4) общественные и государственные институты;
5) обычные граждане (с. 178). Данный интегративный подход к жертвам преступности близок криминологическим воззрениям нижегородских специалистов, исследующих вопросы противодействия преступности1, в том числе экономической2 и ее отдельным видам3.
Во-вторых, автором предложены основные меры виктимологической профилактики экономической преступности:
1) обобщение негативного виктимологического опыта;
2) мониторинг виктимологических причин экономической преступности;
3) коллективное обращение к представителям правоохранительных органов по вопросам экономической безопасности;
4) совершенствование систем безопасности, включая охранную деятельность;
5) повышенное внимание к информационной безопасности (с. 258).
В рецензируемой работе много других положений, заслуживающих одобрения и поддержки, но есть в книге и спорные положения, требующие дополнительной авторской аргументации.
Таких положений в работе несколько. Во-первых, наименование учебного пособия не в полной мере соответствует его содержанию. Автором глубоко, всесторонне и комплексно рассматриваются основные и частные вопросы оценки экономической преступности, ее причины, особенности личности экономического преступника, вопросы предупреждения экономической преступности и ряд других важных вопросов, свойственные частным криминологическим теориям, в частности криминологии экономической преступности, а наименование учебному пособию дано «Причины экономической преступности». Хотя в самом учебном пособии общим причинам экономической преступности посвящено лишь 25 страниц (с. 66—90), причинам отдельных видов экономической преступности еще 17 страниц (с. 125—129; 139—143; 156—160; 190—195), что составляет всего лишь чуть более 15% от всего объема рецензируемого издания.
Во-вторых, автор при описании основных причин и условий экономической преступности и ее отдельных видов не уделил достаточного внимания виктимологическим факторам экономической преступности, даже не включив их в число условий существования и распространения экономической преступности. В то же время в разделе «Предупреждение экономической преступности» разработаны и предложены меры по устранению виктимологических факторов экономической преступности (виктимологическая профилактика экономической преступности).
Вместе с тем, оценивая работу в целом, считаю, что высказанные замечания носят частный характер. Они не влияют на высокую положительную оценку рецензируемой работы, которая обладает существенной новизной по своей структуре, содержанию и стилю изложения и может быть использована в образовательном процессе не только по направлению подготовки «Юриспруденция», но и по иным направлениям.
Макарейко Николай Владимирович, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры административного права и процесса Нижегородской академии МВД России
Превентивный потенциал государственного принуждения в сфере обеспечения экономической безопасности
Среди актуальных проблем правоохранительной деятельности важное место занимает обеспечение экономической безопасности. Проблемное поле обеспечения экономической безопасности
1 Кабанов П.А. Виктимологическое измерение современной российской преступности: статистический анализ показателей 2009—2013 гг. // Следователь. 2015. № 2. С. 52—56; Кабанов П.А. Виктимологическая оценка состояния современной российской преступности // Право и политика. 2015. № 4. С. 568—574; и др.
2 Паньшин Д.Л. Корпоративные жертвы экономической преступности: анализ официальной российской статистики 2009—2014 годов // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 2 (34). С. 316—321; и др.
3 Ильин И.В. Мошенничество, совершаемое в экономической сфере, как уголовно-правовой и криминологический феномен. М., 2010. С. 184—207; Ильин И.В. Теоретические основы борьбы с мошенничеством, совершаемом в экономической сфере (уголовно-правовые и криминологические проблемы): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. С. 38; и др.
весьма широко и включает значительное число вопросов, требующих безотлагательного разрешения. Вместе с тем, имеются такие, которые традиционно привлекают внимание исследователей, но их значимость столь велика, что требует систематического пристального внимания. Данная посылка в полной мере относится к проблеме причин экономической преступности. Такое положение может быть объяснено потребностью вскрытия детерминантов данного вида противоправных деяний, что и предопределяет настройку вектора правоохранительной деятельности в сфере экономики. В этой связи исследование профессора И.М. Мацкевича, посвященное причинам экономической преступности, представляет важное доктринальное и прикладное значение1.
Автором рассмотрены понятие, признаки, причины и условия экономической преступности, что органически дополнено классификационной моделью экономической преступности, где акцент сделан на характеристику должностных (коррупционных) преступлений, против собственности, интеллектуальной собственности, организованной экономической преступности, а также экономической преступности в зарубежных государствах. Бесспорный интерес представляет рассмотрение личности экономического преступника, что объясняется давнишним интересом автора к характеристике данной составляющей преступности2. Так, профессор А.И. Долгова отмечает необходимость исследования личности преступника вне зависимости от криминологических школ, что продиктовано потребностью выявления закономерностей противоправного поведения, ее обусловленности (детерминации), причинности и, как итог, формированием доктринально обоснованных предложений по борьбе с преступностью3.
