Научная статья на тему 'ПРЕВЫШЕНИЕ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА КАК ФАКТОР РИСКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ'

ПРЕВЫШЕНИЕ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА КАК ФАКТОР РИСКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
32
6
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
дорожно-транспортные происшествия / безопасность дорожного движения / превышение скорости движения / фактор риска ДТП / административное правонарушение / road traffic accidents / road safety / speeding / risk factor for road accidents / administrative offense

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майоров Владимир Иванович

Статья посвящена исследованию проблем административно-правового регулирования, связанных с превышением скорости движения транспортных средств, которое является нарушением из числа факторов риска дорожно-транспортных происшествий. Перечень таких нарушений сформирован Научным центром БДД МВД России; обосновано, что превышение скорости среди них является наиболее массовым и имеющим тенденцию к постоянному росту. Автором выделены и проанализированы основные проблемы правового регулирования, которые способствуют данному росту. Сделан вывод о необходимости их решения в системе с иными мерами по обеспечению безопасности дорожного движения, реализуемыми государством

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Майоров Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXCESSING VEHICLE SPEED AS A RISK FACTOR OF ROAD ACCIDENTS

The article is devoted to the study of problems of administrative and legal regulation associated with exceeding the speed of vehicles, which is a violation of the risk factors for road accidents. The list of such violations was compiled by the Scientific Center for Traffic Safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia; It is substantiated that speeding is the most widespread among them and tends to constantly increase. The author has identified and analyzed the main problems of legal regulation that contribute to this growth. A conclusion is made about the need to solve them in a system with other measures to ensure road safety implemented by the state.

Текст научной работы на тему «ПРЕВЫШЕНИЕ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА КАК ФАКТОР РИСКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ»

Научная статья

© Майоров В.И., 2024

УДК 34

ПРЕВЫШЕНИЕ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА КАК ФАКТОР РИСКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Владимир Иванович Майоров

Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России 1955715@rambler.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию проблем административно-правового регулирования, связанных с превышением скорости движения транспортных средств, которое является нарушением из числа факторов риска дорожно-транспортных происшествий. Перечень таких нарушений сформирован Научным центром БДД МВД России; обосновано, что превышение скорости среди них является наиболее массовым и имеющим тенденцию к постоянному росту. Автором выделены и проанализированы основные проблемы правового регулирования, которые способствуют данному росту. Сделан вывод о необходимости их решения в системе с иными мерами по обеспечению безопасности дорожного движения, реализуемыми государством.

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, безопасность дорожного движения, превышение скорости движения, фактор риска ДТП, административное правонарушение

Для цитирования: Майоров В.И. Превышение скорости движения транспортного средства как фактор риска дорожно-транспортных происшествий // Современная наука. 2024. № 1. С. 24-27.

Original article

EXCESSING VEHICLE SPEED AS A RISK FACTOR OF ROAD ACCIDENTS

Vladimir I Mayorov

Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia 1955715@rambler.ru

Abstract. The article is devoted to the study of problems of administrative and legal regulation associated with exceeding the speed of vehicles, which is a violation of the risk factors for road accidents. The list of such violations was compiled by the Scientific Center for Traffic Safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia; It is substantiated that speeding is the most widespread among them and tends to constantly increase. The author has identified and analyzed the main problems of legal regulation that contribute to this growth. A conclusion is made about the need to solve them in a system with other measures to ensure road safety implemented by the state. Keywords: road traffic accidents, road safety, speeding, risk factor for road accidents, administrative offense For citation: Mayorov V.I. Excessing vehicle speed as a risk factor of road accidents // Modern Science. 2024. № 1. P. 24-27..

Превышение скорости движения транспортного средства является правонарушением, оказывающим непосредственное влияние на безопасность дорожного движения. Согласно обзору Научного центра БДД МВД России оно входит в перечень наиболее опасных нарушений, соответствующих факторам риска совершения дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) [1]. Перечень таких нарушений, помимо этого, включает:

управление транспортными средствами водителями, имеющими признаки опьянения (ч. 1 и 3 ст. 12.8, ст. 12.26, ч. 3 ст. 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);

выезд в нарушение правил дорожного движения на полосу дороги, предназначенную для встречного движения (ч. 4 и 5 ст. 12.15 КоАП РФ);

нарушение правил дорожного движения пешеходами и непредоставление преимущества в движении пешеходам (ч. 1 ст. 12.29, ст. 12.30, ст. 12.18 КоАП РФ).

