Научная статья на тему 'ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА: ОБ ОПЫТЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В БЕЛАРУСИ'

ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА: ОБ ОПЫТЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В БЕЛАРУСИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
201
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ / ПРОФЕССИЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ФАКТОРЫ ПРЕСТИЖА ПРОФЕССИИ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Толстяк Т. А.

Статья посвящена проблеме престижа профессии педагога, которая остается актуальной в связи с преобразованием профессиональной структуры общества. В статье также представлены результаты социологического исследования, которые отражают специфику оценок белорусских учителей престижа педагогической профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Толстяк Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT PRESTIGE OF TEACHER PROFESSION: EXPERIENCE OF SOCIOLOGICAL SURVEY OF THIS TOPIC IN BELARUS

The article discusses the problem of teacher profession prestige. This problem is still critical in connection with the transformation of the professional structure in Belarus society. In the article the author describes some results of her sociological investigation; in particular, she shows how Belarus teachers estimate the prestige of their profession and what Belarus features determine Belarus teacher assessments.

Текст научной работы на тему «ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА: ОБ ОПЫТЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В БЕЛАРУСИ»

УДК 316.44

Т. А. ТОЛСТЯК,

младший научный сотрудник, Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск, e-mail: tatyana.tolstyak@mail.ru

ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА: ОБ ОПЫТЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В БЕЛАРУСИ

Статья посвящена проблеме престижа профессии педагога, которая остается актуальной в связи с преобразованием профессиональной структуры общества. В статье также представлены результаты социологического исследования, которые отражают специфику оценок белорусских учителей престижа педагогической профессии.

Ключевые слова: педагог, престиж профессии, профессия как фактор социальной стратификации, самоопределение, факторы престижа профессии, удовлетворенность работой.

T. A. TOLSTYAK,

Junior Researcher, Institute of Sociology of NAS of Belarus, Minsk, e-mail: tatyana.tolstyak@mail.ru

ABOUT PRESTIGE OF TEACHER PROFESSION: EXPERIENCE OF SOCIOLOGICAL SURVEY OF THIS TOPIC

IN BELARUS

The article discusses the problem of teacher profession prestige. This problem is still critical in connection with the transformation of the professional structure in Belarus society. In the article the author describes some results of her sociological investigation; in particular, she shows how Belarus teachers estimate the prestige of their profession and what Belarus features determine Belarus teacher assessments.

Keywords: teacher, profession prestige, profession as a factor of social stratification, self-determination, profession prestige factors, job satisfaction.

Трансформационные процессы в современных обществах внесли существенные изменения в состав и структуру профессий, которые являются важной составляющей социальной стратификации. Так, например, формируются новые профессии и исчезают ранее существовавшие, снижается потребность или, наоборот, повышается запрос общества и рынка труда на некоторые из них. Новая социально-экономическая ситуация предъявляет ранее не существовавшие требования к квалификации специалистов, принципиально меняя профессиональную структуру. К возможным инструментам анализа структуры общества и средствам воздействия на нее относят престиж профессии, который позволяет исследовать общество с позиций теории социальной стратификации.

Теоретическое и эмпирическое знание о престиже различных профессий дает возможность органам государственного управления разрабатывать законодательные документы с учетом результатов социологических исследований.

Одно из центральных мест в развитии и сохранении устойчивости социума на данном этапе занимает институт образования. «Образование выступает ресурсом новых общественных преобразований, создавая интеллектуальный, научный, творческий и технологический потенциал, который становится основным активом устойчивого социально-экономического развития» [1]. Способность института образования подготовить необходимое количество квалифицированных кадров демонстрирует эффективность образовательной политики страны. Посредством взаимодействия субъектов образования происходит процесс интеграции новых поколений в общественную жизнь и дальнейшее замещение предыдущих. Нарушение устойчивости данного института может привести к снижению динамики экономического и культурного развития страны.