Особый интерес работа профессора И.М. Мацкевича представляет с позиции акцентирования авторского внимания на применяемых средствах противодействия экономическим преступлениям. В этой связи вполне закономерным видится рассмотрение проблемы предупреждения экономической преступности, чему посвящена завершающая глава учебного пособия4.
Вскрытие причин экономической преступности позволит выстроить эффективный механизм их выявления и последующей локализации. В этой связи существенную ценность представляют методы, которые могут быть использованы в целях предупреждения экономической преступности. Следует обратить внимание на суждение М.И. Пискотина: «Проблема методов непосредственно связана с более общей проблемой — соотношением целей и средств их достижения. Для государственного управления она имеет особенно большое значение»5. Реформирование экономических отношений повлекло за собой изменения в системе методов государственного управления, что привело к расширению практики использования косвенных методов, позитивное стимулирование экономической деятельности и, соответственно, ограничение применения прямых (административных) методов6.
Признавая наличие определенной динамики в методах противодействия экономической преступности, а точнее обеспечения экономической безопасности, следует предупредить об опасности необоснованного применения косвенных методов, упования на потенциал рыночного саморегулирования безотносительно к наличию реальных и потенциальных экономических угроз, которые определены пунктом 12 Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года7.
В ходе проведения опроса сотрудников органов внутренних дел, работающих в сфере противодействия экономическим преступлениям, служащих налоговых органов и судей было установлено, что менее 15% респондентов признают удовлетворительным состояние защищенности экономических отношений в Российской Федерации, в то время как около 60% опрошенных констатируют критическое состояние экономической безопасности. Очевидно, что при исследовании проблемы
1 Мацкевич И.М. Причины экономической преступности: учебное пособие. М., 2017.
2 Мацкевич И.М. Легенды и мифы преступного мира: криминологические портреты известных преступников. М., 2003; Мацкевич И.М. Портреты знаменитых преступников. М., 2005; Мацкевич И.М. Мифы преступного мира. М., 2015.
3 Криминология: учебник / под общ. ред. А.И. Долговой. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2010. С. 375—411.
4 Мацкевич И.М. Причины экономической преступности: учебное пособие. М., 2017. С. 248—267
5 Советское административное право. Методы и формы государственного управления. М., 1977. С. 6.
6 Хаманева Н.Ю. Проблемы административно-правового регулирования экономических отношений на современном этапе // Административно-правовое регулирование в сфере экономики. М., 2001. С. 31—32.
7 О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента РФ от 13 мая 2017 г № 208 // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20, ст. 2902.
обеспечения экономической безопасности мнение профессионального сообщества имеет важное значение и должно учитываться в ходе практической деятельности, в том числе и при выборе и последующем применении соответствующих методов.
Среди широкого арсенала методов правоохраны важное значение имеет государственное принуждение. Такое положение может быть объяснено следующими факторами. Во-первых, ростом числа правонарушений в сфере экономики, что требует применения адекватных средств правового реагирования. Во-вторых, увеличением количества чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера, что предполагает задействование адекватных методов реагирования. В-третьих, стремительным характером развития противоправных угроз в сфере экономических отношений, требующих незамедлительного реагирования. В-четвертых, значительным уроном, причиняемым охраняемым экономическим отношениям. Потенциал государственного принуждения позволяет активизировать и применить его меры в кратчайшие сроки, что в конечном итоге будет всемерно способствовать минимизации ущерба, причиняемого экономическим отношениям.
Универсальный характер государственного принуждения позволяет использовать его потенциал на различных стадиях развития угроз экономической безопасности. Вместе с тем, при этом применяются различные виды мер государственного принуждения, что во многом обусловлено их функциональной характеристикой. Использование функциональной характеристики дает возможность определить потенциал данного метода, назначение в механизме обеспечения экономической безопасности, выявить правовые ошибки, возникающие при отправлении данного вида правоохранительной деятельности.
Предваряя содержательное рассмотрение функции государственного принуждения в механизме обеспечения экономической безопасности, следует отметить, что они обусловлены сущностью и назначением государства и права. Функции государственного принуждения в сфере обеспечения экономической безопасности следует определить как основные направления воздействия данного метода государственного управления на состояние защищенности экономических отношений от существующих и потенциальных внешних и внутренних угроз.
Использование метода структурного анализа позволяет констатировать, что государственное принуждение в сфере экономической безопасности включает регулятивную, правоограничитель-ную (карательную, штрафную), предупредительную, пресекательную, восстановительную, право-обеспечительную, оценочную, стимулирующую, воспитательную функции.