Выделение наиболее опасных правонарушений в самостоятельную группу видится вполне обоснованным шагом, в особенности с учетом того, что в статистических показателях именно данные нарушения лидируют среди причин ДТП с погиб-

шими и пострадавшими участниками дорожного движения.

Анализ данных о правоприменительной деятельности Госавтоинспекции МВД России показывает, что в 2022 году наблюдалось небольшое снижение количества дел, возбужденных в связи с управлением транспортными средствами водителями, имеющими признаки опьянения, и выездом на встречную полосу движения.

За указанный период произошло некоторое увеличение случаев непредоставления преимущества в движении пешеходам (с 1,15 млн в 2021 году до 1,19 млн дел в 2022 году), однако наибольший рост в числе нарушений, соответствующих факторам риска ДТП, отмечен у превышения скорости движения, притом что число дел об административных правонарушениях, возбужденных по фактам превышения установленной скорости движения (ст. 12.9 КоАП РФ), растет ежегодно: если в 2017 году их насчитывалось 70,6 млн, то в 2021 году - 134,5 млн, в 2022 году - 150,8 млн.

Указанная тенденция во многом определяется расширением использования комплексов автоматической фотовидеофиксации нарушений в области дорожного движения (далее - средства ФВФ), ростом их технических возможностей, поскольку подавляющее большинство фактов превышения скорости фиксируется в автоматическом режиме.

Тем не менее общее количество нарушений демонстрирует негативную ситуацию с административной деликтностью в области дорожного движения.

Следует отметить, что факторы риска ДТП как объект исследования привлекают внимание многих ученых [2, 3, 4].

Нарушения установленных правил составляют лишь одну из групп таких факторов, относящихся к участникам движения (кроме этого, могут быть выделены факторы, связанные с транспортным средством, дорожной инфраструктурой, окружающей средой и др. [5]).

Однако роль факторов риска, определяемых действиями участников дорожного движения, очень высока: по статистике, более 90% ДТП происходят из-за нарушения правил дорожного движения. В этой связи воздействие на рассматриваемые факторы для уменьшения их влияния является одной из эффективных мер профилактики ДТП.

В России существуют определенные проблемы нормативно-правового регулирования, которые способствуют росту нарушений в виде превышения установленной скорости движения транспортного средства. Рассмотрим их подробнее.

1. Размер санкций за превышение скорости движения транспортного средства. Административная ответственность за превышение установленной скорости движения транспортного средства регулируется ст. 12.9 КоАП РФ, в которой установлены четыре диапазона превышения скорости:

1) более 20 км/ч, но не более 40 км/ч;

2) более 40 км/ч, но не более 60 км/ч;

3) более 60 км/ч, но не более 80 км/ч;

4) более 80 км/ч.

Санкциями по данной статье в случае выявления нарушения средствами ФВФ являются штрафы в размере от 500 руб. по ч. 2 до 5 000 руб. по ч. 5 и 7 - за повторное превышение скорости более чем на 40, 60 или 80 км/ч [6].

Несмотря на различную величину превышения скорости, санкции остаются идентичными, что не отвечает принципу справедливости и соразмерности наказания.

Размер штрафных санкций в целом является весьма низким. По данным статистики, в 2022 году наиболее часто фиксировалось превышение скорости на величину более 20 км/ч, но не более 40 км/ч (95,3%), причем долевое значение указанного состава в общей структуре выявленных превышений скорости с каждым годом увеличивается [1].

Административным наказанием по ч. 2 ст. 12.9 КоАП РФ является штраф в размере 500 рублей, который не соответствует общественной опасности нарушения. Это снижает уровень общей и частной превенции при применении мер административного принуждения к нарушителям скоростного режима, а также способствуют развитию правового нигилизма и существенному ежегодному приросту нарушений по ст. 12.9 КоАП РФ.