Педагог является одной из системообразующих фигур образовательной деятельности. В связи с этим в круг задач по развитию института образования включено и улучшение социального положения учительства, и формирование такого педагогического сообщества, которое будет способно эффективно выполнять свои специфические функции и соответствовать новым запросам современного общества. Социологические исследования особенностей педагогической профессии предоставляют информацию об ожиданиях педагогов, об их запросах к обществу, удовлетворенности различными сторонами своего труда и проблемах, волнующих учителей.

Научная и методическая литература обращает большое внимание ученых на вопросы престижа профессии и, в частности, престижа профессии педагога. В социологической науке престиж профессии изучается в рамках теории социальной стратификации, социального неравенства, социальной структуры, социологии профессий.

Зарождение идеи научного изучения престижа профессий произошло в США в рамках структурно-функционального анализа. До середины XX в. в структурно-функциональной теории привилегированное положение определенных профессиональных групп в обществах западного типа объяснялось исходя из их функциональной значимости в процессе общественного разделения труда: речь, прежде всего, идет о профессиях, связанных с функциями управления и социального контроля. Эти профессии, главным образом, занимали представители социальной элиты. Определяющими факторами престижности некоторых видов профессиональной деятельности в рамках структурно-функционального подхода являлись: уровень образования и доход специалиста за осуществление профессиональной деятельности, которые коррелировали с их значимостью и необходимостью в обществе. В середине XX в., когда многие западные страны стали проводить политику массовизации и профессионализации университетского образования, университет из элитарного превратился

в массовое учебное заведение, и это открыло доступ к привилегированным профессиям для представителей не элиты.

За столетнюю историю изучения престижа профессий проведено более 200 исследований по различным методикам и на различного рода выборках. Их основными задачами являлось ранжирование профессий и формирование профессиональных иерархий, а также расчет специальных индексов. Наибольший вклад в данное поле исследований внесли такие ученые, как, например, П. Блау [2], Дж. С. Каунтс [3], Д. Дж. Трейман [4]. Основываясь на результатах исследований данных авторов, необходимо обратить внимание на то, что шкала престижности профессий практически не изменяется при различных исследовательских условиях (методике исследования, объеме выборки, факторе времени, месте реализации сбора информации и др.).

В социологии советского периода престиж профессии изучался в рамках отдельных социологических исследований. Так, например, престиж рассматривался как социокультурное явление Ю. Гизатулиной [5] и В. Красновым [6]. Проблема престижа государственной службы находила отражение в работах В. Комлевой [7]. В дальнейшем тема престижа профессии получила развитие у А. Б. Курлова и Ю. А. Лязина [8]. Также к группе ученых, разрабатывающих данное направление, можно отнести В. К. Войтовича [9], М. Х. Титму [10], В. Н. Шубкина [11].

В начале XXI в. престиж профессий все еще остается в фокусе внимания социологов: О. Ю. Дядин [12], К. К. Каримова [13] и др. осуществляют авторские исследования престижа профессиональной деятельности. Помимо этого, стоит отметить, что конкретно вопросами престижа педагогической деятельности занимаются, например, С. И. Железнякова [14], В. А. Ильин [15], А. А. Филиппов [16]. Специфику национальных законодательств по вопросам прав и статусных характеристик учителей исследует Т. И. Еремина [17], а Т. Н. Матюше-ва изучает правовой статус учителя [18]. Престиж профессии учителя является предметом исследований в работах И. В. Воробьевой [19], Г. З. Ефимовой [20], Ф. Г. Зиятдиновой [21]. Что касается степени разработанности проблемы престижа профессии педагога, то стоит отметить, что в нашей стране в настоящее время она все еще актуальна и малоизучена.

В основе современного направления исследований престижа профессиональной деятельности лежит утверждение, что, несмотря на тот факт, что рейтинг престижа показывает довольно устойчивую картину в течение длительного времени (независимо от социальных факторов развитых и развивающихся стран), он все же имеет свою динамику развития. Так, социологические исследования коллектива российских ученых показали, что профессии, ранее занимавшие топ-уровень в профессиональной иерархии общества, в большинстве своем спустились с первых позиций (ученый, менеджер и т. д.) и уступили свое положение недавно появившимся профессиям (в их числе профессии, связанные с бизнесом и информатикой) [22, с. 218].