В механизме государственно-принудительного воздействия в сфере экономической безопасности особую роль играет предупредительная функция, что объясняется необходимостью недопущения правонарушений различной степени общественной опасности в экономике, предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не связанных с противоправной деятельностью, оказывающих дезорганизующее воздействие на состояние защищенности экономических отношений от внутренних и внешних угроз и вызовов.
Предупредительная функция государственного принуждения в сфере обеспечения экономической безопасности представляет собой относительно обособленное направление однородного государственно принудительного воздействия на сознание, волю и поведение субъектов экономических отношений, которое нацелено на недопущение нарушения социальных связей и общественных отношений, прав и законных интересов граждан, их коллективов и организаций. Сущность предупредительной функции государственного принуждения состоит в предвосхищении недопущения правонарушений и других правовых аномалий в сфере экономических отношений.
Предупредительная функция позволяет оказать такое государственно-принудительное воздействие на сознание, волю и поведение субъектов экономических отношений, а через них и на сферу бытия иных субъектов, на которых осуществляется информационное воздействие о применении соответствующих мер государственного принуждения. Превентивная функция государственного принуждения в этой связи подразделяется на подфункции частного и общего предупреждения.
С учетом качественной неоднородности государственного принуждения закономерно возникает вопрос о том, меры всех ли форм государственного принуждения заключают в себе предупредительную функцию? Очевидно, что наибольшим предупредительным потенциалом обладают меры предупреждения, применение которых позволяет заблаговременно воздействовать на вызовы экономической безопасности, не давая им трансформироваться в угрозы, при должном использовании эффективно предотвращает наступление негативных последствий в сфере экономики. Такое положение предопределено тем, что их реализация предшествует правонарушениям,
а также событиям природного и техногенного характера, которые причиняют урон экономическим отношениям. В этой связи меры предупреждения должны предвосхищать негативное воздействие на экономическую безопасность.
Складывающаяся ситуация в сфере экономической безопасности свидетельствует о том, что экономические правонарушения и прежде всего преступления оказывают наибольшее разрушающее воздействие на экономические отношения. В то же время, несмотря на опасность экономических преступлений, они по непонятным причинам не указаны в качестве вызовов и угроз экономической безопасности в соответствии со Стратегией экономической безопасности Российской Федерации и только фрагментарно упоминается теневая экономика, а в подпункте 8 пункта 19 названного нормативного правового акта к основным задачам по реализации направления, связанного с обеспечением устойчивого развития национальной финансовой системы, отнесено «противодействие переводу безналичных денежных средств в теневой оборот наличных денежных средств и легализации доходов, полученных преступным путем от предикатных экономических преступлений».
Сложно понять закрепление такого подхода, поскольку деятельность Центробанка России, Счетной палаты РФ, Росфинмониторинга, Следственного комитета, МВД России во многом ориентирована на предупреждение, прекращение и расследование экономических правонарушений. И.М. Мацкевич убедительно доказывает необходимость деятельности по предупреждению экономических правонарушений, делает акцент на необходимости должного нормативного правового, субъектного обеспечения, а также международного сотрудничества1.
Традиционно предупредительную функцию государственного принуждения причисляют к мерам предупреждения, что не соответствует действительности и в значительной мере обедняет профилактический потенциал данного метода государственного управления. Превентивный потенциал свойственен и мерам пресечения, защиты, ответственности, процессуального обеспечения. Применение мер государственного принуждения названных форм в ряде случаев влечет за собой предупреждение правонарушений.
Значение превентивной функции столь значимо, что в части 1 статьи 3.1 КоАП РФ законодатель определил целевое предназначение административного наказания как общее и частное предупреждение. К целям наказания в соответствии с частью 2 статьи 43 УК РФ наряду с восстановлением социальной справедливости, исправлением осужденного отнесено предупреждение совершения новых преступлений. Значительный предупредительный потенциал заключен в мерах предварительной защиты по административному иску, закрепленных в главе 7 КАС РФ. Можно было продолжить иллюстрирование нормативного правового закрепления предупредительной функции, но и изложенное позволяет утверждать о значительном предупредительном потенциале мер различных форм государственного принуждения, которые не относятся собственно к мерам предупреждения как самостоятельной форме государственного принуждения.
Применение правоограничительного потенциала, заключенного в мерах соответствующих форм государственного принуждения, позволяет не допустить нарушения со стороны субъектов экономических отношений. В то же время на их примере происходит коррекция поведения других субъектов, которые получают информацию о применении мер государственного принуждения, осознают последствия наступления соответствующих правоограничений и отказываются от совершения экономических правонарушений в дальнейшем.