В современных условиях реформирования законодательства об административных правонарушениях актуальность представляет разработка научно обоснованных подходов к определению санкций за административные правонарушения в области дорожного движения.

Необходимо отметить, что при разработке проекта нового КоАП РФ несколько лет назад наиболь-

шую критику вызвало увеличение штрафов за ряд нарушений правил дорожного движения, в том числе превышение скорости движения.

По этой причине вопрос об усилении ответственности был отложен, однако, на наш взгляд, повышение санкций является достаточно эффективной мерой обеспечения безопасности дорожного движения, в случае если оно будет проводиться в отношении наиболее опасных нарушений правил дорожного движения.

Превышение скорости движения признано опасным нарушением, которое соответствует факторам риска совершения ДТП, следовательно, для него предложения об усилении ответственности будут вполне обоснованными.

2. Отсутствие ответственности за превышение скорости на 10 км/ч. При достаточно низких санкциях к ответственности привлекаются лишь водители, движущиеся со скоростью, которая выше разрешенной более чем на 20 км/ч. Превышение скорости на 1-20 км/ч является условным «нештрафуемым порогом», из-за чего многие участники дорожного движения считают его вполне допустимым, несмотря на требования раздела 10 Правил дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД РФ).

Ранее ответственность за превышение скорости движения на 10 км/ч была закреплена в ч. 1 ст. 12.9 КоАП РФ, однако в 2013 году данная норма утратила силу. Нельзя не отметить негативное влияние такого шага на безопасность дорожного движения: в случае добавления к скорости передвижения в городе в 60 км/ч дополнительных 20 км/ч скорость движения транспортного средства начинает нести прямую угрозу участникам дорожного движения, поскольку при совершении ДТП на такой скорости высока вероятность получения тяжелых травм или же смертельного исхода [7, 8, 9].

Вопрос о возврате правонарушения в виде превышения скорости движения на 10 км/ч неоднократно обсуждался в контексте разработки нового КоАП РФ. Однако у представителей различных органов власти, экспертов и правозащитников имеются различные позиции по данному вопросу, что затрудняет приход к единому мнению.

3. Неурегулированные проблемы превышения средней скорости движения транспортного средства. Измерение так называемой средней скорости осуществляется путем фиксации времени проезда транспортного средства по определенному участку дороги. Если водитель затратил на проезд меньше времени, нежели требуется для преодоления расстояния с максимальной допустимой скоростью, то его действия расцениваются как превышение средней скорости движения.

К ответственности за рассматриваемое деяние нарушители привлекались до 2019 года, однако затем Верховный суд Российской Федерации установил наличие неурегулированных проблемных вопросов при привлечении к ответственности за превышение средней скорости движения транспортного средства [10].

Среди данных проблем можно выделить следующие:

отсутствие полноценной нормативной правовой основы регулирования средней скорости (понятия, четкого способа фиксации, санкций за превышение) [11];

сложности в квалификации деяния как административного правонарушения, которые выражаются в нарушении принципа презумпции невиновности, невозможности определить место и время совершения правонарушения, отсутствии индивидуализации за счет выяснения конкретных обстоятельств правонарушения, в том числе его характера, степени вины нарушителя, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, и др.;

проблемы фиксации с помощью средств ФВФ: невозможность установить точный размер превышения скорости и соответствующую ему санкцию, поскольку высчитывается лишь ее среднее значение на протяженном участке дороги; сложности с определением территориальной подсудности вследствие отсутствия конкретного места правонарушения, что нарушало право водителей на оспаривание нарушения в суде [12]; необходимость четкой настройки сразу нескольких камер, даже небольшой сбор в таймере которых может привести к некорректной фиксации нарушения, и пр.

Тем не менее наличие санкций за превышение средней скорости движения имеет и позитивный профилактический эффект, поэтому на протяжении последних лет в разработке находились нормы, которые бы устранили существующие пробелы законодательства.