В современном социологическом словаре понятие «престиж» описывается категориями авторитета и влияния, а также уважения к индивиду или группе, основанного на их статусе. Анализ данного термина затруднен по причине трансформаций его первоначального значения: вначале его значение определялось от латинского praestigium (иллюзия, очарование, обман чувств), а затем от французского обаяние и очарование; и это последнее значение впоследствии утвердилось во всех остальных языках. Необходимо обратить внимание, что в рамках изучения различных научных теорий существуют авторские концептуализации к определению феномена престижа, в зависимости от целей и задач, стоящих перед исследователем.

Престиж профессии анализируется в двух смысловых границах: в рамках общественного сознания и в субъективном представлении носителей профессии. В узком смысле престиж профессии представляет собой субъективную оценку места носителей профессии в иерархии других видов деятельности. В широком смысле под престижем профессии понимается место профессиональной группы в иерархии других видов деятельности в представлении общественности в соотношении со сложившейся шкалой ценностных ориента-ций населения, репутации профессии в обществе, уважения к профессии со стороны общественности [23, с. 99-100]. По мнению ученых, вероятность изменения иерархии престижа напрямую зависит от стабильности общественного уклада: в периоды реформирования, существенных изменений в политической, экономической и других сферах, интенсивного развития науки и техники могут наблюдаться сдвиги в представлениях о престиже профессий [23, с. 217].

Далее рассмотрим, как раскрываются основные показатели престижа профессии в отношении педагогической профессии в Республике Беларусь, по мнению самих педагогов общеобразовательных школ. Представленный анализ базируется на результатах авторского социологического исследования «Престиж профессии педагога в Беларуси: состояние и тенденции», проведенного автором статьи в рамках подготовки выпускной квалификационной работы в апреле - мае 2020 г. Основной целью данного исследования являлось выявление престижа профессии педагога и факторов, влияющих на престиж педагога общеобразовательных учреждений (на примере региона). Выборочную совокупность составил 121 педагог общеобразовательных школ Березовского района. Опрос проводился по гнездовой выборке, где генеральная совокупность была разделена на первичные гнезда, среди которых проводилась процедура случайного отбора. Затем отобранные первичные гнезда разбивались на вторичные, внутри них путем процедуры случайного отбора определялась единица исследования, подвергавшаяся сплошному обследованию. Сбор данных осуществлялся при помощи самостоятельного заполнения анкет педагогами. Стоит обратить внимание, что полученные данные не позволяют экстраполировать выводы о престиже на всех учителей общеобразовательных школ в Республике Беларусь. Общая характеристика выборки: 12 мужчин

(9,9 %), 109 женщин (90,1 %). По возрасту распределение следующее: до 25 лет -3 человека (2,5 %), 25-44 лет - 49 человек (40,5 %), 45-64 лет - 68 человек (56,2 %), старше 65 лет - 1 человек (0,8 %).

Феномен престижа профессии, как было описано ранее, имеет ряд методов его изучения. В данной работе будет проанализирована структура престижа профессии, представленная В. В. Комлевой. Ключевыми ее элементами выступают:

потребность общества в специалистах данной профессии; принадлежность к профессиональной сфере, престижному профессиональному сообществу;

перспектива профессионального и карьерного роста;

властные полномочия;

материальный достаток;

удовлетворенность профессией;

социальная защита и стабильность;

опосредованность, степень самостоятельности;

возможность продуктивной самореализации и самовыражения;

творческий и нетворческий характер деятельности;

возможность продуктивного лично-профессионального развития;

имидж профессии и профессионала;

социальный статус и др. [24, с. 145].