Предупредительная функция находится во взаимосвязи с другими функциями государственного принуждения, что обусловлено комплексным характером государственно-правового воздействия. При этом следует иметь в виду, что важно отладить и обеспечить сбалансированное применение всей системы функций государственного принуждения. Сбой в реализации одной из функций государственного принуждения негативно сказывается на эффективности применения государственного принуждения в целом.
Значимость предупредительных мер будет возрастать в сфере обеспечения экономической безопасности, что объясняется потенциальной возможностью заблаговременного превентивного воздействия на угрозы экономической безопасности. Вектор деятельности субъектов, обеспечивающих экономическую безопасность, должен быть направлен на предупреждение экономических правонарушений, техногенных аварий, стихийных бедствий, что во многом достигается посредством применения мер предупреждения. Такое положение предопределено универсальным ха-
1 Мацкевич И.М. Причины экономической преступности: учебное пособие. М., 2017. С. 248—257.
рактером этих мер, их способностью оказывать профилактическое воздействие как в отношении правонарушений, так и аномалий с правовым содержанием.
В этой связи существует необходимость поиска, нормативного правового закрепления и практического применения мер государственного принуждения, которые обладают значительным предупредительным потенциалом. Они должны быть закреплены и применены с учетом существующих и перспективных угроз и вызовов экономической безопасности.
Подводя итог краткого рассмотрения превентивного потенциала государственного принуждения в сфере обеспечения экономической безопасности, следует признать, что для демократического правового государства создание и функционирование действенной системы предупреждения правонарушений и воздействия факторов природного и техногенного характера на экономику является своеобразной визитной карточкой. Сегодня существует необходимость формирования целостной многоуровневой системы предупреждения деструктивного воздействия на экономику, и в этой связи требуется сформировать общефедеральную доктрину предупреждения внешних и внутренних угроз экономической безопасности, что должно быть положено в основу и детализировано в региональных, муниципальных и локальных стратегиях обеспечения экономической безопасности. Реализация такого подхода станет идеологической базой для формирования действенной системы обеспечения экономической безопасности, где основное внимание будет сконцентрировано на предупредительном воздействии на угрозы и вызовы экономической безопасности.
Лубин Александр Федорович, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры криминалистики Нижегородской академии МВД России
Криминалистический анализ преступлений в сфере экономики
Прежде чем говорить о причинах и условиях, вариантах развития экономической преступности, было бы полезно разобраться в сущности и разновидности явления, его методологии анализа. Лишь потом поставить вопросы: 1. Что будет с экономической преступностью? 2. Можно ли сейчас понять, какой она будет и будет ли вообще?1 Впрочем, это вопросы риторические, на которые не ждет ответа тот, кто их задал.
В исторических подходах к анализу явлений есть некая иллюзия неповторимости различных судеб, поступков, а также мыслей прошлых эпох. Полагаем, что «папирусы со свалки» с древнеегипетских времен, обрисовывающие психологические и логические особенности поведения людей, существовавших более трех тысяч лет тому назад, отличаются от нынешних данных лишь стилем изложения. Во все времена у экономической преступности была цель добыть средства к существованию либо удовлетворение прочих потребностей. Единодушие, как правило, существует лишь применительно к потребности. Вопрос распределения ценностей — это нетленное разногласие. Как во времена существования инков и майя, так и в эпоху становления и развития государства и права. Причем все это как в древнем, так и в современном мире заключается в одном и том же законе. Несмотря на то, что человечество успело существенно состариться, все статично, «если всемогущее божество не пересоздаст природу человека, то этот закон, без всякого сомнения, будет существовать, пока существует наша планета»2.
Экономическая преступность — неизлечимая, хроническая болезнь человечества. Вирус этой болезни, как раковые клетки, находится в каждом человеке с рождения. Но не каждый заболевает. А для тех, кто заболел, необходимы лекарственные средства — терапевтического характера и хирургического.
С точки зрения криминалистики, «терапевтическими» средствами выступают тактические приемы упреждения и пресечения (профилактика) экономических преступлений на ранних стадиях их подготовки. В принципе не имеет значения в какой форме они применяются — в форме оперативно-разыскной деятельности, дознавательской или предварительного следствия. Главное — не допустить
1 Мацкевич И.М. Причины экономической преступности: учебное пособие. М., 2017. С. 5. Автор представил широчайший перечень причин и условий, типов и видов экономических преступлений. Но в ряде моментов хотелось бы усиления отличий оснований классификаций. Например, мошенничество зачастую выступает лишь средством рейдерства (с. 149), а должность — атрибутивным условием совершения хищения или растраты денег или товарно-материальных ценностей (с. 125).
2 Густав Ле Бон. Психология социализма. СПб., 1908. С. 23.