Законопроект, закрепляющий в ПДД РФ понятие «средней скорости» и запрет на ее превышение, разработан Минтрансом России [13]. Его вступление в силу было запланировано на 2024 год, однако в декабре 2023 года МВД России выступило с критическими замечаниями о спорности предлагаемых поправок и избыточных административных ограничениях для водителей [14]. В настоящее время сроки принятия законопроекта остаются неопределенными - до прихода заинтересованных ведомств к единому мнению.

4. Проблемы в области организации дорожного движения. Большинство фактов превышения скорости фиксируются средствами ФВФ, однако выбор мест для их установки не всегда осуществляется исходя из целей обеспечения безопасности дорожного движения. Размещение и обслуживание комплексов ФВФ относятся к компетенции органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, которые нередко имеют финансовую заинтересованность в их установке вместе со знаками ограничения скорости в местах с хорошими дорожными условиями, где водители привыкли двигаться с высокой скоростью. Получаемые в результате штрафы становятся источником доходов для пополнения соответствующих бюджетов [7].

Упорядочить процесс размещения технических средств организации дорожного движения было призвано новое законодательство в области организации дорожного движения, в соответствии с которым установка данных технических средств должна осуществляться на основе комплексных схем и проектов организации дорожного движения [15]. Однако последние разработаны далеко не во всех муниципальных образованиях и даже в случае наличия нередко реализуются лишь частично.

Таким образом, необходимость причисления нарушения в виде превышения скорости к факторам риска совершения ДТП не вызывает сомнений. Факторы риска не гарантируют возникновение ка-

кого-либо события, но повышают его вероятность, а высокая скорость движения к тому же значительно повышает тяжесть последствий ДТП.

Наличие целого ряда проблем административно-правового характера, связанных с регулированием скоростных режимов и ответственностью за их нарушение, с каждым годом все более усиливает влияние данного фактора на состояние безопасности дорожного движения.

Решение данных проблем должно осуществляться в системе с иными мерами по обеспечению безопасности дорожного движения, реализуемыми государством, в том числе в рамках стратегического планирования и целевых программ.

Список источников

1. Баканов К.С., Ляхов П.В., Исаев М.М. и др. Правоприменительная деятельность в области безопасности дорожного движения в 2022 году: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2023. 126 с.

2. Сорокин А.А., Яковлев С.В., Орлова А.Ю. Анализ факторов, влияющих на дорожно-транспортные происшествия // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019. № 1 (70). С. 95-99.

3. Якупова Г. А. Повышение безопасности дорожного движения на основе системного подхода с применением современных методов и моделей: дис. ... канд. техн. наук. Казань, 2021. 174 с.

4. Гречнева Г.И. Факторная оценка аварийности дорожного движения и выбор мероприятий по повышению его безопасности: дис. ... канд. техн. наук. Омск, 1984. 213 с.

5. Блинкин М.Я., Решетова Е.М. Безопасность дорожного движения: история вопроса, международный опыт, базовые институции. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2013. 240 с.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (Часть 1).

7. Майоров В.И., Денисенко В.В. Проблемы регулирования превышения установленной скорости движения: российский и зарубежный опыт // Безопасность дорожного движения. 2022. № 4. С. 19-25.

8. Бажина М.А. Правовое регулирование Безопасности дорожного движения в эпоху цифровизации // Безопасность дорожного движения. 2021. № 4. С. 4-6.

9. Кондратьев В.Д. Обеспечение безопасности дорожного движения. Вопросы теории (система «Дорожное движение») // Безопасность дорожного движения. 2023. № 2. С. 6-10.

10. Постановление Верховного Суда РФ от 7 октября 2019 г. № 36-АД19-3 // URL: https://legalacts.ru/sud/ postanovlenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-07102019-n-36-ad19-3/ (дата обращения: 11.03.2024).

11. Майоров В.И., Дымберов А.Д., Молчанов П.В. Правовые проблемы применения специальных технических средств автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2016. № 3(37). С. 69-77.