Далее будут проанализированы некоторые из представленных элементов. Социальная значимость и принадлежность к профессиональному сообществу. Для начала отметим, что педагогическая профессия - это вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных педагогических знаний и практических навыков, приобретаемых в результате целенаправленной профессиональной подготовки в учебном заведении. Особая значимость учителя в общественном устройстве отмечалась во все времена существования человеческих сообществ, прежде всего как транслятора общественных норм и ценностей. Обучение в школе, приобретение знаний, умственное развитие всегда были большой ценностью для личности, общества и государства. Педагог выполняет, наряду с семьей, функцию передачи знаний, опыта, осуществляет помощь в развитии личности и ее интеграции в общество. В результате можно утверждать, что профессия педагога для общества имеет высокое функциональное значение и представители профессии несут ответственность перед обществом за результат своей деятельности.

По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, в нашей стране на 2021 г. насчитывалось 111,4 тыс. педагогов общеобразовательных школ, что на 8,76 % меньше, чем в 2013 г. Необходимо обратить внимание, что в то же время количество учащихся школ возросло с 2013 по 2021 г. на 127 тыс. чел. В результате нагрузка на одного педагога изменилась в 2021 г. до 9,3 учащихся, тогда как в 2012 г. данный показатель составлял 7,1 [25, с. 58].

Шкала престижа профессий, по мнению учителей общеобразовательных школ

Березовского района

Одной из задач исследования являлось выявление представлений педагогов о месте их профессии в профессиональной структуре, т. е. необходимо было сформировать субъективную оценку престижа профессий. С этой целью педагогам предлагалось оценить 20 профессий по пятибалльной шкале, где 1 определяет наименее престижную профессию, 5 - наиболее престижную. Затем путем сравнения и ранжирования средних оценок каждой профессии была сформирована шкала профессий, которая представлена на рис. Согласно ей, ранг профессии педагога по критерию «престиж» в сознании респондентов является достаточно низким по сравнению с рангами других профессий. Это является значимым фактом, поскольку представления самих педагогов о своей профессии во многом формируют репутацию самой профессии в социуме.

Профессиональный и карьерный рост. Анализируя полученные данные и характеризуя уровень профессиональной подготовки опрошенных педагогических кадров, необходимо отметить, что 117 (96,7 %) респондентов имеют высшее образование, у 3 человек - окончена аспирантура/докторантура. Особенностью квалификации и определения профессионализма педагога является наличие у специалиста квалификационной категории, которая присваивается после прохождения процедуры аттестации. Квалификационные категории учителей-респондентов распределились следующим образом: учитель-методист -3 %, учитель высшей категории - 33 %, учитель первой категории - 52 %,

учитель второй категории - 4 %, без категории - 8 %. Приведенные данные свидетельствуют о высоком уровне квалификации всего педагогического состава респондентов. Помимо этого, 109 (90,1 %) респондентов повысили свою профессиональную квалификацию в течение последних лет. Эти данные свидетельствуют о том, что педагогическое сообщество готово и нацелено на совершенствование и повышение уровня своей квалификации.

Материальный достаток. Согласно Рекомендации ЮНЕСКО «О положении учителей», оплата труда педагогов должна быть соразмерна приложенным усилиям и «должна: а) соответствовать значению педагогической деятельности, а, следовательно, и самих учителей для общества, а также другим обязанностям, которые возлагаются на него с началом педагогической деятельности <..>; б) учитывать тот факт, что определенные должности требуют более высокой квалификации, большего опыта и налагают большую ответственность». В связи с этим данная рекомендация указывает на необходимость соответствия заработной платы учителей уровню заработной платы работников промышленной сферы [26, с. 7].

Проведем сравнительный анализ уровня заработной платы работников образования и работников промышленности в Беларуси. В качестве анализируемых данных выступают показатели Национального статистического комитета Республики Беларусь об уровне номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников по видам экономической деятельности за 20162020 гг. (табл.).

В первую очередь необходимо отметить, что уровень заработной платы учителей заметно отличается от заработной платы специалистов промышленной области. Средний индекс заработной платы промышленной и образовательной отраслей за период 2016-2020 гг. составляет 0,70, что позволяет сказать, что труд работников сферы образования оплачивается на 30 % меньше, чем труд работников промышленной сферы.

