Научная статья на тему 'Принцип самостоятельности в системе функционирования триады ветвей единой власти'

Принцип самостоятельности в системе функционирования триады ветвей единой власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
264
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / PRINCIPLE OF INDEPENDENCE / РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ / DIVISION OF THE AUTHORITIES / ПРЕЗИДЕНТ / PRESIDENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кварацхелия А.З.

В статье анализируется реализация принципа самостоятельности государственных органов управления, а также практическое применение принципа разделения властей в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принцип самостоятельности в системе функционирования триады ветвей единой власти»

Кварацхелия А.З. ©

Студент, кафедра государственного и муниципального управления,

*

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

ПРИНЦИП САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

ТРИАДЫ ВЕТВЕЙ ЕДИНОЙ ВЛАСТИ

Аннотация

В статье анализируется реализация принципа самостоятельности государственных органов управления, а также практическое применение принципа разделения властей в Российской Федерации.

Ключевые слова: принцип самостоятельности, разделение властей, президент Keywords: principle of independence, division of the authorities, president

Принцип разделения властей во многом базируется на самостоятельности органов исполнительной, законодательной и судебной власти. Основой для данного разделения властей, следует выделить то, что каждый государственный орган, который относится к той или иной ветви власти, обладает собственной компетенцией и осуществляет свою деятельность без давления и вмешательства государственных органов власти и непосредственно должностных лиц, относящихся к иной ветви власти.

Стоит отметить, что в соответствии со ст.10 Конституции РФ «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» .[1]

Принцип самостоятельности распространяется и на Президента Российской Федерации, который является субъектом публичной власти и руководствуется принципом самостоятельности.

Однако, особенность Президента РФ в качестве главы государства, заключается в наличии у него таких полномочий, которые ставят под сомнения реальное функционирование принципа самостоятельности.

Рассмотрим данную проблему на примере:

В главе 4 - Президент Российской Федерации, в статье 80, часть 3 гласит:-«Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства».

В тоже время, данная функция закреплена в Конституции и за Правительством Российской Федерации, а именно в гл.6, ст.114 части 1, пункт д., согласно которому «Правительство осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации».

Из вышесказанного следует, что Президент РФ, может оказывать давление на исполнительную власть, в осуществлении внешней политики государства, так как и Правительство РФ имеет возможность навязывать свою точку зрения на внешнеполитические процессы Президенту РФ - что в свою очередь противоречит принципу самостоятельности.

Еще одним фактом, который подтверждает, что принцип самостоятельность в Российской Федерации, действует не в полной объеме, можно выделить назначения кандидатуры Председателя Правительства РФ.

© Кварацхелия А.З., 2016 г.

На данную процедуру оказывает влияние, как Президент страны, так и Государственная Дума. Исходя из Конституции, Президент предлагает Государственной Думе кандидатуру Премьер-министра.

Однако, если Государственная Дума, три раза отклонила кандидатуру предложенную Президентом, тот в свою очередь, имеет право на роспуск Государственной Думы и единолично назначить Председатель Правительства РФ. На данном примере, виден пробел в российском законодательстве, который закрепляет принцип самостоятельности, но в тоже время закрепляет возможность давления и навязывания своих решений другими ветвями власти.

Несомненно, в законодательстве есть исключения, которые могут оградить от вмешательства иной ветви власти, например, если взять ситуацию, разобранную выше, если Государственная Дума не проработала больше года, Президент не вправе распустить её.

Принцип самостоятельности, в исполнительной и законодательной ветви власти имеет свои недостатки. Однако, судебная ветвь власти, обязана быть независимой и самостоятельной относительно других ветвей, иначе вся суть данной системы теряет смысл.

Представляется, что в рамках проведенного исследования выявлены пробелы, которые не позволяют в должной мере самостоятельно действовать судебной ветви власти. Президент и Совет Федерации имеют возможность влиять на судебную ветвь власти и прокуратуру, через утверждение кадрового состава судебных органов власти, данный факт закреплен законодательно, а именно гл.4 ст. 82 п. е «...представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных округов» и п. е.1 «.представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложении об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров».

Исходя из анализа конституционных норм и специальной литературы, напрашивается вывод, что судебная власть не может быть абсолютно самостоятельной и независимой от других ветвей власти[2, С.7-12].

Исходя из всего вышесказанного, можно вывести еще одну проблемную область, которая сказывается на реализации принципа самостоятельности. Проблема заключается в том, что Президент Российской Федерации не относится ни к одной ветви власти, часто ученые выделяют для него отдельную, четвертую ветвь власти. Тем не менее, Глава государства, оказывает влияние на все ветви власти, что противоречит самому принципу. Примером воздействия на исполнительную и судебную власть - с точки зрения кадрового состава, а воздействие на законодательную ветвь власти - это роспуск и назначение выборов Государственной Думы, право на внесение законопроектов в Государственную Думу, подписание и обнародование Федеральных законов Российской Федерации, а также, несомненно, одним из главных инструментов воздействия, следует упомянуть право вето на принимаемые законы.

Исследование показывает, что система триады ветвей единой государственной власти должна руководствоваться исключительно принципом самостоятельности, но де-факто,

данный принцип носит формальный характер, не применяется в полном объеме.

*

Конджакулян К.М. - научный руководитель, к.ю.н., доцент кафедры Административного и финансового права РЭУ им Г.В. Плеханова

Литература

1. Конституция Российской Федерации" (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС ГАРАНТ

2. Конджакулян К.М. Институт президентства и исполнительная власть: вопросы взаимосвязи и взаимодействия (На примере Российской Федерации и Республики Армения) // Журнал Закон и право, №1(13), 2010.

3. Конджакулян К.М. Глава государства в системе и структуре органов исполнительной власти. Сравнительно-правовой анализ на примере России и Армении // Журнал Закон и право, № 2, 2010г.

4. Конджакулян К.М. Президент в системе и структуре органов исполнительной власти и (сравнительно-правовой анализ на примере России и Армении) // Конституционное и муниципальное право, № 5, 2010.

5. Конджакулян К.М. Сущность института президентства в Российской Федерации и Республике Армения в контексте исполнительной власти //Конституционное и муниципальное право, № 10, 2010.

6. Конджакулян К.М. Исполнительная власть и институт президентства: вопросы соотношения (административно-правовое исследование на примере Российской Федерации и Республики Армения) Дисс. ... канд. Юрид. наук. М., ОПТМ РАГС, 2010.

7. Конджакулян К.М. Исполнительная власть в Республике Армения (коллизии, пробелы и правовые механизмы совершенствования)// Государственная власть и местное самоуправление. №1, 2012.

8. Зограбян К.М., Конджакулян К.М. Административная ответственность в Российской Федерации и Республике Армения: понятие и сущность // Российская юстиция, N 6, 2013.

9. Конджакулян К.М. Исполнительная власть и институт президентства: вопросы соотношения. М.: Юрлитинформ, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.