12. Сарычев А.В., Архипцев И.Н., Рыжкова Е.В. Проблемные вопросы назначения наказания за превышение установленной средней скорости движения // Legal Concept = Правовая парадигма. 2020. Т. 19. № 3. С. 67-72.

13. Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации» (подготовлен Минтрансом России 18.08.2023) // СПС «ГАРАНТ» (дата обращения: 11.03.2024).

14. Штрафы за среднюю скорость оказались под угрозой. Что значит критика МВД // URL: https://www. autonews.ru/news/6579cb739a794720a9fb50d8 (дата обращения: 11.03.2024).

15. Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 11.03.2024).

References

1. Bakanov K.S., Lyakhov P.V., Isaev M.M. et al. Law enforcement activities in the field of road safety in 2022: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», 2023. 126 p.

2. Sorokin A.A., Yakovlev S.V., Orlova A.Yu. Analysis of factors influencing road accidents // Bulletin of the North Caucasus Federal University. 2019. № 1(70). P. 95-99.

3. Yakupova G.A. Improving road safety based on a systematic approach using modern methods and models: dis. ...Cand. of Sciences in Technology. Kazan, 2021. 174 p.

4. Grechneva G.I. Factorial assessment of traffic accidents and the choice of measures to improve its safety: dis. ... Cand. of Sciences in Technology. Omsk, 1984. 213 p.

5. Blinkin M.Ya., Reshetova E.M. Road safety: history of the issue, international experience, basic institutions. M.: Publishing house of the Higher School of Economics, 2013. 240 p.

6. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses dated 30.12.2001 № 195-FZ // Collection Legislation of the Russian Federation. 2002. № 1 (Part 1).

7. Mayorov VI., Denisenko V.V. Problems of regulation of exceeding the established speed: Russian and foreign experience // Road Safety. 2022. № 4. P. 19-25.

8. Bazhina M.A. Legal regulation of road safety in the era of digitalization // Road Safety. 2021. № 4. P. 4-6.

9. Kondratiev V.D. Ensuring road safety. Theoretical issues (the system «Road Traffic») // Road Safety. 2023. № 2. P. 6-10.

10. Resolution of the Supreme Court of the Russian Federation dated 07.10.2019 № 36-AD19-3 // URL: https:// legalacts.ru/sud/postanovlenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-07102019-n-36-ad19- 3/ (date of access: 11.03.2024).

11. Mayorov V.I., Dymberov A.D., Molchanov P.V Legal problems of using special technical means for automatic photo-video recording of traffic violations // Legal science and law enforcement practice. 2016. № 3(37). P. 69-77.

12. Sarychev A.V., Arkhiptsev I.N., Ryzhkova E.V Problematic issues of sentencing for exceeding the established average speed // Legal Concept = Legal paradigm. 2020. Vol. 19. № 3. P. 67-72.

13. Draft Decree of the Government of the Russian Federation «On amendments to the Traffic Rules of the Russian Federation» (prepared by the Ministry of Transport of Russia on 18.08.2023) // Legal reference system «GARANT» (date of access: 11.03.2024).

14. Fines for average speed are under threat. What does criticism oftheMinistry oflnternalAffairs mean//URL: https:// www.autonews.ru/news/6579cb739a794720a9fb50d8 (date of access: 11.03.2024).

15. Federal Law dated 29.12.2017 № 443-FZ «On the organization of road traffic in the Russian Federation and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 11.03.2024).

Информация об авторе

В.И. Майоров - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры административной деятельности органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации

Контакты: ул. Амурская, д. 75, Тюмень, Россия, 625049 Information about the author

V.I. Mayorov - Doctor of Sciences in Jurisprudence, Professor, Professor Department ofAdministrative Activities of the Internal Affairs Bodiesof Tyumen Institute for Advanced Training ofEmployees of the Ministry of Internal Affairs ofRussia

Contacts: ul. Amurskaya, d. 75, Tyumen, Russia, 625049

Статья поступила в редакцию 13.03.2024; одобрена после рецензирования 20.03.2024; принята к публикации 27.03.2024. The article was submitted 13.03.2024; approved after reviewing 20.03.2024; accepted for publication 27.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.