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников по видам экономической деятельности

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

По всем видам экономической деятельности, в том числе: 722,7 822,8 971,4 1092,9 1254,6

Промышленность 750,9 869,1 1012,0 1125,5 1248,9

Образование 515,6 567,5 665,0 774,3 871,7

Источник: [25, с. 136-137].

В результате проведенного сравнительного анализа очевидно, что в нашей стране труд работников образования оплачивается ниже, чем труд работников промышленности. Помимо повышения заработной платы работников образования, разработаны и утверждены Концепция развития педагогического

образования в Республике Беларусь на 2021-2025 годы, Концепция развития системы образования в Республике Беларусь до 2030 года, в которых определены основные пути ее развития в новых условиях, а также представлены прогнозируемые результаты.

Удовлетворенность профессией. Под удовлетворенностью понимают возвышенное эмоциональное состояние, возникающее у индивида при осознании достижения им желаемой цели [27, с. 456-457]. Профессиональная удовлетворенность, которая заключается в нахождении возможностей удовлетворять свои потребности с помощью профессии, является одним из важных показателей отношения к профессии, ее содержанию и различного рода особенностям [28, с. 34]. Некоторые исследователи, включая О. Г. Красношлыкова, отмечают, что в эмпирических исследованиях понятие профессиональной удовлетворенности раскрывается через некоторые интегративные показатели, такие как: отношение субъекта к избранной профессии; система ценностных ориентаций и социальных установок, связанных с профессией и с особенностями конкретной организации [23, с. 99]. В данном исследовании показатели удовлетворенности профессией раскрывались через удовлетворенность отдельными аспектами профессиональной и трудовой деятельности. В частности, в них включены: справедливый размер оплаты труда, полнота социального пакета и предоставленных гарантий, система стимулирования работников, санитарно-гигиенические условия труда на рабочем месте, техническая оснащенность рабочего места, предоставляемые возможности для повышения квалификации, содержание работы, психологический климат в коллективе, рабочие отношения с руководством организации, возможность карьерного роста, возможность творческого подхода к работе, возможность влиять на принятие управленческих решений в школе, возможность принести своим трудом пользу обществу, возможность проявить инициативу в своей работе, отношения с учениками, отношения с родителями, оценка значимости труда педагога в обществе.

Изучение уровня удовлетворенности опрошенных педагогов работой и профессией в целом позволяет заключить, что он достаточно высок (удовлетворены - 82,6 %). Таким образом, несмотря на то, что опрошенные педагоги оценили престиж своей профессии довольно низко (рис. 1), они достаточно высоко удовлетворены своей работой, поскольку содержание и специфика профессиональной деятельности дает возможность сохранить заинтересованность и мотивированность к работе. Это подтверждается тем, что абсолютное большинство опрошенных педагогов удовлетворены спецификой их профессии, в том числе возможностями творческой реализации и проявления инициативы, а также содержанием работы. Психологический климат в коллективе и рабочие отношения с руководителем организации также получили высокую оценку. По мнению опрошенных, стоит уделить внимание технической оснащенности рабочих мест, а также социальным гарантиям и социальному пакету: данные показатели получили 33,6 и 37,7 % положительных оценок

соответственно. Что касается основных причин неудовлетворенности профессией, то учителя отмечают бюрократизм, увеличение объемов отчетности, отсутствие добросовестного отношения учеников к учебе и недостаточную оплату труда.

При оценке собственной работы и отношения к ней опрошенные учителя демонстрируют высокий уровень удовлетворенности своим трудом. Положительное отношение к трудовой деятельности для педагогов основывается на духовной и нравственной составляющей, которая включает осознание значимости своего долга перед обществом и возможность самореализации в профессии.

