из его родной деревни Чемолган»2.

Стабильность политической системы Казахстана, по сути, вернула традиционную систему патрон-клиентских отношений. В государстве возникла совокупность приближенных схожая с пирамидой. Оппозиционный представитель П. Своик описал властную пирамиду в Казахстане: «наверху - 5 семей, которые владеют Казахстаном. Под ними - 5000 клиентов

1 Как Дарига Назарбаева пережила опалу и смерть мужа и чуть было не стала преемницей отца / Forbes Россия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.forbes.ru/forbes-woman/373671-kak-dariga-nazarbaeva-perezhila-opalu-i-smert-muzha-i-chut-bylo-ne-stala

3 Появилась новая версия смерти Рахата Алиева / sputniknews.kz [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://ru.sputniknews.kz/politics/20161213/1203112/poyavilas-novaya-versiya-smerti-rahata-alieva.html

2 Олкотт М.Б. Казахстан: непройденный путь / Моск. Центр Карнеги. М.: Гендальф, 2003, с. 217.

(депутаты, министры и т. д.). Под ними - 25000 клиентов этих клиентов. Еще 500000 человек с приличной зарплатой, остальные - бедняки»1.

Новой вехой в политической системе Казахстана стала отставка с поста президента Н. Назарбаева и назначение на должность и.о. спикера Сената Касым-Жомарта Токаева. Официальный уход человека, пробывшего на должности президента почти 30 лет, стал неожиданным для многих экспертов. Однако формат происходящего на данный момент транзита власти представляет собой грамотное перераспределение властных полномочий. Не так давно Совет безопасности Казахстана получил статус главного политического института страны2. Ему подчиняются все силовые ведомства, а президент в своей внутренней политике должен согласовывать действия с Совбезом. До своей отставки Назарбаев занял должность главы Совета.

Уход Назарбаева и последовавшие за этим внеочередные выборы президента Казахстана (победу на которых одержал Токаев) изменили внешний вид политической системы, но не изменили ее сути. Второй президент республики не обладает той харизмой и характером, что выдвинуло ел-басы на руководящие роли сначала в Казахской ССР, а затем и в независимом Казахстане. Однако К. Токаев является идеальным кандидатом для начала первых этапов транзита власти: он опытный дипломат и государственник, за свою карьеру не был замешан в коррупционных скандалах.

Несмотря на то, что процесс формирования политических элит Казахстана закончился еще после принятия обновленной конституции в 1995 г., мы можем наблюдать выверенный и неспешный тип транзита власти от лидера нации к национальной элите. Нельзя с уверенностью сказать, что будущим первым лицом станет Д. Назарбаева. Но не стоит сомневаться в том, что политические элиты республики заинтересованы в плавной передаче власти, без потрясений. Накопленный капитал и участие в международных экономических программах заставляют высшую часть общества не форсировать события в политической жизни Казахстана.

1 Своик П. Мы - конструктивная оппозиция // Время, 2002, 31 января, с. 2.

2 Что такое Совет безопасности Казахстана и какие полномочия у Назарбаева? / Спутник.^ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.sput-niknews.kz/spravka/20190320/9621862/sovbez-polomochiya-kazakhstan.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.