Подводя итоги по результатам авторского исследования, стоит отметить следующее. Профессия педагога в восприятии опрошенных характеризуется как недостаточно престижная по сравнению с другими профессиями. Тем не менее отдельные характеристики педагогической профессии оцениваются высоко. Во-первых, педагоги - высокопрофессиональная группа. Во-вторых, для осуществления ими профессиональной деятельности сформированы адекватные условия труда. В-третьих, педагоги показывают высокий уровень удовлетворенности трудом, что можно объяснить тем, что они высоко ценят в своей профессии возможность творческой самореализации, возможность значительного общественного вклада, возможность проявить инициативу в работе. Однако в их восприятии престиж их профессии напрямую зависит от уровня материального обеспечения, который, как показывает табл. 1, заметно ниже среди работников образования, чем среди работников промышленности. Поскольку в Республике Беларусь для большинства населения материальный достаток обеспечивается, в основном, заработной платой, то невысокая (в сравнении с другими категориями работников) зарплата педагогов оценивается самими педагогами как факт невысокого престижа их профессии в сравнении с другими профессиями. Педагогическая профессия, не обеспечивающая человеку достойный материальный достаток, формирует в обществе низкий социальный статус педагога.

Особую значимость приобретают меры повышения престижа профессии, предложенные самими педагогами. Каждый третий педагог отмечал, что повышение заработной платы будет способствовать повышению значимости и престижа их профессии. Помимо этого, педагогами были высказаны следующие запросы: снижение нагрузки до 18 часов на ставку (сейчас составляет 20 часов), техническое переоснащение кабинетов, снижение объемов отчетности, а также необходимость проведения работы с детьми, способствующей формированию у них ценности учительского труда и др.

Результаты проведенного социологического исследования показывают, что работа по повышению престижа профессии педагога имеет долгосрочный характер и требует целенаправленной деятельности для позитивного изменения социального статуса педагогов и усиления привлекательности педагогической профессии.

Список использованных источников

1. Протокол поручений Президента Республики Беларусь А. Г Лукашенко 21 ноября 2014 г. при посещении учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»: протокол от 12 янв. 2015 г. № 1 [Электронный ресурс] / Официальный Интернет-портал Президента Респ. Беларусь. - Режим доступа: http:// president.gov.by. - Дата доступа: 15.12.2021.

2. Blau, P. M. The american occupational structure / P. M. Blau, D. D. Otis. - New York : Wiley, 1967. - 520 p.

3. Counts, G. S. The social status of occupations: a problem in vocational guidance / G. S. Counts // The school review. - 1925. - SXXIII. - P. 16-27.

4. Treiman, D. J. A. Standard occupational prestige scale for use with historical data / D. J. A. Treiman // J. of interdisciplinary history. - 1976. - Vol. 7, no. 2. - P. 283-304.

5. Гизатулина, Ю. Ф. Престиж как социокультурный феномен : автореф. дис. ... канд. со-циол. наук : 22.00.04 / Ю. Ф. Гизатулина ; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М., 1994. - 22 с.

6. Краснов, В. М. Социальный престиж как механизм регулятивной культуры / В. М. Краснов // Проблемы теории и истории культуры. - М., 1992. - С. 60-74.

7. Комлева, В. В. Престиж государственной службы в социокультурном контексте : автореф. дис. ... доктора социолог. наук : 22.00.06 / В. В. Комлева ; Ин-т соц.-полит. исслед. РАН. -М., 2004. - 53 с.

8. Курлов, А. Б. Социальное перемещение молодежи в студенчество / А. Б. Курлов, Ю. А. Лязина. - Уфа : Автор-Проект, 2000. - 145 с.

9. Войтович, В. К Динамика престижа и привлекательности профессий / В. К. Войтович. -Киев : Навукова думка, 1989. - 132 с.

10. Титма, М. Х. Престиж профессий / М. Х. Титма, М. И. Талюнайте. - Вильнюс : Мин-тис, 1984. - 185 с.

11. Шубкин, В. Н. Социологические опыты / В. Н. Шубкин. - М. : Мысль, 1970. - 288 с.

12. Дядин, О. Ю. Престиж отрасли как социальный феномен / О. Ю. Дядин // Социальная политика и социология, изд-во РГСУ (М.). - 2009. - № 2. - С. 139-146.

13. Каримова, К. К. Престиж рабочих профессий в представлении выпускников школ / К. К. Каримова. - Челябинск : ЮУрГУ, СГ-401, 2017. - 91 с.

14. Железнякова, С. И. Социокультурные ориентации учителей / С. И. Железнякова // Социологические исследования. - 2001. - № 4. - С. 99-102.

15. Ильин, В. А. Социальное положение учительства в России / В. А. Ильин, А. А. Шабуно-ва, Г. В. Леонидова // Социологические исследования. - 2012. - № 8. - С. 123-133.

16. Филиппов, А. А. Социально-профессиональный статус школьного учителя в современном российском обществе / А. А. Филиппов // Известия высш. учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2011. - № 2. - С. 89-97.

17. Еремина, Т. И. Международный опыт по законодательному оформлению статуса учителя / Т. И. Еремина // Universum : Вестн. Герцен. ун-та. - 2014. - № 3-4. - С. 116-122.

18. Матюшева, Т. Н. Трансформация правового статуса учителя в СССР: от Конституции 1936 года до Конституции 1977 года / Т. Н. Матюшева // Право и образование. - М., 2014. -№ 12. - С. 130-138.

19. Воробьева, И. В. Престиж профессии учителя / И. В. Воробьева // Вестн. РГГУ. Сер.: Философия. Социология. Искусствоведение. - 2014. - № 4. - С. 96-104.

20. Ефимова, Г. З. Динамика престижа педагогической профессии в России и мире: экономический аспект [Электронный ресурс] / Г. З. Ефимова // Интернет-журнал Науковедение. -2015. - № 6. - Режим доступа: http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-6 URL статьи: http:// naukovedenie.ru/PDF/112EVN615.pdf. - DOI: 10.15862/112EVN615. - Дата доступа: 19.12.2021.

21. Зиятдинова, Ф. Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы, пути решения [Электронный ресурс] / Ф. Г. Зиятдинова. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru / data/2011/02/23/1214891722/ Ziyatdinova.pdf. - Дата доступа: 27.12.2021.

22. Тимирова, Л. Н. Роль престижа профессий в изменении социально-профессиональной структуры общества / Л. Н. Тимирова // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. - 2008. -Т. 14. - С. 216-219.

23. Красношлыкова, О. Г. Престиж профессии педагога как ресурс повышения удовлетворенности профессиональной деятельностью [Электронный ресурс] / О. Г. Красношлыкова, И. В. Шефер, М. В. Садретдинова, Е. В. Бородкина // Вестн. Самар. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2018. - № 4. - С. 98-107. - Режим доступа: Ы^://суЬег1ептка. ru/artide/n/prestizh-professii-pedagoga-kak-resurs-povyshemya-udovletvorennosti-professюnalnoy-deyatelnostyu/. - Дата доступа: 20.12.2021.

24. Небольсин, Ю. А. Феномен престижа профессии в психологии и акмеологии (к постановке проблемы) / Ю. А. Небольсин // Акмеология. - 2014. - № 3. - С. 143-147.

25. Статистический ежегодник Республики Беларусь 2021 [Электронный ресурс] : стат. сб. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. - Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/ d8c/ yr1d8w95a75bhnumml7vbg6jqxyih3 69.pdf. - Дата доступа: 12.12.2021.

26. Рекомендация ЮНЕСКО/МОТ о положении учителей 1966 г. и Рекомендация ЮНЕСКО о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений 1997 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_dialogue/---sector/ documents/normativeinstrument/wcms_ 493319.pdf. - Дата доступа: 12.12.2021.

27. Кравченко, С. А. Социологический энциклопедический русско-английский словарь: более 10 000 единиц / С. А. Кравченко. - М. : Астрель, 2004. - 511 с.

28. Кулезнева, И. Н. Динамика развития профессиональной идентичности студентов среднего специального заведения / И. Н. Кулезнева // Педагогика. - 2008. - № 2 (55). - С. 32-38.

Поступила 28.01.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.